Персоны :: Цезарь Пуни

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Создал04.09.2022 в 17:10
  • fan90
  • Ред.30.03.2023 в 21:09
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Cesare Pugni
Дата рождения: 31 мая, 1802 | телец
Место рождения: Генуя, Сардинское королевство
Дата смерти: 26 января, 1870 | 67 лет
Место смерти: Санкт-Петербург, Российская империя
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, балет
Биография
Цезарь Пуни́ (при рождении Че́заре Пу́ньи) - итальянский композитор, работавший в театрах Милана, Парижа, Лондона и Санкт-Петербурга. Автор более трёхсот балетов, 10-ти опер, 40-ка месс, а также симфоний, кантат и других сочинений.

Родился 31 мая 1802 года в Генуе. В 1822 году окончил Миланскую консерваторию по классу композиции. С 1825-го по 1834-й годы работал в театре "Ла-Скала", где были поставлены его балеты «Осада Кале» (1827), «Агамемнон» (1828), «Аделаида Французская» (1829), «Макбет» (1830).

С 1834-го по 1843-й работал в Париже, с 1843-го по 1850-й - в Лондоне, в качестве композитора балетной музыки при Королевском театре в Хеймаркете. Здесь были поставлены балеты «Аврора», «Ундина» (1843), «Эсмеральда» (по роману Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери»), «Маркитантка» (1844), «Розида, или Сиракузские рудокопы» (1845), «Катарина, дочь разбойника» (1846), «Метаморфозы» (1850). В этот же период ряд его балетов был поставлен в Париже, а некоторые - в других городах, в том числе в Санкт-Петербурге.

Пуни сотрудничал с хореографами Жюлем Перро, Артуром Сен-Леоном, Полем Тальони, которые создавали свои балеты специально для таких звёзд того времени, как Карлотта Гризи, Мария Тальони, Фанни Черрито, Фанни Эльслер, Люсиль Гран и других.

Начиная с 1851 года, Цезарь Пуни - композитор балетной музыки при петербургских императорских театрах. Здесь он сотрудничал, в первую очередь, с Артуром Сен-Леоном и Мариусом Петипа, также недолгое время имел дело с братом последнего, Люсьеном, работавшим преимущественно в Париже. В петербургском Большом театре были поставлены его балеты «Война женщин» (1852), «Армида» (1855), «Парижский рынок» (1859), «Дочь фараона», «Сирота Теолинда», «Метеора», «Севильская жемчужина» (1862), «Царь Кандавл» (1868) и другие.

В 1864 году в сотрудничестве с Сен-Леоном Пуни создал первый балет на русскую национальную тему - «Конёк-Горбунок» по сказке Петра Ершова, где использовал популярные русские мелодии.

Скончался 26 января 1870 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Выборгском римско-католическом кладбище.

Творческое наследие

Музыка Пуни отличается свежестью, гибкостью мелодического рисунка, метрически чёткими формами, пластичностью, яркой танцевальностью.

Благодаря этим и многим другим качествам некоторые балеты композитора до сих присутствуют в репертуаре балетных театров. Так, «Эсмеральда» если не целиком, то во фрагментах продолжала существовать в советское время и на московской, и на ленинградской сценах. В качестве примера классического балетного наследия сохранился фрагмент «Фрески» из балета «Конёк-Горбунок». Уже в XXI веке балетмейстером Пьером Лакоттом были заново поставлены «Дочь фараона» (2000, Большой театр) и «Ундина» (2006, Мариинский театр).

Семья

Сын Цезарь Цезаревич Пуни (по семейной традиции старших сыновей на протяжении ряда поколений нарекали именем Цезарь) жил в одной из белорусских губерний, служил на железной дороге; у него с женой Констанцией Людвиговной было двое сыновей и восемь дочерей, одна из которых, Леонтина Цезаревна, стала балериной Мариинского театра, ещё до Октябрьской революции вышла замуж за графа Скарятина, исследователя древних цивилизаций, египтолога и каббалиста, затем долгое время жила в Париже.

Старший сын Цезаря и Констанции - Цезарь Цезаревич Пуни (1868–1951) - учился в Императорской медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге, однако, будучи на 4-м курсе, за участие в нелегальном студенческом кружке был выслан в Малмыжский уезд Вятской губернии. Вскоре ему разрешили переехать в Вятку, где он и остался; работал стоматологом. В 1897 году женился на Александре Шеломенцевой, у них было пятеро детей:

Авксентий Цезаревич Пуни (1898–1985), советский психолог, один из основоположников спортивной психологии в СССР, доктор педагогических наук, профессор.

Альберт Цезаревич Пуни (в православии Андрей, поэтому некоторые из его детей зарегистрированы как Альбертовичи, а другие как Андреевичи) был виолончелистом Мариинского театра. В 1910-е годы владел дачей в Куоккале. Его дети:

Иван Альбертович Пуни, художник-авангардист, родившийся на семейной даче в Куоккале, в 1920 году эмигрировал во Францию.

Юлия (Джульетта) Андреевна Пуни, вместе с младшей сестрой Ольгой выступали на традиционных "репинских средах" в усадьбе художника "Пенаты" в Куоккале, сохранился портрет Юлии - рисунок Ильи Репина, датированный 7.09.1913. По воспоминаниям Дмитрия Лихачёва, Репин создал также акварельный портрет Марии Альбертовны (уехавшей во Францию ещё до революции), который впоследствии подарил её отцу.

Гектор (Виктор) Цезаревич Пуни был учеником итальянского флейтиста-виртуоза, композитора Цезаря Чиарди, одного из основоположников профессионального обучения игре на флейте в России, и служил флейтистом в оркестре Большого театра.

Его сын - Александр Викторович Ширяев, артист балета, танцевавший в балетах своего деда, а также возобновивший некоторые из них (совместно с Мариусом Петипа) на сцене Мариинского театра, балетмейстер, педагог, соавтор первого учебника по характерному танцу, пионер кино и мультипликации.

По материалам Википедии
Композитор
Балеты

1869 «Две звезды»
1868 «Король Кандоль»
1866 «Флорида»
1865 «Дон Дзеффиро»
1864 «Маленький конёк-горбунок»
1863 «Принцесса Ливана, или дух гор»
1862 «Дочь фараона»
1861 «Нимфы и сатир»
1860 «Грациэла, или любовные утехи»
1860 «Голубой георгин»
1859 «Парижский рынок»
1858 «Свадьба регента»
1857 «Дебютантка»
1857 «Маленькая продавщица цветов»
1857 «Остров немых»
1855 «Армида»
1853 «Газельда или цыгане»
1852 «Война женщин, или амазонки IX века»
1850 «Метаморфозы»
1850 «Прекрасный за́мок»
1850 «Стелла, или контрабандисты»
1849 «Электра, или потерянная Плеяда»
1849 «Прима-балерина, или засада»
1848 «Фиорита и королева эльфов»
1848 «Четыре времени года»
1848 «Маркитантка»
1848 «Виолончель дьявола»
1848 «Зимние забавы»
1847 «Мраморная статуя»
1847 «Коралия, или ветреный рыцарь»
1847 «Цветочная фея»
1847 «Оринтия, или лагерь амазонок»
1846 «Катарина, или Разбойница»
1846 «Лалла Рукх»
1846 «Суд Париса»
1845 «Кайя, или любовь путешественника»
1845 «Вакханка»
1845 «Розида, мои сиракузские рудники»
1845 «Диана»
1844 «Эсмеральда»
1843 «Аврора»
1836 «Лиаконе»
1835 «Последний час осуждённого»
1833 «Вильгельм Телль»
1830 «Макбет»
1828 «Агамемнон»
1827 «Дон Евтичио делла Кастанья, или необитаемый дом»
1827 «Осада Кале»
1826 «Элерц и Зульмида»
1825 «Замок Кенилворт»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions