С участием персоны 22 раздач
Краткая биография
Имя: Eleanora Fagan
Псевдоним: Billie Holiday
Дата рождения: 7 апреля, 1915 | овен
Место рождения: Филадельфия, Пенсильвания, США
Дата смерти: 17 июля, 1959 | 44 года
Место смерти: Нью-Йорк, США
Карьера: Певица, актриса, сценарист
Жанр: Джаз, свинг, драма
Рост: 1.65 м
Супруг: Джонни Монро (развод), Джо Гай (развод), Луи МакКэй
Псевдоним: Billie Holiday
Дата рождения: 7 апреля, 1915 | овен
Место рождения: Филадельфия, Пенсильвания, США
Дата смерти: 17 июля, 1959 | 44 года
Место смерти: Нью-Йорк, США
Карьера: Певица, актриса, сценарист
Жанр: Джаз, свинг, драма
Рост: 1.65 м
Супруг: Джонни Монро (развод), Джо Гай (развод), Луи МакКэй
Биография
Билли Холидей (настоящее имя Элеанора Фейган) родилась 7 апреля 1915 года - американская певица, во многом повлиявшая на развитие джазового вокала своим оригинальным стилем пения.
Элеанора родилась в Филадельфии, раннее детство провела в Балтиморе. На момент рождения дочери, отцу Кларенсу Холидею (1898), музыканту, было 16 лет, матери Сейди Фейган (1896) - 18 лет.
Отец работал как гитарист в оркестрах МакКинни и Хендерсона. Не состоял в браке с матерью Билли Сэди Фэгэн и исчез из ее жизни, когда дочь была еще младенцем. Сэди уехала в поисках работы в Нью-Йорк, оставив маленькую Билли на попечение родственников, которые не уделяли должного внимания своей подопечной. В 1927 мать взяла дочь к себе, а через три года Билли стала петь в одном из маленьких клубов Бруклина. Однажды, как она рассказывает, им с матерью грозило выселение из квартиры. В надежде найти работу Билли отправилась на 132-ю улицу Гарлема, где находилось несколько небольших клубов.
Владельцу одного из них она сказала, что умеет танцевать. Однако танцевала она плохо. Тогда пианист, пожалев ее, спросил, может ли она что-нибудь спеть. Билли исполнила популярные в то время песни «Trav'lin' All Alone» и «Body and Soul». Триумф был полный, и Билли сразу же получила свои первые заработанные деньги. Трудно сказать, насколько правдива эта история. Во всяком случае, с той поры Билли начала работать в клубах 132-й улицы. Там в 1933 году её и нашел вездесущий открыватель талантов Джон Хэммонд, который в то время сам лишь начинал свою легендарную карьеру. Хэммонд написал о Билли Холидей восторженную колонку в «Melody Maker», и привел на одно из ее выступлений Бенни Гудмена. Билли записала демо в «Columbia Stuidios» с только что организованным бэндом Бенни Гудмена. Коммерческий дебют («Your Mother's Son-ln-Law») состоялся 27 ноября 1933 года.
Ее стали приглашать на выступления в престижные залы, например, в перворазрядный гарлемский театр «Apollo». Тогда же Билли снялась в фильме с Дюком Эллингтоном, и тогда же Хэммонд организовал сотрудничество её с комбо, которыми руководил пианист Тедди Уилсон. Эти малые составы делали записи для музыкальных автоматов. Билли Холидей работала практически со всеми ведущими джазменами - Бенни Гудменом, Лестером Янгом, Беном Уэбстером, Чу Берри, Роем Злдриджем, Баком Клэйтоном, Джонни Ходжесом, Харри Карни, Бенни Мортоном.
Несмотря на низкое качество музыкального материала, Билли и ее коллегам удавалось определенную энергетику. Отличная игра комбо и все более уверенное исполнение Билли Холидей сделали свое дело-артисты стали чрезвычайно популярными. В 1936 году Билли Холидей гастролировала с составами Джимми Лансфорда и Флетчера Хендерсона, а в 1937 году записала несколько номеров с новым открытием Хэммонда - оркестром Каунта Бэйзи. Со знавшими певицу раньше тенористом Лестером Янгом и трубачом Баком Клэйтоном у нее сложились особенно дружеские отношения.
Втроем они в конце 30-х годов сделали большую часть своих лучших совместных записей. Билли и Янг обменялись кличками - соответственно Леди Дэй и През, то есть Президент. Таким образом каждый из друзей отметил элегантность другого. С весны 1937 года начались гастроли Билли Холидей с оркестром Бэйзи, который решил обзавестись вокалисткой в дополнение к вокалисту Джимми Рашингу. Однако сотрудничество не продлилось долго. Официальной причиной ухода Билли из оркестра была ее непредсказуемость, однако прессой тех дней была зафиксирована и другая версия - отказ певицы исполнять женские блюзовые стандарты 20-х годов. Менее чем через месяц после ухода от Бэйзи она была нанята Арти Шоу. Петь с возглавляемым им популярным белым составом она начала в 1938 года, и это был один из первых случаев выступления цветной певицы в сопровождении белого оркестра.
Музыканты и сам Шоу поддерживали Билли, однако во время концертов то и дело возникали конфликты на расовой почве. В результате Билли покинула и этот оркестр. На помощь вновь пришел Хэммонд. Он познакомил её с Барни Джозефсоном, владельцем кафе «Society». Джозефсон решил открыть ночной клуб, который был бы внерасовым - как для музыкантов, так и для посетителей. Ведь до конца 30-х годов в США не существовало клубов, в которые пускали бы цветных, даже если там выступали цветные музыканты. Джозефсон рискнул преодолеть этот барьер. Хэммонд направлял его в выборе музыкантов, и вскоре новый клуб в Гринвич-Виллидж завоевал популярность. Именно здесь Билли Холидей выучила песню, которая позволила ей подняться на качественно новый уровень. Стандарт «Strange Fruit», написанный завсегдатаем кафе «Society» Льюисом Алленом и в дальнейшем всегда ассоциировавшийся с именем Билли Холидей, повествовал о вырастающих по ночам на черных деревьях странных черных плодах с высунутыми языками.
О мучительной безысходности расизма, который продолжал свирепствовать на американском Юге. Хотя сама Билли испытывала сомнения по поводу включения в свой репертуар такой бескомпромиссной песни, свойственные певице утонченность и безупречная нюансировка не подвели ее и на этот раз. "Странный плод" стал лучшим номером каждого из ее выступлений. Хотя Джон Хэммонд отказался записывать этот номер (не из-за политической, но из-за образной его остроты), он посодействовал тому, что Билли удалось записать его на «Commodore», лэйбле, принадлежавшем владельцу магазина джазовых грампластинок Милту Гэблеру.
После того, как песня вышла в грамзаписи, она получила неплохую радиораскрутку. Билли Холидей продолжала работать с лэйблами «Columbia» до 1942 года, а в 1941 году была записана ее наиболее известная композиция «God Bless the Child». Гэблеру, связанному также с «Decca», удалось помочь Билли с контрактом и с этим лэйблом, на котором в 1944 году вышла песня «Lover Man», написанная специально для нее и ставшая ее третьим большим хитом. Аккуратно обойдя запрет Союза музыкантов, действовавший на предыдущем лэйбле, Билли связала свою дальнейшую судьбу с «Decca», заслужив здесь право на высококачественный музыкальный материал и превосходные струнные секции для записей.
Работать на «Decca» она продолжала до конца 50-х годов, записала здесь несколько своих любимых песен, в том числе песни из репертуара Бесси Смит «Tain't Nobody's Business If I Do», «Them There Eyes» и «Сгагу He Calls Me». Несмотря на то, что в 40-е годы артистическая карьера Билли достигла своего пика, именно в это время ее начали преследовать личные проблемы. На алкоголь и марихуану она подсела уже давно, с начала же 40-х годов начала курить опиум вместе со своим первым мужем Джонни Монро. За расставанием с Монро последовали скоропалительный второй брак с трубачом Джо Гаем и совместное с ним увлечение героином.
Несмотря на триумфальный концерт в нью-йоркском Таун-холле и небольшую кинороль в фильме 1947 года «Нью-Орлеан», в котором она снималась вместе с Луи Армстронгом, Билли потеряла массу денег, возглавляя на пару с Гаем собственный оркестр. К тому же ее сильно подкосила смерть матери. В 1947 году Билли была арестована за хранение героина и приговорена к семи месяцам тюрьмы. К несчастью, неприятности продолжались и после выхода Билли из тюрьмы. Характер ее судимости закрыл для певицы дорогу в ночные клубы. Преследуемая всеми возможными неприятностями, она оттрубила на «Decca» до 1950 года, а через два года стала записываться для джазового антрепренера Нормана Гранца, владельца лэйблов «Clef, Norgran», а с 1956 года - «Verve». Эта работа вновь свела ее с Беном Уэбстером, а также с другими музыкантами высокого уровня - такими, как Оскар Питерсон, Хэрри "Суйте" Эдисон и Чарли Шэйверс.
Несмотря на то, что былые злоупотребления и невзгоды начали отражаться на голосе певицы, многие её записи, сделанные ею в 50-е годы, отличаются той же духовной силой и красотой, что и ее классические записи. Массу популярности принесли Холидэй ее европейские гастроли 1954 года, но еще больше - ее автобиография, вышедшая в 1956. Последнее выступление певицы состоялось в 1957 году, в рамках ТВ-шоу «The Sound of Jazz», вместе с Беном Уэбстером, Лестером Янгом и Коулменом Хокинсом. Годом позже ее становящийся все более жестким голос был задрапирован струнными Рэя Эллиса на альбоме «Lady in Satin».
В мае 1959 года после сердечного приступа Билли Холидей попала в больницу, её организму, помимо всего прочего, приходилось противостоять и болезни печени. Ушла из жизни 17 июля 1959 года в Нью-Йорке.. После смерти она стала пользоваться еще большей популярностью, чем при жизни. В 1972 вышел ее биографический фильм «Леди Блюз». Исполнительница главной роли Дайана Росс попыталась развеять некоторые мифы, окутывавшие фигуру Билли.
В 1987 году Холидей была удостоена посмертной «Грэмми» за прижизненные достижения. Два года спустя группа «U2» посвятила памяти певицы песню «Angel of Harlem». Её расслаблено-ленивая манера исполнения узнаваема у многих современных джазовых исполнителей.
Элеанора родилась в Филадельфии, раннее детство провела в Балтиморе. На момент рождения дочери, отцу Кларенсу Холидею (1898), музыканту, было 16 лет, матери Сейди Фейган (1896) - 18 лет.
Отец работал как гитарист в оркестрах МакКинни и Хендерсона. Не состоял в браке с матерью Билли Сэди Фэгэн и исчез из ее жизни, когда дочь была еще младенцем. Сэди уехала в поисках работы в Нью-Йорк, оставив маленькую Билли на попечение родственников, которые не уделяли должного внимания своей подопечной. В 1927 мать взяла дочь к себе, а через три года Билли стала петь в одном из маленьких клубов Бруклина. Однажды, как она рассказывает, им с матерью грозило выселение из квартиры. В надежде найти работу Билли отправилась на 132-ю улицу Гарлема, где находилось несколько небольших клубов.
Владельцу одного из них она сказала, что умеет танцевать. Однако танцевала она плохо. Тогда пианист, пожалев ее, спросил, может ли она что-нибудь спеть. Билли исполнила популярные в то время песни «Trav'lin' All Alone» и «Body and Soul». Триумф был полный, и Билли сразу же получила свои первые заработанные деньги. Трудно сказать, насколько правдива эта история. Во всяком случае, с той поры Билли начала работать в клубах 132-й улицы. Там в 1933 году её и нашел вездесущий открыватель талантов Джон Хэммонд, который в то время сам лишь начинал свою легендарную карьеру. Хэммонд написал о Билли Холидей восторженную колонку в «Melody Maker», и привел на одно из ее выступлений Бенни Гудмена. Билли записала демо в «Columbia Stuidios» с только что организованным бэндом Бенни Гудмена. Коммерческий дебют («Your Mother's Son-ln-Law») состоялся 27 ноября 1933 года.
Ее стали приглашать на выступления в престижные залы, например, в перворазрядный гарлемский театр «Apollo». Тогда же Билли снялась в фильме с Дюком Эллингтоном, и тогда же Хэммонд организовал сотрудничество её с комбо, которыми руководил пианист Тедди Уилсон. Эти малые составы делали записи для музыкальных автоматов. Билли Холидей работала практически со всеми ведущими джазменами - Бенни Гудменом, Лестером Янгом, Беном Уэбстером, Чу Берри, Роем Злдриджем, Баком Клэйтоном, Джонни Ходжесом, Харри Карни, Бенни Мортоном.
Несмотря на низкое качество музыкального материала, Билли и ее коллегам удавалось определенную энергетику. Отличная игра комбо и все более уверенное исполнение Билли Холидей сделали свое дело-артисты стали чрезвычайно популярными. В 1936 году Билли Холидей гастролировала с составами Джимми Лансфорда и Флетчера Хендерсона, а в 1937 году записала несколько номеров с новым открытием Хэммонда - оркестром Каунта Бэйзи. Со знавшими певицу раньше тенористом Лестером Янгом и трубачом Баком Клэйтоном у нее сложились особенно дружеские отношения.
Втроем они в конце 30-х годов сделали большую часть своих лучших совместных записей. Билли и Янг обменялись кличками - соответственно Леди Дэй и През, то есть Президент. Таким образом каждый из друзей отметил элегантность другого. С весны 1937 года начались гастроли Билли Холидей с оркестром Бэйзи, который решил обзавестись вокалисткой в дополнение к вокалисту Джимми Рашингу. Однако сотрудничество не продлилось долго. Официальной причиной ухода Билли из оркестра была ее непредсказуемость, однако прессой тех дней была зафиксирована и другая версия - отказ певицы исполнять женские блюзовые стандарты 20-х годов. Менее чем через месяц после ухода от Бэйзи она была нанята Арти Шоу. Петь с возглавляемым им популярным белым составом она начала в 1938 года, и это был один из первых случаев выступления цветной певицы в сопровождении белого оркестра.
Музыканты и сам Шоу поддерживали Билли, однако во время концертов то и дело возникали конфликты на расовой почве. В результате Билли покинула и этот оркестр. На помощь вновь пришел Хэммонд. Он познакомил её с Барни Джозефсоном, владельцем кафе «Society». Джозефсон решил открыть ночной клуб, который был бы внерасовым - как для музыкантов, так и для посетителей. Ведь до конца 30-х годов в США не существовало клубов, в которые пускали бы цветных, даже если там выступали цветные музыканты. Джозефсон рискнул преодолеть этот барьер. Хэммонд направлял его в выборе музыкантов, и вскоре новый клуб в Гринвич-Виллидж завоевал популярность. Именно здесь Билли Холидей выучила песню, которая позволила ей подняться на качественно новый уровень. Стандарт «Strange Fruit», написанный завсегдатаем кафе «Society» Льюисом Алленом и в дальнейшем всегда ассоциировавшийся с именем Билли Холидей, повествовал о вырастающих по ночам на черных деревьях странных черных плодах с высунутыми языками.
О мучительной безысходности расизма, который продолжал свирепствовать на американском Юге. Хотя сама Билли испытывала сомнения по поводу включения в свой репертуар такой бескомпромиссной песни, свойственные певице утонченность и безупречная нюансировка не подвели ее и на этот раз. "Странный плод" стал лучшим номером каждого из ее выступлений. Хотя Джон Хэммонд отказался записывать этот номер (не из-за политической, но из-за образной его остроты), он посодействовал тому, что Билли удалось записать его на «Commodore», лэйбле, принадлежавшем владельцу магазина джазовых грампластинок Милту Гэблеру.
После того, как песня вышла в грамзаписи, она получила неплохую радиораскрутку. Билли Холидей продолжала работать с лэйблами «Columbia» до 1942 года, а в 1941 году была записана ее наиболее известная композиция «God Bless the Child». Гэблеру, связанному также с «Decca», удалось помочь Билли с контрактом и с этим лэйблом, на котором в 1944 году вышла песня «Lover Man», написанная специально для нее и ставшая ее третьим большим хитом. Аккуратно обойдя запрет Союза музыкантов, действовавший на предыдущем лэйбле, Билли связала свою дальнейшую судьбу с «Decca», заслужив здесь право на высококачественный музыкальный материал и превосходные струнные секции для записей.
Работать на «Decca» она продолжала до конца 50-х годов, записала здесь несколько своих любимых песен, в том числе песни из репертуара Бесси Смит «Tain't Nobody's Business If I Do», «Them There Eyes» и «Сгагу He Calls Me». Несмотря на то, что в 40-е годы артистическая карьера Билли достигла своего пика, именно в это время ее начали преследовать личные проблемы. На алкоголь и марихуану она подсела уже давно, с начала же 40-х годов начала курить опиум вместе со своим первым мужем Джонни Монро. За расставанием с Монро последовали скоропалительный второй брак с трубачом Джо Гаем и совместное с ним увлечение героином.
Несмотря на триумфальный концерт в нью-йоркском Таун-холле и небольшую кинороль в фильме 1947 года «Нью-Орлеан», в котором она снималась вместе с Луи Армстронгом, Билли потеряла массу денег, возглавляя на пару с Гаем собственный оркестр. К тому же ее сильно подкосила смерть матери. В 1947 году Билли была арестована за хранение героина и приговорена к семи месяцам тюрьмы. К несчастью, неприятности продолжались и после выхода Билли из тюрьмы. Характер ее судимости закрыл для певицы дорогу в ночные клубы. Преследуемая всеми возможными неприятностями, она оттрубила на «Decca» до 1950 года, а через два года стала записываться для джазового антрепренера Нормана Гранца, владельца лэйблов «Clef, Norgran», а с 1956 года - «Verve». Эта работа вновь свела ее с Беном Уэбстером, а также с другими музыкантами высокого уровня - такими, как Оскар Питерсон, Хэрри "Суйте" Эдисон и Чарли Шэйверс.
Несмотря на то, что былые злоупотребления и невзгоды начали отражаться на голосе певицы, многие её записи, сделанные ею в 50-е годы, отличаются той же духовной силой и красотой, что и ее классические записи. Массу популярности принесли Холидэй ее европейские гастроли 1954 года, но еще больше - ее автобиография, вышедшая в 1956. Последнее выступление певицы состоялось в 1957 году, в рамках ТВ-шоу «The Sound of Jazz», вместе с Беном Уэбстером, Лестером Янгом и Коулменом Хокинсом. Годом позже ее становящийся все более жестким голос был задрапирован струнными Рэя Эллиса на альбоме «Lady in Satin».
В мае 1959 года после сердечного приступа Билли Холидей попала в больницу, её организму, помимо всего прочего, приходилось противостоять и болезни печени. Ушла из жизни 17 июля 1959 года в Нью-Йорке.. После смерти она стала пользоваться еще большей популярностью, чем при жизни. В 1972 вышел ее биографический фильм «Леди Блюз». Исполнительница главной роли Дайана Росс попыталась развеять некоторые мифы, окутывавшие фигуру Билли.
В 1987 году Холидей была удостоена посмертной «Грэмми» за прижизненные достижения. Два года спустя группа «U2» посвятила памяти певицы песню «Angel of Harlem». Её расслаблено-ленивая манера исполнения узнаваема у многих современных джазовых исполнителей.
Дискография
Studio albums
1959 Last Recordings
1959 The Unforgettable Lady Day
1958 Lady in Satin
1957 All or Nothing at All
1957 Songs for Distingué Lovers
1957 Body and Soul
1956 Lady Sings the Blues
1956 Velvet Mood
1955 Music for Torching
1955 Stay with Me
1954 Billie Holiday
1953 An Evening with Billie Holiday
1952 Billie Holiday Sings
Live albums
1957 Ella Fitzgerald and Billie Holiday at Newport
1956 The Essential Billie Holiday: Carnegie Hall Concert Recorded Live
1954 Billie Holiday at JATP
Singles
1945 Lover Man (Oh, Where Can You Be?)
1942 Trav'lin' Light
1941 God Bless the Child
1939 Strange Fruit
1938 I'm Gonna Lock My Heart
1938 My Man
1938 You Go to My Head
1937 Pennies From Heaven
1937 I've Got My Love to Keep Me Warm
1937 Please Keep Me in Your Dreams
1937 This Year's Kisses
1937 Carelessly
1937 How Could You
1937 Moanin' Low
1937 They Can't Take That Away From Me
1937 Mean to Me
1937 Easy Living
1937 Yours & Mine
1937 Me, Myself & I
1937 A Sailboat In The Moonlight
1937 Getting Some Fun Out of Life
1937 Trav'lin' All Alone
1937 Nice Work If You Can Get It
1936 You Let Me Down
1936 These Foolish Things (Remind Me of You)
1936 It's Like Reaching for the Moon
1936 No Regrets
1936 Summertime
1936 A Fine Romance
1936 Let's Call a Heart a Heart
1936 The Way You Look Tonight
1936 Who Loves You
1936 That's Life, I Guess
1936 I Can't Give You Anything But Love (Dear)
1935 If You Were Mine
1935 Twenty-Four Hours A Day
1935 What a Little Moonlight Can Do
1934 Riffin' the Scotch
1959 Last Recordings
1959 The Unforgettable Lady Day
1958 Lady in Satin
1957 All or Nothing at All
1957 Songs for Distingué Lovers
1957 Body and Soul
1956 Lady Sings the Blues
1956 Velvet Mood
1955 Music for Torching
1955 Stay with Me
1954 Billie Holiday
1953 An Evening with Billie Holiday
1952 Billie Holiday Sings
Live albums
1957 Ella Fitzgerald and Billie Holiday at Newport
1956 The Essential Billie Holiday: Carnegie Hall Concert Recorded Live
1954 Billie Holiday at JATP
Singles
1945 Lover Man (Oh, Where Can You Be?)
1942 Trav'lin' Light
1941 God Bless the Child
1939 Strange Fruit
1938 I'm Gonna Lock My Heart
1938 My Man
1938 You Go to My Head
1937 Pennies From Heaven
1937 I've Got My Love to Keep Me Warm
1937 Please Keep Me in Your Dreams
1937 This Year's Kisses
1937 Carelessly
1937 How Could You
1937 Moanin' Low
1937 They Can't Take That Away From Me
1937 Mean to Me
1937 Easy Living
1937 Yours & Mine
1937 Me, Myself & I
1937 A Sailboat In The Moonlight
1937 Getting Some Fun Out of Life
1937 Trav'lin' All Alone
1937 Nice Work If You Can Get It
1936 You Let Me Down
1936 These Foolish Things (Remind Me of You)
1936 It's Like Reaching for the Moon
1936 No Regrets
1936 Summertime
1936 A Fine Romance
1936 Let's Call a Heart a Heart
1936 The Way You Look Tonight
1936 Who Loves You
1936 That's Life, I Guess
1936 I Can't Give You Anything But Love (Dear)
1935 If You Were Mine
1935 Twenty-Four Hours A Day
1935 What a Little Moonlight Can Do
1934 Riffin' the Scotch
Фильмография
1947 Новый Орлеан / New Orleans ... Endie
Сценарист
1972 Леди поет блюз / Lady Sings the Blues ... книга
Награды и премии
1987 Премия «Грэмми» за прижизненные достижения (посмертно)