Персоны :: Энрико Карузо

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 4
  • Создал16.09.2022 в 18:39
  • fan90
  • Ред.03.10.2023 в 19:12
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Enrico Caruso
Дата рождения: 25 февраля, 1873 | водолей
Место рождения: Неаполь, Королевство Италия
Дата смерти: 2 августа, 1921 | 48 лет
Место смерти: Неаполь, Королевство Италия
Карьера: Певец
Жанр: Классическая музыка, опера
Супруга: Дороти Карузо (один ребёнок)
Биография
Энрико Карузо - итальянский оперный певец (тенор). Пик его славы пришёлся на начало 20-го столетия, когда гениальному мэтру рукоплескали самые знаменитые театральные площадки Америки и Европы. В репертуаре певца было более двухсот произведений - от драматических арий до романтических песен. Имя Карузо давно стало нарицательным, а его голосом продолжают восхищаться слушатели нескольких последующих поколений.

Ранние годы

Энрико Карузо родился 25 февраля 1873 года в Неаполе в бедной многодетной семье. Родители хотели, чтобы сын стал инженером, но он выбрал карьеру музыканта. Юный Энрико пел в церковном хоре, зарабатывая по 10 лир за участие в службе, которых в один день могло быть несколько.

Отец Энрико, трудившийся на литейном производстве, видел в сыне достойного продолжателя своей профессии. 11-летнего мальчика отдали на обучение к механику, занимавшемуся строительством городских коммуникаций.

Мать юноши была не против приобщения его к труду, однако считала, что ему прежде всего необходимо стать образованным человеком. По её настоянию Карузо отдали в церковно-приходскую школу, где в те годы обучались дети из небогатых семей. Помимо изучения точных наук, молодой человек участвовал в местном хоре, завораживая окружающих своим мелодичным голосом. Талант юного хориста был настолько очевиден, что наставники уговорили его оставить технические науки и полностью посвятить себя музыкальной карьере.

За это горячо ратовала и мать Энрико, которая вплоть до своей смерти поддерживала любые творческие начинания сына. Когда в 1888 году её не стало, Карузо стал подрабатывать сначала уличным певцом, а затем штатным музыкантом в барах Неаполя. Также он выступал и на церковных праздниках.

Ещё в юности Карузо понял, что с помощью голоса можно зарабатывать неплохие деньги. Он путешествовал по курортам Италии, давал импровизированные концерты, где получал довольно приличные для тех лет гонорары. Небольшой период жизни Энрико посвятил изучению военной науки, однако вскоре понял, что единственным его предназначением является музыка.

Карьера

Дебютный выход музыканта на большую сцену состоялся в 1895 году, когда его пригласили на сцену театра "Нуово" в Неаполе. После успешного исполнения оперы «Амико Франческо» итальянского композитора Марио Морелли, молодой человек дал несколько концертов в провинции, где его уже хорошо знали. Одновременно с выступлениями Карузо совершенствовал вокальное мастерство на занятиях с прославленным дирижёром Винченцо Ломбарди.

Несмотря на растущую узнаваемость, финансовой стабильности у Энрико тогда ещё не было. На одной из рекламных афиш конца 1890-х певец предстал завёрнутым в тогу, так как единственная приличная рубашка не успела высохнуть после стирки. Также на одном из первых концертов исполнитель был освистан, так как не сумел расплатиться с пиарщиками. После этого обидного случая Карузо навсегда отказался от концертов в родном Неаполе.

Поворотным для Карузо стал 1900 год, когда началось его сотрудничество со знаменитым театром "Ла-Скала". На этой легендарной сцене молодой певец предстал в образе Родольфо из оперы «Богема» Джакомо Пуччини. Позже труппа отправилась на гастроли по европейским столицам, где её выступлений ожидала искушённая высокопоставленная публика. В числе прочих городов артисты посетили Петербург, и дали концерт для императорской семьи со сцены Мариинского театра.

Одной из первых знаковых работ Карузо стала роль Лорис в оперной постановке «Федора» композитора Умберто Джордано, представленной в 1898 году на сцене миланского театра "Лирико". Позже в "Ла-Скала" состоялся масштабный концерт, посвящённый композитору Джузеппе Верди, где среди знаменитых исполнителей значилось имя молодой итальянской звезды.

Когда в 1902-м закончился контракт с "Ла-Скалой", Карузо принял приглашение от одной из звукозаписывающих студий. Согласившись на гонорар в 100 фунтов, певец выпустил десять пластинок, быстро ставших настоящими лидерами продаж. В результате Энрико не только поправил материальное состояние, но и обрёл популярность среди англоязычной публики. Последовало предложение дать восемь концертов в Королевском оперном театре "Ковент-Гарден" с репертуаром из произведений Вольфганга Амадея Моцарта и Джузеппе Верди.

Первое выступление Энрико со сцены "Ковент-Гардена" состоялось в мае 1902 года. В постановке «Риголетто» артист предстал в образе герцога Мантуи, а женская партия досталась самой востребованной оперной диве того периода Нелли Мельбе. Певица восторгалась голосом Карузо, однако ставила его на второе место после великого тенора Жана де Реске.

После завершения лондонского сезона тенор отправился в Нью-Йорк, где ему был предложен контракт с театром "Метрополитен-опера". К тому времени Энрико уже обзавёлся собственным импресарио и агентом в лице Паскуале Симонелли, который свёл его с представителями рекорд-лейбла "Victor Talking Machine". С этой компанией знаменитый исполнитель сотрудничал до конца своей творческой карьеры.

В начале 1904-го Карузо порадовал поклонников сборником композиций, который принёс ему солидный гонорар. В него вошла песня «Santa Lucia», ставшая впоследствии абсолютным хитом для многих поколений меломанов.

Работая в рамках контрактов с ведущими концертными площадками, тенор вёл параллельную сольную деятельность в американских и европейских городах. Во время выступления "Метрополитен-оперы" в театре Сан-Франциско произошло землетрясение, в результате которого пострадала значительная часть сценического реквизита. К счастью, Энрико Карузо и его коллеги не пострадали.

С возрастом голос исполнителя становился всё ниже, и от лирических композиций он постепенно перешёл к героическим оперным партиям. С новым репертуаром Энрико посетил страны Южной Америки - Бразилию, Аргентину, Мексику и Уругвай. Известно, что за один только концерт на Кубе артист получил гонорар в 10 тысяч долларов США.

Став состоятельным человеком, Энрико смог купить шикарный дом во Флоренции. Эта вилла стала для певца местом отдыха, который он мог изредка себе позволить в перерыве между турами. В Нью-Йорке у Карузо собственной недвижимости не было - он проживал в роскошном люксе манхэттенской гостиницы "Knickerbocker".

Финансовые трудности остались далеко позади, и певец мог позволить себе дорогие приобретения. Своему агенту Паскуале Симонелли он подарил золотую медаль "Tiffany", на которой красовался его собственный профиль.

Личная жизнь

До Первой мировой войны артист имел любовную связь с замужней оперной дивой Адой Гиачетти, которая за время романа родила Карузо четверых наследников. Когда певица наконец развелась с законным супругом, она переехала в дом возлюбленного, однако его супругой так и не стала. Артисты прожили под одной крышей более десяти лет, а после расставания Ада долго судилась с бывшим любовником, пытаясь заполучить львиную долю его состояния.

Семейное счастье Энрико обрёл со светской львицей по имени Дороти. В 1918-м состоялось их бракосочетание, а уже через год в новой семье родилась дочь Глория. О взаимных тёплых чувствах супругов свидетельствует сохранившаяся переписка, которую они вели во время гастролей прославленного тенора. После смерти любимого мужа Дороти выпустила мемуары, куда включила самые трогательные из этих писем. Большой любви тенора и его жены посвящён фильм «Великий Карузо», где в образе оперного исполнителя предстал итальянский актёр и музыкант Марио Ланца.

Последние годы

Известно, что Карузо вёл малоподвижный образ жизни, усугублявшийся бесконечным курением крепких сигар. Всё это постепенно разрушало здоровье певца, и к 1920 году он чувствовал себя намного старше своих лет. Помимо всего прочего, на одном из выступлений мэтр получил серьёзную травму почки и спины из-за обрушившихся декораций. После этого инцидента Карузо стали беспокоить приступы межрёберной невралгии и острого бронхита.

В 1921 году врачи диагностировали у тенора эмфизему и гнойный плеврит. Карузо семь раз ложился на операционный стол, чтобы хирурги смогли откачать скопившуюся в лёгких и грудной полости жидкость. Процедуры приносили облегчение, но лишь на время.

Летом того же года Энрико стал ощущать адскую боль в боку, после чего его осмотрел доктор одной из неаполитанских клиник. Проконсультировавшись с римскими коллегами, врач сообщил о необходимости удаления левой почки.

Перед запланированной операцией певец остановился в неаполитанской гостинице "Везувио", чтобы наутро продолжить путь в столичную клинику. Не в силах уснуть, Энрико принял немного морфия и отправился в кровать. 2 августа 1921 года артиста обнаружили мёртвым в кровати гостиничного номера. Причиной смерти доктора посчитали острый перитонит, вызванный поддиафрагмальным абсцессом.

Местом прощания с гением стала Королевская базилика при храме Сан-Франческо ди Паола. Тело великого соотечественника было забальзамировано и сохранено в прозрачном саркофаге на кладбище Дель Пианто в Неаполе. Через несколько лет Карузо захоронили, установив на могилу изображение скорбящей Мадонны.

По материалам Википедии и biographe.ru
Знаете ли вы, что...
– В 1906 году с исполнителем случился неприятный казус, чуть было не лишивший его дальнейшей карьеры. Гуляя по нью-йоркскому зоопарку, мэтр ущипнул проходившую мимо женщину за интересное место, что вызвало бурное возмущение окружающих. Певец попытался свалить вину на обезьянку, находившуюся в соседней клетке, однако полиция в такое объяснение не поверила. Карузо был доставлен в отделение и оштрафован на солидную сумму. Этот случай вызвал огромный резонанс, знаменитость подвергли мощному общественному осуждению. Но всё же любовь к таланту великого тенора перевесила весь негатив, и постепенно данный казус забылся.
Работы в театре
«Арлезианка» (Ф. Чилеа) ... Федерико
«Федора» (У. Джордано) ... Лорис
«Девушка с запада» (Дж. Пуччини) ... Джонсон
«Риголетто» (Дж. Верди) ... Герцог Мантуи
«Трубадур» (Дж. Верди) ... Манрико
«Аида» (Дж. Верди) ... Радамес
«Любовный напиток» (Г. Доницетти) ... Неморино
«Мефистофель» (А. Бойто) ... Фауст
«Паяцы» Р. Леонкавалло) ... Канио
«Сельская честь» (П. Масканьи) ... Туридду
«Богема» (Дж. Пуччини) ... Родольфо
«Тоска» (Дж. Пуччини) ... Марио Каварадосси
«Манон Леско» (Дж. Пуччини) ... Де Грие
«Кармен» (Ж. Бизе) ... Хозе
«Жидовка» (Ф. Галеви) ... Элеазар
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions