С участием персоны 24 раздач
Краткая биография
Имя: Сергей Иосифович Параджанов
Дата рождения: 9 января 1924 | козерог
Место рождения: Тифлис, ЗСФСР, СССР
Дата смерти: 21 июля, 1990 | 66 лет
Место смерти: Ереван, Армянская ССР, СССР
Карьера: Режиссер, сценарист, продюсер, актер
Супруга: Светлана Щербатюк (развод, один ребенок)
Дата рождения: 9 января 1924 | козерог
Место рождения: Тифлис, ЗСФСР, СССР
Дата смерти: 21 июля, 1990 | 66 лет
Место смерти: Ереван, Армянская ССР, СССР
Карьера: Режиссер, сценарист, продюсер, актер
Супруга: Светлана Щербатюк (развод, один ребенок)
Биография
Параджанов Сергей Иосифович (1924 - 1990) - армянский советский кинорежиссёр и сценарист.
Саркис Параджанян родился 9 января 1924 года в Тифлисе (Тбилиси) в семье антиквара. Эта профессия была потомственной в роду, и его глава - Иосиф Параджанов - надеялся, что его дети пойдут по стопам своих предков. Сам он был одним из богатейших людей дореволюционного Тифлиса.
В 1942 году Параджанов заканчивает среднюю школу и становится студентом Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта. Однако пройдет всего лишь год, и Параджанов поймет, что поступил опрометчиво - любовь к искусству возьмет свое. Он бросает железнодорожный институт и поступает сразу в два творческих вуза: на вокальный факультет Тбилисской консерватории и в хореографическое училище при оперном театре. В 1945 году он переводится в Московскую консерваторию в класс профессора Нины Дорлиак. Параллельно с учебой в консерватории Параджанов в 1946 году сдает вступительные экзамены на режиссерский факультет ВГИКа (сначала учится в мастерской Игоря Савченко, а после его смерти у Александра Довженко). Это был талантливый курс, на котором учились многие в будущем известные режиссеры советского кино: А. Алов, В. Наумов, Ю. Озеров, М. Хуциев, Ф. Миронер, Г. Габай, Л. Файзиев.
Параджанов закончил ВГИК в 1951 году. Его дипломной работой была короткометражная лента "Андриеш" (так звали пастушка из молдавской сказки). Спустя четыре года Параджанов вместе с режиссером Яковом Базеляном снимает на кино-студии имени А. П. Довженко полнометражный вариант того же сюжета с тем же названием.
В середине 50-х, будучи в Киеве, он женился на украинке, два года прожившей в Канаде, - Светлане Щербатюк. Элегантная, красивая, она вполне могла быть фотомоделью. У них родился сын, которого назвали Суреном. Белокурый, как и его мать, мальчик внешне мало что взял от своего отца, который его обожал. Но жить в семье с Параджановым было сложно. Он был человеком непредсказуемым, странным, и многие его причуды воспринимались людьми как безумие. Соседи Параджанова по Тбилиси, когда он чудил, обычно говорили: "Сумасшедший на свободе". Свою жену Параджанов заставлял принимать участие в его мистификациях и причудах. Он настаивал, чтобы она чистила яблоки каким-то необыкновенным образом, ставила чашку на стол не так, а эдак, котлеты укладывала на блюдо особенным образом. Судя по всему, Светлана Щербатюк так и не сумела приспособиться к причудам своего мужа и в 1961 году, взяв с собой сына, покинула его дом. Но Параджанов навсегда сохранил в своем сердце любовь к этой женщине.
На момент развода Параджанов успел снять в Киеве два фильма: "Первый парень" (1959) и "Украинская рапсодия" (1961). Третий фильм Параджанова вышел на широкий экран в 1962 году. Он назывался "Цветок на камне". Его действие разворачивается в строящемся шахтерском городке. С энтузиазмом работают на стройке комсомольцы, однако вскоре в их жизнь врываются пришлые люди - члены религиозной секты, которые заманивают к себе девушку Христину. Однако шахтерам удается вырвать девушку из рук сектантов. "Цветок на камне" вызвал серьезные нарекания со стороны руководителей украинского кинематографа, и его прокат был ограниченным - отпечатали всего лишь 158 копий фильма. Его посмотрели всего 5 миллионов зрителей.
Таким образом, за десять лет своего пребывания в кинематографе Параджанов снял 4 фильма, которые не принесли ему ни славы, ни почета. Ни один серьезный специалист в области кино не мог предположить, что режиссер, снимавший такие посредственные ленты, может достичь чего-то большего. И вдруг произошло чудо - в 1964 году Параджанов снимает на киностудии имени А. П. Довженко "Тени забытых предков". Фильм, который стал одним из самых ярких событий советского кино первой половины 60-х. Он встал в один ряд с такими шедеврами, как "Летят журавли" Михаила Калатозова, "Баллада о солдате" Григория Чухрая, "Иванове детство" Андрея Тарковского.
Фильм Параджанова был удостоен приза на Всесоюзном кинофестивале в Киеве (1966). И все же на Западе (там фильм демонстрировался под названием "Огненные кони" ) интерес к нему был гораздо большим, чем на родине. В 1965 году он был удостоен премии Британской академии, призов на фестивалях в Риме и Мар-дель-Плате. Всего за два года проката за рубежом фильм собрал на различных международных фестивалях 28 (!) призов, наград и дипломов, став одной из самых известных советских картин. Вот лишь несколько откликов на этот фильм в зарубежной прессе:
Газета "Экспресс" (Франция), 27 марта 1966 года: "Тщательный анализ фильма позволяет сделать вывод, что Параджанов создал великолепную поэму в стиле барокко, которую будут очень хвалить или очень ругать".
Между тем в 1966 году Параджанов приступает к новой работе - по собственному сценарию он снимает фильм "Киевские фрески", посвященный событиям Великой Отечественной войны. Стоит отметить, что руководители украинского отделения Госкино отнеслись к желанию Параджанова снять фильм о войне с большой настороженностью. Они прекрасно понимали, что художник времен "Первого парня" и "Украинской рапсодии" в Параджанове навсегда умер, и на свет родилось нечто новое и совершенно для них непонятное. И такой Параджанов им уже был не нужен. В итоге после первых проб "Киевских фресок" чиновники обвинили режиссера в химерном и мистически-субъективном отношении к событиям Великой Отечественной войны и дальнейшие съемки запретили. Именно тогда Параджанов окончательно осознал, что в Киеве ему работать больше не дадут. И он переехал в Ереван, где на студии "Армен-фильм" ему пообещали создать все условия для работы. Там он снимает документальный фильм "Акоп Овнатанян", а в 1968 году приступает к съемкам художественного фильма "Цвет граната" ("Саят-Нова"). В картине, состоящей из нескольких миниатюр, была сделана попытка показать духовный мир средневекового армянского поэта Саят-Новы, писавшего на армянском, грузинском и азербайджанском языках, историю его любви, его отношение к религии, светской власти, народу.
Фильм Параджанова был весьма скептически воспринят руководителями Госкино. Они не поняли новаторских идей режиссера, однако вслух в этом не признались. Они скрыли свое непонимание под расхожей формулировкой "народу такое кино не нужно". И фильм почти четыре года лежал на полке. И только в 1973 году его выпустили в прокат, однако Параджанов к этому уже не имел никакого отношения. Он отказался монтировать картину, и за него это сделал другой режиссер - Сергей Юткевич. Таким образом, на сегодняшний день существуют две версии фильма: авторский, который почти никто не видел и который находится в запасниках "Арменфильма", и фильм Юткевича, который вышел в прокат.
"Цвет граната" продержался в прокате всего лишь несколько месяцев, после чего был снят. Повод был серьезный - в декабре 1973 года Параджанова арестовали. За что? Ему инкриминировали гомосексуализм. Имело ли это обвинение под собой какие-либо основания? Здесь мнения расходятся. Одни утверждают, что гомосексуализм имел место в жизни режиссера, другие отрицают это. В качестве веского аргумента приверженцы второй версии напирали на то, что Параджанов по сути своей был провокатором, любителем эпатажа. В его доме всегда было много людей, к которым режиссер относился прежде всего как к аудитории. Причем это были совершенно разные люди. Среди них были его друзья, случайные знакомые и еще невесть кто. И каждый раз Параджанов устраивал перед ними маленький спектакль, во время которого зрители с трудом различали, где в его словах правда, а где вымысел. А говорил он вещи совсем небезобидные. Например, в одном случае он мог рассказать о том, как переспал с известной киноактрисой, а в другом - как он соблазнил известного художника. Люди искушенные могли "отфильтровать" рассказы Параджанова по степени их правдоподобности, но новички терялись и принимали все за чистую монету. А Параджанову это нравилось. Видя, как у людей округляются от удивления глаза, он заводился еще больше и продолжал нести такое... Однажды его занесло слишком далеко. В интервью датской газете он заявил, что его благосклонности добивались аж два десятка членов ЦК КПСС. Естественно, сказал это в шутку, но его слова были напечатаны и растиражированы по всему миру. Когда об этом стало известно в Кремле, была дана команда Параджанова посадить. Тем более что зуб на него имели многие: и в Госкино, и в Министерстве культуры, и в самом ЦК.
Дело против Параджанова фабриковалось в спешке, поэтому статьи, которые ему инкриминировались, на ходу менялись. То это были валютные операции, то ограбление церквей (он собирал иконы), то взяточничество. Наконец остановились на гомосексуализме. Благо нашелся человек, который обязался дать против Параджанова соответствующие показания - мол, тот его изнасиловал. Кстати, это был единственный свидетель, который согласился выступить против Параджанова. Другие отказались. Параджанову "впаяли" пять лет и отправили сначала в одну из зон под Ворошиловградом, затем под Винницей. Однако права переписки его не лишили. И он писал из колонии своим родным, друзьям, знакомым. Вот два отрывка из его писем 14-летнему племяннику (сыну его сестры Анны) Георгию Хачатурову, датированные 1974 годом:
"В Тбилиси жара, а тут уже дожди! Сыро. Кожа на ногах в плесени и волдырях. В лагере полторы тысячи человек, у всех не менее трех судимостей. Меня окружают кровавые судьбы, многие потеряли человеческий облик. Меня бросили к ним сознательно, чтобы они меня уничтожили. Блатного языка я не знаю, чифирь не пью, наколок нет. Они меня презирали, думали - я подсадная утка, изучаю жизнь зоны, чтобы снять фильм. Но, слава богу, поверили. Многие исповедуются... Часто пухну от голода. Лиля Брик прислала мне колбасу-салями, конфеты французские. Все съели начальник зоны и начальник режима, я же нюхал обертки. Работаю уборщиком в цехе. Недавно кто-то специально залил водой цех. Всю ночь, стоя в ледяной воде, ведрами выгребал воду. Харкаю кровью. Неужели это мой конец? Я скучаю по свободе. Где я - это страшно! Пиши подробнее. Каждое письмо, которое я получаю, это кислородная подушка для меня. Береги жизнь, родителей и честь. Не делай глупостей. Все наказуемо..."
По словам очевидцев, первое время в неволе Параджанов был раздавлен, сломлен и унижен. Над ним издевались все: и начальство колонии, и некоторые из заключенных. Вдобавок ко всему у Параджанова было плохо со здоровьем: болело сердце, мучил диабет. В колонии ему сделали операцию на легком. Но, даже пребывая в этих нечеловеческих условиях, Параджанов оставался верен себе. Невзирая на насмешки других заключенных, он собирал на тюремном дворе выброшенные кем-то цветы, делал из них гербарии и отсылал в письмах друзьям. Однажды он подобрал крышку от кефира и гвоздем выдавил на ней портретик Пушкина. Зэки, обнаружив у него этот "медальон", похабно пошутили на этот счет, но вещицу не отобрали. Спустя десятилетие, этот "медальон" попал к режиссеру Федерико Феллини, и он отлил из него серебряную медаль, которой с тех пор награждают лучший фильм на фестивале в Римини. В одной из колоний открыл школу живописи. Но лагерному начальству не понравились работы новоявленных "Малевичей", не в лучшем свете выставляющие лагерный быт и нравы. Сергея перевели в другую зону..."
Огромные силы прилагала к тому, чтобы облегчить страдания Параджанова в тюрьме, вызволить его оттуда, уже упоминавшаяся Лиля Брик, Было ей в ту пору уже 80 лет, но она, несмотря на возраст, проявляла такую активность, которой могли бы позавидовать молодые. Именно она стала первой теребить иностранцев, чтобы они тоже поднялись на защиту Параджанова. Особенно сильным ее влияние было во Франции. В 1977 году она лично слетала в Париж, где открывалась выставка, посвященная В. Маяковскому, и там встретилась с французским писателем-коммунистом, лауреатом Ленинской премии Луи Арагоном. Она уговорила его встретиться в Москве с Брежневым и замолвить слово за Параджанова. И Арагон согласился. Он действительно встретился с генсеком и во время разговора упомянул о Параджанове. "Кто такой Параджанов?" - удивился Брежнев, который даже фамилии такой не знал. "Известный режиссер, - ответил Арагон. - Его посадили на пять лет, четыре из которых он уже отсидел. Нельзя ли его амнистировать?" Так как Брежнев хорошо относился к компартии Франции и лично к Луи Арагону, он пообещал обязательно разобраться в этом деле. И ведь сдержал свое слово. 30 декабря 1977 года Параджанова освободили, скостив ему целый год. За гражданскую позицию и за преследования, которым он за неё подвергался, Параджанова называли «армянином, родившимся в Грузии и сидевшим в русской тюрьме за украинский национализм».
Выйдя на волю, Параджанов долгое время сидел без работы. В кинематограф его не звали, хотя за годы своего бездействия он написал несколько сценариев. Однако ни один из них так и не был востребован. Изредка Параджанов ездил в Киев навещать своего взрослого сына Сурена (тот учился на строительном факультете архитектурного института). Прошло всего несколько лет после освобождения, а Параджанов вновь начал шокировать публику своими смелыми речами. В 1980 году он дал интервью французской газете "Монд", текст интервью гласил:
"Чтобы выдвинуть против меня обвинение, я был назван преступником, вором, антисоветчиком. У меня на теле даже искали золото. Затем приписали гомосексуализм и судили за это "преступление". Чтоб приписать мне преступление, были мобилизованы шесть прокуроров. "Да вам мало года, - говорили они. - Вы получите пять лет. Этого вполне достаточно, чтобы вас уничтожить..."
Теперь я свободен, но не чувствую себя в безопасности. Я живу в вечном страхе - боюсь выходить из дома, боюсь, что меня обкрадут, сожгут картины из лагеря. Здесь все должны иметь прописку и работу. Но мне не дают работу. Я предлагаю сценарии. "Арменфильм" хотел поставить один из них, но воспротивилось начальство. Меня могут в любое время арестовать, так как я нигде не работаю. Я не имею права существовать, я вне закона..
В тюрьме жизнь моя имела какой-то смысл, это была реальность, которую надо было преодолевать. Моя нынешняя жизнь бессмысленная. Я не боюсь смерти, но эта жизнь хуже смерти. Я стучал во все двери. Мне хотели помочь в Армении. Но всякий раз, когда я должен был встретиться с министром, он оказывался в отпуске...
Сегодня у меня нет выбора. Отдых мне невыносим. Я не могу жить, не работая. Мне запрещено любое творчество. Я должен скорее уехать отсюда... Я знаю о тех трудностях, которые меня ожидают. Вряд ли я сразу найду вдохновение на Западе. Я не хотел бы создать впечатление у французов, что сразу смогу создать шедевры. Мои корни здесь, но у меня нет выбора. Я должен уехать..."
Самое удивительное, что это интервью власти не заметили. Абсолютно. Словно вообще его и не было. Параджанова никто не вызывал на ковер, не трепал ему нервы. Однако и работы ему тоже никто не давал. Хотя он, видимо, рассчитывал именно на это. Мол, дам смелое интервью, глядишь, они испугаются и завалят меня работой. Не получилось. Можно было исполнить свою угрозу и уехать на Запад, но Параджанов этого не сделал. Видимо, в интервью по этому поводу он просто блефовал, как это уже случалось с ним неоднократно. Спустя каких-нибудь два года Параджанову разрешили вернуться в кинематограф. И произошло это в той же Грузии. Стоит отметить, что незадолго до этого Параджанов обратился к первому секретарю ЦК КП Армении Демирчяну с просьбой разрешить ему снять в Армении народный эпос "Давид Сасунский", но тот ему в просьбе отказал. Вот тогда руку помощи режиссеру протянули со студии "Грузия-фильм". В итоге вместе с известным актером Додо Абашидзе Параджанов снял свой третий шедевр - фильм "Легенда о Сурамской крепости". В основу фильма была положена старинная грузинская легенда о том, как некий юноша по имени Зураб дал согласие замуровать себя в стену Сурамской крепости, чтобы она смогла выстоять против натиска врага.
Премьера нового фильма Параджанова состоялась в марте 1985 года. Однако, как и ранее, прокат фильма оказался мизерным - было отпечатано всего лишь 57 копий, которые не собрали и полумиллиона зрителей. За пределами отечества фильм имел гораздо больший успех, он был удостоен призов на фестивалях в Трое, Ситсехе, Безансоне, Сан-Пауло.
В последние несколько лет своей жизни Параджанов продолжал активно работать в кино. В 1986 году он снял документальный фильм "Арабески на тему Пиросмани", а два года спустя - художественный фильм "Ашик-Кериб", в основу которого была положена одноименная поэма М. Ю. Лермонтова. Последняя работа режиссера была показана в 1988 году на фестивале в Венеции.
Газета "Монд" по этому поводу писала:
"Лучшей витрины перестройки в советском кинематографе, чем фильмы "Ашик-Кериб" Сергея Параджанова и "Маленькая Вера" Василия Пичула, на фестивале в Венеции трудно было желать...
В "Ашик-Керибе" перед нами парад икон и миниатюр, одухотворенный народными традициями творчества. Рассказанные Лермонтовым приключения "странствующего трубадура", проходящего через тысячу испытаний, чтобы найти свою возлюбленную, в переложении кинематографиста-живописца, который свою камеру уподобил кисти, превращаются в изысканные картины, божественные откровения - тайный смысл которых доступен лишь посвященным. Как и его ленты, сам Параджанов в жизни задрапирован с ног до головы пестрыми тканями, ювелирными украшениями. Поистине - передвижное произведение искусства. Но он поражает гостей фестиваля в Венеции не только внешним видом, но и откровенностью своих высказываний. В свои 64 года он наконец очутился в Западной Европе. Вчера - Голландия, сегодня - Венеция, а завтра его ждут в Нью-Йорке и Париже..."
В 1989 году Параджанов приступил к работе над очередным фильмом - "Исповедь", который должен был стать автобиографическим. Однако снять его Параджанов так и не успел. У Параджанова обнаружили рак легкого. В октябре его привезли в Москву и положили в Пироговку. Ему сделали операцию, удалили легкое, но его состояние не улучшилось. Тогда друзья посоветовали лечь в известную клинику в Париже (три года назад в ней лежал коллега Параджанова - Андрей Тарковский). Однако дни Параджанова были сочтены.
17 июля 1990 года он вернулся на родину - правда, не в Тбилиси, а в Ереван, где спустя три дня скончался. 25 июля Параджанов был погребен в Пантеоне гениев армянского духа, рядом с Арамом Хачатуряном, Вильямом Сарояном и другими деятелями искусства, литературы и науки республики.
Саркис Параджанян родился 9 января 1924 года в Тифлисе (Тбилиси) в семье антиквара. Эта профессия была потомственной в роду, и его глава - Иосиф Параджанов - надеялся, что его дети пойдут по стопам своих предков. Сам он был одним из богатейших людей дореволюционного Тифлиса.
В 1942 году Параджанов заканчивает среднюю школу и становится студентом Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта. Однако пройдет всего лишь год, и Параджанов поймет, что поступил опрометчиво - любовь к искусству возьмет свое. Он бросает железнодорожный институт и поступает сразу в два творческих вуза: на вокальный факультет Тбилисской консерватории и в хореографическое училище при оперном театре. В 1945 году он переводится в Московскую консерваторию в класс профессора Нины Дорлиак. Параллельно с учебой в консерватории Параджанов в 1946 году сдает вступительные экзамены на режиссерский факультет ВГИКа (сначала учится в мастерской Игоря Савченко, а после его смерти у Александра Довженко). Это был талантливый курс, на котором учились многие в будущем известные режиссеры советского кино: А. Алов, В. Наумов, Ю. Озеров, М. Хуциев, Ф. Миронер, Г. Габай, Л. Файзиев.
Параджанов закончил ВГИК в 1951 году. Его дипломной работой была короткометражная лента "Андриеш" (так звали пастушка из молдавской сказки). Спустя четыре года Параджанов вместе с режиссером Яковом Базеляном снимает на кино-студии имени А. П. Довженко полнометражный вариант того же сюжета с тем же названием.
В середине 50-х, будучи в Киеве, он женился на украинке, два года прожившей в Канаде, - Светлане Щербатюк. Элегантная, красивая, она вполне могла быть фотомоделью. У них родился сын, которого назвали Суреном. Белокурый, как и его мать, мальчик внешне мало что взял от своего отца, который его обожал. Но жить в семье с Параджановым было сложно. Он был человеком непредсказуемым, странным, и многие его причуды воспринимались людьми как безумие. Соседи Параджанова по Тбилиси, когда он чудил, обычно говорили: "Сумасшедший на свободе". Свою жену Параджанов заставлял принимать участие в его мистификациях и причудах. Он настаивал, чтобы она чистила яблоки каким-то необыкновенным образом, ставила чашку на стол не так, а эдак, котлеты укладывала на блюдо особенным образом. Судя по всему, Светлана Щербатюк так и не сумела приспособиться к причудам своего мужа и в 1961 году, взяв с собой сына, покинула его дом. Но Параджанов навсегда сохранил в своем сердце любовь к этой женщине.
На момент развода Параджанов успел снять в Киеве два фильма: "Первый парень" (1959) и "Украинская рапсодия" (1961). Третий фильм Параджанова вышел на широкий экран в 1962 году. Он назывался "Цветок на камне". Его действие разворачивается в строящемся шахтерском городке. С энтузиазмом работают на стройке комсомольцы, однако вскоре в их жизнь врываются пришлые люди - члены религиозной секты, которые заманивают к себе девушку Христину. Однако шахтерам удается вырвать девушку из рук сектантов. "Цветок на камне" вызвал серьезные нарекания со стороны руководителей украинского кинематографа, и его прокат был ограниченным - отпечатали всего лишь 158 копий фильма. Его посмотрели всего 5 миллионов зрителей.
Таким образом, за десять лет своего пребывания в кинематографе Параджанов снял 4 фильма, которые не принесли ему ни славы, ни почета. Ни один серьезный специалист в области кино не мог предположить, что режиссер, снимавший такие посредственные ленты, может достичь чего-то большего. И вдруг произошло чудо - в 1964 году Параджанов снимает на киностудии имени А. П. Довженко "Тени забытых предков". Фильм, который стал одним из самых ярких событий советского кино первой половины 60-х. Он встал в один ряд с такими шедеврами, как "Летят журавли" Михаила Калатозова, "Баллада о солдате" Григория Чухрая, "Иванове детство" Андрея Тарковского.
Фильм Параджанова был удостоен приза на Всесоюзном кинофестивале в Киеве (1966). И все же на Западе (там фильм демонстрировался под названием "Огненные кони" ) интерес к нему был гораздо большим, чем на родине. В 1965 году он был удостоен премии Британской академии, призов на фестивалях в Риме и Мар-дель-Плате. Всего за два года проката за рубежом фильм собрал на различных международных фестивалях 28 (!) призов, наград и дипломов, став одной из самых известных советских картин. Вот лишь несколько откликов на этот фильм в зарубежной прессе:
Газета "Экспресс" (Франция), 27 марта 1966 года: "Тщательный анализ фильма позволяет сделать вывод, что Параджанов создал великолепную поэму в стиле барокко, которую будут очень хвалить или очень ругать".
Между тем в 1966 году Параджанов приступает к новой работе - по собственному сценарию он снимает фильм "Киевские фрески", посвященный событиям Великой Отечественной войны. Стоит отметить, что руководители украинского отделения Госкино отнеслись к желанию Параджанова снять фильм о войне с большой настороженностью. Они прекрасно понимали, что художник времен "Первого парня" и "Украинской рапсодии" в Параджанове навсегда умер, и на свет родилось нечто новое и совершенно для них непонятное. И такой Параджанов им уже был не нужен. В итоге после первых проб "Киевских фресок" чиновники обвинили режиссера в химерном и мистически-субъективном отношении к событиям Великой Отечественной войны и дальнейшие съемки запретили. Именно тогда Параджанов окончательно осознал, что в Киеве ему работать больше не дадут. И он переехал в Ереван, где на студии "Армен-фильм" ему пообещали создать все условия для работы. Там он снимает документальный фильм "Акоп Овнатанян", а в 1968 году приступает к съемкам художественного фильма "Цвет граната" ("Саят-Нова"). В картине, состоящей из нескольких миниатюр, была сделана попытка показать духовный мир средневекового армянского поэта Саят-Новы, писавшего на армянском, грузинском и азербайджанском языках, историю его любви, его отношение к религии, светской власти, народу.
Фильм Параджанова был весьма скептически воспринят руководителями Госкино. Они не поняли новаторских идей режиссера, однако вслух в этом не признались. Они скрыли свое непонимание под расхожей формулировкой "народу такое кино не нужно". И фильм почти четыре года лежал на полке. И только в 1973 году его выпустили в прокат, однако Параджанов к этому уже не имел никакого отношения. Он отказался монтировать картину, и за него это сделал другой режиссер - Сергей Юткевич. Таким образом, на сегодняшний день существуют две версии фильма: авторский, который почти никто не видел и который находится в запасниках "Арменфильма", и фильм Юткевича, который вышел в прокат.
"Цвет граната" продержался в прокате всего лишь несколько месяцев, после чего был снят. Повод был серьезный - в декабре 1973 года Параджанова арестовали. За что? Ему инкриминировали гомосексуализм. Имело ли это обвинение под собой какие-либо основания? Здесь мнения расходятся. Одни утверждают, что гомосексуализм имел место в жизни режиссера, другие отрицают это. В качестве веского аргумента приверженцы второй версии напирали на то, что Параджанов по сути своей был провокатором, любителем эпатажа. В его доме всегда было много людей, к которым режиссер относился прежде всего как к аудитории. Причем это были совершенно разные люди. Среди них были его друзья, случайные знакомые и еще невесть кто. И каждый раз Параджанов устраивал перед ними маленький спектакль, во время которого зрители с трудом различали, где в его словах правда, а где вымысел. А говорил он вещи совсем небезобидные. Например, в одном случае он мог рассказать о том, как переспал с известной киноактрисой, а в другом - как он соблазнил известного художника. Люди искушенные могли "отфильтровать" рассказы Параджанова по степени их правдоподобности, но новички терялись и принимали все за чистую монету. А Параджанову это нравилось. Видя, как у людей округляются от удивления глаза, он заводился еще больше и продолжал нести такое... Однажды его занесло слишком далеко. В интервью датской газете он заявил, что его благосклонности добивались аж два десятка членов ЦК КПСС. Естественно, сказал это в шутку, но его слова были напечатаны и растиражированы по всему миру. Когда об этом стало известно в Кремле, была дана команда Параджанова посадить. Тем более что зуб на него имели многие: и в Госкино, и в Министерстве культуры, и в самом ЦК.
Дело против Параджанова фабриковалось в спешке, поэтому статьи, которые ему инкриминировались, на ходу менялись. То это были валютные операции, то ограбление церквей (он собирал иконы), то взяточничество. Наконец остановились на гомосексуализме. Благо нашелся человек, который обязался дать против Параджанова соответствующие показания - мол, тот его изнасиловал. Кстати, это был единственный свидетель, который согласился выступить против Параджанова. Другие отказались. Параджанову "впаяли" пять лет и отправили сначала в одну из зон под Ворошиловградом, затем под Винницей. Однако права переписки его не лишили. И он писал из колонии своим родным, друзьям, знакомым. Вот два отрывка из его писем 14-летнему племяннику (сыну его сестры Анны) Георгию Хачатурову, датированные 1974 годом:
"В Тбилиси жара, а тут уже дожди! Сыро. Кожа на ногах в плесени и волдырях. В лагере полторы тысячи человек, у всех не менее трех судимостей. Меня окружают кровавые судьбы, многие потеряли человеческий облик. Меня бросили к ним сознательно, чтобы они меня уничтожили. Блатного языка я не знаю, чифирь не пью, наколок нет. Они меня презирали, думали - я подсадная утка, изучаю жизнь зоны, чтобы снять фильм. Но, слава богу, поверили. Многие исповедуются... Часто пухну от голода. Лиля Брик прислала мне колбасу-салями, конфеты французские. Все съели начальник зоны и начальник режима, я же нюхал обертки. Работаю уборщиком в цехе. Недавно кто-то специально залил водой цех. Всю ночь, стоя в ледяной воде, ведрами выгребал воду. Харкаю кровью. Неужели это мой конец? Я скучаю по свободе. Где я - это страшно! Пиши подробнее. Каждое письмо, которое я получаю, это кислородная подушка для меня. Береги жизнь, родителей и честь. Не делай глупостей. Все наказуемо..."
По словам очевидцев, первое время в неволе Параджанов был раздавлен, сломлен и унижен. Над ним издевались все: и начальство колонии, и некоторые из заключенных. Вдобавок ко всему у Параджанова было плохо со здоровьем: болело сердце, мучил диабет. В колонии ему сделали операцию на легком. Но, даже пребывая в этих нечеловеческих условиях, Параджанов оставался верен себе. Невзирая на насмешки других заключенных, он собирал на тюремном дворе выброшенные кем-то цветы, делал из них гербарии и отсылал в письмах друзьям. Однажды он подобрал крышку от кефира и гвоздем выдавил на ней портретик Пушкина. Зэки, обнаружив у него этот "медальон", похабно пошутили на этот счет, но вещицу не отобрали. Спустя десятилетие, этот "медальон" попал к режиссеру Федерико Феллини, и он отлил из него серебряную медаль, которой с тех пор награждают лучший фильм на фестивале в Римини. В одной из колоний открыл школу живописи. Но лагерному начальству не понравились работы новоявленных "Малевичей", не в лучшем свете выставляющие лагерный быт и нравы. Сергея перевели в другую зону..."
Огромные силы прилагала к тому, чтобы облегчить страдания Параджанова в тюрьме, вызволить его оттуда, уже упоминавшаяся Лиля Брик, Было ей в ту пору уже 80 лет, но она, несмотря на возраст, проявляла такую активность, которой могли бы позавидовать молодые. Именно она стала первой теребить иностранцев, чтобы они тоже поднялись на защиту Параджанова. Особенно сильным ее влияние было во Франции. В 1977 году она лично слетала в Париж, где открывалась выставка, посвященная В. Маяковскому, и там встретилась с французским писателем-коммунистом, лауреатом Ленинской премии Луи Арагоном. Она уговорила его встретиться в Москве с Брежневым и замолвить слово за Параджанова. И Арагон согласился. Он действительно встретился с генсеком и во время разговора упомянул о Параджанове. "Кто такой Параджанов?" - удивился Брежнев, который даже фамилии такой не знал. "Известный режиссер, - ответил Арагон. - Его посадили на пять лет, четыре из которых он уже отсидел. Нельзя ли его амнистировать?" Так как Брежнев хорошо относился к компартии Франции и лично к Луи Арагону, он пообещал обязательно разобраться в этом деле. И ведь сдержал свое слово. 30 декабря 1977 года Параджанова освободили, скостив ему целый год. За гражданскую позицию и за преследования, которым он за неё подвергался, Параджанова называли «армянином, родившимся в Грузии и сидевшим в русской тюрьме за украинский национализм».
Выйдя на волю, Параджанов долгое время сидел без работы. В кинематограф его не звали, хотя за годы своего бездействия он написал несколько сценариев. Однако ни один из них так и не был востребован. Изредка Параджанов ездил в Киев навещать своего взрослого сына Сурена (тот учился на строительном факультете архитектурного института). Прошло всего несколько лет после освобождения, а Параджанов вновь начал шокировать публику своими смелыми речами. В 1980 году он дал интервью французской газете "Монд", текст интервью гласил:
"Чтобы выдвинуть против меня обвинение, я был назван преступником, вором, антисоветчиком. У меня на теле даже искали золото. Затем приписали гомосексуализм и судили за это "преступление". Чтоб приписать мне преступление, были мобилизованы шесть прокуроров. "Да вам мало года, - говорили они. - Вы получите пять лет. Этого вполне достаточно, чтобы вас уничтожить..."
Теперь я свободен, но не чувствую себя в безопасности. Я живу в вечном страхе - боюсь выходить из дома, боюсь, что меня обкрадут, сожгут картины из лагеря. Здесь все должны иметь прописку и работу. Но мне не дают работу. Я предлагаю сценарии. "Арменфильм" хотел поставить один из них, но воспротивилось начальство. Меня могут в любое время арестовать, так как я нигде не работаю. Я не имею права существовать, я вне закона..
В тюрьме жизнь моя имела какой-то смысл, это была реальность, которую надо было преодолевать. Моя нынешняя жизнь бессмысленная. Я не боюсь смерти, но эта жизнь хуже смерти. Я стучал во все двери. Мне хотели помочь в Армении. Но всякий раз, когда я должен был встретиться с министром, он оказывался в отпуске...
Сегодня у меня нет выбора. Отдых мне невыносим. Я не могу жить, не работая. Мне запрещено любое творчество. Я должен скорее уехать отсюда... Я знаю о тех трудностях, которые меня ожидают. Вряд ли я сразу найду вдохновение на Западе. Я не хотел бы создать впечатление у французов, что сразу смогу создать шедевры. Мои корни здесь, но у меня нет выбора. Я должен уехать..."
Самое удивительное, что это интервью власти не заметили. Абсолютно. Словно вообще его и не было. Параджанова никто не вызывал на ковер, не трепал ему нервы. Однако и работы ему тоже никто не давал. Хотя он, видимо, рассчитывал именно на это. Мол, дам смелое интервью, глядишь, они испугаются и завалят меня работой. Не получилось. Можно было исполнить свою угрозу и уехать на Запад, но Параджанов этого не сделал. Видимо, в интервью по этому поводу он просто блефовал, как это уже случалось с ним неоднократно. Спустя каких-нибудь два года Параджанову разрешили вернуться в кинематограф. И произошло это в той же Грузии. Стоит отметить, что незадолго до этого Параджанов обратился к первому секретарю ЦК КП Армении Демирчяну с просьбой разрешить ему снять в Армении народный эпос "Давид Сасунский", но тот ему в просьбе отказал. Вот тогда руку помощи режиссеру протянули со студии "Грузия-фильм". В итоге вместе с известным актером Додо Абашидзе Параджанов снял свой третий шедевр - фильм "Легенда о Сурамской крепости". В основу фильма была положена старинная грузинская легенда о том, как некий юноша по имени Зураб дал согласие замуровать себя в стену Сурамской крепости, чтобы она смогла выстоять против натиска врага.
Премьера нового фильма Параджанова состоялась в марте 1985 года. Однако, как и ранее, прокат фильма оказался мизерным - было отпечатано всего лишь 57 копий, которые не собрали и полумиллиона зрителей. За пределами отечества фильм имел гораздо больший успех, он был удостоен призов на фестивалях в Трое, Ситсехе, Безансоне, Сан-Пауло.
В последние несколько лет своей жизни Параджанов продолжал активно работать в кино. В 1986 году он снял документальный фильм "Арабески на тему Пиросмани", а два года спустя - художественный фильм "Ашик-Кериб", в основу которого была положена одноименная поэма М. Ю. Лермонтова. Последняя работа режиссера была показана в 1988 году на фестивале в Венеции.
Газета "Монд" по этому поводу писала:
"Лучшей витрины перестройки в советском кинематографе, чем фильмы "Ашик-Кериб" Сергея Параджанова и "Маленькая Вера" Василия Пичула, на фестивале в Венеции трудно было желать...
В "Ашик-Керибе" перед нами парад икон и миниатюр, одухотворенный народными традициями творчества. Рассказанные Лермонтовым приключения "странствующего трубадура", проходящего через тысячу испытаний, чтобы найти свою возлюбленную, в переложении кинематографиста-живописца, который свою камеру уподобил кисти, превращаются в изысканные картины, божественные откровения - тайный смысл которых доступен лишь посвященным. Как и его ленты, сам Параджанов в жизни задрапирован с ног до головы пестрыми тканями, ювелирными украшениями. Поистине - передвижное произведение искусства. Но он поражает гостей фестиваля в Венеции не только внешним видом, но и откровенностью своих высказываний. В свои 64 года он наконец очутился в Западной Европе. Вчера - Голландия, сегодня - Венеция, а завтра его ждут в Нью-Йорке и Париже..."
В 1989 году Параджанов приступил к работе над очередным фильмом - "Исповедь", который должен был стать автобиографическим. Однако снять его Параджанов так и не успел. У Параджанова обнаружили рак легкого. В октябре его привезли в Москву и положили в Пироговку. Ему сделали операцию, удалили легкое, но его состояние не улучшилось. Тогда друзья посоветовали лечь в известную клинику в Париже (три года назад в ней лежал коллега Параджанова - Андрей Тарковский). Однако дни Параджанова были сочтены.
17 июля 1990 года он вернулся на родину - правда, не в Тбилиси, а в Ереван, где спустя три дня скончался. 25 июля Параджанов был погребен в Пантеоне гениев армянского духа, рядом с Арамом Хачатуряном, Вильямом Сарояном и другими деятелями искусства, литературы и науки республики.
Режиссер
1990 Исповедь (не окончен, оригинальный негатив включён в фильм "Параджанов: Последняя весна")
1988 Ашик-кериб
1986 Арабески на тему Пиросмани
1984 Легенда о Сурамской крепости
1969 Цвет граната
1968 Дети - Комитасу
1967 Акоп Овнатанян
1966 Киевские фрески
1964 Тени забытых предков
1962 Цветок на камне
1961 Украинская рапсодия
1958 Первый парень
1957 Думка
1957 Золотые руки
1957 Наталия Ужвий
1955 Андриеш
1951 Молдавская сказка
1988 Ашик-кериб
1986 Арабески на тему Пиросмани
1984 Легенда о Сурамской крепости
1969 Цвет граната
1968 Дети - Комитасу
1967 Акоп Овнатанян
1966 Киевские фрески
1964 Тени забытых предков
1962 Цветок на камне
1961 Украинская рапсодия
1958 Первый парень
1957 Думка
1957 Золотые руки
1957 Наталия Ужвий
1955 Андриеш
1951 Молдавская сказка
Сценарист
1992 Параджанов: Последняя весна / Parajanov: The Last Spring ... дикторский текст
1990 Лебединое озеро. Зона
1989 Этюды о Врубеле
1969 Цвет граната
1967 Акоп Овнатанян
1965 Исповедь
1964 Тени забытых предков
1957 Думка
1951 Молдавская сказка
1990 Лебединое озеро. Зона
1989 Этюды о Врубеле
1969 Цвет граната
1967 Акоп Овнатанян
1965 Исповедь
1964 Тени забытых предков
1957 Думка
1951 Молдавская сказка
Озвучивание
1992 Параджанов: Последняя весна / Parajanov: The Last Spring ... дикторский текст
Награды и премии
Ника, 1990 год
Победитель: Лучший фильм, Лучший режиссер, Лучшая работа художника-постановщика («Ашик-Кериб»)
Европейская Киноакадемия, 1988 год
Номинация: Лучший режиссер («Ашик-Кериб»)
1991 Государственная премия Украинской ССР имени Т.Г.Шевченко (посмертно)
1990 Народный артист Украинской ССР
1990 Народный артист Армянской ССР
1989 Специальный приз жюри на МКФ в Стамбуле
1987 Премия на МКФ в Сан-Паулу (Бразилия)
1987 Премия на МКФ в Роттердаме (Нидерланды)
1986 Премия "Caixa de Catalunya" (Испания)
1966 Всесоюзный кинофестиваль (Киев), Cпециальная премия жюри за талантливый поиск и новаторство
1966 I Международный кинофестиваль в Салониках (Греция), Золотая медаль за лучшую постановку
1965 Премия Британской киноакадемии за лучший зарубежный фильм
1965 Кубок Международного кинофестиваля в Риме (Италия)
1965 VII Международный кинофестиваль в Мар-дель-Плато (Аргентина), Вторая премия "Южный крест" и Премия кинокритики за операторскую работу, цвет, зрительные эффекты
Победитель: Лучший фильм, Лучший режиссер, Лучшая работа художника-постановщика («Ашик-Кериб»)
Европейская Киноакадемия, 1988 год
Номинация: Лучший режиссер («Ашик-Кериб»)
1991 Государственная премия Украинской ССР имени Т.Г.Шевченко (посмертно)
1990 Народный артист Украинской ССР
1990 Народный артист Армянской ССР
1989 Специальный приз жюри на МКФ в Стамбуле
1987 Премия на МКФ в Сан-Паулу (Бразилия)
1987 Премия на МКФ в Роттердаме (Нидерланды)
1986 Премия "Caixa de Catalunya" (Испания)
1966 Всесоюзный кинофестиваль (Киев), Cпециальная премия жюри за талантливый поиск и новаторство
1966 I Международный кинофестиваль в Салониках (Греция), Золотая медаль за лучшую постановку
1965 Премия Британской киноакадемии за лучший зарубежный фильм
1965 Кубок Международного кинофестиваля в Риме (Италия)
1965 VII Международный кинофестиваль в Мар-дель-Плато (Аргентина), Вторая премия "Южный крест" и Премия кинокритики за операторскую работу, цвет, зрительные эффекты