С участием персоны 77 раздач
Краткая биография
Имя: Louis Armstrong
Дата рождения: 4 августа, 1901 | лев
Место рождения: Новый Орлеан, Луизиана, США
Дата смерти: 6 июля, 1971 | 69 лет
Место смерти: Нью-Йорк Сити, Нью–Йорк, США
Карьера: Джазовый музыкант, трубач, певец
Жанр: Джаз, блюз, свинг
Рост: 1.68 м
Супруга: Дэйзи Паркер (развод), Лили Харден–Армстронг (развод), Альфа Смит (развод), Люси Уилсон
Дата рождения: 4 августа, 1901 | лев
Место рождения: Новый Орлеан, Луизиана, США
Дата смерти: 6 июля, 1971 | 69 лет
Место смерти: Нью-Йорк Сити, Нью–Йорк, США
Карьера: Джазовый музыкант, трубач, певец
Жанр: Джаз, блюз, свинг
Рост: 1.68 м
Супруга: Дэйзи Паркер (развод), Лили Харден–Армстронг (развод), Альфа Смит (развод), Люси Уилсон
Биография
ЛУИ АРМСТРОНГ (Louis Armstrong, англ. Louis Daniel Armstrong / Дэниель Луи Армстронг) – также «Сэчмо», «Попе», «Биг Джаз» и так далее, – афроамериканский джазовый музыкант, трубач, певец, композитор, лидер оркестра. Родился в Новом Орлеане, умер в Нью-Йорке. Величайший негритянский музыкант, который фактически создал историю джаза, один из пяти уникальных американских джазменов XX века наряду с Дюком Эллингтоном, Чарли Паркером, Джоном Колтрэйном и Майлзом Дэвисом.
Ранние годы в Новом Орлеане
Армстронг родился в одном из беднейших районов Нового Орлеана, Сторивилле, 4 августа 1901 года. Армстронг точно не знал день своего рождения и выбрал 4 июля - день независимости США. Впоследствии точная дата его рождения была установлена биографами. Отца в семье не было, и Луи жил с матерью, Мэри Энн и сестрой Беатрис, которая была моложе на два года. Иногда мать пропадала на несколько дней, и тогда дети переселялись к бабушке, Джозефине Армстронг.
Детство Армстронга, как и детство многих других черных гениев джаза, было нелегким. Отца он никогда не знал, а его мать–прислуга не уделяла ему внимания. Луи, как называли его на креольский манер, воспитывала бабушка, ещё помнившая времена рабства. С самого раннего детства он зарабатывал деньги продажей газет, а вечерами пел на городских улицах в составе квартета своих приятелей. Позднее занимался продажей угля, работал в порту.
Первое музыкальное образование он получил в «Jones Home», исправительном заведении для цветных подростков, куда попал в 1913 году за стрельбу из пугача на улице в Новый год. В приюте был собственный оркестр, который часто выступал не только в самом исправительном заведении, но и на различных городских праздниках. Неудивительно, что Луи, впервые в жизни почувствовавший уверенность в том, что у него будет не только завтрак, но и ужин, сравнивал позже свое пребывание там с пансионатом. Первым музыкальным инструментом был тамбурин, который затем сменил корнет. Музыканты получали костюмы для выступлений, и стоя со своим корнетом в оркестре, который слушали первые лица города, маленький Луи чувствовал себя очень важным и солидным человеком.
Пробыв в приюте 18 месяцев, Армстронг вышел из него достаточно техничным музыкантом, исполнительского мастерства которого уже хватало на то, чтобы выступать с настоящими новоорлеанскими музыкантами везде, где предоставлялась такая возможность. Постепенно Луи и сам становился настоящим музыкантом. В это время у него появилось прозвище, сопровождавшее его всю жизнь – Satchmo, сокращение от Satchel Mouth , «рот, похожий на кошелку».
В это время Армстронг знакомится с Кингом Оливером (Joe «King» Oliver), который на долгое время становится его кумиром и учителем. Оливер был одним из самых сильных новоорлеанских музыкантов того времени (наряду с Джелли Ролл Мортоном (Jelly «Roll» Morton) и Сиднеем Беше (Sidney Bechet).
Чикаго и Нью-Йорк
В 1922 году Армстронг покидает Новый Орлеан и по приглашению Кинга Оливера (оставившего Новый Орлеан в 1918 г.) приезжает в Чикаго, чтобы выступать с оркестром Оливера Creole Jazz Band, а в 1924 переезжает в Нью-Йорк, где работает в составе оркестра Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson).
Армстронг возвращается в Чикаго в 1925 г. и в это время начинается период его записей с собственными коллективами «Hot Five» и «Hot Seven».
В это же время он постепенно переходит от корнета к трубе. В это время им были записаны вещи, навсегда вошедшие в золотой фонд джаза «Cornet Chop Suey», «Hebbie Jebbies», «Potatoe Head Blues», «West End Blues».
В 1929 г. он возвращается в Нью-Йорк, где выступает в «Connie's Inn» в Гарлеме и на Бродвее в Connie's Hot Chocolates,. Джаз становится явлением в мировой музыкальной культуре, a Армстронг его лидером. Он едет в Европу, и Европа рукоплещет ему. В ноябре 1934 г. «Le Magazine du Jazz» (Брюссель) пишет: «Армстронг прибывает! Кто такой Армстронг? Настоящий король джаза».
До войны Армстронг несколько раз побывал в Англии, Франции, Голландии, странах Скандинавии. Это был период напряженных гастролей, постоянных переездов с места на место. Автобусы, поезда, самолеты, гостиничные номера - жизнь «на колесах» давалась нелегко и отнимала много сил.
Но Армстронг выходил на сцену не просто работать - он выходил дарить людям радость. Такое отношение к своей музыке он пронес через всю свою жизнь и творчество.
Наиболее значительные и революционные записи сделаны Армстронгом в 1927 и 1928 годах и известны как «Louis Armstrong and His Hot Fives». Эти записи стали образцом для наступающей «эры свинга». Вплоть до конца 40–х годов Армстронг оставался импровизатором, имевшим наибольшее количество подражателей среди джазовых музыкантов. Армстронга часто называют «отцом джаза».
«All Stars»
В августе 1947 г. состоялось выступление Армстронга с новым орекстром «All Stars» («Все звезды»). В дальнейшем все его выступления проходили с этим коллективом, хотя состав его изменялся. В разное время в нем играли тромбонист Джек Тигарден (Jack Teagarden), кларнетист Барни Бигард и другие. Еще в довоенных выступлениях Армстронг начал петь, причем делал это также блестяще, как играл. Он «использовал голос, как музыкальный инструмент, а музыкальный инструмент - как голос». С годами болезнь губ, являвшаяся следствием неправильного амбушюра, развилась настолько, что стала причинять музыканту страдания всякий раз, как он прикладывал трубу к губам. Поэтому в записях этих лет больше его неповторимого вокала.
К середине 1950-х годов Луи Армстронг был одним из самых знаменитых в мире музыкантов и шоуменов, к тому же он снялся более чем в 50-ти фильмах. Госдепартамент США присвоил ему неофициальный титул «Посол джаза» и неоднократно спонсировал его мировые турне. В середине 50-х, когда Госдеп при Эйзенхауэре был готов финансировать его поездку в Россию, Луи отказался: «Люди спросили бы меня там, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как любой другой негр...»
Впоследствии, в 1960-е неоднократно обсуждались разные варианты его гастролей в СССР, но всё это так и осталось в проектах.
В послевоенные годы Армстронг и «All Stars» объездили всю планету, побывали в самых экзотических местах от Исландии до Ганы и Новой Зеландии. В 1968 году композиция «What A Wonderful World» в исполнении 67-летнего мастера поднялась на первые места в хит-парадах Америки, а в 1969 году мировые экраны обошел мюзикл «Hello, Dolly».
Музыка Армстронга
«Посмотри, как прекрасен мир. Я не могу дать тебе ничего, кроме любви...» – Луи Армстронг. Уникальный голос Луи Армстронга имитировался бесчисленными исполнителями на продолжении многих лет. Он сделал популярным скэт–пение, в котором больше использовались различные бессмысленные звуки, чем слова, а его музыкальное фразирование игры на трубе повлияло практически на каждого певца, появившегося на сцене после 1930 года, таких, как Бинг Кросби, Билли Холлидэй и Фрэнк Синатра. В добавление ко всему, прекрасное чувство юмора и лучезарный сценический образ Луи Армстронга стали, пожалуй, основным и естественным фактором популяризации джаза. Молодые исполнители вдохновлялись, хотя бы однажды увидев его на сцене, и просто миллионы зрителей были очарованы джазом через волшебство музыки Армстронга. В поздние годы его творчества мировые турне Армстронга сделали его известным в качестве «Американского Посланника Мира».
В 1954 он написал вторую автобиографическую книгу "Satchmo. My Life in New Orleans". Оставил огромное число грамзаписей, в том числе с "Кингом" Оливером (1923), Ф. Хендерсоном (1926), Кл. Уильямсом (1924–25), "Ма" Рэйни, Бесси Смит, П. Брэдфордом (1924), Э. Тэйтом (1926), С. Беше (1926, 40), Джимми Бертраном (1927), Дж. Доддеом, К. Диккерсоном, Эрлом Хайнсом (1928, 1930–31), Ч. Гейнзом, К. Расселлом (1929), Лайонелом Хэмптоном (1930), европейскими музыкантами (с начала 30–х годов), "Чиком" Уэббом (1932), Дж. Дорси (1936), Mills Brothers (1937–38), оркестром Casa Loma (1939), Esquire All Stars, V–Disc All Stars (1944), "Бингом" Кросби, Эллой Фицджералд (1946, 56), С. Оливером, Гордоном Дженкинсом (в начале 50–х годов), с собственным оркестром и All Star Bands.
В 1960-е гг. Армстронг работает чаще в качестве вокалиста, записывая как новые версии традиционных композиций в стиле госпел («Go Down Moses»), так и новые песни (напр., тема к фильму «На секретной службе Её Величества», «We Have All the Time in the World»). Вместе с Барброй Стрейзанд он принял участие в мюзикле «Привет, Долли!»; выпущенная отдельным синглом песня «Hello, Dolly!» в его исполнении дошла до первого места в американском хит-параде продаж, потеснив группу «Beatles». Последним хитом Армстронга стала жизнеутверждающая песня «What a Wonderful World» (первое место в Великобритании).
Отец джаза
Творчество Армстронга – своего рода эталон, идеальная "модель" мэйнстрим–джаза – живого и непрерывно эволюционирующего, но отнюдь не "музейного" традиционализма. Широту его интересов подтверждают сотрудничество и совместные выступления с музыкантами самых разных стилей – диксиленда, свинга и модерн–джаза, с симфонизированными составами, свит–бэндами, исполнителями спиричуэлов и госпелс, церковными хорами, блюзовыми певцами, а также участие в филармонических джазовых концертах, мюзиклах, шоу, музыкальных фильмах (более чем в 50–ти), исполнение джазовой версии оперы Гершвина "Порги и Бесс" (вместе с Эллой Фицджералд).
Армстронг создал некую разновидность "поп–джаза", гибко адаптирующуюся к любому стилевому контексту и к любой аудитории, смог удовлетворить вкусы различных категорий слушателей (включая поклонников популярной музыки и шлягера). Армстронг – едва ли не самая уникальная личность в истории джаза. В своем творчестве он соединил несоединимое: неповторимо индивидуальный тип самовыражения с беспредельной общедоступностью музыки, грубоватую простоту и спонтанность, традиционализм с новаторством, негритянский хот–идеал с европеизированными идиомами свинга и модерн–джаза.
В марте 1971 года прошли последние выступления Армстронга и «All Stars» в Нью-Йорке, а 6 июля 1971 года его не стало. На день его смерти в мире не было ни одного джазового музыканта, кто мог бы сравниться по популярности с великим Сачмо.
Личная жизнь. Дом–музей Армстронга
В возрасте всего лишь 16 лет Армстронг встретил проститутку Дэйзи Паркер и женился на ней. Этот брак был первым и через 5 лет закончился разводом.
Второй женой музыканта с 1924 года была пианистка Лилиан Харден, которая уговорила его переехать жить и работать в Нью-Йорк. С ней Луи развёлся в 1938 году.
Третьей женой с 1938 по 1942 год была Альфа Смит, которую по большому счёту интересовали только деньги и слава.
И только с 4–й женой он, наконец, обрёл любовь и счастье. Армстронг наконец-то был счастлив в браке (они прожили вместе с 1942 года до самой его смерти в 1971 году). Люси Уилсон была танцовщицей. Вскоре после свадьбы, в 1943 году она купила дом в рабочем квартале Квинса.
Вернувшись с гастролей, Луи Армстронг на такси приехал по новому адресу, и не мог поверить, что это его новый дом: «Я позвонил, - вспоминал он, - дверь открылась. И кто, как вы думаете, ждал меня на пороге в тонком шелковом халате?»
До конца его жизни, Люсиль Уилсон Армстронг поддерживала семейный очаг, которого ему так не хватало в детские годы на улицах Нового Орлеана.
Последние годы
В конце 60-х годов здоровье артиста стало резко ухудшаться, но он продолжал работать. 10 февраля 1971 года он в последний раз играл и пел в телешоу со своим старым партнером по сцене Бингом Кросби. В марте Сачмо и его «All Stars» ещё две недели выступали в «Уолдорф Астория» в Нью-Йорке. Но очередной сердечный приступ вновь заставил его лечь в больницу, где он пробыл два месяца. 5 июля 1971 года Армстронг просил собрать его оркестр для репетиции.
6 июля 1971 года величайший джазмен ушёл из жизни. Сердечная недостаточность привела к отказу почек.
С использованием материалов англоязычных сайтов. Перевод: Lisochek
Ранние годы в Новом Орлеане
Армстронг родился в одном из беднейших районов Нового Орлеана, Сторивилле, 4 августа 1901 года. Армстронг точно не знал день своего рождения и выбрал 4 июля - день независимости США. Впоследствии точная дата его рождения была установлена биографами. Отца в семье не было, и Луи жил с матерью, Мэри Энн и сестрой Беатрис, которая была моложе на два года. Иногда мать пропадала на несколько дней, и тогда дети переселялись к бабушке, Джозефине Армстронг.
Детство Армстронга, как и детство многих других черных гениев джаза, было нелегким. Отца он никогда не знал, а его мать–прислуга не уделяла ему внимания. Луи, как называли его на креольский манер, воспитывала бабушка, ещё помнившая времена рабства. С самого раннего детства он зарабатывал деньги продажей газет, а вечерами пел на городских улицах в составе квартета своих приятелей. Позднее занимался продажей угля, работал в порту.
Первое музыкальное образование он получил в «Jones Home», исправительном заведении для цветных подростков, куда попал в 1913 году за стрельбу из пугача на улице в Новый год. В приюте был собственный оркестр, который часто выступал не только в самом исправительном заведении, но и на различных городских праздниках. Неудивительно, что Луи, впервые в жизни почувствовавший уверенность в том, что у него будет не только завтрак, но и ужин, сравнивал позже свое пребывание там с пансионатом. Первым музыкальным инструментом был тамбурин, который затем сменил корнет. Музыканты получали костюмы для выступлений, и стоя со своим корнетом в оркестре, который слушали первые лица города, маленький Луи чувствовал себя очень важным и солидным человеком.
Пробыв в приюте 18 месяцев, Армстронг вышел из него достаточно техничным музыкантом, исполнительского мастерства которого уже хватало на то, чтобы выступать с настоящими новоорлеанскими музыкантами везде, где предоставлялась такая возможность. Постепенно Луи и сам становился настоящим музыкантом. В это время у него появилось прозвище, сопровождавшее его всю жизнь – Satchmo, сокращение от Satchel Mouth , «рот, похожий на кошелку».
В это время Армстронг знакомится с Кингом Оливером (Joe «King» Oliver), который на долгое время становится его кумиром и учителем. Оливер был одним из самых сильных новоорлеанских музыкантов того времени (наряду с Джелли Ролл Мортоном (Jelly «Roll» Morton) и Сиднеем Беше (Sidney Bechet).
Чикаго и Нью-Йорк
В 1922 году Армстронг покидает Новый Орлеан и по приглашению Кинга Оливера (оставившего Новый Орлеан в 1918 г.) приезжает в Чикаго, чтобы выступать с оркестром Оливера Creole Jazz Band, а в 1924 переезжает в Нью-Йорк, где работает в составе оркестра Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson).
Армстронг возвращается в Чикаго в 1925 г. и в это время начинается период его записей с собственными коллективами «Hot Five» и «Hot Seven».
В это же время он постепенно переходит от корнета к трубе. В это время им были записаны вещи, навсегда вошедшие в золотой фонд джаза «Cornet Chop Suey», «Hebbie Jebbies», «Potatoe Head Blues», «West End Blues».
В 1929 г. он возвращается в Нью-Йорк, где выступает в «Connie's Inn» в Гарлеме и на Бродвее в Connie's Hot Chocolates,. Джаз становится явлением в мировой музыкальной культуре, a Армстронг его лидером. Он едет в Европу, и Европа рукоплещет ему. В ноябре 1934 г. «Le Magazine du Jazz» (Брюссель) пишет: «Армстронг прибывает! Кто такой Армстронг? Настоящий король джаза».
До войны Армстронг несколько раз побывал в Англии, Франции, Голландии, странах Скандинавии. Это был период напряженных гастролей, постоянных переездов с места на место. Автобусы, поезда, самолеты, гостиничные номера - жизнь «на колесах» давалась нелегко и отнимала много сил.
Но Армстронг выходил на сцену не просто работать - он выходил дарить людям радость. Такое отношение к своей музыке он пронес через всю свою жизнь и творчество.
Наиболее значительные и революционные записи сделаны Армстронгом в 1927 и 1928 годах и известны как «Louis Armstrong and His Hot Fives». Эти записи стали образцом для наступающей «эры свинга». Вплоть до конца 40–х годов Армстронг оставался импровизатором, имевшим наибольшее количество подражателей среди джазовых музыкантов. Армстронга часто называют «отцом джаза».
«All Stars»
В августе 1947 г. состоялось выступление Армстронга с новым орекстром «All Stars» («Все звезды»). В дальнейшем все его выступления проходили с этим коллективом, хотя состав его изменялся. В разное время в нем играли тромбонист Джек Тигарден (Jack Teagarden), кларнетист Барни Бигард и другие. Еще в довоенных выступлениях Армстронг начал петь, причем делал это также блестяще, как играл. Он «использовал голос, как музыкальный инструмент, а музыкальный инструмент - как голос». С годами болезнь губ, являвшаяся следствием неправильного амбушюра, развилась настолько, что стала причинять музыканту страдания всякий раз, как он прикладывал трубу к губам. Поэтому в записях этих лет больше его неповторимого вокала.
К середине 1950-х годов Луи Армстронг был одним из самых знаменитых в мире музыкантов и шоуменов, к тому же он снялся более чем в 50-ти фильмах. Госдепартамент США присвоил ему неофициальный титул «Посол джаза» и неоднократно спонсировал его мировые турне. В середине 50-х, когда Госдеп при Эйзенхауэре был готов финансировать его поездку в Россию, Луи отказался: «Люди спросили бы меня там, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как любой другой негр...»
Впоследствии, в 1960-е неоднократно обсуждались разные варианты его гастролей в СССР, но всё это так и осталось в проектах.
В послевоенные годы Армстронг и «All Stars» объездили всю планету, побывали в самых экзотических местах от Исландии до Ганы и Новой Зеландии. В 1968 году композиция «What A Wonderful World» в исполнении 67-летнего мастера поднялась на первые места в хит-парадах Америки, а в 1969 году мировые экраны обошел мюзикл «Hello, Dolly».
Музыка Армстронга
«Посмотри, как прекрасен мир. Я не могу дать тебе ничего, кроме любви...» – Луи Армстронг. Уникальный голос Луи Армстронга имитировался бесчисленными исполнителями на продолжении многих лет. Он сделал популярным скэт–пение, в котором больше использовались различные бессмысленные звуки, чем слова, а его музыкальное фразирование игры на трубе повлияло практически на каждого певца, появившегося на сцене после 1930 года, таких, как Бинг Кросби, Билли Холлидэй и Фрэнк Синатра. В добавление ко всему, прекрасное чувство юмора и лучезарный сценический образ Луи Армстронга стали, пожалуй, основным и естественным фактором популяризации джаза. Молодые исполнители вдохновлялись, хотя бы однажды увидев его на сцене, и просто миллионы зрителей были очарованы джазом через волшебство музыки Армстронга. В поздние годы его творчества мировые турне Армстронга сделали его известным в качестве «Американского Посланника Мира».
В 1954 он написал вторую автобиографическую книгу "Satchmo. My Life in New Orleans". Оставил огромное число грамзаписей, в том числе с "Кингом" Оливером (1923), Ф. Хендерсоном (1926), Кл. Уильямсом (1924–25), "Ма" Рэйни, Бесси Смит, П. Брэдфордом (1924), Э. Тэйтом (1926), С. Беше (1926, 40), Джимми Бертраном (1927), Дж. Доддеом, К. Диккерсоном, Эрлом Хайнсом (1928, 1930–31), Ч. Гейнзом, К. Расселлом (1929), Лайонелом Хэмптоном (1930), европейскими музыкантами (с начала 30–х годов), "Чиком" Уэббом (1932), Дж. Дорси (1936), Mills Brothers (1937–38), оркестром Casa Loma (1939), Esquire All Stars, V–Disc All Stars (1944), "Бингом" Кросби, Эллой Фицджералд (1946, 56), С. Оливером, Гордоном Дженкинсом (в начале 50–х годов), с собственным оркестром и All Star Bands.
В 1960-е гг. Армстронг работает чаще в качестве вокалиста, записывая как новые версии традиционных композиций в стиле госпел («Go Down Moses»), так и новые песни (напр., тема к фильму «На секретной службе Её Величества», «We Have All the Time in the World»). Вместе с Барброй Стрейзанд он принял участие в мюзикле «Привет, Долли!»; выпущенная отдельным синглом песня «Hello, Dolly!» в его исполнении дошла до первого места в американском хит-параде продаж, потеснив группу «Beatles». Последним хитом Армстронга стала жизнеутверждающая песня «What a Wonderful World» (первое место в Великобритании).
Отец джаза
Творчество Армстронга – своего рода эталон, идеальная "модель" мэйнстрим–джаза – живого и непрерывно эволюционирующего, но отнюдь не "музейного" традиционализма. Широту его интересов подтверждают сотрудничество и совместные выступления с музыкантами самых разных стилей – диксиленда, свинга и модерн–джаза, с симфонизированными составами, свит–бэндами, исполнителями спиричуэлов и госпелс, церковными хорами, блюзовыми певцами, а также участие в филармонических джазовых концертах, мюзиклах, шоу, музыкальных фильмах (более чем в 50–ти), исполнение джазовой версии оперы Гершвина "Порги и Бесс" (вместе с Эллой Фицджералд).
Армстронг создал некую разновидность "поп–джаза", гибко адаптирующуюся к любому стилевому контексту и к любой аудитории, смог удовлетворить вкусы различных категорий слушателей (включая поклонников популярной музыки и шлягера). Армстронг – едва ли не самая уникальная личность в истории джаза. В своем творчестве он соединил несоединимое: неповторимо индивидуальный тип самовыражения с беспредельной общедоступностью музыки, грубоватую простоту и спонтанность, традиционализм с новаторством, негритянский хот–идеал с европеизированными идиомами свинга и модерн–джаза.
В марте 1971 года прошли последние выступления Армстронга и «All Stars» в Нью-Йорке, а 6 июля 1971 года его не стало. На день его смерти в мире не было ни одного джазового музыканта, кто мог бы сравниться по популярности с великим Сачмо.
Личная жизнь. Дом–музей Армстронга
В возрасте всего лишь 16 лет Армстронг встретил проститутку Дэйзи Паркер и женился на ней. Этот брак был первым и через 5 лет закончился разводом.
Второй женой музыканта с 1924 года была пианистка Лилиан Харден, которая уговорила его переехать жить и работать в Нью-Йорк. С ней Луи развёлся в 1938 году.
Третьей женой с 1938 по 1942 год была Альфа Смит, которую по большому счёту интересовали только деньги и слава.
И только с 4–й женой он, наконец, обрёл любовь и счастье. Армстронг наконец-то был счастлив в браке (они прожили вместе с 1942 года до самой его смерти в 1971 году). Люси Уилсон была танцовщицей. Вскоре после свадьбы, в 1943 году она купила дом в рабочем квартале Квинса.
Вернувшись с гастролей, Луи Армстронг на такси приехал по новому адресу, и не мог поверить, что это его новый дом: «Я позвонил, - вспоминал он, - дверь открылась. И кто, как вы думаете, ждал меня на пороге в тонком шелковом халате?»
До конца его жизни, Люсиль Уилсон Армстронг поддерживала семейный очаг, которого ему так не хватало в детские годы на улицах Нового Орлеана.
Последние годы
В конце 60-х годов здоровье артиста стало резко ухудшаться, но он продолжал работать. 10 февраля 1971 года он в последний раз играл и пел в телешоу со своим старым партнером по сцене Бингом Кросби. В марте Сачмо и его «All Stars» ещё две недели выступали в «Уолдорф Астория» в Нью-Йорке. Но очередной сердечный приступ вновь заставил его лечь в больницу, где он пробыл два месяца. 5 июля 1971 года Армстронг просил собрать его оркестр для репетиции.
6 июля 1971 года величайший джазмен ушёл из жизни. Сердечная недостаточность привела к отказу почек.
С использованием материалов англоязычных сайтов. Перевод: Lisochek
Знаете ли Вы, что
- В 1930–е годы Луи Армстронг перенёс несколько операций, связанных с лечением давней профессиональной травмы верхней губы (деформация и разрыв тканей из-за чрезмерного давления мундштука и неправильного амбушюра), а также операцию на связках (с ее помощью безуспешно пытался избавиться от хриплого тембра голоса, лишь впоследствии осознав для себя его ценность как неповторимую индивидуальность своей вокальной манеры).
–– В 1931 году полгода отсидел за хранение и использование марихуаны.
- В 1959 году Армстронг перенес инфаркт и с этого момента здоровье уже не позволяло ему выступать в полной мере, однако он никогда не прекращал концертные выступления.
- Размах его интересов подтверждают сотрудничество и совместные выступления с музыкантами различных стилей - диксиленда, свинга и модерн-джаза, с симфонизированными составами, исполнителями спиричуэлов и госпелов, церковными хорами, блюзовыми певцами, а также участие в филармонических джазовых концертах, мюзиклах, шоу, музыкальных фильмах. Армстронг выработал стиль, легко адаптирующийся к любому музыкальному контексту и к любой аудитории. Он мог одновременно удовлетворять вкусы диаметрально противоположных категорий слушателей (включая поклонников поп-музыки и шлягеров).
- Композиция «A kiss to build a dream on» стала вступительной композицией к компьютерной игре «Fallout 2». Док Луис, тренер из видео игры про бокс «Mike Tyson's Punch-Out» скопирован с внешности Армстронга.
- Недовольный положением чернокожего населения в своём родном Новом Орлеане, Армстронг завещал похоронить себя в Нью-Йорке.
–– У Армстронга есть своя звезда на Алее Славы в Голливуде (7601 Hollywood Boulevard).
- Стадион Луи Армстронга принимает матчи Открытого чемпионата США по теннису.
–– В 1931 году полгода отсидел за хранение и использование марихуаны.
- В 1959 году Армстронг перенес инфаркт и с этого момента здоровье уже не позволяло ему выступать в полной мере, однако он никогда не прекращал концертные выступления.
- Размах его интересов подтверждают сотрудничество и совместные выступления с музыкантами различных стилей - диксиленда, свинга и модерн-джаза, с симфонизированными составами, исполнителями спиричуэлов и госпелов, церковными хорами, блюзовыми певцами, а также участие в филармонических джазовых концертах, мюзиклах, шоу, музыкальных фильмах. Армстронг выработал стиль, легко адаптирующийся к любому музыкальному контексту и к любой аудитории. Он мог одновременно удовлетворять вкусы диаметрально противоположных категорий слушателей (включая поклонников поп-музыки и шлягеров).
- Композиция «A kiss to build a dream on» стала вступительной композицией к компьютерной игре «Fallout 2». Док Луис, тренер из видео игры про бокс «Mike Tyson's Punch-Out» скопирован с внешности Армстронга.
- Недовольный положением чернокожего населения в своём родном Новом Орлеане, Армстронг завещал похоронить себя в Нью-Йорке.
–– У Армстронга есть своя звезда на Алее Славы в Голливуде (7601 Hollywood Boulevard).
- Стадион Луи Армстронга принимает матчи Открытого чемпионата США по теннису.
Дискография
Избранная дискография:
2001 In Concert (live)
2001 Best Live Concert, vol.1
2001 La Vie En Rose
2000 The Katanga Concert (live)
2000 Louis Live
2000 Louis And The Good Book
2000 Grand Collection
2000 Louis Armstrong Meets Oscar Peterson
1999 The Very Best Of Louis Armstrong (2CD)
1970 What A Wonderful World
1970 What a Wonderful World
1968 Disney Songs The Satchmo Way
1968 The Satchmo Way
1967 I Will Wait for You
1964 Satchmo
1964 Louis
1963 Hello, Dolly
1961 Together For The First Time
1961 Louis Armstrong and Duke Ellington
1961 Armstrong / Ellington: Together for the First...
1960 Paris Blues
1960 Louis & the Dukes Of Dixieland
1960 Happy Birthday, Louis! (live)
1959 Satchmo in Style
1957 Porgy and Bess
1957 Louis Under The Stars
1957 Louis Armstrong Meets Oscar Peterson
1957 Louis and the Angels
1957 I've Got the World on a String
1956 Louis Armstrong Plays W.C.Handy
1956 Great Chicago Concert 1956 (live)
1956 Ella and Louis
1956 At Pasadena Civic Auditorium, vol.1 (live)
1956 American Jazz Festival At Newport (live)
1956 Great Chicago Concert 1956 [live]
1955 Satchmo The Great (live)
1955 Satch Plays Fats: The Music Of Fats Waller
1955 Ambassador Satch
1954 Louis Armstrong Sings The Blues
1954 Latter Day Louis
1954 Louis Armstrong Plays W.C. Handy
1951 Satchmo At Pasadena (live)
1950 Satchmo Serenades
1950 Satchmo On Stage (live)
1950 New Orleans To New York
1950 New Orleans Nights
1950 New Orleans Days
1950 Jazz Concert (live)
1947 Satchmo Sings
1947 Satchmo At Symphony Hall, vol.2 (live)
1947 Satchmo At Symphony Hall (live)
1940 New Orleans Jazz
1939 Louis Armstrong In The Thirties, vol.1
1938 On The Sunny Side Of The Street
1937 New Discoveries
1936 Jazz Heritage: Satchmo’s Discoveries
1935 Rhythm saved The World
1934 Paris Session
1933 More Greatest Hits
1932 The Fabulous Louis Armstrong
1931 Stardust
1930 Louis Armstrong & His Orchestra
1929 Hot Fives & Sevens, vol.4
1928 Louis Armstrong And His Orchestra
1927 Hot Fives & Sevens, vol.3
1926 Hot Fives & Sevens, vol.2
1925 Hot Fives & Sevens, vol.1
1924 Louis Armstrong And The Blues Singers
1924 Louis Armstrong Plays the Blues
1923 The Young Louis Armstrong
2001 In Concert (live)
2001 Best Live Concert, vol.1
2001 La Vie En Rose
2000 The Katanga Concert (live)
2000 Louis Live
2000 Louis And The Good Book
2000 Grand Collection
2000 Louis Armstrong Meets Oscar Peterson
1999 The Very Best Of Louis Armstrong (2CD)
1970 What A Wonderful World
1970 What a Wonderful World
1968 Disney Songs The Satchmo Way
1968 The Satchmo Way
1967 I Will Wait for You
1964 Satchmo
1964 Louis
1963 Hello, Dolly
1961 Together For The First Time
1961 Louis Armstrong and Duke Ellington
1961 Armstrong / Ellington: Together for the First...
1960 Paris Blues
1960 Louis & the Dukes Of Dixieland
1960 Happy Birthday, Louis! (live)
1959 Satchmo in Style
1957 Porgy and Bess
1957 Louis Under The Stars
1957 Louis Armstrong Meets Oscar Peterson
1957 Louis and the Angels
1957 I've Got the World on a String
1956 Louis Armstrong Plays W.C.Handy
1956 Great Chicago Concert 1956 (live)
1956 Ella and Louis
1956 At Pasadena Civic Auditorium, vol.1 (live)
1956 American Jazz Festival At Newport (live)
1956 Great Chicago Concert 1956 [live]
1955 Satchmo The Great (live)
1955 Satch Plays Fats: The Music Of Fats Waller
1955 Ambassador Satch
1954 Louis Armstrong Sings The Blues
1954 Latter Day Louis
1954 Louis Armstrong Plays W.C. Handy
1951 Satchmo At Pasadena (live)
1950 Satchmo Serenades
1950 Satchmo On Stage (live)
1950 New Orleans To New York
1950 New Orleans Nights
1950 New Orleans Days
1950 Jazz Concert (live)
1947 Satchmo Sings
1947 Satchmo At Symphony Hall, vol.2 (live)
1947 Satchmo At Symphony Hall (live)
1940 New Orleans Jazz
1939 Louis Armstrong In The Thirties, vol.1
1938 On The Sunny Side Of The Street
1937 New Discoveries
1936 Jazz Heritage: Satchmo’s Discoveries
1935 Rhythm saved The World
1934 Paris Session
1933 More Greatest Hits
1932 The Fabulous Louis Armstrong
1931 Stardust
1930 Louis Armstrong & His Orchestra
1929 Hot Fives & Sevens, vol.4
1928 Louis Armstrong And His Orchestra
1927 Hot Fives & Sevens, vol.3
1926 Hot Fives & Sevens, vol.2
1925 Hot Fives & Sevens, vol.1
1924 Louis Armstrong And The Blues Singers
1924 Louis Armstrong Plays the Blues
1923 The Young Louis Armstrong
Композитор
2005 From Shtetl to Swing (ТВ)
Фильмография
1969 Хеллоу, Долли! / Hello, Dolly! ... Louis Armstrong
1966 Мужчина по имени Адам / A Man Called Adam ... Willie Ferguson
1963 Berlin-Melodie (ТВ)
1961 Парижский блюз / Paris Blues ... Wild Man Moore
1959 Kærlighedens melodi ... Musician with orchestra
1952 Glory Alley ... Shadow Johnson
1944 Jam Session ... Louis Armstrong
1943 Хижина на небесах / Cabin in the Sky ... The Trumpeter
1938 Достижение успеха / Going Places ... Gabriel 'Gabe' Jeeper's Trainer
1938 Доктор Ритм / Dr. Rhythm ... Trumpet player
1937 Художники и модели / Artists & Models ... Specialty
1936 Пенни с неба / Pennies from Heaven ... Henry
1966 Мужчина по имени Адам / A Man Called Adam ... Willie Ferguson
1963 Berlin-Melodie (ТВ)
1961 Парижский блюз / Paris Blues ... Wild Man Moore
1959 Kærlighedens melodi ... Musician with orchestra
1952 Glory Alley ... Shadow Johnson
1944 Jam Session ... Louis Armstrong
1943 Хижина на небесах / Cabin in the Sky ... The Trumpeter
1938 Достижение успеха / Going Places ... Gabriel 'Gabe' Jeeper's Trainer
1938 Доктор Ритм / Dr. Rhythm ... Trumpet player
1937 Художники и модели / Artists & Models ... Specialty
1936 Пенни с неба / Pennies from Heaven ... Henry