Персоны :: Венсан д`Энди

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Создал20.08.2022 в 16:42
  • fan90
  • Ред.11.11.2023 в 20:21
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Vincent d`Indy
Дата рождения: 27 марта, 1851 | овен
Место рождения: Париж, Франция
Дата смерти: 2 декабря, 1931 | 80 лет
Место смерти: Париж, Франция
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера
Биография
Поль Мари Теодор Венсан д`Энди́ - французский композитор, органист, дирижёр, педагог, публицист и общественный деятель. Крупнейший представитель школы Сезара Франка.

Детство и юность

Венсан д`Энди родился в Париже, но большую часть детства провёл в соседней с Савойей горной части южной Франции - Севеннах. Там, в фамильном имении, он был полностью предоставлен попечению своей бабушки, матери отца. Женщина с сильным и властным характером, она была горячей любительницей музыки и одновременно первым педагогом своего внука.

В юношеском возрасте Венсан д`Энди возвращается в Париж. Обладая эффектным внешним видом и крепким телосложением, во время франко-прусской войны д’Энди служил в Национальной гвардии. Вернувшись в столицу по окончанию войны, он получает музыкальное образование в парижской консерватории - по классу фортепиано у Жана Мармонтеля, и в классе гармонии Альбера Лавиньяка.

Карьера

В 1872 году начались занятия д`Энди по композиции под руководством Сезара Франка. Эта встреча определила его творческую и личную судьбу на всю оставшуюся жизнь. Но не только его. В лице Венсана д`Энди и сам стареющий мэтр нашёл не только верного ученика и последователя своих идей, но и личного друга, а также пропагандиста эстетических взглядов. Венсан д`Энди стал самым активным членом и главой группы музыкантов, окружавшей Франка в последние годы его жизни. Кроме него, в эту группу входили Эрнест Шоссон, Анри Дюпарк, Ги Ропарц, Габриэль Пьерне и многие другие. Этот кружок, противостоявший Академии и Консерватории, поначалу внёс в музыкальную жизнь Парижа свежую струю, и уже к началу XX века сам превратился в "музыкальную власть", а спустя ещё десять лет занял почётное место консерваторов и ретроградов, которых молодые музыканты Франции для краткости именовали "франкистами".

С 23-х лет Венсан д`Энди - активно концертирующий музыкант-исполнитель. Он с готовностью занимает самые разные должности и осваивает многие специальности. Ещё не окончив курс консерватории, с 1874 года он замещает должность хормейстера, играет на литаврах в оркестре и служит церковным органистом.

Первый официальный успех приходит к д`Энди в середине 1880-х годов. За свою «Песнь о колоколе» на слова Фридриха Шиллера (для хора и большого симфонического оркестра) в 1886 году он получил Большую премию Парижа. Его учитель и весь кружок восприняли эту премию с восторгом, как первое свидетельство победы школы Сезара Франка.

С 1887 года Венсан д`Энди становится главным хормейстером "Общества новых концертов" (с 1897-го носящих название "Концертов Лямурё"). После 1890 года д`Энди также начинает выступать как симфонический дирижёр, исполняя в основном собственные произведения. Он гастролирует по Франции и во многих странах Европы, в том числе и России.

Разумеется, всё это изобилие музыкально-исполнительской деятельности имело свою твёрдую организационную основу. С самых молодых лет д`Энди энергично участвует во многих коллективных проектах в качестве основного участника, а впоследствии и возглавляет многие из них. Ещё в 1871 году (в возрасте 20-ти лет) он становится одним из действующих организаторов Национального музыкального общества и его многолетним секретарём. Инициаторами учреждения этого общества пропаганды новой музыки стали Сен-Санс, Шоссон, Форе́ и Франк (именно эти имена в те времена олицетворяли собой "новую музыку"). Но львиную долю ежедневной кропотливой организационной работы взял на себя именно д`Энди. А спустя ещё двадцать лет, в 1890 году, он возглавил эту организацию и стал её президентом.

«Schola cantorum»

Однако знаковым и, пожалуй, главным событием в жизни Венсана д`Энди как общественного деятеля безусловно можно считать 1894 год, когда он сам, Шарль Борд и Александр Гильман основали в Париже новую консерваторию под названием "Schola cantorum" (буквально - "Школа певчих", или "Певческая школа"). Несмотря на название, "Schola cantorum" не была школой церковных певчих, притом что учебные курсы были посвящены старинной церковной музыке католиков (в том числе, традиционной григорианской монодии). На долгие годы парижская "Schola cantorum" стала оплотом строгого стиля в узком смысле слова и музыкального консерватизма вообще.

Основным содержанием курса школы стало изучение старинной церковной музыки, григорианского пения, техники старой полифонии (на примере творчества Палестрины, Шютца, Баха, Генделя, некоторых «особо допущенных» французских мастеров, например, Люлли, Рамо и Куперена, а также, разумеется, самого Сезара Франка). Примерно два года ушло на подготовку, ремонт здания, улаживание многочисленных формальностей и нейтрализацию некоторого обозначившегося противодействия "музыкальных властей". Активная преподавательская работа "Schola cantorum" началась с 1896 года.

Музыка

Конечно же, о наследии своего учителя Сезара Франка д`Энди не забывал. Но также влияние на его музыкальные вкусы и композиторский стиль оказал и Рихард Вагнер. Творчество Вагнера ему было известно практически с детства, но вплотную и подробно он познакомился с музыкальными драмами и теоретическими работами Вагнера в 1876 году. Именно тогда д`Энди становится верным адептом учения "саксонского карлика". Странно сказать, но он, француз до мозга костей, пронёс эту истинно немецкую верность до самой своей смерти, и даже в своей программной книге «Рихард Вагнер и его влияние на музыкальное искусство Франции», написанной в 1929 году, продолжал серьёзно утверждать, что чуть ли не всё на свете произошло от Вагнера. Его он называет не иначе, как "спасителем и руководителем французской музыки в те времена, когда наша национальная опера пала столь низко!"

Не удивительно, что примерно такие же влияния обнаруживаются и в музыке самого д`Энди, начиная с его ранних произведений. Даже простое перечисление названий не оставляет сомнений в источниках и ориентирах его вдохновения. Это симфоническая трилогия «Валленштейн» по поэме Шиллера, симфоническая баллада «Зачарованный лес», и особенно его опера «Фервааль», поставленная в Брюсселе, которую и слушатели, и критика сразу же определили как внутренний французский вариант «Парсифаля». Сюжет оперы также основан на скандинавском эпосе «Эдда». Музыка, правда, имеет довольно серьёзные стилевые отличия, соединяя вагнеровскую гармонию и систему лейтмотивов с интонациями песенного фольклора южной Франции, где прошло несколько лет детства Венсана д`Энди.

Постепенно французские фольклорные темы и мелодии всё более проявляются и даже начинают преобладать в творчестве д`Энди. И снова это можно заметить даже по названиям: «Симфония на тему песни французского горца» (1886), «Фантазии на темы французских народных песен» для гобоя с оркестром (1888). Понятно, что все эти произведения (уже с точки зрения вагнеровской эстетики) были бы признаны отступническими, а самого д`Энди пришлось бы причислить к типичным профессиональным академическим композиторам. Но при этом ещё в начале XX века он написал вполне традиционную романтическую симфонию в трёх частях «Летний день в горах» (1905), а незадолго до смерти - «Средиземноморский диптих», сочинённый вполне в традициях симфонической картины романтиков.

Вторая опера Венсана д`Энди, «Чужестранец», была поставлена также в Брюсселе в 1903 году. Широкая парижская публика знала о крупных театральных произведениях д`Энди только понаслышке. И здесь безусловно сказалась клановая природа музыкальной жизни Франции. Организовав в противовес консерватории свою компактную и непоколебимо устойчивую "Schola cantorum", Венсан д`Энди невольно поставил себя в оппозицию к Академии, и как следствие, к государственным оперным театрам. И хотя в течение всей своей жизни он пользовался всеобщим уважением правящих музыкальных старцев, и прямых конфликтов не происходило, в целом отношение к д`Энди со стороны музыкального бомонда в течение всей его жизни оставалось прохладным. И тем более этой прохладности добавилось во время войны с Германией, когда антинемецкая и националистическая истерия буквально захлестнула французское общество, что неминуемым образом коснулось и самого Вагнера, и всех, кто был за него.

Кроме уже упомянутой книги о Вагнере, руке Венсана д`Энди принадлежат большие труды о его любимом учителе Сезаре Франке (1906) и Бетховене (1911), а также монументальный четырёхтомник «Курс музыкальной композиции», в котором он подробно излагает свой творческий метод и основы педагогических воззрений. Однако, перечисляя все музыкальные, литературные и прочие произведения Венсана д`Энди, приходится признать, что из всех них именно "Schola cantorum" явилась наиболее значительным и важным с точки зрения истории французской музыки XX века.

Скончался 2 декабря 1931 года в Париже.

По материалам Википедии
Композитор
Симфонические произведения

1930 «Фантазия на тему старинного французского рондо» для фортепиано
1929 «Струнный квартет №3» ре-бемоль-мажор
1927 «Струнный секстет» си-бемоль-мажор
1926 «Средиземноморский диптих»
1926 «Концерт для фортепиано, флейты, виолончели и струнных»
1925 «Соната для виолончели и фортепиано» ре-мажор
1921 «Поэма берегов». Сюита для оркестра
1918 «Сарабанда и менуэт для духового квинтета и фортепиано»
1906 «Воспоминания». Поэма для оркестра
1905 «Летний день в горах». Симфонический триптих
1904 «Соната для скрипки и фортепиано» до-мажор
1903 «Mirage» для голоса и фортепиано
1903 «Хоральные вариации для саксофона с оркестром»
1903 «Симфония №2» си-бемоль-мажор
1899 «Вечерня общих мучеников» для орга́на
1897 «Струнный квартет №2» ми-мажор
1896 «Морская песнь для голоса и фортепиано»
1896 «Иштар». Симфонические вариации
1896 «Deus Israel». Мотет для хора
1893 «Прелюдия и малый канон фа-минор» для орга́на»
1890 «Струнный квартет №1» ре-мажор
1889 «Путевые картины». Цикл пьес для фортепиано
1885 «Святая Мария Магдалина»
1884 «Цветок шалфея»
1880 «Plainte de Thecla» для голоса и фортепиано
1879 «Валленштейн». Симфоническая трилогия
1878 «Заколдованный лес». Симфоническая легенда
1872 «Мадригал для голоса и фортепиано»
1872 «Clair de lune» для голоса и фортепиано
1872 «Симфония №1» ля-мажор

Оперы

1922 «Мечта Кинира»
1908 - 1915 «Легенда о Святом Христофоре»
1898 - 1901 «Чужестранец»
1889 - 1895 «Фервааль»
1879 - 1883 «Песнь колокола»
1876 - 1882 «Жди меня под вязами
Награды и премии
1903 Кавалер ордена короля Леопольда (Бельгия)
1895 Командор ордена короля Карла III (Испания)
1892 Полный кавалер ордена Почётного легиона (Франция)
1886 Большая музыкальная премия (Париж)
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions