Персоны :: Андре Жоливе

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Создал04.09.2022 в 16:58
  • fan90
  • Ред.30.03.2023 в 21:08
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: André Jolivet
Дата рождения: 8 августа, 1905 | лев
Место рождения: Париж, Франция
Дата смерти: 20 декабря, 1974 | 69 лет
Место смерти: Париж, Франция
Карьера: Композитор
Жанр: Симфоническая музыка, опера, балет
Биография
Андре Жоливе - французский композитор.

Родился 8 августа 1905 года в семье отца-художника и матери-пианистки. Родители готовили его к карьере учителя, но уже в детстве он проявил заметный музыкальный талант. С 14-ти лет Жоливе начал обучаться игре на виолончели, а вскоре появились и его первые сочинения. В 1920 году он был принят в хор одного из парижских соборов, где местный капельмейстер взялся обучать его гармонии и исполнении на орга́не.

Вскоре Жоливе оставил школу и в течение ближайших лет подрабатывал на разных должностях. С 1928 года он изучал контрапункт, гармонию и классические музыкальные формы под руководством Поля Ле Флема, познакомившего его с полифоническим письмом XV-XVI веков.

Примерно в это же время Жоливе знакомится с сочинениями, написанными в атональной технике: в 1927 году он присутствует на концерте в зале Плейель, где исполняются работы Арнольда Шёнберга (среди исполнителей был и пианист Эдуард Штейерманн), а два года спустя - на премьере сочинения Эдгара Вареза «Америки». Масштабные звуковые массы и широкое использование ударных инструментов произвели на молодого музыканта большое впечатление, и через некоторое время Ле Флем познакомил его с Варезом, который начал частным образом обучать Жоливе композиции. Влияние Вареза заметно в работах Жоливе этого периода с экспериментами в области оркестровки, акустики и атональности.

В 1931 году на сочинения Жоливе обратил внимание молодой Оливье Мессиан, способствовавший исполнению некоторых из них на концертах Национального музыкального общества. В творческих взглядах двух композиторов было много общего, оба интересовались экзотическими культурами и стремились расширить эмоциональные границы музыки.

В 1933-м Варез вернулся в США, оставив своему ученику на память шесть фигурок, которые стали для Жоливе своеобразными талисманами. Через два года он пишет сюиту «Мана» для фортепиано в шести частях, каждая из которых названа в честь одной из этих фигурок. В творчестве композитора начинается так называемый "волшебный" период, среди наиболее заметных работ которого - «Пять заклинаний» для флейты соло и «Пять ритуальных танцев» для оркестра. В это время Жоливе вдохновлялся традициями и культурой Африки и Восточной Азии.

В 1935 году Жоливе, Мессиан и Даниель Лесюэр создают авангардное музыкальное общество "Спираль", через год к ним присоединяется Ив Бодрие, в результате чего формируется группа "Молодая Франция". Молодые композиторы отвергли главенствовавшие в то время в европейской музыке творческие и философские принципы Стравинского, Сати, "Шестёрки", эксперименты чешских и немецких композиторов, и избрали собственный путь. Первый концерт из их сочинений, состоявшийся 3 июня 1936 года под управлением Роже Дезормьера, принёс "Молодой Франции" широкую известность.

Деятельность группы была прервана началом Второй мировой войны: Мессиан попал в плен, а Жоливе призвали на службу. Военные впечатления сподвигли композитора на создание в 1940 году «Мессы на день мира» и «Трёх жалоб солдата». Во время войны Жоливе не прекращал сочинять, однако его стиль претерпел значительные изменения. Отказавшись от атональности в пользу лиризма и ясности изложения, композитор также некоторое время продолжал "магическую" линию творчества («Песнь Линоса» для флейты и фортепиано, 1944). Около 1945 года Жоливе пришёл к компромиссу между двумя этими направлениями.

В 1945-м и 1946-м Жоливе написал несколько критических статей. Дебютом стала статья в журнале «Чёрное и белое» под названием "Достаточно Стравинского", в которой он объявил, что творчество этого композитора не оказало на французскую музыку никакого влияния. Статья вызвала большой интерес у музыкальной общественности, в защиту Стравинского выступил Франсис Пуленк, откликнувшийся в газете «Фигаро» статьёй "Да здравствует Стравинский".

С 1945-го по 1959-й годы Жоливе занимал пост музыкального руководителя театра "Комеди Франсез" и написал музыку к ряду театральных постановок. Композитор также работал на радио, сочинял музыку к кинофильмам, много путешествовал. Под впечатлением от поездок в страны Среднего Востока, Восточной Азии и Африки, Жоливе вновь обратился к экзотическому музыкальному материалу, задействованному им в «Фортепианном концерте», «Первой симфонии», и некоторых других сочинениях.

Жоливе также интересовался французской культурой: среди его произведений на эту тему - оратория «Правда о Жанне д’Арк» (1956), «Чудесные влюблённые» для оркестра (1961) по мотивам сочинений Мольера и Люлли. В последнем произведении оригинально сочетаются барочные формы и жанры с современными приёмами оркестровки.

В 1959-м Жоливе основал в Экс-ан-Провансе Французский центр музыкального гуманизма, с 1961-го преподавал композицию в Парижской консерватории. В последние годы жизни он планировал написать оперу «Неизвестный солдат», однако этот замысел остался неосуществлённым - композитор скончался 20 декабря 1974 года в Париже. Похоронен на кладбище Монмартр.

По материалам Википедии
Композитор
Сочинения для большого оркестра

1972 «Концерт для скрипки с оркестром»
1966 «Концерт №2 для виолончели с оркестром»
1964 «Симфония №3 для большого оркестра»
1962 «Концерт №1 для виолончели с оркестром»
1961 «Чудесные влюблённые»
1960 «Адажио для струнных»
1959 «Симфония №2 для большого оркестра»
1958 «Концерт для ударных с оркестром»
1957 «Французская сюита»
1955 «Заокеанская сюита»
1954 «Концерт для фагота, арфы, фортепиано и струнного оркестра»
1953 «Симфония №1 для большого оркестра»
1950 «Концерт для фортепиано с оркестром»
1949 «Концерт для флейты и струнного оркестра»
1948 «Концертино для трубы и фортепиано»
1947 «Концерт для волн Мартено с оркестром»
1946 «Психея»
1940 «Танцевальная симфония»
1939 «Пять ритуальных танцев»
1938 «Космогония»
1936 «Танец-заклинание»

Сочинения для камерного оркестра

1973 «Стрела времени» для двенадцати струнных
1973 «Инь-Ян» для одиннадцати струнных
1972 «Пипобек» для блокфлейты и ансамбля ударных
1971 «Гептада» для трубы и шести ударных
1968 «Противоречие» для гобоя и арфы
1968 «Барочное ариозо» для трубы и орга́на
1968 «Церемониал-посвящение Эдгару Варезу» для шести ударных
1966 «Двенадцать инвенций» для духового и струнного квинтетов, трубы и тромбона
1963 «В сельском духе» для флейты и арфы
1957 «Рапсодия для семерых» для кларнета, фагота, корнета, тромбона, ударных, скрипки и контрабаса
1954 «Размышление» для кларнета и фортепиано
1953 «Песня оринокских лодочников» для гобоя и фортепиано
1953 «Фантазия-экспромт» для альтового саксофона и фортепиано
1953 «Кульбиты» для флейты и фортепиано
1953 «Фантазия-каприс» для флейты и фортепиано
1952 «Бравурная ария» для трубы или корнета и фортепиано
1952 «Концерт для арфы с камерным оркестром»
1947 «Маленькая сюита» для фортепианного квинтета, контрабаса и ударных
1945 «Серенада» для гобоя и фортепиано
1944 «Песнь Линоса» для флейты и фортепиано
1943 «Дельфийская сюита» для двенадцати инструментов
1943 «Рождественская пастораль» для флейты, фагота и арфы
1941 «Маленькая сюита» для флейты, альта и арфы
1938 «Увертюра в форме рондо» для четырёх волн Мартено, двух фортепиано и ударных
1932 «Вечерняя серенада» для скрипки и фортепиано
1930 «Граве и жига» для скрипки и фортепиано
1930 «Колыбельная ария» для скрипки и фортепиано

Сочинения для фортепиано

1970 «Патчинко» для двух фортепиано
1951 «Наивные песни»
1951 «Колыбельная в гамаке»
1948 «Танец змеи Хопи» для двух фортепиано
1948 «Румынский танец»
1944 «Этюд в античных ладах»
1935 «Старый верблюд»
1935 «Мадия»
1935 «Фом Бом Бо»
1934 «Танцы для Зизу»
1934 «Сида Яхия»
1934 «Алжир»
1932 «Хорал и фугато» в четыре руки
1930 «Два движения»
1930 «Три времени»
1925 «Сарабанда на имя Эрика Сати»
1920 «Варварский романс»

Вокально-оркестровые произведения

1965 «Сердце и материя». Кантата для пяти голосов, хора и оркестра
1963 «Мадригал» для четырёх голосов и струнных
1962 «Твоя жена». Месса для пяти голосов и камерного оркестра
1956 «Правда о Жанне д'Арк». Оратория для шести голосов, чтеца, хора и оркестра
1941 «Страшный суд». Кантата для голосов, хора и оркестра

Балеты

1964 «Ариадна»
1943 «Неизвестная»
1943 «Петрушка и Пандора»
1941 «Четыре правды»
1938 «Красавица и чудовище» (совместно с Даниэлем Лесюэром)

Оперы

1974 «Неизвестный солдат» (не закончена)
1942 «Долорес, или Чудо женщины»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions