С участием персоны 15 раздач
Краткая биография
Имя: Edward Kennedy “Duke” Ellington
Дата рождения: 29 апреля, 1899 | телец
Место рождения: Вашингтон, округ Колумбия, США
Дата смерти: 24 мая, 1974 | 75 лет
Карьера: Композитор, актер
Жанр: Джаз, блюз
Рост: 1.85 м
Супруга: Эдна Томпсон (один ребенок)
Дата рождения: 29 апреля, 1899 | телец
Место рождения: Вашингтон, округ Колумбия, США
Дата смерти: 24 мая, 1974 | 75 лет
Карьера: Композитор, актер
Жанр: Джаз, блюз
Рост: 1.85 м
Супруга: Эдна Томпсон (один ребенок)
Биография
У Дюка Эллингтона, в отличие от многих его чернокожих соотечественников, было вполне счастливое детство. Его отец Джеймс Эдвард был дворецким и некоторое время служил в Белом доме. Позже работал копировщиком в Военно-Морских силах. Мать была глубоко верующей и хорошо играла на пианино. Поэтому религия и музыка сыграли большую роль в его воспитании. Мальчика окружали достаток, покой и родительская любовь. Мать давала ему уроки игры на фортепиано. С семи лет Эллингтон занимается с учителем музыки, а примерно с 11 лет сочиняет музыку самостоятельно. Затем приходит увлечение регтаймом и танцевальной музыкой. Свою первую композицию, в стиле рэгтайм, «Soda Fountain Rag» Эллингтон написал в 1914 году. Несмотря на музыкальные успехи, Эллингтон обучается в специализированной школе по прикладным наукам и собирается стать профессиональным художником. Выигрывает конкурс на лучшую рекламную афишу города Вашингтон. Работает плакатистом. Однако музыку не забывает, совершенствует технику игры на пианино, изучает теорию гармонии. Удовольствие рисовать и работать с красками проходит. Отказывается от предложенного места работы в институте Пратта по прикладному искусству.
В конце концов, в 1917 году он решает стать профессиональным музыкантом. Проходит неофициальное обучение у известных вашингтонских музыкантов. Руководит местными ансамблями.
2 июля 1918 года женится на Эдне Томпсон. 11 марта 1919 года у Дюка Эллингтона рождается сын Мерсер Эллингтон.
В 1919 году Дюк знакомится с Сонни Гриром, барабанщиком первого эллингтоновского бэнда.
В 1922 году происходит первый выезд в Нью-Йорк Эллингтона, Грира, Хардвика (соседа Дюка) на краткий ангажемент. В Нью-Йорке Эллингтон берет неофициальные уроки у признанных мастеров фортепиано Джеймса П.Джонсона и Уилли Лайона Смита.
На посту бэнд-лидера (1923-1964)
В 23 года Эдвард Кеннеди Дюк Эллингтон начинает играть в квинтете «Вашингтонцы» (Washingtonians), руководство над которым он постепенно берет в свои руки. Ансамбль состоял из его друзей - барабанщика Сонни Грира, саксофониста Отто Хардвика, трубача Артура Уэтсола. От друзей из-за любви к щегольской одежде Эллингтон получает прозвище 'Duke' (герцог). Осенью 1923 года ансамбль Эллингтона отправляется в Нью-Йорк, получает ангажемент в клубе «У Бэррона» в Гарлеме, а затем на Тайм Сквер в «Hollywood Club» (позднее его переименовали в «Kentucky Club»).
В 1926 году Эллингтон знакомится с Ирвингом Миллсом, который становится менеджером всех дел Дюка на продолжительный период. После нескольких сезонов работы в Kentucky Club ансамбль преобразуется в оркестр из десяти человек, и с 4 декабря 1927 года закрепляется в престижном гарлемском клубе "Cotton Club". Появляются известные композиции Дюка «Creole Love Call» и «Black & Tan Fantasy», «The Mooche» и др.
В 1929 году оркестр выступал в ревю Флоренца Зигфельда. Регулярные радиотрансляции из "Cotton Club" программ оркестра делают Эллингтона и его оркестр известными. В феврале 1931 года оркестр Эллингтон открывает первый концертный тур. В том же 1931 году инструментальная версия одного из его стандартов «Mood Indigo», опубликованная лейблом Victor, становится очень популярной.
1932 год. Оркестр Эллингтона дает концерт в Колумбийском университете. Композитор нацеливается на более сложные музыкальные сюжеты. Работает над «Creole Rhapsody». В 1931-33 годах становятся популярными его пьесы «Limehouse Blues» и «It Don’t Mean a Thing (If It Ain’t Got That Swing)» с вокалом Айви Андерсон (Ivie Anderson). За три года до официального начала эпохи свинга Дюк Эллингтон уже, фактически, заложил фундамент нового стиля. Важными вехами на этом пути стали темы 1933 года - «Sophisticated Lady» и «Stormy Weather».
Первые композиции оркестра Дюка Эллингтона связаны со «стилем джунглей» (East St.Louis Toodle-oo, Black Beauty, Black And Tan Fantasy, Ducky Wucky, Harlem Speaks), а также со «стилем настроений» (Mood Indigo, Solitude, Sophisticated Lady). В них Эллингтон использоует индивидуальные возможности музыкантов: трубачей Чарли Эрвиса, Баббера Майли, Трикки Сэма Нэнтона, альт-саксофониста Джонни Ходжеса, баритон-саксофониста Харри Карни. Мастерство этих исполнителей придает оркестру особый «саунд».
Большой успех приносят гастроли в Европе(1933). Оркестр выступает в лондонском «Палладиуме», происходят встречи Дюка с принцем Уэльским, герцогом Кентским. Затем выступления в Южной Америке (1933) и тур по Соединенным Штатам (1934). Репертуар в основном составляют композиции Эллингтона.
В тот момент в оркестре играют саксофонисты Джонни Ходжес, Отто Хардвик, Барни Бигард, Харри Карни, трубачи Кути Уильямс, Фрэнк Дженкинс, Артур Уэтсол, тромбонисты Трикки Сэм Нэнтон, Хуан Тизол, Лоренс Браун. Эллингтона называют первым подлинно американским композитором, а его свинговый стандарт «Caravan», написанный в соавторстве с тромбонистом Хуаном Тизолем (Juan Tizol), обходит весь мир.
1938 год знаменателен совместным выступлением с музыкантами филармонического оркестра в нью-йоркском отеле «Сен-Реджис».
В конце 30-х в оркестр приходят новые музыканты - контрабасист Джимми Блентон (Jimmy Blanton) и тенор-саксофонист Бен Уэбстер (Ben Webster). Их влияние на «саунд» Эллингтона было настолько фундаментальным, что их относительно короткий срок пребывания в составе получил среди джазовых фанатов название Blanton-Webster Band. C этим составом Эллингтон совершает второе европейское турне (исключая Англию).
Обновленный «саунд» оркестра зафиксирован в композиции 1941 года «Take the 'A' Train» (автор Билли Стрейнхорн). Среди произведений композитора этого периода важное место занимают инструментальные работы «Diminuendo in Blue» и «Crescendo in Blue».
Мастерство композитора и музыканта получает признание не только у критиков, но и у таких выдающихся композиторов, как Игорь Стравинский и Леопольд Стоковский.
В годы Второй мировой войны Эллингтон создает ряд больших инструментальных пьес. 23 января 1943 года выступает с концертом своих произведений в знаменитом Карнеги-Холле (Carnegie Hall), где проходит премьера «Black, Brown and Beige». Весь сбор средств от концерта идет в помощь Красной Армии.
По окончании войны, несмотря на закат эпохи биг-бэндов, Эллингтон продолжает гастролировать со своей новой концертной программой. Сборы от выступлений, начавшие постепенно падать, он пополняет гонорарами, которые получает как композитор. Это позволяет сохранить оркестр.
Начало 50-х - самый драматичный период в жизни эллингтоновского бэнда. Чувствуя снижение интереса к джазу, из оркестра один за другим уходят «ключевые» музыканты. На несколько лет Дюк Эллингтон уходит в тень.
Однако, уже летом 1956 года происходит триумфальное возвращение на большую сцену на джазовом фестивале в Ньюпорте. Один из кульминационных моментов фестиваля - незабываемое, состоящее из 27-ми квадратов (а по мнению известного продюсера Ирвинга Таунсенда - сто двадцать восемь квадратов!), соло тенор-саксофониста Пола Гонсалвеса (Paul Gonsalves) в обновленной версии «Dimuendo and Crescendo in Blue». Композитор снова попадает в фокус, его фотография украшает обложку журнала «Time», он подписывает новый контракт с Columbia Records. Первый релиз - концерт «Ellington At Newport» - стал самым удачным и продаваемым альбомом в карьере музыканта.
В последующие годы, в соавторстве с Билли Стрейхорном, Дюк пишет ряд произведений на классические темы. На пластинке «Such Sweet Thunder», шекспировской сюите 1957 года, представлены композиции «Lady Mac», «Madness in Great Ones», посвященная Гамлету, «Half the Fun» об Антонии и Клеопатре. Уникальность записи в том, что солисты оркестра (Кэт Андерсон, Джонни Ходжес, Пол Гонсалвес, Квентин Джексон и другие), как актёры в театре, исполняли ведущие партии и держали на себе целые номера. Вместе со Стрейхорном написаны вариации на темы из «Щелкунчика» Чайковского и «Пер-Гюнта» Грига.
Дюк Эллингтон снова становится востребованным концертным исполнителем. Маршруты его гастролей расширяются, и осенью 1958 года артист снова объезжает Европу с массированным концертным туром. Дюка представляют королеве Елизавете и принцессе Маргарет на фестивале искусств в Англии.
В 1961и 1962 годах Эллингтон записывается вместе с Луи Армстронгом, Каунтом Бэйси, Коулменом Хокинсом, Джоном Колтрейном и другими выдающимися мастерами джаза.
В 1963 году оркестр Эллингтона совершает новую поездку в Европу и, затем, на Средний и Дальний Восток по просьбе Госдепартамента США. 1964 год. Очередное европейское турне и первый визит оркестра в Японию.
Последние годы (1965-1974)
С середины 60-х композитор 11 раз уходил с церемонии награждения Grammy победителем.
В 1965 году премия достается ему в номинации «лучший большой джазовый ансамбль» за альбом «Ellington '66». Трек «In the Beginning, God» отмечается в 1966 году как лучшая джазовая композиция. Бэнд выступает в Белом доме, на Виргинских островах и снова в Европе. Выступает с Бостонским симфоническим оркестром.
В сентябре начинает серию концертов духовной музыки. Эти концерты артист будет регулярно проводить под сводами Grace Cathedral в Сан-Франциско. В 1966 и 1967 годах Эллингтон проводит две серии европейских концертов с Эллой Фитцджеральд.
Со своим коллективом отправляется в продолжительный тур по Ближнему и Дальнему Востоку. С этим турне совпало издание пластинки «Far East Suite», которая принесла своему автору победу в номинации «лучший большой джазовый ансамбль».
С такой же формулировкой Эллингтон унес Grammy с церемонии 1968 года за альбом «And His Mother Called Him Bill». Этот альбом композитор посвятил своему коллеге и близкому другу Билли Стрейхорну, который умер в 1967 году.
Прием в Белом доме в 1969 году по случаю 70-тилетия Дюка. Вручение ордена Свободы президентом Ричардом Никсоном. Новое европейское турне. В Париже в честь семидесятилетия Дюка Эллингтона был устроен банкет, на котором его приветствовал Морис Шевалье.
Выступление на джазовом фестивале в Монтерее (1970) с новыми композициями «River», «New Orlean Suite» и «The Afro-Eurasian Eclipse». Посещение Европы, Австралии, Новой Зеландии и Дальнего Востока.
16 апреля 1971 года в нью-йоркском «Линкольн-центре» проходит премьера композиции «Suite For Gutela». Выступление на ньюпортском джаз-фестивале. Посещает с концертами СССР (Москва, Ленинград, Минск, Киев, Ростов), затем Европу и совершает второе турне в Южную Америку и Мексику.
Гастроли в СССР
Оркестр, который Эллингтон взял с собой в Советский Союз состоял из шести саксофонов: Рассел Прокоп, Пол Гонзалвес, Гарольд Эшби, Норрис Терни, Гарольд Джизил Майнерв и Гарри Карни. Трубы: Кути Уильямс, Мерсер Эллингтон, Гарольд Мани Джонсон, Эдди Престон и Джонни Коулс. Тромбоны: Мальколм Тейлор, Митчелл Бути Вуд и Чак Коннорс. Басистом был Джо Бенджамин, а за барабанами - Руфус Спиди Джонс, два вокалиста - Нелл Брукшайр и Тони Уоткинс.
Когда самолет с Дюком приземлился в Ленинграде, его встретил большой оркестр, марширующий по летному полю и играющий диксилендовую музыку. Всюду, где бы он ни выступал со своим бэндом, билеты были полностью проданы. На каждом из трех концертов Эллингтона в Киеве было десять тысяч человек и более двенадцати тысяч на каждом его выступлении в Москве. Во время визита в СССР, Эллингтон посетил Большой театр, познакомился с великим Эрмитажем и встретился с выдающимся композитором Арамом Хачатуряном. Эллингтон дирижировал джаз-оркестром московского радио. Газета «Правда» была очень щедрой на похвалы Эллингтону и его оркестру. Музыкальный критик, писавший в газете, был поражен «их бесценным чувством легкости. Они выходили на сцену без каких-либо особых церемоний, просто один за другим, как друзья обычно собираются на джем-сейшн».
Дюку Эллингтону понравился Советский Союз и он позже вспоминал:
«Знаете ли вы, что некоторые из наших концертов продолжались там по четыре часа? Да, и никто не жаловался - ни публика, ни работники сцены, ни даже оркестранты. Русские приходили слушать нашу музыку, а не по какой-либо другой причине. По десять-двенадцать раз они вызывали нас на бис».
1973 год. Третий «Концерт духовной музыки», премьера в Вестминстерском аббатстве, Лондон. Европейское турне. Дюк Эллингтон принимает участие в королевском концерте в «Палладиуме». Визит в Замбию и Эфиопию. Награждение «Императорской звездой» в Эфиопии и орденом Почётного легиона во Франции.
Дюк Эллингтон публикует автобиографию «Музыка - моя возлюбленная».
До последних месяцев жизни Дюк Эллингтон много ездил и концертировал. Его удивительные выступления, наполненные вдохновенными импровизациями, привлекали не только многочисленных слушателей, но и получали высокую оценку профессионалов.
Изданный по материалам концертов в Новом Орлеане диск «New Orleans Suite» опять заслуживает премию Grammy в номинации «лучший большой джазовый ансамбль».
Ещё трижды музыкант оказывается вне конкуренции в этой категории (причем дважды посмертно): в 1972 году за пластинку «Toga Brava Suite», в 1976 году - за «Ellington Suites», в 1979-м - за «Duke Ellington At Fargo, 1940 Live».
В 1973 году врачи диагностировали у него рак легких. В начале 1974 года Дюк Эллингтон заболел пневмонией. Через месяц после своего 75-летнего юбилея, рано утром 24 мая 1974 года, Эдвард Кеннеди «Дюк» Эллингтон ушёл из жизни.
Похороны, состоявшиеся 27 мая на Вудлонском кладбище в Бронксе (Нью-Йорк), широко освещались.
В конце концов, в 1917 году он решает стать профессиональным музыкантом. Проходит неофициальное обучение у известных вашингтонских музыкантов. Руководит местными ансамблями.
2 июля 1918 года женится на Эдне Томпсон. 11 марта 1919 года у Дюка Эллингтона рождается сын Мерсер Эллингтон.
В 1919 году Дюк знакомится с Сонни Гриром, барабанщиком первого эллингтоновского бэнда.
В 1922 году происходит первый выезд в Нью-Йорк Эллингтона, Грира, Хардвика (соседа Дюка) на краткий ангажемент. В Нью-Йорке Эллингтон берет неофициальные уроки у признанных мастеров фортепиано Джеймса П.Джонсона и Уилли Лайона Смита.
На посту бэнд-лидера (1923-1964)
В 23 года Эдвард Кеннеди Дюк Эллингтон начинает играть в квинтете «Вашингтонцы» (Washingtonians), руководство над которым он постепенно берет в свои руки. Ансамбль состоял из его друзей - барабанщика Сонни Грира, саксофониста Отто Хардвика, трубача Артура Уэтсола. От друзей из-за любви к щегольской одежде Эллингтон получает прозвище 'Duke' (герцог). Осенью 1923 года ансамбль Эллингтона отправляется в Нью-Йорк, получает ангажемент в клубе «У Бэррона» в Гарлеме, а затем на Тайм Сквер в «Hollywood Club» (позднее его переименовали в «Kentucky Club»).
В 1926 году Эллингтон знакомится с Ирвингом Миллсом, который становится менеджером всех дел Дюка на продолжительный период. После нескольких сезонов работы в Kentucky Club ансамбль преобразуется в оркестр из десяти человек, и с 4 декабря 1927 года закрепляется в престижном гарлемском клубе "Cotton Club". Появляются известные композиции Дюка «Creole Love Call» и «Black & Tan Fantasy», «The Mooche» и др.
В 1929 году оркестр выступал в ревю Флоренца Зигфельда. Регулярные радиотрансляции из "Cotton Club" программ оркестра делают Эллингтона и его оркестр известными. В феврале 1931 года оркестр Эллингтон открывает первый концертный тур. В том же 1931 году инструментальная версия одного из его стандартов «Mood Indigo», опубликованная лейблом Victor, становится очень популярной.
1932 год. Оркестр Эллингтона дает концерт в Колумбийском университете. Композитор нацеливается на более сложные музыкальные сюжеты. Работает над «Creole Rhapsody». В 1931-33 годах становятся популярными его пьесы «Limehouse Blues» и «It Don’t Mean a Thing (If It Ain’t Got That Swing)» с вокалом Айви Андерсон (Ivie Anderson). За три года до официального начала эпохи свинга Дюк Эллингтон уже, фактически, заложил фундамент нового стиля. Важными вехами на этом пути стали темы 1933 года - «Sophisticated Lady» и «Stormy Weather».
Первые композиции оркестра Дюка Эллингтона связаны со «стилем джунглей» (East St.Louis Toodle-oo, Black Beauty, Black And Tan Fantasy, Ducky Wucky, Harlem Speaks), а также со «стилем настроений» (Mood Indigo, Solitude, Sophisticated Lady). В них Эллингтон использоует индивидуальные возможности музыкантов: трубачей Чарли Эрвиса, Баббера Майли, Трикки Сэма Нэнтона, альт-саксофониста Джонни Ходжеса, баритон-саксофониста Харри Карни. Мастерство этих исполнителей придает оркестру особый «саунд».
Большой успех приносят гастроли в Европе(1933). Оркестр выступает в лондонском «Палладиуме», происходят встречи Дюка с принцем Уэльским, герцогом Кентским. Затем выступления в Южной Америке (1933) и тур по Соединенным Штатам (1934). Репертуар в основном составляют композиции Эллингтона.
В тот момент в оркестре играют саксофонисты Джонни Ходжес, Отто Хардвик, Барни Бигард, Харри Карни, трубачи Кути Уильямс, Фрэнк Дженкинс, Артур Уэтсол, тромбонисты Трикки Сэм Нэнтон, Хуан Тизол, Лоренс Браун. Эллингтона называют первым подлинно американским композитором, а его свинговый стандарт «Caravan», написанный в соавторстве с тромбонистом Хуаном Тизолем (Juan Tizol), обходит весь мир.
1938 год знаменателен совместным выступлением с музыкантами филармонического оркестра в нью-йоркском отеле «Сен-Реджис».
В конце 30-х в оркестр приходят новые музыканты - контрабасист Джимми Блентон (Jimmy Blanton) и тенор-саксофонист Бен Уэбстер (Ben Webster). Их влияние на «саунд» Эллингтона было настолько фундаментальным, что их относительно короткий срок пребывания в составе получил среди джазовых фанатов название Blanton-Webster Band. C этим составом Эллингтон совершает второе европейское турне (исключая Англию).
Обновленный «саунд» оркестра зафиксирован в композиции 1941 года «Take the 'A' Train» (автор Билли Стрейнхорн). Среди произведений композитора этого периода важное место занимают инструментальные работы «Diminuendo in Blue» и «Crescendo in Blue».
Мастерство композитора и музыканта получает признание не только у критиков, но и у таких выдающихся композиторов, как Игорь Стравинский и Леопольд Стоковский.
В годы Второй мировой войны Эллингтон создает ряд больших инструментальных пьес. 23 января 1943 года выступает с концертом своих произведений в знаменитом Карнеги-Холле (Carnegie Hall), где проходит премьера «Black, Brown and Beige». Весь сбор средств от концерта идет в помощь Красной Армии.
По окончании войны, несмотря на закат эпохи биг-бэндов, Эллингтон продолжает гастролировать со своей новой концертной программой. Сборы от выступлений, начавшие постепенно падать, он пополняет гонорарами, которые получает как композитор. Это позволяет сохранить оркестр.
Начало 50-х - самый драматичный период в жизни эллингтоновского бэнда. Чувствуя снижение интереса к джазу, из оркестра один за другим уходят «ключевые» музыканты. На несколько лет Дюк Эллингтон уходит в тень.
Однако, уже летом 1956 года происходит триумфальное возвращение на большую сцену на джазовом фестивале в Ньюпорте. Один из кульминационных моментов фестиваля - незабываемое, состоящее из 27-ми квадратов (а по мнению известного продюсера Ирвинга Таунсенда - сто двадцать восемь квадратов!), соло тенор-саксофониста Пола Гонсалвеса (Paul Gonsalves) в обновленной версии «Dimuendo and Crescendo in Blue». Композитор снова попадает в фокус, его фотография украшает обложку журнала «Time», он подписывает новый контракт с Columbia Records. Первый релиз - концерт «Ellington At Newport» - стал самым удачным и продаваемым альбомом в карьере музыканта.
В последующие годы, в соавторстве с Билли Стрейхорном, Дюк пишет ряд произведений на классические темы. На пластинке «Such Sweet Thunder», шекспировской сюите 1957 года, представлены композиции «Lady Mac», «Madness in Great Ones», посвященная Гамлету, «Half the Fun» об Антонии и Клеопатре. Уникальность записи в том, что солисты оркестра (Кэт Андерсон, Джонни Ходжес, Пол Гонсалвес, Квентин Джексон и другие), как актёры в театре, исполняли ведущие партии и держали на себе целые номера. Вместе со Стрейхорном написаны вариации на темы из «Щелкунчика» Чайковского и «Пер-Гюнта» Грига.
Дюк Эллингтон снова становится востребованным концертным исполнителем. Маршруты его гастролей расширяются, и осенью 1958 года артист снова объезжает Европу с массированным концертным туром. Дюка представляют королеве Елизавете и принцессе Маргарет на фестивале искусств в Англии.
В 1961и 1962 годах Эллингтон записывается вместе с Луи Армстронгом, Каунтом Бэйси, Коулменом Хокинсом, Джоном Колтрейном и другими выдающимися мастерами джаза.
В 1963 году оркестр Эллингтона совершает новую поездку в Европу и, затем, на Средний и Дальний Восток по просьбе Госдепартамента США. 1964 год. Очередное европейское турне и первый визит оркестра в Японию.
Последние годы (1965-1974)
С середины 60-х композитор 11 раз уходил с церемонии награждения Grammy победителем.
В 1965 году премия достается ему в номинации «лучший большой джазовый ансамбль» за альбом «Ellington '66». Трек «In the Beginning, God» отмечается в 1966 году как лучшая джазовая композиция. Бэнд выступает в Белом доме, на Виргинских островах и снова в Европе. Выступает с Бостонским симфоническим оркестром.
В сентябре начинает серию концертов духовной музыки. Эти концерты артист будет регулярно проводить под сводами Grace Cathedral в Сан-Франциско. В 1966 и 1967 годах Эллингтон проводит две серии европейских концертов с Эллой Фитцджеральд.
Со своим коллективом отправляется в продолжительный тур по Ближнему и Дальнему Востоку. С этим турне совпало издание пластинки «Far East Suite», которая принесла своему автору победу в номинации «лучший большой джазовый ансамбль».
С такой же формулировкой Эллингтон унес Grammy с церемонии 1968 года за альбом «And His Mother Called Him Bill». Этот альбом композитор посвятил своему коллеге и близкому другу Билли Стрейхорну, который умер в 1967 году.
Прием в Белом доме в 1969 году по случаю 70-тилетия Дюка. Вручение ордена Свободы президентом Ричардом Никсоном. Новое европейское турне. В Париже в честь семидесятилетия Дюка Эллингтона был устроен банкет, на котором его приветствовал Морис Шевалье.
Выступление на джазовом фестивале в Монтерее (1970) с новыми композициями «River», «New Orlean Suite» и «The Afro-Eurasian Eclipse». Посещение Европы, Австралии, Новой Зеландии и Дальнего Востока.
16 апреля 1971 года в нью-йоркском «Линкольн-центре» проходит премьера композиции «Suite For Gutela». Выступление на ньюпортском джаз-фестивале. Посещает с концертами СССР (Москва, Ленинград, Минск, Киев, Ростов), затем Европу и совершает второе турне в Южную Америку и Мексику.
Гастроли в СССР
Оркестр, который Эллингтон взял с собой в Советский Союз состоял из шести саксофонов: Рассел Прокоп, Пол Гонзалвес, Гарольд Эшби, Норрис Терни, Гарольд Джизил Майнерв и Гарри Карни. Трубы: Кути Уильямс, Мерсер Эллингтон, Гарольд Мани Джонсон, Эдди Престон и Джонни Коулс. Тромбоны: Мальколм Тейлор, Митчелл Бути Вуд и Чак Коннорс. Басистом был Джо Бенджамин, а за барабанами - Руфус Спиди Джонс, два вокалиста - Нелл Брукшайр и Тони Уоткинс.
Когда самолет с Дюком приземлился в Ленинграде, его встретил большой оркестр, марширующий по летному полю и играющий диксилендовую музыку. Всюду, где бы он ни выступал со своим бэндом, билеты были полностью проданы. На каждом из трех концертов Эллингтона в Киеве было десять тысяч человек и более двенадцати тысяч на каждом его выступлении в Москве. Во время визита в СССР, Эллингтон посетил Большой театр, познакомился с великим Эрмитажем и встретился с выдающимся композитором Арамом Хачатуряном. Эллингтон дирижировал джаз-оркестром московского радио. Газета «Правда» была очень щедрой на похвалы Эллингтону и его оркестру. Музыкальный критик, писавший в газете, был поражен «их бесценным чувством легкости. Они выходили на сцену без каких-либо особых церемоний, просто один за другим, как друзья обычно собираются на джем-сейшн».
Дюку Эллингтону понравился Советский Союз и он позже вспоминал:
«Знаете ли вы, что некоторые из наших концертов продолжались там по четыре часа? Да, и никто не жаловался - ни публика, ни работники сцены, ни даже оркестранты. Русские приходили слушать нашу музыку, а не по какой-либо другой причине. По десять-двенадцать раз они вызывали нас на бис».
1973 год. Третий «Концерт духовной музыки», премьера в Вестминстерском аббатстве, Лондон. Европейское турне. Дюк Эллингтон принимает участие в королевском концерте в «Палладиуме». Визит в Замбию и Эфиопию. Награждение «Императорской звездой» в Эфиопии и орденом Почётного легиона во Франции.
Дюк Эллингтон публикует автобиографию «Музыка - моя возлюбленная».
До последних месяцев жизни Дюк Эллингтон много ездил и концертировал. Его удивительные выступления, наполненные вдохновенными импровизациями, привлекали не только многочисленных слушателей, но и получали высокую оценку профессионалов.
Изданный по материалам концертов в Новом Орлеане диск «New Orleans Suite» опять заслуживает премию Grammy в номинации «лучший большой джазовый ансамбль».
Ещё трижды музыкант оказывается вне конкуренции в этой категории (причем дважды посмертно): в 1972 году за пластинку «Toga Brava Suite», в 1976 году - за «Ellington Suites», в 1979-м - за «Duke Ellington At Fargo, 1940 Live».
В 1973 году врачи диагностировали у него рак легких. В начале 1974 года Дюк Эллингтон заболел пневмонией. Через месяц после своего 75-летнего юбилея, рано утром 24 мая 1974 года, Эдвард Кеннеди «Дюк» Эллингтон ушёл из жизни.
Похороны, состоявшиеся 27 мая на Вудлонском кладбище в Бронксе (Нью-Йорк), широко освещались.
Дискография
2000 Concert of Sacred Music
1995 70th Birthday Concert
1994 Live at the Greek 9/23/66 Status
1991 Carnegie Hall 11/13/48
1976 Duke Ellington's Third Sacred Concert
1973 Collages MPS
1971 Toga Brava Suite Blue Note
1970 New Orleans Suite Atlantic
1969 Up in Duke's Workshop Original Jazz
1968 Yale Concert
1967 The Popular Duke Ellington RCA
1966 The Pianist Original Jazz
1965 Concert in the Virgin Islands
1964 Hits of the Sixties: This Time by Ellington Reprise
1963 The Great Paris Concert
1962 All American Columbia
1961 Piano in the Foreground Columbia
1960 The Nutcracker Suite Columbia
1959 Jazz Party Mobile
1958 Black, Brown & Beige
1957 Such Sweet Thunder Sony Special
1956 A Drum Is a Woman Columbia
1955 Duke's Mixture Columbia
1954 Dance to the Duke! Capitol
1953 Premiered by Ellington Capitol
1952 Seattle Concert
1951 Ellington Uptown Columbia
1950 Masterpieces by Ellington Columbia
1947 Daybreak Express RCA
1944 Black, Brown and Beige
1940 In a Mellotone RCA
1938 Blue Light Columbia
1932 Duke Ellington Presents Ivie Anderson Columbia
1928 Jubilee Stomp Bluebird
1927 Flaming Youth RCA
Полная дискография
1995 70th Birthday Concert
1994 Live at the Greek 9/23/66 Status
1991 Carnegie Hall 11/13/48
1976 Duke Ellington's Third Sacred Concert
1973 Collages MPS
1971 Toga Brava Suite Blue Note
1970 New Orleans Suite Atlantic
1969 Up in Duke's Workshop Original Jazz
1968 Yale Concert
1967 The Popular Duke Ellington RCA
1966 The Pianist Original Jazz
1965 Concert in the Virgin Islands
1964 Hits of the Sixties: This Time by Ellington Reprise
1963 The Great Paris Concert
1962 All American Columbia
1961 Piano in the Foreground Columbia
1960 The Nutcracker Suite Columbia
1959 Jazz Party Mobile
1958 Black, Brown & Beige
1957 Such Sweet Thunder Sony Special
1956 A Drum Is a Woman Columbia
1955 Duke's Mixture Columbia
1954 Dance to the Duke! Capitol
1953 Premiered by Ellington Capitol
1952 Seattle Concert
1951 Ellington Uptown Columbia
1950 Masterpieces by Ellington Columbia
1947 Daybreak Express RCA
1944 Black, Brown and Beige
1940 In a Mellotone RCA
1938 Blue Light Columbia
1932 Duke Ellington Presents Ivie Anderson Columbia
1928 Jubilee Stomp Bluebird
1927 Flaming Youth RCA
Полная дискография
Фильмография
1966 – 1970 Шоу Джекки Глисона / The Jackie Gleason Show (сериал)
1952 – 1959 Шоу Джеки Глисон / The Jackie Gleason Show (сериал) ... Guest Band Leader
1943 Побудка с Беверли / Reveille with Beverly ... Orchestra Leader
1941 Рождение блюза / Birth of the Blues ... Duke Ellington
1937 Хит-парад / The Hit Parade ... Duke Ellington
1934 Первая красавица XIX века / Belle of the Nineties ... Piano player (Sensation House)
1929 Black and Tan (короткометражный) ... Duke Ellington
1952 – 1959 Шоу Джеки Глисон / The Jackie Gleason Show (сериал) ... Guest Band Leader
1943 Побудка с Беверли / Reveille with Beverly ... Orchestra Leader
1941 Рождение блюза / Birth of the Blues ... Duke Ellington
1937 Хит-парад / The Hit Parade ... Duke Ellington
1934 Первая красавица XIX века / Belle of the Nineties ... Piano player (Sensation House)
1929 Black and Tan (короткометражный) ... Duke Ellington
Озвучивание
1953 – 1963 Стальной час Соединенных Штатов / The United States Steel Hour (сериал)
Композитор
2014 Talking Sticks: A Musical Journey
2013 An Honest Buck (короткометражный)
1969 Change of Mind
1966 Нападение на «Королеву» / Assault on a Queen
1961 Парижский блюз / Paris Blues
1959 Анатомия убийства / Anatomy of a Murder
1950 Salute to Duke Ellington (короткометражный)
2013 An Honest Buck (короткометражный)
1969 Change of Mind
1966 Нападение на «Королеву» / Assault on a Queen
1961 Парижский блюз / Paris Blues
1959 Анатомия убийства / Anatomy of a Murder
1950 Salute to Duke Ellington (короткометражный)
Награды и премии
Оскар, 1962 год
Номинации: Лучший саундтрек для музыкальных картин («Парижский блюз»)
Номинации: Лучший саундтрек для музыкальных картин («Парижский блюз»)
Ссылки