С участием персоны 158 раздач
Краткая биография
Имя: Маргарита Борисовна Терехова
Дата рождения: 25 августа, 1942 | дева
Место рождения: Туринск, Свердловская область, СССР (Россия)
Карьера: Актриса, режиcсер, сценарист
Жанр: Драма, мелодрама, исторический
Супруг: Вячеслав Бутенко (развод), Сава Хашимов (развод, один ребенок), Георгий Гаврилов (развод, один ребенок)
Семья: Борис Терехов (отец), Анна Терехова (дочь), Александр Тураев (сын)
Дата рождения: 25 августа, 1942 | дева
Место рождения: Туринск, Свердловская область, СССР (Россия)
Карьера: Актриса, режиcсер, сценарист
Жанр: Драма, мелодрама, исторический
Супруг: Вячеслав Бутенко (развод), Сава Хашимов (развод, один ребенок), Георгий Гаврилов (развод, один ребенок)
Семья: Борис Терехов (отец), Анна Терехова (дочь), Александр Тураев (сын)
Биография
Маргарита Борисовна Терехова родилась в 25 августа 1942 в городе Туринске Свердловской области.
Но все детство провела в Ташкенте. Во время войны семья была эвакуирована в Узбекистан. Будущая актриса очень сильно любила баскетбол (была капитаном сборной школы) и думала, что это дело всей ее жизни.
После окончания школы Маргарита Борисовна поступила на ФизМат Среднеазиатского Государственного университета, где не проучилась и года.
В 1961 году окончила Ташкентский университет. Яркие примеры жизни бабушки и мамы заставили Маргариту выбрать театральное искусство. А потом, когда решила связать свою жизнь с театром, ее не взяли во ВГИК. Зато ей удалось попасть в студию к Юрию Завадскому.
В 1964 году окончила школу-студию при Академическом театре им. Моссовета (1964).
С 1964 года - актриса театра им. Моссовета.
Пик популярность Тереховой пришелся на середину семидесятых годов.
В 1974-м она снялась в "Зеркале" Тарковского. Как все картины опального режиссера, эта не пошла в широкий прокат.
В 1977 году была снята "Собака на сене" и 1978-м - "Д'Артаньян и три мушкетера". С тех пор в сознании большинства россиян Маргарита Терехова - это прежде всего таинственная, демоническая и прекрасная плутовка Миледи.
Сейчас Терехова играет в театре им. Моссовета. Она несколько раз уходила оттуда и возвращалась, но отношения с режиссером Завадским у нее сохраняются хорошие. Терехова сама выбирает роли, которые хочет сыграть. Например, она играет супругу главного редактора газеты в "Милом друге" по Мопассану.
Кроме того, Терехова регулярно ставит собственные пьесы. "Было бы смешно, чтобы я сегодня ждала, что кто-то будет мною заниматься", - говорит она. - "Те, кто сегодня дорвался до съемок кино, давно имеют тех, кого нужно снимать". Маргарита Борисовна ставила спектакль по мотивам Гарсиа Лорки, чеховскую постановку.
Дочь актрисы, Анна Терехова, была замужем за актером Николаем Добрыниным, а вторым браком вышла за иностранца, с которым познакомилась в Турции.
Из театральных ролей Тереховой наиболее известны Клеопатра в Цезаре и Клеопатре Б.Шоу (1964), Мари в спектакле Глазами клоуна по роману Г.Бёлля (1968), Соня в спектакле Преступление и наказание по роману Ф.М.Достоевского (1971), Елизавета в Царской охоте по пьесе Л.Зорина (1977), Любовь Сергеевна в Теме с вариациями С.Алешина (1979).
Кинорежиссеры долго не могли разгадать «загадку» Маргариты Тереховой : почему при умной, даже чуть рассудочной манере игры ее образы столь притягательны, отчасти таинственны. Роли, которые предлагались актрисе, были перебором вариантов: Таня в фильме Ф.Довлатяна Здравствуй, это я! (1965) и Наташа Шипилова в фильме А.Смирнова Белорусский вокзал (1970).
Фильм Бегущая по волнам (1976, реж. П.Любимов), где актриса сыграла сразу две роли, стал абсолютным детищем времени – тут и экранизация прозы А.Грина, чью романтическую фантазию воспринимали в качестве эмблемы духовной независимости, и подбор актеров (в неглавных ролях снялись такие «знаковые» на тот момент личности, как художники В.Лемпорт и Н.Силис). Но режиссер, следуя за мыслью сценаристов (одним из них был А.Галич), слишком резко противопоставил выдумку и реальность, праздник, символом которого выступает карнавал, и будни, когда гаснут огни фейерверков и наступает рассвет. Воплощением этих двух миров и являются героини Тереховой – Биче Саниэль, жена капитана Геза, и Фрэзи Грант, девушка из легенды. Присущая актрисе энергетика была поделена режиссером пополам, разъята на плюс и минус, что только обеднило фильм.
Следуя драматургии и в чем-то уступая ей, режиссер И.Авербах в картине Монолог (1972) ставит в центр повествования старого профессора (М.Глузский) и его внучку (М.Неелова). Дочь профессора, прекрасная и беспутная Тася, никак не могущая устроить личную жизнь, то появляется в отчем доме, то пропадает на долгое время. Безразличие к ребенку, безразличие к отцу, не изменяющееся и потому подчеркнуто демонстративное, делает героиню Тереховой в глазах зрителей абсолютно отрицательной, лишенной права даже на малейшее сочувствие.
Тайную и очень сильную притягательность актрисы почувствовал А.Тарковский, в фильме которого Зеркало (1974) Терехова сыграла сразу две роли – жену и мать Автора.
Лучше других понял, какая особая атмосфера окружает Терехову , использовал ее абсолютную, пленительную притягательность режиссер Р.Виктюк. В поставленном им телевизионном спектакле по пьесе Н.В.Гоголя Игроки актриса сыграла персонифицированную силу, являющуюся шулеру Ихареву в женском образе, – его любовно подобранную карточную колоду с человеческим именем Аделаида Ивановна. Несколько коротких появлений в кадре заряжены такой энергией, что маленькая по объему роль не теряется среди великолепных актерских работ А.Калягина, В.Гафта и Л.Маркова.
Режиссеры откровенно эксплуатировали внешние данные актрисы, например, в картине Синяя птица (1976, реж. Дж.Кьюкор) по символической пьесе М.Метерлинка, где она сыграла Молоко, или присущий ей женский магнетизм, как в ленте Г.Юнгвальд-Хилькевича Д'Артаньян и три мушкетера (1978), где она сыграла миледи. Между тем Терехова обладает совершенным актерским дарованием: в картине Собака на сене (1977, реж. Я.Фрид) она продемонстрировала замечательный темперамент, в картине Оно (1989, реж. С.Овчаров) по Истории одного города М.Е.Салтыкова-Щедрина показала, что способна играть роли гротесковые, подчеркнуто стилизованные, в картине Давай поженимся (1982, реж. А.Ефремов) проявилось умение актрисы держать мелодраматическую интонацию, а в картине Только для сумасшедших (1990, реж. А.Ихо) блеснула филигранной психологической игрой. За эту роль Терехова получила Гран-при МКФ авторских фильмов в Сан-Ремо (Италия, 1991), приз МКФ Северных стран в Руане (Франция, 1992) и приз МКФ в Брюгге (Бельгия, 1993).
Дата публикации: 15.12.2006 Автор: Дмитрий Быков. Сайт: Собеседник. Статья: Мы живем в культурной яме
Маргарита Терехова в русском кино занимает редкую, прекрасную и опасную нишу роковой женщины. Иногда – даже злодейки. Но чаще той, из-за которой злодейства совершаются. Даже когда она появлялась в наивных и прямолинейных комедиях Лопе де Веги или Тирсо де Молины, даже когда играла благочестивую Марту – одним этим обычный советский двухсерийный фильм для праздничного телепоказа мгновенно преобразовывался в высокое искусство с испанскими страстями.
Случались у нее и откровенные злодейки – дочь в «Монологе», Миледи в «Трех мушкетерах», но и они всегда были роковыми, то есть злодействовали в силу рока, а не потому, что сами так плохи. Поэтому их было жалко. И все мы, смотря «Мушкетеров», отлично понимали британского офицера Фельтона, который не то чтобы ею соблазнился, а просто ее пожалел. Ясно же, что такая женщина не может хотеть ничего дурного. «Имя, sestra, имя!»
– Ну, это вы хватили. У меня были не только «Марта» и «Мушкетеры», но, между прочим, и «Зеркало»...
– В котором вы тоже загадочная и местами страшноватая. Вспомнить хоть, как вы моете голову и как потолок обваливается...– Это, голубчик, у вас остатки детского восприятия, когда вы впервые смотрели картину и боялись всего непонятного. Тарковский почему-то выглядел грозным для тех, кто его не понимал. Вот тогдашний министр кинематографии Ермаш – это был совершенный народный мститель, человек, который никогда не мог преодолеть личной неприязни к мастеру, если этот мастер был выше его понимания, – он прямо после просмотра сказал: «Не по-ни-ма-ю!», и все... И какая судьба могла быть у картины после этого? Тарковского считали врагом – а какой он враг? На съемках мучился только он сам, все рядом с ним расцветали.
– Тарковский вам каким-то образом объяснял задачу? Согласитесь, картина не самая простая...
– Начиная съемки, он еще не был уверен, что остановится именно на мне. К счастью, я об этом не знала. А он знал – и, снимая первую сцену с Солоницыным и мной, все еще метался между несколькими вариантами. Но не объяснял он ничего, потому что в жизни, если вы заметили, вообще ничего не надо объяснять. Человек влияет на другого не словами, а – вот не знаю, как это назвать. Может быть, собственной убежденностью в том, что надо сделать так, а не иначе. Ведь когда вам предлагают работу или соблазняют авантюрой – вы смотрите на то, горит ли этот человек собственной идеей, нужна ли она ему самому. Тарковскому ничего не надо было рассказывать, он просто мог к вам прикоснуться – и уходила вся нервозность, весь наигрыш, вообще все лишнее. Вот мы переснимали сцену в типографии – ту, с Демидовой, где матери приснилось, что она пропустила в сталинские годы страшную и смешную опечатку...
– Всегда хотел вас спросить, что за опечатка. Эта вот, знаменитая, из анекдота – «Сралин»?
– Да, она – хорошо, что вы сами сказали... Ну вот, мы переснимаем эту сцену, и я наотрез не помню, что Тарковский говорил Рербергу и мне. И однако Рерберг лучше поставил свет, я лучше сыграла...
Он и на «Гамлете» ничего не объяснял. И однако все ощущения от спектакля живут во мне, я до сих пор дрожу, даже просто рассказывая вам, какой там был финал. Этого спектакля почти никто не видел – было несколько десятков представлений, и Андрей Арсеньевич сам снял его. Снял, потому что видел – спектакль не очень нравится Захарову, вовсе не нравится начальству, хотя публика валила на него... Он планировал менять нас ролями – Инна Чурикова была Офелией, я – Гертрудой, – в общем, это могло стать театральной легендой. Труднее всех было Солоницыну – Гамлету: он так и не успел обжиться в роли.
«А Миледи спасала Францию!»
– Я не очень представляю, каково было вам на фоне всего этого играть Миледи. Мне многие от Старыгина до Смехова рассказывали, что не относились к «Мушкетерам» серьезно, а вышло на тебе! культовое кино...
- Голубчик, вы вообще замечали, что они страшные кокетки, все четверо? Ни один артист ни к одной роли не относится как к откровенной халтуре. Все очень серьезно пробовались, и хотели, чтобы их утвердили, и честно делали свою работу почему все и получилось. Я попала на эту роль случайно, но я люблю вообще выскакивать в последний момент когда не надо проб, утверждений, согласований и прочего. Должна была играть Соловей, но ее не отпустил Михалков он в этот момент снимал «Обломова».
– Соловей?!
– Да, представьте себе, и это была бы отличная, страшная, сладкая Миледи, но работать пришлось мне, и я считаю картину вполне удачной. Не я одна – во всей Южной Америке это, что называется, культовое кино (определение, которого терпеть не могу). На переговорах с Юнгвальд-Хилькевичем, режиссером, я была одета ровно как Миледи – этот костюм потом прямо перешел в картину, эти черные штаны – от Зайцева, между прочим... Хилькевич был от сценария в ужасе; авторы пусть меня побьют – они живы и дееспособны, – но я и сейчас скажу, что это была готовая оперетта и я в этой пошлятине играть не собиралась. Так и сказала. Хилькевич радостно воскликнул: «Слава Богу! Ты уже второй человек!» В общем, мы многое сумели восстановить и выправили даже некоторые огрехи Дюма. Он сильно погрешил против исторической истины. У него выходит, что Ришелье Францию губил, а Анна Австрийская спасала. Ничего подобного! В «Артеке» вам покажут домик Миледи, она была вполне реальным лицом...
– Я сам со своим отрядом искал под Аю-Дагом ее сокровища!
– Ну вот видите. Поехал бы в «Артек» плохой человек?! Нет, если серьезно, она была одной из двух его агенток (Дюма свел два женских образа в один), ее знали под кличкой Миледи, настоящего имени история не сохранила, и она-то как раз спасала Францию от измены. А Анна Австрийская губила страну, заигрывала с ее врагами...
– А кто написал знаменитое «Бросьте жертву в пасть Ваала, киньте мученицу львам»?
– Я принесла на съемки Лопе де Вегу, это из него цитата. Вообще вхождение в роль было самое серьезное – вплоть до того, что у меня на плече проступило красное пятно в форме лилии. Хилькевич был потрясен – кричал, чтобы все немедленно сбежались смотреть...
– Что вы за последнее время сделали в кино? Я давно не видел ваших новых ролей.
– Это не роль, а фильм. В 2002–2003 годах я сняла «Чайку».
– Где ее посмотреть?
– Если хотите, на «Горбушке» – там она продается, попав к пиратам неведомыми путями, но это, конечно, далеко от окончательного варианта. А окончательный так и не готов – мы собираемся переводить материал на цифру, обрабатывать, перезаписывать, в начале будущего года закончим. Рекомендую, это хороший фильм.
– А почему фильм, снятый два года назад, до сих пор фактически на полке? Вас ведь, я слышал, звали с ним на фестивали...
– Нас приглашал Карден на смотр русского кино, который он сам проводит. Когда мы показывали материал Александру Голутве – руководителю Госкино, он после просмотра повернул ко мне счастливое лицо, и все ему нравилось. А когда Карден формировал свою программу, Александр Алексеевич ему сказал, что фильм устарел и Чехов тоже...
– Я слышал, что вы готовились ставить «Без вины виноватых»...
– Собиралась и даже планировала играть, но в последний момент это сорвалось. Может быть, еще в Питере сделаю.
«Возраст – это миф»
– Я понимаю, что вопрос не самый этичный, но до каких лет все-таки возможно оставаться на сцене? Вы играли с Раневской в «Дальше – тишина», многие вспоминают, что на нее было страшно смотреть, хотя это и работало на замысел...
Нельзя судить по телеверсии. Раневская панически боялась телевидения, не хотела снимать этот спектакль вообще, там на ней тонны грима, все это видно, свет плохо стоит... Но уверяю вас, что когда Раневская была на сцене – это было чистое волшебство, и неважно было, сколько ей лет. Нет никакого возраста, это миф, его люди придумали. Артистов это не касается. Они только сами могут решить, когда уходить...
– И что вы для себя решили?
– Я уже сейчас собираюсь заниматься в основном режиссурой.
– В театре вас часто заставляли играть современные роли – хотя, мне кажется, это совсем не ваше. В кино вы оторвались, а что вам нравилось из театральных ролей?
– Больше всего – «Царская охота».
– И вам нравилась эта, так сказать, девушка? Тараканова, самозванка...
– Очень нравилась. Она необыкновенное существо, соблазненное и брошенное. И надо еще доказать, что она самозванка.
– Ну, тут вы ее реабилитируете, как и свою Миледи...
– А кто ей присылал все время огромные деньги?! Она явно была связана с царским родом, и какие-то люди в Европе поддерживали ее. И Екатерина не просто так ее опасалась. Главное же – она была изумительно красива и влюбчива и верила в любовь. И обратите внимание – когда я играла самозванку, на спектакле были все представители дипломатических корпусов, и никто к нам не заходил за кулисы после представления. После всех спектаклей заходили – а после этого нет: почему, как думаете?
– Потому что это история о том, как дипломатия убила прекрасную женщину.
– То-то и оно. Екатерину Великую напрасно изображают благодетельной и просвещенной монархиней «век золотой Екатерины»... Она была довольно примитивна и долго правила, и народ от нее устал.
«Лучшие просто не дожили»
– Вас перестройка застала буквально на пике карьеры. Вам не показалось, что время переломилось, что настала страшно примитивная пора? Что свобода не возродила, а убила культуру?
– Э, нет. Знаете, что во времена, когда началась свобода, в России стали обновляться иконы? Это великий знак, великая радость! Свобода всегда благотворна, и целительна, и необходима – но что же делать, если лучшие люди не дожили. Они просто не успели. Их убило это долгое время, казавшееся бесконечным, – то, что называлось застоем и что было гораздо страшней, чем это мирное слово. Это было гнилое болото, в испарениях которого иногда и расцветала, может быть, великая культура , но тут же и задыхалась. И Андрей Тарковский, и Георгий Рерберг, и Леонид Марков все они просто надорвались за годы ожидания. Поэтому и произошла культурная яма, в которой мы живем. А вовсе не потому, что свобода не благотворна. Подождите, народятся новые собственно, уже нарождаются, и мы опять увидим великое искусство... если не успеют отнять свободу. Свободу обычно отбирают быстрей, чем успевает самовоспроизвестись самая тонкая материя – искусство, люди, способные его творить.
А у меня... что у меня? Я дожила. Ничего плохого со мной не случилось.
Что дала внешность?
Красота помогла стать одной из любимых актрис культового режиссера Андрея Тарковского - когда он первый раз случайно увидел Терехову , воскликнул: «Какие прекрасные у вас волосы, как вы красивы!» И позвал ее к себе в фильм «Зеркало».
А вот личная жизнь не сложилась. Мужчины появлялись в ее жизни и быстро исчезали. «Прок от мужчин был один - давали детей», - однажды сказала Терехова . Старшую дочь Анну родила от болгарского актера Саввы Хашимова, после чего с ним рассталась. Сыну, которого родила без мужа, дала фамилию Тураев и говорила, что его отец - некий зажиточный таджик Тураев. Журналисты нашли режиссера Георгия Гаврилова, который назвался истинным отцом сына актрисы. В итоге сын взял фамилию Терехов, а на расспросы журналистов актриса загадочно отвечает, что это их семейная тайна, главное, что сын знает, кто его мать! «Будьте счастливы! Рожайте детей, в этом смысл жизни женщины! А мужчины приходят и уходят - бог с ними», - говорит Терехова.
Но все детство провела в Ташкенте. Во время войны семья была эвакуирована в Узбекистан. Будущая актриса очень сильно любила баскетбол (была капитаном сборной школы) и думала, что это дело всей ее жизни.
После окончания школы Маргарита Борисовна поступила на ФизМат Среднеазиатского Государственного университета, где не проучилась и года.
В 1961 году окончила Ташкентский университет. Яркие примеры жизни бабушки и мамы заставили Маргариту выбрать театральное искусство. А потом, когда решила связать свою жизнь с театром, ее не взяли во ВГИК. Зато ей удалось попасть в студию к Юрию Завадскому.
В 1964 году окончила школу-студию при Академическом театре им. Моссовета (1964).
С 1964 года - актриса театра им. Моссовета.
Пик популярность Тереховой пришелся на середину семидесятых годов.
В 1974-м она снялась в "Зеркале" Тарковского. Как все картины опального режиссера, эта не пошла в широкий прокат.
В 1977 году была снята "Собака на сене" и 1978-м - "Д'Артаньян и три мушкетера". С тех пор в сознании большинства россиян Маргарита Терехова - это прежде всего таинственная, демоническая и прекрасная плутовка Миледи.
Сейчас Терехова играет в театре им. Моссовета. Она несколько раз уходила оттуда и возвращалась, но отношения с режиссером Завадским у нее сохраняются хорошие. Терехова сама выбирает роли, которые хочет сыграть. Например, она играет супругу главного редактора газеты в "Милом друге" по Мопассану.
Кроме того, Терехова регулярно ставит собственные пьесы. "Было бы смешно, чтобы я сегодня ждала, что кто-то будет мною заниматься", - говорит она. - "Те, кто сегодня дорвался до съемок кино, давно имеют тех, кого нужно снимать". Маргарита Борисовна ставила спектакль по мотивам Гарсиа Лорки, чеховскую постановку.
Дочь актрисы, Анна Терехова, была замужем за актером Николаем Добрыниным, а вторым браком вышла за иностранца, с которым познакомилась в Турции.
Из театральных ролей Тереховой наиболее известны Клеопатра в Цезаре и Клеопатре Б.Шоу (1964), Мари в спектакле Глазами клоуна по роману Г.Бёлля (1968), Соня в спектакле Преступление и наказание по роману Ф.М.Достоевского (1971), Елизавета в Царской охоте по пьесе Л.Зорина (1977), Любовь Сергеевна в Теме с вариациями С.Алешина (1979).
Кинорежиссеры долго не могли разгадать «загадку» Маргариты Тереховой : почему при умной, даже чуть рассудочной манере игры ее образы столь притягательны, отчасти таинственны. Роли, которые предлагались актрисе, были перебором вариантов: Таня в фильме Ф.Довлатяна Здравствуй, это я! (1965) и Наташа Шипилова в фильме А.Смирнова Белорусский вокзал (1970).
Фильм Бегущая по волнам (1976, реж. П.Любимов), где актриса сыграла сразу две роли, стал абсолютным детищем времени – тут и экранизация прозы А.Грина, чью романтическую фантазию воспринимали в качестве эмблемы духовной независимости, и подбор актеров (в неглавных ролях снялись такие «знаковые» на тот момент личности, как художники В.Лемпорт и Н.Силис). Но режиссер, следуя за мыслью сценаристов (одним из них был А.Галич), слишком резко противопоставил выдумку и реальность, праздник, символом которого выступает карнавал, и будни, когда гаснут огни фейерверков и наступает рассвет. Воплощением этих двух миров и являются героини Тереховой – Биче Саниэль, жена капитана Геза, и Фрэзи Грант, девушка из легенды. Присущая актрисе энергетика была поделена режиссером пополам, разъята на плюс и минус, что только обеднило фильм.
Следуя драматургии и в чем-то уступая ей, режиссер И.Авербах в картине Монолог (1972) ставит в центр повествования старого профессора (М.Глузский) и его внучку (М.Неелова). Дочь профессора, прекрасная и беспутная Тася, никак не могущая устроить личную жизнь, то появляется в отчем доме, то пропадает на долгое время. Безразличие к ребенку, безразличие к отцу, не изменяющееся и потому подчеркнуто демонстративное, делает героиню Тереховой в глазах зрителей абсолютно отрицательной, лишенной права даже на малейшее сочувствие.
Тайную и очень сильную притягательность актрисы почувствовал А.Тарковский, в фильме которого Зеркало (1974) Терехова сыграла сразу две роли – жену и мать Автора.
Лучше других понял, какая особая атмосфера окружает Терехову , использовал ее абсолютную, пленительную притягательность режиссер Р.Виктюк. В поставленном им телевизионном спектакле по пьесе Н.В.Гоголя Игроки актриса сыграла персонифицированную силу, являющуюся шулеру Ихареву в женском образе, – его любовно подобранную карточную колоду с человеческим именем Аделаида Ивановна. Несколько коротких появлений в кадре заряжены такой энергией, что маленькая по объему роль не теряется среди великолепных актерских работ А.Калягина, В.Гафта и Л.Маркова.
Режиссеры откровенно эксплуатировали внешние данные актрисы, например, в картине Синяя птица (1976, реж. Дж.Кьюкор) по символической пьесе М.Метерлинка, где она сыграла Молоко, или присущий ей женский магнетизм, как в ленте Г.Юнгвальд-Хилькевича Д'Артаньян и три мушкетера (1978), где она сыграла миледи. Между тем Терехова обладает совершенным актерским дарованием: в картине Собака на сене (1977, реж. Я.Фрид) она продемонстрировала замечательный темперамент, в картине Оно (1989, реж. С.Овчаров) по Истории одного города М.Е.Салтыкова-Щедрина показала, что способна играть роли гротесковые, подчеркнуто стилизованные, в картине Давай поженимся (1982, реж. А.Ефремов) проявилось умение актрисы держать мелодраматическую интонацию, а в картине Только для сумасшедших (1990, реж. А.Ихо) блеснула филигранной психологической игрой. За эту роль Терехова получила Гран-при МКФ авторских фильмов в Сан-Ремо (Италия, 1991), приз МКФ Северных стран в Руане (Франция, 1992) и приз МКФ в Брюгге (Бельгия, 1993).
Дата публикации: 15.12.2006 Автор: Дмитрий Быков. Сайт: Собеседник. Статья: Мы живем в культурной яме
Маргарита Терехова в русском кино занимает редкую, прекрасную и опасную нишу роковой женщины. Иногда – даже злодейки. Но чаще той, из-за которой злодейства совершаются. Даже когда она появлялась в наивных и прямолинейных комедиях Лопе де Веги или Тирсо де Молины, даже когда играла благочестивую Марту – одним этим обычный советский двухсерийный фильм для праздничного телепоказа мгновенно преобразовывался в высокое искусство с испанскими страстями.
Случались у нее и откровенные злодейки – дочь в «Монологе», Миледи в «Трех мушкетерах», но и они всегда были роковыми, то есть злодействовали в силу рока, а не потому, что сами так плохи. Поэтому их было жалко. И все мы, смотря «Мушкетеров», отлично понимали британского офицера Фельтона, который не то чтобы ею соблазнился, а просто ее пожалел. Ясно же, что такая женщина не может хотеть ничего дурного. «Имя, sestra, имя!»
– Ну, это вы хватили. У меня были не только «Марта» и «Мушкетеры», но, между прочим, и «Зеркало»...
– В котором вы тоже загадочная и местами страшноватая. Вспомнить хоть, как вы моете голову и как потолок обваливается...– Это, голубчик, у вас остатки детского восприятия, когда вы впервые смотрели картину и боялись всего непонятного. Тарковский почему-то выглядел грозным для тех, кто его не понимал. Вот тогдашний министр кинематографии Ермаш – это был совершенный народный мститель, человек, который никогда не мог преодолеть личной неприязни к мастеру, если этот мастер был выше его понимания, – он прямо после просмотра сказал: «Не по-ни-ма-ю!», и все... И какая судьба могла быть у картины после этого? Тарковского считали врагом – а какой он враг? На съемках мучился только он сам, все рядом с ним расцветали.
– Тарковский вам каким-то образом объяснял задачу? Согласитесь, картина не самая простая...
– Начиная съемки, он еще не был уверен, что остановится именно на мне. К счастью, я об этом не знала. А он знал – и, снимая первую сцену с Солоницыным и мной, все еще метался между несколькими вариантами. Но не объяснял он ничего, потому что в жизни, если вы заметили, вообще ничего не надо объяснять. Человек влияет на другого не словами, а – вот не знаю, как это назвать. Может быть, собственной убежденностью в том, что надо сделать так, а не иначе. Ведь когда вам предлагают работу или соблазняют авантюрой – вы смотрите на то, горит ли этот человек собственной идеей, нужна ли она ему самому. Тарковскому ничего не надо было рассказывать, он просто мог к вам прикоснуться – и уходила вся нервозность, весь наигрыш, вообще все лишнее. Вот мы переснимали сцену в типографии – ту, с Демидовой, где матери приснилось, что она пропустила в сталинские годы страшную и смешную опечатку...
– Всегда хотел вас спросить, что за опечатка. Эта вот, знаменитая, из анекдота – «Сралин»?
– Да, она – хорошо, что вы сами сказали... Ну вот, мы переснимаем эту сцену, и я наотрез не помню, что Тарковский говорил Рербергу и мне. И однако Рерберг лучше поставил свет, я лучше сыграла...
Он и на «Гамлете» ничего не объяснял. И однако все ощущения от спектакля живут во мне, я до сих пор дрожу, даже просто рассказывая вам, какой там был финал. Этого спектакля почти никто не видел – было несколько десятков представлений, и Андрей Арсеньевич сам снял его. Снял, потому что видел – спектакль не очень нравится Захарову, вовсе не нравится начальству, хотя публика валила на него... Он планировал менять нас ролями – Инна Чурикова была Офелией, я – Гертрудой, – в общем, это могло стать театральной легендой. Труднее всех было Солоницыну – Гамлету: он так и не успел обжиться в роли.
«А Миледи спасала Францию!»
– Я не очень представляю, каково было вам на фоне всего этого играть Миледи. Мне многие от Старыгина до Смехова рассказывали, что не относились к «Мушкетерам» серьезно, а вышло на тебе! культовое кино...
- Голубчик, вы вообще замечали, что они страшные кокетки, все четверо? Ни один артист ни к одной роли не относится как к откровенной халтуре. Все очень серьезно пробовались, и хотели, чтобы их утвердили, и честно делали свою работу почему все и получилось. Я попала на эту роль случайно, но я люблю вообще выскакивать в последний момент когда не надо проб, утверждений, согласований и прочего. Должна была играть Соловей, но ее не отпустил Михалков он в этот момент снимал «Обломова».
– Соловей?!
– Да, представьте себе, и это была бы отличная, страшная, сладкая Миледи, но работать пришлось мне, и я считаю картину вполне удачной. Не я одна – во всей Южной Америке это, что называется, культовое кино (определение, которого терпеть не могу). На переговорах с Юнгвальд-Хилькевичем, режиссером, я была одета ровно как Миледи – этот костюм потом прямо перешел в картину, эти черные штаны – от Зайцева, между прочим... Хилькевич был от сценария в ужасе; авторы пусть меня побьют – они живы и дееспособны, – но я и сейчас скажу, что это была готовая оперетта и я в этой пошлятине играть не собиралась. Так и сказала. Хилькевич радостно воскликнул: «Слава Богу! Ты уже второй человек!» В общем, мы многое сумели восстановить и выправили даже некоторые огрехи Дюма. Он сильно погрешил против исторической истины. У него выходит, что Ришелье Францию губил, а Анна Австрийская спасала. Ничего подобного! В «Артеке» вам покажут домик Миледи, она была вполне реальным лицом...
– Я сам со своим отрядом искал под Аю-Дагом ее сокровища!
– Ну вот видите. Поехал бы в «Артек» плохой человек?! Нет, если серьезно, она была одной из двух его агенток (Дюма свел два женских образа в один), ее знали под кличкой Миледи, настоящего имени история не сохранила, и она-то как раз спасала Францию от измены. А Анна Австрийская губила страну, заигрывала с ее врагами...
– А кто написал знаменитое «Бросьте жертву в пасть Ваала, киньте мученицу львам»?
– Я принесла на съемки Лопе де Вегу, это из него цитата. Вообще вхождение в роль было самое серьезное – вплоть до того, что у меня на плече проступило красное пятно в форме лилии. Хилькевич был потрясен – кричал, чтобы все немедленно сбежались смотреть...
– Что вы за последнее время сделали в кино? Я давно не видел ваших новых ролей.
– Это не роль, а фильм. В 2002–2003 годах я сняла «Чайку».
– Где ее посмотреть?
– Если хотите, на «Горбушке» – там она продается, попав к пиратам неведомыми путями, но это, конечно, далеко от окончательного варианта. А окончательный так и не готов – мы собираемся переводить материал на цифру, обрабатывать, перезаписывать, в начале будущего года закончим. Рекомендую, это хороший фильм.
– А почему фильм, снятый два года назад, до сих пор фактически на полке? Вас ведь, я слышал, звали с ним на фестивали...
– Нас приглашал Карден на смотр русского кино, который он сам проводит. Когда мы показывали материал Александру Голутве – руководителю Госкино, он после просмотра повернул ко мне счастливое лицо, и все ему нравилось. А когда Карден формировал свою программу, Александр Алексеевич ему сказал, что фильм устарел и Чехов тоже...
– Я слышал, что вы готовились ставить «Без вины виноватых»...
– Собиралась и даже планировала играть, но в последний момент это сорвалось. Может быть, еще в Питере сделаю.
«Возраст – это миф»
– Я понимаю, что вопрос не самый этичный, но до каких лет все-таки возможно оставаться на сцене? Вы играли с Раневской в «Дальше – тишина», многие вспоминают, что на нее было страшно смотреть, хотя это и работало на замысел...
Нельзя судить по телеверсии. Раневская панически боялась телевидения, не хотела снимать этот спектакль вообще, там на ней тонны грима, все это видно, свет плохо стоит... Но уверяю вас, что когда Раневская была на сцене – это было чистое волшебство, и неважно было, сколько ей лет. Нет никакого возраста, это миф, его люди придумали. Артистов это не касается. Они только сами могут решить, когда уходить...
– И что вы для себя решили?
– Я уже сейчас собираюсь заниматься в основном режиссурой.
– В театре вас часто заставляли играть современные роли – хотя, мне кажется, это совсем не ваше. В кино вы оторвались, а что вам нравилось из театральных ролей?
– Больше всего – «Царская охота».
– И вам нравилась эта, так сказать, девушка? Тараканова, самозванка...
– Очень нравилась. Она необыкновенное существо, соблазненное и брошенное. И надо еще доказать, что она самозванка.
– Ну, тут вы ее реабилитируете, как и свою Миледи...
– А кто ей присылал все время огромные деньги?! Она явно была связана с царским родом, и какие-то люди в Европе поддерживали ее. И Екатерина не просто так ее опасалась. Главное же – она была изумительно красива и влюбчива и верила в любовь. И обратите внимание – когда я играла самозванку, на спектакле были все представители дипломатических корпусов, и никто к нам не заходил за кулисы после представления. После всех спектаклей заходили – а после этого нет: почему, как думаете?
– Потому что это история о том, как дипломатия убила прекрасную женщину.
– То-то и оно. Екатерину Великую напрасно изображают благодетельной и просвещенной монархиней «век золотой Екатерины»... Она была довольно примитивна и долго правила, и народ от нее устал.
«Лучшие просто не дожили»
– Вас перестройка застала буквально на пике карьеры. Вам не показалось, что время переломилось, что настала страшно примитивная пора? Что свобода не возродила, а убила культуру?
– Э, нет. Знаете, что во времена, когда началась свобода, в России стали обновляться иконы? Это великий знак, великая радость! Свобода всегда благотворна, и целительна, и необходима – но что же делать, если лучшие люди не дожили. Они просто не успели. Их убило это долгое время, казавшееся бесконечным, – то, что называлось застоем и что было гораздо страшней, чем это мирное слово. Это было гнилое болото, в испарениях которого иногда и расцветала, может быть, великая культура , но тут же и задыхалась. И Андрей Тарковский, и Георгий Рерберг, и Леонид Марков все они просто надорвались за годы ожидания. Поэтому и произошла культурная яма, в которой мы живем. А вовсе не потому, что свобода не благотворна. Подождите, народятся новые собственно, уже нарождаются, и мы опять увидим великое искусство... если не успеют отнять свободу. Свободу обычно отбирают быстрей, чем успевает самовоспроизвестись самая тонкая материя – искусство, люди, способные его творить.
А у меня... что у меня? Я дожила. Ничего плохого со мной не случилось.
Что дала внешность?
Красота помогла стать одной из любимых актрис культового режиссера Андрея Тарковского - когда он первый раз случайно увидел Терехову , воскликнул: «Какие прекрасные у вас волосы, как вы красивы!» И позвал ее к себе в фильм «Зеркало».
А вот личная жизнь не сложилась. Мужчины появлялись в ее жизни и быстро исчезали. «Прок от мужчин был один - давали детей», - однажды сказала Терехова . Старшую дочь Анну родила от болгарского актера Саввы Хашимова, после чего с ним рассталась. Сыну, которого родила без мужа, дала фамилию Тураев и говорила, что его отец - некий зажиточный таджик Тураев. Журналисты нашли режиссера Георгия Гаврилова, который назвался истинным отцом сына актрисы. В итоге сын взял фамилию Терехов, а на расспросы журналистов актриса загадочно отвечает, что это их семейная тайна, главное, что сын знает, кто его мать! «Будьте счастливы! Рожайте детей, в этом смысл жизни женщины! А мужчины приходят и уходят - бог с ними», - говорит Терехова.
Фильмография
2005 Чайка .. Ирина Николаевна Аркадина
1996 Короли российского сыска. "Шантаж" (сериал)
1995 Тропа ... Тетя
1995 Запретный плод / Zabraneniat plod
1992 Господи, прости нас, грешных
1990 Только для сумасшедших ... Медсестра Рита
1990 Посредине мира ... M. Д. Tарковская
1990 Сломанный свет
1989 Отче наш ... Мать
1989 Оно ... Капитолинка
1989 Зеленый огонь козы ... Мать
1988 Диссидент ... ... Editor-in-chief
1986 Русь изначальная ... Византийская императрица Феодора
1983 За синими ночами
1983 Графоман ... жена
1983 Все могло быть иначе
1982 Давай поженимся ... Елена Воронова
1980 Тайна Эдвина Друда (телеспектакль) ... Елена
1980 История кавалера де Грие и Манон Леско (телеспектакль) ... Манон Леско
1980 Благочестивая Марта .. Донья Марта
1979 Санта Эсперанса
1979 Мужчины и женщины
1979 Аист (короткометражный)
1978 Расписание на послезавтра ... Антонина Сергеевна
1978 Игроки (телеспектакль)
1978 Дети как дети ... Вера, мама Оли
1978 Д'Артаньян и три мушкетера :: Миледи
1977 Собака на сене ... Диана, графиня де Бельфлор
1977 Кто поедет в Трускавец? .. Она
1977 Mama, ich lebe / Мама, я жив! ... Светлана
1976 Синяя птица ... Молоко
1976 Пока стоят горы ... Катя Шалагина
1976 Дневной поезд ... Вера
1975 Рикки-Тикки-Тави ... Маргарет Лоусон
1975 На всю оставшуюся жизнь (сериал) ... Фаина, беременная с ампутированной ногой, бывшая сельская учительница
1975 Доверие ... Александра Коллонтай
1975 Бриллианты для диктатуры пролетариата ... Вера, бывшая жена Воронцова
1974 Сергеев ищет Сергеева
1974 Зеркало ... Наталья / Мария Николаевна
1973 Детство. Отрочество. Юность (телеспектакль)
1972 Четвертый ... Она
1972 Моя жизнь
1972 Монолог ... Тася, дочь профессора Сретенского
1970 И эти губы, и глаза зеленые.... (короткометражный)
1970 Белорусский вокзал ... Наташа Шипилова
1967 Бегущая по волнам ... Биче Саниэль/ Фрэзи Грант
1965 Здравствуй, это я ... Таня
1996 Короли российского сыска. "Шантаж" (сериал)
1995 Тропа ... Тетя
1995 Запретный плод / Zabraneniat plod
1992 Господи, прости нас, грешных
1990 Только для сумасшедших ... Медсестра Рита
1990 Посредине мира ... M. Д. Tарковская
1990 Сломанный свет
1989 Отче наш ... Мать
1989 Оно ... Капитолинка
1989 Зеленый огонь козы ... Мать
1988 Диссидент ... ... Editor-in-chief
1986 Русь изначальная ... Византийская императрица Феодора
1983 За синими ночами
1983 Графоман ... жена
1983 Все могло быть иначе
1982 Давай поженимся ... Елена Воронова
1980 Тайна Эдвина Друда (телеспектакль) ... Елена
1980 История кавалера де Грие и Манон Леско (телеспектакль) ... Манон Леско
1980 Благочестивая Марта .. Донья Марта
1979 Санта Эсперанса
1979 Мужчины и женщины
1979 Аист (короткометражный)
1978 Расписание на послезавтра ... Антонина Сергеевна
1978 Игроки (телеспектакль)
1978 Дети как дети ... Вера, мама Оли
1978 Д'Артаньян и три мушкетера :: Миледи
1977 Собака на сене ... Диана, графиня де Бельфлор
1977 Кто поедет в Трускавец? .. Она
1977 Mama, ich lebe / Мама, я жив! ... Светлана
1976 Синяя птица ... Молоко
1976 Пока стоят горы ... Катя Шалагина
1976 Дневной поезд ... Вера
1975 Рикки-Тикки-Тави ... Маргарет Лоусон
1975 На всю оставшуюся жизнь (сериал) ... Фаина, беременная с ампутированной ногой, бывшая сельская учительница
1975 Доверие ... Александра Коллонтай
1975 Бриллианты для диктатуры пролетариата ... Вера, бывшая жена Воронцова
1974 Сергеев ищет Сергеева
1974 Зеркало ... Наталья / Мария Николаевна
1973 Детство. Отрочество. Юность (телеспектакль)
1972 Четвертый ... Она
1972 Моя жизнь
1972 Монолог ... Тася, дочь профессора Сретенского
1970 И эти губы, и глаза зеленые.... (короткометражный)
1970 Белорусский вокзал ... Наташа Шипилова
1967 Бегущая по волнам ... Биче Саниэль/ Фрэзи Грант
1965 Здравствуй, это я ... Таня
Режиссер
2005 Чайка
Сценарист
2005 Чайка
Награды и премии
1996 Народная артистка Российской Федерации
1993 Приз Международного кинофестиваля в Брюгге, Бельгия («Только для сумасшедших»)
1992 Приз Международного кинофестиваля Северных стран в Руане, Франция («Только для сумасшедших»)
1991 Гран-при Международного кинофестиваля авторских фильмов в Сан-Ремо, Италия («Только для сумасшедших»)
1991 Ника, Номинации: Лучшая женская роль («Только для сумасшедших»)
1976 Заслуженная артистка РСФСР
1993 Приз Международного кинофестиваля в Брюгге, Бельгия («Только для сумасшедших»)
1992 Приз Международного кинофестиваля Северных стран в Руане, Франция («Только для сумасшедших»)
1991 Гран-при Международного кинофестиваля авторских фильмов в Сан-Ремо, Италия («Только для сумасшедших»)
1991 Ника, Номинации: Лучшая женская роль («Только для сумасшедших»)
1976 Заслуженная артистка РСФСР