Персоны :: Марина Неёлова

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 14
  • Создал25.09.2013 в 21:03
  • durgaja
  • Ред.08.01.2021 в 18:30
  • SevenEL
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Марина Мстиславовна Неёлова
Дата рождения: 8 января, 1947 | козерог
Место рождения: Ленинград, СССР
Карьера: Актриса
Жанр: Драма, комедия, мелодрама
Супруг: Анатолий Васильев (V) (развод), Кирилл Геворкян (один ребенок)
Биография
Марина Неёлова родилась в Ленинграде в семье, не имеющей отношения к театру и кино. Ее мама, Валентина Николаевна, со студенческой скамьи ушла добровольцем на фронт и всю Великую Отечественную служила радистом в Мурманске. Участвовала в жестоких боях. Война помешала ей получить высшее образование. Затем родилась Марина, и мама целиком посвятила себя воспитанию дочери.

Любовь к искусству родители привили Марине с детства. Они часто ходили с дочерью на концерты и спектакли. Отец, стараясь приобщить ее к живописи, развешивал по стенам собственные акварели. Мама исправно водила свою тоненькую, изящную девочку на занятия балетом. Любовь к балету осталась у Марины на всю жизнь. Главным же для нее всегда был театр. По ее словам она никогда не представляла себя ни кем кроме актрисы.

Поступление в ЛГИТМиК

По окончании школы, в 1964 году, Марина подала документы в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Конкурс был как всегда очень большой - сто человек на место. В толпе рослых красавиц миниатюрная скромница Марина чувствовала себя этакой мышью: худющая, ножки "веревочками", глазищи испуганные, голосок срывается от волнения... "Да что ж это такое? Так меня ни за что не примут! - думала Марина, оглядывая своих статных конкуренток. - Хоть бы стул какой на сцене поставили, за который можно спрятаться и оттуда отрывок читать".
Стула никакого не было, и Марина, собрав всю волю в кулак, начала: "Отрывок из романа "Война и мир". Марья Львовна Куракина с дочерью!" Выбор текста был не самый лучший - наверняка "Первый бал Наташи" уже набил оскомину экзаменаторам. Но Марина сумела произвести впечатление. Матерые лгитмиковские профессора наметанным глазом сразу разглядели в девушке огромный драматический талант. Она была принята на курс очень известных питерских педагогов - Ирины Мейерхольд, дочери знаменитого режиссера и театрального реформатора Всеволода Мейерхольда, и ее мужа, известного актера Василия Васильевича Меркурьева.

Учась в институте, Марина Неёлова заявила о себе, как о весьма неординарной актрисе. Сам Меркурьев отметил ее этюд в своем дневнике эффектной фразой: "Ее биомеханическая ворона совсем как живая".

Театр

В 1969 году Марина Неёлова окончила институт. У нее были все шансы попасть в труппу какого-нибудь прославленного театра. Как признается сама актриса, она буквально грезила БДТ и легендарным его режиссером Георгием Товстоноговым. Но... даже показываться в БДТ Неёлова не стала. Боялась не понравиться, не поступить - и не справиться со страшной травмой в самом начале пути. Поступив в штат "Ленфильма", она баюкала себя совершенно детской мечтой: вот снимется в каком-нибудь удачном фильме, и сам Товстоногов ее заметит и пригласит в свой театр. "Полный бред, конечно". Она была и, говорят, до сих пор осталась страшной трусихой...

Товстоногов, кстати, после "Старой, старой сказки" молодую актрису заметил, сказал своим, что надо бы с актрисой встретиться, что, мол, кинорежиссеры ее погубят. Но пока Товстоногов собирался, Неёлова с киностудии уволилась и уехала в Москву - в неизвестность. "И очень напрасно, - прокомментировал тогда этот поступок Георгий Александрович - Она потеряет все". Однако и Товстоногов иногда ошибался.
В 1971 году Марина Неёлова устроилась в Театр имени Моссовета к Юрию Завадскому. Там она работала недолго. Сыграла в пьесе Ивана Буковчана "Сердце Луиджи, или Казнь тупым мечом", которую уже никто не помнит. Репетировала у Анатолия Эфроса, которого помнят все и до сих пор боготворят. Он ставил тогда "Турбазу" Эдварда Радзинского, но спектакль запретили.

В этот момент на Неёлова и обратил внимание молодой талантливый режиссер "Современника" Валерий Фокин. Вместе с Константином Райкиным в 1974 году они пригласили ее войти в их спектакль "Валентин и Валентина". Что значит случай в актерской биографии! До Нееловой эту роль играла Ирина Акулова, но она из театра ушла. До Неёловой на эту роль звали Ирину Муравьёву, но она уйти в "Современник" из Детского театра отказалась. А для Марины Неёловой пьеса Михаила Рощина стала не просто удачным дебютом на сцене, но всеми замеченным началом большой и счастливой театральной биографии. С тех пор она служит в "Современнике" почти уже тридцать лет.

За это время она играла в таких спектаклях, как: "Двенадцатая ночь" (Виола), "Вишневый сад" (Аня), "Три сестры" (Маша), "Ревизор" (Марья Антоновна) и других.

Изящная актриса

"По сцене она движется как беспокойная кошка... у нее голос избалованной девочки и эротическая внешность, которая электризует публику", - так отзывались о ней критики. Ее хрупкость, изящество, талию объемом в 54 сантиметра безмерно ценят модельеры. Вячеслав Зайцев, одевая Неёлову для спектакля "Вишневый сад", специально ездил в Париж за кружевами, шелками и страусиными перьями, потому что считал, что такую женщину одевать иначе было бы преступлением!

Вес у Марины Мстиславовны всегда был "балетным". 45 килограммов, и ни грамма больше! Войдя в любой лифт, Неёлова непременно подпрыгивает: только тогда лифт соглашается везти свой груз... Однажды, встав на весы на каком-то южном курорте, Неёлова обрадовалась: "48! Неужели удалось поправиться!" Проходящая мимо женщина мгновенно развеяла ее иллюзии: "Дамочка, а что-же Вы с арбузом-то взвешиваетесь!"...
Застенчивая Марина вечно комплексовала из-за своей худобы. Масла в огонь подливали ехидные коллеги. Например, Константин Райкин так задумчиво-задумчиво говорил ей: "А что, нравятся мне твои ноги! Они так извиваются, извиваются..."

Кино

В кино Неёлова дебютировала, еще учась на третьем курсе - она снялась в фильме Надежды Кошеверовой "Старая, старая сказка". Там она сыграла сразу две роли - капризную принцессу и мечтательную дочь трактирщика.

Первые роли актрисы в кино были сказочно-романтичными ("Тень", "Принц и нищий"; "Сломанная подкова" ) или лирическими ("Цвет белого снега"; "Ждем тебя, парень!" ). Яркое драматическое дарование актрисы, ее способность проявлять искренние чувства на пределе человеческих эмоций раскрылись в роли Нины в кинокартине "Монолог".

В кино Неёловой блестяще удается воплощать образы ранимых, хрупких, незащищенных героинь, которые тем не менее упрямо отстаивают личную независимость - Степанида Базырина ("С тобой и без тебя", Приз "Золотая фемина" на Международном фестивале в Брюсселе), Саша Неродова ("Просто Саша" ), Валентина Костина ("Слово для защиты" ), Нина Георгиевна ("Фотографии на стене" ), Алла ("Осенний марафон", Государственная премия РСФСР за 1981).

После съемок своего телефильма "Ночь ошибок" (1975) Михаил Козаков-режиссер признался, что восхищен работоспособностью Неёловой: она так серьезно относится к делу, что звездная болезнь ей не грозит.
Утвердив себя в драматическом амплуа, актриса вновь испытала склонность к лирической комедии или легкому фарсу ("Красавец-мужчина"; "Дамы приглашают кавалеров"; "Карусель"; "Чужая жена и муж под кроватью"; "Мы веселы, счастливы, талантливы" ).

Следуя известной фразе, что искусство требует жертв, Марина Неёлова жертвовала и своим комфортом, и здоровьем. Где вы найдете на западе звезду, которую заставляли сниматься в постельной сцене зимой в полуразрушенном доме? Именно так снималась сцена в "Осеннем марафоне". Актеры лежали под одеялами, а между ними, вопреки правилам пожарной безопасности, находился обогреватель.

На съемках фильма "С тобой и без тебя", режиссер Родион Нахапетов заставлял Марину, игравшую батрачку, в течение нескольких недель таскать мешок, набитый камнями, вставать на рассвете, доить коров и коз, косить траву, рубить дрова, полоть лен...

В том же фильме ее должен был ударить Юозас Будрайтис. В первых дублях он бил ее деликатно, но все равно достаточно сильно - актриса падала, ударялась о телегу. Но режиссеру все казалось неубедительным, поэтому он попросим бить "понатуральнее". В результате в конце съемочного дня на лице у Неёловой красовались натуральные синяки и ссадины.

С середины 80-х Неёлова снимается все реже. При этом она чередует современные драматические ("Дорогая Елена Сергеевна", 1988; "Ты у меня одна", премия "Ника" ) и костюмно-исторические трагикомические образы ("Тень, или Может быть, все обойдется", телефильм "Ревизор", 1996; "Сибирский цирюльник" ).
Большой интерес зрителей вызвала картина Евгения Татарского "Тюремный романс" (1993), поставленная на основе реальных событий. Марина Неёлова исполнила главную женскую роль в этом фильме - следователя прокуратуры Елену Шемелову, влюбившуюся в заключенного.

В кино душа Неёловой металась от одного режиссера к другому и рвалась на части. Но режиссеры, сценаристы, партнеры и даже композиторы сплошь попадались ей только хорошие или очень хорошие. Она снималась у Ильи Авербаха и Семена Арановича, Эльдара Рязанова и Михаила Козакова, Вадима Абдрашитова и Маргариты Микаэлян, Родиона Нахапетова и Ивана Киасашвили, Никиты Михалкова и Романа Балаяна... Она произносила в кадре тексты Александра Николаевича Островского и Евгения Шварца, Дунского и Валерия Фрида, Евгения Габриловича и Александра Володина, Александра Миндадзе и Александра Бородянского... Напевала мелодии Виктора Дашкевича и Олега Каравайчука, Андрея Петрова и Альфреда Шнитке, и даже Сергея Курехина... Любила до самозабвения, до обморока героев Андрея Миронова и Олега Даля, Сергея Юрского и Станислава Любшина, Константина Райкина и Олега Табакова, Олега Басилашвили и Михаила Ульянова, Юозаса Будрайтиса и Леонида Куравлева, Александра Збруева и Александра Абдулова... Не судьба, а большой советский кинословарь.

Роман с Гарри Каспаровым

"Неёлову всегда хочется защищать, она как будто слишком хрупка для этого мира", - так отзываются о ней коллеги-мужчины. Когда двухлетняя нежная любовь Марины к сильнейшему шахматисту кончилась крахом, на ее защиту встала чуть ли не вся московская артистическая публика. Валентин Гафт, например во всеуслышание заявил, что Каспарова теперь не станут принимать ни в одном уважающем себя доме...

Марина познакомилась с Гарри в 1984 году в гостях у пианиста Владимира Крайнева. Каспарову был 21 год. Неёловой - на 16 лет больше. Что же могло объединить этих двух, казалось бы, таких разных людей? Наверное дело в том, что на Марину всегда неотразимо действовал чей-то талант. А на Каспарова подействовало дразнящее очарование Неёловой. "Вне сцены говорили, что она - та женщина, которая прячет свою душу глубоко внутри, словно роза - шипы. Короче говоря, это была неординарная женщина", - так несколько лет спустя он написал в своей книге.

А возрастная разница... Так Неёлова всегда была "не от мира сего", и земное понятие возраста к ней плохо применимо.
Каспарову нравились женщины постарше, годящиеся на роль "второй мамы", вечно опекающей и не слишком требовательной. Да только вот на роль опекающей мамочки Неёлова не годилась. Ее саму надо было и защищать и поддерживать.

Гарри жил в Баку, в Москве бывал только наездами. Марина никогда не летала к нему сама. Рядом с Гарри была его мать - Клара Шагеновна - женщина властная, признающая в жизни только одну ценность - карьеру сына. Она и положила конец этой любви Призрак брачных уз, которые могут помешать карьере сына, страшно пугал ее. Послушав мать Гарри прекратил с Неёловой все отношения.

Семейная жизнь

И все же Марина обрела свое счастье. Как-то на отдыхе она познакомилась с дипломатом Кириллом Геворкяном. Любовь была стремительной, брак стал счастливым. Выйдя замуж, самодостаточная и во всех смыслах успешная актриса, Неёлова вскоре ошеломила своего зрителя. Она, безумно дорожащая своим главным сокровищем - театром, пожертвовала им ради семьи. Пять лет она прожила с мужем и дочерью Никой в Париже, куда был направлен Кирилл Геворкян - советник Российского посольства. Ника в Париже пошла в первый класс.

Но вскоре стало понятно, что без сцены Марина жить не может. Несколько лет Марина ухитрялась жить "на две страны". В эти годы репертуар "Современника" подверстывался под актрису, проживающую за тысячи километров от Чистых прудов! Отыграв, Неёлова отправлялась в аэропорт...

Потом дипломатическая миссия Геворкяна во Франции закончилась, семья вернулась в Москву. Жизнь Неёловой вошла в "тихие берега": театр - дом, дом - театр. Материнство для нее оказалось таким же "делом жизни" как и искусство. Ее дочь Ника - прелестное длинноногое существо, чем-то напоминающее неёловских девочек и принцесс, сыгранных в театре и в кино. С годами дочь все больше становится похожа на свою знаменитую маму. А окружающие утверждают, что и характера в ней неёловского хоть отбавляй. По советским понятиям, Марина Неёлова родила дочь довольно поздно. Но, видимо, потому, что это было осознанное и страстное желание, рождение дочери дало актрисе такое ощущение счастья и полноты жизни.

Театр и кино в последние годы

В последние годы в кино Марина Неёлова снимается крайне редко. В детективном сериале "Азазель" по одноименному роману Бориса Акунина она сыграла леди Эстер, а в фильме "Леди на день" - Анни.

Пока актриса не снимается, ее держит на плаву, ей помогает жить ее театр. В сегодняшнем репертуаре актрисы - Раневская в "Вишневом саде" А.П.Чехова, Мария Антоновна в "Ревизоре" Н.В.Гоголя, Анфиса в одноименном спектакле по пьесе Леонида Андреева, Евгения Семеновна в "Крутом маршруте" Евгении Гинзбург, Елизавета в спектакле "Играем... Шиллера!" (сценический вариант трагедии Ф.Шиллера "Мария Стюарт" ), Принцесса Космонополис и Хэвенли в спектакле "Сладкоголосая птица юности".

Признание

Ее талант признали, и очень рано. Что особенно важно - признали "старики". Как будто знали и чувствовали, что традицию служения, а не службы в театре, миссии, а не игры эта актриса подхватит и не посрамит. Через газету ее благословила знаменитая актриса ЦАТСА Любовь Добржанская. После одного из первых ее фильмов ("Монолог" ) партнер Неёловой Михаил Глузский много лет называл ее внучкой и рассказывал о молодой актрисе чудеса. Ее обожала и сказала немало лестных слов в ее адрес отнюдь не льстивая Фаина Раневская. Драматург Михаил Рощин словно в некотором недоумении и даже с испугом воскликнул: "Когда я вижу Неёлову на сцене, мне кажется, что она играет всегда как будто в последний раз". Через четыре года после окончания института ее портрет поместили на обложке журнала "Советский экран". По тем временам - это и называлось всенародным признанием и выражением зрительской любви.

Лия Ахеджакова о Марине Неёловой: "Она вызывает восхищение и удивление. Причем всегда. Своим поведением в жизни, в театре, отношением к профессии. У Пастернака есть строчка "корень красоты - отвага". Это абсолютно применимо к Марине. Ей свойственна отвага в поступках - и в жизни, и на сцене.

Она удивительно относится к своей профессии. Актеры, как и остальные люди, ощущают свои биоритмы, плохое состояние и настроение, иногда бывает так трудно играть. Но я никогда не замечала этого у Марины. Не потому, что она этого не чувствует, а потому, что она это преодолевает.

У нее отношение к профессии как к миссии. Ее волнение перед премьерой даже описать нельзя. Это не боязнь неуспеха, как у большинства актеров, а волнение перед тем, как примут твое детище. Она абсолютно честна перед зрителем. Никогда не халтурит. Одна из немногих, кто подлинно служит Искусству. В ней никогда не было сытости, благополучия, "упакованности", как теперь говорят. Бог дал ей тонкую кожу и обнаженные нервы. Но я ни разу не видела в театре ее проявлений истерии, каких-нибудь срывов, "женских нервов". С ней нетрудно, Бог защитил ее смиренным и веселым характером, что просто чудо для такой крупной актрисы".
Фильмография
2016 Карп
2009 Предлагаемые обстоятельства (сериал) ... Вера Николаевна Стрельникова
2008 Шинель (ТВ) ... башмачкин
2008 Крутой маршрут ... Евгения Семеновна
2008 Пробка
2002 Азазель (ТВ) ... леди Эстер
2001 Леди на день ... Анни
1999 Граф Нулин
1998 Избранник - читает текст
1998 Сибирский цирюльник ("Сибирскiй цирюльникъ" ) ... Мать Толстого
1996 Двадцать минут с ангелом (ТВ)
1996 Ревизор ... Анна Андреевна, его жена
1995 Первая любовь
1994 Рядом
1993 Время Мераба - читает текст
1993 Ты у меня одна ... Семёнова Наталья Анатольевна, врач, школьная любовь Женьки
1993 Тюремный романс ... Елена Андреевна Шемелова
1992 Кто боится Вирджинии Вульф? (ТВ) ... Ханни
1991 Тень, Может быть, все обойдется (ТВ) ... Юлия Джули
1988 Без царапины / Bez draskotina ... Klara
1988 Дорогая Елена Сергеевна ... Елена Сергеевна, учитель математики
1986 Мы веселы, счастливы, талантливы! ... Ляля
1985 Следствие ведут Знатоки. Дело N18. Полуденный вор (ТВ)
1984 Чужая жена и муж под кроватью ... Лиза
1983 Карусель (ТВ) ... Анна
1982 Спешите делать добро (ТВ) ... Оля
1982 Транзит (ТВ) ... Татьяна Шульга
1981 Дамы приглашают кавалеров ... Аня Позднякова
1981 Мы не увидимся с тобой (ТВ) ... Ника
1979 Осенний марафон (Печальная комедия) ... Алла
1979 Фантазии Фарятьева (ТВ) ... Александра
1979 Враги ... Татьяна
1978 Фотографии на стене (ТВ) ... Нина Георгиевна
1978 Двенадцатая ночь ... Виола
1978 Красавец мужчина (ТВ) ... Зоя Васильевна
1978 Ошибки юности ... Полина
1978 Кузен Понс ... Элоиза
1977 Между небом и землей (ТВ) ... Микаэлла
1977 Слово для защиты ... Валентина Костина
1976 Просто Саша ... Саша
1976 Вечно живые (ТВ) ... Вероника
1975 Из записок Лопахина (ТВ) ... Ника
1975 Ночь ошибок ... Кэт Харткестль
1975 Ольга Сергеевна (ТВ) ... Лена
1974 Домби и сын (ТВ)
1973 С тобой и без тебя ... Стеша
1973 Сломанная подкова ... Лейда
1972 Ждем тебя, парень ... Люся
1972 Монолог ... Нина, внучка Сретенского
1972 Принц и нищий (ТВ) ... принцесса Елизавета
1971 Тень ... Аннуциата
1970 Цвет белого снега ... Надя
1968 Старая, старая сказка ... принцесса/дочь трактирщика
Озвучивание
2013 Распутин ... царица Александра
2010 Алиса в стране чудес / Alice in Wonderland ... Dormouse
1986 Банкет (короткометражный) ... Смеющаяся женщина
1982 Сказка странствий ... Марта 1982 Алиса в Зазеркалье (короткометражный) ... Алиса
1981 Алиса в стране чудес (короткометражный) ... Алиса
Работы в театре
Современник

2016 «Дама» (Т.Ружеви) ... дама
2012 «Осенняя соната» (И.Бергман) ... Шарлотта Андергаст
2004 «Шинель» (Н.Гоголь) ... Акакий Акакиевич Башмачкин
2003 «Анфиса» (Л.Андреев) ... Анфиса
2002 «Сладкоголосая птица юности» (Т.Уильямс) ... принцесса Космонополис, Хэвенли
2000 «Играем... Шиллера!» (Ф.Шиллер) ... Елизавета, королева Английская
1997 «Вишнёвый сад» (А.Чехов) ... Раневская Любовь Андреевна
1993 «Адский сад» (Р.Майнарди) ... Вальтрауте
1992 «Смерть и дева» (А.Дорфман) ... Паулина Салас
1991 «Анфиса» (Л.Андреев) ... Анфиса
1989 «Крутой маршрут» (Е.Гинзбург, реж. А.В.Гетман) ... Евгения Семёновна
1988 «Звёзды на утреннем небе» (А.Галин) ... Лора
1986 «Близнец» (М.Рощин) ... Елена
1984 «Кто боится Вирджинии Вульф?» (Э.Олби) ... Хани
1983 «Ревизор» (Н.Гоголь) ... Мария Антоновна
1982 «Три сестры» (А.Чехов) ... Маша
1981 «Кабала святош» (М.Булгаков) ... Арманда Бежар де Мольер
1980 «Спешите делать добро» (М.Рощин) ... Оля
1980 «Лорензаччо» (Альфред де Мюссе) ... Маркиза Чибо
1980 «Дамы приглашают кавалеров» ... Анна Позднякова
1978 «НЛО» (В.Малягин) ... Ленка
1977 «Фантазии Фарятьева» (А.Соколова) ... Люба
1976 «Вишнёвый сад» (А.Чехов) ... Аня
1975 «Эшелон» (М.Рощин) ... Катя, Саня
1975 «Двенадцатая ночь» (У.Шекспир) ... Виола
1974 «Четыре капли» (В.Розов) ... Лариса, гостья
1974 «С любимыми не расставайтесь» (А.Володин) ... женщина в общежитии
1974 «Из записок Лопатина» (К.Симонов) ... Ника
1974 «Вечно живые» (В.Розов) ... Вероника
1974 «Валентин и Валентина» (М.Рощин) ... Валентина
1974 «Белоснежка и семь гномов» ... белоснежка

Театр Наций

2013 «Стеклянный зверинец» (Т.Уильямс) ... Аманда Уингфилд

Театр имени Моссовета

1974 «Турбаза» (Э.Радзинский)
Награды и премии
Золотой орел, 2018 год
Номинации: Лучшая женская роль в кино («Карп отмороженный»)

2016 Специальный Приз «За покорение вершин актёрского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского» ММКФ
2012 Орден Почёта - за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
2006 Орден За заслуги перед Отечеством IV степени
2000 Премия "Триумф"
2001 Лауреат Государственной премии РФ (за роль Елизаветы в спектакле "Играем... Шиллера!)
1996 Орден Дружбы - за заслуги перед государством и многолетний добросовестный труд
1993 Премия "НИКА" в номинации "Актриса" (за роль в фильме "Ты у меня одна" )
1990 Государственная премия РСФСР в области театрального искусства (за исполнение главной роли в спектакле «Крутой маршрут» Е. С. Гинзбург)
1990 Премия "НИКА" в номинации "Лучшая женская роль" (за роль в фильме «Ошибки юности»)
1990 Лауреат Государственной премии СССР
1987 Народная артистка РСФСР
1981 Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (за роль Аллы в фильме «Осенний марафон»)
1980 Заслуженная артистка РСФСР
1977 Премия всесоюзного кинофестиваля (за роль Валентины Костиной в фильме «Слово для защиты» )
1977 Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Премии за актерскую работу"
1976 Премия Ленинского комсомола , за воплощение образа современников в кино
1975 Лауреат премии зрительских симпатий на Белградском кинофестивале (за роль в фильме "С тобой и без тебя" )
1973 Приз «Золотая фемина» на Международном фестивале в Брюсселе (за роль Стеши в фильме Р. Р. Нахапетова «С тобой и без тебя» была отмечена).
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions