Персоны :: Жан-Батист Мольер

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 3
  • Создал04.09.2022 в 18:06
  • fan90
  • Ред.30.03.2023 в 21:12
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Jean-Baptiste Poquelin
Псевдоним: Jean-Baptiste Moliere
Дата рождения: 15 января, 1622 | козерог
Место рождения: Париж, Королевство Франция
Дата смерти: 17 февраля, 1673 | 51 год
Место смерти: Париж, Королевство Франция
Карьера: Писатель, драматург
Жанр: Комедия, сатира, фарс
Супруга: Арманда Вежар (один ребёнок)
Биография
Жан-Батист Поклен, ставший известным под театральным псевдонимом Мольер - французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, актёр и директор театра, более известного как "труппа Мольера".

Детство и юность

Будущий драматург родился 15 января 1622 года в Париже. Глава семейства Жан Поклен и оба деда драматурга были обойщиками. Судя по тому, что отец писателя купил себе должность королевского обойщика и камердинера короля, проблем с финансами у него не было. Мать, Мари Крессе, умерла от туберкулёза ещё в молодости.

Жан Поклен видел в первенце преемника своей придворной должности, и даже добился того, чтобы король закрепил за ним место официально. Поскольку это дело не требовало особой образованности, Жан-Батист к четырнадцати годам едва научился читать и писать. Однако дед настоял на том, чтобы внука отдали в Клермонский иезуитский колледж.

В то время это было лучшее учебное заведение в Париже, в котором преподавались древние языки, естественные науки, философия, а также латинская словесность. Этих знаний будущему автору комедии «Мизантроп» хватило для того, чтобы читать в оригинале Плавта и Теренция и сделать стихотворный перевод поэмы Лукреция «О природе вещей».

По окончании обучения Жан-Батист получил диплом преподавателя, имеющего право читать лекции. Из биографии писателя известно, что в его жизни также присутствовал опыт выступления в суде в роли адвоката. Но в итоге ни юристом, ни придворным обойщиком Мольер не стал.

Отказавшись от прав на отцовскую должность и взяв свою долю из материнского наследства, он пошёл на поводу у желания стать трагическим актёром и начал осваивать лицедейскую стезю. Как раз в тот период театр переходил с уличных подмостков на сцены роскошных залов, превращался из забавы для простонародья в изысканное развлечение и философское поучение для аристократов, отказываясь от состряпанных на скорую руку фарсов в пользу высокой литературы.

Карьера

Вместе с несколькими актёрами Жан-Батист создал свой театр, который, не сомневаясь в успехе, назвал "Блистательным", взял себе псевдоним Мольер и начал пробовать себя в трагических ролях. Стоит отметить, что "Блистательный театр" просуществовал недолго, не выдержав соперничества с профессиональными парижскими труппами. Наиболее стойкие энтузиасты вместе с Мольером решили попытать счастья в провинции.

За время тринадцатилетних странствий по всей Франции Мольер переквалифицировался из трагика в комика, поскольку именно фарсовые спектакли нравились тогда провинциальной публике. Кроме того, необходимость постоянно обновлять репертуар заставила Мольера взяться за перо, чтобы самому сочинять пьесы. Так Жан-Батист, мечтавший играть главных героев в спектаклях, поневоле стал комедиографом.

Первой оригинальной пьесой Мольера стала комедия «Смешные жеманницы», поставленная в Париже в ноябре 1659 года. Успех был ошеломляющим и скандальным. Далее вышли комедия «Школа мужей» (1661) - о способах воспитания молодых девушек, и произведение «Школа жен» (1662). Следующие комедии - «Тартюф, или Обманщик» (1664), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665) и «Мизантроп» (1666) - считаются вершинами творчества Мольера.

В образе главных героев работ выражены три способа миропонимания: святоша Тартюф, полагающий, что для грехов любых есть оправдание в намерениях благих, безбожник Дон Жуан, бросающий вызов небесам и погибающий под сетования от цепкой руки Каменного гостя, а также Альцест, не признающий свои пороки и слабости.

Все эти три комедии, подарившие автору литературное бессмертие, в жизни принесли ему одни неприятности. «Тартюф» после первых постановок был запрещён из-за того, что верующие увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на церковь. Известно, что архиепископ Парижа даже грозил своей пастве отлучением от церкви за всякую попытку познакомиться с комедией, а пара священников и вовсе предлагали сжечь святотатца-автора на костре. Даже король поостерёгся вмешиваться в это дело, предпочитая поддерживать Мольера негласно. Комедия не появлялась на сценах пять лет, пока общественные устои немного не смягчились.

«Мизантропа» публика также не приняла. В Альцесте зрители видели отражение мрачного состояния духа самого автора, которого соотносили с главным героем. Основания для этого были. У Мольера в тот период наступила чёрная полоса в жизни. Не прожив и года, умер его сын, а с Армандой, поступившей в театр и упоённой первыми сценическими успехами и победами, начались конфликты.

«Дон Жуан» был написан Жаном-Батистом после запрещения «Тартюфа», чтобы прокормить труппу, но и с ним произошла неприятная история. После пятнадцатого представления, несмотря на шумный успех у публики, пьеса неожиданно исчезла со сцены. После «Тартюфа» Мольер вызывал повышенное внимание у ордена иезуитов, и возможно, здесь тоже не обошлось без его вмешательства. Король, чтобы спасти мольеровский театр, повысил его в ранге, дав ему название "Актёры Короля", и труппе стали выплачивать жалованье из казны.

Следует заметить, что творческая дерзость Мольера (так называемое "новаторство") намного опережала эволюцию эстетических и этических норм, а его художественная раскованность, которую Гёте называл "обаятельной естественностью", граничила в то время с нарушением норм морали.

Всего Мольер оставил 29 комедий, часть из них была написана по случаю придворных празднеств - «Принцесса Элиды» (1664), «Господин де Пурсоньяк» (1669), «Блистательные любовники» (1670). Некоторые его творения относятся к жанру семейно-бытовых комедий, как, например, «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Брак поневоле», «Скупой», «Плутни Скапена», «Учёные женщины». Последние значительные произведения Мольера - «Мещанин во дворянстве» (1670 год) и «Мнимый больной» (1673) - написаны как комедийные балеты.

Личная жизнь

Первой и единственной супругой Мольера стала сестра его бывшей любовницы Мадлен Вежар - Арманда, которая была вдвое моложе драматурга. Злые языки утверждали, будто Арманда не сестра, а дочь Мадлен, и осуждали безнравственность Жана-Батиста, взявшего в жёны своего ребёнка.

По воспоминаниям современников, как это часто бывает с писателями комедийного жанра, Мольер был склонен к меланхолии, легко раздражался и часто ревновал избранницу. Известно, что в брак автор произведения «Мещанин во дворянстве» вступил уже в зрелом возрасте, а Арманда же была юной, очаровательной и кокетливой.

Смерть

Главные роли в спектаклях своей театральной труппы Мольер предпочитал исполнять сам, не доверяя их другим актёрам. И в свой последний день жизни, 17 февраля 1673 года, он так же вышел на сцену, чтобы в четвёртый раз сыграть в пьесе «Мнимый больной». Прямо во время спектакля драматургу стало плохо. Родные перенесли писателя домой, где он и скончался через пару часов.

Известно, что архиепископ Парижа сначала запретил хоронить Мольера, так как артист был большим грешником и должен был перед смертью покаяться. Исправить ситуацию помогло только вмешательство короля.

Церемония захоронения именитого комедиографа состоялась ночью. Могила находилась за оградой кладбища церкви Святого Иосифа, где по традиции хоронили самоубийц и некрещёных детей. Позднее останки Жана-Батиста Мольера были с большим пиететом и пышностью перезахоронены на кладбище Пер-Лашез. Творческое наследие основоположника комедийного жанра сохранилось в книгах, содержащих собрание его лучших произведений.

По материалам Википедии и 24smi.org
Библиография
Пьесы, сохранившиеся до наших дней

1673 «Мнимый больной»
1672 «Учёные женщины»
1671 «Графиня д’Эскарбанья»
1671 «Проделки Скапена»
1671 «Психея»
1670 «Мещанин во дворянстве»
1670 «Блистательные любовники»
1669 «Господин де Пурсоньяк»
1668 «Скупой»
1668 «Жорж Данден, или Одураченный муж»
1668 «Амфитрион»
1667 «Сицилиец, или Любовь-живописец»
1667 «Комическая пастораль»
1666 «Мелисерта» (не закончена)
1666 «Лекарь поневоле»
1666 «Мизантроп»
1665 «Любовь-целительница»
1665 «Дон Жуан, или Каменный пир»
1664 «Принцесса Элиды»
1664 «Тартюф, или Обманщик»
1664 «Брак поневоле»
1663 «Версальский экспромт»
1662 «Школа жён»
1661 «Школа мужей»
1661 «Докучные»
1661 «Дон Гарсиа Наваррский, или Ревнивый принц»
1660 «Сганарель, или Мнимый рогоносец»
1659 «Смешные жеманницы»
1656 «Любовная досада»
1655 «Шалый, или Всё невпопад»
1653 «Летающий лекарь»
1653 «Ревность Барбульё»

Утраченные пьесы

1664 «Гро-Рене школьник»
1663 «Ревность Гро-Рене»
1653 «Влюблённый доктор»
1653 «Три доктора-соперника»
1653 «Школьный учитель»
1653 «Казакин»
1653 «Горжибюс в мешке»
1653 «Брехун»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions