Персоны :: Анри Вьётан

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 2
  • Создал27.08.2022 в 17:47
  • fan90
  • Ред.30.03.2023 в 21:07
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Henri Vieuxtemps
Дата рождения: 17 февраля, 1820 | водолей
Место рождения: Вервье, Бельгия
Дата смерти: 6 июня, 1881 | 61 год
Место смерти: Алжир, Алжир
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка
Супруга: Жозефина Эдер (двое детей)
Биография
Анри Франсуа Жозеф Вьётан - бельгийский композитор и скрипач, музыкальный педагог, один из основателей национальной скрипичной школы.

Детство и юность

Вьётан родился в маленьком бельгийском городке Вервье 17 февраля 1820 года. Его отец, Жан-Франсуа Вьётан, суконщик по профессии, весьма неплохо для любителя владел скрипкой, часто играл на вечеринках и в церковном оркестре. Мать, Мари-Альбертина Вьётан, происходила из потомственной семьи Ансельм - ремесленников города Вервье.

По семейным преданиям, когда Анри исполнилось два года, как бы он ни плакал, его моментально можно было успокоить звуками скрипки. Обнаружив явные музыкальные способности, ребёнка начали учить игре на скрипке. Первые уроки ему давал отец, но сын быстро превзошёл его в мастерстве. Тогда отец поручил Анри некоему Леклу-Дежону - скрипачу-профессионалу, жившему в Вервье. Педагог оказался способным и дал мальчику хорошую основу скрипичной игры.

В 1826 году, когда Анри исполнилось шесть лет, состоялся его первый концерт в Вервье, а через год - второй, в соседнем Льеже. Успех был столь велик, что в местной газете появилась статья о поразительном даровании Вьётана. Общество Гретри, в зале которого происходил концерт, преподнесло мальчику в подарок смычок работы Франсуа Турта, с надписью «Анри Вьётану Общество Гретри».

После концертов в Вервье и Льеже вундеркинда пожелали услышать и в столице Бельгии. 20 января 1828 года Анри вместе с отцом направляется в Брюссель, где он вновь выступает с большим успехом.

По описаниям биографов, Вьётан рос жизнерадостным ребёнком. Несмотря на серьёзность занятий музыкой, он охотно предавался детским играм и шалостям. Но при этом музыка подчас побеждала даже здесь. Однажды Анри увидел в витрине магазина игрушечного петушка и получил его в подарок. Вернувшись домой, он внезапно исчез, и появился перед взрослыми через три часа с листом бумаги. Это был его первый опус, так и названный «Песнь петушка».

Один из следующих концертов Анри прошёл в Амстердаме, где их заметил Шарль де Берио. Он пришёл в восхищение от таланта Вьётана и предложил давать ему уроки, для чего вся семья должна была переехать в Брюссель. Но легче было сказать, чем сделать. Для переселения были нужны деньги и перспективы дальнейшей карьеры. Родители Анри долго колебались, но желание дать сыну образование у такого необыкновенного педагога, как Берио, взяло верх, и в 1829 году семья переселилась в Брюссель.

Анри был прилежным и благодарным учеником, и так боготворил учителя, что начал стараться его копировать. Но умного Берио это не устраивало. Ему претило эпигонство, и он ревниво отстаивал самостоятельность в художественном формировании музыканта. Поэтому и в ученике он развивал индивидуальность, ограждая его даже от собственного влияния. Заметив, что каждая его фраза становится для Анри законом, он с упрёком выговаривает ему: «Несчастный, если ты будешь так меня копировать, то останешься только маленьким Берио, а нужно, чтобы ты стал самим собой».

Забота Берио об ученике простирается на всё. Заметив, что семья Вьётанов живёт в бедности, он добивается для них у короля Бельгии ежегодной стипендии в 300 флоринов.

Через несколько месяцев занятий Берио везёт Вьётана в Париж. Учитель и ученик выступают вместе. О Вьётане заговорили крупнейшие музыканты Парижа. В частности, Франсуа Жозеф Фетис писал: «Это дитя обладает твёрдостью, уверенностью и чистотой, поистине замечательной для своего возраста; он рождён быть музыкантом».

В 1830 году Берио уезжает в Италию, и Вьётан остается без учителя. К тому же революционные события тех лет на время прекращают концертную деятельность Анри. Он живёт в Брюсселе, где большое влияние на него оказывают встречи с мадемуазель Раге - блестящей музыкантшей, знакомящей его с творениями Гайдна, Моцарта и Бетховена. Именно она способствует зарождению во Вьётане бесконечной любви к классике. Одновременно Вьетан начинает заниматься композицией, сочиняя «Концерт для скрипки с оркестром» и многочисленные вариации. К сожалению, его ученические опыты не сохранились.

Игра Вьётана уже в то время была так совершенна, что Берио перед отъездом советует отцу не отдавать Анри преподавателю и предоставить его самому себе с тем, чтобы он как можно больше размышлял и слушал игру великих артистов.

Напоследок Берио ещё раз удалось выхлопотать для Вьётана у короля 600 франков, что позволило юному музыканту поехать в Германию. Там Вьётан слушал Луи Шпора, достигшего апогея славы, а также Бернара Молика и Йозефа Майзедера. Когда отец спросил у Майзедера, как он находит интерпретацию произведений, исполняемых сыном, тот ответил: «Он играет их не в моей манере, но так хорошо и так оригинально, что было бы опасно что-либо изменять».

В Германии Вьётан страстно увлекается поэзией Гёте, здесь же окончательно укрепляется его любовь к музыке Бетховена. Услышав во Франкфурте его оперу «Фиделио», Вьётан был потрясен. В своей автобиографии он описал свои воспоминания об этом событии: «Невозможно передать впечатление, оказанное на мою душу 13-летнего мальчика этой несравненной музыкой». Он также удивляется, что Родольф Крейцер не понял посвящённой ему Бетховеном сонаты: «...несчастный, такой великий артист, такой замечательный скрипач, каким он был, должен был бы совершить путешествие из Парижа в Вену на коленях, чтобы увидеть бога, воздать ему и умереть!»

Карьера

Далее были новые триумфы. После Праги и Дрездена - Лейпциг, где его слушает Роберт Шуман, затем - Лондон, где он встречается с Паганини. Шуман сравнил его игру с игрой Паганини и закончил свою статью следующими словами: «С первого и до последнего звука, которые он извлекает из своего инструмента, Вьётан держит вас в магическом круге, замкнутом вокруг вас так, что в нём не найдёшь ни начала, ни конца». «Этот мальчик станет великим человеком» - отозвался о нём Паганини.

Успех сопутствует Вьётану на всем протяжений его артистической жизни. Его забрасывают цветами, ему посвящают стихи, его буквально боготворят.

В 1835 - 1836 годах Вьётан живёт в Париже, усиленно занимаясь композицией под руководством Антонина Рейхи. Когда ему исполнилось 17 лет, он сочинил «Второй концерт для скрипки с оркестром фа-диез-минор», имевший серьёзный успех у публики.

В 1837 году он совершил первую поездку в Россию, но в Петербург он приехал к самому концу концертного сезона, и смог дать лишь один концерт 8 мая. То выступление прошло малозамеченным, но несмотря на это, Россия его заинтересовала. Вернувшись в Брюссель, он стал основательно готовиться ко второй поездке в нашу страну. Но по дороге в Петербург он заболел, и на три месяца был вынужден задержаться в Нарве. И вот, весной 1838 года, состоялись три концерта в Петербурге - 15, 22 марта и 12 апреля, прошедшие с большим успехом.

Два последующих сезона Вьётан вновь концертирует в Петербурге. Во время болезни в Нарве им были задуманы «Фантазия-каприс» и «Концерт ми-мажор», известный сейчас как «Первый концерт Вьётана для скрипки с оркестром». Эти произведения принадлежат к самым значительным в первом периоде его творчества. Их премьера состоялась в Петербурге 4 и 10 марта 1840 года, а когда в июле того же года они были исполнены в Брюсселе, взволнованный Берио поднялся на эстраду и прижал к груди своего ученика.

На протяжении всего 1841 года Вьётан был главным героем всех парижских музыкальных праздников. Скульптор Дантье делает его бюст, импресарио предлагают ему выгоднейшие контракты. В течение последующих лет Вьётан проводит жизнь в разъездах: Голландия, Австрия, Германия, США и Канада, снова Европа и т. д. Его избирают почётным членом Академии искусств Бельгии вместе с Берио.

За год до того, в 1844 году в жизни Вьётана произошла крупная перемена - он женился на Жозефине Эдер - уроженке Вены, образованной женщине, великолепно владевшая немецким, французским, английским языками и латынью. Она была превосходной пианисткой, и с момента замужества сделалась постоянной аккомпаниаторшей Вьётана. Их жизнь сложилась счастливо. Вьётан боготворил жену, отвечавшую ему не менее горячим чувством.

В 1846 году Вьётан получил приглашение из Петербурга занять место придворного солиста и солиста императорских театров. Так начался самый крупный период его жизни в России. Он прожил в Петербурге до 1852 года. Молодой, полный энергии, он развивает активную деятельность - выступает с концертами, преподаёт в инструментальных классах Театрального училища, играет в квартетах петербургских музыкальных салонов. Вьётан впервые в Петербурге организовал открытые квартетные вечера. Они приняли форму абонементных концертов и давались в здании школы за немецкой Петер-кирхе на Невском проспекте.

Неудивительно, что Анри не хотел расставаться с Россией, но летом 1852 года, когда он был в Париже, болезнь жены заставила его прервать контракт с Петербургом. В России он побывал ещё раз в 1860 году.

В Петербурге он написал свой самый романтичный и яркий по музыке «Четвёртый концерт ре-минор». Новизна его формы была такова, что Вьётан долго не решался сыграть его публично, и исполнил лишь в 1853 году. Успех был громадным. Известный австрийский композитор и теоретик Арнольд Шеринг, среди трудов которого имеется «История инструментального концерта», при всём своём скептическом отношении к французской инструментальной музыке, также признаёт новаторское значение этого произведения: «Вьётана, как композитора скрипичного концерта, можно было бы с известными оговорками и ограничениями поставить рядом с Листом. Ибо то, что он дал после своего несколько "младенческого" концерта фа-диез-минор, относится к наиболее ценному в романской скрипичной литературе. Уже могучая первая часть его концерта ми-мажор идёт дальше Байо и Берио. В концерте ре-минор перед нами произведение, связанное с реформой этого жанра. Не без колебания композитор решился издать его. Он боялся возбудить протест новой формой своего концерта. В то время когда концерты Листа были еще неизвестны, этот концерт Вьётана мог, пожалуй, вызвать нарекания». Следовательно, как композитор, Вьётан в известном смысле был новатором.

После отъезда из России у Вьётана вновь началась скитальческая жизнь. В 1860 году он едет в Швецию, а оттуда в Баден-Баден, где начинает писать «Пятый концерт», предназначенный для конкурса, проводимого Губером Леонаром в консерватории Брюсселя. Леонар, получив концерт, ответил письмом, в котором горячо благодарил Вьётана, считая, что за исключением Адажио Третьего концерта, Пятый кажется ему лучшим. «Наш старый Гретри может быть довольным, что его мелодия "Люсиль" одета так роскошно». Восторженное письмо о концерте прислал Вьётану Фетис, а Берлиоз поместил в «Журналь де Деба» обширную статью.

В 1868 году Вьётана постигло большое горе - кончина жены, умершей от холеры. Утрата потрясла его. Он предпринял длительные поездки, чтобы забыться. А между тем это было время наивысшего подъёма его артистического развития. Его игра поражает законченностью, мужественностью и вдохновением. Душевные страдания как будто придали ей ещё большую глубину.

Педагогическая деятельность Вьётана в Брюсселе, начатая в 1870 году, развёртывалась успешно (достаточно сказать, что из его класса вышел великий скрипач Эжен Изаи). Но внезапно на Вьётана обрушилось новое страшное несчастье - нервный удар парализовал правую руку. Все старания докторов вернуть руке подвижность ни к чему не привели. Некоторое время Вьётан ещё пытался преподавать, но болезнь прогрессировала, и в 1879 году он вынужден был покинуть консерваторию.

Вьётан поселился в своём поместье близ Алжира. Он окружён заботами дочери и зятя, к нему приезжает множество музыкантов, он лихорадочно работает над сочинениями, стремясь творчеством возместить отрыв от любимого искусства. Однако силы его покидают. 18 августа 1880 года он пишет одному из друзей: «Здесь, ещё в начале нынешней весны, мне стала понятной тщета моих надежд. Я прозябаю, я исправно ем и пью, и что верно, голова ещё светла, мысли ясны, но я чувствую, что силы мои убывают с каждым днём. Мои ноги чрезмерно слабы, колени дрожат, и я с большим трудом, мой друг, могу сделать один тур по саду, опираясь с одной стороны на какую-нибудь крепкую руку, а с другой на мою дубинку».

6 июня 1881 года Анри Вьётан скончался. Был похоронен на своей исторической родине в Вервье.

Семья

Два младших брата Вьётана также были профессиональными музыкантами высокого уровня. Люсьен Вьётан (1828–1901) стал концертным пианистом, Эрнест Вьётан (1832–1896) - виолончелистом, бо́льшую часть карьеры проведшим в оркестрах Англии.

Дочь Вьётана, Жюли (1846–1882), стала матерью скульптора Поля Ландовски и бабушкой композитора Марселя Ландовски. Сын Вьётана Максимильен (1848–1926) был инженером, среди его потомков - правнучка Вьётана, Жанин (пианистка), и праправнучка Аньес Бриоль - музыковед, занимающаяся изучением творческого наследия своего предка.

Творческое наследие

Исключительно велика историческая роль Вьётана в развитии европейской скрипичной культуры. Он был глубоким художником, отличался передовыми взглядами, и его заслуги в неустанной пропаганде таких произведений, как скрипичный концерт и последние квартеты Бетховена в эпоху, когда они отвергались даже многими крупными музыкантами, неоценимы.

Вьётан - автор многочисленных сочинений для скрипки, до сих пор пользующихся большой популярностью: семи концертов с оркестром для скрипки, двух для виолончели, «Большой сонаты для фортепиано и скрипки», «Сонаты для альта и фортепиано», «Сюиты в старинном стиле», ряда фантазий, вариаций, месс, концертных этюдов, романсов без слов и других пьес. Леопольд Ауэр писал, что "его концерты и его блестящие бравурные сочинения богаты прекрасными музыкальными мыслями, являясь вместе с тем квинтэссенцией виртуозной музыки".

Но виртуозность произведений Вьётана не везде одинакова: в хрупком изяществе «Фантазии-каприса» мы можем услышать довольно большое влияние Берио, в «Первом концерте» он следует за Виотти, правда, раздвигая границы классической виртуозности и оснащая это произведение красочной романтической инструментовкой. Наиболее романтичен «Четвёртый концерт», отличающийся бурным и несколько театральным драматизмом каденций, ариозная же лирика бесспорно близка оперной лирике Гуно и Галеви. А дальше идут различные виртуозно-концертные пьесы - «Reverie», Фантазия Апассионата», «Баллада и Полонез», «Тарантелла» и другие.

По материалам Википедии и belcanto.ru
Знаете ли вы, что...
– Много забавных случаев связано с гастрольными поездками Вьётана. Но однажды в Гиере его встретили необыкновенно холодно. Оказалось, что незадолго до приезда Вьётана в Гиеру явился один авантюрист, который, назвавшись его именем, в течение восьми дней снимал номер в лучшем отеле, катался на яхте, ни в чём себе не отказывал, а затем, пригласив местных любителей музыки в отель, якобы для того, чтобы посмотреть его музыкальную коллекцию, незадолго до их прихода скрылся, не заплатив по счетам.
Композитор
1879 «Концерт для виолончели №2» си-минор
1877 «Концерт для виолончели №1» ля-минор
1870 «Концерт для скрипки с оркестром №7» ля-минор
1865 «Концерт для скрипки с оркестром №6» соль-мажор
1864 «Блестящий дуэт для скрипки, виолончели (или альта) и оркестра (или фортепиано)» ля-мажор
1861 «Концерт для скрипки с оркестром №5» ля-минор
1860 «Фантазия-апассионата для скрипки с оркестром»
1858 «Баллада и полонез для скрипки с оркестром»
1850 «Концерт для скрипки с оркестром №4» ре-минор
1845 «Каприс для скрипки с оркестром» ре-мажор
1844 «Концерт для скрипки с оркестром №3» ля мажор
1840 «Концерт для скрипки с оркестром №2» фа-диез-минор
1836 «Концерт для скрипки с оркестром №1» ми мажор
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions