Персоны :: Пал Абрахам

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Создал16.09.2022 в 17:36
  • fan90
  • Ред.30.03.2023 в 21:13
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Abraham Pal
Дата рождения: 2 ноября, 1892 | скорпион
Место рождения: Апатин, Австро-Венгрия
Дата смерти: 6 мая, 1960 | 67 лет
Место смерти: Гамбург, Германия
Карьера: Композитор
Жанр: Симфоническая музыка, оперетта
Супруга: Шарлотта Абрахам
Биография
Пал Абрахам - венгерский композитор, создатель популярных оперетт и музыки к кинофильмам.

В русских источниках имя композитора встречается как в венгерском написании (Пал), так и в английском (Пол); немецкая форма (Пауль) почти не используется.

Как опереточный композитор, Абрахам очень тонко чувствовал веяния времени и запросы публики. Он не задумываясь, сломал музыкальные и драматургические каноны, сложившиеся в творчестве его предшественников и современников. Музыка оперетт и фильмов Абрахама - это букет самых разных ритмов: чардаша и джаза, вальса и фокстрота, польки и чарльстона.

Детство и юность

Пал Абрахам родился 2 ноября 1892 года в ассимилированной еврейской семье в городе Апатине (ныне на территории Сербии, ранее входил в состав Венгрии). Его мать была пианисткой, отец - директором банка.

После смерти отца семья переехала в Будапешт. Здесь Абрахам учился в Торговой школе, затем, с 1910-го по 1916-й годы - в Будапештской музыкальной академии, где изучал виолончельное мастерство у Адольфа Шиффера и композицию у Виктора фон Херцфельда. На концертах в Музыкальной академии прозвучали первые сочинения Абрахама, в том числе «Концерт для виолончели», «Струнный квартет» и «Венгерская серенада». Впоследствии Абрахам пробовал писать и духовную музыку, но эти его сочинения остались незамеченными публикой, а их партитуры не сохранились.

В годы Первой мировой войны Абрахам был призван в австро-венгерскую армию, и воевал на Восточном фронте. По некоторым данным, он попал в русский плен. Воспоминания об этом событии нашли впоследствии отражение в либретто оперетты «Виктория и её гусар».

Карьера

В 1927 году Абрахам написал музыкальное сопровождение для немого фильма «Женщина с Востока» и начал работать капельмейстером в Будапештском театре оперетты. В 1928 году состоялась премьера первой оперетты Абрахама «Замужняя девица».

21 февраля 1930 года в Будапеште с большим успехом проходит премьера оперетты Абрахама «Виктория». Она сразу же была замечена немецкими театральными агентами, и по их настоянию композитор переезжает в Берлин - театральную столицу Европы того времени и крупный европейский центр развлечений.

В Берлине свои услуги ему незамедлительно предлагают Альфред Грюнвальд и Фриц Лёнер-Беда - прославленные либреттисты Кальмана и Легара. Работая по 24 часа в сутки, Грюнвальд и Лёнер-Беда за неделю переписали венгерское либретто «Виктории», и новая оперетта стала называться «Виктория и её гусар». Для проверки популярности её поставили сначала в Лейпциге, а в сентябре 1930 года - на подмостках легендарного "Метрополь-театра" в Берлине. Берлинская премьера прошла с сенсационным успехом. Абрахам, дирижировавший премьерой в белых шёлковых перчатках, за один вечер стал европейской знаменитостью. В прессе его сразу же назвали "кронпринцем оперетты", намекая на закат популярности Легара и Кальмана и появление их наследника.

В последующие годы Абрахам продолжил сотрудничество с Грюнвальдом и Лёнер-Бедой. В 1931 году в лейпцигском театре состоялась премьера их оперетты «Цветок Гавайев», а в 1932 году в берлинском Шаушпильхаусе - «Бал в Савойе». Заглавные партии в них исполняли такие звезды музыкальной сцены, как Гитта Альпар, Рози Барсони, Рита Георг, Оскар Денеш, Герберт Эрнст Гро. Многочисленные шлягеры абрахамовских оперетт - «Танголита», «Пардон, мадам», «Моя мама из Йокогамы», «Маузи» и другие - зазвучали на всех континентах. К Абрахаму пришла мировая слава, а вместе с ней и материальное благосостояние. Композитор купил виллу на респектабельной Фазанен-штрассе рядом с Курфюрстендамм и завёл роскошную машину с шофёром. Впрочем, успех и достаток не мешали продолжению интенсивной работы: Абрахам пишет музыку к только что появившимся звуковым фильмам, бесчисленные музыкальные номера для ревю, варьете, организовывает собственный оркестр и выступает с ним в качестве дирижёра.

Однако так сложилось, что «Бал в Савойе» стал последним крупным событием в истории довоенной европейской оперетты. После прихода к власти национал-социалистов оперетты Абрахама, написанные евреем-композитором на тексты евреев-либреттистов, сразу же исчезают из репертуара немецких театров. С 1933-го по 1939-й годы Абрахам живёт в Вене и Будапеште. В эти годы он продолжает напряжённо работать: пишет музыку к многочисленным фильмам, новые оперетты (в частности, "футбольную" оперетту «Рокси и его команда», музыкальную мелодраму «Девушка из чайханы» и другие). Однако их популярность не идёт ни в какое сравнение с произведениями берлинского периода.

Аншлюс Венгрии сокращает жизненное пространство Абрахама до одного Будапешта, а после того, как правительство графа Пала Телеки утверждает так называемый «Второй еврейский закон», и это жизненное пространство исчезает. Без жены Шарлотты, венгерки по национальности, отказавшейся уезжать в эмиграцию, но в сопровождении своей очень юной подруги Ивонны Ульрих, Абрахам оказывается в Париже. Здесь, в обществе таких же, как он, эмигрантов - Кальмана, Роберта Штольца, Гитты Альпар и других - Абрахам относительно спокойно проводит около года, занимаясь сочинением музыки для французского кинематографа.

Когда немцы входят в Париж, почти все члены эмигрантской компании Абрахама, включая Ивонну Ульрих, успевшую за это время стать пятой женой Штольца, направляются в США. Сам же Абрахам избирает более долгий и рискованный путь: вначале он какое-то время живёт в Касабланке, потом в Гаване и лишь затем добирается до Америки.

Очутившись в Нью-Йорке, Абрахам поначалу был полон надежд на продолжение творческой работы, на то, что он вновь будет востребован, и его оперетты пойдут на Манхэттене, а голливудские продюсеры начнут наперебой предлагать ему заказы. Но эти надежды не оправдались. Живя в Нью-Йорке, Абрахам перебивался случайными заработками: работал аккомпаниатором, переписывал ноты. Прежние друзья, сохранившие своё состояние и вполне преуспевавшие в Америке - Кальман, Штольц, Оскар Штраус, Ральф Бенацкий и другие - отвернулись от него. Лишь давний будапештский товарищ Пауль Александер перевёл как-то Абрахаму 500 долларов. Несколько месяцев Абрахам вместе с Грюнвальдом, тоже прозябавшим в Нью-Йорке, воодушевлённо писал мюзикл «Тамбурин». Однако все попытки договориться о его постановке с директорами бродвейских театров потерпели крах. Здоровье композитора стало резко ухудшаться, но денег на врачей не хватало. Абрахам жил в отеле в кредит, всеми забытый и никому не нужный.

Болезнь и переезд в Германию

Первые симптомы психического заболевания проявились у Абрахама в 1943 году. Кризис наступил 5 января 1946 года. С диагнозом "острый психоз" композитора поместили в психиатрическую больницу в Бруклине. Здесь Абрахам, не помнивший, кто он, и как его зовут, жил в палате на 14 человек и работал мойщиком на кухне. Стараниями врачей его физическое состояние постепенно стабилизировалось, но психика так и не восстановилась.

После окончания Второй мировой войны оперетты Абрахама вновь начали ставиться на немецкой, венгерской и австрийской сценах, появились их новые экранизации. Абрахам при жизни стал классиком, хотя он сам ничего об этом не знал. Человек, 10 лет находившийся в палате для тихих пациентов Кридмурского госпиталя, по сути дела, не имел никакого отношения к прежнему Абрахаму. В Европе все были уверены, что "кронпринц оперетты" давно умер и похоронен в братской могиле где-то под Нью-Йорком. Факт физического существования Абрахама обнаружился случайно, когда американские власти вдруг решили выслать его из страны, сославшись на то, что он въехал в США по гостевой визе, срок действия которой истёк много лет тому назад.

В Германии стараниями Александера был создан "Комитет Пауля Абрахама", которому, при помощи немецкого правительства, удалось собрать средства для перевозки композитора в Европу. 30 апреля 1956 года самолёт, в котором, помимо Абрахама, находилось ещё свыше пятидесяти немощных и больных эмигрантов, приземлился в аэропорту Франкфурта-на-Майне. В здании аэровокзала Абрахама встречали лишь несколько фотокорреспондентов и небольшой оркестр, который, по просьбе Александера, при появлении композитора сыграл чардаш из «Виктории и её гусара». Очевидцы рассказывают, что Абрахам, послушав оркестр, произнёс: «Красивая, но несовременная музыка. Кто её написал»?

Дом Абрахама в Берлине был разрушен в 1945 году. Собственно, и самого Берлина, знакомого Абрахаму, уже давно не существовало. Композитора поместили в клинику нервных болезней университетской больницы Гамбурга. Здесь его лечащим врачом стал профессор Ханс Бюргер-Принц, с 1933-го по 1945-й годы бывший активным членом НСДАП и "Национал-социалистического союза врачей". Немецкое правительство назначило Абрахаму небольшую пенсию в размере 500 марок в месяц. Кроме того, некоторые театры и издатели вновь начали перечислять на банковский счёт Абрахама, которым он, вследствие недееспособности, не мог распоряжаться, его авторские гонорары. Среди прочего, деньги стали поступать и из США: там оперетты Абрахама неожиданно обрели популярность на Бродвее.

Последние годы

Возможно, материальные соображения стали одной из причин того, что в 1957 году из Венгрии к Абрахаму в Гамбург переехала его жена Шарлотта. Они не виделись 17 лет, и Абрахам не узнал её. Шарлотта сняла пятикомнатную квартиру недалеко от клиники, и врачи разрешили Абрахаму, не представлявшему, по их мнению, никакой опасности для общества, переселиться в эти апартаменты.

Живя в Гамбурге, Абрахам был абсолютно уверен, что он находится в Нью-Йорке, и часто пытался говорить с врачами и женой по-английски. Иногда Абрахам садился за рояль и мастерски импровизировал. Когда перед ним ставили ноты его сочинений, он послушно исполнял их с листа.

В начале 1960 года Абрахам начал жаловаться на сильные боли в животе и быстро худеть. Во время обследования врачи обнаружили у него на колене меланому. 6 мая 1960 года Абрахама срочно положили на операционный стол. Через несколько часов после операции композитор скончался. По настоянию жены он был похоронен на христианском участке Ольсдорфского кладбища в Гамбурге.

По материалам Википедии
Композитор
Оперетты

1938 «Белый лебедь»
1937 «Юлия»
1936 «Рокси и его команда»
1935 «Джайнах, девушка из чайханы»
1935 «Вики»
1934 «Märchen im Grand-Hotel»
1932 «Бал в Савойе»
1931 «Цветок Гавайев»
1930 «Виктория и её гусар»
1929 «Чудеса случаются»
1928 «Der Gatte des Fräuleins»
1928 «Zenebona»

Музыка к кинофильмам

1955 Ball at the Savoy
1953 The Private Secretary
1940 Serenade
1938 Roxy and the Wonderteam
1937 Modern Girls
1935 Ball at the Savoy
1935 Antonia
1934 Temptation
1934 The Typist Gets Married
1933 The Rakoczi March
1932 A Bit of Love / Monsieur, Madame and Bibi
1932 Overnight Sensation
1932 Gypsies of the Night
1932 The Blue of Heaven
1931 Victoria and Her Hussar
1931 City of Song
1931 Sunshine Susie
1931 The Private Secretary
1930 The Singing City
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions