С участием персоны 6 раздач
Краткая биография
Имя: Владимир Николаевич Яхонтов
Дата рождения: 27 ноября, 1899 | стрелец
Место рождения: Седлец, Российская империя
Дата смерти: 16 июля, 1945 | 45 лет
Место смерти: Москва, СССР
Карьера: Актер
Жанр: Военный, документальный
Дата рождения: 27 ноября, 1899 | стрелец
Место рождения: Седлец, Российская империя
Дата смерти: 16 июля, 1945 | 45 лет
Место смерти: Москва, СССР
Карьера: Актер
Жанр: Военный, документальный
Биография
Яхонтов Владимир Николаевич - русский, советский артист эстрады, чтец, актёр, мастер художественного слова. Создатель жанра «театр одного актёра».
Родился 27 ноября 1899 года в местечке Седлец, Российская империя (ныне - Седльце, Польша).
Окончил Дворянский институт имени Императора Александра II в Нижнем Новгороде, где играл в любительских спектаклях. В 1918 году поступил во 2-ю Студию МХТ, спустя год перешёл к Е. Б. Вахтангову в 3-ю Студию. Учителями были Станиславский, Качалов, Москвин, Книппер-Чехова.
В 1924-1926 годах - актер Театра В. Э. Мейерхольда. Сыграв роль барона Файервари в спектакле «Учитель Бубус» А. Файко, навсегда ушёл из театра.
Встреча с Еликонидой Ефимовной Поповой в 1921 году, определила его дальнейшую судьбу. Попова стала спутником его жизни, режиссёром и художником моноспектаклей, соавтором литературно-сценических программ.
С 1922 года начинает выступать на эстраде с чтением стихов А. С. Пушкина, А. А. Блока, В. В. Маяковского.
В 1924 году исполнил первую художественную композицию-моноспектакль «На смерть Ленина». Яхонтов был и исполнителем и автором. Композиция состояла из фрагментов произведений художественной литературы, газетных статей, историко-революционных документов, писем, мемуаров, объединённых логикой единого замысла. Яхонтов искал формы сочетания художественного слова с искусством театра. Композиции стали особой формой осмысления современности.
«Речь должна звучать, как стихи» - творческое кредо Яхонтова.
В 1927 году с режиссёрами Поповой-Яхонтовой, С. И. Владимирским, музыкантами М. Цветаевым и Е. Лойтером создал эстрадный театр одного актёра «Современник», прикрытый советскими чиновниками в 1935 году. Яхонтов стремился объединить искусство театра и звучащего слова, - каждое его выступление представляло собой своеобразный, изящный, лаконичный и выразительный спектакль.
В кино - с 1940 года. Озвучивание документально - исторических кинолент. В годы войны озвучивал военную хронику боевых действий Красной Армии.
В разное время репертуар Яхонтова составляли исторические композиции «Октябрь» (1924), «Ленин» (1925), «1905 год», «Война» (1929), «Цусима» (1934), композиции-хроники современной жизни «Торжественное обещание» (1929), «Новые плоды» (1935), программы по произведениям русской классической литературы «Пушкин» (1926), «Петербург» («Шинель» Н. В. Гоголя, «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, «Медный всадник», фрагменты из «Евгения Онегина» и стихи Пушкина, 1927), «Да, водевиль есть вещь» («Домик в Коломне» Пушкина, «Коляска» Гоголя, «Тамбовская казначейша» М. Лермонтова, 1929), «Евгений Онегин Пушкина» (1930), «Горе от ума А. С. Грибоедова» (1932), «Настасья Филипповна» (по роману Ф. М. Достоевского «Идиот», 1933), «Болдинская осень» (1937), «Вечер поэзии Лермонтова» («Смерть поэта», «Пророк», «Бородино», «Валерик», «Соседка», «Завещание», сцены из «Маскарада», 1938).
Яхонтов был первым исполнителем поэм Маяковского «Человек», «Война и мир», «Облако в штанах», «Люблю», «Про это на эстраде». В 1931 году он выступил с композицией «Вечера Маяковского».
В годы Великой Отечественной войны Яхонтовым были созданы лирико-эпические композиции «За Родину» (1941),«Россия грозная» (1942) и другие. Фрагменты из произведений Б. Горбатова, В. Гроссмана, О. Берггольц, проза Толстого, стихи Пушкина в сочетании с музыкой Баха, Бетховена, Листа, Рахманинова, Шостаковича составили композицию «Тост за жизнь» (1944).
Покончил жизнь самоубийством, выбросившись из окна. По воспоминаниям Надежды Мандельштам, «Яхонтов выбросился из окна в припадке страха, что идут его арестовывать».
Лауреат первой премии Первого Всесоюзного конкурса мастеров художественного слова (1937).
Родился 27 ноября 1899 года в местечке Седлец, Российская империя (ныне - Седльце, Польша).
Окончил Дворянский институт имени Императора Александра II в Нижнем Новгороде, где играл в любительских спектаклях. В 1918 году поступил во 2-ю Студию МХТ, спустя год перешёл к Е. Б. Вахтангову в 3-ю Студию. Учителями были Станиславский, Качалов, Москвин, Книппер-Чехова.
В 1924-1926 годах - актер Театра В. Э. Мейерхольда. Сыграв роль барона Файервари в спектакле «Учитель Бубус» А. Файко, навсегда ушёл из театра.
Встреча с Еликонидой Ефимовной Поповой в 1921 году, определила его дальнейшую судьбу. Попова стала спутником его жизни, режиссёром и художником моноспектаклей, соавтором литературно-сценических программ.
С 1922 года начинает выступать на эстраде с чтением стихов А. С. Пушкина, А. А. Блока, В. В. Маяковского.
В 1924 году исполнил первую художественную композицию-моноспектакль «На смерть Ленина». Яхонтов был и исполнителем и автором. Композиция состояла из фрагментов произведений художественной литературы, газетных статей, историко-революционных документов, писем, мемуаров, объединённых логикой единого замысла. Яхонтов искал формы сочетания художественного слова с искусством театра. Композиции стали особой формой осмысления современности.
«Речь должна звучать, как стихи» - творческое кредо Яхонтова.
В 1927 году с режиссёрами Поповой-Яхонтовой, С. И. Владимирским, музыкантами М. Цветаевым и Е. Лойтером создал эстрадный театр одного актёра «Современник», прикрытый советскими чиновниками в 1935 году. Яхонтов стремился объединить искусство театра и звучащего слова, - каждое его выступление представляло собой своеобразный, изящный, лаконичный и выразительный спектакль.
В кино - с 1940 года. Озвучивание документально - исторических кинолент. В годы войны озвучивал военную хронику боевых действий Красной Армии.
В разное время репертуар Яхонтова составляли исторические композиции «Октябрь» (1924), «Ленин» (1925), «1905 год», «Война» (1929), «Цусима» (1934), композиции-хроники современной жизни «Торжественное обещание» (1929), «Новые плоды» (1935), программы по произведениям русской классической литературы «Пушкин» (1926), «Петербург» («Шинель» Н. В. Гоголя, «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, «Медный всадник», фрагменты из «Евгения Онегина» и стихи Пушкина, 1927), «Да, водевиль есть вещь» («Домик в Коломне» Пушкина, «Коляска» Гоголя, «Тамбовская казначейша» М. Лермонтова, 1929), «Евгений Онегин Пушкина» (1930), «Горе от ума А. С. Грибоедова» (1932), «Настасья Филипповна» (по роману Ф. М. Достоевского «Идиот», 1933), «Болдинская осень» (1937), «Вечер поэзии Лермонтова» («Смерть поэта», «Пророк», «Бородино», «Валерик», «Соседка», «Завещание», сцены из «Маскарада», 1938).
Яхонтов был первым исполнителем поэм Маяковского «Человек», «Война и мир», «Облако в штанах», «Люблю», «Про это на эстраде». В 1931 году он выступил с композицией «Вечера Маяковского».
В годы Великой Отечественной войны Яхонтовым были созданы лирико-эпические композиции «За Родину» (1941),«Россия грозная» (1942) и другие. Фрагменты из произведений Б. Горбатова, В. Гроссмана, О. Берггольц, проза Толстого, стихи Пушкина в сочетании с музыкой Баха, Бетховена, Листа, Рахманинова, Шостаковича составили композицию «Тост за жизнь» (1944).
Покончил жизнь самоубийством, выбросившись из окна. По воспоминаниям Надежды Мандельштам, «Яхонтов выбросился из окна в припадке страха, что идут его арестовывать».
Лауреат первой премии Первого Всесоюзного конкурса мастеров художественного слова (1937).
Озвучивание
1941 Боевой киносборник №6
1941 Боевой киносборник №5
1941 Боевой киносборник №5
Награды и премии
1937 Лауреат первой премии Первого Всесоюзного конкурса мастеров художественного слова