С участием персоны 146 раздач
Краткая биография
Имя: Charles Laughton
Дата рождения: 1 июля, 1899 | рак
Место рождения: Скарборо, Англия, Великобритания
Дата смерти: 15 декабря, 1962 | 63 года
Место смерти: Калифорния, США
Карьера: Актер, продюсер, сценарист, режиссер
Жанр: Драма, комедия, мелодрама
Рост: 1.73 м
Супруга: Эльза Ланчестер
Дата рождения: 1 июля, 1899 | рак
Место рождения: Скарборо, Англия, Великобритания
Дата смерти: 15 декабря, 1962 | 63 года
Место смерти: Калифорния, США
Карьера: Актер, продюсер, сценарист, режиссер
Жанр: Драма, комедия, мелодрама
Рост: 1.73 м
Супруга: Эльза Ланчестер
Биография
Чарлз Лотон (Лаутон) родился 1 июля 1899 года в городке Скарборо в графстве Йоркшир. Его родители Роберт и Элиза Лотон занимались гостиничным бизнесом и, естественно, рассчитывали иметь надежного помощника в лице старшего сына. Но Чарлз с раннего детства грезил театром.
Лотон учился в школе иезуитов в Стонхерсте. Любил он только два предмета – французский язык и математику. Среди писателей ему нравились М. Твен и Г.Х. Андерсен. Свободное время мальчик отдавал театру. Правда, дебют Чарлза на любительской сцене прошел без блеска (он играл роль хозяина гостиницы в пьесе «Личный секретарь» Хоутри).
Окончив школу, 16-летний Лотон, по настоянию родителей, перебрался в Лондон, в знаменитый отель «Клэридж», чтобы изучить постановку дела.
В конце 1917 года Чарлза призвали в армию. Незадолго до перемирия он пострадал от газовой атаки и долгое время его преследовали заболевания дыхательных путей.
Вернувшись в Скарборо, Лотон помогал больному отцу, а по вечерам и в выходные дни выступал в любительской труппе «Артистов Скарборо».
В 1925 году Чарлз поступил в прославленную театральную Академию, в которой преподавали француженка Лилиан Гаше и русский Федор Комиссаржевский. Увлеченность Лотона, его фанатическая работоспособность поражали студентов и учителей. И хотя финансовое положение Чарлза было незавидным, он писал матери: «Я счастлив сверх всех ожиданий...»
Через несколько месяцев Комиссаржевский представил его антрепренеру театра «Барнз» Ф. Риджуэю. Роль Хиггинса в «Пигмалионе» Б. Шоу принесла Лотону успех: он получил высшую награду Академии, медаль имени Бэнкрофта. Сенсационное награждение первокурсника попало на страницы солидной «Таймс».
В апреле 1926 года молодой Лотон, только что окончивший с отличием курс Королевской Академии драматического искусства, дебютировал на сцене в роли Осипа в комедии Гоголя «Ревизор». В течение первого года своей профессиональной актерской деятельности 27-летний актер исполнил на сцене лондонского театра «Амбассадор» четыре роли, и три из них – в русском классическом репертуаре. После Осипа он сыграл Епиходова и Соленого в пьесах Чехова «Вишневый сад» и «Три сестры», поставленных Федором Комиссаржевским.
Чарлз тщательно готовился к спектаклям. Например, получив роль вора Фиксура в пьесе венгерского драматурга Мольнара «Лилиом», он посещал таверны, где собирались отбросы общества. В результате критики отмечали, что молодой актер превратил второстепенную роль жулика в центральную.
Совершив гастроли по Англии, Чарлз принял предложение Комиссаржевского сыграть в его спектакле «Павел Первый». Зловещий граф Пален в исполнении Лотона произвел столь глубокое впечатление, что продюсеры закрепили за ним амплуа злодея.
В кино Лотон дебютировал в эпизодической роли у режиссера Э. Дюпона в фильме «Пикадилли». Следующий раз он появился на экране благодаря жене. (Чарлз влюбился в актрису Эльзу Ланчестер на репетициях пьесы А. Беннета «Мистер Прохэк» и вскоре сделал ей предложение...) Старый друг Эльзы писатель Г. Уэллс написал для молодого режиссера А. Монтегю сценарий, состоящий из трех комедийных новелл. Ланчестер настояла на участии в картине своего мужа. Лотон не подвел, блистательно справившись с ролями негодяев.
Однако свое будущее он по-прежнему связывал с театром. 30 сентября 1931 года на Бродвее состоялась премьера спектакля «Задержанная зарплата» С. Форестера. Лотон покорил публику необычной, отталкивающей достоверностью персонажа (зрительный зал испытывал ужас, люди вскрикивали, плакали, рыдали по ходу представления). Ведущий театральный критик Америки Джон М. Браун не скрывал восторга: «...У Лотона – одно из наиболее выразительных лиц, какие только можно встретить на сцене. Его руки, ноги и тело всегда послушны и выражают то, что он должен сказать. Он не произносит реплик, они рождаются в его мозгу, и вы видите, как это происходит, по его глазам. Он может быть резок до ядовитого неистовства, телесен до отталкивающей плотскости, весел до экспансивности Фальстафа, жесток до леденящего кровь ужаса... Это самая удивительная личность, чести видеть которую удостоен Нью-Йорк впервые за долгие годы».
Лотон отклонил несколько заманчивых предложений из Голливуда, поскольку не хотел подписывать долгосрочный контракт, тем более без права выбора ролей. И только после того как его условия были приняты, он снялся в роли мелкого дельца в фильме ужасов «Старый темный дом» (1931) по рассказу Дж. Б. Пристли и мелодраматической роли капитана подводной лодки в «Дьяволе и океане» (1932). Лотона хвалили за «выдающееся актерское исполнение».
Тем временем начинались съемки исторического фильма «Знак креста» (1932), где он играл роль Нерона. В его исполнении римский император оказался гротескной, комической фигурой, что вызвало неудовольствие у режиссера С. де Милля. Однако зрители и критики приняли этого Нерона с восторгом.
В Голливуде Лотону давали либо комические роли («Если бы у меня был миллион», 1932), либо роли преступников и злодеев («Остров потерянных душ», 1932). Актеру это не нравилось, он мечтал вернуться в театр и выступать в шекспировском репертуаре.
Фильм «Частная жизнь Генриха VIII» Александра Корды (1933) многое изменил в его жизни. Лотон, получивший главную роль, много времени проводил в библиотеках и музеях, изучая эпоху, атмосферу средневековой Англии, старался понять образ мыслей современников Генриха.
Он изобразил короля капризным изменчивым человеком, чьи многочисленные желания не осуществились, а надежды не оправдались. Защищая свою позицию, Лотон говорил: «Я хотел сделать его убедительным, хотел показать его общительным и по-своему обаятельным человеком, каковым он и должен был быть, чтобы завоевать такую фантастическую популярность, какой он обладал в действительности. Он был прекрасным лингвистом и опытным музыкантом; он сочинил две мессы. Я хотел показать его человеком, каким он был, а не деспотом, каким его изображали».
Американские киноакадемики наградили Лотона «Оскаром». На Первом Международном кинофестивале в Москве (1934) он был признан лучшим актером года.
В 1935 году на экраны вышел фильм «Мятеж на „Баунти“», в котором Лотон появился в образе сурового и придирчивого капитана Блая. Персонаж Блая настолько увлек Лотона, что он предпринял серьезные поиски сведений об офицере, его привычках, одежде.
Огромная сила и убедительность, с которой Лотон играл отрицательные роли, дала повод одному из английских критиков задать следующий вопрос: «Сумеет ли он избежать ожидающей его долгой череды убийц, садистов, пьяниц и маньяков?» И добавить. «На это, по-видимому, надежды мало».
После ряда удачных работ в кино Лотон неожиданно вернулся на сцену. Восемь месяцев актер выступал в спектаклях объединенной труппы «Олд Вик – Сэдлерс Уэллс». Получал он сто долларов в неделю (в двадцать раз меньше, чем ему платили в Голливуде), тратил около четырнадцати часов в сутки на подготовку роли, на репетиции, отвергая любые предложения кинопродюсеров и антрепренеров. Друзьям Лотон объяснял: «Мне не удалось получить классического образования, хотя, как говорится, я не расставался с классиками даже в постели. Откажись я от возможности хоть как-то восполнить этот пробел, и я бы перестал уважать себя. Я понял, что старею, и если я не останусь верен мечтам юности, то вскоре мне придется только зарабатывать деньги и забыть о честолюбии».
Каждый месяц Лотон появлялся в новой роли: Анджело в «Мере за меру», Просперо в «Буре», Макбет, Чезюбл в «Как важно быть серьезным» Уайльда, Тэттл в пьесе У. Конгрива «Любовь за любовь». Зрительный зал на его спектаклях был неизменно полон. Критики же не пришли к единому мнению. Одни с восторгом отмечали темперамент, мощь, ренессансное жизнелюбие шекспировских персонажей Лотона. Другие осуждали актера за отход от традиций, за неумение найти общий стилистический язык с партнерами.
После восьми месяцев выступлений в «Олд Вике» Лотон вернулся в кино. В большинстве ролей самого счастливого периода его творчества (1934-1942) Лотон покорял диапазоном своих перевоплощений. Не верилось, что один и тот же актер мог сыграть и Генриха, и потомственного лакея Рагглса («Рагглс из Ред-Гапа»), и деспотичного отца семейства («Барреты с Уимпол-стрит»), и свирепого морского волка («Мятеж на „Баунти“»), и полицейского ищейку Жавера («Отверженные»), и несчастного Квазимодо («Собор Парижской Богоматери»)...
«Успех Лотона объяснялся не только даром перевоплощения, редкостным пониманием психологии героев или фантастической техникой, – пишет киновед В. Утилов. – Обладал он еще и диапазоном необычайной широты. Его считали комиком, но в каждой роли, даже в анекдотической (безработный музыкант получает шанс стать дирижером, но во время выступления у него разлетается фрак), он показывал себя и великим драматическим актером, и трагиком. Поэтому за самой маленькой ролью вставал яркий и большой человек, а чувства героев обретали масштаб, оказываясь неодолимыми и испепеляющими».
Сниматься в Голливуде Лотону больше не хотелось. Он стал одним из учредителей первой в Англии независимой кинофирмы «Мейфлауэр», выпустившей три фильма – «Сосуд зла» (1937), «Переулок Св. Мартина» (1938) и «Таверна „Ямайка“» (1939).
В «Таверне...» (режиссер А. Хичкок) Лотон сыграл роль изувера-садиста, лорда Пенгаллона. Но наиболее запоминающимся был герой «Переулка Св. Мартина», уличный певец Чарлз Сэггерс. Обаяние и психологическая тонкость Вивьен Ли в роли Либерти, задушевность Лотона – Сэггерса выделяют этот фильм на фоне многих английских картин 30-х годов.
С началом войны «Мейфлауэр» пришлось ликвидировать. В Голливуде Лотон снимается в роли Квазимодо в «Горбуне Собора Парижской богоматери» у режиссера У. Дитерле. Но эта работа удовлетворения ему не принесла, хотя зрители смотрели картину с удовольствием.
Лишь в 1942 году, в одном из эпизодов фильма Ж. Дювивье «Сказки Манхэттена», актер смог обратиться к главной теме своей жизни, создав образ музыканта Чарлза Смита, обойденного благополучием, но богатого душой.
В годы войны Лотон возвращается на сцену, он с успехом выступает в госпиталях. Много времени Чарлз уделял актерам-любителям, начинающим режиссерам и просто мечтателям. Он организовал труппу «Чарлз Лотон плейерз» и поставил с ней «Вишневый сад», продержавшийся на афишах пять месяцев. Известный американский критик А Джонсон назвал Чарлза «великим человеком, который из многих возможных для него путей выбрал путь актера».
В 1946 году Лотон взялся за постановку «Жизни Галилея» Б. Брехта. Репетиции «Галилея» заняли весь год. По свидетельству Брехта, Чарлз сделал все, чтобы его герой выглядел не отрешенным интеллектуалом, а «обыкновенным смертным». Отвечая на вопрос драматурга, почему он стал актером, Лотон произнес: «Потому что люди плохо знают себя, а я могу показать им их истинное „я“».
Премьера «Жизни Галлилея» состоялась 31 июля 1947 года в Беверли-Хиллз. Успеха пьеса не имела. Слишком уж непривычной оказалась манера Брехта для публики.
В 1948 году Лотон снялся в четырех голливудских фильмах – экранизации ремарковской «Триумфальной арки» (гестаповец Хааке); «Девушке из Манхэттена» (епископ), «Больших часах» (магнат прессы), «Подкупе» (попрошайка). Тенденция продюсеров давать ему не только одноплановые, но и третьестепенные, эпизодические роли удручала актера. Но театральные эксперименты требовали денег, поэтому он вынужден был играть то, что ему предлагают.
Лотон собирался поставить в концертном исполнении третий акт пьесы Б. Шоу «Человек и сверхчеловек». Для участия в спектакле он пригласил трех известных актеров: своего старого друга, сэра Седрика Хардвика, француза Шарля Буайе («Буайе – мастер тирады, именно это нужно для Шоу») и американку Агнес Мурхед, прославившуюся в фильме Орсона Уэллса «Гражданин Кейн».
Лотон добивался максимальной отточенности каждой интонации, паузы, жеста. Буайе в шутку спрашивал: «Вы никогда не отдыхаете, Чарлз?» – «Зачем отдыхать, если впереди вечность?» – отвечал Лотон, и это была своего рода концепция жизни. Ему принадлежит характерное высказывание о жизни и смерти: «Однажды мы говорили об искусстве с моим большим другом Жаном Ренуаром и пришли к выводу, что если мы и боимся смерти, то только потому, что не сможем узнать ничего нового об искусстве. Ибо в искусстве сосредоточено все, что стоит знать человеку».
Вопреки мрачным прогнозам критики постановка имела подлинный успех. После занявшей весь 1950 год поездки по стране микротруппа Лотона показала «Дон Жуана в аду» в зале Карнеги-холл. Восторженный прием публики заставил замолчать даже недоброжелателей. Представления перенесли на Бродвей. Рецензенты согласились, что Лотон совершил чудо – четыре человека в вечерних костюмах стояли у пюпитров и читали пятидесятилетней давности пьесу без сюжета. На сцене разворачивалась философская и интеллектуальная дискуссия между Дон Жуаном, статуей Командора, донной Анной и Дьяволом.
Триумф спектакля в немалой степени объяснялся появлением Лотона в роли Дьявола. Респектабельный джентльмен в очках, он вовсе не походил на традиционного Сатану. Однако постепенно герой Лотона вырастал в полного сарказма, самоуверенного и циничного Дьявола, уверенного как в своем могуществе, так и в порочности человека...
Развивая успех, Чарлз взялся за театрализацию поэмы Бенета «Тело Джона Брауна», посвященную знаменитому борцу за освобождение негров. И вновь победа над зрителем. Критика затруднялась, какой из постановок отдать предпочтение – Шоу или Бенета. К этому времени относится знакомство и дружба Лотона со знаменитым негритянским актером-певцом Гари Белафонте. Жена Лотона, уже известная английская актриса Эльза Ланчестер, участвовала в середине 50-х годов в одной из концертных программ Белафонте. После этого Лотон сам хотел поставить театрализованный концерт с его участием – вечер негритянского фольклора. Но, к сожалению, обстоятельства помешали им воплотить эти замыслы.
Традиционное турне по стране (с композицией о Джоне Брауне) прошло при аншлагах. Актер выступал по телевидению с самостоятельной программой «Это Чарлз Лотон», читал по радио «Моби Дика» Г. Мелвилла, появлялся со своей композицией по Библии перед нью-йоркской публикой. Лотон утверждал, что искусство способно завоевать миллионы, если только оно идет в верном направлении: «Публика готова слушать настоящую литературу в любых количествах... Она очень любит высокую драму и высокую комедию...»
Лотон не только играет в кино и театре, но и занимается переводом на английский язык пьес зарубежных драматургов, редактирует сборники сказок для детей, не забывает и свое любимое занятие для души – садоводство.
Последние десять лет его жизни прошли в основном под знаком театра. Лотон поставил пьесу К. Ваука «Военный суд по делу о мятеже на „Кейне“», пьесу Б. Шоу «Майор Барбара», в которой сам сыграл роль Эндрю Андершафта.
Завершающей работой Лотона на сцене стал король Лир в спектакле шекспировского Мемориального театра в Стрэтфорде-на-Эвоне в 1959 году. Лир в его исполнении был не сильным, властным монархом, а «добрым королем мирных поселян», человеком, завоевавшим любовь подданных своей добротой и справедливостью. Правда, такая трактовка роли вызвала споры среди критиков.
В 1950-х годах актер снялся в семи голливудских фильмах. Он брался за любую роль, лишь бы она выходила за амплуа «злодея», но чаще всего был вынужден повторять себя.
В 1955 году Лотон дебютировал в качестве кинорежиссера. Поставленный им фильм «Ночь охотника» по роману Дэвида Грабба критика рассматривает как одно из самых смелых новаторских произведений американского кино послевоенных лет. Смешав воедино ужасы готического романа и милые детям чудеса, «черный» фильм и волшебную сказку, Чарлз Лотон создал произведение странное, непонятное и единственное во всех смыслах этого слова. Его намерением было, как он сам говорил, не искать какую-либо символику, а воссоздать сон, мечту...
Одна из лучших последних киноработ Лотона – роль рыцаря справедливости, адвоката Уилфрида Робаста в экранизации пьесы А. Кристи «Свидетель обвинения» (1957). В образе Робаста актеру удалось воплотить черты, наиболее отвечающие его идеалу человека, – жизнелюбие, бесконечную требовательность к себе и любовь к людям, непримиримость ко злу и лжи.
Последние фильмы с участием актера – «Спартак» и «Буря над Вашингтоном» не разочаровали публику.
Чарлз Лотон умер 15 декабря 1962 года. Самая безжалостная из современных болезней, рак, не сломила его духа. Он знал, что болезнь его неизлечима, но продолжал работать над ролью в «Буре над Вашингтоном»...
Лотон учился в школе иезуитов в Стонхерсте. Любил он только два предмета – французский язык и математику. Среди писателей ему нравились М. Твен и Г.Х. Андерсен. Свободное время мальчик отдавал театру. Правда, дебют Чарлза на любительской сцене прошел без блеска (он играл роль хозяина гостиницы в пьесе «Личный секретарь» Хоутри).
Окончив школу, 16-летний Лотон, по настоянию родителей, перебрался в Лондон, в знаменитый отель «Клэридж», чтобы изучить постановку дела.
В конце 1917 года Чарлза призвали в армию. Незадолго до перемирия он пострадал от газовой атаки и долгое время его преследовали заболевания дыхательных путей.
Вернувшись в Скарборо, Лотон помогал больному отцу, а по вечерам и в выходные дни выступал в любительской труппе «Артистов Скарборо».
В 1925 году Чарлз поступил в прославленную театральную Академию, в которой преподавали француженка Лилиан Гаше и русский Федор Комиссаржевский. Увлеченность Лотона, его фанатическая работоспособность поражали студентов и учителей. И хотя финансовое положение Чарлза было незавидным, он писал матери: «Я счастлив сверх всех ожиданий...»
Через несколько месяцев Комиссаржевский представил его антрепренеру театра «Барнз» Ф. Риджуэю. Роль Хиггинса в «Пигмалионе» Б. Шоу принесла Лотону успех: он получил высшую награду Академии, медаль имени Бэнкрофта. Сенсационное награждение первокурсника попало на страницы солидной «Таймс».
В апреле 1926 года молодой Лотон, только что окончивший с отличием курс Королевской Академии драматического искусства, дебютировал на сцене в роли Осипа в комедии Гоголя «Ревизор». В течение первого года своей профессиональной актерской деятельности 27-летний актер исполнил на сцене лондонского театра «Амбассадор» четыре роли, и три из них – в русском классическом репертуаре. После Осипа он сыграл Епиходова и Соленого в пьесах Чехова «Вишневый сад» и «Три сестры», поставленных Федором Комиссаржевским.
Чарлз тщательно готовился к спектаклям. Например, получив роль вора Фиксура в пьесе венгерского драматурга Мольнара «Лилиом», он посещал таверны, где собирались отбросы общества. В результате критики отмечали, что молодой актер превратил второстепенную роль жулика в центральную.
Совершив гастроли по Англии, Чарлз принял предложение Комиссаржевского сыграть в его спектакле «Павел Первый». Зловещий граф Пален в исполнении Лотона произвел столь глубокое впечатление, что продюсеры закрепили за ним амплуа злодея.
В кино Лотон дебютировал в эпизодической роли у режиссера Э. Дюпона в фильме «Пикадилли». Следующий раз он появился на экране благодаря жене. (Чарлз влюбился в актрису Эльзу Ланчестер на репетициях пьесы А. Беннета «Мистер Прохэк» и вскоре сделал ей предложение...) Старый друг Эльзы писатель Г. Уэллс написал для молодого режиссера А. Монтегю сценарий, состоящий из трех комедийных новелл. Ланчестер настояла на участии в картине своего мужа. Лотон не подвел, блистательно справившись с ролями негодяев.
Однако свое будущее он по-прежнему связывал с театром. 30 сентября 1931 года на Бродвее состоялась премьера спектакля «Задержанная зарплата» С. Форестера. Лотон покорил публику необычной, отталкивающей достоверностью персонажа (зрительный зал испытывал ужас, люди вскрикивали, плакали, рыдали по ходу представления). Ведущий театральный критик Америки Джон М. Браун не скрывал восторга: «...У Лотона – одно из наиболее выразительных лиц, какие только можно встретить на сцене. Его руки, ноги и тело всегда послушны и выражают то, что он должен сказать. Он не произносит реплик, они рождаются в его мозгу, и вы видите, как это происходит, по его глазам. Он может быть резок до ядовитого неистовства, телесен до отталкивающей плотскости, весел до экспансивности Фальстафа, жесток до леденящего кровь ужаса... Это самая удивительная личность, чести видеть которую удостоен Нью-Йорк впервые за долгие годы».
Лотон отклонил несколько заманчивых предложений из Голливуда, поскольку не хотел подписывать долгосрочный контракт, тем более без права выбора ролей. И только после того как его условия были приняты, он снялся в роли мелкого дельца в фильме ужасов «Старый темный дом» (1931) по рассказу Дж. Б. Пристли и мелодраматической роли капитана подводной лодки в «Дьяволе и океане» (1932). Лотона хвалили за «выдающееся актерское исполнение».
Тем временем начинались съемки исторического фильма «Знак креста» (1932), где он играл роль Нерона. В его исполнении римский император оказался гротескной, комической фигурой, что вызвало неудовольствие у режиссера С. де Милля. Однако зрители и критики приняли этого Нерона с восторгом.
В Голливуде Лотону давали либо комические роли («Если бы у меня был миллион», 1932), либо роли преступников и злодеев («Остров потерянных душ», 1932). Актеру это не нравилось, он мечтал вернуться в театр и выступать в шекспировском репертуаре.
Фильм «Частная жизнь Генриха VIII» Александра Корды (1933) многое изменил в его жизни. Лотон, получивший главную роль, много времени проводил в библиотеках и музеях, изучая эпоху, атмосферу средневековой Англии, старался понять образ мыслей современников Генриха.
Он изобразил короля капризным изменчивым человеком, чьи многочисленные желания не осуществились, а надежды не оправдались. Защищая свою позицию, Лотон говорил: «Я хотел сделать его убедительным, хотел показать его общительным и по-своему обаятельным человеком, каковым он и должен был быть, чтобы завоевать такую фантастическую популярность, какой он обладал в действительности. Он был прекрасным лингвистом и опытным музыкантом; он сочинил две мессы. Я хотел показать его человеком, каким он был, а не деспотом, каким его изображали».
Американские киноакадемики наградили Лотона «Оскаром». На Первом Международном кинофестивале в Москве (1934) он был признан лучшим актером года.
В 1935 году на экраны вышел фильм «Мятеж на „Баунти“», в котором Лотон появился в образе сурового и придирчивого капитана Блая. Персонаж Блая настолько увлек Лотона, что он предпринял серьезные поиски сведений об офицере, его привычках, одежде.
Огромная сила и убедительность, с которой Лотон играл отрицательные роли, дала повод одному из английских критиков задать следующий вопрос: «Сумеет ли он избежать ожидающей его долгой череды убийц, садистов, пьяниц и маньяков?» И добавить. «На это, по-видимому, надежды мало».
После ряда удачных работ в кино Лотон неожиданно вернулся на сцену. Восемь месяцев актер выступал в спектаклях объединенной труппы «Олд Вик – Сэдлерс Уэллс». Получал он сто долларов в неделю (в двадцать раз меньше, чем ему платили в Голливуде), тратил около четырнадцати часов в сутки на подготовку роли, на репетиции, отвергая любые предложения кинопродюсеров и антрепренеров. Друзьям Лотон объяснял: «Мне не удалось получить классического образования, хотя, как говорится, я не расставался с классиками даже в постели. Откажись я от возможности хоть как-то восполнить этот пробел, и я бы перестал уважать себя. Я понял, что старею, и если я не останусь верен мечтам юности, то вскоре мне придется только зарабатывать деньги и забыть о честолюбии».
Каждый месяц Лотон появлялся в новой роли: Анджело в «Мере за меру», Просперо в «Буре», Макбет, Чезюбл в «Как важно быть серьезным» Уайльда, Тэттл в пьесе У. Конгрива «Любовь за любовь». Зрительный зал на его спектаклях был неизменно полон. Критики же не пришли к единому мнению. Одни с восторгом отмечали темперамент, мощь, ренессансное жизнелюбие шекспировских персонажей Лотона. Другие осуждали актера за отход от традиций, за неумение найти общий стилистический язык с партнерами.
После восьми месяцев выступлений в «Олд Вике» Лотон вернулся в кино. В большинстве ролей самого счастливого периода его творчества (1934-1942) Лотон покорял диапазоном своих перевоплощений. Не верилось, что один и тот же актер мог сыграть и Генриха, и потомственного лакея Рагглса («Рагглс из Ред-Гапа»), и деспотичного отца семейства («Барреты с Уимпол-стрит»), и свирепого морского волка («Мятеж на „Баунти“»), и полицейского ищейку Жавера («Отверженные»), и несчастного Квазимодо («Собор Парижской Богоматери»)...
«Успех Лотона объяснялся не только даром перевоплощения, редкостным пониманием психологии героев или фантастической техникой, – пишет киновед В. Утилов. – Обладал он еще и диапазоном необычайной широты. Его считали комиком, но в каждой роли, даже в анекдотической (безработный музыкант получает шанс стать дирижером, но во время выступления у него разлетается фрак), он показывал себя и великим драматическим актером, и трагиком. Поэтому за самой маленькой ролью вставал яркий и большой человек, а чувства героев обретали масштаб, оказываясь неодолимыми и испепеляющими».
Сниматься в Голливуде Лотону больше не хотелось. Он стал одним из учредителей первой в Англии независимой кинофирмы «Мейфлауэр», выпустившей три фильма – «Сосуд зла» (1937), «Переулок Св. Мартина» (1938) и «Таверна „Ямайка“» (1939).
В «Таверне...» (режиссер А. Хичкок) Лотон сыграл роль изувера-садиста, лорда Пенгаллона. Но наиболее запоминающимся был герой «Переулка Св. Мартина», уличный певец Чарлз Сэггерс. Обаяние и психологическая тонкость Вивьен Ли в роли Либерти, задушевность Лотона – Сэггерса выделяют этот фильм на фоне многих английских картин 30-х годов.
С началом войны «Мейфлауэр» пришлось ликвидировать. В Голливуде Лотон снимается в роли Квазимодо в «Горбуне Собора Парижской богоматери» у режиссера У. Дитерле. Но эта работа удовлетворения ему не принесла, хотя зрители смотрели картину с удовольствием.
Лишь в 1942 году, в одном из эпизодов фильма Ж. Дювивье «Сказки Манхэттена», актер смог обратиться к главной теме своей жизни, создав образ музыканта Чарлза Смита, обойденного благополучием, но богатого душой.
В годы войны Лотон возвращается на сцену, он с успехом выступает в госпиталях. Много времени Чарлз уделял актерам-любителям, начинающим режиссерам и просто мечтателям. Он организовал труппу «Чарлз Лотон плейерз» и поставил с ней «Вишневый сад», продержавшийся на афишах пять месяцев. Известный американский критик А Джонсон назвал Чарлза «великим человеком, который из многих возможных для него путей выбрал путь актера».
В 1946 году Лотон взялся за постановку «Жизни Галилея» Б. Брехта. Репетиции «Галилея» заняли весь год. По свидетельству Брехта, Чарлз сделал все, чтобы его герой выглядел не отрешенным интеллектуалом, а «обыкновенным смертным». Отвечая на вопрос драматурга, почему он стал актером, Лотон произнес: «Потому что люди плохо знают себя, а я могу показать им их истинное „я“».
Премьера «Жизни Галлилея» состоялась 31 июля 1947 года в Беверли-Хиллз. Успеха пьеса не имела. Слишком уж непривычной оказалась манера Брехта для публики.
В 1948 году Лотон снялся в четырех голливудских фильмах – экранизации ремарковской «Триумфальной арки» (гестаповец Хааке); «Девушке из Манхэттена» (епископ), «Больших часах» (магнат прессы), «Подкупе» (попрошайка). Тенденция продюсеров давать ему не только одноплановые, но и третьестепенные, эпизодические роли удручала актера. Но театральные эксперименты требовали денег, поэтому он вынужден был играть то, что ему предлагают.
Лотон собирался поставить в концертном исполнении третий акт пьесы Б. Шоу «Человек и сверхчеловек». Для участия в спектакле он пригласил трех известных актеров: своего старого друга, сэра Седрика Хардвика, француза Шарля Буайе («Буайе – мастер тирады, именно это нужно для Шоу») и американку Агнес Мурхед, прославившуюся в фильме Орсона Уэллса «Гражданин Кейн».
Лотон добивался максимальной отточенности каждой интонации, паузы, жеста. Буайе в шутку спрашивал: «Вы никогда не отдыхаете, Чарлз?» – «Зачем отдыхать, если впереди вечность?» – отвечал Лотон, и это была своего рода концепция жизни. Ему принадлежит характерное высказывание о жизни и смерти: «Однажды мы говорили об искусстве с моим большим другом Жаном Ренуаром и пришли к выводу, что если мы и боимся смерти, то только потому, что не сможем узнать ничего нового об искусстве. Ибо в искусстве сосредоточено все, что стоит знать человеку».
Вопреки мрачным прогнозам критики постановка имела подлинный успех. После занявшей весь 1950 год поездки по стране микротруппа Лотона показала «Дон Жуана в аду» в зале Карнеги-холл. Восторженный прием публики заставил замолчать даже недоброжелателей. Представления перенесли на Бродвей. Рецензенты согласились, что Лотон совершил чудо – четыре человека в вечерних костюмах стояли у пюпитров и читали пятидесятилетней давности пьесу без сюжета. На сцене разворачивалась философская и интеллектуальная дискуссия между Дон Жуаном, статуей Командора, донной Анной и Дьяволом.
Триумф спектакля в немалой степени объяснялся появлением Лотона в роли Дьявола. Респектабельный джентльмен в очках, он вовсе не походил на традиционного Сатану. Однако постепенно герой Лотона вырастал в полного сарказма, самоуверенного и циничного Дьявола, уверенного как в своем могуществе, так и в порочности человека...
Развивая успех, Чарлз взялся за театрализацию поэмы Бенета «Тело Джона Брауна», посвященную знаменитому борцу за освобождение негров. И вновь победа над зрителем. Критика затруднялась, какой из постановок отдать предпочтение – Шоу или Бенета. К этому времени относится знакомство и дружба Лотона со знаменитым негритянским актером-певцом Гари Белафонте. Жена Лотона, уже известная английская актриса Эльза Ланчестер, участвовала в середине 50-х годов в одной из концертных программ Белафонте. После этого Лотон сам хотел поставить театрализованный концерт с его участием – вечер негритянского фольклора. Но, к сожалению, обстоятельства помешали им воплотить эти замыслы.
Традиционное турне по стране (с композицией о Джоне Брауне) прошло при аншлагах. Актер выступал по телевидению с самостоятельной программой «Это Чарлз Лотон», читал по радио «Моби Дика» Г. Мелвилла, появлялся со своей композицией по Библии перед нью-йоркской публикой. Лотон утверждал, что искусство способно завоевать миллионы, если только оно идет в верном направлении: «Публика готова слушать настоящую литературу в любых количествах... Она очень любит высокую драму и высокую комедию...»
Лотон не только играет в кино и театре, но и занимается переводом на английский язык пьес зарубежных драматургов, редактирует сборники сказок для детей, не забывает и свое любимое занятие для души – садоводство.
Последние десять лет его жизни прошли в основном под знаком театра. Лотон поставил пьесу К. Ваука «Военный суд по делу о мятеже на „Кейне“», пьесу Б. Шоу «Майор Барбара», в которой сам сыграл роль Эндрю Андершафта.
Завершающей работой Лотона на сцене стал король Лир в спектакле шекспировского Мемориального театра в Стрэтфорде-на-Эвоне в 1959 году. Лир в его исполнении был не сильным, властным монархом, а «добрым королем мирных поселян», человеком, завоевавшим любовь подданных своей добротой и справедливостью. Правда, такая трактовка роли вызвала споры среди критиков.
В 1950-х годах актер снялся в семи голливудских фильмах. Он брался за любую роль, лишь бы она выходила за амплуа «злодея», но чаще всего был вынужден повторять себя.
В 1955 году Лотон дебютировал в качестве кинорежиссера. Поставленный им фильм «Ночь охотника» по роману Дэвида Грабба критика рассматривает как одно из самых смелых новаторских произведений американского кино послевоенных лет. Смешав воедино ужасы готического романа и милые детям чудеса, «черный» фильм и волшебную сказку, Чарлз Лотон создал произведение странное, непонятное и единственное во всех смыслах этого слова. Его намерением было, как он сам говорил, не искать какую-либо символику, а воссоздать сон, мечту...
Одна из лучших последних киноработ Лотона – роль рыцаря справедливости, адвоката Уилфрида Робаста в экранизации пьесы А. Кристи «Свидетель обвинения» (1957). В образе Робаста актеру удалось воплотить черты, наиболее отвечающие его идеалу человека, – жизнелюбие, бесконечную требовательность к себе и любовь к людям, непримиримость ко злу и лжи.
Последние фильмы с участием актера – «Спартак» и «Буря над Вашингтоном» не разочаровали публику.
Чарлз Лотон умер 15 декабря 1962 года. Самая безжалостная из современных болезней, рак, не сломила его духа. Он знал, что болезнь его неизлечима, но продолжал работать над ролью в «Буре над Вашингтоном»...
Фильмография
1962 Совет и согласие / Advise & Consent ... Senator Seabright Cooley
1960 Спартак / Spartacus ... Sempronius Gracchus
1960 Под десятью флагами / Sotto dieci bandiere ... Admiral Russell
1959 A Midsummer Night's Dream (ТВ) ... Nick Bottom
1957 Свидетель обвинения / Witness for the Prosecution ... Sir Wilfrid Robarts
1956 - 1961 Театр 90 / Playhouse 90 (сериал) ... Rabbi Adam Heller
1954 Выбор Хобсона / Hobson's Choice ... Henry Horatio Hobson
1953 Малышка Бесс / Young Bess ... King Henry VIII
1953 Саломея / Salome ... King Herod
1953 - 1962 Театр «Дженерал Электрик» / General Electric Theater (сериал) ... Edwin Kensington
1952 Эбботт и Костелло встречают капитана Кидда / Abbott and Costello Meet Captain Kidd ... Capt. William Kidd
1952 Вождь краснокожих и другие / Full House ... Soapy
1951 Загадочная дверь / Strange Door, The ... Sire Alain de Maletroit
1951 Голубая вуаль / Blue Veil, The ... Fred K. Begley
1949 Человек на Эйфелевой башне / Man on the Eiffel Tower, The ... Inspector Jules Maigret
1949 Подкуп / Bribe, The ... J.J. Bealer
1948 Girl from Manhattan, The ... The Bishop
1948 Большие часы / Big Clock, The ... Earl Janoth
1948 Триумфальная арка / Arch of Triumph ... Ivon Haake
1948 Наш свадебный путь / On Our Merry Way ... Reverend John B. Dunne
1947 Leben des Galilei ... Galileo Galilei
1947 Дело Парадайна / Paradine Case, The ... Judge Lord Thomas Horfield
1946 Из-за него / Because of Him ... John Sheridan
1945 Капитан Кидд / Captain Kidd ... Capt. William Kidd
1944 Подозреваемый / Suspect, The ... Philip Marshall
1944 Кентервильское привидение / Canterville Ghost, The ... Sir Simon de Canterville / The Ghost
1943 Человек из Новой Зелании / Man from Down Under, The ... Jocko Wilson
1943 Эта земля моя / This Land Is Mine ... Albert Lory
1943 Вечность и день / Forever and a Day ... Bellamy - Dexter's Butler
1942 Готовься к бою / Stand by for Action ... Rear Admiral Stephen Thomas
1942 Сказки Манхэттена / Tales of Manhattan ... Charles Smith
1942 Хиппи из Таити / Tuttles of Tahiti, The ... Jonas Tuttle
1941 Всё началось с Евы / It Started with Eve ... Jonathan Reynolds
1940 Они знали, что хотели / They Knew What They Wanted ... Tony Patucci
1939 Горбун Собора Парижской Богоматери / Hunchback of Notre Dame, The ... Quasimodo
1939 Таверна «Ямайка» / Jamaica Inn ... Sir Humphrey Pengallan
1938 Переулок святого Мартина / Sidewalks of London ... Charles Staggers
1938 Сосуд гнева / Vessel of Wrath ... Ginger Ted' Wilson
1937 Я, Клавдий / I, Claudius ... Claudius
1936 Рембрандт / Rembrandt ... Rembrandt van Rijn
1935 Мятеж на Баунти / Mutiny on the Bounty ... Capt. William Bligh
1935 Отверженные / Les misérables ... Inspector Javert
1935 Рагглз из Ред-Геп / Ruggles of Red Gap ... Marmaduke Ruggles
1934 Барреты с Уимпол-стрит / Barretts of Wimpole Street, The ... Edward Moulton-Barrett
1933 White Woman ... Horace H. Prin
1933 Частная жизнь Генриха VIII / Private Life of Henry VIII., The ... King Henry VIII
1932 Остров потерянных душ / Island of Lost Souls ... Dr. Moreau
1932 Крестное знамение / Sign of the Cross, The ... Emperor Nero Claudius Caesar
1932 Если бы у меня был миллион / If I Had a Million ... Phineas V. Lambert
1932 Payment Deferred ... William Marble
1932 Старый страшный дом / Old Dark House, The ... Sir William Porterhouse
1932 Дьявол и глубина / Devil and the Deep ... Cmdr. Charles Sturm
1931 Down River ... Captain Grossman
1930 Wolves ... Captain Job
1929 Пиккадилли / Piccadilly ... A Nightclub Diner
1928 Мечты / Daydreams ... Lecherous Boarder / Ram Das in Dream Sequence
1928 Tonic, The ... Father of the Family
1928 Blue Bottles ... Burglar
1960 Спартак / Spartacus ... Sempronius Gracchus
1960 Под десятью флагами / Sotto dieci bandiere ... Admiral Russell
1959 A Midsummer Night's Dream (ТВ) ... Nick Bottom
1957 Свидетель обвинения / Witness for the Prosecution ... Sir Wilfrid Robarts
1956 - 1961 Театр 90 / Playhouse 90 (сериал) ... Rabbi Adam Heller
1954 Выбор Хобсона / Hobson's Choice ... Henry Horatio Hobson
1953 Малышка Бесс / Young Bess ... King Henry VIII
1953 Саломея / Salome ... King Herod
1953 - 1962 Театр «Дженерал Электрик» / General Electric Theater (сериал) ... Edwin Kensington
1952 Эбботт и Костелло встречают капитана Кидда / Abbott and Costello Meet Captain Kidd ... Capt. William Kidd
1952 Вождь краснокожих и другие / Full House ... Soapy
1951 Загадочная дверь / Strange Door, The ... Sire Alain de Maletroit
1951 Голубая вуаль / Blue Veil, The ... Fred K. Begley
1949 Человек на Эйфелевой башне / Man on the Eiffel Tower, The ... Inspector Jules Maigret
1949 Подкуп / Bribe, The ... J.J. Bealer
1948 Girl from Manhattan, The ... The Bishop
1948 Большие часы / Big Clock, The ... Earl Janoth
1948 Триумфальная арка / Arch of Triumph ... Ivon Haake
1948 Наш свадебный путь / On Our Merry Way ... Reverend John B. Dunne
1947 Leben des Galilei ... Galileo Galilei
1947 Дело Парадайна / Paradine Case, The ... Judge Lord Thomas Horfield
1946 Из-за него / Because of Him ... John Sheridan
1945 Капитан Кидд / Captain Kidd ... Capt. William Kidd
1944 Подозреваемый / Suspect, The ... Philip Marshall
1944 Кентервильское привидение / Canterville Ghost, The ... Sir Simon de Canterville / The Ghost
1943 Человек из Новой Зелании / Man from Down Under, The ... Jocko Wilson
1943 Эта земля моя / This Land Is Mine ... Albert Lory
1943 Вечность и день / Forever and a Day ... Bellamy - Dexter's Butler
1942 Готовься к бою / Stand by for Action ... Rear Admiral Stephen Thomas
1942 Сказки Манхэттена / Tales of Manhattan ... Charles Smith
1942 Хиппи из Таити / Tuttles of Tahiti, The ... Jonas Tuttle
1941 Всё началось с Евы / It Started with Eve ... Jonathan Reynolds
1940 Они знали, что хотели / They Knew What They Wanted ... Tony Patucci
1939 Горбун Собора Парижской Богоматери / Hunchback of Notre Dame, The ... Quasimodo
1939 Таверна «Ямайка» / Jamaica Inn ... Sir Humphrey Pengallan
1938 Переулок святого Мартина / Sidewalks of London ... Charles Staggers
1938 Сосуд гнева / Vessel of Wrath ... Ginger Ted' Wilson
1937 Я, Клавдий / I, Claudius ... Claudius
1936 Рембрандт / Rembrandt ... Rembrandt van Rijn
1935 Мятеж на Баунти / Mutiny on the Bounty ... Capt. William Bligh
1935 Отверженные / Les misérables ... Inspector Javert
1935 Рагглз из Ред-Геп / Ruggles of Red Gap ... Marmaduke Ruggles
1934 Барреты с Уимпол-стрит / Barretts of Wimpole Street, The ... Edward Moulton-Barrett
1933 White Woman ... Horace H. Prin
1933 Частная жизнь Генриха VIII / Private Life of Henry VIII., The ... King Henry VIII
1932 Остров потерянных душ / Island of Lost Souls ... Dr. Moreau
1932 Крестное знамение / Sign of the Cross, The ... Emperor Nero Claudius Caesar
1932 Если бы у меня был миллион / If I Had a Million ... Phineas V. Lambert
1932 Payment Deferred ... William Marble
1932 Старый страшный дом / Old Dark House, The ... Sir William Porterhouse
1932 Дьявол и глубина / Devil and the Deep ... Cmdr. Charles Sturm
1931 Down River ... Captain Grossman
1930 Wolves ... Captain Job
1929 Пиккадилли / Piccadilly ... A Nightclub Diner
1928 Мечты / Daydreams ... Lecherous Boarder / Ram Das in Dream Sequence
1928 Tonic, The ... Father of the Family
1928 Blue Bottles ... Burglar
Продюсер
1939 Таверна «Ямайка» / Jamaica Inn
1938 Переулок святого Мартина / Sidewalks of London
1938 Сосуд гнева / Vessel of Wrath
1938 Переулок святого Мартина / Sidewalks of London
1938 Сосуд гнева / Vessel of Wrath
Сценарист
1955 Ночь охотника / Night of the Hunter, The
1947 Leben des Galilei / Leben des Galilei
1938 Переулок святого Мартина / Sidewalks of London
1947 Leben des Galilei / Leben des Galilei
1938 Переулок святого Мартина / Sidewalks of London
Режиссер
1955 Ночь охотника / Night of the Hunter, The
1949 Человек на Эйфелевой башне / Man on the Eiffel Tower, The
1949 Человек на Эйфелевой башне / Man on the Eiffel Tower, The
Работы в театре
1959 «Король Лир» (У. Шекспир)
1956 - 1957 «Major Barbara» (Д. Б. Шоу)
1951 - 1952 «Don Juan in Hell» (Д. Б. Шоу)
1950 «Вишневый сад» (А. П. Чехов)
1947 «Galileo» (Б. Брехт)
1939 «The Hunchback of Notre'dam» (В.М. Гюго)
1936 «Рембрандт»
1933 «Island of Lost Souls»
1932 «The Fatal Alibi» (А. Кристи)
1931 «Payment Deferred»
1928 «The Silver Tassie»
1928 «Алиби» (А. Кристи)
1926 «Ревизор» (Н. В. Гоголь)
1956 - 1957 «Major Barbara» (Д. Б. Шоу)
1951 - 1952 «Don Juan in Hell» (Д. Б. Шоу)
1950 «Вишневый сад» (А. П. Чехов)
1947 «Galileo» (Б. Брехт)
1939 «The Hunchback of Notre'dam» (В.М. Гюго)
1936 «Рембрандт»
1933 «Island of Lost Souls»
1932 «The Fatal Alibi» (А. Кристи)
1931 «Payment Deferred»
1928 «The Silver Tassie»
1928 «Алиби» (А. Кристи)
1926 «Ревизор» (Н. В. Гоголь)
Награды и премии
Британская академия, 1963 год
Номинации: Лучший иностранный актер («Совет и согласие»)
Британская академия, 1959 год
Номинации: Лучший иностранный актер («Свидетель обвинения»)
Оскар, 1958 год
Номинации: Лучшая мужская роль («Свидетель обвинения»)
Золотой глобус, 1958 год
Номинации: Лучшая мужская роль (драма) («Свидетель обвинения»)
Оскар, 1936 год
Номинации: Лучшая мужская роль («Мятеж на Баунти»)
Оскар, 1934 год
Победитель: Лучшая мужская роль («Частная жизнь Генриха VIII»)
Номинации: Лучший иностранный актер («Совет и согласие»)
Британская академия, 1959 год
Номинации: Лучший иностранный актер («Свидетель обвинения»)
Оскар, 1958 год
Номинации: Лучшая мужская роль («Свидетель обвинения»)
Золотой глобус, 1958 год
Номинации: Лучшая мужская роль (драма) («Свидетель обвинения»)
Оскар, 1936 год
Номинации: Лучшая мужская роль («Мятеж на Баунти»)
Оскар, 1934 год
Победитель: Лучшая мужская роль («Частная жизнь Генриха VIII»)