Персоны :: Андре Гретри

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Создал16.09.2022 в 18:24
  • fan90
  • Ред.30.03.2023 в 21:13
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Andre Gretry
Дата рождения: 8 февраля, 1741 | водолей
Место рождения: Льеж, Бельгия
Дата смерти: 24 сентября, 1813 | 72 года
Место смерти: Монморанси, Франция
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера
Супруга: Жанна-Марии Грандон (трое детей)
Биография
Андре-Эрнест-Модест Гретри - французский композитор валлонского происхождения, внёсший решающий вклад в стиль французской комической оперы XVIII века, жанр увертюры и в такие технические приёмы, как музыкальный "местный колорит".

Его комические оперы и речитативные комедии, созданные для парижской сцены, пользовались большим успехом в последней трети XVIII века. Многие его произведения ставились за рубежом, и некоторые из них были возрождены в начале XIX века в Париже. Некоторые из них дожили до середины века, но уже с обновлённой оркестровкой.

Детство и юность

Андре Гретри родился в Льеже и был вторым из шестерых детей в семье профессионального музыканта и скрипача Соборной церкви Сен-Дени, Жан-Жозефа Франсуа Гретри и его жены, Мари-Жанны Дефоссе. Согласно его мемуарам, в возрасте четырёх лет, танцуя, он опрокинул чугунный горшок, кипевший на огне, и опалил свои глаза, что ослабило ему зрение на всю жизнь.

В возрасте шести лет поступил в хоровую школу Сен-Дени, где позже научился играть на скрипке. Поскольку хормейстеры там были неопытные, его направили на обучение к известному в то время бельгийскому композитору и педагогу Анри Моро. Призвание Гретри проявилось после того, как он познакомился с итальянской опера-буфф, с произведениями Перголези и Бальдассаре Галуппи. Благодаря гастролям итальянской труппы в 1753-м - 1755-м годах, Гретри присутствовал не только на всех спектаклях, но и репетициях.

После написания мессы, исполненной в церкви Сен-Дени, и шести симфоний, исполненных в доме её настоятеля, Гретри был удостоен стипендии фонда Ламбера Дарши, что позволило ему продолжить обучение в Риме, куда он и отправился весной 1760 года. Здесь он в течение пяти лет обучался в Льежском колледже, куда каждый уроженец Льежа моложе 30-ти лет имел право быть принятым и в течение пяти лет проживать там на всём готовом, получая денежное пособие. Учился главным образом у Джованни Казали, сочиняя по большей части церковную музыку и шесть струнных квартетов. Возможно, что несколько месяцев он также занимался у Антонио Саккини - именно с его именем связывается заказ Гретри оперной партитуры: первая опера композитора, «Сборщица винограда», была поставлена в Риме по случаю карнавального сезона 1765 года.

Карьера

В феврале 1766 года Гретри переехал в Женеву, где поселился на улице Гран-Рю. Здесь он писал концерты для лорда Абингдона, здесь же впервые услышал комическую оперу, посетив представление труппы, для которой в декабре 1766 года он пишет оперу «Изабель и Гертруда». В Женеве Гретри познакомился с Вольтером и его друзьями. Находился под влиянием эстетики энциклопедистов, особенно Жан-Жака Руссо.

В 1767 году Гретри переехал во Францию и поселился в Париже, позднее принял французское гражданство. Благодаря покровительству шведского графа Крейца, Гретри начал сотрудничать с соавтором Жана-Филиппа Рамо, Жаном Франсуа Мармонтелем. Их успешная совместная работа над шестью комическими операми началась с «Гурона» (по повести Вольтера «Простодушный», 1768), и длилась до 1775 года, остановившись после того, как тексты Мармонтеля не прошли цензуру читательского комитета театра «Комеди Итальенн».

Благодаря успеху первых опер, в том числе, «Говорящей картины» (1769) привёл к тому, что в 1770 году премьеры опер «Двое скупых» и «Испытание дружбы» состоялись при дворе, во время празднования свадьбы дофина и Марии-Антуанетты; последняя была посвящена ей. В следующем году при дворе состоялись премьеры опер «Друг семьи» и «Земира и Азор», последняя была посвящена мадам Дюбарри.

В 1771 году Гретри женился на художнице Жанне-Марии Грандон, дочери лионского художника Шарля Грандона. У них было три дочери - Женни, Люсиль и Антуанетта, но все они умерли в юном возрасте от туберкулёза. Средняя дочь была его ученицей, и будучи музыкально одарённой, ещё в юности написала две оперы, которые Гретри оркестровал и переработал, а также одно действие для оперы «Ричард Львиное Сердце».

В 1774 году, после того, как Мария-Антуанетта стала королевой, Гретри получил пост её личного музыкального директора, и благодаря этому стал известен по всей Европе. Большой театр в Брюсселе купил у него права на новые, ещё неопубликованные работы.

В 1776-м и 1782-м годах композитор ездил в Льеж, чтобы получить награды от родного города. В 1787 году он был назначен инспектором театра "Комеди Итальенн»" а также стал Королевским цензором музыки. У Гретри было несколько учеников, среди которых была писательница и композитор Каролин Вюйе, а также композитор Николя Далейрак, учившийся у него неофициально.

Наиболее плодотворный период творчества композитора, начавшийся с переездом в Париж, закончился с началом революции. Будучи музыкальным директором королевы, Гретри потерял почти всё своё имущество. Он не сразу принял новую власть и Наполеона, некоторое время оставаясь верным королю. Ария «О Ричард, мой король!» из его оперы «Ричард Львиное Сердце» стала гимном роялистов, сторонников Бурбонов. Так, её пели на банкете, данном телохранителями для офицеров Версальского гарнизона 3 октября 1789 года.

В 1790-х годах Гретри писал музыку для республиканских празднеств. Чтобы не уступать в популярности работам Далейрака и Дезеда, Гретри, приноравливаясь к изменениям, усложнил музыкальный язык в таких операх, как «Рауль Синяя Борода» (1789) и «Вильгельм Телль» (1791), что привело к определённому успеху. Его оперы «Лисбет» (1797) и «Элиска» (1799) также имели успех.

Несмотря на свои политические взгляды, Гретри продолжал цениться как композитор, и в 1794 году был назначен инспектором консерватории, а в 1795-м стал членом Французской Академии. В 1796 году, после смерти брата, он стал опекуном его детей.

В 1802 году Гретри получил орден Почётного легиона и пенсию от Наполеона, после чего, в зените славы, ушёл на покой, поселившись в Монморанси под Парижем, в бывшем доме Руссо. Там он и скончался 24 сентября 1813 года. Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез, однако 15 лет спустя, согласно решению суда, его сердце было перезахоронено отдельно, в родном городе Льеже, перед зданием Королевской оперы Валлонии.

Творческое наследие

Гретри создал 15 драматических и более 40-ка комических опер, благодаря чему считался мэтром этого жанра во Франции 2-й половины XVIII века. Единственные лирические трагедии его авторства - «Андромаха», по одноимённой трагедии Жана Расина (1780) и «Электра» по одноимённой трагедии Еврипида (1782). Также Гретри писал балеты, реквиемы, симфонии, концерты для флейты и скрипки, камерные, инструментальные и другие музыкальные произведения. Он сочинил семь симфоний, шесть струнных квартетов. Среди его вокальной музыки ранние духовные произведения, около 20-ти романсов, а также революционные гимны и четыре революционные песни.

Произведения Гретри время от времени входят в репертуар современных оперных театров: они ставились в Лондоне, Вене и Москве, где театр"«Геликон-опера" осуществил постановку оперы «Пётр Великий». Летом 2008 года музыка Гретри вновь прозвучала в усадьбе "Кусково" - в музее-усадьбе состоялось концертное исполнение комической оперы «Опыт дружбы».

Память

В Льеже, в доме, где родился Гретри, теперь находится музей композитора.

Имя Гретри носит Льежская академия музыки.

На доме на улице Гран-рю, где Вольтер посещал Гретри, установлена памятная доска.

В 1944 году почта Бельгии выпустила почтовую марку с его изображением.

В период с 1980-го по 1996-й годы портрет Гретри печатался на банкнотах номиналом в 1000 бельгийских франков.

Также именем композитора названы улицы в Льеже, Брюсселе, Париже, Монморанси, Нанте, Мезон-Лаффите и площадь в Перпиньяне.

По материалам Википедии
Композитор
Оперы

1803 «Обеспеченные дочки»
1803 «Холостяк»
1801 «Зельмар, или Убежище»
1801 «Шлем и голуби»
1799 «Элиска, или Материнская любовь»
1797 «Сельский цирюльник, или Возвращение»
1797 «Анакреон у Поликрата»
1797 «Лисбет»
1794 «Конгресс королей»
1794 «Жозеф Барра»
1794 «Дени-тиран, школьный учитель в Коринфе»
1794 «Праздник разума, или Республиканская избранница»
1794 «Калиас, или Природа и родина»
1794 «Диоген и Александр»
1792 «Сесиль и Эрмансэ, или Два монастыря»
1792 «Базиль, или Обмани того, кто хочет обмануть тебя»
1792 «Серафина, или Отсутствующая и присутствующая»
1791 «Вильгельм Телль»
1790 «Пётр Великий»
1790 «Роже и Оливье»
1789 «Рауль Синяя Борода»
1789 «Аспазия»
1788 «Тайный соперник»
1787 «Туанетта и Луи»
1787 «Английский пленник»
1786 «Амфитрион»
1786 «Свадьба Антонио»
1786 «Ошибки из-за сходства»
1786 «Граф д’Альбер»
1785 «Панург на острове фонарей»
1785 «Эдип в Колонне»
1784 «Теодор и Паулина»
1784 «Ричард Львиное Сердце
1784 «Сельское испытание»
1783 «Талия в новом театре»
1783 «Караван из Каира»
1782 «Колинетта при дворе, или Двойное испытание»
1782 «Богатство, вводящее в затруднение»
1782 «Электра»
1782 «Колонны Алсида»
1781 «Эмилия, или Прекрасная рабыня»
1780 «Андромаха»
1779 «Непредвиденные события»
1779 «Окассен и Николетта, или Обычаи доброго старого времени»
1778 «Суд Мидаса»
1778 «Три возраста оперы»
1778 «Ложная наружность, или Ревнивый любовник»
1778 «Статуи»
1777 «Любовью за любовь»
1777 «Матроко»
1776 «Самнитские браки»
1776 «Пигмалион»
1775 «Неверная магия»
1773 «Великолепный»
1773 «Цефал и Прокрис, или Супружеская любовь»
1773 «Избранница из Саланси»
1771 «Друг семьи»
1771 «Земира и Азор»
1770 «Сильван»
1770 «Двое скупых»
1770 «Испытание дружбы»
1769 «Люсиль»
1769 «Говорящая картина»
1769 «Момус на земле»
1768 «Знаток»
1768 «Гурон»
1768 «Самнитские браки»
1766 «Изабель и Гертруда, или Предполагаемые Сильфы»
1765 «Сборщица винограда»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions