С участием персоны 407 раздач
Краткая биография
Имя: Андрей Александрович Миронов
Дата рождения: 8 марта, 1941 | рыбы
Место рождения: Москва, СССР (Россия)
Дата смерти: 16 августа, 1987 | 46 лет
Место смерти: Рига, СССР (Латвия)
Карьера: Актер, режиссер
Жанр: Комедия, драма, мелодрама
Рост: 1.82 м
Супруга: Екатерина Градова (развод, один ребенок), Лариса Голубкина
Семья: Александр Менакер (отец), Мария Миронова ст. (мать), Мария Миронова мл. (дочь), Андрей Удалов (внук) Мария Голубкина (падчерица)
Дата рождения: 8 марта, 1941 | рыбы
Место рождения: Москва, СССР (Россия)
Дата смерти: 16 августа, 1987 | 46 лет
Место смерти: Рига, СССР (Латвия)
Карьера: Актер, режиссер
Жанр: Комедия, драма, мелодрама
Рост: 1.82 м
Супруга: Екатерина Градова (развод, один ребенок), Лариса Голубкина
Семья: Александр Менакер (отец), Мария Миронова ст. (мать), Мария Миронова мл. (дочь), Андрей Удалов (внук) Мария Голубкина (падчерица)
Биография
Андрей Александрович Миронов (фамилия при рождении - Мена́кер; 1941 - 1987) - советский актёр театра и кино, артист эстрады. Народный артист РСФСР (1980).
Миронов Андрей Александрович родился 8 марта 1941 года в Москве в семье актеров Марии Владимировны Мироновой и Александра Семеновича Менакера.
В 1962 году окончил Театральное училище им. Б.В.Щукина при театре имени Евгения Вахтангова.
Принят в труппу Московского театра сатиры 18 июня 1962 года. Первую роль (Гарик) сыграл уже 24 июня в спектакле "24 часа в сутки" О.Стукалова. Последняя роль в театре – Клаверов в спектакле "Тени" М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Выступал как актер и певец на эстраде и телевидении. В кино снимался с 1962 года, первая роль в кино - Петр в фильме "А если это любовь?" Ю.Райзмана.
В 1971 г. женился на актрисе Екатерине Градовой. 28 мая 1973 года у них родилась дочь Маша, ставшая впоследствии актрисой. Однако этот союз продлился недолго, и в 1976 году Миронов женился на актрисе Ларисе Голубкиной.
Ушел из жизни - 16 августа 1987 года. В Риге, во время гастролей Московского театра Сатиры на спектакле "Безумный день, или Женитьба Фигаро", не доиграв последнюю картину, потерял сознание. Умер в местной больнице через 2 дня от кровоизлияния в мозг.
Подарок для женщин. Детство
Андрей Миронов родился в актерской семье. Его отец – Александр Менакер – начинал свою артистическую карьеру с музыкальных фельетонов, затем стал совмещать исполнительство с режиссурой. Мать – Мария Миронова – окончила Театральный техникум имени Луначарского и выступала сначала в Театре современной миниатюры, затем во 2-м МХАТе и в Московском государственном мюзик-холле. Знакомство Менакера и Мироновой произошло в только что созданном в Москве Государственном театре Эстрады и миниатюр, там появился на свет их знаменитый эстрадный дуэт. А через 3 года – на свет родился мальчик, которого назвали Андреем. До последнего дня своей беременности Миронова выходила на сцену, и предродовые схватки начались у нее именно во время одного из таких представлений. Роженицу успели довезти до родильного дома имени Грауэрмана на Арбате, где она вскоре счастливо разродилась. Вообще-то Андрей родился 7 марта, но его родители решили: «Запишем 8-го. Будет подарок для женщин».
Уже через несколько месяцев после рождения Андрея грянула война. Театр миниатюр эвакуировали в Ташкент. Там маленький Андрюша серьезно заболел. Врачи подозревали у него тропическую дизентерию. Помогла жена знаменитого летчика М. Громова, которая достала для больного мальчика лекарства.
В 1948 году Андрей, тогда еще носивший фамилию отца – Менакер, пошел в первый класс. Через два года в стране разразилось так называемое «дело врачей», и добрые люди из Моссовета посоветовали родителям сменить фамилию мальчика. Так он стал Андреем Мироновым.
Детство будущего актера было вполне типичным для большинства подростков той поры: он обожал мороженое, бегал смотреть кино, собирал значки и гонял в футбол. В классе он был лидером и заводилой, учился ровно, однако не любил точные науки: математику, физику, химию.
Выбор профессии. Учёба
Театр с ранних лет пользовался особенной любовью Андрея Миронова. Почти каждое лето мальчик вместе с родителями отдыхал в Пестове, где находился Дом отдыха Художественного театра. Ему посчастливилось видеть знаменитых мхатовцев А. Кторова, В. Станицына, А. Грибова, К. Еланскую, О. Андровскую, М. Яншина и многих других. Да и в школе Андрей с удовольствием занимался в театральной студии, которую организовала их классный руководитель Надежда Георгиевна Панфилова. Кстати первой ролью мальчика на школьной сцене был, ни много, ни мало - Хлестаков из «Ревизора».
В 1958 году Андрей окончил школу и подал документы в Театральное училище имени Щукина. Удивительно, но в приемной комиссии не знали, что он актерский сын. Первое прослушивание у легендарной Мансуровой было неудачным. Едва Миронов вошел в аудиторию, как из его носа хлынула кровь. И все-таки Андрей сдал экзамены (на «отлично»!), после чего был зачислен на первый курс, которым руководил актер, педагог и режиссер Иосиф Матвеевич Рапопорт.
На IV курсе Миронов впервые снялся в кино. Режиссером, который открыл его зрителю, стал Юлий Райзман. Фильм назывался «А если это любовь?».
Театр Сатиры
В 1962 году Миронов окончил Театральное училище имени Щукина. По окончании учебы Андрей мечтал попасть в труппу Театра имени Вахтангова. Однако его не взяли, и он пошёл к Театр Сатиры к Валентину Плучеку. Вскоре Миронов уже дебютировал ролью Гарика в спектакле «24 часа в сутки». Затем последовали роли: Толстого в «Дамокловом мече», телережиссера в «Льве Гурыче Синичкине», Сильвестра в «Проделках Скапена», Присыпкина в «Клопе». Но настоящая театральная популярность Миронова началась с роли Тушканчика в спектакле «Женский монастырь» (1964).
Кино. 1960–е годы
К этому моменту Андрей Миронов успел сняться еще в одной картине – в киноповести Александра Зархи «Мой младший брат». Это была первая серьезная роль актера в кино. А вскоре на экраны вышла комедия Генриха Оганисяна «Три плюс два», в которой Миронов сыграл одного из троих друзей – ветеринара Романа.
И в дальнейшем кинематографическая судьба актера складывалась благополучно. Снимался он хотя и не очень часто, но регулярно. В 1965 году его пригласил в свою картину Эльдар Рязанов. Миронову досталась роль прохвоста Димы Семицветова в комедии «Берегись автомобиля». Картина имела огромный успех, а роль Миронова была признана критиками одной из лучших в картине.
В историко-биографическом фильме Григория Рошаля «Год как жизнь» (1966) он предстал перед зрителями в образе Фридриха Энгельса, в иронической фантасмагории Ирины Поволоцкой «Таинственная стена» (1967) сыграл сержанта Карпухина, в комедии Алексея Коренева «Урок литературы» (1968) – Феликса и, наконец, в знаменитой комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» - жулика Геннадия Козодоева по кличке Граф.
Кстати, тогда же состоялся дебют Миронова как певца. Он исполнил песню «Остров невезения».
Кино. 1970–е годы
С начала 70-х Андрей Миронов буквально нарасхват у кинорежиссеров. В 1971 году выходит несколько картин с его участием, среди которых героико-приключенческий фильм Владимира Бычкова «Достояние республики». В этом фильме он сыграл одну из самых романтических своих ролей - бывшего придворного учителя фехтования по прозвищу Маркиз. Здесь Миронов смог выразить практически самого себя – красивого, доброго и сумбурного, азартного и скрытно-нежного, максималиста в душе, не признающего половинчатых дел и чувств. А его «Песенка о шпаге» мгновенно стала шлягером, вышла на миньоне и звучала, чуть ли не из каждого окна.
В том же году Миронов снялся в комедии Эльдара Рязанова «Старики-разбойники». Роль блатного прихвостня была эпизодической, но благодаря таланту актера была сыграна ярко и запомнилась зрителям. А спустя два года Рязанов вновь пригласил Миронова в свою комедию. Теперь уже на главную роль. В картине «Невероятные приключения итальянцев и России» он сыграл лейтенанта уголовного розыска. Стоит отметить, что в этой картине Андрей Миронов исполнял все рискованные трюки сам, без дублера. Фильм вышел на экраны страны в 1974 году и мгновенно стал одним из лидеров проката - он занял 4-е место, собрав на своих сеансах 49,2 млн. зрителей. Не будет преувеличением сказать, что в основном публика шла на Миронова. Поэтому не случайно, что 16 октября того же года ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
Заложник образа
В 70-е годы Андрей Миронов особенно много снимался в кино. Вслед за «Итальянцами» он снялся в телевизионном водевиле Александра Балинского «Лев Гурыч Синичкин», музыкальных комедиях Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки», в картинах Марка Захарова «Двенадцать стульев» и «Обыкновенное чудо», и в фильмах Наума Бирмана «Шаг навстречу» и «Трое в лодке, не считая собаки». Все они были прекрасно приняты зрителями, и до сих пор остаются в числе самых любимых фильмов.
Однако, как можно заметить, Миронову предлагали в основном роли комедийные, большей частью – музыкальные. Многие песни из этих фильмов в исполнении актера тут же становились шлягерами, как например: «Женюсь», «Белеет мой парус, такой одинокий», «Бабочка крылышками бяк-бяк» и др. Но Миронов чувствовал, что режиссеры не используют его настоящий потенциал.
Изредка случались и роли иного плана, например, в «Тени» (1972) и «Повторной свадьбе» (1976), однако они скорее были исключениями, да и большими удачами их вряд ли можно назвать. Отсутствие серьезных киноролей тяготило Миронова. Он мечтал сняться у Андрея Тарковского, но режиссер не видел в нем «своего» актера. Не приглашал его и Никита Михалков, и другие «серьезные» режиссеры. Сам актер в одном из интервью в середине 70-х так оценил свое положение в кинематографе: «С точки зрения открытия в себе новых возможностей кино мне мало что дало... В театре я используюсь в самых разных планах. В кино - пока очень однопланово».
Болезнь
Первые серьезные признаки болезни у Миронова обнаружились в конце 70-х годов. Как-то во время гастролей в Болгарии одна гадалка в ресторане сообщила ему: «Вы очень многого достигли, но это не предел. Вы сделаете еще очень много такого, что удивит всех. Но учтите, у вас очень плохое здоровье. Вы должны его беречь». К сожалению Миронов не принял это всерьез (а может просто не мог – настолько он был одержим своей работой, творчеством). Осенью 1978 года во время гастролей в Ташкенте у него произошел первое кровоизлияние в мозг. Его положили в больницу, где врачи поставили внезапный диагноз - менингит. В декабре Миронов вновь появился на сцене в роли Чацкого, и когда это произошло, зрители буквально забросали его цветами. Живыми цветами в декабре месяце!
В начале 80-х у Миронова внезапно по всему телу пошли страшные фурункулы. Болезнь была настолько тяжелой, что актеру было трудно двигаться.
Андрей Миронов обратился к помощи знаменитой Джуны, но и ее способностей не хватило на то, чтобы вылечить болезнь. В конце концов Миронов решился на жесточайшую операцию - лимфаденектомию: под общим наркозом ему удалили лимфоузлы в тех местах, где была хроническая инфекция. Операция была тяжелой, но он перенес ее мужественно. После нее ему стало немного легче.
Кино и театр в 80-е годы
1980-е годы были самыми тяжелыми в жизни актера. Несмотря на тяжелую болезнь, он продолжал активно работать в кино и театре, много гастролировал по всей стране, везде собирая аншлаги.
К сожалению не все работы 80-х годов можно считать удачными. Среди успешных – наполненные настоящим лиризмом роли в фильмах «Будьте моим мужем», «Сказка странствий», «Мой друг Иван Лапшин» и «Человек с бульвара Капуцинов». В комедии Аллы Суриковой «Будьте моим мужем» он предстал в роли чуткого и тактичного детского врача Виктора, который, отдыхая на море, встречает свою любовь. В романтической притче Александра Митты «Сказка странствий» Миронов сыграл Орландо - веселого и доброго врача, поэта и философа, помогающего девочке Марте разыскать своего брата.
Последней работой Андрея Миронова в кино стала роль мистера Феста в картине Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов. Причем режиссер взялась за этот фильм только после того, как заручилась твердым обещанием Миронова сняться в главной роли.
Фильм вышел на экраны страны в 1987 году и стал одним из лидеров проката (2-е место, 39,8 млн. зрителей). Такого повального успеха у фильма, где снимался Миронов, не случалось со времен «Бриллиантовой руки». Однако сам актер до пика этого успеха так и не дожил...
Последние дни
В последний год жизни у Миронова обострились отношения с главным режиссером Театра сатиры Валентином Николаевичем Плучеком. Миронов в то время приступил к постановке в театре спектакля «Тень», что очень раздражало Плучека. Это не могло не отразится на душевном спокойствии Миронова, и в конечном результате на его здоровье. 18 марта 1987 года состоялась долгожданная премьера, но, по мнению людей, видевших спектакль, Миронов в роли Клаверова был задумчив и печален.
5 августа ушел из жизни Анатолий Папанов, с которым Миронов был дружен, сыграл вместе множество ролей и в театре и в кино. Театр Сатиры в то время был на гастролях в Риге. Прерывать гастроли не разрешили, и друзья по сцене не смогли проводить Папанова в последний путь.
14 августа Миронов играл на сцене Рижского оперного театра в спектакле «Женитьба Фигаро». Представление началось без опозданий и ровно двигалось до 3-го акта, 5-й картины, последнего явления. Далее произошло неожиданное. Актёру стало плохо. «Шура, голова болит», - это были последние слова Андрея Миронова, сказанные им на сцене Оперного театра в Риге Александру Ширвиндту и в жизни вообще...»
Два дня врачи боролись за жизнь Миронова, однако медицина оказалась бессильна. Утром 16 августа Миронов скончался в результате обширного кровоизлияния в мозг (у него оказалась врожденная аневризма сосудов головного мозга).
Похороны Миронова прошли через несколько дней в Москве. Руководство театра вновь, как и в случае с Папановым, не отменило гастролей и не отпустило актеров на похороны.
Заключение
Многие актеры откровенно признаются (а это редкость в актерском цеху), что Андрей Миронов был лучшим из них. С годами это становится все более очевидным. Благодаря фильмам и воспоминаниям друзей он стал неким собирательным образом идеального типа артиста, которому были подвластны все жанры в кино и театре. Он был остроумным без пошлости, ему были подвластны глубокие драматические переживания без ложной пафосности. Андрей Миронов был удивительно светлым человеком на сцене и на экране...
Миронов Андрей Александрович родился 8 марта 1941 года в Москве в семье актеров Марии Владимировны Мироновой и Александра Семеновича Менакера.
В 1962 году окончил Театральное училище им. Б.В.Щукина при театре имени Евгения Вахтангова.
Принят в труппу Московского театра сатиры 18 июня 1962 года. Первую роль (Гарик) сыграл уже 24 июня в спектакле "24 часа в сутки" О.Стукалова. Последняя роль в театре – Клаверов в спектакле "Тени" М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Выступал как актер и певец на эстраде и телевидении. В кино снимался с 1962 года, первая роль в кино - Петр в фильме "А если это любовь?" Ю.Райзмана.
В 1971 г. женился на актрисе Екатерине Градовой. 28 мая 1973 года у них родилась дочь Маша, ставшая впоследствии актрисой. Однако этот союз продлился недолго, и в 1976 году Миронов женился на актрисе Ларисе Голубкиной.
Ушел из жизни - 16 августа 1987 года. В Риге, во время гастролей Московского театра Сатиры на спектакле "Безумный день, или Женитьба Фигаро", не доиграв последнюю картину, потерял сознание. Умер в местной больнице через 2 дня от кровоизлияния в мозг.
Подарок для женщин. Детство
Андрей Миронов родился в актерской семье. Его отец – Александр Менакер – начинал свою артистическую карьеру с музыкальных фельетонов, затем стал совмещать исполнительство с режиссурой. Мать – Мария Миронова – окончила Театральный техникум имени Луначарского и выступала сначала в Театре современной миниатюры, затем во 2-м МХАТе и в Московском государственном мюзик-холле. Знакомство Менакера и Мироновой произошло в только что созданном в Москве Государственном театре Эстрады и миниатюр, там появился на свет их знаменитый эстрадный дуэт. А через 3 года – на свет родился мальчик, которого назвали Андреем. До последнего дня своей беременности Миронова выходила на сцену, и предродовые схватки начались у нее именно во время одного из таких представлений. Роженицу успели довезти до родильного дома имени Грауэрмана на Арбате, где она вскоре счастливо разродилась. Вообще-то Андрей родился 7 марта, но его родители решили: «Запишем 8-го. Будет подарок для женщин».
Уже через несколько месяцев после рождения Андрея грянула война. Театр миниатюр эвакуировали в Ташкент. Там маленький Андрюша серьезно заболел. Врачи подозревали у него тропическую дизентерию. Помогла жена знаменитого летчика М. Громова, которая достала для больного мальчика лекарства.
В 1948 году Андрей, тогда еще носивший фамилию отца – Менакер, пошел в первый класс. Через два года в стране разразилось так называемое «дело врачей», и добрые люди из Моссовета посоветовали родителям сменить фамилию мальчика. Так он стал Андреем Мироновым.
Детство будущего актера было вполне типичным для большинства подростков той поры: он обожал мороженое, бегал смотреть кино, собирал значки и гонял в футбол. В классе он был лидером и заводилой, учился ровно, однако не любил точные науки: математику, физику, химию.
Выбор профессии. Учёба
Театр с ранних лет пользовался особенной любовью Андрея Миронова. Почти каждое лето мальчик вместе с родителями отдыхал в Пестове, где находился Дом отдыха Художественного театра. Ему посчастливилось видеть знаменитых мхатовцев А. Кторова, В. Станицына, А. Грибова, К. Еланскую, О. Андровскую, М. Яншина и многих других. Да и в школе Андрей с удовольствием занимался в театральной студии, которую организовала их классный руководитель Надежда Георгиевна Панфилова. Кстати первой ролью мальчика на школьной сцене был, ни много, ни мало - Хлестаков из «Ревизора».
В 1958 году Андрей окончил школу и подал документы в Театральное училище имени Щукина. Удивительно, но в приемной комиссии не знали, что он актерский сын. Первое прослушивание у легендарной Мансуровой было неудачным. Едва Миронов вошел в аудиторию, как из его носа хлынула кровь. И все-таки Андрей сдал экзамены (на «отлично»!), после чего был зачислен на первый курс, которым руководил актер, педагог и режиссер Иосиф Матвеевич Рапопорт.
На IV курсе Миронов впервые снялся в кино. Режиссером, который открыл его зрителю, стал Юлий Райзман. Фильм назывался «А если это любовь?».
Театр Сатиры
В 1962 году Миронов окончил Театральное училище имени Щукина. По окончании учебы Андрей мечтал попасть в труппу Театра имени Вахтангова. Однако его не взяли, и он пошёл к Театр Сатиры к Валентину Плучеку. Вскоре Миронов уже дебютировал ролью Гарика в спектакле «24 часа в сутки». Затем последовали роли: Толстого в «Дамокловом мече», телережиссера в «Льве Гурыче Синичкине», Сильвестра в «Проделках Скапена», Присыпкина в «Клопе». Но настоящая театральная популярность Миронова началась с роли Тушканчика в спектакле «Женский монастырь» (1964).
Кино. 1960–е годы
К этому моменту Андрей Миронов успел сняться еще в одной картине – в киноповести Александра Зархи «Мой младший брат». Это была первая серьезная роль актера в кино. А вскоре на экраны вышла комедия Генриха Оганисяна «Три плюс два», в которой Миронов сыграл одного из троих друзей – ветеринара Романа.
И в дальнейшем кинематографическая судьба актера складывалась благополучно. Снимался он хотя и не очень часто, но регулярно. В 1965 году его пригласил в свою картину Эльдар Рязанов. Миронову досталась роль прохвоста Димы Семицветова в комедии «Берегись автомобиля». Картина имела огромный успех, а роль Миронова была признана критиками одной из лучших в картине.
В историко-биографическом фильме Григория Рошаля «Год как жизнь» (1966) он предстал перед зрителями в образе Фридриха Энгельса, в иронической фантасмагории Ирины Поволоцкой «Таинственная стена» (1967) сыграл сержанта Карпухина, в комедии Алексея Коренева «Урок литературы» (1968) – Феликса и, наконец, в знаменитой комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» - жулика Геннадия Козодоева по кличке Граф.
Кстати, тогда же состоялся дебют Миронова как певца. Он исполнил песню «Остров невезения».
Кино. 1970–е годы
С начала 70-х Андрей Миронов буквально нарасхват у кинорежиссеров. В 1971 году выходит несколько картин с его участием, среди которых героико-приключенческий фильм Владимира Бычкова «Достояние республики». В этом фильме он сыграл одну из самых романтических своих ролей - бывшего придворного учителя фехтования по прозвищу Маркиз. Здесь Миронов смог выразить практически самого себя – красивого, доброго и сумбурного, азартного и скрытно-нежного, максималиста в душе, не признающего половинчатых дел и чувств. А его «Песенка о шпаге» мгновенно стала шлягером, вышла на миньоне и звучала, чуть ли не из каждого окна.
В том же году Миронов снялся в комедии Эльдара Рязанова «Старики-разбойники». Роль блатного прихвостня была эпизодической, но благодаря таланту актера была сыграна ярко и запомнилась зрителям. А спустя два года Рязанов вновь пригласил Миронова в свою комедию. Теперь уже на главную роль. В картине «Невероятные приключения итальянцев и России» он сыграл лейтенанта уголовного розыска. Стоит отметить, что в этой картине Андрей Миронов исполнял все рискованные трюки сам, без дублера. Фильм вышел на экраны страны в 1974 году и мгновенно стал одним из лидеров проката - он занял 4-е место, собрав на своих сеансах 49,2 млн. зрителей. Не будет преувеличением сказать, что в основном публика шла на Миронова. Поэтому не случайно, что 16 октября того же года ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
Заложник образа
В 70-е годы Андрей Миронов особенно много снимался в кино. Вслед за «Итальянцами» он снялся в телевизионном водевиле Александра Балинского «Лев Гурыч Синичкин», музыкальных комедиях Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки», в картинах Марка Захарова «Двенадцать стульев» и «Обыкновенное чудо», и в фильмах Наума Бирмана «Шаг навстречу» и «Трое в лодке, не считая собаки». Все они были прекрасно приняты зрителями, и до сих пор остаются в числе самых любимых фильмов.
Однако, как можно заметить, Миронову предлагали в основном роли комедийные, большей частью – музыкальные. Многие песни из этих фильмов в исполнении актера тут же становились шлягерами, как например: «Женюсь», «Белеет мой парус, такой одинокий», «Бабочка крылышками бяк-бяк» и др. Но Миронов чувствовал, что режиссеры не используют его настоящий потенциал.
Изредка случались и роли иного плана, например, в «Тени» (1972) и «Повторной свадьбе» (1976), однако они скорее были исключениями, да и большими удачами их вряд ли можно назвать. Отсутствие серьезных киноролей тяготило Миронова. Он мечтал сняться у Андрея Тарковского, но режиссер не видел в нем «своего» актера. Не приглашал его и Никита Михалков, и другие «серьезные» режиссеры. Сам актер в одном из интервью в середине 70-х так оценил свое положение в кинематографе: «С точки зрения открытия в себе новых возможностей кино мне мало что дало... В театре я используюсь в самых разных планах. В кино - пока очень однопланово».
Болезнь
Первые серьезные признаки болезни у Миронова обнаружились в конце 70-х годов. Как-то во время гастролей в Болгарии одна гадалка в ресторане сообщила ему: «Вы очень многого достигли, но это не предел. Вы сделаете еще очень много такого, что удивит всех. Но учтите, у вас очень плохое здоровье. Вы должны его беречь». К сожалению Миронов не принял это всерьез (а может просто не мог – настолько он был одержим своей работой, творчеством). Осенью 1978 года во время гастролей в Ташкенте у него произошел первое кровоизлияние в мозг. Его положили в больницу, где врачи поставили внезапный диагноз - менингит. В декабре Миронов вновь появился на сцене в роли Чацкого, и когда это произошло, зрители буквально забросали его цветами. Живыми цветами в декабре месяце!
В начале 80-х у Миронова внезапно по всему телу пошли страшные фурункулы. Болезнь была настолько тяжелой, что актеру было трудно двигаться.
Андрей Миронов обратился к помощи знаменитой Джуны, но и ее способностей не хватило на то, чтобы вылечить болезнь. В конце концов Миронов решился на жесточайшую операцию - лимфаденектомию: под общим наркозом ему удалили лимфоузлы в тех местах, где была хроническая инфекция. Операция была тяжелой, но он перенес ее мужественно. После нее ему стало немного легче.
Кино и театр в 80-е годы
1980-е годы были самыми тяжелыми в жизни актера. Несмотря на тяжелую болезнь, он продолжал активно работать в кино и театре, много гастролировал по всей стране, везде собирая аншлаги.
К сожалению не все работы 80-х годов можно считать удачными. Среди успешных – наполненные настоящим лиризмом роли в фильмах «Будьте моим мужем», «Сказка странствий», «Мой друг Иван Лапшин» и «Человек с бульвара Капуцинов». В комедии Аллы Суриковой «Будьте моим мужем» он предстал в роли чуткого и тактичного детского врача Виктора, который, отдыхая на море, встречает свою любовь. В романтической притче Александра Митты «Сказка странствий» Миронов сыграл Орландо - веселого и доброго врача, поэта и философа, помогающего девочке Марте разыскать своего брата.
Последней работой Андрея Миронова в кино стала роль мистера Феста в картине Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов. Причем режиссер взялась за этот фильм только после того, как заручилась твердым обещанием Миронова сняться в главной роли.
Фильм вышел на экраны страны в 1987 году и стал одним из лидеров проката (2-е место, 39,8 млн. зрителей). Такого повального успеха у фильма, где снимался Миронов, не случалось со времен «Бриллиантовой руки». Однако сам актер до пика этого успеха так и не дожил...
Последние дни
В последний год жизни у Миронова обострились отношения с главным режиссером Театра сатиры Валентином Николаевичем Плучеком. Миронов в то время приступил к постановке в театре спектакля «Тень», что очень раздражало Плучека. Это не могло не отразится на душевном спокойствии Миронова, и в конечном результате на его здоровье. 18 марта 1987 года состоялась долгожданная премьера, но, по мнению людей, видевших спектакль, Миронов в роли Клаверова был задумчив и печален.
5 августа ушел из жизни Анатолий Папанов, с которым Миронов был дружен, сыграл вместе множество ролей и в театре и в кино. Театр Сатиры в то время был на гастролях в Риге. Прерывать гастроли не разрешили, и друзья по сцене не смогли проводить Папанова в последний путь.
14 августа Миронов играл на сцене Рижского оперного театра в спектакле «Женитьба Фигаро». Представление началось без опозданий и ровно двигалось до 3-го акта, 5-й картины, последнего явления. Далее произошло неожиданное. Актёру стало плохо. «Шура, голова болит», - это были последние слова Андрея Миронова, сказанные им на сцене Оперного театра в Риге Александру Ширвиндту и в жизни вообще...»
Два дня врачи боролись за жизнь Миронова, однако медицина оказалась бессильна. Утром 16 августа Миронов скончался в результате обширного кровоизлияния в мозг (у него оказалась врожденная аневризма сосудов головного мозга).
Похороны Миронова прошли через несколько дней в Москве. Руководство театра вновь, как и в случае с Папановым, не отменило гастролей и не отпустило актеров на похороны.
Заключение
Многие актеры откровенно признаются (а это редкость в актерском цеху), что Андрей Миронов был лучшим из них. С годами это становится все более очевидным. Благодаря фильмам и воспоминаниям друзей он стал неким собирательным образом идеального типа артиста, которому были подвластны все жанры в кино и театре. Он был остроумным без пошлости, ему были подвластны глубокие драматические переживания без ложной пафосности. Андрей Миронов был удивительно светлым человеком на сцене и на экране...
Знаете ли Вы, что
- Мемориальная квартира актерской семьи Мироновых в Малом Власьевском переулке в Москве всегда полна людей. Там - костюм Фигаро, в котором артист не доиграл свой последний спектакль, рубашка, которую пришлось разорвать, - врачам «скорой» надо было сделать укол... В Питере работает Театр антрепризы имени Андрея Миронова. А в Литве на знаменитой Горе желаний стоит крест с его именем. Туда приезжают молодожены в день бракосочетания. Говорят, что, если на крест повесить на нитке маленький крестик и загадать желание, оно сбудется.
- Андрей Миронов очень редко пользовался услугами дублеров и каскадеров, все трюки старался выполнять сам. Во время съемок «Невероятных приключений итальянцев в России» он вылезал из окна шестого этажа, цепляясь за ковровую дорожку, и повисал на ней. Болтался над Невой, ухватившись руками за край разведенного моста. Он сам вылезал из окна несущейся машины, проползал по пожарной лестнице и прыгал на другую машину.
- Андрей Миронов очень редко пользовался услугами дублеров и каскадеров, все трюки старался выполнять сам. Во время съемок «Невероятных приключений итальянцев в России» он вылезал из окна шестого этажа, цепляясь за ковровую дорожку, и повисал на ней. Болтался над Невой, ухватившись руками за край разведенного моста. Он сам вылезал из окна несущейся машины, проползал по пожарной лестнице и прыгал на другую машину.
Фильмография
1987 Следопыт ... Санглие (Последняя незавершенная роль в кино)
1987 Человек с бульвара Капуцинов ... Мистер Фест, главная роль
1985 Грустить не надо (ТВ)
1984 Победа ... Чарльз Брайт
1984 Мой друг Иван Лапшин ... писатель Ханин
1984 Блондинка за углом ... Николай, главная роль
1983 Кое–что из губернской жизни (ТВ) ... ведущий, поручик
1982 Сказка странствий ... Орландо – врач, поэт, философ и путешественник, главная роль
1982 Ревизор (телеспектакль) ... Хлестаков, главная роль
1981 Будьте моим мужем! ... Виктор, врач-педиатр, главная роль
1980 Назначение (ТВ) ... Лямин Алексей Юрьевич, главная роль
1979 Фантазии Фарятьева (ТВ) ... Павел Фарятьев, главная роль
1979 Трое в лодке, не считая собаки (ТВ) ... Джером, Джи, миссис Байкли, Трактирщик, Пьяница, Дядюшка Поджер, главная роль
1978 Особых примет нет ... Глазов
1978 Обыкновенное чудо (ТВ) ... министр-администратор
1977 Между небом и землёй (телеспектакль) ... Климов, главная роль
1976 Повторная свадьба ... Илья, главная роль
1976 Небесные ласточки ... Селестен / Флоридор, главная роль
1977 12 стульев (сериал) ... Остап Бендер
1975 Шаг навстречу (несколько историй веселых и грустных) ... Кочетков Маркель
1975 Страницы журнала Печорина (ТВ) ... Грушницкий, главная роль
1975 Соломенная шляпка (ТВ) ... Фадинар, главная роль
1975 Возвращение ... Борис Андреевич Вязовнин
1974 Невероятные приключения итальянцев в России ... Васильев Андрей, главная роль
1974 Маленькие комедии большого дома (телеспектакль) ... Алик, Муж
1974 Лев Гурыч Синичкин (ТВ) ... дирижер
1973 Старые стены
1973 Безумный день, или женитьба Фигаро (телеспектакль) ... Фигаро, главная роль
1971 Тень ... Цезарь Борджиа
1971 Старики - разбойники ... Юрий Проскудин
1971 Малыш и Карлсон, который живет на крыше (телеспектакль) ... Рулле
1971 Достояние республики ... Маркиз (Шиловский), главная роль
1971 Держись за облака ... Генерал
1970 Две улыбки (киноальманах) ... Молодой дедушка
1969 – 1981 Кабачок "13 стульев" (сериал) ... Пан Ведущий (одни из первых передач), главная роль
1969 Семейное счастье (киноальманах) ... Федор Федорович Сигаев Мститель
1969 Похищение
1968 Урок литературы ... Феликс
1968 Любить ... парень на вечеринке
1968 Бриллиантовая рука ... Козодоев Геннадий Петрович - "Граф", главная роль
1967 Таинственная стена ... Сержант Карпухин
1966 Год как жизнь ... Фридрих Энгельс
1966 Берегись автомобиля ... Дима Семицветов
1963 Три плюс два ... Роман Любешкин, главная роль
1963 Два воскресенья ... журналист
1962 Мой младший брат ... Юрка
1961 А если это любовь? ... Петр (Дебют в кино)
1987 Человек с бульвара Капуцинов ... Мистер Фест, главная роль
1985 Грустить не надо (ТВ)
1984 Победа ... Чарльз Брайт
1984 Мой друг Иван Лапшин ... писатель Ханин
1984 Блондинка за углом ... Николай, главная роль
1983 Кое–что из губернской жизни (ТВ) ... ведущий, поручик
1982 Сказка странствий ... Орландо – врач, поэт, философ и путешественник, главная роль
1982 Ревизор (телеспектакль) ... Хлестаков, главная роль
1981 Будьте моим мужем! ... Виктор, врач-педиатр, главная роль
1980 Назначение (ТВ) ... Лямин Алексей Юрьевич, главная роль
1979 Фантазии Фарятьева (ТВ) ... Павел Фарятьев, главная роль
1979 Трое в лодке, не считая собаки (ТВ) ... Джером, Джи, миссис Байкли, Трактирщик, Пьяница, Дядюшка Поджер, главная роль
1978 Особых примет нет ... Глазов
1978 Обыкновенное чудо (ТВ) ... министр-администратор
1977 Между небом и землёй (телеспектакль) ... Климов, главная роль
1976 Повторная свадьба ... Илья, главная роль
1976 Небесные ласточки ... Селестен / Флоридор, главная роль
1977 12 стульев (сериал) ... Остап Бендер
1975 Шаг навстречу (несколько историй веселых и грустных) ... Кочетков Маркель
1975 Страницы журнала Печорина (ТВ) ... Грушницкий, главная роль
1975 Соломенная шляпка (ТВ) ... Фадинар, главная роль
1975 Возвращение ... Борис Андреевич Вязовнин
1974 Невероятные приключения итальянцев в России ... Васильев Андрей, главная роль
1974 Маленькие комедии большого дома (телеспектакль) ... Алик, Муж
1974 Лев Гурыч Синичкин (ТВ) ... дирижер
1973 Старые стены
1973 Безумный день, или женитьба Фигаро (телеспектакль) ... Фигаро, главная роль
1971 Тень ... Цезарь Борджиа
1971 Старики - разбойники ... Юрий Проскудин
1971 Малыш и Карлсон, который живет на крыше (телеспектакль) ... Рулле
1971 Достояние республики ... Маркиз (Шиловский), главная роль
1971 Держись за облака ... Генерал
1970 Две улыбки (киноальманах) ... Молодой дедушка
1969 – 1981 Кабачок "13 стульев" (сериал) ... Пан Ведущий (одни из первых передач), главная роль
1969 Семейное счастье (киноальманах) ... Федор Федорович Сигаев Мститель
1969 Похищение
1968 Урок литературы ... Феликс
1968 Любить ... парень на вечеринке
1968 Бриллиантовая рука ... Козодоев Геннадий Петрович - "Граф", главная роль
1967 Таинственная стена ... Сержант Карпухин
1966 Год как жизнь ... Фридрих Энгельс
1966 Берегись автомобиля ... Дима Семицветов
1963 Три плюс два ... Роман Любешкин, главная роль
1963 Два воскресенья ... журналист
1962 Мой младший брат ... Юрка
1961 А если это любовь? ... Петр (Дебют в кино)
Озвучивание
1985 Мы с Шерлоком Холмсом ... озвучка
1983 Я возвращаю Ваш портрет (документальный телефильм) ... ведущий
1981 Раз ковбой, два ковбой ... озвучка
1980 О бедном гусаре замолвите слово ... Голос за кадром. Текст от автора
1976 – 1987 Приключения кота Леопольда (мультфильм, сериал) ... озвучка
1976 Голубой щенок (мультфильм) ... чёрный кот, озвучка
1975 Рикки-Тикки-Тави ... Рикки-Тики-тави
1973 Новые приключения Дони и Микки ... голос за кадром
1983 Я возвращаю Ваш портрет (документальный телефильм) ... ведущий
1981 Раз ковбой, два ковбой ... озвучка
1980 О бедном гусаре замолвите слово ... Голос за кадром. Текст от автора
1976 – 1987 Приключения кота Леопольда (мультфильм, сериал) ... озвучка
1976 Голубой щенок (мультфильм) ... чёрный кот, озвучка
1975 Рикки-Тикки-Тави ... Рикки-Тики-тави
1973 Новые приключения Дони и Микки ... голос за кадром
Режиссер
1974 Маленькие комедии большого дома
Работы в театре
Театр Сатиры, с 1962
1987 «Тени» (М. Салтыков-Щедрин, пост. А.Миронов) ... Клаверов
1985 «Бремя решения» (Ф. Бурлацкий) ... Джон Кеннеди
1984 «Прощай, конферансье» (Г. Горин, пост. А.Миронов) ... Буркини
1984 «Вишнёвый сад» (А. Чехов) ... Лопахин
1981 «Бешеные деньги» (А. Островский, пост. А.Миронов) ... Васильков
1980 «Трёхгрошовая опера» (Б. Брехт) ... Мекхит
1979 «Мы, нижеподписавшиеся» (А. Гельман) ... Леня Шиндин
1976 «Горе от ума» (А. С. Грибоедов) ... Чацкий
1975 «Ремонт» (М. Рощин) ... Паша-интеллигент
1974 «Клоп» (В. Маяковский) ... Баян, Присыпкин
1973 «Маленькие комедии большого дома» (А. Арканоа и Г. Горин) ... Муж
1972 «Таблетку под язык» (А. Макаёнок) ... Иван Швед
1972 «Ревизор» (Н. В. Гоголь) ... Хлестаков
1970 «У времени в плену» (А. Штейн) ... Всеволод Вишневский
1969 «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (Бомарше) ... Фигаро
1967 «Интервенция» (Л. Славин) ... Селестен, Жюльен Папа
1967 «Доходное место» (А. Островский) ... Жадов
1967 «Баня» (В. Маяковский) ... Велосипедкин
1966 «Тёркин на том свете» (А. Твардовский) ... эпизоды
1966 «Дон Жуан или любовь к геометрии» (М. Фриш) ... Дон Жуан
1965 «Над пропастью во ржи» (Дж.-Д. Сэлинджер) ... Холден
1964 «Женский монастырь» (В. Дыховичный) ... Тушканчик
1963 «Проделки Скапена» (Ж.-Б. Мольер) ... Сильвестр
1963 «Лев Гурыч Синичкин» (В. Дыховичный) ... Муха
1963 «Дамоклов меч» (Н. Хикмет) ... Толстый
1962 «24 часа в сутки» (О. Стукалов) ... Гарик
Малая сцена драматического театра на Малой Бронной
1979 «Продолжение Дон Жуана» (Э. Радзинский, пост. А. Эфрос) ... Дон Жуан
1987 «Тени» (М. Салтыков-Щедрин, пост. А.Миронов) ... Клаверов
1985 «Бремя решения» (Ф. Бурлацкий) ... Джон Кеннеди
1984 «Прощай, конферансье» (Г. Горин, пост. А.Миронов) ... Буркини
1984 «Вишнёвый сад» (А. Чехов) ... Лопахин
1981 «Бешеные деньги» (А. Островский, пост. А.Миронов) ... Васильков
1980 «Трёхгрошовая опера» (Б. Брехт) ... Мекхит
1979 «Мы, нижеподписавшиеся» (А. Гельман) ... Леня Шиндин
1976 «Горе от ума» (А. С. Грибоедов) ... Чацкий
1975 «Ремонт» (М. Рощин) ... Паша-интеллигент
1974 «Клоп» (В. Маяковский) ... Баян, Присыпкин
1973 «Маленькие комедии большого дома» (А. Арканоа и Г. Горин) ... Муж
1972 «Таблетку под язык» (А. Макаёнок) ... Иван Швед
1972 «Ревизор» (Н. В. Гоголь) ... Хлестаков
1970 «У времени в плену» (А. Штейн) ... Всеволод Вишневский
1969 «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (Бомарше) ... Фигаро
1967 «Интервенция» (Л. Славин) ... Селестен, Жюльен Папа
1967 «Доходное место» (А. Островский) ... Жадов
1967 «Баня» (В. Маяковский) ... Велосипедкин
1966 «Тёркин на том свете» (А. Твардовский) ... эпизоды
1966 «Дон Жуан или любовь к геометрии» (М. Фриш) ... Дон Жуан
1965 «Над пропастью во ржи» (Дж.-Д. Сэлинджер) ... Холден
1964 «Женский монастырь» (В. Дыховичный) ... Тушканчик
1963 «Проделки Скапена» (Ж.-Б. Мольер) ... Сильвестр
1963 «Лев Гурыч Синичкин» (В. Дыховичный) ... Муха
1963 «Дамоклов меч» (Н. Хикмет) ... Толстый
1962 «24 часа в сутки» (О. Стукалов) ... Гарик
Малая сцена драматического театра на Малой Бронной
1979 «Продолжение Дон Жуана» (Э. Радзинский, пост. А. Эфрос) ... Дон Жуан
Дискография
2001 Актёр и песня. Андрей Миронов
2001 Grand Collection. Андрей Миронов
1996 Я выхожу на сцену
1996 Андрей Миронов. Жизнь моя - кинематограф
1987 Эта песня для близких друзей
1983 Андрей Миронов
1982 Ну чем мы не пара
1980 Андрей Миронов
1977 Поёт Андрей Миронов
1977 Андрей Миронов
2001 Grand Collection. Андрей Миронов
1996 Я выхожу на сцену
1996 Андрей Миронов. Жизнь моя - кинематограф
1987 Эта песня для близких друзей
1983 Андрей Миронов
1982 Ну чем мы не пара
1980 Андрей Миронов
1977 Поёт Андрей Миронов
1977 Андрей Миронов
Награды и премии
Ника, 1988 год
Номинация: Лучшая мужская роль ("Человек с бульвара Капуцинов")
1987 Лучший актер года по опросу журнала "Советский экран" ("Человек с бульвара Капуцинов")
1980 Народный артист РСФСР
Номинация: Лучшая мужская роль ("Человек с бульвара Капуцинов")
1987 Лучший актер года по опросу журнала "Советский экран" ("Человек с бульвара Капуцинов")
1980 Народный артист РСФСР