С участием персоны 16 раздач
Краткая биография
Имя: Галина Павловна Вишневская
Дата рождения: 25 октября, 1926 | скорпион
Место рождения: Ленинград, СССР (Санкт-Петербург, Россия)
Дата смерти: 11 декабря, 2012 | 86 лет
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Певица, актриса, дубляж
Жанр: Драма, музыка, мюзикл
Рост: 1.61 м
Супруг: Георгий Вишневский (развод), Марк Рубин (развод), Мстислав Ростропович (умер, двое детей)
Дата рождения: 25 октября, 1926 | скорпион
Место рождения: Ленинград, СССР (Санкт-Петербург, Россия)
Дата смерти: 11 декабря, 2012 | 86 лет
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Певица, актриса, дубляж
Жанр: Драма, музыка, мюзикл
Рост: 1.61 м
Супруг: Георгий Вишневский (развод), Марк Рубин (развод), Мстислав Ростропович (умер, двое детей)
Биография
Ранние годы
Галина Павловна Вишневская (урожденная Иванова) родилась 25 октября 1926 года. Галину воспитывала бабушка. Жили они в Кронштадте. Она сама себя воспитала, рано повзрослев. Оказавшись в кольце блокады, девочка выжила, потеряв единственного близкого человека - бабушку. Ее взяли в команду МПВО, чистившую пожарные трубы, канализацию, разбиравшую дома на топливо. Работа давала немного хлеба; подкармливали и моряки.
Галина любила петь. Убегала к заливу и пела все, что слышала по радио, на демонстрациях, у соседок. От природы Галина обладала естественной постановкой голоса, слухом и редкой памятью на музыку, впечатления, лица.
Ей еще не исполнилось и семнадцати лет, когда на нее обратил внимание морской офицер Вишневский, и она вышла за него замуж, задумав стать певицей. Брак не удался, распался очень быстро, и Галина в 1944 году смогла устроиться в областной ансамбль оперетты. Ездили по воинским частям, колхозам, селам, играя оперетты Кальмана, Оффенбаха, Стрельникова. Условия были трудными: «Спали вповалку, где придется... Играли каждый день в промерзлых клубах - на стенах снег. Платили мне семьдесят рублей в месяц». Но причастность к музыке, вхождение в новый мир казались ей благом.
Она поступила в музыкальную школу для взрослых, где неумелый педагог сумел испортить ее природные вокальные данные: верхние ноты пропали, и Галю уверили, что она поет меццо-сопрано. С этим она и пришла к скромной учительнице - восьмидесятилетней Вере Николаевне Гариной, дававшей частные уроки пения за рубль в час. Гале повезло: учительница, у которой ни тогда, ни позже не появилось других талантливых певцов-профессионалов, в голосе Вишневской смогла не только разобраться, но ощутить его особенности, физиологию и показать безошибочные приемы, воспринятые Вишневской с легкостью и принесшие ей огромную пользу. Открылись верха, и Гарина определила решительно: «У тебя сопрано. Лирико-драматическое. Будешь петь сопрано». И предсказала: «В опере. У тебя звезда на лбу».
О такой карьере Вишневская не мечтала и продолжала кочевать, выступая в роли субреток. В нее влюбился директор ансамбля оперетты - Марк Ильич Рубин. Он был старше Вишневской на двадцать два года. В 1945 году у них родился сын и умер двухмесячным от пищевого отравления. Так восемнадцатилетняя женщина познала материнское горе. Жилось скудно, и Вишневская, не привыкшая беречь себя, заболела туберкулезом. Муж собрал денег и отправил ее в санаторий. Врачи петь запрещали, а она пела.
Большой театр
Однажды, гуляя по Невскому проспекту, она увидела афишу о прослушивании в Доме искусств молодых вокалистов для набора в стажерскую группу Большого театра. Терять было нечего, и Вишневская отправилась на прослушивание не без колебаний, спела и, к собственному изумлению, прошла на следующий тур, состоявшийся в Москве. Природный голос, драматический талант, внешние данные сыграли свою роль: из всего всесоюзного конкурса она была единственной принятой в Большой театр. Скрыв в анкетах арест отца, Вишневская предстала перед отделом кадров Большого театра как дитя трудового народа.
К ней отнеслись в театре с симпатией. Ее поддержали и сразу ввели в труднейшую премьеру: поручили партию Леоноры в опере Бетховена «Фиделио». За «Фиделио» последовало участие в «Евгении Онегине», «Снегурочке», «Травиате», «Аиде», и все с большим успехом.
Публика заметила красивую певицу с чистым, серебристым голосом, действовавшую на оперной сцене с удивительной гибкостью и естественностью, ощущавшую оперу как яркую драму, певшую сильно и свободно. Скоро она становится ведущей солисткой Большого театра и исполняет все основные партии для сопрано. Певица стала первой исполнительницей партии Наташи Ростовой в опере С. Прокофьева «Война и мир».
В 1955 году Вишневская была направлена в Прагу для участия в фестивале молодежи и студентов. Там она познакомилась с известным виолончелистом Мстиславом Леопольдовичем Ростроповичем, который участвовал в проходившем на фестивале конкурсе виолончелистов.
С Ростроповичем
Вишневская вспоминала: «Я ждала любви, ради которой стоило бы умирать, как мои оперные героини. Мы неслись навстречу друг другу, и уже никакие силы не могли нас удержать. Будучи в свои двадцать восемь лет умудренной жизненным опытом женщиной, я всем сердцем почувствовала его молодой безудержный порыв, и все мои чувства, так долго бродившие во мне, устремились ему навстречу».
Летом 1955 года они поженились. В 1956 году родилась дочь Ольга. Много пережившая, имевшая такой трудный женский опыт, Вишневская, на удивление всему театру, где именитые солистки, сберегая голос и карьеру, в лучшем случае ограничивались одним ребенком или оставались бездетными, решилась на вторую беременность и снова, используя свою физическую закаленность, вынашивала ребенка, не покидая работы: родилась вторая дочь - Елена.
Это было время больших успехов Вишневской в театре. Она овладела многими ведущими сопрановыми партиями текущего репертуара. Ее отличали многие дирижеры: всесильный А. Мелик-Пашаев на свои спектакли выбирал только Вишневскую. Позднее Вишневская называла 50-60-е годы лучшими в своем творчестве.
В 60-е годы три поездки Галины в США и ряд других гастролей прошли уже с Ростроповичем как пианистом. Триумф был общим. Полученные гонорары позволяли привозить семье все - от питания до материала для покрытия крыши на даче - и избавляли от бытовых тягот. Вместе с Ростроповичем Вишневская вошла в круг друзей Шостаковича, стала первым интерпретатором многих его вокальных сочинений, посвященных ей, и это ввело ее имя в историю советского композиторского творчества.
Творческая и личная жизнь Вишневской, казалось, складывалась вполне благополучно. Однако в конце 60-х годов ее судьба круто меняется. В те годы они подружились с писателем А. Солженицыным. Когда Солженицына исключили из Союза писателей и начали преследовать, Ростропович и Вишневская приютили его на своей даче. С этого времени не стало покоя и Вишневской с Ростроповичем. Им устроили настоящую травлю: срывали гастрольные концерты, записи на радио, запретили выезжать в зарубежные гастроли. Все это привело к тому, что в мае 1974 года вначале Ростропович, а затем и Вишневская с детьми уезжают из СССР за границу.
Эмиграция
Ростропович и Вишневская официально значились в зарубежной творческой командировке сроком на два года, имели советские паспорта и формально даже сохраняли свои московские служебные места: Вишневская - в Большом театре, Ростропович - в консерватории.
Первый за рубежом концерт спела Вишневская - по контракту, заключенному ранее еще Госконцертом. В Монако в театре у княжеского дворца она исполнила под аккомпанемент Ростроповича программу романсов и арий.
В январе 1975 года Ростроповича и Вишневскую пригласили на гастроли в Израиль, где русское музыкальное исполнительство всегда высоко ценили.
В то время как многие другие семьи не выдерживали испытания эмиграцией и распадались из-за обострявшихся противоречий, союз Ростроповича и Вишневской трудности наоборот укрепляли. На чужбине Ростропович особенно ощутил значение в своей жизни такой надежной опоры: рядом женщина, понимающая его характер; артистка, с ним сотрудничающая; мать его дочерей, умеющая находить общий язык с ними, повзрослевшими, строптивыми; умелая хозяйка с хорошим вкусом. Она не стесняет его свободу. Эмиграция не укротила ее непримиримого нрава, но научила выдержке; никто и никогда не распознал бы в красивой, элегантной, сдержанной на людях даме озлобленную сиротством кронштадтскую девчонку.
В 1978 году за помощь инвалидам-эмигрантам - ветеранам Первой Мировой Ростропович и Вишневская были лишены советского гражданства, почётных званий и правительственных наград. Тогда же они купили квартиру в Париже. Но вскоре уехали в Америку, поскольку Ростропович стал главным дирижером Национального симфонического оркестра США. Певица пела в столице США. Тогда же в середине восьмидесятых, находясь в расцвете своего дарования, Вишневская покинула оперную сцену после триумфального исполнения партии Татьяны на сцене «Гранд-опера» в Париже. После этого занималась преподавательской деятельностью и выступала как драматическая актриса. Ранее Вишневская попробовала сниматься в кинематографе - в роли Катерины Измайловой в одноименном фильме по опере Д. Шостаковича.
Беды родной страны по-прежнему волновали Вишневскую и Ростроповича. Когда в 1988 году произошло страшное землетрясение в Армении, они организовали в Лондоне благотворительный концерт. На нем Вишневская пела романсы Чайковского.
Возвращение
В январе 1990 года супругам вернули российское гражданство. И вскоре они смогли вернуться на родину. Два концерта в Москве дополнились двумя концертами в Ленинграде, где Вишневская успела съездить в родной Кронштадт на могилу бабушки.
В марте 1992 года Большой театр исправляет несправедливость по отношению к Вишневской: сорокапятилетию ее творческой деятельности посвящается огромный концерт, ей символически возвращается пропуск в родной театр, ею учреждается фонд для помощи ветеранам сцены. Туда она вносит все деньги, полученные за русский перевод ее книги «Галина», изданной в пятнадцати странах. В Москву съезжается вся семья: сам Ростропович, дочь Елена с четырьмя детьми, в том числе двухмесячным Александром, ожидающая ребенка Ольга.
Вишневская создала и возглавила пенсионный фонд. В 1992 году сыграла драматическую роль в фильме режиссера А. Белинского «Прощальный бенефис» по пьесам А. Островского.
В середине 90-х годов по книге певицы «Галина» композитор Мишель Ландовский создал одноименную оперу и пригласил Вишневскую помочь в постановке. Премьера этой оперы состоялась в Лионе.
В сентябре 2002 года исполнилась мечта Вишневской - открылся Центр вокального искусства. Здесь недавние выпускники консерваторий имеют теперь возможность подготовиться к профессиональным выступлениям на оперной сцене. С 2006 - председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге.
24 октября 2011 года Галина Вишневская представила новое издание книги «Галина. История жизни», приуроченное к ее юбилею.
Знаменитая оперная певица, народная артистка России Галина Вишневская скончалась 11 декабря в Москве на 87 году жизни. Своего великого мужа виолончелиста Мстислава Ростроповича она пережила на 5 лет.
Галина Павловна Вишневская (урожденная Иванова) родилась 25 октября 1926 года. Галину воспитывала бабушка. Жили они в Кронштадте. Она сама себя воспитала, рано повзрослев. Оказавшись в кольце блокады, девочка выжила, потеряв единственного близкого человека - бабушку. Ее взяли в команду МПВО, чистившую пожарные трубы, канализацию, разбиравшую дома на топливо. Работа давала немного хлеба; подкармливали и моряки.
Галина любила петь. Убегала к заливу и пела все, что слышала по радио, на демонстрациях, у соседок. От природы Галина обладала естественной постановкой голоса, слухом и редкой памятью на музыку, впечатления, лица.
Ей еще не исполнилось и семнадцати лет, когда на нее обратил внимание морской офицер Вишневский, и она вышла за него замуж, задумав стать певицей. Брак не удался, распался очень быстро, и Галина в 1944 году смогла устроиться в областной ансамбль оперетты. Ездили по воинским частям, колхозам, селам, играя оперетты Кальмана, Оффенбаха, Стрельникова. Условия были трудными: «Спали вповалку, где придется... Играли каждый день в промерзлых клубах - на стенах снег. Платили мне семьдесят рублей в месяц». Но причастность к музыке, вхождение в новый мир казались ей благом.
Она поступила в музыкальную школу для взрослых, где неумелый педагог сумел испортить ее природные вокальные данные: верхние ноты пропали, и Галю уверили, что она поет меццо-сопрано. С этим она и пришла к скромной учительнице - восьмидесятилетней Вере Николаевне Гариной, дававшей частные уроки пения за рубль в час. Гале повезло: учительница, у которой ни тогда, ни позже не появилось других талантливых певцов-профессионалов, в голосе Вишневской смогла не только разобраться, но ощутить его особенности, физиологию и показать безошибочные приемы, воспринятые Вишневской с легкостью и принесшие ей огромную пользу. Открылись верха, и Гарина определила решительно: «У тебя сопрано. Лирико-драматическое. Будешь петь сопрано». И предсказала: «В опере. У тебя звезда на лбу».
О такой карьере Вишневская не мечтала и продолжала кочевать, выступая в роли субреток. В нее влюбился директор ансамбля оперетты - Марк Ильич Рубин. Он был старше Вишневской на двадцать два года. В 1945 году у них родился сын и умер двухмесячным от пищевого отравления. Так восемнадцатилетняя женщина познала материнское горе. Жилось скудно, и Вишневская, не привыкшая беречь себя, заболела туберкулезом. Муж собрал денег и отправил ее в санаторий. Врачи петь запрещали, а она пела.
Большой театр
Однажды, гуляя по Невскому проспекту, она увидела афишу о прослушивании в Доме искусств молодых вокалистов для набора в стажерскую группу Большого театра. Терять было нечего, и Вишневская отправилась на прослушивание не без колебаний, спела и, к собственному изумлению, прошла на следующий тур, состоявшийся в Москве. Природный голос, драматический талант, внешние данные сыграли свою роль: из всего всесоюзного конкурса она была единственной принятой в Большой театр. Скрыв в анкетах арест отца, Вишневская предстала перед отделом кадров Большого театра как дитя трудового народа.
К ней отнеслись в театре с симпатией. Ее поддержали и сразу ввели в труднейшую премьеру: поручили партию Леоноры в опере Бетховена «Фиделио». За «Фиделио» последовало участие в «Евгении Онегине», «Снегурочке», «Травиате», «Аиде», и все с большим успехом.
Публика заметила красивую певицу с чистым, серебристым голосом, действовавшую на оперной сцене с удивительной гибкостью и естественностью, ощущавшую оперу как яркую драму, певшую сильно и свободно. Скоро она становится ведущей солисткой Большого театра и исполняет все основные партии для сопрано. Певица стала первой исполнительницей партии Наташи Ростовой в опере С. Прокофьева «Война и мир».
В 1955 году Вишневская была направлена в Прагу для участия в фестивале молодежи и студентов. Там она познакомилась с известным виолончелистом Мстиславом Леопольдовичем Ростроповичем, который участвовал в проходившем на фестивале конкурсе виолончелистов.
С Ростроповичем
Вишневская вспоминала: «Я ждала любви, ради которой стоило бы умирать, как мои оперные героини. Мы неслись навстречу друг другу, и уже никакие силы не могли нас удержать. Будучи в свои двадцать восемь лет умудренной жизненным опытом женщиной, я всем сердцем почувствовала его молодой безудержный порыв, и все мои чувства, так долго бродившие во мне, устремились ему навстречу».
Летом 1955 года они поженились. В 1956 году родилась дочь Ольга. Много пережившая, имевшая такой трудный женский опыт, Вишневская, на удивление всему театру, где именитые солистки, сберегая голос и карьеру, в лучшем случае ограничивались одним ребенком или оставались бездетными, решилась на вторую беременность и снова, используя свою физическую закаленность, вынашивала ребенка, не покидая работы: родилась вторая дочь - Елена.
Это было время больших успехов Вишневской в театре. Она овладела многими ведущими сопрановыми партиями текущего репертуара. Ее отличали многие дирижеры: всесильный А. Мелик-Пашаев на свои спектакли выбирал только Вишневскую. Позднее Вишневская называла 50-60-е годы лучшими в своем творчестве.
В 60-е годы три поездки Галины в США и ряд других гастролей прошли уже с Ростроповичем как пианистом. Триумф был общим. Полученные гонорары позволяли привозить семье все - от питания до материала для покрытия крыши на даче - и избавляли от бытовых тягот. Вместе с Ростроповичем Вишневская вошла в круг друзей Шостаковича, стала первым интерпретатором многих его вокальных сочинений, посвященных ей, и это ввело ее имя в историю советского композиторского творчества.
Творческая и личная жизнь Вишневской, казалось, складывалась вполне благополучно. Однако в конце 60-х годов ее судьба круто меняется. В те годы они подружились с писателем А. Солженицыным. Когда Солженицына исключили из Союза писателей и начали преследовать, Ростропович и Вишневская приютили его на своей даче. С этого времени не стало покоя и Вишневской с Ростроповичем. Им устроили настоящую травлю: срывали гастрольные концерты, записи на радио, запретили выезжать в зарубежные гастроли. Все это привело к тому, что в мае 1974 года вначале Ростропович, а затем и Вишневская с детьми уезжают из СССР за границу.
Эмиграция
Ростропович и Вишневская официально значились в зарубежной творческой командировке сроком на два года, имели советские паспорта и формально даже сохраняли свои московские служебные места: Вишневская - в Большом театре, Ростропович - в консерватории.
Первый за рубежом концерт спела Вишневская - по контракту, заключенному ранее еще Госконцертом. В Монако в театре у княжеского дворца она исполнила под аккомпанемент Ростроповича программу романсов и арий.
В январе 1975 года Ростроповича и Вишневскую пригласили на гастроли в Израиль, где русское музыкальное исполнительство всегда высоко ценили.
В то время как многие другие семьи не выдерживали испытания эмиграцией и распадались из-за обострявшихся противоречий, союз Ростроповича и Вишневской трудности наоборот укрепляли. На чужбине Ростропович особенно ощутил значение в своей жизни такой надежной опоры: рядом женщина, понимающая его характер; артистка, с ним сотрудничающая; мать его дочерей, умеющая находить общий язык с ними, повзрослевшими, строптивыми; умелая хозяйка с хорошим вкусом. Она не стесняет его свободу. Эмиграция не укротила ее непримиримого нрава, но научила выдержке; никто и никогда не распознал бы в красивой, элегантной, сдержанной на людях даме озлобленную сиротством кронштадтскую девчонку.
В 1978 году за помощь инвалидам-эмигрантам - ветеранам Первой Мировой Ростропович и Вишневская были лишены советского гражданства, почётных званий и правительственных наград. Тогда же они купили квартиру в Париже. Но вскоре уехали в Америку, поскольку Ростропович стал главным дирижером Национального симфонического оркестра США. Певица пела в столице США. Тогда же в середине восьмидесятых, находясь в расцвете своего дарования, Вишневская покинула оперную сцену после триумфального исполнения партии Татьяны на сцене «Гранд-опера» в Париже. После этого занималась преподавательской деятельностью и выступала как драматическая актриса. Ранее Вишневская попробовала сниматься в кинематографе - в роли Катерины Измайловой в одноименном фильме по опере Д. Шостаковича.
Беды родной страны по-прежнему волновали Вишневскую и Ростроповича. Когда в 1988 году произошло страшное землетрясение в Армении, они организовали в Лондоне благотворительный концерт. На нем Вишневская пела романсы Чайковского.
Возвращение
В январе 1990 года супругам вернули российское гражданство. И вскоре они смогли вернуться на родину. Два концерта в Москве дополнились двумя концертами в Ленинграде, где Вишневская успела съездить в родной Кронштадт на могилу бабушки.
В марте 1992 года Большой театр исправляет несправедливость по отношению к Вишневской: сорокапятилетию ее творческой деятельности посвящается огромный концерт, ей символически возвращается пропуск в родной театр, ею учреждается фонд для помощи ветеранам сцены. Туда она вносит все деньги, полученные за русский перевод ее книги «Галина», изданной в пятнадцати странах. В Москву съезжается вся семья: сам Ростропович, дочь Елена с четырьмя детьми, в том числе двухмесячным Александром, ожидающая ребенка Ольга.
Вишневская создала и возглавила пенсионный фонд. В 1992 году сыграла драматическую роль в фильме режиссера А. Белинского «Прощальный бенефис» по пьесам А. Островского.
В середине 90-х годов по книге певицы «Галина» композитор Мишель Ландовский создал одноименную оперу и пригласил Вишневскую помочь в постановке. Премьера этой оперы состоялась в Лионе.
В сентябре 2002 года исполнилась мечта Вишневской - открылся Центр вокального искусства. Здесь недавние выпускники консерваторий имеют теперь возможность подготовиться к профессиональным выступлениям на оперной сцене. С 2006 - председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге.
24 октября 2011 года Галина Вишневская представила новое издание книги «Галина. История жизни», приуроченное к ее юбилею.
Знаменитая оперная певица, народная артистка России Галина Вишневская скончалась 11 декабря в Москве на 87 году жизни. Своего великого мужа виолончелиста Мстислава Ростроповича она пережила на 5 лет.
Работы в театре
Большой театр
1974 «Игрок» (С.С.Прокофьев) ... Полина
1973 «Франческа да Римини» (С. Рахманинов) ... Франческа
1971 «Тоска» (Дж.Пуччини) ... Флория Тоска
1970 «Царская невеста» (Н. А. Римский-Корсаков) ... Марфа
1970 «Семен Котко» (С.С.Прокофьев) ... Софья
1969 «Отелло» (Дж. Верди) ... Дездемона
1965 «Человеческий голос» (Ф.Пуленк)
1964 «Травиата» (Дж. Верди) ... Виолетта
1964 «Октябрь» (В.Мурадели) ... Марина
1962 «Фальстаф» (Дж. Верди) ... Алиса Форд
1962 «Фауст» (Ш.Гуно) ... Маргарита
1962 «Каменный гость» (А.С. Даргомыжский) ... Донна Анна
1962 «Судьба человека» (И.Дзержинский) ... Зинка
1959 «Пиковая дама» (П.И. Чайковский) ... Лиза
1959 «Война и мир» (С.С.Прокофьев) ... Наташа Ростова
1958 «Аида» (Дж. Верди) ... Аида
1957 «Укрощение строптивой» (В. Шебалин) ... Катарина
1957 «Свадьба Фигаро» (В.А.Моцарт) ... Керубино
1957 «Чио-Чио-сан» (Дж.Пуччини) ... Баттерфляй
1955 «Снегурочка» (Н. А. Римский-Корсаков) ... Купава
1954 «Фиделио» (Людвиг Ван Бетховен) ... Леонора
1953 «Евгений Онегин» (П.И. Чайковский) ... Татьяна
Работа за рубежом
1983 «Тюрьма» Ландовский (Экс-ан-Прованс)
1983 «Реквием» Пендерецкий (Вашингтон)
1981 Те Deum Пендерецкий (Вашингтон)
1981 «Иоланта» ... Иоланта (Вашингтон)
1979 «Ребенок зовет» Ландовского (Вашингтон)
1976 «Макбет» ... Леди Макбет (Эдинбург)
1964 «Турандот» ... Лиу (ЛаСкала)
1963 Вторая симфония Малер (Вена)
1963 «Военный реквием» Бриттен (Лондон)
1962 Missa Solemnis Бетховен (Эдинбург)
1974 «Игрок» (С.С.Прокофьев) ... Полина
1973 «Франческа да Римини» (С. Рахманинов) ... Франческа
1971 «Тоска» (Дж.Пуччини) ... Флория Тоска
1970 «Царская невеста» (Н. А. Римский-Корсаков) ... Марфа
1970 «Семен Котко» (С.С.Прокофьев) ... Софья
1969 «Отелло» (Дж. Верди) ... Дездемона
1965 «Человеческий голос» (Ф.Пуленк)
1964 «Травиата» (Дж. Верди) ... Виолетта
1964 «Октябрь» (В.Мурадели) ... Марина
1962 «Фальстаф» (Дж. Верди) ... Алиса Форд
1962 «Фауст» (Ш.Гуно) ... Маргарита
1962 «Каменный гость» (А.С. Даргомыжский) ... Донна Анна
1962 «Судьба человека» (И.Дзержинский) ... Зинка
1959 «Пиковая дама» (П.И. Чайковский) ... Лиза
1959 «Война и мир» (С.С.Прокофьев) ... Наташа Ростова
1958 «Аида» (Дж. Верди) ... Аида
1957 «Укрощение строптивой» (В. Шебалин) ... Катарина
1957 «Свадьба Фигаро» (В.А.Моцарт) ... Керубино
1957 «Чио-Чио-сан» (Дж.Пуччини) ... Баттерфляй
1955 «Снегурочка» (Н. А. Римский-Корсаков) ... Купава
1954 «Фиделио» (Людвиг Ван Бетховен) ... Леонора
1953 «Евгений Онегин» (П.И. Чайковский) ... Татьяна
Работа за рубежом
1983 «Тюрьма» Ландовский (Экс-ан-Прованс)
1983 «Реквием» Пендерецкий (Вашингтон)
1981 Те Deum Пендерецкий (Вашингтон)
1981 «Иоланта» ... Иоланта (Вашингтон)
1979 «Ребенок зовет» Ландовского (Вашингтон)
1976 «Макбет» ... Леди Макбет (Эдинбург)
1964 «Турандот» ... Лиу (ЛаСкала)
1963 Вторая симфония Малер (Вена)
1963 «Военный реквием» Бриттен (Лондон)
1962 Missa Solemnis Бетховен (Эдинбург)
Фильмография
2007 Александра ... Александра
1993 Провинциальный бенефис
1992 Леди Макбет Мценского уезда / Lady Macbeth von Mzensk ... Katerina, исполнитель песни
1969 Катерина Измайлова ... Катерина Измайлова
1993 Провинциальный бенефис
1992 Леди Макбет Мценского уезда / Lady Macbeth von Mzensk ... Katerina, исполнитель песни
1969 Катерина Измайлова ... Катерина Измайлова
Озвучивание
1989 Борис Годунов / Boris Godounov ... Marina Mnichek / L'aubergiste
1958 Евгений Онегин ... Ариадна Шенгелая (вокал) ... Татьяна Ларина
1958 Евгений Онегин ... Ариадна Шенгелая (вокал) ... Татьяна Ларина
Награды и премии
2011 Премия правительства РФ в области культуры за год - за создание школы оперного пения
2011 Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени - во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 85-летием со дня рождения
2011 Почётный профессор Московской консерватории
2011 Почетная степень доктора музыки Гамильтонского колледжа
2011 Доктор музыки университета Сент-Лоуренс (Кантон, штат Нью-Йорк, США)
2011 Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени - за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, многолетнюю педагогическую и просветительскую деятельность
2011 Доктор гуманитарных наук honoris causa Ривер-колледжа (Нашуа,Нью-Хемпшир, США)
2008 Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за исполнение главной роли в фильме «Александра»
2007 Почётный профессор МГУ им. Ломоносова
2007 Национальная премия Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон» - лучшая женская роль года
2006 Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени - за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю плодотворную творческую деятельность
2005 Международная награда - орден «За вклад в Победу»
2004 Орден Святой равноапостольной княгини Ольги Русской Православной Церкви
2004 Орден Петра Великого Академии МВД
2004 Знак чести «Серебряный крест» (общественная организация «Георгиевский союз»)
2002 Международная премия Джаккомо Пуччини
2002 Почётный гражданин Нижегородской области
2002 Лауреат национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства
2001 Благодарность Президента Российской Федерации - за большой вклад в развитие музыкального искусства и активную благотворительную деятельность
2000 Лауреат Царскосельской художественной премии
1996 Почётный гражданин города Кронштадта
1996 Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени - за большой личный вклад в развитие музыкального искусства
1983 Командор ордена Почётного легиона (Франция)
1982 Офицер (Grand-officier) ордена искусств и литературы (Франция)
1977 Алмазная медаль города Парижа
1973 Орден Ленина
1966 Народная артистка СССР
Народная артистка РСФСР
1955 Заслуженная артистка РСФСР
1942 Медаль «За оборону Ленинграда»
2011 Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени - во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 85-летием со дня рождения
2011 Почётный профессор Московской консерватории
2011 Почетная степень доктора музыки Гамильтонского колледжа
2011 Доктор музыки университета Сент-Лоуренс (Кантон, штат Нью-Йорк, США)
2011 Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени - за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, многолетнюю педагогическую и просветительскую деятельность
2011 Доктор гуманитарных наук honoris causa Ривер-колледжа (Нашуа,Нью-Хемпшир, США)
2008 Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за исполнение главной роли в фильме «Александра»
2007 Почётный профессор МГУ им. Ломоносова
2007 Национальная премия Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон» - лучшая женская роль года
2006 Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени - за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю плодотворную творческую деятельность
2005 Международная награда - орден «За вклад в Победу»
2004 Орден Святой равноапостольной княгини Ольги Русской Православной Церкви
2004 Орден Петра Великого Академии МВД
2004 Знак чести «Серебряный крест» (общественная организация «Георгиевский союз»)
2002 Международная премия Джаккомо Пуччини
2002 Почётный гражданин Нижегородской области
2002 Лауреат национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства
2001 Благодарность Президента Российской Федерации - за большой вклад в развитие музыкального искусства и активную благотворительную деятельность
2000 Лауреат Царскосельской художественной премии
1996 Почётный гражданин города Кронштадта
1996 Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени - за большой личный вклад в развитие музыкального искусства
1983 Командор ордена Почётного легиона (Франция)
1982 Офицер (Grand-officier) ордена искусств и литературы (Франция)
1977 Алмазная медаль города Парижа
1973 Орден Ленина
1966 Народная артистка СССР
Народная артистка РСФСР
1955 Заслуженная артистка РСФСР
1942 Медаль «За оборону Ленинграда»