Персоны :: Александр Менакер

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 12
  • Создал28.05.2010 в 02:51
  • Lisochek
  • Ред.06.01.2018 в 09:34
  • tkvvkt
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Александр Семенович Менакер
Дата рождения: 12 сентября, 1913 | дева
Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя (Россия)
Дата смерти: 6 марта, 1982 | 68 лет
Место смерти: Москва, СССР (Россия)
Карьера: Актер
Жанр: Комедия, музыкальный, мультфильм
Супруга: Ирина Ласкари (развод, один ребенок), Мария Миронова (один ребенок)
Семья: Кирилл Ласкари (сын), Андрей Миронов (сын), Мария Миронова мл. (внучка), Андрей Удалов (правнук)
Биография
Александр Семёнович Мена́кер (8 апреля 1913 года - 6 марта 1982 года) - известный советский актёр, участник дуэта «Миронова и Менакер», отец актёра кино Андрея Миронова и балетмейстера Кирилла Ласкари.

Родился 12 сентября 1913 года в Санкт-Петербурге.
В 1929 году поступил на актерское отделение 1-й художественной студии при Большом драматическом театре.
В 1930 году перешел на режиссёрский факультет Института сценического искусства.
С 1932 года работал в Государственном объединении музыки, эстрады и цирка и в Ленгорэстраде, исполняя музыкальные пародии и фельетоны.
С 1933 года – в Ленинградском мюзик-холле.
С 1934 года – актер, режиссёр, с 1935 года – художественный руководитель в Джаз-театре Всеукраинского Дома Красной Армии в Харькове.
В 1936 – 1938 гг. - в Ленинградском мюзик-холле.
В 1939 году – в Московском театре эстрады и миниатюр, где впервые выступил с М.В.Мироновой с музыкальными юморесками.

В 1942 году был постановщиком антифашистской Программы "Вот и хорошо!", автором и исполнителем музыкального фельетона "Молитесь за него!". Один из режиссёров программы "Москвичи-земляки" (1942).
В 1948 году, после закрытия театра, Менакер и Миронова начали выступать самостоятельно. Среди их первых совместных работ: "Московские встречи", "Знакомые портреты".
С 1954 года Менакер и Миронова - в Московском театре Эстрады до его закрытия. В эти годы Театр двух актеров - Мироновой и Менакера (директор и художественный руководитель) выпустил спектакль "Говорящие письма", обозрение "В нашем доме" (главным образом на тексты Ласкина), спектакль "Дела семейные" (1954), основой которого стала пьеса Ласкина "Слушается дело о разводе".

Первая жена - балерина Ирина Ласкари. Сын от первого брака - хореограф Кирилл Ласкари. Внучка - Кира Ласкари.
Вторая жена - актриса Мария Владимировна Миронова. Сын от второго брака - актёр Андрей Миронов. Внучки - Миронова Мария Андреевна (родная) и Голубкина Мария Андреевна (приемная) - тоже стали актрисами.
Племянник А. С. Менакера (сын двоюродного брата, режиссёра Исаака Михайловича Менакера) - режиссёр Леонид Исаакович Менакер.

Ушел из жизни 6 марта 1982 года. Больное сердце, два инфаркта... Умер внезапно – остановилось сердце.

Детство. Учеба

Александр Менакер родился 8 апреля 1913 года в семье петербургского юриста Семена Исааковича Менакера. Тяга к театру у него проявилась еще в школьные годы. Каждый вечер он бегал в театры. Занимался музыкальными фельетонами. Восхищался и подражал джазу. Еще в школе он организовывает шумовой оркестр, в котором играли на гребенках, всевозможных дудочках, кастрюлях и бутылках. По мнению Менакера, - «этот «состав инструментов» появился на свет не без влияния вахтанговской «Принцессы Турандот»».
В возрасте 15-ти лет был приглашен музоформителем «Живой газеты».

В 1929 году Александр поступил на актерское отделение 1-й художественной студии при Большом драматическом театре. Будучи студентом, Менакер стал выступать в ансамбле «Голубой джаз», с которым летом 1930 года даже выехал на гастроли. В этом же году перешел на режиссёрский факультет Института сценического искусства.

Окончил Техникум сценического искусства (мастерская В.Н.Соловцева).

Эстрада

Выступать на эстраде начал с 1927-30 годах. С 1932 года работал в Государственном объединении музыки, эстрады и цирка и в Ленгорэстраде, исполняя музыкальные пародии и фельетоны.

В 1933 году Менакер оканчивает Ленинградский институт сценических искусств, с этого же года в Ленинградском мюзик-холле, затем – актер, режиссёр и художественный руководитель в Джаз-театре Всеукраинского Дома Красной Армии в Харькове.
В 1936 – 1938 гг. - в Ленинградском мюзик-холле. А в 1937 году поступает в труппу Ленинградского театра миниатюр.
Примечательно, что двумя годами позже Миронова станет актрисой Московского театра эстрады и миниатюр. «Что-то в этих параллельных линиях, - подытоживает Мария Владимировна, - было роковое и коварное».

Александр Менакер и Мария Миронова

В 1938 году Александр Менакер был приглашен гастролером в спектакли Государственного театра эстрады и миниатюр. Именно там, в только что созданном в Москве театре артист познакомился с актрисой Марией Мироновой. Мария Миронова сразу же заняла в театре одно из самых заметных мест, играя практически во всех спектаклях. Играла смешно, заразительно, доводя до гротеска каждую роль. А, Менакер несмотря на свою молодость был уже очень знаменитым артистом, ему тогда было 26 лет (он был на три года моложе Марии). Он великолепно пел, виртуозно играл на рояле, выступал с музыкальными фельетонами. Как можно было не влюбиться в такого человека?! Правда Александр был женат, да и сама Мария была замужем, но разве это помеха для настоящей любви?

Летом 1939 года театр отправился на гастроли в Ростов-на-Дону. И там, под южным небом, их роман развивался стремительно. Уже на четвертый день знакомства Александр Менакер проснулся от скрипа пера и увидел, что Миронова что-то старательно выводит на листе. Он поинтересовался, что же она делает? «Сообщаю мужу о разводе, – не отрываясь от письма, сказала Мария, – и вам советую сделать то же самое, сообщить своей супруге о разрыве...» Решительная Мария Миронова объявила мужу о своем уходе, а Александру Семеновичу, в свою очередь, пришлось покинуть родной Ленинград, жену - балерину Ирину Ласкари - и маленького сына Кирилла. Кстати, впоследствии Александр Семенович сделал все возможное, чтобы его сыновья от первого и второго браков сдружились. Так и произошло: блистательный Андрюша Миронов и будущий известный хореограф Кирилл Ласкари стали не сводными, а практически родными братьями. Так началась их долгая совместная жизнь.
Вскоре бывший муж Марии Михаил Слуцкий был арестован, как «враг народа». К чести Мироновой, она не оставила его в беде. Вместе с Менакером они носили передачи в тюрьму, хотя прекрасно осознавали, чем это может для них обернуться...

Мария Миронова и Александр Менакер поженились 26 сентября 1939 года в Ленинграде - родном городе Менакера, и переехали жить и трудиться в Москву - родной город Мироновой. Они поселились в Нижнекисельном переулке, где у Марии Владимировны были две маленькие комнаты - столовая и спальня в четырехкомнатной квартире. И, наверное, именно тогда Александр Семенович впервые познакомился с характером Марии Владимировны. Менакер всю свою жизнь вел записные дневники. Переехав в дом Мироновой, он пометил в дневнике: «2 октября 1939 г. Приезд в Москву. Остановился у Мироновой». А утром Александр Семенович проснулся от гнева Марии Владимировны. «До этого, - вспоминал Менакер, - я никогда не видел ее в таком гневе. Потом я не раз переживал эти внезапные мироновские вспышки. Но тогда меня можно было поздравить с премьерой... Я понял, что, не желая этого, нанес Марии Владимировне оскорбление. Ведь надо было просто добавить три небольших, но главных слова: «На всю жизнь»».

Осенью 1939 года Московский театр эстрады и миниатюр открылся второй сезон, и тогда впервые вместе Менакер и Миронова выступили на эстраде с сатирическими диалогами. Прозвучали стихотворение И. Уткина «Дело было на вокзале» и песенки-диалоги «Случай в пути» и «Телеграмма» Людмилы Давидович, исполненные на мелодии популярных песен. Публика отреагировала на этот дебют с большим восторгом. Благожелательно отозвалась и пресса. Так родился прекрасный дуэт, ставший впоследствии классикой советской эстрады.

В военные годы

В тяжелые военные годы они жили в эвакуации в Ташкенте, где у них серьезно заболел их сын Андрюша, которого удалось вылечить благодаря бескорыстной помощи жены летчика Михаила Громова, доставшей дефицитное лекарство сульфидин. Будучи артистами фронтовой бригады Калининского фронта, они выступали и на передовой, и на открытых площадках, и в сараях, а иногда в чудом уцелевших театральных зданиях разрушенных городов.

«Театр двух актеров»

Александр Менакер и Мария Миронова стали не только верными и полноценными партнерами, но и организаторами нового театра - «Театра двух актеров». Летосчисление своего «театра двух актеров» Миронова и Менакер ведут от январских репетиций 1940 года одноактной пьесы В. и К. Немоляевых и Л. Давидович «Роковая ошибка». В 1942 году Менакер был постановщиком антифашистской Программы «Вот и хорошо!», автором и исполнителем музыкального фельетона «Молитесь за него!». Один из режиссёров программы «Москвичи-земляки» (1942).

В 1948 году, когда в результате перестройки «Театра эстрады и миниатюр» закрыли их театр, Менакер и Миронова начали выступать самостоятельно. Миронова исполняла «Подслушанные телефонные разговоры», Менакер - музыкальные фельетоны. Выступая на эстраде, отдельно друг от друга они имели заслуженный зрительский успех, но подлинного творческого удовлетворения не получали.

Среди их первых совместных работ: «Московские встречи», «Знакомые портреты». Менакер и Миронова участвовали в программе театра «Эрмитаж» «Вот идет пароход» (1954) В. Дыховичного, М. Слободского и Б. Ласкина.

С 1954 года Менакер и Миронова - в Московском театре эстрады до его закрытия. В эти годы «Театр двух актеров» - Мироновой и Менакера (директор и художественный руководитель) выпустил спектакль «Говорящие письма», обозрение «В нашем доме» (главным образом на тексты Ласкина), спектакль «Дела семейные» (1954), основой которого стала пьеса Ласкина «Слушается дело о разводе». С этими и другими эстрадными постановками и номерами Миронова и Менакер объездили всю страну. В городах, где они гастролировали, в прессе высказывались различные мнения об их выступлениях, но Миронова и Менакер относились ко всем высказываниям с пониманием и ко многим замечаниям старались прислушаться.

Миронова и Менакер также выступали в театре «Олимпия» с интермедией Б. Ласкина «Муж и Жена в Париже» во время поездки в Париж с эстрадной программой «Большой Мюзикл-холл СССР». В ней принимали участие певцы Муслим Магомаев, Евгения Мирошниченко, Батыр Закиров, пианист Алексей Черкасов, грузинский джаз под управлением Константина Певзнера, балетный ансамбль, а также несколько первоклассных цирковых номеров и т.д. Газета «Франс-суар» поместила небольшую заметку о концертах мюзик-холла, где выступление Мироновой и Менакера было определено как «фантастически смешной дуэт».

Затем последовали такие значительные постановки как «Семь жен Синей бороды» А. Володина, «Мужчина и женщины» Л. Зорина. Поздравляя Миронову и Менакера со спектаклем «Мужчина и женщины», драматург В. Коростылев поздравил отдельно и А. Менакера с исполнением еще одной роли - «постоянной - Менакера». «Это ведь тоже, - говорил Коростылев, - очень жизненная роль, истинного мужчины, который всегда пропускает женщину вперед. Менакер умеет «подать», «преподнести» Миронову, отступая при этом в тень кулис».

Менакер и Миронова с успехом выступали в СССР и за рубежом, несмотря на тяжелые военные годы и годы перестройки. Огромной популярностью у зрителей пользовались эстрадные спектакли «Дела семейные», «Кляксы», «Мужчина и женщины», «Номер в отеле».

Они удивительно дополняли друг друга. Как правило, Менакер появлялся в образе слабохарактерного мужа, а Миронова играла деспотичную и невежественную жену. Сценки были короткими, не более пяти минут, но актеры настолько ярко раскрывали свои образы, что создавалось впечатление, будто перед зрителями в одно мгновение пролетал целый фильм, смешной и искрометный.

В кино

К сожалению, кинематограф не нашел применения для талантливого актера. Те редкие фильмы, где Менакер снимался в кино, собственно говоря, даже и не в полном смысле слова кино – а продолжение его эстрадных номеров. Таким был и фильм-концерт Веры Строевой «Веселые звезды» (1954), и телеальманах Михаила Григорьева «Короткие истории» (1963), и фильм-спектакль Бориса Льва-Анохина «Мужчина и женщина» (1978).

Личная жизнь

Семейная жизнь Мироновых-Менакера, несмотря на трудности совместной профессиональной деятельности, удалась. И тому подтверждение их сын Андрей Миронов– обаятельный, талантливый актер Сатиры. Он вырос в атмосфере любви и порядка. Чувство родительского дома связано у него с самой счастливой порой его жизни. «Андрей, - вспоминал Григорий Горин, - весь отсюда, из этой ухоженной московской квартиры, где тесно не только от обилия книг и картин, но, прежде всего от веселых и талантливых людей, которые постоянно собирались здесь».

«Мама хотя и была строга, но баловала меня, - вспоминал Миронов, - а отец, напротив, несмотря на свою мягкость и деликатность умел трезво смотреть на жизнь. Отец был по-настоящему интеллигентным человеком. Он любил людей, искренне, от души радовался успеху другого. Если видел истинный талант, необычайно ценил и уважал его. Я мало встречал людей, которые так могли проникаться проблемами другого человека, так проявлять действительную заботу и внимание к нуждающемуся, как это делал отец».

Александр Семенович ушел из жизни 6 марта 1982 года. Он умер внезапно - остановилось сердце... Похоронен в Москве на Донском кладбище, участок № 3.
Фильмография
1978 Мужчины и женщины (фильм-спектакль) ... главная роль
1969 Похищение
1969 Новогоднее похищение (ТВ)
1966 Сказки русского леса (фильм–концерт) ... пассажир такси
1963 Короткие истории (ТВ) ... супруг пани Кристины
1961 Вопросы воспитания (короткометражный)
1954 Веселые звезды (фильм–концерт) ... бюрократ в поезде
Озвучивание
1966 Про злую мачеху ... озвучка
Работы в театре
Творческий дуэт с Марией Мироновой, 1948–1982
«Номер в отеле»
«Вы их узнаете»
«На футболе»
«Яркое дарование»
1971 «Мужчина и женщины» (Л.Зорин)
1969 «Гражданка Утан» (Г.Горин и А.Арканов)
1969 «Семь жен Синей бороды» (А.Володин)
1964 «Волки в городе» (Л.Шейнин)
1959 «Кляксы» (В.Дыховичный и М.Слободский)
1954 – 1955 «Дела семейные» (Б.Ласкин)
1949 «Говорящие письма» (Ленч)
1948 «Московские встречи»
1948 «Знакомые портреты»
Награды и премии
1978 Заслуженный артист РСФСР
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions