С участием персоны 137 раздач
Краткая биография
Имя: Лидия Николаевна Смирнова
Дата рождения: 13 февраля, 1915 | водолей
Место рождения: Россия
Дата смерти: 25 июля, 2007 | 92 года
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Актриса, сценарист
Жанр: Драма, комедия, мелодрама
Супруг: Сергей Добрушин (умер), Владимир Рапопорт
Дата рождения: 13 февраля, 1915 | водолей
Место рождения: Россия
Дата смерти: 25 июля, 2007 | 92 года
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Актриса, сценарист
Жанр: Драма, комедия, мелодрама
Супруг: Сергей Добрушин (умер), Владимир Рапопорт
Биография
Родилась 13 февраля 1915 года в Тобольске (по другим источникам - Мензелинск, Татарстан) Российская империя, в семье царского офицера и земской учительницы, и бурное начало века прокатилось по этой семье сполна. Детство провела в родной Сибири. После революции отец стал уже не царским, а колчаковским офицером, да так и сгинул в лихолетье. Мать, потеряв её младшего брата, сошла с ума и вскоре умерла в психиатрической лечебнице. И быть бы осиротевшей девочке беспризорницей, если бы не старший брат отца, взявший её в свою семью.
Дальше было все, как у всех, - очень голодная юность, комсомольский задор, нормы ГТО, «ворошиловские стрелки», Чкалов, полярники, физкультурные парады.
Лидия Смирнова была активной комсомолкой, была старостой, председателем спортивной организации - многие прочили ей карьеру спортсменки, однако после школы она уехала в Москву и поступила в промышленно-экономический техникум. Получила диплом экономиста и отправилась по направлению работать в Главное управление авиационной промышленности. Сложиться еще одной типичной советской биографии помешало увлечение театром - ухаживающий за Смирновой заместитель начальника управления был театралом и приобщил молодого экономиста к этому искусству.
В театральное училище Лидия Смирнова пришла со второго курса авиационного института. Заявление подала одновременно в Вахтанговское училище, школу Камерного театра и во Всесоюзный государственный институт кинематографии, и везде была принята. Она выбрала училище при Камерном театре так как оно было самым близким к дому.
Она поступает в школу-студию при Камерном театре, и после окончания в 1939 году великий Таиров берет её в штат театра - причём из всей группы художественный руководитель взял только двух человек. С театром, впрочем, не заладилось - помешала всенародная слава кинозвезды.
Когда Смирнова училась в школе Таирова, к ним часто приходили с киностудий приглашать студентов на съёмки. Когда нужна была голубоглазая блондинка, говорили - у нас есть Смирнова, но утверждали её редко.
В 1940-1945 годах - актриса киностудии Мосфильм.
С 1945 года - актриса Театра-студии киноактёра.
В кино Смирнова начала работать сразу после окончания студии, и после двух эпизодов (в том числе и знаменитой «Большой жизни») ей предложили главную роль. После выхода на экран фильма «Моя любовь» Смирнова стала кумиром миллионов - в улыбчивую девушку Шурочку, искренне уверявшую с экрана строителей социализма: «Ждать любовь не надо, явится нежданно...», - влюбилась вся страна.
Успех, пришедший к ней после фильма «Моя любовь», окрылял. Но с началом Великой Отечественной войны ушли на фронт товарищи по студии: режиссёры, операторы, художники, артисты. Муж Смирновой Сергей Добрушин был журналистом. Он, не дожидаясь повестки, сам пошёл на призывной пункт и всего через месяц погиб под Смоленском. Вторым мужем Лидии Смирновой был известный советский кинооператор Владимир Рапопорт (1907-1975).
Судьба немногочисленных богинь экрана того времени сложилась по-разному. Некоторые, как Ладынина, просто прекращали сниматься, чтобы остаться в памяти зрителя молодой и прекрасной. Лидии Николаевне повезло. Перед ней и через неё прошла целая эпоха в жизни кино, разные её периоды - довоенный, война, время "малокартинья", подъем советского кино.
Она играла с великими русскими актёрами Петром Алейниковым, Николаем Крючковым, Верой Марецкой, Михаилом Жаровым. Работала с режиссёрами - классиками советского кино: Львом Кулешовым, Фридрихом Эрмлером, Абрамом Роомом, Константином Воиновым и др. Многое для себя она почерпнула из встреч с легендами советского и мирового искусства Сергеем Прокофьевым, Михаилом Зощенко, Всеволодом Пудовкиным, Сергеем Эйзенштейном, Галиной Улановой. Любая эпоха, любой период времени остается в памяти зрителя прежде всего образом человека - характером и образом актёра.
Народная артистка СССР Лидия Николаевна Смирнова - актриса нескольких поколений. Её помнят и зрители конца 1930-х годов, её знают и сегодняшние любители кино.
Смирнова рискнула сменить «героический» образ на амплуа характерной актрисы, спуститься с Олимпа, чтобы убедительно доказать, что ей вполне по силам и комические, и отрицательные роли - сваха в «Женитьбе Бальзаминова», докторша в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» или продавщица Дуська из фильмов про Анискина.
Она оставалась на экране и в 1960-е, и в 1970-е годы, она ещё экзаменовала в роли председателя комиссии Муравьёву в «Карнавале». Она же, едва ли не единственная из сталинских кинозвёзд, осталась и в постсоветском кино: в мелодраме «Приют комедиантов», в телесериале «Наследницы»...
Даже в пожилом возрасте Смирнова была необычайно деятельная и активна. Она много ездила по стране, отдавала много сил общественной деятельности. Была членом Правления Союза кинематографистов России, академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России. К ней часто обращались за помощью. Смирнова очень любила показывать свою коллекцию кукол в национальных одеждах, они занимают всю стену её квартиры в высотном доме на Котельнической набережной. Лидия Николаевна любила классическую музыку, балет.
Среди актёров выделяла Алису Фрейндлих, Лидию Сухаревскую, Олега Жакова, Василия Меркурьева, Петра Алейникова, Фаину Раневскую, Светлану Крючкову. Ей была совершенно чужда ненужная самореклама, она обладала редким даром объективно оценивать себя самое, относится к себе с иронией и юмором. "Чем труднее роль даётся, тем она больше меня привлекает" - таков был принцип Лидии Смирновой.
Лидия Николаевна Смирнова ушла из жизни 25 июля 2007 года в одной из больниц Москвы. Похоронена актриса 28 июля на Введенском (Немецком) кладбище, рядом с могилой мужа.
Дальше было все, как у всех, - очень голодная юность, комсомольский задор, нормы ГТО, «ворошиловские стрелки», Чкалов, полярники, физкультурные парады.
Лидия Смирнова была активной комсомолкой, была старостой, председателем спортивной организации - многие прочили ей карьеру спортсменки, однако после школы она уехала в Москву и поступила в промышленно-экономический техникум. Получила диплом экономиста и отправилась по направлению работать в Главное управление авиационной промышленности. Сложиться еще одной типичной советской биографии помешало увлечение театром - ухаживающий за Смирновой заместитель начальника управления был театралом и приобщил молодого экономиста к этому искусству.
В театральное училище Лидия Смирнова пришла со второго курса авиационного института. Заявление подала одновременно в Вахтанговское училище, школу Камерного театра и во Всесоюзный государственный институт кинематографии, и везде была принята. Она выбрала училище при Камерном театре так как оно было самым близким к дому.
Она поступает в школу-студию при Камерном театре, и после окончания в 1939 году великий Таиров берет её в штат театра - причём из всей группы художественный руководитель взял только двух человек. С театром, впрочем, не заладилось - помешала всенародная слава кинозвезды.
Когда Смирнова училась в школе Таирова, к ним часто приходили с киностудий приглашать студентов на съёмки. Когда нужна была голубоглазая блондинка, говорили - у нас есть Смирнова, но утверждали её редко.
В 1940-1945 годах - актриса киностудии Мосфильм.
С 1945 года - актриса Театра-студии киноактёра.
В кино Смирнова начала работать сразу после окончания студии, и после двух эпизодов (в том числе и знаменитой «Большой жизни») ей предложили главную роль. После выхода на экран фильма «Моя любовь» Смирнова стала кумиром миллионов - в улыбчивую девушку Шурочку, искренне уверявшую с экрана строителей социализма: «Ждать любовь не надо, явится нежданно...», - влюбилась вся страна.
Успех, пришедший к ней после фильма «Моя любовь», окрылял. Но с началом Великой Отечественной войны ушли на фронт товарищи по студии: режиссёры, операторы, художники, артисты. Муж Смирновой Сергей Добрушин был журналистом. Он, не дожидаясь повестки, сам пошёл на призывной пункт и всего через месяц погиб под Смоленском. Вторым мужем Лидии Смирновой был известный советский кинооператор Владимир Рапопорт (1907-1975).
Судьба немногочисленных богинь экрана того времени сложилась по-разному. Некоторые, как Ладынина, просто прекращали сниматься, чтобы остаться в памяти зрителя молодой и прекрасной. Лидии Николаевне повезло. Перед ней и через неё прошла целая эпоха в жизни кино, разные её периоды - довоенный, война, время "малокартинья", подъем советского кино.
Она играла с великими русскими актёрами Петром Алейниковым, Николаем Крючковым, Верой Марецкой, Михаилом Жаровым. Работала с режиссёрами - классиками советского кино: Львом Кулешовым, Фридрихом Эрмлером, Абрамом Роомом, Константином Воиновым и др. Многое для себя она почерпнула из встреч с легендами советского и мирового искусства Сергеем Прокофьевым, Михаилом Зощенко, Всеволодом Пудовкиным, Сергеем Эйзенштейном, Галиной Улановой. Любая эпоха, любой период времени остается в памяти зрителя прежде всего образом человека - характером и образом актёра.
Народная артистка СССР Лидия Николаевна Смирнова - актриса нескольких поколений. Её помнят и зрители конца 1930-х годов, её знают и сегодняшние любители кино.
Смирнова рискнула сменить «героический» образ на амплуа характерной актрисы, спуститься с Олимпа, чтобы убедительно доказать, что ей вполне по силам и комические, и отрицательные роли - сваха в «Женитьбе Бальзаминова», докторша в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» или продавщица Дуська из фильмов про Анискина.
Она оставалась на экране и в 1960-е, и в 1970-е годы, она ещё экзаменовала в роли председателя комиссии Муравьёву в «Карнавале». Она же, едва ли не единственная из сталинских кинозвёзд, осталась и в постсоветском кино: в мелодраме «Приют комедиантов», в телесериале «Наследницы»...
Даже в пожилом возрасте Смирнова была необычайно деятельная и активна. Она много ездила по стране, отдавала много сил общественной деятельности. Была членом Правления Союза кинематографистов России, академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России. К ней часто обращались за помощью. Смирнова очень любила показывать свою коллекцию кукол в национальных одеждах, они занимают всю стену её квартиры в высотном доме на Котельнической набережной. Лидия Николаевна любила классическую музыку, балет.
Среди актёров выделяла Алису Фрейндлих, Лидию Сухаревскую, Олега Жакова, Василия Меркурьева, Петра Алейникова, Фаину Раневскую, Светлану Крючкову. Ей была совершенно чужда ненужная самореклама, она обладала редким даром объективно оценивать себя самое, относится к себе с иронией и юмором. "Чем труднее роль даётся, тем она больше меня привлекает" - таков был принцип Лидии Смирновой.
Лидия Николаевна Смирнова ушла из жизни 25 июля 2007 года в одной из больниц Москвы. Похоронена актриса 28 июля на Введенском (Немецком) кладбище, рядом с могилой мужа.
Фильмография
2005 Наследницы 2 (ТВ) ... бабушка Ираида Антоновна
2001 Наследницы ... Ираида Антоновна
2001 Идеальная пара (сериал)
1998 Тоталитарный роман
1995 Приют комедиантов ... Нелли Евгеньевна
1995 Дом (сериал) ... Ниловна
1990 Шапка ... Кныш
1987 Ссуда на брак
1986 Верую в любовь
1983 Спокойствие отменяется ... тётка Татьяна
1982 Путешествие будет приятным
1982 Красиво жить не запретишь ... Лыхина
1982 Предчувствие любви ... Мария
1981 Карнавал ... председатель комиссии
1979 Пена
1977 Рудин
1977 И снова Анискин (ТВ) ... Евдокия Мироновна
1974 Дача
1973 Жизнь на грешной земле ... Настя
1973 Анискин и Фантомас (ТВ) ... Евдокия Мироновна
1972 Развод по-нарымски (ТВ)
1972 Последний форт ... Берта
1972 Ехали в трамвае Ильф и Петров ... дрессировщица и художественный руководитель цирка
1971 Факир на час ... Олимпиада
1968 Деревенский детектив ... Евдокия Пронина
1966 Заблудший
1966 Дядюшкин сон ... Москалёва
1964 Секретарь обкома
1964 Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен ... докторша
1964 Женитьба Бальзаминова ... сваха
1963 Это случилось в милиции ... Зубарева
1963 Тишина
1962 Три друга
1962 Остров Ольховый (ТВ) ... Катерина
1960 Разноцветные камешки ... Надежда Борисовна
1960 Яша Топорков ... Тася
1958 Трое вышли из леса
1957 Телеграмма (короткометражный) ... Настя
1957 Крутые Горки
1956 Две жизни (короткометражный) ... Нонна Павловна
1954 Об этом забывать нельзя
1953 Серебристая пыль ... Флосси
1951 Донецкие шахтеры ... Вера Николаевна, жена Трофименко
1949 У них есть Родина ... Смайда
1947 Новый дом
1946 Большая жизнь, 2-я серия ... Женя Буслаева
1946 Сыновья ... Ильга
1944 Морской батальон
1943 Родные берега
1943 Она защищает Родину ... Феня
1942 Парень из нашего города ... Варя
1941 Случай в вулкане ... Наташа
1941 Два друга
1940 Моя любовь ... Шура
1938 Новая Москва
1934 Настенька Устинова
2001 Наследницы ... Ираида Антоновна
2001 Идеальная пара (сериал)
1998 Тоталитарный роман
1995 Приют комедиантов ... Нелли Евгеньевна
1995 Дом (сериал) ... Ниловна
1990 Шапка ... Кныш
1987 Ссуда на брак
1986 Верую в любовь
1983 Спокойствие отменяется ... тётка Татьяна
1982 Путешествие будет приятным
1982 Красиво жить не запретишь ... Лыхина
1982 Предчувствие любви ... Мария
1981 Карнавал ... председатель комиссии
1979 Пена
1977 Рудин
1977 И снова Анискин (ТВ) ... Евдокия Мироновна
1974 Дача
1973 Жизнь на грешной земле ... Настя
1973 Анискин и Фантомас (ТВ) ... Евдокия Мироновна
1972 Развод по-нарымски (ТВ)
1972 Последний форт ... Берта
1972 Ехали в трамвае Ильф и Петров ... дрессировщица и художественный руководитель цирка
1971 Факир на час ... Олимпиада
1968 Деревенский детектив ... Евдокия Пронина
1966 Заблудший
1966 Дядюшкин сон ... Москалёва
1964 Секретарь обкома
1964 Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен ... докторша
1964 Женитьба Бальзаминова ... сваха
1963 Это случилось в милиции ... Зубарева
1963 Тишина
1962 Три друга
1962 Остров Ольховый (ТВ) ... Катерина
1960 Разноцветные камешки ... Надежда Борисовна
1960 Яша Топорков ... Тася
1958 Трое вышли из леса
1957 Телеграмма (короткометражный) ... Настя
1957 Крутые Горки
1956 Две жизни (короткометражный) ... Нонна Павловна
1954 Об этом забывать нельзя
1953 Серебристая пыль ... Флосси
1951 Донецкие шахтеры ... Вера Николаевна, жена Трофименко
1949 У них есть Родина ... Смайда
1947 Новый дом
1946 Большая жизнь, 2-я серия ... Женя Буслаева
1946 Сыновья ... Ильга
1944 Морской батальон
1943 Родные берега
1943 Она защищает Родину ... Феня
1942 Парень из нашего города ... Варя
1941 Случай в вулкане ... Наташа
1941 Два друга
1940 Моя любовь ... Шура
1938 Новая Москва
1934 Настенька Устинова
Озвучивание
1968 Дикое сердце / Corazon salvaje ... Сара Гуаш
1959 Женщины востока / Le orientali ... Нагва Фуад
1936 Нищий студент / Der Bettelstudent ... Карола Хён – Ihre Tochter: Laura
1959 Женщины востока / Le orientali ... Нагва Фуад
1936 Нищий студент / Der Bettelstudent ... Карола Хён – Ihre Tochter: Laura
Сценарист
1942 Боевой киносборник 9
Награды и премии
2005 Орден Дружбы
2000 Премия МКФ "Восток-Запад" в номинации "За выдающийся вклад в развитие киноискусства"
2000 Орден "За заслуги перед Отечеством" 3 степени
1996 Орден "За заслуги перед Отечеством"
1995 Премия "Киношок" в номинации "Специальная премия оргкомитета"
1974 Народная артистка СССР
1951 Лауреат Государственной премии СССР ("У них есть Родина" )
1951 Сталинская премия
Орден Октябрьской Революции
Орден Трудового Красного Знамени
Орден «Знак Почета»
2000 Премия МКФ "Восток-Запад" в номинации "За выдающийся вклад в развитие киноискусства"
2000 Орден "За заслуги перед Отечеством" 3 степени
1996 Орден "За заслуги перед Отечеством"
1995 Премия "Киношок" в номинации "Специальная премия оргкомитета"
1974 Народная артистка СССР
1951 Лауреат Государственной премии СССР ("У них есть Родина" )
1951 Сталинская премия
Орден Октябрьской Революции
Орден Трудового Красного Знамени
Орден «Знак Почета»