С участием персоны 81 раздач
Краткая биография
Имя: Людмила Васильевна Целиковская
Дата рождения: 8 сентября, 1919 | дева
Место рождения: Астрахань, РСФСР
Дата смерти: 4 июля, 1992 | 72 года
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Актриса
Жанр: Комедия, драма, мюзикл
Супруг: Юрий Алексеев-Месхиев (развод), Борис Войтехов (развод), Михаил Жаров (развод), Каро Алабян (умер, один ребенок)
Дата рождения: 8 сентября, 1919 | дева
Место рождения: Астрахань, РСФСР
Дата смерти: 4 июля, 1992 | 72 года
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Актриса
Жанр: Комедия, драма, мюзикл
Супруг: Юрий Алексеев-Месхиев (развод), Борис Войтехов (развод), Михаил Жаров (развод), Каро Алабян (умер, один ребенок)
Биография
Людмила Васильевна Целиковская родилась в Астрахани 8 сентября 1919 года в семье Василия Васильевича Целиковского, советского дирижёра и педагога, народного артиста РСФСР. Мать актрисы, Екатерина Лукинична, обладая красивым сопрано выступала в Большом театре, но рано ушла со сцены и посвятила себя домашнему хозяйству.
До 1925 года семья проживала в Астрахани, но в связи с тем, что Лида болела лихорадкой, врачи настоятельно посоветовали сменить для девочки климат. Целиковские переехали в Москву, где Василий Васильевич стал дирижером Большого театра. Там же стала работать и мама. В Большом она пела Снегурочку, у нее было очень красивое сопрано.
В новом климате девочка пошла на поправку, и счастливые родители определили ее в Гнесинскую школу по классу фортепиано. Надо сказать, что маленькая Люся выучила ноты раньше, чем азбуку. Кроме того, у девочки был абсолютный слух. Отец часто брал ее в оркестр Большого, где она играла на литаврах. Когда она была в Вене, ей разрешили сыграть на клавесине Моцарта.
Все шло к тому, что Людмила, как и мечтали ее родители, станет профессиональным музыкантом. Но... внезапно Людмила увлеклась театром.
По окончании школы в 1937 году Людмила подала документы в Театральное училище имени Щукина. В том году желающих поступить в "Щуку" было около 900 человек на 13 мест. Казалось, что шансов поступить у нее практически не было. На экзамене она прочла пушкинский "Сон Татьяны", спела романс. И поступила.
Дебют на сцене и в кино
Еще студенткой училища Целиковская была зачислена в труппу Театра имени Вахтангова. Ее первой ролью на сцене прославленного театра была Клариче в "Слуге двух господ". Вскоре Целиковская дебютировала и в кино.
Свою первую роль в кино (пионервожатую Валю в фильме "Молодые капитаны") Целиковская сыграла в 1938 году. И хотя эта роль не стала открытием молодой актрисы ни для зрителей, ни для критиков (да и сама Целиковская ее не любила), однако бесследно она все равно не прошла.
Режиссер Константин Юдин заметил молодую и красивую актрису, поверил в нее и в 1940 году предложил ей главную роль - Шурочки Мурашовой - в своей комедии "Сердца четырех". По словам актрисы, это была ее любимая картина, так как она играла саму себя. Например актриса также, как ее героиня, обожала сладкое, любила музыку и ненавидела математику.
В этой картине Целиковская буквально уговорила режиссера разрешить ей самой спеть песню, которую до этого предполагалось озвучить с помощью профессиональной эстрадной певицы. Юдин разрешил, но во время записи случилось непредвиденное - Целиковская так перенервничала, что у нее пропал голос. Запись пришлось отложить на неделю, что было делом неслыханным - из-за 19-летней студентки простаивал оркестр из 70 человек. И все же эту песню она записала. "Он поверил в меня! Он зажег мне зеленый свет! "- говорила позже Целиковская. С тех пор в кино, театре, на концертах Людмила пела своим голосом. Исключение составил лишь "Антон Иванович сердится", где поет знаменитая певица Пантофель-Нечецкая.
Фильм "Сердца четырех" должен был стать самым кассовым фильмом 1941 года, однако его премьере помешала война. Он вышел на экраны лишь в 1944 году, став одним из лидеров проката (5-е место).
Война
Война застала актрису в Ленинграде - на съемках последних сцен фильма "Антон Иванович сердится". Она вернулась в Москву, но пробыла в ней недолго - 14 октября вместе с театром она эвакуировалась в Омск. Вскоре туда пришла телеграмма из Алма-Аты - режиссер Леонид Трауберг приглашал актрису на съемки фильма "Воздушный извозчик", сценарий которого был написан Валентином Катаевым специально для нее.
Премьера "Воздушного извозчика" состоялась на фронте, фильм показывали в землянках. Когда бойцов на передовой спрашивали, какой фильм им привезти, они заказывали: "Кино с Целиковской!". Жаров и Целиковская отправились на фронт под Орел в воздушную армию М.М. Громова в полк Марины Расковой. Там они провели три месяца, выступая перед бойцами. Часто во время сеанса раздавалась команда: "Воздух!".
В 1943 году после съемок в "Воздушном извозчике" Целиковская была приглашена на главную роль в картину легендарного режиссера Сергея Эйзенштейна. Это стало последней каплей для руководства театра имени Вахтангова, которое было недовольно частыми отлучками актрисы, и Целиковскую уволили из театра. Правда уже в 1945 году ее вновь восстановили.
Роль царицы Анастасии в "Иване Грозном" Целиковская сыграла благодаря Михаилу Жарову. Первоначально роль предназначалась Галине Улановой. Во время войны Большой театр тоже эвакуировали в Алма-Ату, и Эйзенштейн несколько дней уговаривал великую балерину, приносил ей рисунки с набросками. Галина Сергеевна согласилась и серьезно готовилась к съемкам, но Большой театр спешно отозвали в Москву. После Улановой претенденток на роль Анастасии было очень много, но Жаров, снимавшийся в "Грозном" в роли Малюты Скуратова, настоял на кандидатуре Целиковской. Хотя, признаться, уговаривать Эйзенштейна долго не пришлось - он сам был в плену ее таланта еще после фильма "Сердца четырех",
Картина "Иван Грозный" принесла актрисе не только отлучение от театра, но и другие неприятности. Во время съемок неправильно были установлены софиты и ей "сожгли" хрусталики глаз (вот откуда секрет искрящихся васильковых глаз Целиковской). Кроме того, она оказалась единственной из всей съемочной группы, кому не вручили Сталинскую премию. Иосиф Виссарионович со словами: "Такими царицы не бывают", - собственноручно вычеркнул ее из списка. Естественно, спорить с ним никто не посмел.
Сейчас трудно сказать, было это продиктовано его мнением относительно роли, или просто неприязнью к самой Целиковской - со Сталиным у Людмилы Васильевны были непростые отношения. Ей вообще удавалось стоять в стороне от власти, не заигрывая с ней.
Рассказывает сын Людмилы Целиковской Александр Алабян: "Ей действительно никто не помогал. Но при этом она заставляла уважать себя. В конце 40-х годов ее и еще одну артистку пригласили в особняк Берии "посмотреть кино". "И мы, дурочки, пошли", - смеялась потом мама. После фильма к ним стали приставать. Мама, не думая, одному из замов Берии Кобулову по "оливковой роже" врезала и побежала к выходу. Бежит, а сама боится: сейчас начнут стрелять. Но ее не тронули. Раз, думали, посмела замахнуться на такого человека, может, Сам покровительствует. А вот вторая актриса осталась в особняке и спустя несколько лет попала в лагерь".
А вот что рассказывала сама актриса о том времени: "Меня правительство не поддерживало. Например, когда выходила какая-нибудь комедия Александрова, во всех газетах появлялись статьи. И всех действующих лиц расхваливали. Когда же выходили фильмы Юдина ("Сердца четырех", "Близнецы"), их ругали. И я всегда чувствовала, что для руководства почему-то я актриса второго сорта. Мода, видно, была такая. Но меня очень любили простые люди, и это было огромной поддержкой..."
Действительно, несмотря на огромную популярность у зрителей, Целиковская долгое время была обделена официальными почестями. Стоит также отметить, что ее экранный имидж был совершенно иным, чем у признанных звезд кино - Любови Орловой и Марины Ладыниной. Героини Целликовской не несли никакого идеологического начала.
После войны
После войны амплуа Целиковской в кино почти не изменилось. Она снялась в комедиях "Близнецы" (1945) и "Беспокойное хозяйство" (1946). Идея фильма "Беспокойное хозяйство" родилась у Михаила Жарова еще во время войны, когда он представлял картину "Воздушный извозчик" на передовых. Тогда он и решил взяться за режиссуру и поставить фильм специально для своей новой жены.
В картине снималось целое созвездие актеров. Людмила Целиковская сыграла в фильме главную роль ефрейтора Тони, в которую влюблены два летчика - Герой Советского Союза Крошкин (Виталий Доронин) и французский офицер Лярошель (Юрий Любимов), которые навещают девушку между боями. Но она отдает предпочтение Огурцову (Александр Граве), который, успешно выполнив первое задание, ухитрился привести в часть пленных немцев. Сам Жаров с блеском сыграл старшину Семибабу, в роли диверсанта снялся замечательный актер Сергей Филлипов, в крошечном эпизоде дебютировал в кино Михаил Пуговкин. Играл даже Алексей Аджубей, зять Хрущова.
Фильм подвергся нелицеприятной критике за безыдейность и потрафление невзыскательным вкусам зрителей, жаждущим лишь развлечения в кино. Зато среди зрителей он пользовался большим успехом, заняв седьмое место среди советских фильмов в прокате 1946 года.
Единственной драматической ролью Целиковской в кино, причем эпизодической, в те годы была лишь медсестра Зиночка в картине Александра Столпера "Повесть о настоящем человеке" (1948). Большинство критиков именно эту роль считают поворотной в карьере актрисы. Это была работа творчески зрелой актрисы. Однако режиссеры так и не разглядели в Целиковской этих изменений. Ей продолжали поступать предложения играть роли наивных героинь, но от всех этих предложений она отказывалась. В результате за последующие 9 лет актриса не снялась ни в одном фильме.
Единственным местом работы для Целиковской стал Театр имени Евгения Вахтангова. Среди ее театральных ролей следует отметить следующие: Дениза ("Мадмуазель Нитуш"), царица Мария Нагая ("Великий государь"), Дженевра ("Глубокие корни").
В 50-е годы в кино Целиковская по-прежнему практически не снималась. В середине 50-х с ее участием вышло всего три фильма. Самой заметной работой стала роль Ольги Ивановны - жены Дымова в драме Самсона Самсонова "Попрыгунья". До сих пор в активе актрисы были лишь две драматические роли - в "Иване Грозном" и "Повести о настоящем человеке". До сих пор в активе актрисы были лишь две драматические роли - в "Иване Грозном" и "Повести о настоящем человеке". И вот новый настоящий успех.
В 1955 году на кинофестивале в Венеции за эту работу Целиковская была удостоена премии "Серебряный Лев Святого Марка" и приза "Пизанетти" (за лучшую зарубежную картину).
После смерти Алабяна она и вовсе исчезла с киноэкранов, продолжая играть в театре имени Вахтангова.
В 1963 году актриса, наконец, дождалась признания у себя на родине - ей было присвоено звание народной артистки РСФСР.
60-е и 70-е годы стали испытанием для актрисы. Формально Целиковская продолжала числиться в Вахтанговском театре, но сменившееся руководство (директором назначили Михаила Ульянова) ролей не давало.
Не лучше обстояли дела и в кино. Пальцев одной руки будет много, чтобы перечислить фильмы в которых она снялась в 70-е - 80-е годы. Одной из последних ее ролей была Раиса Павловна Гурмыжская в экранизации пьесы А. Островского "Лес". На телевидении ее последними работами стали "Портрет" и "Репетитор".
Личная жизнь
Впервые Целиковская вышла замуж рано - еще на втором курсе театрального училища. Ее избранником стал однокурсник Юрий Алексеев-Месхиев. Однако их совместная жизнь продлилась недолго, и вскоре они расстались.
Вторым мужем актрисы стал писатель Борис Войтехов. К тому времени Целиковская была уже очень известной, ее окружало множество поклонников, однако в мужья она выбрала не самого заметного из них, но, по воспоминаниям современников, искренне ее любящего. Этот брак продлился несколько лет. Причиной его распада стала встреча с Михаилом Жаровым...
С Михаилом Жаровым судьбы свела Целиковскую на съемках "Воздушного извозчика". Михаил Иванович без памяти влюбился в молодую актрису. Людмиле Целиковской тогда было 23 года, Михаилу Жарову - 42, но их не смущала разница в возрасте, не смущало то, что оба женаты.
Не желая обманывать своего супруга - писателя Бориса Войтехова, - Людмила написала ему со съемок в Алма-Ате письмо, что жить без Жарова не может. В ответ оскорбленный муж стал закидывать актрису телеграммами с угрозами: "Берегитесь!", "Ждите беспощадности". А уж когда свою связь с Целиковской обнародовал для своей жены Жаров, началось что-то страшное. В конце концов не выдержало здоровье Михаила Ивановича, и он на полтора месяца слег в больницу. Спустя много лет она назовет первые два замужества ошибками молодости, а о Жарове всегда будет отзываться тепло и по-доброму. И скажет: "Он любил меня больше всех... А я больше всех любила Алабяна".
С Михаилом Жаровым Целиковская прожила пять лет. Довольно долго снимали номер в гостинице "Москва". Потом получили небольшую квартиру, окна которой выходили на гостиницу "Астория".
Спустя пять лет их отношения исчерпали себя. Одной из причин стало то, что у супругов не было детей, а Людмиле, которой было уже под тридцать, очень хотелось иметь ребенка.
И тут на пути Целиковской возник еще один поклонник. Им оказался 50-летний Каро Алабян - знаменитый архитектор, автор Ленинградского проспекта и Центрального Театра Советской Армии в Москве. С 1937 года Алабян был депутатом Верховного Совета СССР. Помимо прочего он был еще отличным певцом и заядлым театралом. Познакомил их Рубен Симонов. Буквально при следующей встрече Алабян взял Целиковскую за руку, внимательно рассмотрел линии на ладони, потом улыбнулся и сказал: "А знаете, вы будете моей женой". Так оно и случилось. Целиковская ушла от Жарова к Алабяну - не в ее характере было совмещать семейную жизнь с тайными любовными приключениями.
В 1948 году Алябян и Целиковская зарегистрировали свои отношения, а через год у них родился сын Саша. По воспоминаниям знакомых, Людмила была фанатичной, сумасшедшей матерью, посвящавшей всю себя ребенку. Окруженная многочисленными поклонниками, Целиковская всегда оставалась верна своему единственному любимому мужчине, как она его называла, - сыну. "Сын, - говорила она, - это ни с чем не сравнимо, и даже внук не может занять такое место в сердце, как Саша".
В 1959 году Алабян умер от рака легких. В 60-х годах Целиковская связала свою жизнь с режиссером знаменитого Театра на Таганке Юрием Любимовым. Знакомы они были давно: когда Целиковская училась на первом курсе театрального училища, Любимов был на четвертом курсе. Они вместе работали в Театре имени Вахтангова, в 1945 году снялись в фильме "Беспокойное хозяйство". Правда в пятый раз замуж она не вышла - с Любимовым Целиковская стала жить в гражданском браке.
Вместе они прожили более 15 лет. В их квартире часто собирались интересные люди: Пастернак, Высоцкий, Бакланов, Можаев, Вознесенский, Евтушенко, Федор Абрамов, Борис Васильев, Петр Капица... Кстати, здесь же Высоцкий впервые исполнил свою знаменитую песню "Я не люблю":
Жизнь с опальным режиссером имела и свои минусы: ей стали меньше давать ролей в театре, не приглашали в кино. Разошлись они, как интеллигентные люди - без скандалов и выяснения отношений. Просто в какой-то момент Целиковская сказала ему: "Уходи", и потом долгое не вспоминала о нем. Лишь незадолго до смерти она призналась сыну: "Чтобы жить с гением, нужно быть душечкой. Я же - совсем наоборот, упрямая, со своим характером. Мы стали друг друга немножко раздражать. Наверное, нужно было все время Юрия Петровича хвалить, а я хвалить не умею...
В последние годы жизни Целиковская тяжело болела. У нее был рак, но, пока могла, она играла в театре. 6 июля 1992 года в возрасте 72 лет Людмила Васильевна Целиковская скончалась. Похоронена на Новодевичьем кладбище. Юрий Петрович Любимов на похороны бывшей жены не пришел, телеграммы тоже не прислал...
До 1925 года семья проживала в Астрахани, но в связи с тем, что Лида болела лихорадкой, врачи настоятельно посоветовали сменить для девочки климат. Целиковские переехали в Москву, где Василий Васильевич стал дирижером Большого театра. Там же стала работать и мама. В Большом она пела Снегурочку, у нее было очень красивое сопрано.
В новом климате девочка пошла на поправку, и счастливые родители определили ее в Гнесинскую школу по классу фортепиано. Надо сказать, что маленькая Люся выучила ноты раньше, чем азбуку. Кроме того, у девочки был абсолютный слух. Отец часто брал ее в оркестр Большого, где она играла на литаврах. Когда она была в Вене, ей разрешили сыграть на клавесине Моцарта.
Все шло к тому, что Людмила, как и мечтали ее родители, станет профессиональным музыкантом. Но... внезапно Людмила увлеклась театром.
По окончании школы в 1937 году Людмила подала документы в Театральное училище имени Щукина. В том году желающих поступить в "Щуку" было около 900 человек на 13 мест. Казалось, что шансов поступить у нее практически не было. На экзамене она прочла пушкинский "Сон Татьяны", спела романс. И поступила.
Дебют на сцене и в кино
Еще студенткой училища Целиковская была зачислена в труппу Театра имени Вахтангова. Ее первой ролью на сцене прославленного театра была Клариче в "Слуге двух господ". Вскоре Целиковская дебютировала и в кино.
Свою первую роль в кино (пионервожатую Валю в фильме "Молодые капитаны") Целиковская сыграла в 1938 году. И хотя эта роль не стала открытием молодой актрисы ни для зрителей, ни для критиков (да и сама Целиковская ее не любила), однако бесследно она все равно не прошла.
Режиссер Константин Юдин заметил молодую и красивую актрису, поверил в нее и в 1940 году предложил ей главную роль - Шурочки Мурашовой - в своей комедии "Сердца четырех". По словам актрисы, это была ее любимая картина, так как она играла саму себя. Например актриса также, как ее героиня, обожала сладкое, любила музыку и ненавидела математику.
В этой картине Целиковская буквально уговорила режиссера разрешить ей самой спеть песню, которую до этого предполагалось озвучить с помощью профессиональной эстрадной певицы. Юдин разрешил, но во время записи случилось непредвиденное - Целиковская так перенервничала, что у нее пропал голос. Запись пришлось отложить на неделю, что было делом неслыханным - из-за 19-летней студентки простаивал оркестр из 70 человек. И все же эту песню она записала. "Он поверил в меня! Он зажег мне зеленый свет! "- говорила позже Целиковская. С тех пор в кино, театре, на концертах Людмила пела своим голосом. Исключение составил лишь "Антон Иванович сердится", где поет знаменитая певица Пантофель-Нечецкая.
Фильм "Сердца четырех" должен был стать самым кассовым фильмом 1941 года, однако его премьере помешала война. Он вышел на экраны лишь в 1944 году, став одним из лидеров проката (5-е место).
Война
Война застала актрису в Ленинграде - на съемках последних сцен фильма "Антон Иванович сердится". Она вернулась в Москву, но пробыла в ней недолго - 14 октября вместе с театром она эвакуировалась в Омск. Вскоре туда пришла телеграмма из Алма-Аты - режиссер Леонид Трауберг приглашал актрису на съемки фильма "Воздушный извозчик", сценарий которого был написан Валентином Катаевым специально для нее.
Премьера "Воздушного извозчика" состоялась на фронте, фильм показывали в землянках. Когда бойцов на передовой спрашивали, какой фильм им привезти, они заказывали: "Кино с Целиковской!". Жаров и Целиковская отправились на фронт под Орел в воздушную армию М.М. Громова в полк Марины Расковой. Там они провели три месяца, выступая перед бойцами. Часто во время сеанса раздавалась команда: "Воздух!".
В 1943 году после съемок в "Воздушном извозчике" Целиковская была приглашена на главную роль в картину легендарного режиссера Сергея Эйзенштейна. Это стало последней каплей для руководства театра имени Вахтангова, которое было недовольно частыми отлучками актрисы, и Целиковскую уволили из театра. Правда уже в 1945 году ее вновь восстановили.
Роль царицы Анастасии в "Иване Грозном" Целиковская сыграла благодаря Михаилу Жарову. Первоначально роль предназначалась Галине Улановой. Во время войны Большой театр тоже эвакуировали в Алма-Ату, и Эйзенштейн несколько дней уговаривал великую балерину, приносил ей рисунки с набросками. Галина Сергеевна согласилась и серьезно готовилась к съемкам, но Большой театр спешно отозвали в Москву. После Улановой претенденток на роль Анастасии было очень много, но Жаров, снимавшийся в "Грозном" в роли Малюты Скуратова, настоял на кандидатуре Целиковской. Хотя, признаться, уговаривать Эйзенштейна долго не пришлось - он сам был в плену ее таланта еще после фильма "Сердца четырех",
Картина "Иван Грозный" принесла актрисе не только отлучение от театра, но и другие неприятности. Во время съемок неправильно были установлены софиты и ей "сожгли" хрусталики глаз (вот откуда секрет искрящихся васильковых глаз Целиковской). Кроме того, она оказалась единственной из всей съемочной группы, кому не вручили Сталинскую премию. Иосиф Виссарионович со словами: "Такими царицы не бывают", - собственноручно вычеркнул ее из списка. Естественно, спорить с ним никто не посмел.
Сейчас трудно сказать, было это продиктовано его мнением относительно роли, или просто неприязнью к самой Целиковской - со Сталиным у Людмилы Васильевны были непростые отношения. Ей вообще удавалось стоять в стороне от власти, не заигрывая с ней.
Рассказывает сын Людмилы Целиковской Александр Алабян: "Ей действительно никто не помогал. Но при этом она заставляла уважать себя. В конце 40-х годов ее и еще одну артистку пригласили в особняк Берии "посмотреть кино". "И мы, дурочки, пошли", - смеялась потом мама. После фильма к ним стали приставать. Мама, не думая, одному из замов Берии Кобулову по "оливковой роже" врезала и побежала к выходу. Бежит, а сама боится: сейчас начнут стрелять. Но ее не тронули. Раз, думали, посмела замахнуться на такого человека, может, Сам покровительствует. А вот вторая актриса осталась в особняке и спустя несколько лет попала в лагерь".
А вот что рассказывала сама актриса о том времени: "Меня правительство не поддерживало. Например, когда выходила какая-нибудь комедия Александрова, во всех газетах появлялись статьи. И всех действующих лиц расхваливали. Когда же выходили фильмы Юдина ("Сердца четырех", "Близнецы"), их ругали. И я всегда чувствовала, что для руководства почему-то я актриса второго сорта. Мода, видно, была такая. Но меня очень любили простые люди, и это было огромной поддержкой..."
Действительно, несмотря на огромную популярность у зрителей, Целиковская долгое время была обделена официальными почестями. Стоит также отметить, что ее экранный имидж был совершенно иным, чем у признанных звезд кино - Любови Орловой и Марины Ладыниной. Героини Целликовской не несли никакого идеологического начала.
После войны
После войны амплуа Целиковской в кино почти не изменилось. Она снялась в комедиях "Близнецы" (1945) и "Беспокойное хозяйство" (1946). Идея фильма "Беспокойное хозяйство" родилась у Михаила Жарова еще во время войны, когда он представлял картину "Воздушный извозчик" на передовых. Тогда он и решил взяться за режиссуру и поставить фильм специально для своей новой жены.
В картине снималось целое созвездие актеров. Людмила Целиковская сыграла в фильме главную роль ефрейтора Тони, в которую влюблены два летчика - Герой Советского Союза Крошкин (Виталий Доронин) и французский офицер Лярошель (Юрий Любимов), которые навещают девушку между боями. Но она отдает предпочтение Огурцову (Александр Граве), который, успешно выполнив первое задание, ухитрился привести в часть пленных немцев. Сам Жаров с блеском сыграл старшину Семибабу, в роли диверсанта снялся замечательный актер Сергей Филлипов, в крошечном эпизоде дебютировал в кино Михаил Пуговкин. Играл даже Алексей Аджубей, зять Хрущова.
Фильм подвергся нелицеприятной критике за безыдейность и потрафление невзыскательным вкусам зрителей, жаждущим лишь развлечения в кино. Зато среди зрителей он пользовался большим успехом, заняв седьмое место среди советских фильмов в прокате 1946 года.
Единственной драматической ролью Целиковской в кино, причем эпизодической, в те годы была лишь медсестра Зиночка в картине Александра Столпера "Повесть о настоящем человеке" (1948). Большинство критиков именно эту роль считают поворотной в карьере актрисы. Это была работа творчески зрелой актрисы. Однако режиссеры так и не разглядели в Целиковской этих изменений. Ей продолжали поступать предложения играть роли наивных героинь, но от всех этих предложений она отказывалась. В результате за последующие 9 лет актриса не снялась ни в одном фильме.
Единственным местом работы для Целиковской стал Театр имени Евгения Вахтангова. Среди ее театральных ролей следует отметить следующие: Дениза ("Мадмуазель Нитуш"), царица Мария Нагая ("Великий государь"), Дженевра ("Глубокие корни").
В 50-е годы в кино Целиковская по-прежнему практически не снималась. В середине 50-х с ее участием вышло всего три фильма. Самой заметной работой стала роль Ольги Ивановны - жены Дымова в драме Самсона Самсонова "Попрыгунья". До сих пор в активе актрисы были лишь две драматические роли - в "Иване Грозном" и "Повести о настоящем человеке". До сих пор в активе актрисы были лишь две драматические роли - в "Иване Грозном" и "Повести о настоящем человеке". И вот новый настоящий успех.
В 1955 году на кинофестивале в Венеции за эту работу Целиковская была удостоена премии "Серебряный Лев Святого Марка" и приза "Пизанетти" (за лучшую зарубежную картину).
После смерти Алабяна она и вовсе исчезла с киноэкранов, продолжая играть в театре имени Вахтангова.
В 1963 году актриса, наконец, дождалась признания у себя на родине - ей было присвоено звание народной артистки РСФСР.
60-е и 70-е годы стали испытанием для актрисы. Формально Целиковская продолжала числиться в Вахтанговском театре, но сменившееся руководство (директором назначили Михаила Ульянова) ролей не давало.
Не лучше обстояли дела и в кино. Пальцев одной руки будет много, чтобы перечислить фильмы в которых она снялась в 70-е - 80-е годы. Одной из последних ее ролей была Раиса Павловна Гурмыжская в экранизации пьесы А. Островского "Лес". На телевидении ее последними работами стали "Портрет" и "Репетитор".
Личная жизнь
Впервые Целиковская вышла замуж рано - еще на втором курсе театрального училища. Ее избранником стал однокурсник Юрий Алексеев-Месхиев. Однако их совместная жизнь продлилась недолго, и вскоре они расстались.
Вторым мужем актрисы стал писатель Борис Войтехов. К тому времени Целиковская была уже очень известной, ее окружало множество поклонников, однако в мужья она выбрала не самого заметного из них, но, по воспоминаниям современников, искренне ее любящего. Этот брак продлился несколько лет. Причиной его распада стала встреча с Михаилом Жаровым...
С Михаилом Жаровым судьбы свела Целиковскую на съемках "Воздушного извозчика". Михаил Иванович без памяти влюбился в молодую актрису. Людмиле Целиковской тогда было 23 года, Михаилу Жарову - 42, но их не смущала разница в возрасте, не смущало то, что оба женаты.
Не желая обманывать своего супруга - писателя Бориса Войтехова, - Людмила написала ему со съемок в Алма-Ате письмо, что жить без Жарова не может. В ответ оскорбленный муж стал закидывать актрису телеграммами с угрозами: "Берегитесь!", "Ждите беспощадности". А уж когда свою связь с Целиковской обнародовал для своей жены Жаров, началось что-то страшное. В конце концов не выдержало здоровье Михаила Ивановича, и он на полтора месяца слег в больницу. Спустя много лет она назовет первые два замужества ошибками молодости, а о Жарове всегда будет отзываться тепло и по-доброму. И скажет: "Он любил меня больше всех... А я больше всех любила Алабяна".
С Михаилом Жаровым Целиковская прожила пять лет. Довольно долго снимали номер в гостинице "Москва". Потом получили небольшую квартиру, окна которой выходили на гостиницу "Астория".
Спустя пять лет их отношения исчерпали себя. Одной из причин стало то, что у супругов не было детей, а Людмиле, которой было уже под тридцать, очень хотелось иметь ребенка.
И тут на пути Целиковской возник еще один поклонник. Им оказался 50-летний Каро Алабян - знаменитый архитектор, автор Ленинградского проспекта и Центрального Театра Советской Армии в Москве. С 1937 года Алабян был депутатом Верховного Совета СССР. Помимо прочего он был еще отличным певцом и заядлым театралом. Познакомил их Рубен Симонов. Буквально при следующей встрече Алабян взял Целиковскую за руку, внимательно рассмотрел линии на ладони, потом улыбнулся и сказал: "А знаете, вы будете моей женой". Так оно и случилось. Целиковская ушла от Жарова к Алабяну - не в ее характере было совмещать семейную жизнь с тайными любовными приключениями.
В 1948 году Алябян и Целиковская зарегистрировали свои отношения, а через год у них родился сын Саша. По воспоминаниям знакомых, Людмила была фанатичной, сумасшедшей матерью, посвящавшей всю себя ребенку. Окруженная многочисленными поклонниками, Целиковская всегда оставалась верна своему единственному любимому мужчине, как она его называла, - сыну. "Сын, - говорила она, - это ни с чем не сравнимо, и даже внук не может занять такое место в сердце, как Саша".
В 1959 году Алабян умер от рака легких. В 60-х годах Целиковская связала свою жизнь с режиссером знаменитого Театра на Таганке Юрием Любимовым. Знакомы они были давно: когда Целиковская училась на первом курсе театрального училища, Любимов был на четвертом курсе. Они вместе работали в Театре имени Вахтангова, в 1945 году снялись в фильме "Беспокойное хозяйство". Правда в пятый раз замуж она не вышла - с Любимовым Целиковская стала жить в гражданском браке.
Вместе они прожили более 15 лет. В их квартире часто собирались интересные люди: Пастернак, Высоцкий, Бакланов, Можаев, Вознесенский, Евтушенко, Федор Абрамов, Борис Васильев, Петр Капица... Кстати, здесь же Высоцкий впервые исполнил свою знаменитую песню "Я не люблю":
Жизнь с опальным режиссером имела и свои минусы: ей стали меньше давать ролей в театре, не приглашали в кино. Разошлись они, как интеллигентные люди - без скандалов и выяснения отношений. Просто в какой-то момент Целиковская сказала ему: "Уходи", и потом долгое не вспоминала о нем. Лишь незадолго до смерти она призналась сыну: "Чтобы жить с гением, нужно быть душечкой. Я же - совсем наоборот, упрямая, со своим характером. Мы стали друг друга немножко раздражать. Наверное, нужно было все время Юрия Петровича хвалить, а я хвалить не умею...
В последние годы жизни Целиковская тяжело болела. У нее был рак, но, пока могла, она играла в театре. 6 июля 1992 года в возрасте 72 лет Людмила Васильевна Целиковская скончалась. Похоронена на Новодевичьем кладбище. Юрий Петрович Любимов на похороны бывшей жены не пришел, телеграммы тоже не прислал...
Фильмография
1987 Портрет (ТВ) ... Дама заказывала портрет дочери
1987 Репетитор ... Зинаида Сергеевна
1984 Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся ... мадам Брыкович, содержательница меблированных комнат "Тунис"
1982 Мистерия Буфф (ТВ) ... дама с картонками
1980 Лес ... Гурмыжская Раиса Павловна
1978 Однокашники ... Софья Анатольевна
1976 Дамы и гусары (ТВ) ... Анеля
1973 Он пришел (ТВ) ... миссис Берлинг, его супруга
1970 Семья, как семья ... Татьяна Ивановна Коробова
1956 Много шума из ничего (ТВ) ... Беатриче, племянница Леонато
1955 Попрыгунья ... Ольга Ивановна Дымова
1954 Мы с вами где-то встречались... ... Лариса Левкоева
1948 Повесть о настоящем человеке ... Зиночка
1948 Карандаш на льду (короткометражный) ... Наташа
1946 Беспокойное хозяйство ... Тоня Калмыкова
1945 Близнецы ... Люба Карасёва
1944 - 1945 Иван Грозный ... Анастасия Романовна, царица
1943 Воздушный извозчик ... Наташа Куликова
1941 Сердца четырех ... Шура Мурашова
1941 Антон Иванович сердится ... Сима Воронова
1939 Молодые капитаны ... Валя, пионервожатая
1987 Репетитор ... Зинаида Сергеевна
1984 Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся ... мадам Брыкович, содержательница меблированных комнат "Тунис"
1982 Мистерия Буфф (ТВ) ... дама с картонками
1980 Лес ... Гурмыжская Раиса Павловна
1978 Однокашники ... Софья Анатольевна
1976 Дамы и гусары (ТВ) ... Анеля
1973 Он пришел (ТВ) ... миссис Берлинг, его супруга
1970 Семья, как семья ... Татьяна Ивановна Коробова
1956 Много шума из ничего (ТВ) ... Беатриче, племянница Леонато
1955 Попрыгунья ... Ольга Ивановна Дымова
1954 Мы с вами где-то встречались... ... Лариса Левкоева
1948 Повесть о настоящем человеке ... Зиночка
1948 Карандаш на льду (короткометражный) ... Наташа
1946 Беспокойное хозяйство ... Тоня Калмыкова
1945 Близнецы ... Люба Карасёва
1944 - 1945 Иван Грозный ... Анастасия Романовна, царица
1943 Воздушный извозчик ... Наташа Куликова
1941 Сердца четырех ... Шура Мурашова
1941 Антон Иванович сердится ... Сима Воронова
1939 Молодые капитаны ... Валя, пионервожатая
Работы в театре
Государственный академический театр им. Евг.Вахтангова
«Слуга двух господ» ... Клариче
«Мадемуазель Нитуш» ... мадемуазель Дениза Нитуш
«Маленькие трагедии»(«Каменный гость») ... Лаура
«Идиот» ... Аглая
«Много шума из ничего» ... Беатриче
«Перед заходом солнца» ... Инкен Петерс
«Соломенная шляпка»
«Лев Гурыч Синичкин» ... Лиза Синичкина
«Раки» ... Серафима Лопухова
«Глубокие корни» ... Дженевра
«Две сестры» ... Ирина
«Потерянный сын» ... Ирина
«Живой труп» ... Лиза Протасова
«Ромео и Джульетта» ... Джульетта
«Фома Гордеев» ... Софья Медынская
«Путь к победе»
«Коронация» ... Пасхалова
«Дамы и гусары» ... Анеля
«Старинные русские водевили» («Дом на Петербургской стороне») ... Домна, дворничиха
«Театральная фантазия»
«Мистерия-буфф» ... Дама с картонкой
«Коварство, деньги и любовь»... Жена, Бабка и Мамаша
«Слуга двух господ» ... Клариче
«Мадемуазель Нитуш» ... мадемуазель Дениза Нитуш
«Маленькие трагедии»(«Каменный гость») ... Лаура
«Идиот» ... Аглая
«Много шума из ничего» ... Беатриче
«Перед заходом солнца» ... Инкен Петерс
«Соломенная шляпка»
«Лев Гурыч Синичкин» ... Лиза Синичкина
«Раки» ... Серафима Лопухова
«Глубокие корни» ... Дженевра
«Две сестры» ... Ирина
«Потерянный сын» ... Ирина
«Живой труп» ... Лиза Протасова
«Ромео и Джульетта» ... Джульетта
«Фома Гордеев» ... Софья Медынская
«Путь к победе»
«Коронация» ... Пасхалова
«Дамы и гусары» ... Анеля
«Старинные русские водевили» («Дом на Петербургской стороне») ... Домна, дворничиха
«Театральная фантазия»
«Мистерия-буфф» ... Дама с картонкой
«Коварство, деньги и любовь»... Жена, Бабка и Мамаша
Награды и премии
1990 ОрденТрудового Красного Знамени
1963 Народная артистка РСФСР
1955 Приз «Серебряный Лев святого Марка» I степени Венецианского кинофестиваля (за роль в фильме «Попрыгунья»)
1954 Заслуженная артистка РСФСР
1963 Народная артистка РСФСР
1955 Приз «Серебряный Лев святого Марка» I степени Венецианского кинофестиваля (за роль в фильме «Попрыгунья»)
1954 Заслуженная артистка РСФСР