С участием персоны 30 раздач
Краткая биография
Имя: Григорий Львович Рошаль
Дата рождения: 21 октября, 1899 | весы
Место рождения: Новозыбков, Черниговская губерния, Российская Империя
Дата смерти: 11 января, 1983 | 83 года
Место смерти: Москва, СССР
Карьера: Режиссер, сценарист
Жанр: Драма, биография, история
Супруга: Вера Строева
Дата рождения: 21 октября, 1899 | весы
Место рождения: Новозыбков, Черниговская губерния, Российская Империя
Дата смерти: 11 января, 1983 | 83 года
Место смерти: Москва, СССР
Карьера: Режиссер, сценарист
Жанр: Драма, биография, история
Супруга: Вера Строева
Биография
Рошаль Григорий Львович - советский режиссёр, педагог. Творческую деятельность начал в 1919 в Баку. В 1921 переехал в Москву. Руководил Мастерской Педагогического театра (с 1925 - 1-й Педагогический театр). Был председателем Художественного совета главного управления социального воспитания детей при Наркомпросе. Одновременно учился в Государственных высших режиссёрских мастерских (руководитель В. Мейерхольд).
В 1925 Григорий Рошаль был приглашён в качестве режиссёра на 3-ю Госкинофабрику, с этого времени началась его деятельность в кино. Его первая постановка - фильм «Господа Скотинины» (1927, сцен. С. Рошаля и В. Строевой, редактор А. Луначарский) по мотивам комедии Д. Фонвизина «Недоросль», была осуществлена при участии членов Мастерской Педагогического театра, выступавших как исполнители и сценаристы.
Следующая работа Рошаля - фильм «Его превосходительство» (1928), две главные роли - губернатора фон Валя и Раввина - играл Л. Леонидов. В 1928 Григорий Рошаль поставил фильм «Саламандра» (по сцен. Г. Гребнера и А. Луначарского), сюжет которого был построен на подлинных событиях жизни австрийского учёного, биолога П. Каммерера, преследуемого фашиствующей буржуазией. Главную роль исполнял известный немецкий актёр Б. Гёцке, роль принца Отто играл Н. Хмелёв, в картине принимал участие Луначарский, исполнявший роль министра просвещения Советской Республики. На Одесской кинофабрике ВУФКУ Рошаль поставил фильмы «Две женщины» и «Человек из местечка» (Горелик - В. Зускин) - оба в 1930 г.
В дальнейшем большое место в творчестве режиссёра заняли экранизации литературных произведений. Он осуществил постановку фильмов: «Петербургская ночь» (1934, совместно с В. Строевой, по повестям Ф. Достоевского «Белые ночи» и «Неточка Незванова»), «Семья Оппенгейм» (1939, по антифашистскому роману Л. Фейхтвангера), «В поисках радости» (1940, совместно с В. Строевой, по роману Ф. Панфёрова «Бруски»). В 1941 экранизировал роман М. Горького «Дело Артамоновых».
В 1937 Григорий Рошаль поставил фильм «Зори Парижа», посвященный истории Парижской Коммуны, в 1942 - фильм «Батыри степей». Значительное внимание режиссёр уделил созданию фильмов биографического жанра. Он поставил фильмы «Песни Абая» (1946, совместно с Е. Ароном) о казахском писателе Абае Кунанбаеве. Создал фильмы о выдающихся деятелях, русской культуры и науки - «Академик Иван Павлов» (1949; Гос. пр. СССР, 1950), «Римский-Корсаков» (1953). Крупнейшая работа Рошаля в этом жанре - фильм «Мусоргский» (1950; Гос. пр. СССР, 1951). Этот фильм, раскрывающий творческий процесс работы гениального русского композитора, достоверно воспроизводит историческую обстановку, отличается высоким уровнем актёрского мастерства. Режиссёр передал связь музыки композитора, его творчества с живыми народными истоками.
В 50-60-е гг. Григорий Рошаль вновь обращается к экранизации. Он ставит фильм «Вольница» (1956) - по роману Ф. Гладкова. Осуществляет постановку широкого исторического полотна, трилогии романа А. Толстого «Хождение по мукам» - «Сестры» (1957), «Восемнадцатый год» (1958), «Хмурое утро» (1959).
Основная тема режиссёра, занимающая значительное место в его творчестве, интеллигенция и революция, нашла воплощение в поставленном в 1962 фильме «Суд сумасшедших». В 1966 Григорий Рошаль создал фильм, посвященный жизни основоположника научного коммунизма К. Маркса, «Год, как жизнь» (1966). Советским учёным, современникам посвящен фильм «Они живут рядом» (1968).
Мастер эпических полотен, Рошаль создаёт фильмы, отмеченные своеобразием изобразительного решения, художественной выразительностью, использует музыку как драматургический компонент фильма. На протяжении всей своей творческой деятельности режиссёр особое внимание уделяет работе с актёрами. В его фильмах начинали свою творческую деятельность многие известные актёры: В. Балашов, Р. Нифонтова, Л. Орлова, Н. Хмелёв и др.
Григорий Рошаль проводил большую работу с кинолюбителями, он являлся руководителем Всесоюзной секции кинолюбителей, организованной по его инициативе в 1957 при Союзе кинематографистов СССР.
Григорий Рошаль - автор ряда сценариев («Новый Гулливер» и др.), пьес и статей по вопросам киноискусства и кинолюбительства («Диалог с кинорежиссёром», М., 1968).
В течение многих лет Григорий Рошаль преподавал во ВГИКе (руководил режиссёрской мастерской совместно с Ю. Геникой); среди учеников Рошаля: М. Богин, Э. Лотяну, А. Манарян, П. Арсенов, И. Селезнёва, И. Туманян, Д. Ливнев, А. Хамраев и др.
Семья: Строева Вера Павловна - жена, режиссёр и драматург; Рошаль-Строева Марианна Григорьевна - дочь, режиссёр игрового кино.
Г. Л. Рошаль умер 11 января 1983 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
В 1925 Григорий Рошаль был приглашён в качестве режиссёра на 3-ю Госкинофабрику, с этого времени началась его деятельность в кино. Его первая постановка - фильм «Господа Скотинины» (1927, сцен. С. Рошаля и В. Строевой, редактор А. Луначарский) по мотивам комедии Д. Фонвизина «Недоросль», была осуществлена при участии членов Мастерской Педагогического театра, выступавших как исполнители и сценаристы.
Следующая работа Рошаля - фильм «Его превосходительство» (1928), две главные роли - губернатора фон Валя и Раввина - играл Л. Леонидов. В 1928 Григорий Рошаль поставил фильм «Саламандра» (по сцен. Г. Гребнера и А. Луначарского), сюжет которого был построен на подлинных событиях жизни австрийского учёного, биолога П. Каммерера, преследуемого фашиствующей буржуазией. Главную роль исполнял известный немецкий актёр Б. Гёцке, роль принца Отто играл Н. Хмелёв, в картине принимал участие Луначарский, исполнявший роль министра просвещения Советской Республики. На Одесской кинофабрике ВУФКУ Рошаль поставил фильмы «Две женщины» и «Человек из местечка» (Горелик - В. Зускин) - оба в 1930 г.
В дальнейшем большое место в творчестве режиссёра заняли экранизации литературных произведений. Он осуществил постановку фильмов: «Петербургская ночь» (1934, совместно с В. Строевой, по повестям Ф. Достоевского «Белые ночи» и «Неточка Незванова»), «Семья Оппенгейм» (1939, по антифашистскому роману Л. Фейхтвангера), «В поисках радости» (1940, совместно с В. Строевой, по роману Ф. Панфёрова «Бруски»). В 1941 экранизировал роман М. Горького «Дело Артамоновых».
В 1937 Григорий Рошаль поставил фильм «Зори Парижа», посвященный истории Парижской Коммуны, в 1942 - фильм «Батыри степей». Значительное внимание режиссёр уделил созданию фильмов биографического жанра. Он поставил фильмы «Песни Абая» (1946, совместно с Е. Ароном) о казахском писателе Абае Кунанбаеве. Создал фильмы о выдающихся деятелях, русской культуры и науки - «Академик Иван Павлов» (1949; Гос. пр. СССР, 1950), «Римский-Корсаков» (1953). Крупнейшая работа Рошаля в этом жанре - фильм «Мусоргский» (1950; Гос. пр. СССР, 1951). Этот фильм, раскрывающий творческий процесс работы гениального русского композитора, достоверно воспроизводит историческую обстановку, отличается высоким уровнем актёрского мастерства. Режиссёр передал связь музыки композитора, его творчества с живыми народными истоками.
В 50-60-е гг. Григорий Рошаль вновь обращается к экранизации. Он ставит фильм «Вольница» (1956) - по роману Ф. Гладкова. Осуществляет постановку широкого исторического полотна, трилогии романа А. Толстого «Хождение по мукам» - «Сестры» (1957), «Восемнадцатый год» (1958), «Хмурое утро» (1959).
Основная тема режиссёра, занимающая значительное место в его творчестве, интеллигенция и революция, нашла воплощение в поставленном в 1962 фильме «Суд сумасшедших». В 1966 Григорий Рошаль создал фильм, посвященный жизни основоположника научного коммунизма К. Маркса, «Год, как жизнь» (1966). Советским учёным, современникам посвящен фильм «Они живут рядом» (1968).
Мастер эпических полотен, Рошаль создаёт фильмы, отмеченные своеобразием изобразительного решения, художественной выразительностью, использует музыку как драматургический компонент фильма. На протяжении всей своей творческой деятельности режиссёр особое внимание уделяет работе с актёрами. В его фильмах начинали свою творческую деятельность многие известные актёры: В. Балашов, Р. Нифонтова, Л. Орлова, Н. Хмелёв и др.
Григорий Рошаль проводил большую работу с кинолюбителями, он являлся руководителем Всесоюзной секции кинолюбителей, организованной по его инициативе в 1957 при Союзе кинематографистов СССР.
Григорий Рошаль - автор ряда сценариев («Новый Гулливер» и др.), пьес и статей по вопросам киноискусства и кинолюбительства («Диалог с кинорежиссёром», М., 1968).
В течение многих лет Григорий Рошаль преподавал во ВГИКе (руководил режиссёрской мастерской совместно с Ю. Геникой); среди учеников Рошаля: М. Богин, Э. Лотяну, А. Манарян, П. Арсенов, И. Селезнёва, И. Туманян, Д. Ливнев, А. Хамраев и др.
Семья: Строева Вера Павловна - жена, режиссёр и драматург; Рошаль-Строева Марианна Григорьевна - дочь, режиссёр игрового кино.
Г. Л. Рошаль умер 11 января 1983 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Режиссер
1967 Они живут рядом
1965 Год как жизнь
1961 Суд сумасшедших
1959 Хмурое утро
1958 Восемнадцатый год
1957 Сестры
1955 Вольница
1953 Алеко
1953 Римский-Корсаков
1950 Мусоргский
1949 Академик Иван Павлов
1945 Песни Абая
1942 Батыри степей
1941 Дело Артамоновых
1939 В поисках радости
1938 Семья Оппенгейм
1936 Зори Парижа
1934 Петербургская ночь
1931 Человек из местечка
1930 Право отцов
1930 Две женщины
1928 Саламандра
1927 Его превосходительство
1926 Господа Скотинины
1965 Год как жизнь
1961 Суд сумасшедших
1959 Хмурое утро
1958 Восемнадцатый год
1957 Сестры
1955 Вольница
1953 Алеко
1953 Римский-Корсаков
1950 Мусоргский
1949 Академик Иван Павлов
1945 Песни Абая
1942 Батыри степей
1941 Дело Артамоновых
1939 В поисках радости
1938 Семья Оппенгейм
1936 Зори Парижа
1934 Петербургская ночь
1931 Человек из местечка
1930 Право отцов
1930 Две женщины
1928 Саламандра
1927 Его превосходительство
1926 Господа Скотинины
Сценарист
1983 Букет фиалок
1965 Год как жизнь
1961 Суд сумасшедших
1955 Вольница
1953 Алеко
1953 Римский-Корсаков
1950 Мусоргский
1945 Песни Абая
1936 Зори Парижа
1935 Новый Гулливер
1965 Год как жизнь
1961 Суд сумасшедших
1955 Вольница
1953 Алеко
1953 Римский-Корсаков
1950 Мусоргский
1945 Песни Абая
1936 Зори Парижа
1935 Новый Гулливер
Награды и премии
1967 Народный артист СССР
1959 Народный артист РСФСР
1951 Сталинская премия первой степени («Мусоргский»)
1950 Сталинская премия первой степени («Академик Иван Павлов»)
1934 Заслуженный деятель искусств РСФСР
1938 Орден Трудового Красного Знамени
1959 Народный артист РСФСР
1951 Сталинская премия первой степени («Мусоргский»)
1950 Сталинская премия первой степени («Академик Иван Павлов»)
1934 Заслуженный деятель искусств РСФСР
1938 Орден Трудового Красного Знамени