Персоны :: Ричард Бёртон

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 19
  • Создал25.09.2013 в 18:01
  • Lisochek
  • Ред.23.01.2019 в 14:05
  • Lisochek
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Richard Burton
Дата рождения: 10 ноября, 1925 | скорпион
Место рождения: Понтридайфен, Уэллс, Великобритания
Дата смерти: 5 августа, 1984 | 58 лет
Место смерти: Селиньи, Женева, Швейцария
Карьера: Актер, продюсер, режиссер
Жанр: Драма, документальный, исторический
Рост: 1.78 м
Супруга: Сибил Уильямс (развод, двое детей), Элизабет Тейлор (развод, один ребенок), Сьюзэн Хант (развод), Салли Хэй
Семья: Кейт Бёртон (дочь)
Биография
Юность

Ричард Бёртон (Richard Burton; 10 ноября, 1925 года – 5 августа, 1984 года) – настоящая фамилия: Дженкинз (Richard Walter Jenkins Jr.) родился 10 ноября 1925 года в Понтридайфене (Уэллс). Он стал 12–ым ребенком из 13 детей в рабочей валлийской семье шахтёра. Мать Эдит умерла через два года после рождения последнего ребенка. В 1927 году его сестра Сесилия и её муж Алфред взяли Ричарда к себе в Порт Талбот (английский сталелитейный город), где они проживали и воспитали его пресвитерианцем.

Ричард рано проявил свои способности, побуждая тем самым преподавателей всячески поощрять и поддерживать юный талант. Особую роль в его биографии сыграл учитель Филип Бёртон, много занимавшийся с ним и отучивший от валлийского акцента. Его-то фамилию молодой Ричард Дженкинз и взял в качестве сценического псевдонима (а тот оформил над ним опекунство).

Начало

Первую театральную роль Бёртон сыграл в 1943 г. в пьесе известного валлийского драматурга, актера и режиссера Эмлина Уильямса «Отдых Друидов».
После этого он служил в армии (он служил в британских королевских ВВС в качестве штурмана с 1944 по 1947 год), прошел устраивавшийся для военнослужащих полугодичный курс в Оксфордском университете и, демобилизовавшись в 1947 году, получил профессиональный контракт в Лондоне.

Он развил в себе хорошую привычку окружать себя книгами в любое время и в любом месте. Его вещмешок был заполнен романами, словарями, биографиями, Шекспиром. Чтобы постоянно тренировать свою память он читал постоянно, то истории, то выписывал цитаты, то заучивал монологи. Он с упоением решал кроссворды и головоломки и наизусть заучивал Шекспира. Его любовь к валлийскому языку имеет первостепенное значение, как он сам заявил много лет спустя.

С Эмлином Уильямсом связан и кинодебют Бёртона: он сыграл одну из главных ролей в его фильме «Последние дни Долвина» (1948). В молодом Бёртоне привлекали прежде всего взрывной темперамент и великолепный голос: глубокий, мягкий и необыкновенно сильный. Поэтому, он много читал на радио и уже в 1951 г. дебютировал в роли принца Халя (в «Генрихе IV») на сцене Мемориального Шекспировского театра в Стратфорде-на-Эйвоне.
Стиль его игры, во многом сохранившийся в последующие годы, уже тогда четко определил К. Тайнен: «Бёртон - это спокойный, до краев наполненный водоем, при этом удивительно глубокий. В 25 лет он в совершенстве владеет паузой, и молчание его необыкновенно красноречиво».

Бертон знакомится со своей будущей женой, молодой актрисой Сибил Уильямс и в феврале 1949 года они поженились. У них родилось двое дочерей (Кейт в 1957 и Джессика в 1961), но в 1963 году они развелись, после того как о его связи с Элизабет Тейлор не говорил, разве что, ленивый.

В годы своего брака с Сибил, Бертон играет в «West End» (аналог Бродвея в Лондоне). Будучи актером лондонского театра «Олд Вик», он также часто играл на Бродвее. В Америке он впервые стал известен благодаря спектаклю «Она не должна быть сожжена» по пьесе Кристофера Фрая, поставленного на Бродвее знаменитым Джоном Гилгудом. Снимается он и в британских фильмах, но в основном на вторых ролях и фильмах класса «Б»: «Now Barabbas Was A Robber»; «Waterfront» (1950) с Робертом Ньютоном, «The Woman with No Name», «Green Grow the Rushes» (оба в 1951).
Тогда же он начал выступать на радио с чтением пьес, стихов и даже учебных программ.
В молодом Бертоне привлекали его мужественная внешность, взрывной темперамент и глубокий, мягкий, необыкновенно мощный голос. Он много читал на радио и уже с 1951 начал выступать в главных ролях Мемориального Шекспировского театра.

Голливудская карьера

Тогда же, в начале 1950-х годов успешно началась и голливудская карьера Бёртона. Первый же из его американских фильмов «Моя кузина Рейчел» (1952) принес ему выдвижение на «Оскара». (Всего их за кинематографическую жизнь было 6, но ни одно так и не обернулось премией). Бёртона сравнивали с молодым Лоуренсом Оливье и предсказывали блестящее будущее.

В 1954 году Бёртон исполняет свои самые известные роли на радио, выступая как рассказчик, в оригинальном произведении валлийского поэта Дилана Томаса в «Under Milk Wood» (всевидящий рассказчик предлагает зрителям слушать мечты и сокровенные мысли жителей воображаемой маленькой уэльской деревне Llareggub), которую с ним же экранизируют в 1972 году. Он также выступает рассказчиком, от лица Уинстона Черчиля в весьма успешной серии телевизионных документальных лент в 1960 году.

Однако до 1958 г., когда на экраны вышла киноверсия знаменитой пьесы Осборна «Оглянись во гневе», больших художественных достижений у Бёртона в кино не было. Роль же молодого интеллигента «из низов», озлобленного на всю окружающую жизнь, начиная с чуждого ему общества и кончая собственной женой, оказалась ему весьма близкой. Закипающие холодной яростью глаза Джимми Портера- Бёртона выражают всю силу неприятия безнадежно устаревших и лживых «правил игры», которое принесло с собой в социальную жизнь его поколение.

Он и Сибил переезжают в Швейцарию, чтобы избежать высоких британских налогов и пытаются там обустроить семейное жилище. И снова Ричард возвращается в кино, снимаясь у Роберто Росселини «Sea Wife» (1957) на Ямайке.

Выступление на Бродвее в мюзикле «Камелот» (1960) окончательно утвердило Бёртона в статусе международной звезды. С этих пор он позволил себе не выкладываться до конца в каждой роли, полагаясь на безупречную технику, обаяние своей сильной личности и великолепный голос. О том, что это вполне сознательный подход, свидетельствуют его собственные признания в журнале «Лайф»: «Актерское искусство повсеместно рассматривается как ремесло, и я утверждаю, что оно ничем другим и не является, разве что в руках тех немногих, кто всего раз или два в своей жизни поднимает его до уровня чего-то необычного, мистического и глубоко задевающего душу». Такие высшие точки достигались самим Бёртоном нечасто и, как правило, в ансамбле с другими выдающимися исполнителями.

Скажем, в «Бекете» (1964) П. Гленвилла (по Ж. Ануйю) он играл в паре с Питером ОТулом, а среди других исполнителей был Джон Гилгуд, незадолго до этого поставивший с Бёртоном в главной роли сценического «Гамлета» в современных костюмах, после которого вся Америка заговорила о принце датском из поколения «сердитых». И вот, приступая к «Бекету», актер, по собственному признанию, лишь в четвертый раз после девятнадцати картин настроился на то, чтобы действительно быть хорошим киноактером. Роль бывшего гуляки, компаньона королевских похождений, ставшего несгибаемым защитником церковных привилегий после принятия архиепископского сана и принявшего мученическую смерть от руки короля Генриха II, позволила Бёртону в роли Фомы Бекета продемонстрировать широчайший исполнительский диапазон.

Другим таким же несомненным успехом ансамблевой работы стала экранизация пьесы Э. Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?» (1966), где Бёртон в паре с Элизабет Тейлор безжалостно вывернул наизнанку всю неприглядную подкладку благополучного на вид брака.
Из сольных достижений этого времени выделяется роль в экранизации романа Ле Карре «Шпион, который пришел с холода» (1965, реж. М. Ритт). Агент, обманутый своими начальниками и заранее предназначенный в жертву в ходе крупной игры, приобретает в исполнении Бёртона масштабность трагического персонажа. По рисунку роли он не столько действует, сколько реагирует на происходящие события, производя, по отзыву рецензента, «впечатление вулкана сразу после извержения». И все же, в конце концов, звезда победила в Бёртоне театрального актера, привыкшего к постоянному труду. (Именно это последнее качество отличало большинство британских мастеров сцены, попавших в Голливуд.)

Театр

Если говорить о театре, не менее удачно складывалась и сценическая карьера актера - его Гамлет в постановке Джона Гилгуда в 1964 году покорил Бродвей и стал одной из самых выдающихся театральных ролей, которые он когда-либо сыграл.
По вечерам он ежедневно был занят на Бродвее. Любовь к театру подтолкнула Бертона на экранизацию пьесы Кристофера Марлоу «Доктор Фауст». Картина вышла на экраны в 1968 году и стала его единственной режиссерской работой за всю карьеру.

Личная жизнь

В центр внимания прессы попадают прежде всего его отношения со знаменитой американской кинозвездой Элизабет Тейлор, роман с которой, завершившийся браком в 1964 г., начался на съемках «суперколосса» «Клеопатра» (1963), где Бёртон играл Антония, а Тейлор - заглавную героиню.
Было очень много работы - они снимались в четырех фильмах за год. Именно тогда, во второй половине шестидесятых, были сняты их знаменитые картины - «Укрощение строптивой» (где Ричард наконец-то сыграл шекспировского героя в кино), «Комедианты», «Бум», «Кто боится Вирджинии Вульф?» (хотя в фильме всего 4 действующих лица, фильм получил 13 номинаций на Оскар). Последний фильм был вершиной в их совместной карьере. Позже они вместе сделали фильмы "Комедианты" (1967), "Доктор Фаустас, Бум!" (оба в 1968), "Хэммерсмит сбежал" (1972) и телефильм "Он разводится - Она разводится" (1973).

Этот знаменитый актерский союз, которому предшествовали громкие бракоразводные процессы обоих, долго занимал журналистов благодаря экстравагантности Тейлор и крутому нраву дружного с рюмкой Бёртона. В какой-то момент они развелись, потом через год опять воссоединились, чтобы в 1976 г. снова расстаться...

Затем он 6 лет (1976 – 1982) был женат на Сьюзен Хант и один год (1983–1984) перед самой смертью – на Салли Хэй.

В эти годы особенно развился алкоголизм Бёртона, оказавшийся оборотной стороной его актерской профессии, ибо в ней, по его словам, «есть что-то унизительное для мужчины». «В этом есть что-то ненатуральное, - признавался Бёртон, - мазать лицо гримом, надевать средневековые костюмы и декламировать чужие слова. Потому и пьешь, чтобы прошел стыд».

Последние работы

Как бы то ни было, поздние кинороли, будучи достаточно добротно сыграны, не добавили ничего к славе актера, оставив за ним репутацию таланта, очень много обещавшего, но всех своих обещаний так и не выполнившего.
Его последней работой стал хорошо принятый минисериал "Остров Эллис" (где снялась его дочь, актриса Кэйт Бёртон) и таинственный и жестокий 0'Брайен в экранизации оруэловской антиутопии «1984» (1984). Он написал о своих взаимоотношениях с Тэйлор в тоненьком, но очаровательном томике "Встречи с мистером Дженкинсом".

Бартон незадолго до смерти сказал: «Я буду пить, чтобы от этого умереть. Но Лиз переживет меня. У нее есть свой мир. А мой мир - это только театр». Лиз до сих пор вспоминает его: «Ричард научил меня немного лучше разбираться в поэзии и не пугаться ее. Он говорил: «Просто читай ее, как если это был Теннеси Уильямс, читай ее ради смысла, а не ради размера».

Осенью того же 1984 г. Бёртон умер во сне от кровоизлияния в мозг в своем доме в Швейцарии, где он жил, скрываясь от непомерно высоких английских налогов.


(С использованием материалов зарубежных сайтов. Перевод: Lisochek)
Знаете ли Вы, что
- В детстве Ричард Бёртон зарабатывал деньги на карманные расходы, расчищая навоз в конюшнях и занимаясь доставкой газет. Он начал курить в возрасте 8 лет, а употреблять алкоголь с 12-ти. В среднем возрасте курил до 5 пачек сигарет в день. Умер же по сути от многолетнего пьянства и неумеренного курения.

–– В тех же местах в юго–западном Уэльсе, в радиусе 20 км друг от друга родились в разное время Ричард Бёртон, Рэй Милланд, Энтони Хопкинс и Кэтрин Зета–Джонс.

–– Никогда не работал 1 марта – в День Святого Давида, покровителя Уэльса.

–– Был книголюбом - читал по книге в день.

–– Бёртон и Тэйлор были большими друзьями с лидером Югославии Иосифом Брос Тито, проводя довольно часто летние отпуска в его вилле на Адриатике. Позднее Бёртон исполнил роль своего друга в фильме "Пятое наступление / Sutjeska" (1973).

–– Поскольку Элизабет Тэйлор не могла иметь детей, они с Ричардом официально удочерили немецкую девочку, дав ей имя Мария Бёртон. Она родилась в 1964 году в Германии с деформированной яелюстью, которую прооперировали ещё в младенчестве.

–– Бёртон и Тэйлор снялись вместе в 11 фильмах.

- При жизни Бертон семь раз выдвигался на соискание премии Оскар, но подобно своему другу Питеру О'Тулу так ни разу и не получил заветную награду. Из 8-ми номинаций на Золотой глобус получил 2 премии, из 3-х номинаций BAFTA имел одну награду, 1 раз номинировался на Эмми и из 7 номинаций на Золотой Лорелл имел 3 награды.
Фильмография
1984 Остров Эллис / Ellis Island (сериал) ... Sen. Phipps Ogden
1984 1984 / Nineteen Eighty-Four ... O'Brien
1983 Вагнер / Wagner (сериал) ... Richard Wagner
1981 Тристан и Изольда / Lovespell ... King Mark of Cornwall
1980 Поздняя любовь / Circle of Two ... Ashley St. Clair
1979 Железный крест 2: Штайнер / Steiner - Das eiserne Kreuz, 2. Teil ... Sgt. Steiner
1978 Отпущение грехов / Absolution ... Father Goddard
1978 Дикие гуси / Wild Geese, The ... Col. Allen Faulkner
1978 Прикосновение медузы / Medusa Touch, The ... John Morlar
1977 Эквус / Equus ... Martin Dysart
1977 Изгоняющий дьявола II: Еретик / Exorcist II: The Heretic ... Father Philip Lamont
1976 Америка в кино / America at the Movies ... George, хроника
1974 Черчилль / Gathering Storm, The (ТВ) ... Winston Churchill
1974 Короткая встреча / Brief Encounter (ТВ) ... Alec Harvey
1974 Человек клана / Klansman, The ... Breck Stancill
1974 Вояж / Il viaggio ... Cesare Braggi
1973 Пятое наступление / Sutjeska ... Josip Broz Tito
1973 Убийство в Риме / Rappresaglia ... Lt. Col. Herbert Kappler
1973 Его развод - ее развод / Divorce His - Divorce Hers (ТВ) ... Martin Reynolds
1972 – 2009 Великие представления / Great Performances (сериал) ... White Knight
1972 Синяя борода / Bluebeard ... Baron von Sepper
1972 Хаммерсмит вышел на волю / Hammersmith Is Out ... Hammersmith
1972 Убийство Троцкого / Assassination of Trotsky, The ... Leon Trotsky
1971 Злодей / Villain ... Vic Dakin
1971 Поход Роммеля / Raid on Rommel ... Capt. Alex Foster
1969 Тысяча дней Анны / Anne of the Thousand Days ... King Henry VIII
1969 Лестница / Staircase ... Harry Leeds, Owner of Chez Harry
1968 Сладкоежка / Candy ... MacPhisto
1968 Куда залетают только орлы / Where Eagles Dare ... Maj. Jonathan Smith, MC
1968 Бум / Boom ... Chris Flanders
1967 Lionpower from MGM ... хроника, в титрах не указан
1967 Комедианты / Comedians, The ... Brown
1967 Доктор Фауст / Doctor Faustus ... Doctor Faustus
1967 Укрощение строптивой / Taming of the Shrew, The ... Petruchio
1966 Per Firenze
1966 Кто боится Вирджинии Вульф? / Who's Afraid of Virginia Woolf? ... George
1965 Шпион, пришедший с холода / Spy Who Came in from the Cold, The ... Alec Leamas
1965 Кулик / Sandpiper, The ... Dr. Edward Hewitt
1965 Что нового, кошечка? / What's New Pussycat ... Man in Strip Club, в титрах не указан
1964 Гамлет / Hamlet ... Hamlet
1964 Ночь Игуаны / Night of the Iguana, The ... Rev. Dr. T. Lawrence Shannon
1964 Бекет / Becket ... Thomas а Becket
1963 Очень важные персоны / V.I.P.s, The ... Paul Andros
1963 Клеопатра / Cleopatra ... Marc Antony
1962 Самый длинный день / Longest Day, The ... Flight Officer David Campbell
1960 Объект скандала и беспокойства / A Subject of Scandal and Concern (ТВ) ... George Holyoake
1960 Fifth Column, The (ТВ)
1960 Bramble Bush, The ... Dr. Guy Montford
1960 Буря / Tempest, The (ТВ) ... Caliban
1960 Ice Palace ... Zeb Kennedy
1958 Оглянись во гневе / Look Back in Anger ... Jimmy Porter
1957 Горькая победа / Bitter Victory ... Capt. Leith
1957 Sea Wife ... Michael Cannon
1956 Александр Великий / Alexander the Great ... Alexander
1955 Дожди Ранчипура / Rains of Ranchipur, The ... Dr. Major Rama Safti
1955 Prince of Players ... Edwin Booth
1953 Плащаница / Robe, The ... Marcellus Gallio
1953 Песчаные крысы / Desert Rats, The ... Capt. 'Tammy' MacRoberts
1952 Моя кузина Рэйчел / My Cousin Rachel ... Philip Ashley
1951 Green Grow the Rushes ... Robert 'Bob' Hammond
1950 – 1959 BBC воскресенье - Ночной театр / BBC Sunday-Night Theatre (сериал) ... Richard 1950 Woman with No Name, The ... Nick Chamerd
1950 Waterfront ... Ben Satterthwaite
1949 Now Barabbas ... Paddy
1949 Last Days of Dolwyn, The ... Gareth
Продюсер
1967 Доктор Фауст / Doctor Faustus
1967 Укрощение строптивой / Taming of the Shrew, The
1963 Смотритель / Caretaker, The
Режиссер
1967 Доктор Фауст / Doctor Faustus
Озвучивание
1976 Volcano: An Inquiry Into the Life and Death of Malcolm Lowry ... Malcolm Lowry, озвучка
1972 Под сенью млечного леса / Under Milk Wood ... рассказчик
1971 Mooch Goes to Hollywood ... рассказчик, в титрах не указан
1970 Un mur à Jerusalem ... рассказчик
1968 Роберт Кеннеди в воспоминаниях / Robert Kennedy Remembered ... рассказчик
1964 Зулусы / Zulu ... рассказчик, озвучка
1959 March to Aldermaston ... рассказчик
1959 Сон в летнюю ночь / Sen noci svatojanske ... рассказчик
1954 Дети четверга / Thursday's Children ... рассказчик
Работы в театре
Театры Нью-Йорка
1983 "Частная жизнь" (Н.Ковард) ... Элиот Чейз
1980–1981 "Камелот" (У.Шекспир) ... Король Артур
1970 "Эквус" (П.Шаффер) ... Мартин Дизарт
1964 Поэтические вечера
1964 "Гамлет" (У.Шекспир) ... Гамлет
1960 "Камелот" (У.Шекспир) ... Король Артур
1957 "Time Remembered" (Patricia Moyes ) ... принц Альберт
1951 "Легенда о любовниках" (по "Эвридике" Ж.Ануя) ... музыкант
1950 "The Lady’s Not For Burning"

Оксфордский театр
1966 "Доктор Фауст" (У.Шекспир) ... доктор Фауст
1944 "Measure for Measure" (У.Шекспир) ... Анджелло
1943 "Отдых друидов" (Э.Уильямс)

Мемориальный Шекспировский театр в Лондоне
1951 "Генрих IV" (У.Шекспир) ... Генрих IV
1951 "Генрих V" (У.Шекспир) ... Генрих V
1951 "Буря" (У.Шекспир) ... Фердинанд

The Old Vic
1956 "Отелло" (У.Шекспир) ... Отелло, Яго
1955 "Генрих V" (У.Шекспир) ... Генрих V
1954 "Двенадцатая ночь" (У.Шекспир) ... сэр Тоби
1954 "Буря" (У.Шекспир) ... Калибан
1954 "Король Джон" (У.Шекспир) ... Филипп
1953 "Гамлет" (У.Шекспир) ... Гамлет
1953 "Кориолан" (У.Шекспир) ... Кориолан
1952 "Монтсеррат" (Э.Робле) ... капитан Монтсеррат
Награды и премии
Оскар, 1978 год
Номинация: Лучшая мужская роль ( "Эквус" )

Золотой глобус,1978 год
Победитель: Лучшая мужская роль (драма) ( "Эквус" )

Оскар, 1970 год
Номинация: Лучшая мужская роль ( "Тысяча дней Анны" )

Золотой глобус, 1970 год
Номинация: Лучшая мужская роль (драма) ( "Тысяча дней Анны" )

Золотой глобус, 1968 год
Номинация: Лучшая мужская роль (комедия и мюзикл) ( "Укрощение строптивой" )

Британская академия, 1968 год
Лучший британский актер ( "Укрощение строптивой" )

Оскар, 1967 год
Номинация: Лучшая мужская роль ( "Кто боится Вирджинии Вульф?" )

Золотой глобус, 1967 год
Номинация: Лучшая мужская роль (драма) ( "Кто боится Вирджинии Вульф?" )

Британская академия, 1967 год
Победитель: Лучший британский актер ( "Кто боится Вирджинии Вульф?" )
Победитель: Лучший британский актер ( "Шпион, пришедший с холода" )

Оскар, 1966 год
Номинация: Лучшая мужская роль ( "Шпион, пришедший с холода" )

Оскар, 1965 год
Номинация: Лучшая мужская роль ( "Бекет" )

Золотой глобус, 1960 год
Номинация: Лучшая мужская роль (драма) ( "Оглянись во гневе")

Британская академия, 1960 год
Номинация: Лучший британский актер ( "Оглянись во гневе" )

Оскар, 1954 год
Номинация: Лучшая мужская роль ("Плащаница" )

Оскар, 1953 год
Номинация: Лучшая мужская роль второго плана ("Моя кузина Рэйчел" )

Золотой глобус, 1953 год
Победитель: Самый многообещающий новичок среди мужчин ("Моя кузина Рэйчел" )
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions