С участием персоны 0 раздач
Краткая биография
Имя: Антон Степанович Аренский
Дата рождения: 30 июня, 1861 | рак
Место рождения: Новгород, Российская империя
Дата смерти: 12 февраля, 1906 | 44 года
Место смерти: Перк-ярви, Выборгская губерния, Российская империя
Карьера: Композитор, дирижёр
Жанр: Классическая музыка, опера
Дата рождения: 30 июня, 1861 | рак
Место рождения: Новгород, Российская империя
Дата смерти: 12 февраля, 1906 | 44 года
Место смерти: Перк-ярви, Выборгская губерния, Российская империя
Карьера: Композитор, дирижёр
Жанр: Классическая музыка, опера
Биография
Антон Степанович Аренский - русский композитор, пианист, дирижёр и педагог. С 1889-го по 1894-й годы - профессор Московской консерватории, с 1895-го по 1901-й - управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге. Отец востоковеда и писателя Павла Аренского.
Ранние годы
Аренский родился в музыкальной семье: его отец, врач Степан Матвеевич Аренский, хорошо играл на виолончели, мать была пианисткой. С семи лет он начал брать уроки игры на фортепиано; в девять лет сочинил квартет для скрипки, фортепиано, флейты и виолончели. Первым его учителем теории музыки был профессор Зикке.
В 1872 году семья Аренских переехала в Санкт-Петербург, где Антон заканчивал среднее образование (начатое в Новгородской гимназии) в 5-й классической гимназии и продолжил музыкальное образование в Петербургской консерватории по классу композиции Николая Римского-Корсакова.
Карьера
По окончании консерватории в 1882 году Аренский получил приглашение в Московскую консерваторию на должность преподавателя. С 1889 года, получив звание профессора, Аренский вёл в ней классы музыкально-теоретических дисциплин (инструментовки, фуги и свободного сочинения).
Выступал в России и за рубежом как пианист и дирижёр. Уже начиная с 25-тилетнего возраста, преподавая в московской консерватории курс полифонии и свободного сочинения, Аренский стал широко известен своим разгульным образом жизни. Тогдашний директор консерватории, профессор Василий Сафонов, живо откликнулся на его бурную славу эпиграммой, начинавшейся такими словами: «Муза Аренского - не выходит из погреба ренского».
После того, как Аренский окончил Петербургскую консерваторию и вернулся в Москву, горячее участие в его судьбе принял Чайковский. Переписка, личные встречи и беседы с Чайковским оказали громадное влияние на формирование творческого почерка Аренского. Кроме того, Пётр Ильич много сделал для продвижения на сцену опер Аренского, хлопотал о включении его произведений в программы концертов.
«Вчера я ездил в Москву специально для того, чтобы услышать «Сон на Волге» Аренского. Хотя я уже был о ней очень хорошего мнения и ожидал от неё истинного удовольствия - но то, что я испытал вчера, превзошло далеко все мои ожидания. Некоторые картины, особенно картина сна Воеводы, производят сильнейшее впечатление. Вся опера от начала до конца написана настоящим художником, с большой обдуманностью и мастерством. Это вовсе не первая, робкая попытка начинающего, это настоящее художественное произведение, способное произвести сильное, глубокое впечатление. По-видимому, опера публике чрезвычайно нравится, и мне кажется, что она может занять прочное место в русском репертуаре. Было бы весьма, весьма желательно, чтобы «Сон на Волге» был поставлен в Петербурге в будущем сезоне. Многие сцены вызвали у меня на глазах слёзы - верный признак, что «Сон на Волге» написан сильным талантом. Аренский, по-моему, имеет блестящую будущность, если встретит поощрение. В нём настоящий композиторский темперамент, настоящая творческая струнка!»
- Чайковский, письмо Игорю Всеволожскому, 11 января 1891 года.
Аренский, в свою очередь, переложил для фортепиано в четыре руки сюиту из балета «Щелкунчик» (издана в 1892), а затем и весь балет (издан в 1894). С 1888-го по 1895-й год композитор наряду с работой в консерватории руководил концертами Русского хорового общества. В 1895 году он покинул консерваторию, и до 1901-го был директором Придворной певческой капеллы. Выйдя в отставку с этого поста, до конца жизни Аренский занимался исключительно композицией.
Скончался 12 февраля 1906 года от туберкулёза в Перк-ярви (ныне село Кирилловское). Похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Творческое наследие
В своём творчестве Аренский тяготел к лирическим элегически-созерцательным образам, ему была близка русская народная песенность. Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры. В его творчестве заметно влияние Чайковского. Не избежал Аренский также и влияния фортепианной музыки Роберта Шумана, причём немецкий романтизм приобрёл у него отчётливый салонный оттенок, который в итоге всё-таки был поглощён и побеждён влиянием Рубинштейна и Чайковского. Музыку Аренского также высоко ценил Лев Толстой.
Имеет большое значение наследие Аренского и как педагога - он автор ряда теоретических трудов и учебников, в том числе «Руководства к практическому изучению гармонии» и «Руководства к изучению формы инструментальной и вокальной музыки». Среди учеников Аренского - Сергей Рахманинов, Александр Скрябин (со скандалом отчисленный Аренским со второго курса свободного сочинения), Рейнгольд Глиэр, Георгий Конюс, Арсений Корещенко и другие.
По материалам Википедии
Ранние годы
Аренский родился в музыкальной семье: его отец, врач Степан Матвеевич Аренский, хорошо играл на виолончели, мать была пианисткой. С семи лет он начал брать уроки игры на фортепиано; в девять лет сочинил квартет для скрипки, фортепиано, флейты и виолончели. Первым его учителем теории музыки был профессор Зикке.
В 1872 году семья Аренских переехала в Санкт-Петербург, где Антон заканчивал среднее образование (начатое в Новгородской гимназии) в 5-й классической гимназии и продолжил музыкальное образование в Петербургской консерватории по классу композиции Николая Римского-Корсакова.
Карьера
По окончании консерватории в 1882 году Аренский получил приглашение в Московскую консерваторию на должность преподавателя. С 1889 года, получив звание профессора, Аренский вёл в ней классы музыкально-теоретических дисциплин (инструментовки, фуги и свободного сочинения).
Выступал в России и за рубежом как пианист и дирижёр. Уже начиная с 25-тилетнего возраста, преподавая в московской консерватории курс полифонии и свободного сочинения, Аренский стал широко известен своим разгульным образом жизни. Тогдашний директор консерватории, профессор Василий Сафонов, живо откликнулся на его бурную славу эпиграммой, начинавшейся такими словами: «Муза Аренского - не выходит из погреба ренского».
После того, как Аренский окончил Петербургскую консерваторию и вернулся в Москву, горячее участие в его судьбе принял Чайковский. Переписка, личные встречи и беседы с Чайковским оказали громадное влияние на формирование творческого почерка Аренского. Кроме того, Пётр Ильич много сделал для продвижения на сцену опер Аренского, хлопотал о включении его произведений в программы концертов.
«Вчера я ездил в Москву специально для того, чтобы услышать «Сон на Волге» Аренского. Хотя я уже был о ней очень хорошего мнения и ожидал от неё истинного удовольствия - но то, что я испытал вчера, превзошло далеко все мои ожидания. Некоторые картины, особенно картина сна Воеводы, производят сильнейшее впечатление. Вся опера от начала до конца написана настоящим художником, с большой обдуманностью и мастерством. Это вовсе не первая, робкая попытка начинающего, это настоящее художественное произведение, способное произвести сильное, глубокое впечатление. По-видимому, опера публике чрезвычайно нравится, и мне кажется, что она может занять прочное место в русском репертуаре. Было бы весьма, весьма желательно, чтобы «Сон на Волге» был поставлен в Петербурге в будущем сезоне. Многие сцены вызвали у меня на глазах слёзы - верный признак, что «Сон на Волге» написан сильным талантом. Аренский, по-моему, имеет блестящую будущность, если встретит поощрение. В нём настоящий композиторский темперамент, настоящая творческая струнка!»
- Чайковский, письмо Игорю Всеволожскому, 11 января 1891 года.
Аренский, в свою очередь, переложил для фортепиано в четыре руки сюиту из балета «Щелкунчик» (издана в 1892), а затем и весь балет (издан в 1894). С 1888-го по 1895-й год композитор наряду с работой в консерватории руководил концертами Русского хорового общества. В 1895 году он покинул консерваторию, и до 1901-го был директором Придворной певческой капеллы. Выйдя в отставку с этого поста, до конца жизни Аренский занимался исключительно композицией.
Скончался 12 февраля 1906 года от туберкулёза в Перк-ярви (ныне село Кирилловское). Похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Творческое наследие
В своём творчестве Аренский тяготел к лирическим элегически-созерцательным образам, ему была близка русская народная песенность. Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры. В его творчестве заметно влияние Чайковского. Не избежал Аренский также и влияния фортепианной музыки Роберта Шумана, причём немецкий романтизм приобрёл у него отчётливый салонный оттенок, который в итоге всё-таки был поглощён и побеждён влиянием Рубинштейна и Чайковского. Музыку Аренского также высоко ценил Лев Толстой.
Имеет большое значение наследие Аренского и как педагога - он автор ряда теоретических трудов и учебников, в том числе «Руководства к практическому изучению гармонии» и «Руководства к изучению формы инструментальной и вокальной музыки». Среди учеников Аренского - Сергей Рахманинов, Александр Скрябин (со скандалом отчисленный Аренским со второго курса свободного сочинения), Рейнгольд Глиэр, Георгий Конюс, Арсений Корещенко и другие.
По материалам Википедии
Композитор
Симфонические произведения
1901 «Концерт для скрипки с оркестром» ля-минор
1899 «Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром»
1889 «Симфония №2» ля-мажор
1883 «Симфония №1» си-минор
1882 «Концерт для фортепиано с оркестром» фа-минор
Оперы
1903 «Наль и Дамаянти»
1894 «Рафаэль. Сцены из эпохи Возрождения»
1888 «Сон на Волге»
Балет
1900 «Египетские ночи»
1901 «Концерт для скрипки с оркестром» ля-минор
1899 «Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром»
1889 «Симфония №2» ля-мажор
1883 «Симфония №1» си-минор
1882 «Концерт для фортепиано с оркестром» фа-минор
Оперы
1903 «Наль и Дамаянти»
1894 «Рафаэль. Сцены из эпохи Возрождения»
1888 «Сон на Волге»
Балет
1900 «Египетские ночи»