Персоны :: Родольф Крейцер

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Создал20.08.2022 в 17:17
  • fan90
  • Ред.30.03.2023 в 21:04
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Rodolphe Kreutzer
Дата рождения: 16 ноября, 1766 | скорпион
Место рождения: Версаль, Королевство Франция
Дата смерти: 6 января, 1831 | 64 года
Место смерти: Женева, Швейцария
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера
Биография
Родольф Крейцер - французский композитор, скрипач и дирижёр, представитель так называемой "парижской" скрипичной школы.

Имя Родольфа Крейцера сегодня мало известно широкой публике. Немного больше оно известно музыкантам и литераторам. Первым - главным образом, по названию одной из лучших скрипичных сонат Бетховена, которую, кстати, сам Крейцер никогда не исполнял. Вторым - по знаменитой повести Льва Толстого. Однако при жизни Крейцер пользовался всемирной славой, как крупнейший представитель французской классической скрипичной школы.

Детство и юность

Родольф Крейцер родился в Версале 16 ноября 1766 года. Его отец зарабатывал на жизнь игрой в придворном оркестре и был рад, что сможет в будущем передать своё ремесло сыну, у которого очень рано обнаружились незаурядные музыкальные способности. Видя, однако, что для обучения мальчика собственных знаний не хватает, он счёл благоразумным вверить его судьбу Якову Антонину Стамицу - опытному чешскому скрипачу, приехавшему в 1772 году в Париж из Мангеймской капеллы, в те времена лучшей в Европе. Стамиц был коллегой отца Родольфа по капелле Марии Антуанетты.

Увлечённость музыкой и работа с талантливым педагогом дали блестящие результаты - в возрасте тринадцати лет Родольф с большим успехом дебютировал в престижных "Духовных концертах" в Париже.

Когда Родольфу было шестнадцать лет, королева Мария Антуанетта пригласила его в Трианон на концерт в свои апартаменты. Она оказалась очарованной игрой юного музыканта. После того как Крейцер вскоре потерял в течение двух дней своих родителей, Мария Антуанетта пришла ему на помощь, предоставив место отца в своей придворной капелле.

 В 1782 году во французскую столицу приехал уже хорошо известный в Европе скрипач Виотти, оказавший большое влияние на Крейцера, деятельной натуре которого нужно было утвердиться в правильности избранного пути. Приняв искусство Виотти за эталон, к тому же общаясь с этим музыкантом по службе, Крейцер стал быстро развиваться как артист. Его смычок обретает смелость, игра - размах и виртуозный блеск. Новые скрипичные концерты Крейцера наполняются маршевыми ритмами, героическими призывными интонациями и виртуозными пассажами.

Карьера

Очень скоро Крейцер быстро вошёл в созвездие лучших скрипачей Европы. Его славе способствовали успешные выступления в крупнейших городах Франции, Италии, Австрии, Голландии, Германии.

В 1796 году вслед за победоносной армией молодого Бонапарта Крейцер едет в Италию. Он даёт концерты в Милане, Флоренции, Венеции, Генуе. Затем Крейцер переправился в Германию, и посетив по дороге Гамбург, через Голландию возвратился в Париж. Он прибыл как раз к открытию консерватории. Саррет, назначенный директором, немедленно пригласил Крейцера, который, наряду с Гавинье, Роде и Байо, стал одним из ведущих профессоров консерватории.

Тогда же продолжается сближение музыканта с бонапартистскими кругами. Когда в 1798 году Австрия согласилась на позорный мир с Францией, Крейцер сопровождал в Вену генерала Бернадотта, назначенного туда в качестве посла.

Находясь в Вене, своей игрой он произвёл сильное впечатление на Бетховена. Из одного из писем Бетховена известно, что с Крейцером он познакомился и встречался в Вене неоднократно. Письмо связано с посвящением Крейцеру знаменитой сонаты, написанной в 1803 году. Первоначально Бетховен намеревался посвятить её скрипачу-виртуозу мулату Бреджтоуэру, пользовавшемуся в начале XIX столетия в Вене большой популярностью. Но чистое виртуозное мастерство мулата, по-видимому, не удовлетворило композитора, и он посвятил это произведение Крейцеру.

Однако Крейцера ценили не столько за политические убеждения, сколько за талант художника, артиста, музыканта. Крейцер был великим скрипачом. «Он не обладал элегантностью, шармом и чистотой стиля Пьера Роде, совершенством механизма и глубиной Пьера Байо, но ему были свойственны живость и страстность чувства, соединённые с полнейшей чистотой интонации» - пишет Анри Лавуа.

Более конкретное определение даёт Эрнст Гербер: «Манера игры Крейцера совершенно своеобразна. Труднейшие пассажи аллегро он исполняет чрезвычайно ясно, чисто, сильными акцентами и крупным штрихом. Выдающимся мастером своего дела он является и в Адажио».

Николай Кириллов приводит следующие строки из «Немецкой музыкальной газеты» за 1800 год об исполнении Крейцером и Роде концертной симфонии для двух скрипок: «Крейцер вступил в состязание с Роде, и оба музыканта дали случай любителям видеть интересную битву в симфонии с концертными соло двух скрипок, которую Крейцер сочинил для этого случая. Тут мне было видно, что талант Крейцера был плодом долгого изучения и неослабной напряжённости; искусство же Роде казалось прирождённым ему. Короче, между всеми виртуозами на скрипке, которых слышали в этом году в Париже, Крейцер пока единственный, которого можно поставить наряду с Роде».

Франсуа Фетис подробно характеризует исполнительский стиль Крейцера: «Как скрипач Крейцер занимал особое место во французской школе, где он блистал наряду с Роде и Байо, и не потому, что уступал в обаянии и чистоте первому из этих артистов, или в глубине чувств и удивительной подвижности техники второму, но потому, что так же как в композициях, в своём таланте инструменталиста более следовал интуиции, чем школе. Эта интуиция, богатая и полная живости, придавала его исполнению оригинальность выражения и вызывала такое эмоциональное воздействие на аудиторию, которого ни один из слушателей не мог избежать. Он обладал могучим звуком, чистейшей интонацией, а его манера фразировки увлекала своей горячностью».

Без искусства Крейцера не могли обойтись ни Наполеон, ни Людовик XVIII. В 1802 году музыканта назначили первым скрипачом инструментальной капеллы Бонапарта. После провозглашения Наполеона императором Крейцер становится его личным камер-музыкантом.

Вместе со своими коллегами профессорами Байо и Роде, Крейцер был одним из авторов «Школы Парижской консерватории», изданной в 1802 году. Здесь были изложены самые передовые для того времени взгляды на исполнительство и художественное развитие учащегося. Именно для этого пособия Крейцер и создал свои знаменитые этюды, которые великий польский скрипач Генрик Венявский называл не иначе, как "наша Библия".

После отъезда Роде в Россию в 1803 году, Крейцер занимает его место солиста оркестра в "Гранд-Опера". В 1816 году к этим обязанностям прибавляются функции второго концертмейстера. В 1817-м Крейцер становится директором оркестра.

Работая бок о бок с Этьеном Мегюлем, Луиджи Керубини, Жаном-Франсуа Лесюэром и другими композиторами революционного Парижа, Крейцер начал создавать оперы, написав их более сорока́.

Крейцер также проявляет себя и как талантливый педагог. Среди его учеников немало выдающихся виртуозов Франции во главе с Шарлем Филиппом Лафоном. А один из учеников Крейцера, Ламбер Жозеф Массар, стал со временем его преемником в качестве профессора консерватории, воспитав таких учеников, как Венявский, Ондржичек и Крейслер.

За выдающиеся заслуги в развитии французской национальной музыкальной культуры Крейцера в 1824 году наградили орденом Почётного легиона. Однако тяжёлый перелом руки заставил его навсегда оставить исполнительскую деятельность.

Последние годы, до той поры, пока его не разбил паралич, Крейцер целиком посвятил дирижированию и композиции. Композитора пытались лечить в Швейцарии, надеясь на целебный климат. Но всё оказалось напрасным. 6 января 1831 года в Женеве Родольф Крейцер скончался.

По материалам tonnel.ru
Композитор
Оперы

1824 «Ипсибоя»
1814 «Орифламма»
1812 «Человек без фасона»
1810 «Смерть Авеля»
1808 «Аристипп»
1808 «Тогда и сейчас»
1807 «Франциск I»
1801 «Астианакт»
1792 «Франк Бретон»
1791 «Лодоиска»

Симфонические произведения

«Концерт для скрипки с оркестром №19» ре-минор
«Концерт для скрипки с оркестром №18» ми-минор
«Концерт для скрипки с оркестром №17» соль-мажор
«Концерт для скрипки с оркестром №16» ми-минор
«Концерт для скрипки с оркестром №15» ля-мажор
«Концерт для скрипки с оркестром №14» ми-мажор
«Концерт для скрипки с оркестром №13» ре-мажор
«Концерт для скрипки с оркестром №12» ля-мажор
«Концерт для скрипки с оркестром №11» до-мажор
«Концерт для скрипки с оркестром №10» ре-минор
«Концерт для скрипки с оркестром №9» ми-минор
«Концерт для скрипки с оркестром №8» ре-минор
«Концерт для скрипки с оркестром №7» ля-мажор
«Концерт для скрипки с оркестром №6» ми-минор
«Концерт для скрипки с оркестром №5» ля-мажор
«Концерт для скрипки с оркестром №4» до-мажор
«Концерт для скрипки с оркестром №3» ми-мажор
«Концерт для скрипки с оркестром №2» ля-мажор
«Концерт для скрипки с оркестром №1» соль-мажор
«Концертная симфония №3 для двух скрипок с оркестром» ми-мажор
«Концертная симфония №2 для двух скрипок и виолончели с оркестром» фа-мажор
«Концертная симфония №1 для двух скрипок с оркестром» фа-мажор
«42 этюда для скрипки соло»
«Шесть дуэтов-диалогов для скрипки и альта»
«Молинара». Вариации для скрипки и фортепиано
«Большая соната для скрипки и фортепиано» ля-минор
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions