С участием персоны 3 раздач
Краткая биография
Имя: Sarah Bernhardt
Дата рождения: 23 октября, 1844 | весы
Место рождения: Париж, Франция
Дата смерти: 26 марта, 1923 | 78 лет
Место смерти: Париж, Франция
Карьера: Актриса, сценарист
Жанр: Драма, документальный, театр
Рост: 1.60 м
Супруг: Аристидис Жак Дамала (умер)
Дата рождения: 23 октября, 1844 | весы
Место рождения: Париж, Франция
Дата смерти: 26 марта, 1923 | 78 лет
Место смерти: Париж, Франция
Карьера: Актриса, сценарист
Жанр: Драма, документальный, театр
Рост: 1.60 м
Супруг: Аристидис Жак Дамала (умер)
Биография
Сара Бернар (1844 – 1923) - величайшая театральная актриса XIX века. “Божественная, несравненная и неповторимая!”- так отзывались о ней искушенные театральные критики, репортёры газет. В её списке значились только самые яркие роли. Она играла таких великих женщин, как Клеопатра, Адриенна Лекуврер и Жанна д’Арк. Театральные постановки, в которых принимала участие Сара всегда имели оглушительный успех. В её амплуа были в основном серьёзные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище «Божественная Сара».
Ранние годы
Её настоящее имя - Анриэтта-Розина Бернар. Она родилась в Париже, на улице Факультета Медицины, в доме № 5 в VI округе 23 октября 1844 года. Сара была незаконнорождённой дочерью голландской еврейки, учительницы музыки и, по совместительству, красавицы–куртизанки Юдит ван Харт (Жюли) и французского юриста Эдварда Бернара. Мать постоянно посещала светские рауты Парижа. Нередко Юдифь брала в высший свет и свою маленькую дочку. Но Саре были не по душе все эти светские сплетни. Она бунтовала. Устраивала истерики любимой маман. Будущая известная актриса росла своенравной, скандальной и эпатажной девчонкой. Справиться с ней было невозможно.” Бунтарка, бесенёнок”, – так прозвало её светское общество.
А однажды Сара закатила грандиозный скандал своей матери на одном вечере. Девушка просила, плакала и умоляла Юдифь отпустить её в обитель. При этой сцене присутствовал покровитель Жюли герцог де Морни, сводный брат императора Наполеона III. «Да этой девочке дорога не в монастырь, а прямиком на сцену!» – воскликнул циник и умница де Морни. В тот же вечер они вместе с Александром Дюма-отцом отвели Сару в театр «Комеди Франсэз», где давали «Британника». Расин потряс ее. Она рыдала, испускала пронзительные вопли, публика шикала, а Дюма утешал впечатлительную девушку.
По протекции де Морни и Александра Дюма-отца 16-летнюю Сару приняли в Национальную академию музыки и декламации. После двух лет обучения в академии Сара получила ангажемент в «Комеди Франсэз», хотя у директора труппы ее кандидатура вызвала некоторые сомнения. «У нее все чрезмерно, – высказался директор о Саре. – Чересчур тонкая талия, слишком густые волосы, сверх-выразительные глаза!»
Карьера
Сара Бернар была чертовски красива. Копна рыжих волос, горящие глаза, узкое бледное лицо, точёная фигура. 1 сентября 1862 года на углу улиц Дюфо и Сент-Оноре на тумбе появилась афиша: «Дебют Мадемуазель Сары Бернар в «Комеди Франсэз» в трагедии Расина «Ифигения в Авлиде». «Эта молодая дебютантка столь же красива, сколь невыразительна», – пренебрежительно отозвалась критика на ее дебют.
Заметили Сару лишь через год, и то из-за глупейшего закулисного скандала. Она дала пощечину одной актрисе - неслыханное дело со времен Мольера! Из «Дома Мольера» она была изгнана на 10 лет и пошла на подмостки театра «Жимназ» (Gymnase) на Больших Бульварах. Оттуда она перешла в театр «Порт-Сен-Мартен», а затем в «Одеон». Именно здесь по-настоящему проявился ее талант – в роли менестреля Занетто в «Прохожем» Франсуа Коппе (1869 г.) Эта первая роль травести предваряет целую вереницу - Керубино из «Женитьбы Фигаро», Лорензаччо, Гамлета, Орленка (сына Наполеона Бонапарта)...
Вечером 16 января 1872 года на сцене «Одеона» Сара играла королеву в пьесе Гюго «Рюи Блаз». После спектакля за кулисы ворвался седовласый пэр Франции – Виктор Гюго – и опустился перед ней на колени: «Мадам! Вы изумительны в своем величии, – воскликнул Гюго. – Вы взволновали меня так, что я зарыдал. Я преклоняюсь перед вами и дарю вам ту слезу, что вы исторгли из моей груди...» Слеза была не фигуральная, а бриллиантовая, и она венчала цепочку-браслет.
Станиславский считал искусство Бернар примером технического совершенства. Бернар обладала красивым голосом, отточенной дикцией, пластичностью; однако виртуозное мастерство, изощрённая техника, наблюдательность, художественный вкус сочетались у Бернар с искусственностью, нарочитой эффектностью игры. «Каждый вздох Сары Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра,– писал Чехов, – есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок».
Слава
Сара Бернар вернулась в «Дом Мольера» будучи признанной примадонной, с гордо поднятой головой. На подмостках «Комеди Франсэз» она играла Андромаху, Дездемону, Корделию, Федру. В роли величавой Федры и запечатлел ее ваятель Франсуа Сикар, воздвигнув ей памятник на площади Генерала Карриу.
В конце XIX века Сара Бернар – в зените славы. Распрощавшись с «Комеди Франсэз», актриса едет на гастроли в Канаду, Америку. В России она побывала трижды – в 1881-м, 1898-м и 1908-м. Во время ее первого появления в Санкт-Петербурге император Александр III явился к актрисе, чтобы выразить свое восхищение. Она склонилась перед монархом в реверансе, но он поднял ее со словами: «Это я должен преклониться перед вами».
В 1893 году Сара Бернар приобрела театр «Ренессанс», а спустя 5 лет возглавила театр «Наций», переименованный впоследствии в «Театр Сары Бернар» (пл. Шатле, д. 2). Она играла в своем театре 24 года. Эдмон Ростан, посвятивший ей три пьесы, описал рабочий день актрисы, которая не покидала сцены, даже чтобы поесть, и завтракала прямо среди декораций. «Это и есть истинная Сара Бернар», - говорил Ростан.
Любопытно, что Бернар, как никто из актрис, играла много мужских ролей. В её репертуаре был даже Гамлет; говорят, что её исполнением роли датского принца восхищался сам Константин Сергеевич Станиславский. В марте 1900 года, когда она на 56-м году жизни играла 20-летнего сына Наполеона, Сару 30 раз вызывали на бис. А в 70-летнем возрасте Сара Бернар сыграла 13-летнюю Джульетту.
Кино. Литература
Она стала одной из первых театральных актрис, кто решился сыграть в кино. Это произошло в 1900 году, в Париже: тогда была продемонстрирована фонорама, обеспечивающая синхронную проекцию изображения и звука, и Сара Бернар была заснята в сцене «Дуэль Гамлета». Сара Бернар одной из первых среди выдающихся актрис поняла роль и перспективность кино. В 1911 она нашла время для съемок в фильмах «Королева Елизавета» и «Дама с камелиями».
На склоне лет Бернар стала писать пьесы, издала «Мемуары одного стула» и романизированную автобиографию «Моя двойная жизнь», в которых отразились ее владение словом и тонкий, сочный юмор. Эта книга снискала небывалую популярность у авторов и литературных критиков. ” Слишком откровенно, открыто, но потрясающе,”- так оценивали они её произведение.
Инвалидность
В 1905 году, во время гастролей в Рио-де-Жанейро Сару постигло несчастье. Она неудачно упала и серьезно травмировала ногу. Через десять лет ногу пришлось ампутировать.
Став инвалидом, Бернар не оставила театр. Не забросила и светские рауты. Запирать себя в четырёх стенах она не хотела. Из-за травмы пришлось лишь внести некоторые изменения в репертуар. Теперь Сара играла, находясь на одном месте, или же её выносили на сцену на специальных носилках, как в роли царицы Аталии. В период Первой мировой войны Сара Бернар умудрялась выступать даже на фронте. А последний раз на сцену актриса вышла в 1922 году, меньше чем за год до своей смерти.
Реклама
Сара была первопроходцем среди знаменитостей, кто решился участвовать в рекламных кампаниях. Актриса за большие гонорары участвовала в съёмках рекламы шоколада, чая и мыла. Рекламными плакатами с её изображениями были оклеены улицы Парижа. Этот выгодный коммерческий шаг принёс Саре ещё больше популярности, ну и конечно же, неслыханных денег по тем временам. Владельцы известных марок, брендов наперебой умоляли Бернар разрекламировать их товары. Стать их ” лицом”, “визитной карточкой”.
Личная жизнь
Сара Бернар была эпатажной, экстраординарной особой. Чудачкой. Так известно, что ёе спальню на бульваре Мальзерб украшали скелеты. А сама она спала в гробу с толстым матрасом из любовных писем. В ее гостиной на софе возлежала пума, у камина грелся лев, из-под постели мог выползти боа, а то и крокодил...
Не скупилась она и на эксцентричные поступки. Она обожала, когда о ней говорили репортёры, известные личности и простые смертные. Во время Всемирной выставки 1878 года Сара отважилась на полет на воздушном шаре, позавтракав на высоте 2 300 м гусиным паштетом и шампанским. Актриса нередко становилась объектом насмешек для прессы. Карикатуры, едкие шаржи на её персону то и дело мелькали в парижских газетах. Но Саре эти ” детские шалости” были безразличны.
В первый приезд в Россию в 1881 году Бернар задержалась в Петербурге не только из-за театральных гастролей. В северной столице у неё начался бурный роман с греческим дипломатом Жаком Дамала, который был младше ее на 11 лет. Роман закончился браком в 1882 году. Выбор Сары оказался крайне неудачным, её избранник был пьяницей, наркоманом, картежником и отпетым повесой. Все её попытки наставить его на путь истинный результатов не принесли. Аристидис, которого современники описывали как что-то среднее между Казановой и маркизом де Садом, открыто щеголял своими изменами и получал огромное удовлетворение, если ему удавалось унизить Сару публично. Они развелись через несколько месяцев, но в последние месяцы его жизни Сара заботливо опекала его, умирающего от морфия и кокаина. Умер Аристидис в 1889 году.
В личной жизни Саре всегда не везло, хотя романов у неё было немало. Еще на заре своей карьеры в Испании она познакомилась с бельгийским принцем Анри де Линем. Принц был без ума от Сары и хотел жениться, но при условии, что она бросит сцену. Понятно, что «сбежались тут соседи короли...», скандал замяли, а у Бернар 22 декабря 1864 года родился сын. Впоследствии принц хотел официально усыновить мальчика, но Сара этому воспротивилась. Был ли принц настоящим отцом ребенка, так и осталось неизвестным.
О Саре Бернар ходило множество легенд и невероятных мифов. Один из них – что темпераментная парижанка соблазнила чуть не всех глав европейских государств. Среди её поклонников значились наследник английского престола, ставший позже королем Эдуардом VII, император Австрии Франц-Иосиф I, короли Испании Альфонсо, Италии Умберто, Дании Кристиан IX. А когда спрашивали, кто отец её сына Мориса, она беззаботно ответствовала: «Кто его знает, может, Гюго, а может, Мирбо».
В возрасте 66 лет во время турне по Америке Сара Бернар знакомится с американским актёром голландского происхождения Лу Теллегеном, который был младше ее на 35 лет. Их любовная связь продолжалась более четырех лет. Уже в старости этот мужчина признал, что годы с Сарой Бернар были самыми лучшими годами в его жизни.
Сара Бернар скончалась 26 марта 1923 года, на 79-м году жизни. На её похороны собрался весь Париж. Десятки тысяч почитателей ее таланта шли за гробом розового дерева, провожая в последний путь «Королеву сцены». Этот путь от бульвара Мальзерб до кладбища Пер-Лашез был усыпан камелиями – ее любимыми цветами.
Библиография Сары Бернар:
Ма double vie / Моя двойная жизнь / Mémoires de Sarah Bernhardt. Париж, 1907.
L’art au théâtre. Париж, 1923.
В русском переводе: Мемуары Сары Бернар, СПб, 1908.
Ранние годы
Её настоящее имя - Анриэтта-Розина Бернар. Она родилась в Париже, на улице Факультета Медицины, в доме № 5 в VI округе 23 октября 1844 года. Сара была незаконнорождённой дочерью голландской еврейки, учительницы музыки и, по совместительству, красавицы–куртизанки Юдит ван Харт (Жюли) и французского юриста Эдварда Бернара. Мать постоянно посещала светские рауты Парижа. Нередко Юдифь брала в высший свет и свою маленькую дочку. Но Саре были не по душе все эти светские сплетни. Она бунтовала. Устраивала истерики любимой маман. Будущая известная актриса росла своенравной, скандальной и эпатажной девчонкой. Справиться с ней было невозможно.” Бунтарка, бесенёнок”, – так прозвало её светское общество.
А однажды Сара закатила грандиозный скандал своей матери на одном вечере. Девушка просила, плакала и умоляла Юдифь отпустить её в обитель. При этой сцене присутствовал покровитель Жюли герцог де Морни, сводный брат императора Наполеона III. «Да этой девочке дорога не в монастырь, а прямиком на сцену!» – воскликнул циник и умница де Морни. В тот же вечер они вместе с Александром Дюма-отцом отвели Сару в театр «Комеди Франсэз», где давали «Британника». Расин потряс ее. Она рыдала, испускала пронзительные вопли, публика шикала, а Дюма утешал впечатлительную девушку.
По протекции де Морни и Александра Дюма-отца 16-летнюю Сару приняли в Национальную академию музыки и декламации. После двух лет обучения в академии Сара получила ангажемент в «Комеди Франсэз», хотя у директора труппы ее кандидатура вызвала некоторые сомнения. «У нее все чрезмерно, – высказался директор о Саре. – Чересчур тонкая талия, слишком густые волосы, сверх-выразительные глаза!»
Карьера
Сара Бернар была чертовски красива. Копна рыжих волос, горящие глаза, узкое бледное лицо, точёная фигура. 1 сентября 1862 года на углу улиц Дюфо и Сент-Оноре на тумбе появилась афиша: «Дебют Мадемуазель Сары Бернар в «Комеди Франсэз» в трагедии Расина «Ифигения в Авлиде». «Эта молодая дебютантка столь же красива, сколь невыразительна», – пренебрежительно отозвалась критика на ее дебют.
Заметили Сару лишь через год, и то из-за глупейшего закулисного скандала. Она дала пощечину одной актрисе - неслыханное дело со времен Мольера! Из «Дома Мольера» она была изгнана на 10 лет и пошла на подмостки театра «Жимназ» (Gymnase) на Больших Бульварах. Оттуда она перешла в театр «Порт-Сен-Мартен», а затем в «Одеон». Именно здесь по-настоящему проявился ее талант – в роли менестреля Занетто в «Прохожем» Франсуа Коппе (1869 г.) Эта первая роль травести предваряет целую вереницу - Керубино из «Женитьбы Фигаро», Лорензаччо, Гамлета, Орленка (сына Наполеона Бонапарта)...
Вечером 16 января 1872 года на сцене «Одеона» Сара играла королеву в пьесе Гюго «Рюи Блаз». После спектакля за кулисы ворвался седовласый пэр Франции – Виктор Гюго – и опустился перед ней на колени: «Мадам! Вы изумительны в своем величии, – воскликнул Гюго. – Вы взволновали меня так, что я зарыдал. Я преклоняюсь перед вами и дарю вам ту слезу, что вы исторгли из моей груди...» Слеза была не фигуральная, а бриллиантовая, и она венчала цепочку-браслет.
Станиславский считал искусство Бернар примером технического совершенства. Бернар обладала красивым голосом, отточенной дикцией, пластичностью; однако виртуозное мастерство, изощрённая техника, наблюдательность, художественный вкус сочетались у Бернар с искусственностью, нарочитой эффектностью игры. «Каждый вздох Сары Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра,– писал Чехов, – есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок».
Слава
Сара Бернар вернулась в «Дом Мольера» будучи признанной примадонной, с гордо поднятой головой. На подмостках «Комеди Франсэз» она играла Андромаху, Дездемону, Корделию, Федру. В роли величавой Федры и запечатлел ее ваятель Франсуа Сикар, воздвигнув ей памятник на площади Генерала Карриу.
В конце XIX века Сара Бернар – в зените славы. Распрощавшись с «Комеди Франсэз», актриса едет на гастроли в Канаду, Америку. В России она побывала трижды – в 1881-м, 1898-м и 1908-м. Во время ее первого появления в Санкт-Петербурге император Александр III явился к актрисе, чтобы выразить свое восхищение. Она склонилась перед монархом в реверансе, но он поднял ее со словами: «Это я должен преклониться перед вами».
В 1893 году Сара Бернар приобрела театр «Ренессанс», а спустя 5 лет возглавила театр «Наций», переименованный впоследствии в «Театр Сары Бернар» (пл. Шатле, д. 2). Она играла в своем театре 24 года. Эдмон Ростан, посвятивший ей три пьесы, описал рабочий день актрисы, которая не покидала сцены, даже чтобы поесть, и завтракала прямо среди декораций. «Это и есть истинная Сара Бернар», - говорил Ростан.
Любопытно, что Бернар, как никто из актрис, играла много мужских ролей. В её репертуаре был даже Гамлет; говорят, что её исполнением роли датского принца восхищался сам Константин Сергеевич Станиславский. В марте 1900 года, когда она на 56-м году жизни играла 20-летнего сына Наполеона, Сару 30 раз вызывали на бис. А в 70-летнем возрасте Сара Бернар сыграла 13-летнюю Джульетту.
Кино. Литература
Она стала одной из первых театральных актрис, кто решился сыграть в кино. Это произошло в 1900 году, в Париже: тогда была продемонстрирована фонорама, обеспечивающая синхронную проекцию изображения и звука, и Сара Бернар была заснята в сцене «Дуэль Гамлета». Сара Бернар одной из первых среди выдающихся актрис поняла роль и перспективность кино. В 1911 она нашла время для съемок в фильмах «Королева Елизавета» и «Дама с камелиями».
На склоне лет Бернар стала писать пьесы, издала «Мемуары одного стула» и романизированную автобиографию «Моя двойная жизнь», в которых отразились ее владение словом и тонкий, сочный юмор. Эта книга снискала небывалую популярность у авторов и литературных критиков. ” Слишком откровенно, открыто, но потрясающе,”- так оценивали они её произведение.
Инвалидность
В 1905 году, во время гастролей в Рио-де-Жанейро Сару постигло несчастье. Она неудачно упала и серьезно травмировала ногу. Через десять лет ногу пришлось ампутировать.
Став инвалидом, Бернар не оставила театр. Не забросила и светские рауты. Запирать себя в четырёх стенах она не хотела. Из-за травмы пришлось лишь внести некоторые изменения в репертуар. Теперь Сара играла, находясь на одном месте, или же её выносили на сцену на специальных носилках, как в роли царицы Аталии. В период Первой мировой войны Сара Бернар умудрялась выступать даже на фронте. А последний раз на сцену актриса вышла в 1922 году, меньше чем за год до своей смерти.
Реклама
Сара была первопроходцем среди знаменитостей, кто решился участвовать в рекламных кампаниях. Актриса за большие гонорары участвовала в съёмках рекламы шоколада, чая и мыла. Рекламными плакатами с её изображениями были оклеены улицы Парижа. Этот выгодный коммерческий шаг принёс Саре ещё больше популярности, ну и конечно же, неслыханных денег по тем временам. Владельцы известных марок, брендов наперебой умоляли Бернар разрекламировать их товары. Стать их ” лицом”, “визитной карточкой”.
Личная жизнь
Сара Бернар была эпатажной, экстраординарной особой. Чудачкой. Так известно, что ёе спальню на бульваре Мальзерб украшали скелеты. А сама она спала в гробу с толстым матрасом из любовных писем. В ее гостиной на софе возлежала пума, у камина грелся лев, из-под постели мог выползти боа, а то и крокодил...
Не скупилась она и на эксцентричные поступки. Она обожала, когда о ней говорили репортёры, известные личности и простые смертные. Во время Всемирной выставки 1878 года Сара отважилась на полет на воздушном шаре, позавтракав на высоте 2 300 м гусиным паштетом и шампанским. Актриса нередко становилась объектом насмешек для прессы. Карикатуры, едкие шаржи на её персону то и дело мелькали в парижских газетах. Но Саре эти ” детские шалости” были безразличны.
В первый приезд в Россию в 1881 году Бернар задержалась в Петербурге не только из-за театральных гастролей. В северной столице у неё начался бурный роман с греческим дипломатом Жаком Дамала, который был младше ее на 11 лет. Роман закончился браком в 1882 году. Выбор Сары оказался крайне неудачным, её избранник был пьяницей, наркоманом, картежником и отпетым повесой. Все её попытки наставить его на путь истинный результатов не принесли. Аристидис, которого современники описывали как что-то среднее между Казановой и маркизом де Садом, открыто щеголял своими изменами и получал огромное удовлетворение, если ему удавалось унизить Сару публично. Они развелись через несколько месяцев, но в последние месяцы его жизни Сара заботливо опекала его, умирающего от морфия и кокаина. Умер Аристидис в 1889 году.
В личной жизни Саре всегда не везло, хотя романов у неё было немало. Еще на заре своей карьеры в Испании она познакомилась с бельгийским принцем Анри де Линем. Принц был без ума от Сары и хотел жениться, но при условии, что она бросит сцену. Понятно, что «сбежались тут соседи короли...», скандал замяли, а у Бернар 22 декабря 1864 года родился сын. Впоследствии принц хотел официально усыновить мальчика, но Сара этому воспротивилась. Был ли принц настоящим отцом ребенка, так и осталось неизвестным.
О Саре Бернар ходило множество легенд и невероятных мифов. Один из них – что темпераментная парижанка соблазнила чуть не всех глав европейских государств. Среди её поклонников значились наследник английского престола, ставший позже королем Эдуардом VII, император Австрии Франц-Иосиф I, короли Испании Альфонсо, Италии Умберто, Дании Кристиан IX. А когда спрашивали, кто отец её сына Мориса, она беззаботно ответствовала: «Кто его знает, может, Гюго, а может, Мирбо».
В возрасте 66 лет во время турне по Америке Сара Бернар знакомится с американским актёром голландского происхождения Лу Теллегеном, который был младше ее на 35 лет. Их любовная связь продолжалась более четырех лет. Уже в старости этот мужчина признал, что годы с Сарой Бернар были самыми лучшими годами в его жизни.
Сара Бернар скончалась 26 марта 1923 года, на 79-м году жизни. На её похороны собрался весь Париж. Десятки тысяч почитателей ее таланта шли за гробом розового дерева, провожая в последний путь «Королеву сцены». Этот путь от бульвара Мальзерб до кладбища Пер-Лашез был усыпан камелиями – ее любимыми цветами.
Библиография Сары Бернар:
Ма double vie / Моя двойная жизнь / Mémoires de Sarah Bernhardt. Париж, 1907.
L’art au théâtre. Париж, 1923.
В русском переводе: Мемуары Сары Бернар, СПб, 1908.
Знаете ли Вы, что
- Полное имя - Сара Мария Анриетта Бернар (Sarah Marie Henriette Bernhardt).
–– Когда Сара была маленькой, доктора поставили ей страшный диагноз - туберкулёз. Девочка уговорила мать купить ей гроб красного дерева, чтобы её не положили в какой- нибудь «уродец». Этот гроб сопровождал её, уже взрослую, во всех поездках. Иногда она спала в нём, в нём позировала фотографам... Может быть, эта боязнь смерти заставляла её полностью выкладываться в каждой роли. Часто, когда опускался занавес, актриса падала в обморок.
- У Сары есть своя персональная Звезда на Голливудской Аллее Славы, за вклад в развитие киноиндустрии. Номер звезды - 1751.
–– Увлекалась скульптурой, обучалась на специальных курсах. Несколько её скульптур в бронзе находятся в музеях, в частности в Музее д’Орсей в Париже и в Музее Изящных искусств в Дижоне.
–– Сара Бернар и в самом деле была «вне нормы»: копна рыжих волос, горящие глаза, узкое бледное лицо, призрачно-тонкая фигура. Ходила даже шутка: «Перед театром остановилась пустая карета, и из нее вышла Сара Бернар».
–– Как-то раз композитор Джузеппе Верди увидел Сару Бернар в роли Маргариты Готье и настолько был поражен ее игрой, что решил написать оперу по этой пьесе. Так появилась «Травиата».
–– Говорят, как-то раз Сара Бернар написала побывавшему на ее спектакле Ротшильду, что она находится совсем без денег. Банкир ответил ей восторженным посланием, завершив его словами: «При этом посылаю вам тысячу франков и миллион комплиментов!» – «Лучше бы наоборот», – проворчала актриса, прочитав письмо.
–– Показательно, что в 1904 году вместе с Энрико Карузо она дала ряд благотворительных концертов, сборы от которых направила на помощь раненным русским солдатам, пострадавшим в боях с японцами. Это был не первый пример её широкой благотворительности. Еще в период Франко-прусской войны, когда она оказалась в осажденном Париже, Сара оборудовала в театре «Одеон» госпиталь, которым успешно руководила, временами выполняя обязанности простой медсестры.
–– Перед смертью Сара просила исполнить одну просьбу – выбрать шестерых самых красивых молодых актеров, которые понесут ее гроб. На вопрос, когда она собирается прекратить освещать свою жизнь пламенем любви, Бернар ответила: «Когда перестану дышать».
- В честь Сары Бернар назван один из самых красивых и ароматных сортов гибридных пионов.
–– Джон Марелл написал о Саре Бернар пьесу «Смех лангусты». Премьера спектакля состоялась 15 апреля 1986 года в Театре им. Вл. Маяковского в Москве.
–– Когда Сара была маленькой, доктора поставили ей страшный диагноз - туберкулёз. Девочка уговорила мать купить ей гроб красного дерева, чтобы её не положили в какой- нибудь «уродец». Этот гроб сопровождал её, уже взрослую, во всех поездках. Иногда она спала в нём, в нём позировала фотографам... Может быть, эта боязнь смерти заставляла её полностью выкладываться в каждой роли. Часто, когда опускался занавес, актриса падала в обморок.
- У Сары есть своя персональная Звезда на Голливудской Аллее Славы, за вклад в развитие киноиндустрии. Номер звезды - 1751.
–– Увлекалась скульптурой, обучалась на специальных курсах. Несколько её скульптур в бронзе находятся в музеях, в частности в Музее д’Орсей в Париже и в Музее Изящных искусств в Дижоне.
–– Сара Бернар и в самом деле была «вне нормы»: копна рыжих волос, горящие глаза, узкое бледное лицо, призрачно-тонкая фигура. Ходила даже шутка: «Перед театром остановилась пустая карета, и из нее вышла Сара Бернар».
–– Как-то раз композитор Джузеппе Верди увидел Сару Бернар в роли Маргариты Готье и настолько был поражен ее игрой, что решил написать оперу по этой пьесе. Так появилась «Травиата».
–– Говорят, как-то раз Сара Бернар написала побывавшему на ее спектакле Ротшильду, что она находится совсем без денег. Банкир ответил ей восторженным посланием, завершив его словами: «При этом посылаю вам тысячу франков и миллион комплиментов!» – «Лучше бы наоборот», – проворчала актриса, прочитав письмо.
–– Показательно, что в 1904 году вместе с Энрико Карузо она дала ряд благотворительных концертов, сборы от которых направила на помощь раненным русским солдатам, пострадавшим в боях с японцами. Это был не первый пример её широкой благотворительности. Еще в период Франко-прусской войны, когда она оказалась в осажденном Париже, Сара оборудовала в театре «Одеон» госпиталь, которым успешно руководила, временами выполняя обязанности простой медсестры.
–– Перед смертью Сара просила исполнить одну просьбу – выбрать шестерых самых красивых молодых актеров, которые понесут ее гроб. На вопрос, когда она собирается прекратить освещать свою жизнь пламенем любви, Бернар ответила: «Когда перестану дышать».
- В честь Сары Бернар назван один из самых красивых и ароматных сортов гибридных пионов.
–– Джон Марелл написал о Саре Бернар пьесу «Смех лангусты». Премьера спектакля состоялась 15 апреля 1986 года в Театре им. Вл. Маяковского в Москве.
Фильмография
1923 La voyante
1917 Французские матери / Mères françaises
1915 Наши / Ceux de chez nous
1915 Жанна Дорэ / Jeanne Doré ... Jeanne Doré
1913 Адриенна Лекуврер / Adrienne Lecouvreur ... Adrienne Lecouvreur; короткометражка
1912 Королева Елизавета / Les amours de la reine Élisabeth ... Queen Elizabeth I; короткометражка
1911 Дама с камелиями / La dame aux camélias ... Marguerite Gauthier
1900 Дуэль Гамлета / Le duel d'Hamlet ... Hamlet; короткометражка
1917 Французские матери / Mères françaises
1915 Наши / Ceux de chez nous
1915 Жанна Дорэ / Jeanne Doré ... Jeanne Doré
1913 Адриенна Лекуврер / Adrienne Lecouvreur ... Adrienne Lecouvreur; короткометражка
1912 Королева Елизавета / Les amours de la reine Élisabeth ... Queen Elizabeth I; короткометражка
1911 Дама с камелиями / La dame aux camélias ... Marguerite Gauthier
1900 Дуэль Гамлета / Le duel d'Hamlet ... Hamlet; короткометражка
Сценарист
1919 Это случилось в Париже / It Happened in Paris ... рассказ
1913 Адриенна Лекуврер / Adrienne Lecouvreur ... короткометражка
1911 Un c?ur d'homme ... пьеса в 4–х актах
1913 Адриенна Лекуврер / Adrienne Lecouvreur ... короткометражка
1911 Un c?ur d'homme ... пьеса в 4–х актах
Работы в театре
Театры Парижа
1922 «Régine Armand» (Louis Verneuil)
1922 «Daniel» (Louis Verneuil)
1921 «La Gloire» (Maurice Rostand)
1919 «La Fée d'Alsace» (Auguste Villeroy)
1914, 1920 «Athalie» (Racine)
1913 «Jeanne Doré» (Tristan Bernard) ... Jeanne Doré
1912 «La Reine Elizabeth d'Émile Moreau
1911 «Тартюфф / Tartuffe» (Мольер) ... Dorine
1910 «S?ur Béatrice» (Морим Меттерлинк)
1910 «Judas» (John de Kay)
1906 «La Dame de la mer» (Г.Ибсен)
1903 «Circé» (Charles Richet)
1899 «Гамлет / Hamlet» (У.Шекспир) ... Hamlet
1898 «La Ville morte» (Gabriele D'Annunzio)
1898 «Дама с камелиями / La Dame aux camélias» (Александр Дюма–сын)
1897 «Les Mauvais Bergers» (Octave Mirbeau)
1895 «Магда / Magda» (по роману «Heimat» Германа Судерманна)
1895 «Amphitryon» (Мольер)
1891 «Pauline Blanchard» (Albert Darmont)
Театр Сары Бернар / Théâtre Sarah-Bernhardt
1910 «La Beffa» (Jean Richepin)
1909 «Процесс над Жанной д’Арк / Le Procès de Jeanne d'Arc» (Émile Moreau)
1909 «La Tosca» (Victorien Sardou)
1908 «La Courtisane de Corinthe» (Paul Bulhain и Michel Carré)
1907 «Les Bouffons» (Miguel Zamacoïs)
1907 «Спящая красавица / La Belle au bois dormant» (Jean Richepin и Henri Cain)
1906 «La Vierge d'Avila» (Catulle Mendès) ... Thérèse d'Avila
1905 «Esther» (Расин)
1905 «Angelo, tyran de Padoue» (Виктор Гюго)
1903 «Werther» (по Гёте)
1903 «Varennes»
1903 «La Sorcière» (Victorien Sardou)
1902 «Théroigne de Méricourt»
1902 «Théodora» (Victorien Sardou) ... Théodora, византийская императрица
1902 «La Samaritaine» (Эдмон Ростан)
1902 «Francesca da Rimini»
1900 «Орлёнок / L'Aiglon» (Эдмон Ростан) ... duc de Reichstatdt
Театры Лондона, Великобритании, США
1905 «Pelléas et Mélisande» (Maurice Maeterlinck) ... Pelléas
1900 «Сирано де Бержерак / Cyrano de Bergerac» (Эдмон Ростан)
1891 «Léah»
Théâtre de la Renaissance
1898 «Médée» (Catulle Mendès)
1898 «Lysiane» (Romain Coolus,
1898 «L'Affranchie de Maurice Donnay)
1897«La Tosca» (Victorien Sardou)
1897 «Spiritisme» (Victorien Sardou,
1897 «La Samaritaine» (Эдмон Ростан)
1896 «Lorenzaccio» (Alfred de Musset) ... Lorenzaccio
1896 «Дама с камелиями / La Dame aux camélias» (Александр Дюма–сын)
1895 «La Princesse lointaine» (Эдмон Ростан)
1894 «Izeyl»
1894 «Gismonda» (Victorien Sardou)
1894 «Fédora» (Victorien Sardou)
1893 «Федра / Phèdre» (Расин)
1893 «Les Rois» (Jules Lemaître)
Théâtre de la Porte-Saint-Martin
1890 «Jeanne d'Arc» (Jules Barbier)
1890 «Cléopâtre» (Victorien Sardou) ... Cléopâtre
1887 «L'Aveu» (Sarah Bernhardt)
1887 «La Tosca» (Victorien Sardou)
1886 «Hamlet» (У.Шекспир) ... Hamlet
1885 «Marion Delorme» (Victor Hugo)
1884 «Théodora» (Victorien Sardou) ... Théodora, impératrice de Byzance
1884 «Macbeth» (У.Шекспир) ... Lady Macbeth
1883 «Pierrot assassin» ( Jean Richepin) ... Pierrot
1883 «Nana Sahib» (Jean Richepin)
1882 «Fédora» (Victorien Sardou)
1880 «Froufrou»
Comédie-Française
1880 «L'Aventurière» (Émile Augier)
1880 «La Dame aux camélias» (Alexandre Dumas fils) ... Marguerite Gautier
1880 «Adrienne Lecouvrer» (Ernest Legouvé и Eugène Scribe)
1879 «Phèdre» (Расин) ... Phèdre
1879 «Mithridate» (Расин) ... Monime
1877 «Hernani» de (В.Гюго) ... Doña Sol
1876 «Rome Vaincue» (Alexandre Parodi) ... Posthumia l'aveugle
1876 «L'Étrangère» (А.Дюма–сын) ... Mrs. Clarkson
1876 «La Nuit de mai» (Alfred de Musset) ... la Muse
1875 «La Fille de Roland» (Henri de Bornier)
1874 «Zaïre» (Вольтер)
1874 «Phèdre» (Расин) ... Phèdre
1873 «Phèdre» (Расин) ... Aricie
1873 «Le Sphinx» (Octave Feuillet)
1873 «Dalila» (Octave Feuillet) ... La princesse Falconieri
1873 «Chez l'avocat» (Paul Ferrier)
1873 «Andromaque» (Расин) ... Andromaque
1872 «Ruy Blas» (В.Гюго) ... Doña Maria de Neubourg, reine d'Espagne
1872 «Mademoiselle de la Seiglière» (Jules Sandeau)
1872 «Mademoiselle de Belle-Isle» (Александр Дюма) ... Gabrielle
1872 «Mademoiselle Aïssé» (Louis Bouilhet)
1872 «Le Mariage de Figaro» (Beaumarchais) ... Chérubin
1872 «Britannicus» (Расин) ... Junie
1871 «La Princesse Georges» (Александр Дюма–сын)
1862 «Iphigénie» (Расин) ... Iphigénie
Разные театры Парижа
1871 «La Baronne»
1871 «Jeanne-Marie» (André Theuriet)
1871 «Fais ce que dois» (François Coppée)
1870 «L'Autre» (George Sand)
1869 «Le Passant» (François Coppée) ... Zanetto le troubadour (первый большой успех)
1868 «Kean» (Дюма–отец) ... Anna Damby
1867 «Les Femmes savantes» (Мольер) ... Armande
1867 «Le Marquis de Villemer» (Жорж Санд)
1867 «François le Champi» (Жорж Санд) ... Mariette
1866 «Phèdre» (Расин) ... Aricie
1866 «Le Jeu de l'amour et du hasard» (Мариво) ... Silvia
1866 «La Biche aux bois»
1864 «Un mari qui lance sa femme» ... La princesse Douchinka
1862 «Valérie» (Eugène Scribe)
1862 «Les Femmes savantes» (Мольер)
«Король Лир / Le Roi Lear» (У.Шекспир) ... Cordelia
«Antoine et Cléopâtre» (У.Шекспир) ... Cléopâtre
1922 «Régine Armand» (Louis Verneuil)
1922 «Daniel» (Louis Verneuil)
1921 «La Gloire» (Maurice Rostand)
1919 «La Fée d'Alsace» (Auguste Villeroy)
1914, 1920 «Athalie» (Racine)
1913 «Jeanne Doré» (Tristan Bernard) ... Jeanne Doré
1912 «La Reine Elizabeth d'Émile Moreau
1911 «Тартюфф / Tartuffe» (Мольер) ... Dorine
1910 «S?ur Béatrice» (Морим Меттерлинк)
1910 «Judas» (John de Kay)
1906 «La Dame de la mer» (Г.Ибсен)
1903 «Circé» (Charles Richet)
1899 «Гамлет / Hamlet» (У.Шекспир) ... Hamlet
1898 «La Ville morte» (Gabriele D'Annunzio)
1898 «Дама с камелиями / La Dame aux camélias» (Александр Дюма–сын)
1897 «Les Mauvais Bergers» (Octave Mirbeau)
1895 «Магда / Magda» (по роману «Heimat» Германа Судерманна)
1895 «Amphitryon» (Мольер)
1891 «Pauline Blanchard» (Albert Darmont)
Театр Сары Бернар / Théâtre Sarah-Bernhardt
1910 «La Beffa» (Jean Richepin)
1909 «Процесс над Жанной д’Арк / Le Procès de Jeanne d'Arc» (Émile Moreau)
1909 «La Tosca» (Victorien Sardou)
1908 «La Courtisane de Corinthe» (Paul Bulhain и Michel Carré)
1907 «Les Bouffons» (Miguel Zamacoïs)
1907 «Спящая красавица / La Belle au bois dormant» (Jean Richepin и Henri Cain)
1906 «La Vierge d'Avila» (Catulle Mendès) ... Thérèse d'Avila
1905 «Esther» (Расин)
1905 «Angelo, tyran de Padoue» (Виктор Гюго)
1903 «Werther» (по Гёте)
1903 «Varennes»
1903 «La Sorcière» (Victorien Sardou)
1902 «Théroigne de Méricourt»
1902 «Théodora» (Victorien Sardou) ... Théodora, византийская императрица
1902 «La Samaritaine» (Эдмон Ростан)
1902 «Francesca da Rimini»
1900 «Орлёнок / L'Aiglon» (Эдмон Ростан) ... duc de Reichstatdt
Театры Лондона, Великобритании, США
1905 «Pelléas et Mélisande» (Maurice Maeterlinck) ... Pelléas
1900 «Сирано де Бержерак / Cyrano de Bergerac» (Эдмон Ростан)
1891 «Léah»
Théâtre de la Renaissance
1898 «Médée» (Catulle Mendès)
1898 «Lysiane» (Romain Coolus,
1898 «L'Affranchie de Maurice Donnay)
1897«La Tosca» (Victorien Sardou)
1897 «Spiritisme» (Victorien Sardou,
1897 «La Samaritaine» (Эдмон Ростан)
1896 «Lorenzaccio» (Alfred de Musset) ... Lorenzaccio
1896 «Дама с камелиями / La Dame aux camélias» (Александр Дюма–сын)
1895 «La Princesse lointaine» (Эдмон Ростан)
1894 «Izeyl»
1894 «Gismonda» (Victorien Sardou)
1894 «Fédora» (Victorien Sardou)
1893 «Федра / Phèdre» (Расин)
1893 «Les Rois» (Jules Lemaître)
Théâtre de la Porte-Saint-Martin
1890 «Jeanne d'Arc» (Jules Barbier)
1890 «Cléopâtre» (Victorien Sardou) ... Cléopâtre
1887 «L'Aveu» (Sarah Bernhardt)
1887 «La Tosca» (Victorien Sardou)
1886 «Hamlet» (У.Шекспир) ... Hamlet
1885 «Marion Delorme» (Victor Hugo)
1884 «Théodora» (Victorien Sardou) ... Théodora, impératrice de Byzance
1884 «Macbeth» (У.Шекспир) ... Lady Macbeth
1883 «Pierrot assassin» ( Jean Richepin) ... Pierrot
1883 «Nana Sahib» (Jean Richepin)
1882 «Fédora» (Victorien Sardou)
1880 «Froufrou»
Comédie-Française
1880 «L'Aventurière» (Émile Augier)
1880 «La Dame aux camélias» (Alexandre Dumas fils) ... Marguerite Gautier
1880 «Adrienne Lecouvrer» (Ernest Legouvé и Eugène Scribe)
1879 «Phèdre» (Расин) ... Phèdre
1879 «Mithridate» (Расин) ... Monime
1877 «Hernani» de (В.Гюго) ... Doña Sol
1876 «Rome Vaincue» (Alexandre Parodi) ... Posthumia l'aveugle
1876 «L'Étrangère» (А.Дюма–сын) ... Mrs. Clarkson
1876 «La Nuit de mai» (Alfred de Musset) ... la Muse
1875 «La Fille de Roland» (Henri de Bornier)
1874 «Zaïre» (Вольтер)
1874 «Phèdre» (Расин) ... Phèdre
1873 «Phèdre» (Расин) ... Aricie
1873 «Le Sphinx» (Octave Feuillet)
1873 «Dalila» (Octave Feuillet) ... La princesse Falconieri
1873 «Chez l'avocat» (Paul Ferrier)
1873 «Andromaque» (Расин) ... Andromaque
1872 «Ruy Blas» (В.Гюго) ... Doña Maria de Neubourg, reine d'Espagne
1872 «Mademoiselle de la Seiglière» (Jules Sandeau)
1872 «Mademoiselle de Belle-Isle» (Александр Дюма) ... Gabrielle
1872 «Mademoiselle Aïssé» (Louis Bouilhet)
1872 «Le Mariage de Figaro» (Beaumarchais) ... Chérubin
1872 «Britannicus» (Расин) ... Junie
1871 «La Princesse Georges» (Александр Дюма–сын)
1862 «Iphigénie» (Расин) ... Iphigénie
Разные театры Парижа
1871 «La Baronne»
1871 «Jeanne-Marie» (André Theuriet)
1871 «Fais ce que dois» (François Coppée)
1870 «L'Autre» (George Sand)
1869 «Le Passant» (François Coppée) ... Zanetto le troubadour (первый большой успех)
1868 «Kean» (Дюма–отец) ... Anna Damby
1867 «Les Femmes savantes» (Мольер) ... Armande
1867 «Le Marquis de Villemer» (Жорж Санд)
1867 «François le Champi» (Жорж Санд) ... Mariette
1866 «Phèdre» (Расин) ... Aricie
1866 «Le Jeu de l'amour et du hasard» (Мариво) ... Silvia
1866 «La Biche aux bois»
1864 «Un mari qui lance sa femme» ... La princesse Douchinka
1862 «Valérie» (Eugène Scribe)
1862 «Les Femmes savantes» (Мольер)
«Король Лир / Le Roi Lear» (У.Шекспир) ... Cordelia
«Antoine et Cléopâtre» (У.Шекспир) ... Cléopâtre
Награды и премии
1914 Орден Почетного Легиона (за выступления на фронтах Первой мировой войны)