С участием персоны 84 раздач
Краткая биография
Имя: Григорий Васильевич Александров
Дата рождения: 23 января, 1903 | водолей
Место рождения: Екатеринбург, Российская Империя
Дата смерти: 16 декабря, 1983 | 80 лет
Место смерти: Москва, СССР
Карьера: Режиcсер, сценарист, актер, продюсер
Жанр: Драма, документальный, комедия
Супруга: Ольга Иванова (развод, один ребенок), Любовь Орлова (умерла)
Дата рождения: 23 января, 1903 | водолей
Место рождения: Екатеринбург, Российская Империя
Дата смерти: 16 декабря, 1983 | 80 лет
Место смерти: Москва, СССР
Карьера: Режиcсер, сценарист, актер, продюсер
Жанр: Драма, документальный, комедия
Супруга: Ольга Иванова (развод, один ребенок), Любовь Орлова (умерла)
Биография
В своей книге "Эпоха и кино" Григорий Александров написал, что родился 10 января 1903 года в Екатеринбурге, в семье горнорабочего. По другим сведениям, отец его Василий Григорьевич Мормоненко был хозяином большой гостиницы и ресторана "Сибирь". Согласно семейному преданию, он выкрал из отчего дома невесту.
Гриша в двенадцать лет был определен на работу в Екатеринбургский оперный театр. Он был рассыльным, помощником бутафора и осветителя, а после победы Советов поступил на курсы режиссеров Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе.
Во время наступления на Екатеринбург адмирала Колчака к их дому прибился крепенький, сердитого нрава паренек. Это был будущий режиссер Иван Пырьев. В ноябре 1919-го после отступления Колчака Гриша с Ваней принялись налаживать художественную самодеятельность в местном клубе.
В конце лета 1921 года в Екатеринбург на гастроли приехала студия Художественного театра. Игра актеров так захватила Александрова и Пырьева, что оба решили ехать в Москву учиться театральному искусству. Осенью они были приняты в Первый рабочий театр Пролеткульта.
Одним из самых популярных в то время был ансамбль "Синяя блуза". В нем играла Ольга Иванова, ставшая женой Александрова. 19 мая 1925 года появился на свет сын Дуглас. Родители назвали его в честь американского киноактера Дугласа Фербенкса, приезжавшего в Москву.
Александров помогал Эйзенштейну в съемках фильмов "Стачка" (1924) и "Броненосец Потемкин" (1925), причем в последнем он сыграл роль офицера. При работе над фильмами "Октябрь" (1927) и "Старое и новое" (1929) Александров уже был соавтором и сорежиссером Эйзенштейна.
Летом 1929 года по распоряжению наркома культуры Луначарского Эйзенштейн, Александров и оператор Тиссэ отправились в Европу и Америку для пропаганды советского киноискусства.
1930-й год они встречали в Париже. Леонард Розенталь, один из богатейших ювелиров Франции, заказал фильм, в котором главная роль отводилась Маре Владимировне Розенталь. Предложение было принято. Александров с Тиссэ на студии "Бийанкур" сняли "Сентиментальный романс".
После этого была Америка. Важную роль в судьбе Александрова сыграла встреча с Чарли Чаплиным. В Голливуде они много времени проводили вместе, плавали на яхте. Дружба эта продолжалась многие годы. После войны Александров, выезжая за границу, всегда находил возможность навестить Чаплина в Европе.
В августе 1932 года Александров вернулся в Москву. Его жена к этому времени сблизилась с актером Борисом Тениным, и Григорий Васильевич с ней развелся.
Разошлись его пути и с Эйзенштейном. Александрову хотелось самостоятельности. Он уже сделал по личному указанию Сталина 22-минутный документальный фильм "Интернационал" (1932), который склеил из хроники, постановочных съемок и кусков "Октября".
Вместе со сценаристом Н. Эрдманом и композитором И. Дунаевским Александров написал либретто к первой советской музыкальной комедии о пастухе, ставшем известным музыкантом. Роль влюбленного пастуха Эрдман изначально выстраивал на Утесова, солиста ленинградского мюзик-холла. К тому же в расчет бралась его знаменитая команда музыкантов.
Актрису на роль главной героини Александров долго не мог найти. Наконец ему посоветовали посмотреть в Музыкальном театре спектакль "Перикола" с Любовью Орловой в главной роли. Григорию Васильевичу актриса сразу понравилась, и вскоре он утвердил Орлову на роль Анюты.
"Веселые ребята" вышли на экраны в 1934 году. За рубежом фильм демонстрировался под названием "Москва смеется". На Венецианском фестивале он получил главный приз. Чарльз Чаплин заявил, что Александров открыл для американцев новую Россию. "Вы думаете, - писали газеты, - что Москва только борется, учится, трудится? Вы ошибаетесь... Москва смеется! И так заразительно, бодро и весело, что вы будете смеяться вместе с ней!" А парижская пресса удивлялась: "Какой запас веселости у этих русских! Сколько жизни и радости!"
На родине фильм многие ругали. Нападки прекратились после того, как картину одобрил Сталин: "Хорошо! Я как будто месяц побыл в отпуске..." Александрова наградили орденом Красной Звезды. Так что Любовь Орлова выходила замуж за победителя.
А затем был "Цирк" (1936) - произведение столь же комедийное, сколь и драматическое, подлинно новаторское. В главной роли американки Марион Диксон вновь блистала Орлова. Так же, как и "Веселые ребята", "Цирк" снимался уже под готовую фонограмму. "Так делают в Америке", - говорил Александров, и ему верили, хотя в Америке в то время под фонограмму снимал лишь Дисней.
Пять миллионов человек посмотрели "Цирк" только за первый месяц в Москве и Ленинграде. На Международной выставке в Париже в 1937 году фильм был удостоен высшей награды.
В 1936 году Александров (совместно с С. Гуровым и С. Бубриком) снял документальный фильм "Доклад Сталина И.В. о проекте Конституции СССР". Воспользовавшись синхронной звуковой съемкой выступления Сталина, он дополнил ее хроникой, постановочными досъемками...
Затем Александров выпускает комедию "Волга-Волга" (1938), в которой мягкая лирика сочеталась с сатирическими эпизодами, бичующими бюрократизм. Александров вновь обращался к приемам яркой эксцентрики. Музыка Дунаевского активно участвовала в развитии драматургии фильма.
Говорят, Сталин любил перед сном посмотреть две-три части из "Волги-Волги". А в 1942 году он послал копию фильма Рузвельту. Американский президент, посмотрев картину, якобы сказал: "Сталин намекает, что мы ужасно затягиваем дело с открытием второго фронта".
Война застала Александрова и Орлову на отдыхе под Ригой. Они спешно возвратились в Москву.
В июне большинство мужчин Московского дома кино составили отряд противовоздушной обороны. Во время одного из налетов Александров получил контузию и повредил позвоночник. А через несколько дней этот мужественный человек уже снимал сюжет для "Боевого киносборника".
В конце октября 1941 года вместе с другими сотрудниками "Мосфильма" Александров и Орлова были эвакуированы в Алма-Ату. Вскоре Григория Васильевича направили в Баку руководить местной студией.
Александров вместе с В. Большаковым выпустил фильм "Каспийцы" (1944). По мнению критика К. Потехина, в этой ленте мастера есть гениальные кинематографические фрагменты: "Например, в монтажный образ паники бакинцев перед фашистской бомбардировкой, развивавшийся под тревожную, динамичную музыку, режиссер ни с того ни с сего вклинивает кадр с собакой, взбегавшей на судно по трапу. Кроме собаки, в кадре нет ни единой живой души, поэтому моментально возникает головокружительное ощущение леденящего ужаса, полного одиночества и незащищенности перед лицом неотвратимой безжалостной силы. Этот случайный пробег, длящийся одну-две секунды, потрясает даже сейчас.
Или уже ближе к финалу Александров показывает, как фашисты, в отчаянии от неминуемого поражения, бомбят Астраханский заповедник. В план с взлетавшим от взрыва столбом воды он врезает другой план с неведомо откуда взявшейся птицей, которая медленно, подвернув длинные ножки, падает от ударной волны взрыва. Антивоенного образа такой потрясающей силы в отечественном кино лично я более не встречал".
В сентябре 1943 года Александрову было предписано возвратиться в Москву - в должности руководителя "Мосфильма". После непродолжительного директорства он ставит комедию "Весна" (1947) с музыкой Дунаевского. Орлова исполнила сразу две роли - жизнерадостной актрисы Веры Шатровой и суровой женщины-ученого Ирины Никитиной. Осознав свое удивительное внешнее сходство, женщины меняются местами. Картина в техническом отношении задумывалась довольно сложной, несколько эпизодов пришлось снимать на пражской студии "Баррандов-фильм".
Через несколько дней после приезда в Прагу Александров, Орлова и исполнитель главной мужской роли Черкасов попали в аварию - вынырнувший из-за поворота грузовик врезался в их машину. Если Александров отделался легкими ушибами, то Орлова и Черкасов угодили в больницу.
"Весну" смонтировали в сжатые сроки, чтобы представить на конкурсный просмотр Венецианского фестиваля 1947 года. Картина была отмечена премией. Орлова разделила звание лучшей актрисы года с Ингрид Бергман. Успех сопутствовал "Весне" и на международных фестивалях в Марианских Лазнях и Локарно. Григорий Александров был удостоен звания народного артиста СССР (1948).
В начале 1990-х годов фильм показали в рамках Лейденского фестиваля искусств. Немецкий киновед Уве Шпильман назвал Александрова предтечей постмодернизма, отметив изощренность его кинематографических отсылок и цитат. Другие критики утверждают, что "Весна" - несомненное предвестие "8 1/2" Ф. Феллини, фильмов Антониони и Вендерса...
В 1954 году Григорий Васильевич вступил в Коммунистическую партию. Он успешно преподавал во ВГИКе (1950-1957), стал профессором, с удовольствием писал статьи, читал чужие сценарии, заседал в президиумах, вместе с Орловой представительствовал в международных жюри. В 1958 году он снял фильм "Человек человеку...", а в 1960-м - "Русский сувенир". Обе картины оказались неудачными.
В 1963 году Александров поставил на сцене Театра Моссовета пьесу Дж. Килти "Милый лжец". В ее основе - переписка Бернарда Шоу и актрисы Патрик Кэмпбелл. Естественно, главная женская роль была за Орловой. Премьера "Милого лжеца" прошла в Выборгском дворце культуры при аншлаге в двухтысячном зале. Успех был полный - занавес для выходов на аплодисменты давали около тридцати раз.
Больше Александров не ставил комедий. Он писал мемуары, выступал на юбилейных вечерах, открывал мемориальные доски. В содружестве с Д. Васильевым он снял телефильмы "Ленин в Швейцарии" (1965) и "Накануне" (1966). Еще один телефильм "Десять дней, которые потрясли мир" (1967) был создан им вместе с английским кинематографистом М. Дарлоу.
Александров и Орлова очень любили свою дачу во Внукове. Они жили замкнуто и всегда обращались друг к другу только на "вы". Детей у них не было. На огонек к ним заглядывали старые друзья - Фаина Раневская и Ростислав Плятт.
Последний художественный фильм Александрова назывался романтично: "Скворец и лира" (1974). Орлова играла в нем разведчицу Людмилу Грекову. Несмотря на все ухищрения актрисы, скрыть возраст не удалось. Картину положили на полку кинохранилища.
Когда Александров узнал о том, что у жены обнаружен рак, он сказал: "Хорошо, что она первая..." Орлова ушла из жизни в январе 1975 года. А в сентябре 1978-го умер от инфаркта сын Дуглас. Григорий Васильевич заключил брак с его вдовой Галиной и сделал ее своей наследницей. Она ухаживала за пожилым режиссером, перепечатала его дневники, привела в порядок архив. Александров умер в больнице 16 декабря 1983 года. Его положили на обследование в Кремлевку, и все произошло очень быстро - инфекция в почках. В том же году вышел его последний фильм "Любовь Орлова", снятый в содружестве с Еленой Михайловой.
Гриша в двенадцать лет был определен на работу в Екатеринбургский оперный театр. Он был рассыльным, помощником бутафора и осветителя, а после победы Советов поступил на курсы режиссеров Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе.
Во время наступления на Екатеринбург адмирала Колчака к их дому прибился крепенький, сердитого нрава паренек. Это был будущий режиссер Иван Пырьев. В ноябре 1919-го после отступления Колчака Гриша с Ваней принялись налаживать художественную самодеятельность в местном клубе.
В конце лета 1921 года в Екатеринбург на гастроли приехала студия Художественного театра. Игра актеров так захватила Александрова и Пырьева, что оба решили ехать в Москву учиться театральному искусству. Осенью они были приняты в Первый рабочий театр Пролеткульта.
Одним из самых популярных в то время был ансамбль "Синяя блуза". В нем играла Ольга Иванова, ставшая женой Александрова. 19 мая 1925 года появился на свет сын Дуглас. Родители назвали его в честь американского киноактера Дугласа Фербенкса, приезжавшего в Москву.
Александров помогал Эйзенштейну в съемках фильмов "Стачка" (1924) и "Броненосец Потемкин" (1925), причем в последнем он сыграл роль офицера. При работе над фильмами "Октябрь" (1927) и "Старое и новое" (1929) Александров уже был соавтором и сорежиссером Эйзенштейна.
Летом 1929 года по распоряжению наркома культуры Луначарского Эйзенштейн, Александров и оператор Тиссэ отправились в Европу и Америку для пропаганды советского киноискусства.
1930-й год они встречали в Париже. Леонард Розенталь, один из богатейших ювелиров Франции, заказал фильм, в котором главная роль отводилась Маре Владимировне Розенталь. Предложение было принято. Александров с Тиссэ на студии "Бийанкур" сняли "Сентиментальный романс".
После этого была Америка. Важную роль в судьбе Александрова сыграла встреча с Чарли Чаплиным. В Голливуде они много времени проводили вместе, плавали на яхте. Дружба эта продолжалась многие годы. После войны Александров, выезжая за границу, всегда находил возможность навестить Чаплина в Европе.
В августе 1932 года Александров вернулся в Москву. Его жена к этому времени сблизилась с актером Борисом Тениным, и Григорий Васильевич с ней развелся.
Разошлись его пути и с Эйзенштейном. Александрову хотелось самостоятельности. Он уже сделал по личному указанию Сталина 22-минутный документальный фильм "Интернационал" (1932), который склеил из хроники, постановочных съемок и кусков "Октября".
Вместе со сценаристом Н. Эрдманом и композитором И. Дунаевским Александров написал либретто к первой советской музыкальной комедии о пастухе, ставшем известным музыкантом. Роль влюбленного пастуха Эрдман изначально выстраивал на Утесова, солиста ленинградского мюзик-холла. К тому же в расчет бралась его знаменитая команда музыкантов.
Актрису на роль главной героини Александров долго не мог найти. Наконец ему посоветовали посмотреть в Музыкальном театре спектакль "Перикола" с Любовью Орловой в главной роли. Григорию Васильевичу актриса сразу понравилась, и вскоре он утвердил Орлову на роль Анюты.
"Веселые ребята" вышли на экраны в 1934 году. За рубежом фильм демонстрировался под названием "Москва смеется". На Венецианском фестивале он получил главный приз. Чарльз Чаплин заявил, что Александров открыл для американцев новую Россию. "Вы думаете, - писали газеты, - что Москва только борется, учится, трудится? Вы ошибаетесь... Москва смеется! И так заразительно, бодро и весело, что вы будете смеяться вместе с ней!" А парижская пресса удивлялась: "Какой запас веселости у этих русских! Сколько жизни и радости!"
На родине фильм многие ругали. Нападки прекратились после того, как картину одобрил Сталин: "Хорошо! Я как будто месяц побыл в отпуске..." Александрова наградили орденом Красной Звезды. Так что Любовь Орлова выходила замуж за победителя.
А затем был "Цирк" (1936) - произведение столь же комедийное, сколь и драматическое, подлинно новаторское. В главной роли американки Марион Диксон вновь блистала Орлова. Так же, как и "Веселые ребята", "Цирк" снимался уже под готовую фонограмму. "Так делают в Америке", - говорил Александров, и ему верили, хотя в Америке в то время под фонограмму снимал лишь Дисней.
Пять миллионов человек посмотрели "Цирк" только за первый месяц в Москве и Ленинграде. На Международной выставке в Париже в 1937 году фильм был удостоен высшей награды.
В 1936 году Александров (совместно с С. Гуровым и С. Бубриком) снял документальный фильм "Доклад Сталина И.В. о проекте Конституции СССР". Воспользовавшись синхронной звуковой съемкой выступления Сталина, он дополнил ее хроникой, постановочными досъемками...
Затем Александров выпускает комедию "Волга-Волга" (1938), в которой мягкая лирика сочеталась с сатирическими эпизодами, бичующими бюрократизм. Александров вновь обращался к приемам яркой эксцентрики. Музыка Дунаевского активно участвовала в развитии драматургии фильма.
Говорят, Сталин любил перед сном посмотреть две-три части из "Волги-Волги". А в 1942 году он послал копию фильма Рузвельту. Американский президент, посмотрев картину, якобы сказал: "Сталин намекает, что мы ужасно затягиваем дело с открытием второго фронта".
Война застала Александрова и Орлову на отдыхе под Ригой. Они спешно возвратились в Москву.
В июне большинство мужчин Московского дома кино составили отряд противовоздушной обороны. Во время одного из налетов Александров получил контузию и повредил позвоночник. А через несколько дней этот мужественный человек уже снимал сюжет для "Боевого киносборника".
В конце октября 1941 года вместе с другими сотрудниками "Мосфильма" Александров и Орлова были эвакуированы в Алма-Ату. Вскоре Григория Васильевича направили в Баку руководить местной студией.
Александров вместе с В. Большаковым выпустил фильм "Каспийцы" (1944). По мнению критика К. Потехина, в этой ленте мастера есть гениальные кинематографические фрагменты: "Например, в монтажный образ паники бакинцев перед фашистской бомбардировкой, развивавшийся под тревожную, динамичную музыку, режиссер ни с того ни с сего вклинивает кадр с собакой, взбегавшей на судно по трапу. Кроме собаки, в кадре нет ни единой живой души, поэтому моментально возникает головокружительное ощущение леденящего ужаса, полного одиночества и незащищенности перед лицом неотвратимой безжалостной силы. Этот случайный пробег, длящийся одну-две секунды, потрясает даже сейчас.
Или уже ближе к финалу Александров показывает, как фашисты, в отчаянии от неминуемого поражения, бомбят Астраханский заповедник. В план с взлетавшим от взрыва столбом воды он врезает другой план с неведомо откуда взявшейся птицей, которая медленно, подвернув длинные ножки, падает от ударной волны взрыва. Антивоенного образа такой потрясающей силы в отечественном кино лично я более не встречал".
В сентябре 1943 года Александрову было предписано возвратиться в Москву - в должности руководителя "Мосфильма". После непродолжительного директорства он ставит комедию "Весна" (1947) с музыкой Дунаевского. Орлова исполнила сразу две роли - жизнерадостной актрисы Веры Шатровой и суровой женщины-ученого Ирины Никитиной. Осознав свое удивительное внешнее сходство, женщины меняются местами. Картина в техническом отношении задумывалась довольно сложной, несколько эпизодов пришлось снимать на пражской студии "Баррандов-фильм".
Через несколько дней после приезда в Прагу Александров, Орлова и исполнитель главной мужской роли Черкасов попали в аварию - вынырнувший из-за поворота грузовик врезался в их машину. Если Александров отделался легкими ушибами, то Орлова и Черкасов угодили в больницу.
"Весну" смонтировали в сжатые сроки, чтобы представить на конкурсный просмотр Венецианского фестиваля 1947 года. Картина была отмечена премией. Орлова разделила звание лучшей актрисы года с Ингрид Бергман. Успех сопутствовал "Весне" и на международных фестивалях в Марианских Лазнях и Локарно. Григорий Александров был удостоен звания народного артиста СССР (1948).
В начале 1990-х годов фильм показали в рамках Лейденского фестиваля искусств. Немецкий киновед Уве Шпильман назвал Александрова предтечей постмодернизма, отметив изощренность его кинематографических отсылок и цитат. Другие критики утверждают, что "Весна" - несомненное предвестие "8 1/2" Ф. Феллини, фильмов Антониони и Вендерса...
В 1954 году Григорий Васильевич вступил в Коммунистическую партию. Он успешно преподавал во ВГИКе (1950-1957), стал профессором, с удовольствием писал статьи, читал чужие сценарии, заседал в президиумах, вместе с Орловой представительствовал в международных жюри. В 1958 году он снял фильм "Человек человеку...", а в 1960-м - "Русский сувенир". Обе картины оказались неудачными.
В 1963 году Александров поставил на сцене Театра Моссовета пьесу Дж. Килти "Милый лжец". В ее основе - переписка Бернарда Шоу и актрисы Патрик Кэмпбелл. Естественно, главная женская роль была за Орловой. Премьера "Милого лжеца" прошла в Выборгском дворце культуры при аншлаге в двухтысячном зале. Успех был полный - занавес для выходов на аплодисменты давали около тридцати раз.
Больше Александров не ставил комедий. Он писал мемуары, выступал на юбилейных вечерах, открывал мемориальные доски. В содружестве с Д. Васильевым он снял телефильмы "Ленин в Швейцарии" (1965) и "Накануне" (1966). Еще один телефильм "Десять дней, которые потрясли мир" (1967) был создан им вместе с английским кинематографистом М. Дарлоу.
Александров и Орлова очень любили свою дачу во Внукове. Они жили замкнуто и всегда обращались друг к другу только на "вы". Детей у них не было. На огонек к ним заглядывали старые друзья - Фаина Раневская и Ростислав Плятт.
Последний художественный фильм Александрова назывался романтично: "Скворец и лира" (1974). Орлова играла в нем разведчицу Людмилу Грекову. Несмотря на все ухищрения актрисы, скрыть возраст не удалось. Картину положили на полку кинохранилища.
Когда Александров узнал о том, что у жены обнаружен рак, он сказал: "Хорошо, что она первая..." Орлова ушла из жизни в январе 1975 года. А в сентябре 1978-го умер от инфаркта сын Дуглас. Григорий Васильевич заключил брак с его вдовой Галиной и сделал ее своей наследницей. Она ухаживала за пожилым режиссером, перепечатала его дневники, привела в порядок архив. Александров умер в больнице 16 декабря 1983 года. Его положили на обследование в Кремлевку, и все произошло очень быстро - инфекция в почках. В том же году вышел его последний фильм "Любовь Орлова", снятый в содружестве с Еленой Михайловой.
Режиссер
1983 Любовь Орлова
1979 Да здравствует Мексика! ... режиссёр восстановленной версии
1973 Скворец и лира
1965 Перед октябрем
1965 Ленин в Швейцарии (ТВ)
1961 Ленин в Польше
1960 Русский сувенир
1958 Человек человеку
1952 Композитор Глинка
1949 Встреча на Эльбе
1947 Весна
1944 Каспийцы
1943 Семья
1941 Боевой киносборник №4 ... режиссер сборника
1940 Светлый путь
1940 Time in the Sun / Time in the Sun
1938 Первое мая
1938 Волга-волга
1936 Цирк
1934 Веселые ребята
1932 Интернационал
1932 Да здравствует Мексика! / iQue viva Mexico!
1930 Сентиментальный романс / Romance sentimentale
1929 Старое и новое
1928 Октябрь
1925 Броненосец «Потемкин» ... сорежиссер
1979 Да здравствует Мексика! ... режиссёр восстановленной версии
1973 Скворец и лира
1965 Перед октябрем
1965 Ленин в Швейцарии (ТВ)
1961 Ленин в Польше
1960 Русский сувенир
1958 Человек человеку
1952 Композитор Глинка
1949 Встреча на Эльбе
1947 Весна
1944 Каспийцы
1943 Семья
1941 Боевой киносборник №4 ... режиссер сборника
1940 Светлый путь
1940 Time in the Sun / Time in the Sun
1938 Первое мая
1938 Волга-волга
1936 Цирк
1934 Веселые ребята
1932 Интернационал
1932 Да здравствует Мексика! / iQue viva Mexico!
1930 Сентиментальный романс / Romance sentimentale
1929 Старое и новое
1928 Октябрь
1925 Броненосец «Потемкин» ... сорежиссер
Сценарист
1983 Любовь Орлова
1979 Да здравствует Мексика!
1973 Скворец и лира
1967 Ten Days That Shook the World (ТВ)
1965 Ленин в Швейцарии (ТВ)
1960 Русский сувенир
1952 Композитор Глинка
1947 Весна
1936 Цирк
1934 Веселые ребята
1933 Thunder Over Mexico / Thunder Over Mexico
1932 Да здравствует Мексика! / iQue viva Mexico!
1931 Землетрясение в Оахаке / Destrucciоn de Oaxaca, La
1930 Спящая красавица
1930 Сентиментальный романс / Romance sentimentale
1930 Женская беда - женское счастье / Frauennot - Frauengluck
1929 Старое и новое
1928 Девушка с далекой реки
1928 Октябрь
1925 Стачка
1979 Да здравствует Мексика!
1973 Скворец и лира
1967 Ten Days That Shook the World (ТВ)
1965 Ленин в Швейцарии (ТВ)
1960 Русский сувенир
1952 Композитор Глинка
1947 Весна
1936 Цирк
1934 Веселые ребята
1933 Thunder Over Mexico / Thunder Over Mexico
1932 Да здравствует Мексика! / iQue viva Mexico!
1931 Землетрясение в Оахаке / Destrucciоn de Oaxaca, La
1930 Спящая красавица
1930 Сентиментальный романс / Romance sentimentale
1930 Женская беда - женское счастье / Frauennot - Frauengluck
1929 Старое и новое
1928 Девушка с далекой реки
1928 Октябрь
1925 Стачка
Фильмография
1943 Семена Свободы ... хроника
1925 Броненосец «Потемкин» ... старший офицер Гиляровский
1925 Стачка ... бригадир
1923 Дневник Глумова ... Глумов 2, Голутвин
1922 Доля ты русская, долюшка женская ... Василий
1925 Броненосец «Потемкин» ... старший офицер Гиляровский
1925 Стачка ... бригадир
1923 Дневник Глумова ... Глумов 2, Голутвин
1922 Доля ты русская, долюшка женская ... Василий
Продюсер
1967 Десять дней, которые потрясли мир / Ten Days That Shook the World (ТВ)
Награды и премии
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
1983 Орден Дружбы народов
1979 Приз FIPRESCI МКФ в Венеции («Да здравствует Мексика!»)
1979 Почётный Золотой Приз МКФ в Москве («Да здравствует Мексика!»)
1973 3-й Орден Ленина
1973 Герой Социалистического труда
1967 3-й Орден Трудового Красного Знамени
1963 2-й Орден Трудового Красного Знамени
1953 1-й Орден Трудового Красного Знамени
1953 Приз иностранных критиков лучшему фильму МКФ в Локарно («Композитор Глинка»)
1953 Почетный диплом МКФ в Эдинбурге («Композитор Глинка»)
1950 2-й Орден Ленина
1950 Приз МКФ в Марианских Лазнях («Встреча на Эльбе»)
1950 Сталинская премия I степени («Встреча на Эльбе»)
1949 Приз МКФ в Братиславе («Встреча на Эльбе»)
1949 Приз МКФ в Готвальдове («Встреча на Эльбе»)
1948 Народный артист СССР
1947 Приз за оригинальный сюжет МКФ в Венеции («Весна»)
1943 Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР
1941 Сталинская премия I степени («Цирк»)
1940 Сталинская премия I степени («Волга-Волга»)
1940 Юбилейный значок «ХХ лет советской кинематографии»
1939 1-й Орден Ленина
1937 Гран-при Международной выставки декоративных искусств в Париже («Цирк»)
1935 Заслуженный деятель искусств РСФСР
1935 Орден Красной Звезды
1934 Премия за режиссуру МКФ в Венеции («Веселые ребята»)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
1983 Орден Дружбы народов
1979 Приз FIPRESCI МКФ в Венеции («Да здравствует Мексика!»)
1979 Почётный Золотой Приз МКФ в Москве («Да здравствует Мексика!»)
1973 3-й Орден Ленина
1973 Герой Социалистического труда
1967 3-й Орден Трудового Красного Знамени
1963 2-й Орден Трудового Красного Знамени
1953 1-й Орден Трудового Красного Знамени
1953 Приз иностранных критиков лучшему фильму МКФ в Локарно («Композитор Глинка»)
1953 Почетный диплом МКФ в Эдинбурге («Композитор Глинка»)
1950 2-й Орден Ленина
1950 Приз МКФ в Марианских Лазнях («Встреча на Эльбе»)
1950 Сталинская премия I степени («Встреча на Эльбе»)
1949 Приз МКФ в Братиславе («Встреча на Эльбе»)
1949 Приз МКФ в Готвальдове («Встреча на Эльбе»)
1948 Народный артист СССР
1947 Приз за оригинальный сюжет МКФ в Венеции («Весна»)
1943 Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР
1941 Сталинская премия I степени («Цирк»)
1940 Сталинская премия I степени («Волга-Волга»)
1940 Юбилейный значок «ХХ лет советской кинематографии»
1939 1-й Орден Ленина
1937 Гран-при Международной выставки декоративных искусств в Париже («Цирк»)
1935 Заслуженный деятель искусств РСФСР
1935 Орден Красной Звезды
1934 Премия за режиссуру МКФ в Венеции («Веселые ребята»)