С участием персоны 317 раздач
Краткая биография
Имя: Алексей Николаевич Грибов
Дата рождения: 31 января, 1902 | водолей
Место рождения: Москва, Российская империя (Россия)
Дата смерти: 26 ноября, 1977 | 75 лет
Место смерти: Москва, СССР (Россия)
Карьера: Актер
Семья: Мария Шалаева (внучатая племянница)
Дата рождения: 31 января, 1902 | водолей
Место рождения: Москва, Российская империя (Россия)
Дата смерти: 26 ноября, 1977 | 75 лет
Место смерти: Москва, СССР (Россия)
Карьера: Актер
Семья: Мария Шалаева (внучатая племянница)
Биография
«В детстве у меня не было детства»
РОДИЛСЯ Алексей Николаевич в 1902 году в Сокольниках, недалеко от товарной станции Московско-Казанской железной дороги. «В детстве у меня не было детства», - говорил Грибов. Ему шел третий год, а сестре Маше и того меньше, когда мать, работница табачной фабрики, умерла от туберкулеза. Было ей всего двадцать три года. Через некоторое время отец женился, и в доме появилась мачеха. Первый приход мачехи Леша запомнил особенно: она принесла детям по апельсину, которых они никогда не пробовали. С появлением мачехи семья стала расти: к двум детям добавилось еще четверо. Жили скромно, переезжали с места на место.
Отец, Николай Грибов, имел редкую по тем временам профессию шофера. Квалификация у него была очень высокая, вместе со своим хозяином он даже участвовал в грандиозном автопробеге 1913 года Москва - Париж. Однако его карьере мешало одно: он был любитель выпить и подолгу на одном месте не задерживался. По утрам Леша помогал отцу: мыл кузов, чистил колеса, которые тогда делались со спицами, как у велосипедов, так что в них застревали комья грязи. Отец платил за это сыну пятиалтынный. Ближе всех Алеше был дед Михаил Ефимович Грибов, перебравшийся после отмены крепостного права из деревни в Москву.
Дед работал на железной дороге, самоучкой освоил сложную технику, стал машинистом, сорок лет водил паровозы. Рюмки в рот не брал. Иногда он возил внука с собой. Однажды случилась авария, Михаилу Ефимовичу обожгло паром глаза, и он почти потерял зрение. Работать уже не мог, ему дали небольшую пенсию. Отец и мачеха Алексея были неверующими, а дед - очень набожным. От деда осталась икона Николая Угодника, которую Грибов потом всю жизнь тайком возил во все гастрольные поездки. А еще возил том Достоевского с «Братьями Карамазовыми»: старик Карамазов, Эзоп и король Лир были его несыгранной мечтой.
Как растаяла Снегурочка?
В ОТЦОВОМ доме жили размеренно, скучно, рано ложились спать. А мальчика тянула жизнь со своими развлечениями - масленичными гуляньями в Сокольническом парке, праздничной толпой на Красной площади. Торговками, выкрикивавшими товар: горячие бублики, гречишные оладьи. Балаганы на Девичьем поле. Представления в «народном духе» в Манеже. Один из хозяев отца, барон Федор Кноп, летом выезжал в свое подмосковное имение на реке Сетунь и брал своего шофера с семейством. В километре от дома Кнопов, в Давыдкове, имелся летний сад с открытой сценой. В субботу и воскресенье в саду устраивали танцы, фейерверки.
Из Москвы приезжали актеры. Вход в сад стоил пятиалтынный, но деньги - это еще не все. Главное - удрать из дому. Алеша прятал обувь в кустах, а сам делал вид, что ложится спать. Когда все засыпали, вылезал через окно. В этом летнем театре он увидел свой первый спектакль - «Дети Ванюшина». Больше всего его изумило, что среди лета люди ходили в шубах. В те вечера, когда убежать было нельзя, он играл с сестрой Машей в свой театр. Алеше повезло: у него были две тетки (сестры отца), учительницы. На рождественские или пасхальные каникулы они часто дарили ему билеты в театр. На «Снегурочке» в Большом у мальчика вдруг заболел живот. Пришлось уйти в четвертом акте, и он долго переживал, что не видел, как Снегурочка растаяла.
В 1916 году отца призвали на фронт - возить начальство. Четырнадцатилетний Алеша, как старший, вынужден был пойти работать. Ему дали место конторщика в управлении шелкоткацкой фабрики. Он выдавал сырье и получал готовую продукцию. Это был тяжелый физический труд - двенадцать часов в день. Он принимал и взвешивал по двести-триста пудов ткани. Жили рабочие во дворе фабрики в общежитии с огромными помещениями на 600 коек. После революции фабрику национализировали. С фронта вернулся отец, но Алеша не бросил работу. Он решал, к чему себя применить. Рабочий день сократили до восьми часов, появилось свободное время. Один из приятелей посоветовал пойти в школу-клуб рабочей молодежи на Ордынке. С этого момента жизнь Грибова круто изменилась.
Днем он работал на фабрике, получая свои двести граммов хлеба пополам с овсом. Вечером - учился. Голодно, холодно, а он съедал свой бутерброд с повидлом и был счастлив. Почему-то в то тяжелое время все повально увлеклись театром, появились самодеятельные коллективы, театры-клубы, «дома игры». В школе Грибов встретил своего учителя, В. В. Барановского. Юрист по специальности, он предпочел педагогику и стал директором одной из лучших школ, где учились молодые рабочие, наборщики, печатники, граверы из Сытинской типографии. Однажды на уроке литературы Барановский прочел ученикам «Бедность не порок» Островского и сказал, что, если найдется исполнитель на главную роль, можно попробовать пьесу поставить. Алеша поднял руку и сказал, что почитает текст. Когда он закончил, Барановский объявил: «Любим Торцов уже есть, будем ставить спектакль». С этой минуты Грибов заболел театром.
Шелкоткацкая фабрика, где он работал, из-за нехватки сырья и топлива закрылась, рабочих перевели на другую, потом ее слили еще с чем-то. В результате образовался комбинат «Красная Роза», на котором в эти же самые годы работала будущий министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева. Однако этим знакомством Грибов никогда не пользовался. Много лет спустя Фурцева с обидой спросила его, почему он не позвал ее на свое семидесятилетие в ресторан «Прага»? «Никогда ни одного министра у меня в гостях не будет, - твердо ответил он. - Я не хочу, чтобы говорили, будто я дружу с министрами». Отказал он ей, и когда она после смерти М. Н. Кедрова предложила Алексею Николаевичу возглавить МХАТ: «Это теперь все всё умеют -
писать пьесы, ставить спектакли и даже писать на себя рецензии. Я могу только играть!»
Ученик, учитель и жена учителя
БАРАНОВСКИЙ многое сделал для юного Грибова: ввел в свой дом, занимался с ним по особой программе, готовил к поступлению в вуз, забрал его с фабрики в свою школу на специально придуманную для этого должность «запасного руководителя». Конечно, он и представить не мог, как отблагодарит его Грибов. Эта потрясающая история случилась двадцать лет спустя. В начале войны Алексей Николаевич (с Барановским они давно расстались, поскольку учитель не смог простить ученику уход в профессиональный театр) встретил на улице заплаканную Елену Владимировну, жену Барановского. Муж умер, она осталась одна и не знала, что делать. Елена Владимировна (он смолоду звал ее «тетя Лёля») была намного старше Грибова, ей было 50, но это его не остановило. Он женился на ней, и она смогла получать его продуктовые карточки, положенные ему за работу во фронтовых бригадах. У него были две комнаты в огромной коммуналке, там они и поселились. Он не забывал ее до самой смерти, заботился о ней. Когда заболел и слег, его приемная дочь или шофер приносили ей продукты. Елена Владимировна пережила Грибова.
Отношения с женщинами у Алексея Николаевича были непростые, в них были и романтика, и трагедия. У Грибова был короткий роман с сотрудницей МХАТа, помощником режиссера. Появился сын Алеша. Грибов построил для них кооперативную квартиру, а сам продолжал жить в коммуналке: в одной комнате - он, в другой - Елена Владимировна. Обстановка была старинная: Алексей Николаевич собирал мебель пушкинской эпохи: ломберный столик, диван красного дерева, зеленая настольная лампа с двумя свечами... А рядом со шкафом красного дерева - тазы, в которые капала с потолка вода.
«Я посвящаю вам трезвость»
ГРИБОВ был много занят в репертуаре, играл больше двадцати спектаклей в месяц (при норме в одиннадцать). В свободное время ходил с Яншиным на бега, поигрывал, а однажды в заезде в честь Книппер-Чеховой даже принял участие сам. Был футбольным болельщиком - болел за «Спартак». Выпивал с друзьями, а иногда и один: наследственность. Снимался мало - из-за театра. И вот однажды, когда он в очередной раз не явился на съемки «Гуттаперчевого мальчика», «Мосфильм» послал за ним машину. В дверь позвонила молодая, очаровательная ассистент режиссера Наташа Валандина.
Грибов был зол, у него как раз случился запой. Наташа хотела войти в комнату, но он не пускал, пятился спиной к книжному шкафу, словно что-то прикрывая. Оказалось, за стеклом книжного шкафа стоял «Огонек», на обложке - портрет Наташи известного фотографа Бальтерманца. Бальтерманц сфотографировал ее несколько лет назад не только как идеал девушки, но и как лучшую пионервожатую, занявшую первое место на смотре.
Несмотря на то что Грибов ехать на съемки наотрез отказывался, Наташе все же удалось вывести его из дома и посадить в машину. На студии она уложила его на какой-то диванчик, и через несколько часов он уже снимался в роли добрейшего клоуна Эдвардса, единственного настоящего друга «гуттаперчевого» мальчика. А отснявшись, подошел к Наташе и сказал: «Хотите, я посвящу вам трезвость?» Четыре года Алексей Николаевич не брал в рот ни капли. Это давалось с большим трудом, ведь его часто приглашали на правительственные банкеты. Он вообще был в фаворе у «верхов».
Героя Соцтруда ему дали первому в Москве, сразу за Симоновым в Ленинграде. Сталинскую премию он получал много раз: за «Плоды просвещения», за «Кремлевские куранты», за «Офицера флота» и «Соло для часов с боем», а еще - за кинофильм «Смелые люди». Но сам к властям не подлизывался, был человеком строгих правил. Как говорил его герой Шмага: «Благодетельствуйте кого угодно, только не артиста!» Когда Грибову позвонили с настоятельной просьбой подписать письмо против Солженицына, он резко отказался. Наталья Иосифовна волновалась: не скажется ли на семье? Но нет, сошло с рук - уж очень он был известен. Когда в Москве побывал Бертольд Брехт, он был очарован игрой Грибова. «В России мне понравились больше всего Грибов и цирк», - сказал он. И написал Алексею Николаевичу письмо, что видит его идеальным исполнителем в своей пьесе «Господин Пунтила и его слуга Матти».
«Дайте занавес!»
МХАТ был самым выездным театром - Япония, Англия, Франция. Грибов ездил во все гастроли и везде имел оглушительный успех. Вроде не самая главная роль в «Вишневом саде» - Фирс, а в каком восторге были французы! Его называли «русским Жаном Габеном». А сам Алексей Николаевич был в восторге от Парижа, дышал его воздухом. Мечта любого русского интеллигента! Писал оттуда домой: «Париж - город Женщины. Все - о Ней, все для Нее!» В Лондоне сыграли «Мертвые души». Нелюдимый, угрюмый Собакевич произвел на англичан сильное впечатление. Наверно, они отождествляли его с русской натурой. После спектаклей Алексей Николаевич гулял по городу, жадно смотрел по сторонам и снимал на кинокамеру, подаренную одним из почитателей его таланта. Потом приходил в гостиничный номер, открывал какую-нибудь банку селедочки и съедал с московским хлебушком. Разница между оценкой труда зрителей и прессы, с одной стороны, и реальной платой за него артистам, с другой, казалась обидной. Отовсюду он писал Наталье Иосифовне самые нежные письма. Она была намного моложе его, красавица и умница, и он боялся ее потерять. А она, по ее словам, «любила его так, как не знала, что можно любить». Как приятно было бы сказать, что они жили долго и счастливо, но в один непрекрасный день произошло несчастье. ...Перед выходом на сцену ему стало совсем худо. Рука не попадала в обшлага сюртука, повисла плетью. Почему никто этого не заметил - понять трудно. Дали занавес. Пошли первые реплики. Текст Чебутыкина слышался все глуше и неразборчивее. Он начал приволакивать ногу. Потом опустился на стул. Из зала раздался крик: "Дайте занавес, актеру плохо! Я врач!" Спектакль прервали, но потом Алексей Николаевич вновь вышел на сцену. Доиграл спектакль и уехал в гостиницу. Почему ему тогда не оказали помощь, совершенно непонятно. Если бы занавес дали сразу, последствия мощнейшего инсульта могли предотвратить. Во МХАТе помнили о смерти Добронравова во время спектакля "Царь Федор", когда в кассу был возвращен только один билет; о смерти Хмелева во время прогона того же спектакля.
Драму усугубило то обстоятельство, что помощником режиссера на "Трех сестрах" работала Изольда Федоровна. На нее и посыпались обвинения.
Финальные реплики доктора, сообщающего о дуэли с Соленым, об убийстве Тузенбаха: «Утомился я, замучился, больше не хочу говорить. Впрочем, все равно!» были прощанием Артиста с Театром.
Наталья Иосифовна выхаживала мужа три года. Грибов заново учился писать и говорить, начал ходить с палочкой. Но на сцену больше не вышел.
В Москве Грибову стало немного лучше. Восстановилась речь, он начал ходить, хотя и не слишком уверенно. В твердой памяти, в твердом сознании он даже приступил к занятиям со студентами МХАТа.
Смерть уточняет жизнь. Не терпевший пафосных жестов, Алексей Николаевич Грибов, казалось, и смерть-то свою жанрово снизил: смотрел по телевизору какой-то фильм, смачно обругал его и... ушел из жизни. Это случилось 26 ноября 1977 года.
РОДИЛСЯ Алексей Николаевич в 1902 году в Сокольниках, недалеко от товарной станции Московско-Казанской железной дороги. «В детстве у меня не было детства», - говорил Грибов. Ему шел третий год, а сестре Маше и того меньше, когда мать, работница табачной фабрики, умерла от туберкулеза. Было ей всего двадцать три года. Через некоторое время отец женился, и в доме появилась мачеха. Первый приход мачехи Леша запомнил особенно: она принесла детям по апельсину, которых они никогда не пробовали. С появлением мачехи семья стала расти: к двум детям добавилось еще четверо. Жили скромно, переезжали с места на место.
Отец, Николай Грибов, имел редкую по тем временам профессию шофера. Квалификация у него была очень высокая, вместе со своим хозяином он даже участвовал в грандиозном автопробеге 1913 года Москва - Париж. Однако его карьере мешало одно: он был любитель выпить и подолгу на одном месте не задерживался. По утрам Леша помогал отцу: мыл кузов, чистил колеса, которые тогда делались со спицами, как у велосипедов, так что в них застревали комья грязи. Отец платил за это сыну пятиалтынный. Ближе всех Алеше был дед Михаил Ефимович Грибов, перебравшийся после отмены крепостного права из деревни в Москву.
Дед работал на железной дороге, самоучкой освоил сложную технику, стал машинистом, сорок лет водил паровозы. Рюмки в рот не брал. Иногда он возил внука с собой. Однажды случилась авария, Михаилу Ефимовичу обожгло паром глаза, и он почти потерял зрение. Работать уже не мог, ему дали небольшую пенсию. Отец и мачеха Алексея были неверующими, а дед - очень набожным. От деда осталась икона Николая Угодника, которую Грибов потом всю жизнь тайком возил во все гастрольные поездки. А еще возил том Достоевского с «Братьями Карамазовыми»: старик Карамазов, Эзоп и король Лир были его несыгранной мечтой.
Как растаяла Снегурочка?
В ОТЦОВОМ доме жили размеренно, скучно, рано ложились спать. А мальчика тянула жизнь со своими развлечениями - масленичными гуляньями в Сокольническом парке, праздничной толпой на Красной площади. Торговками, выкрикивавшими товар: горячие бублики, гречишные оладьи. Балаганы на Девичьем поле. Представления в «народном духе» в Манеже. Один из хозяев отца, барон Федор Кноп, летом выезжал в свое подмосковное имение на реке Сетунь и брал своего шофера с семейством. В километре от дома Кнопов, в Давыдкове, имелся летний сад с открытой сценой. В субботу и воскресенье в саду устраивали танцы, фейерверки.
Из Москвы приезжали актеры. Вход в сад стоил пятиалтынный, но деньги - это еще не все. Главное - удрать из дому. Алеша прятал обувь в кустах, а сам делал вид, что ложится спать. Когда все засыпали, вылезал через окно. В этом летнем театре он увидел свой первый спектакль - «Дети Ванюшина». Больше всего его изумило, что среди лета люди ходили в шубах. В те вечера, когда убежать было нельзя, он играл с сестрой Машей в свой театр. Алеше повезло: у него были две тетки (сестры отца), учительницы. На рождественские или пасхальные каникулы они часто дарили ему билеты в театр. На «Снегурочке» в Большом у мальчика вдруг заболел живот. Пришлось уйти в четвертом акте, и он долго переживал, что не видел, как Снегурочка растаяла.
В 1916 году отца призвали на фронт - возить начальство. Четырнадцатилетний Алеша, как старший, вынужден был пойти работать. Ему дали место конторщика в управлении шелкоткацкой фабрики. Он выдавал сырье и получал готовую продукцию. Это был тяжелый физический труд - двенадцать часов в день. Он принимал и взвешивал по двести-триста пудов ткани. Жили рабочие во дворе фабрики в общежитии с огромными помещениями на 600 коек. После революции фабрику национализировали. С фронта вернулся отец, но Алеша не бросил работу. Он решал, к чему себя применить. Рабочий день сократили до восьми часов, появилось свободное время. Один из приятелей посоветовал пойти в школу-клуб рабочей молодежи на Ордынке. С этого момента жизнь Грибова круто изменилась.
Днем он работал на фабрике, получая свои двести граммов хлеба пополам с овсом. Вечером - учился. Голодно, холодно, а он съедал свой бутерброд с повидлом и был счастлив. Почему-то в то тяжелое время все повально увлеклись театром, появились самодеятельные коллективы, театры-клубы, «дома игры». В школе Грибов встретил своего учителя, В. В. Барановского. Юрист по специальности, он предпочел педагогику и стал директором одной из лучших школ, где учились молодые рабочие, наборщики, печатники, граверы из Сытинской типографии. Однажды на уроке литературы Барановский прочел ученикам «Бедность не порок» Островского и сказал, что, если найдется исполнитель на главную роль, можно попробовать пьесу поставить. Алеша поднял руку и сказал, что почитает текст. Когда он закончил, Барановский объявил: «Любим Торцов уже есть, будем ставить спектакль». С этой минуты Грибов заболел театром.
Шелкоткацкая фабрика, где он работал, из-за нехватки сырья и топлива закрылась, рабочих перевели на другую, потом ее слили еще с чем-то. В результате образовался комбинат «Красная Роза», на котором в эти же самые годы работала будущий министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева. Однако этим знакомством Грибов никогда не пользовался. Много лет спустя Фурцева с обидой спросила его, почему он не позвал ее на свое семидесятилетие в ресторан «Прага»? «Никогда ни одного министра у меня в гостях не будет, - твердо ответил он. - Я не хочу, чтобы говорили, будто я дружу с министрами». Отказал он ей, и когда она после смерти М. Н. Кедрова предложила Алексею Николаевичу возглавить МХАТ: «Это теперь все всё умеют -
писать пьесы, ставить спектакли и даже писать на себя рецензии. Я могу только играть!»
Ученик, учитель и жена учителя
БАРАНОВСКИЙ многое сделал для юного Грибова: ввел в свой дом, занимался с ним по особой программе, готовил к поступлению в вуз, забрал его с фабрики в свою школу на специально придуманную для этого должность «запасного руководителя». Конечно, он и представить не мог, как отблагодарит его Грибов. Эта потрясающая история случилась двадцать лет спустя. В начале войны Алексей Николаевич (с Барановским они давно расстались, поскольку учитель не смог простить ученику уход в профессиональный театр) встретил на улице заплаканную Елену Владимировну, жену Барановского. Муж умер, она осталась одна и не знала, что делать. Елена Владимировна (он смолоду звал ее «тетя Лёля») была намного старше Грибова, ей было 50, но это его не остановило. Он женился на ней, и она смогла получать его продуктовые карточки, положенные ему за работу во фронтовых бригадах. У него были две комнаты в огромной коммуналке, там они и поселились. Он не забывал ее до самой смерти, заботился о ней. Когда заболел и слег, его приемная дочь или шофер приносили ей продукты. Елена Владимировна пережила Грибова.
Отношения с женщинами у Алексея Николаевича были непростые, в них были и романтика, и трагедия. У Грибова был короткий роман с сотрудницей МХАТа, помощником режиссера. Появился сын Алеша. Грибов построил для них кооперативную квартиру, а сам продолжал жить в коммуналке: в одной комнате - он, в другой - Елена Владимировна. Обстановка была старинная: Алексей Николаевич собирал мебель пушкинской эпохи: ломберный столик, диван красного дерева, зеленая настольная лампа с двумя свечами... А рядом со шкафом красного дерева - тазы, в которые капала с потолка вода.
«Я посвящаю вам трезвость»
ГРИБОВ был много занят в репертуаре, играл больше двадцати спектаклей в месяц (при норме в одиннадцать). В свободное время ходил с Яншиным на бега, поигрывал, а однажды в заезде в честь Книппер-Чеховой даже принял участие сам. Был футбольным болельщиком - болел за «Спартак». Выпивал с друзьями, а иногда и один: наследственность. Снимался мало - из-за театра. И вот однажды, когда он в очередной раз не явился на съемки «Гуттаперчевого мальчика», «Мосфильм» послал за ним машину. В дверь позвонила молодая, очаровательная ассистент режиссера Наташа Валандина.
Грибов был зол, у него как раз случился запой. Наташа хотела войти в комнату, но он не пускал, пятился спиной к книжному шкафу, словно что-то прикрывая. Оказалось, за стеклом книжного шкафа стоял «Огонек», на обложке - портрет Наташи известного фотографа Бальтерманца. Бальтерманц сфотографировал ее несколько лет назад не только как идеал девушки, но и как лучшую пионервожатую, занявшую первое место на смотре.
Несмотря на то что Грибов ехать на съемки наотрез отказывался, Наташе все же удалось вывести его из дома и посадить в машину. На студии она уложила его на какой-то диванчик, и через несколько часов он уже снимался в роли добрейшего клоуна Эдвардса, единственного настоящего друга «гуттаперчевого» мальчика. А отснявшись, подошел к Наташе и сказал: «Хотите, я посвящу вам трезвость?» Четыре года Алексей Николаевич не брал в рот ни капли. Это давалось с большим трудом, ведь его часто приглашали на правительственные банкеты. Он вообще был в фаворе у «верхов».
Героя Соцтруда ему дали первому в Москве, сразу за Симоновым в Ленинграде. Сталинскую премию он получал много раз: за «Плоды просвещения», за «Кремлевские куранты», за «Офицера флота» и «Соло для часов с боем», а еще - за кинофильм «Смелые люди». Но сам к властям не подлизывался, был человеком строгих правил. Как говорил его герой Шмага: «Благодетельствуйте кого угодно, только не артиста!» Когда Грибову позвонили с настоятельной просьбой подписать письмо против Солженицына, он резко отказался. Наталья Иосифовна волновалась: не скажется ли на семье? Но нет, сошло с рук - уж очень он был известен. Когда в Москве побывал Бертольд Брехт, он был очарован игрой Грибова. «В России мне понравились больше всего Грибов и цирк», - сказал он. И написал Алексею Николаевичу письмо, что видит его идеальным исполнителем в своей пьесе «Господин Пунтила и его слуга Матти».
«Дайте занавес!»
МХАТ был самым выездным театром - Япония, Англия, Франция. Грибов ездил во все гастроли и везде имел оглушительный успех. Вроде не самая главная роль в «Вишневом саде» - Фирс, а в каком восторге были французы! Его называли «русским Жаном Габеном». А сам Алексей Николаевич был в восторге от Парижа, дышал его воздухом. Мечта любого русского интеллигента! Писал оттуда домой: «Париж - город Женщины. Все - о Ней, все для Нее!» В Лондоне сыграли «Мертвые души». Нелюдимый, угрюмый Собакевич произвел на англичан сильное впечатление. Наверно, они отождествляли его с русской натурой. После спектаклей Алексей Николаевич гулял по городу, жадно смотрел по сторонам и снимал на кинокамеру, подаренную одним из почитателей его таланта. Потом приходил в гостиничный номер, открывал какую-нибудь банку селедочки и съедал с московским хлебушком. Разница между оценкой труда зрителей и прессы, с одной стороны, и реальной платой за него артистам, с другой, казалась обидной. Отовсюду он писал Наталье Иосифовне самые нежные письма. Она была намного моложе его, красавица и умница, и он боялся ее потерять. А она, по ее словам, «любила его так, как не знала, что можно любить». Как приятно было бы сказать, что они жили долго и счастливо, но в один непрекрасный день произошло несчастье. ...Перед выходом на сцену ему стало совсем худо. Рука не попадала в обшлага сюртука, повисла плетью. Почему никто этого не заметил - понять трудно. Дали занавес. Пошли первые реплики. Текст Чебутыкина слышался все глуше и неразборчивее. Он начал приволакивать ногу. Потом опустился на стул. Из зала раздался крик: "Дайте занавес, актеру плохо! Я врач!" Спектакль прервали, но потом Алексей Николаевич вновь вышел на сцену. Доиграл спектакль и уехал в гостиницу. Почему ему тогда не оказали помощь, совершенно непонятно. Если бы занавес дали сразу, последствия мощнейшего инсульта могли предотвратить. Во МХАТе помнили о смерти Добронравова во время спектакля "Царь Федор", когда в кассу был возвращен только один билет; о смерти Хмелева во время прогона того же спектакля.
Драму усугубило то обстоятельство, что помощником режиссера на "Трех сестрах" работала Изольда Федоровна. На нее и посыпались обвинения.
Финальные реплики доктора, сообщающего о дуэли с Соленым, об убийстве Тузенбаха: «Утомился я, замучился, больше не хочу говорить. Впрочем, все равно!» были прощанием Артиста с Театром.
Наталья Иосифовна выхаживала мужа три года. Грибов заново учился писать и говорить, начал ходить с палочкой. Но на сцену больше не вышел.
В Москве Грибову стало немного лучше. Восстановилась речь, он начал ходить, хотя и не слишком уверенно. В твердой памяти, в твердом сознании он даже приступил к занятиям со студентами МХАТа.
Смерть уточняет жизнь. Не терпевший пафосных жестов, Алексей Николаевич Грибов, казалось, и смерть-то свою жанрово снизил: смотрел по телевизору какой-то фильм, смачно обругал его и... ушел из жизни. Это случилось 26 ноября 1977 года.
Фильмография
1974 Соло для часов с боем (телеспектакль) ... Райнер ... главная роль
1972 За все в ответестарик, едва ли не самый первый выпускник школы
1972 Враги (телеспектакль)
1971-1972 День за днем ... дядя Юра
1971 Поженились старик со старухой (короткометражный)
1970 Любовь Яровая ... Кутов
1970 Крушение империи
1969 Если есть паруса ... Остапчук
1968 Мертвые души (телеспектакль) ... Собакевич
1968 Зигзаг удачи ... Полотенцев
1968 Виринея ... следователь
1968 Барсуки (телеспектакль)
1967 Татьянин день ... распорядитель в цирке
1966 Начальник Чукотки ... Тимофей Иванович Храмов
1965 Дорога к морю ... Дорофеев
1964 Что такое теория относительности ... Актер
1964 Рогатый бастион
1964 Донская повесть ... Кузьмич
1963 Слепая птица ... начальник поезда
1963 Первый троллейбус ... охранник на стройке
1962 Семь нянек ... дедушка
1962 Как рождаются тосты (короткометражный) ... водопроводчик
1961 Полосатый рейс ... капитан
1961 Взрослые дети ... Анатолий Кузьмич Королёв
1960 Слепой музыкант ... Федор Кандыба
1960 Мертвые души (телеспектакль) ... Собакевич
1960 Бессонная ночь ... Петр Ильич Батавин
1960 Алешкина любовь ... Дед Зинки
1959 Произведение искусства (короткометражный)
1959 Песнь о Кольцове ... Кашкин
1959 Люди на мосту ... начальник строительства железной дороги
1959 Верные сердца
1958 Дело "Пестрых" ... Волохов
1958 Военная тайна ... Федор Михайлович
1957 Как поймали Семагу
1957 Гуттаперчевый мальчик ... Эдвардс
1955 Сын ... Кондратьев
1954 Шведская спичка ... Николай Ермолаевич Чубиков
1954 Верные друзья ... Нехода Виталий Григорьевич
1954 Анна на шее ... Иван Иванович
1953 Таинственная находка
1953 Сеанс гипноза (короткометражный)
1952 Ревизор ... Осип
1952 На дне (телеспектакль) ... Лука
1951 Спортивная честь ... Пётр Семенович Гринько
1950 Смелые люди ... Сергей Воронов, отец Нади
1950 Секретная миссия ... Генерал советской разведки
1950 Донецкие шахтеры ... министр
1949 Падение Берлина
1946 Клятва ... К.Ворошилов
1945 Без вины виноватые ... Шмага
1944 Свадьба ... отец
1944 Поединок ... комиссар госбезопасности
1941 Первая конная ... Григорий Коцура
1939 Человек в футляре ... Афанасий
1938 Болотные солдаты
1937 Два брата
1935 Горячие денечки
1972 За все в ответестарик, едва ли не самый первый выпускник школы
1972 Враги (телеспектакль)
1971-1972 День за днем ... дядя Юра
1971 Поженились старик со старухой (короткометражный)
1970 Любовь Яровая ... Кутов
1970 Крушение империи
1969 Если есть паруса ... Остапчук
1968 Мертвые души (телеспектакль) ... Собакевич
1968 Зигзаг удачи ... Полотенцев
1968 Виринея ... следователь
1968 Барсуки (телеспектакль)
1967 Татьянин день ... распорядитель в цирке
1966 Начальник Чукотки ... Тимофей Иванович Храмов
1965 Дорога к морю ... Дорофеев
1964 Что такое теория относительности ... Актер
1964 Рогатый бастион
1964 Донская повесть ... Кузьмич
1963 Слепая птица ... начальник поезда
1963 Первый троллейбус ... охранник на стройке
1962 Семь нянек ... дедушка
1962 Как рождаются тосты (короткометражный) ... водопроводчик
1961 Полосатый рейс ... капитан
1961 Взрослые дети ... Анатолий Кузьмич Королёв
1960 Слепой музыкант ... Федор Кандыба
1960 Мертвые души (телеспектакль) ... Собакевич
1960 Бессонная ночь ... Петр Ильич Батавин
1960 Алешкина любовь ... Дед Зинки
1959 Произведение искусства (короткометражный)
1959 Песнь о Кольцове ... Кашкин
1959 Люди на мосту ... начальник строительства железной дороги
1959 Верные сердца
1958 Дело "Пестрых" ... Волохов
1958 Военная тайна ... Федор Михайлович
1957 Как поймали Семагу
1957 Гуттаперчевый мальчик ... Эдвардс
1955 Сын ... Кондратьев
1954 Шведская спичка ... Николай Ермолаевич Чубиков
1954 Верные друзья ... Нехода Виталий Григорьевич
1954 Анна на шее ... Иван Иванович
1953 Таинственная находка
1953 Сеанс гипноза (короткометражный)
1952 Ревизор ... Осип
1952 На дне (телеспектакль) ... Лука
1951 Спортивная честь ... Пётр Семенович Гринько
1950 Смелые люди ... Сергей Воронов, отец Нади
1950 Секретная миссия ... Генерал советской разведки
1950 Донецкие шахтеры ... министр
1949 Падение Берлина
1946 Клятва ... К.Ворошилов
1945 Без вины виноватые ... Шмага
1944 Свадьба ... отец
1944 Поединок ... комиссар госбезопасности
1941 Первая конная ... Григорий Коцура
1939 Человек в футляре ... Афанасий
1938 Болотные солдаты
1937 Два брата
1935 Горячие денечки
Озвучивание
1975 Конёк-Горбунок ... царь/авторский текст
1974 Как козлик землю держал ... волк
1972 Куда летишь, Витар? ... филин
1972 Коля, Оля и Архимед ... Архимед
1970 Дядя Миша ... ёж
1970 Быль-небылица ... старик
1969 Возвращение с Олимпа ... старик Нерей
1969 В стране невыученных уроков ... Глагол Повелительного Наклонения
1967 Песенка мышонка ... Бобр
1967 Сказка о золотом петушке ... царь Дадон
1966 Это не про меня ... авторский текст
1966 Происхождение вида ... рассказчик
1963 Сказка о старом кедре
1963 Тараканище ... гиппопотам
1962 Две сказки ... Медведь
1961 Муравьишка-хвастунишка ... Майский Жук
1961 Впервые на арене ... Медведь, распорядитель в цирке
1959 День рождения ... старик
1956 Двенадцать месяцев ... братец Январь
1955 Снеговик-почтовик ... Дед Мороз
1954 Царевна-Лягушка ... дед Кондрат, бывший солдат
1952 Каштанка дрессировщик ... Жорж
1951 Ночь перед Рождеством ... от автора
1974 Как козлик землю держал ... волк
1972 Куда летишь, Витар? ... филин
1972 Коля, Оля и Архимед ... Архимед
1970 Дядя Миша ... ёж
1970 Быль-небылица ... старик
1969 Возвращение с Олимпа ... старик Нерей
1969 В стране невыученных уроков ... Глагол Повелительного Наклонения
1967 Песенка мышонка ... Бобр
1967 Сказка о золотом петушке ... царь Дадон
1966 Это не про меня ... авторский текст
1966 Происхождение вида ... рассказчик
1963 Сказка о старом кедре
1963 Тараканище ... гиппопотам
1962 Две сказки ... Медведь
1961 Муравьишка-хвастунишка ... Майский Жук
1961 Впервые на арене ... Медведь, распорядитель в цирке
1959 День рождения ... старик
1956 Двенадцать месяцев ... братец Январь
1955 Снеговик-почтовик ... Дед Мороз
1954 Царевна-Лягушка ... дед Кондрат, бывший солдат
1952 Каштанка дрессировщик ... Жорж
1951 Ночь перед Рождеством ... от автора
Работы в театре
Московский Художественный театр, 1924 -1974
«Враги» (М. Горький) ... Левшин
«Земля» (Н. Е. Вирта) ... Фрол Баев
«Русские люди» (К. М. Симонов) ... Иван Иванович Глоба
«Кремлёвские куранты» (Н. Ф. Погодин) ... В. И. Ленин
«Офицер флота» (А. А. Крон) ... матрос Соловцов
«Плоды просвещения» (Л. Н. Толстой) ... 2-й мужик[3]
«Золотая карета» (Л. М. Леонов) ... Павел Александрович Непряхин
«Горячее сердце» (А. Н. Охловский) ... Тарас Тарасович Хлынов
«Мёртвые души» (Н. В. Гоголь) ... Михаил Семёнович Собакевич
«Село Степанчиково» (Ф. М. Достоевский) ... Фома Фомич Опискин
«Три сестры» (А. П. Чехов) ... Иван Романович Чебутыкин
«Вишнёвый сад» (А. П. Чехов) ... Фирс
«Егор Булычёв и другие» (М. Горький) ... Достигаев
«Хлеб наш насущный» (Н. Е. Вирта) ... Сила Силыч Тихой
«Соло для часов с боем» (О. Заградник) ... часовщик Райнер
«Без вины виноватые» (А. Н. Островский) ... Шмага
1924 «Битва жизни» (Ч. Диккенс) ... Крэгс
«Враги» (М. Горький) ... Левшин
«Земля» (Н. Е. Вирта) ... Фрол Баев
«Русские люди» (К. М. Симонов) ... Иван Иванович Глоба
«Кремлёвские куранты» (Н. Ф. Погодин) ... В. И. Ленин
«Офицер флота» (А. А. Крон) ... матрос Соловцов
«Плоды просвещения» (Л. Н. Толстой) ... 2-й мужик[3]
«Золотая карета» (Л. М. Леонов) ... Павел Александрович Непряхин
«Горячее сердце» (А. Н. Охловский) ... Тарас Тарасович Хлынов
«Мёртвые души» (Н. В. Гоголь) ... Михаил Семёнович Собакевич
«Село Степанчиково» (Ф. М. Достоевский) ... Фома Фомич Опискин
«Три сестры» (А. П. Чехов) ... Иван Романович Чебутыкин
«Вишнёвый сад» (А. П. Чехов) ... Фирс
«Егор Булычёв и другие» (М. Горький) ... Достигаев
«Хлеб наш насущный» (Н. Е. Вирта) ... Сила Силыч Тихой
«Соло для часов с боем» (О. Заградник) ... часовщик Райнер
«Без вины виноватые» (А. Н. Островский) ... Шмага
1924 «Битва жизни» (Ч. Диккенс) ... Крэгс
Награды и премии
1974 Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. Станиславского за театральную работу
1972 Герой Социалистического Труда
1952 Сталинская премия первой степени за театральную работ
1951 Сталинская премия второй степени за участие в фильме "Смелые люди"
1948 Народный артист СССР
1946 Сталинская премия первой степени за театральную работу
1943 Народный артист РСФСР
1942 Сталинская премия первой степени за театральную работу
1971 Орден Октябрьской революции
1967, 1972 Орден Ленина
1938, 1948 Орден Трудового Красного Знамени
медали
1972 Герой Социалистического Труда
1952 Сталинская премия первой степени за театральную работ
1951 Сталинская премия второй степени за участие в фильме "Смелые люди"
1948 Народный артист СССР
1946 Сталинская премия первой степени за театральную работу
1943 Народный артист РСФСР
1942 Сталинская премия первой степени за театральную работу
1971 Орден Октябрьской революции
1967, 1972 Орден Ленина
1938, 1948 Орден Трудового Красного Знамени
медали