Персоны :: Теодор Дюбуа

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Создал16.09.2022 в 17:04
  • fan90
  • Ред.30.03.2023 в 21:13
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Theodore Dubois
Дата рождения: 24 августа, 1837 | дева
Место рождения: Пеи-де-ла-Луар, Франция
Дата смерти: 11 июня, 1924 | 86 лет
Место смерти: Пеи-де-ла-Луар, Франция
Карьера: Композитор
Жанр: Симфоническая музыка, опера, балет
Супруга: Жанна Дювинаж (двое детей)
Биография
Теодор Дюбуа (полное имя Клеман Франсуа Теодор Дюбуа) - французский композитор, органист и музыкальный педагог.

Ранние годы

Теодор Дюбуа родился 24 августа 1837 года в городке Пеи-де-ла-Луар, недалеко от Реймса. Семья не была связана с музыкой: его отец Николя занимался плетением корзин, дед Жан был школьным учителем. Мать Селини Дюбуа (урождённая Шарбонье) не имела профессии, и в основном занималась воспитанием маленького Теодора.

Игре на фортепиано Дюбуа учился у Луи Фанара, хормейстера Реймсского собора, и был протеже мэра Росне, виконта Эжена де Брея, который познакомил его с пианистом Жаном-Анри Равиной. Благодаря связям Равины Дюбуа получил допуск в Парижскую консерваторию, возглавляемую Даниэлем Обером, в 1854 году. Затем обучался игре на орга́не у Франсуа Бенуа, гармонии у Франсуа Базена, контрапункту и композиции у Амбруаза Тома́. Ещё будучи студентом, он был приглашён играть на орга́не в Сен-Луи-де-Инвалидес с 1855 года и Сент-Клотильде (под руководством Сезара Франка) с 1858 года. В 1861 году получил главную музыкальную премию Франции.

Премия принесла с собой щедро субсидированное проживание и обучение во Французской академии в Риме, на вилле Медичи. Во время своего пребывания там, начиная с декабря 1861 года, Дюбуа подружился с сокурсниками, в том числе с Жюлем Массне. В перерывах между учёбой он посещал памятники Рима и окрестностей, музыкальные представления Сикстинской капеллы, и совершал поездки в Неаполь, Помпеи, Венецию, Верону, Мантую, Милан и Флоренцию. Он придал своим впечатлениям музыкальную форму в увертюре в классическом стиле, итальянской опере-буфф, и наконец, торжественной мессе. Среди выдающихся музыкантов, с которыми он познакомился во время своего пребывания в Риме, был Ференц Лист.

Карьера

По возвращении в Париж в 1866 году Дюбуа был назначен хормейстером в Сент-Клотильде, где в Страстную пятницу 1867 года его ученики исполнили «Семь последних слов Христа». Впоследствии Дюбуа выступал на концертах и во многих других церквях.

С 1868-го по 1871-й годы являлся хормейстером парижской церкви Святой Магдалины, затем работал органистом в Базилике Святой Клотильды, а с 1877-го по 1896-й вновь в церкви Святой Магдалины, уже как органист. Также с 1871 года преподавал в Парижской консерватории - сперва гармонию, затем композицию. Среди его многочисленных учеников - Эдуар Рислер, Ги Ропарц, Жюль Муке, Спирос Самарас, Зигмунт Стоёвский.

В 1871 году Камиль Сен-Санс и Ромен Буссин основали Национальное музыкальное общество, и Дюбуа стал одним из его участников вместе с Анри Дюпарком, Габриэлем Форе́, Сезаром Франком, Эрнестом Жиро и Жюлем Массне. В том же году он был назначен хормейстером в церкви Мадлен.

Во время франко-прусской войны Дюбуа вступил в Национальную гвардию. Его биограф Хьюз Имберт пишет: «Именно в военной форме он и Сен-Санс часто встречались в церкви Мадлен - один руководил хорами капеллы, другой поднимался к большому орга́ну».

Дюбуа мечтал стать оперным композитором, но не смог закрепиться в крупнейших парижских оперных труппах. В старом Атенейском театре его одноактная «Лютня эмира» на либретто Жюля Барбье и Мишеля Карре была с успехом поставлена в 1873 году в тройном исполнении вместе с короткими операми Жана Грегуара Пенавера и Поля Лакомба.

В 1877 году Сен-Санс ушёл в отставку с поста органиста. Дюбуа заменил его, а Форе́ сменил Дюбуа на посту хормейстера.

В феврале 1879 года Дюбуа поставил оперу в одном из крупнейших парижских театров: в театре "Опера-комик" представлена его одноактная комедия «Хлеб на бис». Критики сочли её партитуру незатейливой и не лишённой остроумия и мастерства, и хотя не особенно оригинальной, тем не менее очень элегантной, с несколькими превосходными мелодиями.

Затем вместе с Форе́ Дюбуа отправился в Мюнхен в июле 1880 года, чтобы присутствовать на спектаклях «Тангейзер» и «Мейстерзингер» Вагнера. Как и Форе́, Дюбуа, хотя и был впечатлён музыкой Вагнера, не позволил ей повлиять на его собственные сочинения, как это делали многие их коллеги, хотя по возвращении в Париж он интенсивно изучал партитуры Вагнера.

Дюбуа так и не удалось добиться постановки своих опер в главном театре Франции. Зато в 1883 году там был поставлен трёхактный балет «Фарандола» на музыку Дюбуа с Розитой Маури в главной роли. Критики отметили выдающуюся музыку и меланхоличный оттенок, которому немного не хватает тепла и красок. Также было отмечено, что хотя музыка не была выдающейся, вдохновенной или оригинальной, она была умело написана и хорошо подходила к действию на протяжении всего спектакля. Пьеса пользовалась популярностью и в течение следующих нескольких лет часто ставилась в "Парижской опере". В том же году Дюбуа стал кавалером ордена Почётного легиона.

В 1884 году Дюбуа имел большой успех со своей четырёхактной оперой «Абен-Хамет». Спектакль был поставлен в Итальянском театре на площади Шатле и был принят с энтузиазмом, но был закрыт после четырёх представлений, когда финансовый кризис вынудил театр прекратить свою деятельность из-за долгов по заработной плате артистам.

Когда в январе 1891 года не стало Лео Делиба, Дюбуа назначили на его место профессора композиции в консерватории. После смерти Шарля Гуно в 1894 году Дюбуа был избран его преемником в качестве члена Академии изящных искусств, что, по словам его биографа Яна Паслера, является признанием о ясности и идеализме его музыки.

В 1896 году скончался Амбруаз Тома́. Многие ожидали, что его временным преемником станет Жюль Массне, но он настоял на пожизненном назначении. Когда французское правительство отказалось, Массне ушёл с факультета. В результате директором был назначен Дюбуа, который продолжил непримиримо консервативный режим Тома́. Музыка Обера, Халеви и особенно Мейербера считалась правильной моделью для студентов, а старая французская музыка, такая как музыка Рамо, и современная музыка, в том числе и Вагнера, была полностью исключена из учебной программы.

Осенью 1905 года Дюбуа был вынужден досрочно уйти в отставку, после того, как разразился скандал из-за попытки факультета сфальсифицировать итоги конкурса "Prix de Rome", чтобы помешать победе Мориса Равеля. Преемником Дюбуа был назначен Габриель Форе́.

После ухода из консерватории Дюбуа оставался известной фигурой в парижских музыкальных кругах. Он был президентом ассоциации выпускников консерватории и председательствовал на её ежегодной церемонии награждения.

Личная жизнь

В августе 1872 года Дюбуа женился на пианистке Жанне Дювинаж, отец которой был дирижёром в "Опера-Комик". В этом семейно-музыкальном союзе родилось двое детей.

В 1923 году супруга композитора скончалась. Это стало для него серьёзным ударом, от которого он так и не оправился, и после непродолжительной болезни скончался 11 июня 1924 года в возрасте 86-ти лет.

Творческое наследие

Хотя Дюбуа написал много религиозных произведений, он надеялся на успешную карьеру в опере. Его увлечение ближневосточными сюжетами привело к написанию его первой постановочной работы «Гузла из Эмира» и его первой четырёхактной оперы «Абен-Хамет». Последняя получила отличные отзывы за актёрский состав (во главе с Эммой Кальве и Жаном де Решке) и саму работу, но не получила места в регулярном репертуаре.

Другая его масштабная опера «Ксавьер», описанная как "драматическая идиллия", поставлена в сельской местности Оверни. История вращается вокруг овдовевшей матери, которая замышляет убить свою дочь Ксавьер с помощью отца своего жениха, чтобы получить наследство дочери. Ксавьер переживает нападение с помощью священника, и опера заканчивается обычным счастливым финалом.

Музыка Дюбуа также включает балеты, оратории и три симфонии. Его самым известным произведением является оратория «Семь последних слов Христа» (1867), которая продолжает исполняться время от времени. Остальная часть его большого творческого наследия почти полностью исчезла из поля зрения.

По материалам Википедии
Композитор
Оркестровые произведения

1917 «Сюита для фортепиано со струнным оркестром» фа-минор
1908 «Французская симфония»
1897 «Концерт №2 для фортепиано с оркестром» фа-минор
1876 «Каприччио для фортепиано с оркестром» до-минор
«Триумфальная фантазия для органа с оркестром»

Камерная музыка

1907 «Фортепианный квартет» ля-минор
1905 «Терцеттино для флейты, альта и арфы»
1886 «Анданте Кантабиле для альта (или виолончели) и фортепиано»
«Квинтет для гобоя, скрипки, альта, виолончели и фортепиано»
«Дектет для струнного и духового квинтетов»
«Нонетто для флейты, гобоя, кларнета, фагота, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса»

Вокальные произведения

1867 «Семь последних слов Христа»
1878 «Потерянный рай»

Оперы

1896 «Мигуэла»
1895 «Ксавьер»
1884 «Абен-Хамет»
1879 «Похищение Прозерпины»
1879 «Хлеб на бис»
1873 «Лютня эмира»

Балеты

1883 «Фарандола»
1880 «Корриган»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions