С участием персоны 99 раздач
Краткая биография
Имя: Татьяна Васильевна Доронина
Дата рождения: 12 сентября, 1933 | дева
Место рождения: Ленинград, СССР (Санкт-Петербург, Россия)
Карьера: Актриса
Жанр: Драма, боевик, приключения, комедия, мелодрама, военный
Супруг: Олег Басилашвили (развод), Анатолий Юфит (развод), Эдвард Радзинский (развод), Борис Химичев (развод), Роберт Тохненко (развод)
Дата рождения: 12 сентября, 1933 | дева
Место рождения: Ленинград, СССР (Санкт-Петербург, Россия)
Карьера: Актриса
Жанр: Драма, боевик, приключения, комедия, мелодрама, военный
Супруг: Олег Басилашвили (развод), Анатолий Юфит (развод), Эдвард Радзинский (развод), Борис Химичев (развод), Роберт Тохненко (развод)
Биография
Родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде.
В 1956 году окончила Школу-студию МХАТ , стала актрисой Волгоградского театра, затем - Театра им. Ленинского комсомола в Ленинграде.
В 1959 - 1966 годах - актриса Ленинградского Большого драматического театра им. М.Горького;
В 1966 - 1972, с 1983 - актриса МХАТ СССР им. М.Горького,
В 1972 - 1983 - актриса театра им. Вл. Маяковского.
С 1986 года - художественный руководитель, директор МХАТ им. М.Горького.
Член союза писателей России.
По итогам опроса журнала "Советский экран" признана лучшей актрисой 1967 года (Надя - "Старшая сестра"), 1968 года (Нюра - "Три тополя" на Плющихе"; Наташа - "Еще раз про любовь"), 1973 года ("Мачеха"). На экране Татьяна Доронина создаёт образы современных женщин, обладающих сильной и широкой натурой. Её исполнение отличают драматизм, яркость и свежесть чувств, непосредственность, эмоциональная насыщенность.
Детство
Татьяна Доронина родилась в рабочей семье в Ленинграде, куда незадолго до ее рождения переехали ее родители. Но вскоре началась война, и семье Дорониных вновь пришлось вернуться в Данилов, небольшой городок Ярославской области. Здесь и прошло военное детство Татьяны. Детство нелегкое, голодное, как и у большинства населения.
В Ленинграде Таня продолжила учебу в школе. Там же и зародилась ее любовь к театру, - девочка с увлечением играла в самодеятельности.
Учеба. Дебют в кино
В 8 классе Татьяна тайно от родителей отправилась в Москву поступать в Школу-студию МХАТ. Девочка произвела на приемную комиссию благоприятное впечатление, и уже могла бы быть зачислена, но тут выяснилось, что у нее еще нет аттестата о среднем образовании. Татьяне пришлось вернуться домой доучиваться.
Спустя два года упорная девушка вновь приехала в Москву и подала заявления во все театральные училища: в ГИТИС, в Щепкинское училище, в Щукинское, в Школу-студию МХАТ. Она всюду сдавала экзамены и всюду была принята! В конце концов, Татьяна выбрала все ту же Школу-студию МХАТ.
Класс Павла Массальского был одним из самых сильных. На одном курсе с Дорониной учились Евстигнеев, Козаков, Басилашвили. Но уже тогда Татьяна выделялась своим талантом. Впоследствии Масальский не раз ставил Доронину в пример остальным студентам. А выдающийся театральный педагог Борис Ильич Вершилов и вовсе боготворил эту замечательную актрису.
В 1955 году состоялся дебют Дорониной в кино. Татьяна сыграла Зою в мелодраме Михаила Колатозова «Первый эшелон». Вместе с Дорониной дебютировали Олег Ефремов и Алексей Кожевников.
Первый брак
На своем курсе Татьяна сразу поразила мужские сердца красотой, но была независима и горда. Однокурсник Виктор Сергачев вспоминает, как на студийном собрании разбирали Доронину за примадонство. «Предлагали ее даже стипендии лишить и дать выговор по комсомольской части».
Сердце красавицы смог покорить обаятельный Олег Басилашвили. По воспоминаниям друзей, в Школе-студии МХАТ Олег Басилашвили считался самым красивым, интеллигентным и талантливым студентом. Их роман был бурным и вскоре завершился свадьбой. «Скромную свадьбу Таня и Олег праздновали в его квартире, - вспоминает педагог Иван Тарханов. - Свадебного платья и обмена кольцами не было. Шел 55-й год, а они были комсомольцами!»
БДТ
По окончании в 1956 году Школы-студии Татьяну Доронину пригласили сразу в несколько театров. А вот Басилашвили, тогда еще никак не проявившего себя актера, брал лишь Сталинградский драматический театр. И Доронина, как примерная жена, укатила из столицы вслед за супругом. Однако прожили они там недолго. Не было ролей, не было перспектив. Режиссер драмтеатра отпустил молодых актеров, и они поехали в Питер на родину Татьяны Дорониной.
Сначала супруги устроились в Театр имени Ленинского комсомола и несколько месяцев жили в грим-уборной театра. Но спустя три года - в 1959 году – самобытный талант Дорониной был замечен художественным руководителем ленинградского БДТ Георгием Товстоноговым, который и пригласил ее в свой театр. Татьяна Васильевна поставила условие - зачислить в труппу и ее мужа и дать ему роль в первой же постановке БДТ. Товстоногов согласился. Диктовать свою волю она умела уже тогда.
Одной из первых ролей Дорониной была Надежда Монахова в спектакле «Варвары». Вспоминает Виталий Вульф: «Отчетливо помню первые гастроли БДТ в Москве. <...> Доронинская Надежда жила в вымышленном мире... Аскетизм выразительных средств усиливал содержательность внутренней жизни. В ее медлительности была энергия, в нелепости - что-то пугающее и дремучее... Голос и манера завораживали. Зал устроил ей овацию, длившуюся более получаса». После «Варваров» к Татьяне Дорониной пришла слава. В театре ей стали давать исключительно главные роли. Публика просто ломилась на спектакли с ее участием...
Развод. Второй брак
Доронина и Басилашвили разошлись в 1963 году. «Таня была простой девочкой из рабочей семьи, мало знающей, но безумно любящей театр, у нее был мягкий характер и очень большой талант. К сожалению, Танин характер постепенно стал меняться; под влиянием театра в том числе. Наш брак длился 8 лет», - рассказывает Олег Басилашвили. Он отмечает, что его поразила совсем не красота Дорониной: «Нас объединяло что-то другое, более глубокое... Когда мы разошлись, я вдруг понял, что освободился от этого гнета. Я очень благодарен Татьяне Васильевне, что она была инициатором развода».
Вторым мужем Дорониной стал театральный критик Анатолий Юфит. Однажды он пришел в театр и был сражен ее красотой. Юфит был старше нее почти на 10 лет (сегодня его нет в живых). Он заведовал кафедрой истории русского театра в Ленинградском театральном институте. Его обожали студентки и сотрудницы за остроумие, веселость, импозантность.
Кино. 60-е годы
Как уже говорилось, дебютировала Татьяна Доронина в кино еще в середине 50-х. Однако затем она практически не снималась. Вновь появляться на экране она начала лишь в начале 60-х. К тому времени она была уже известной театральной актрисой. В 1965 году снялась в лирической драме Цуцульковского «Обещание счастья» (другое название фильма - "Ожидание счастья"). Фильм состоит из четырех новелл о несостоявшейся любви: «Старый челн», «Бриз», «Дождливый рассвет», «Белая радуга».
В кино она сыграла не так много ролей, но среди них не было «проходных», почти всегда удачные. Так в мелодраме Георгия Натансона «Старшая сестра» (1966) она сыграла Надю – девушку, которая отказывается от своей мечты стать актрисой. Но пройдут годы, - и она придет в театр... Великолепный ансамбль актеров – Доронина, Жаров, Тенякова, Соломин, Куравлев – создали прекрасный фильм, полюбившийся зрителям.
А на следующий год Доронину ждал еще больший успех. Она была приглашена Татьяной Лиозновой на главную роль в мелодраму «Три тополя» на Плющихе». Эта картина, по сути, - фильм-дуэт. Лиознова свела двух очень разных актеров - Татьяну Доронину и Олега Ефремова. Как признается в своей книге «Дневник актрисы» Татьяна Доронина, в роли Надежды она воплотила образ своей мамы, «ее манеру говорить, петь, ее открытость, доверчивость и самоотрешенность».
Фильмы «Старшая сестра» и «Три тополя» на Плющихе» вошли в золотой фонд отечественного кино, а Доронина два года подряд (1967 и 1968) называлась лучшей актрисой страны по итогам опроса журнала «Советский экран».
Третий брак
В 1966 году Татьяна Доронина покинула БДТ и перебралась в Москву – в Московский Художественный театр им. М.Горького. Однако работа в МХАТе не принесла ей удовлетворения. Спустя три десятилетия актриса признается: «Уход из БДТ- это моя ошибка. Нельзя было предавать режиссера, который выстраивал на меня репертуар».
Кстати, в Москву Доронина уехала уже с третьим мужем – драматургом Эдвардом Радзинским. Это случилось после ссоры Дорониной с Юфитом, когда тот не встретил ее с гастролей. В то время Радзинский приехал в Ленинград в БДТ на репетицию своей пьесы (и отчасти ради Дорониной, в которую был влюблен). Молодой талантливый драматург покорил сердце примадонны. Впоследствии он написал жене множество пьес, причем страницы про любовь рождались и после их развода. Несмотря на развод и свой сложный характер, ставший в театральном мире чуть ли не притчей во языцех, Доронина и сегодня сохраняет добрые отношения с бывшим супругом. «Ее характер, - говорит Радзинский, - это несчастное продолжение таланта. Каждый день, кроме воскресенья, уходила в театр. Утром - репетиции, вечером – спектакли, спала в гримуборной. Когда в театре были выходные, Таня ехала на студию на съемки».
«Еще раз про любовь»
Со своим будущим четвертым мужем, актером Борисом Химичевым, Доронина познакомилась на пробах к фильму Георгия Натансона «Еще раз про любовь» (1968), который снимался, между прочим, по пьесе того же Эдварда Радзинского. Картина ставилась непосредственно под Доронину, которой предстояло сыграть главную роль – бортпроводницу Наташу. Химичева пригласили попробоваться на главную мужскую роль. В гримёрной Доронина приняла его снисходительно-небрежно, менторски, оценивающе...
Химичев вспылил и от проб отказался. Кстати, на роль главного героя пробовался и Владимир Высоцкий. Но режиссер все же предпочел Александра Лазарева.
Театр Маяковского
Не найдя счастья во МХАТе, Доронина в 1977 году перешла в театр имени Вл. Маяковского. В то время театр возглавил Андрей Гончаров, который сильно обновил коллектив: пришли Джигарханян, Леонов, Гундарева. Отношение к Дорониной в Театре Маяковского первоначально было настороженно-почтительное. И конечно – зависть других актрис... Надо сказать, такое отношение для актрисы было не внове. Интриги вокруг нее плелись и в прежних театрах. Такова уж участь всех талантов. Свою состоятельность надо было доказывать работой, и делала она это блестяще. Актриса поразила строгих ценителей своей Аркадиной в «Чайке», Мэгги в «Кошке на раскаленной крыше» Уильямса и ролями двух королев в спектакле «Королева, виват!» Роберта Болта.
Четвертый брак
В Театре им. Маяковского Доронина вновь встретилась с Борисом Химичевым. Как признается актер, они оба сделали вид, что той первой встречи (на пробах к фильму «Еще раз про любовь» не было). В театре Химичев и Доронина оказались в одинаковом положении. В то время Химичев вернулся в труппу после недолгой работы в Театре Советской Армии, и его возвращения тоже не особо ждали. Это, а также то, что актеры не входили ни в какие внутритеатральные группировки, невольно их сближало.
Вдобавок судьба свела Химичева и Доронину, сделав их любовниками в спектакле «Да здравствует королева. Виват!».
После гастролей театра в Новосибирске, Доронина и Химичев оформили официально свои отношения. «В 73-м было нам обоим по сорок лет, у каждого за плечами определенный семейный опыт, потому шумную "комсомольскую свадьбу" устраивать не стали. Просто пошли в районный загс и довольно буднично расписались... Застолье было скромным, в роли посаженного отца, естественно, выступил Андрей Александрович Гончаров... Свадебной поездкой стал проведенный вдвоем отпуск на Рижском взморье», - вспоминает Борис Химичев.
Кино. 70-е годы
В 70-е годы Татьяна Доронина снималась в кино уже реже. Среди ее работ тех лет – главные роли в мелодраме Олега Бондарева «Мачеха», приключенческом фильме Виталия Кольцова «На ясный огонь» (единственная картина, где Доронина снялась вместе с Борисом Химичевым) и других. Повзрослели и героини Дорониной. Теперь это - сильные и властные женщины, с широкой неугомонной натурой. Они всегда хозяйки своей, часто драматической, судьбы, которую актриса проживает на экране с предельной эмоциональной наполненностью.
Пятый брак
Брак с Борисом Химичевым, как и все предыдущие, оказался недолговечным. «Я был под прессингом уже состоявшейся личности, - признается Борис Петрович. - В наших отношениях доминировала она. Меня это держало в напряжении. Скорее всего, я был не в состоянии обеспечить ей ни душевный комфорт, ни профессиональный масштаб».
Пятым мужем Дорониной стал Роберт Тохненко, работавший в Главке нефтепромышленности и в ЦК комсомола. С ним Татьяна Васильевна познакомилась в садоводческом товариществе «Актер». Здесь Тохненко купил участок, а Доронина стала председателем. Роберт Дмитриевич рассказывает, что, когда увидел блистательную Доронину в простеньком ситцевом платье, плотно облегающем фигуру, он ее просто... возжелал. А потом они вместе вели дачные дела и сами не заметили, как стали друг в друге нуждаться. Все 10 лет супружества Тохненко жил для Дорониной, забросив свою карьеру. Но она не замечала его жертвенности, и их отношения постепенно пошли на спад.
Удивительно, но со всеми своими бывшими мужьями Доронина продолжает сохранять добрые отношения. В свою очередь все они с огромным восторгом вспоминают ее и как актрису и как женщину.
Снова во МХАТе. Конфликт
В 1983 году Доронина ненадолго вернулась во МХАТ к Олегу Ефремову. И вновь нашлись противники принятия актрисы. Все понимали, что в театр приходит самая большая актриса страны. Что, разумеется, не вызывало энтузиазма у женской половины Художественного театра. Однако тайным голосованием с перевесом всего в три голоса (17 - «за», 14 - «против») Доронина была принята в труппу.
К сожалению несколько лет спустя, Доронина оказалась втянута в конфликт. В 1987 году произошло разделение театра, в результате которого Татьяна Васильевна стала художественным руководителем МХАТа имени Горького на Тверском бульваре, а Олег Николаевич остался руководить МХАТом имени Чехова. Сама актриса признается, что была противницей разделения, но иначе быть не могло... Случилось так, как случилось. Горевать бессмысленно. Только и радоваться нечему. Ни расколу МХАТа, ни распаду СССР, ни тому, что Татьяна Доронина освоила органически не свойственные ей функции худрука и постановщика. У нас была великая актриса. Была и закончилась. Как будто ушла на фронт и пропала без вести.
Сегодня Татьяна Васильевна по-прежнему руководит «горьковским» МХАТом. Режиссирует, играет на сцене. Вопреки созданному в прессе образу Дорониной как скандальной и резкой особы, близкие ей люди рисуют совсем другой портрет Татьяны Васильевны: «Женственная, ранимая, беззащитная. Напускает на себя властность и агрессивность для того, чтобы отстоять свое имя Актрисы, свои несовременные взгляды на искусство». Она не снимается в кино уже более 30 лет. Но перед служебным входом Художественного театра им. Горького ее неизменно ждут поклонники, средний возраст которых, как правило, далеко за сорок.
В 1956 году окончила Школу-студию МХАТ , стала актрисой Волгоградского театра, затем - Театра им. Ленинского комсомола в Ленинграде.
В 1959 - 1966 годах - актриса Ленинградского Большого драматического театра им. М.Горького;
В 1966 - 1972, с 1983 - актриса МХАТ СССР им. М.Горького,
В 1972 - 1983 - актриса театра им. Вл. Маяковского.
С 1986 года - художественный руководитель, директор МХАТ им. М.Горького.
Член союза писателей России.
По итогам опроса журнала "Советский экран" признана лучшей актрисой 1967 года (Надя - "Старшая сестра"), 1968 года (Нюра - "Три тополя" на Плющихе"; Наташа - "Еще раз про любовь"), 1973 года ("Мачеха"). На экране Татьяна Доронина создаёт образы современных женщин, обладающих сильной и широкой натурой. Её исполнение отличают драматизм, яркость и свежесть чувств, непосредственность, эмоциональная насыщенность.
Детство
Татьяна Доронина родилась в рабочей семье в Ленинграде, куда незадолго до ее рождения переехали ее родители. Но вскоре началась война, и семье Дорониных вновь пришлось вернуться в Данилов, небольшой городок Ярославской области. Здесь и прошло военное детство Татьяны. Детство нелегкое, голодное, как и у большинства населения.
В Ленинграде Таня продолжила учебу в школе. Там же и зародилась ее любовь к театру, - девочка с увлечением играла в самодеятельности.
Учеба. Дебют в кино
В 8 классе Татьяна тайно от родителей отправилась в Москву поступать в Школу-студию МХАТ. Девочка произвела на приемную комиссию благоприятное впечатление, и уже могла бы быть зачислена, но тут выяснилось, что у нее еще нет аттестата о среднем образовании. Татьяне пришлось вернуться домой доучиваться.
Спустя два года упорная девушка вновь приехала в Москву и подала заявления во все театральные училища: в ГИТИС, в Щепкинское училище, в Щукинское, в Школу-студию МХАТ. Она всюду сдавала экзамены и всюду была принята! В конце концов, Татьяна выбрала все ту же Школу-студию МХАТ.
Класс Павла Массальского был одним из самых сильных. На одном курсе с Дорониной учились Евстигнеев, Козаков, Басилашвили. Но уже тогда Татьяна выделялась своим талантом. Впоследствии Масальский не раз ставил Доронину в пример остальным студентам. А выдающийся театральный педагог Борис Ильич Вершилов и вовсе боготворил эту замечательную актрису.
В 1955 году состоялся дебют Дорониной в кино. Татьяна сыграла Зою в мелодраме Михаила Колатозова «Первый эшелон». Вместе с Дорониной дебютировали Олег Ефремов и Алексей Кожевников.
Первый брак
На своем курсе Татьяна сразу поразила мужские сердца красотой, но была независима и горда. Однокурсник Виктор Сергачев вспоминает, как на студийном собрании разбирали Доронину за примадонство. «Предлагали ее даже стипендии лишить и дать выговор по комсомольской части».
Сердце красавицы смог покорить обаятельный Олег Басилашвили. По воспоминаниям друзей, в Школе-студии МХАТ Олег Басилашвили считался самым красивым, интеллигентным и талантливым студентом. Их роман был бурным и вскоре завершился свадьбой. «Скромную свадьбу Таня и Олег праздновали в его квартире, - вспоминает педагог Иван Тарханов. - Свадебного платья и обмена кольцами не было. Шел 55-й год, а они были комсомольцами!»
БДТ
По окончании в 1956 году Школы-студии Татьяну Доронину пригласили сразу в несколько театров. А вот Басилашвили, тогда еще никак не проявившего себя актера, брал лишь Сталинградский драматический театр. И Доронина, как примерная жена, укатила из столицы вслед за супругом. Однако прожили они там недолго. Не было ролей, не было перспектив. Режиссер драмтеатра отпустил молодых актеров, и они поехали в Питер на родину Татьяны Дорониной.
Сначала супруги устроились в Театр имени Ленинского комсомола и несколько месяцев жили в грим-уборной театра. Но спустя три года - в 1959 году – самобытный талант Дорониной был замечен художественным руководителем ленинградского БДТ Георгием Товстоноговым, который и пригласил ее в свой театр. Татьяна Васильевна поставила условие - зачислить в труппу и ее мужа и дать ему роль в первой же постановке БДТ. Товстоногов согласился. Диктовать свою волю она умела уже тогда.
Одной из первых ролей Дорониной была Надежда Монахова в спектакле «Варвары». Вспоминает Виталий Вульф: «Отчетливо помню первые гастроли БДТ в Москве. <...> Доронинская Надежда жила в вымышленном мире... Аскетизм выразительных средств усиливал содержательность внутренней жизни. В ее медлительности была энергия, в нелепости - что-то пугающее и дремучее... Голос и манера завораживали. Зал устроил ей овацию, длившуюся более получаса». После «Варваров» к Татьяне Дорониной пришла слава. В театре ей стали давать исключительно главные роли. Публика просто ломилась на спектакли с ее участием...
Развод. Второй брак
Доронина и Басилашвили разошлись в 1963 году. «Таня была простой девочкой из рабочей семьи, мало знающей, но безумно любящей театр, у нее был мягкий характер и очень большой талант. К сожалению, Танин характер постепенно стал меняться; под влиянием театра в том числе. Наш брак длился 8 лет», - рассказывает Олег Басилашвили. Он отмечает, что его поразила совсем не красота Дорониной: «Нас объединяло что-то другое, более глубокое... Когда мы разошлись, я вдруг понял, что освободился от этого гнета. Я очень благодарен Татьяне Васильевне, что она была инициатором развода».
Вторым мужем Дорониной стал театральный критик Анатолий Юфит. Однажды он пришел в театр и был сражен ее красотой. Юфит был старше нее почти на 10 лет (сегодня его нет в живых). Он заведовал кафедрой истории русского театра в Ленинградском театральном институте. Его обожали студентки и сотрудницы за остроумие, веселость, импозантность.
Кино. 60-е годы
Как уже говорилось, дебютировала Татьяна Доронина в кино еще в середине 50-х. Однако затем она практически не снималась. Вновь появляться на экране она начала лишь в начале 60-х. К тому времени она была уже известной театральной актрисой. В 1965 году снялась в лирической драме Цуцульковского «Обещание счастья» (другое название фильма - "Ожидание счастья"). Фильм состоит из четырех новелл о несостоявшейся любви: «Старый челн», «Бриз», «Дождливый рассвет», «Белая радуга».
В кино она сыграла не так много ролей, но среди них не было «проходных», почти всегда удачные. Так в мелодраме Георгия Натансона «Старшая сестра» (1966) она сыграла Надю – девушку, которая отказывается от своей мечты стать актрисой. Но пройдут годы, - и она придет в театр... Великолепный ансамбль актеров – Доронина, Жаров, Тенякова, Соломин, Куравлев – создали прекрасный фильм, полюбившийся зрителям.
А на следующий год Доронину ждал еще больший успех. Она была приглашена Татьяной Лиозновой на главную роль в мелодраму «Три тополя» на Плющихе». Эта картина, по сути, - фильм-дуэт. Лиознова свела двух очень разных актеров - Татьяну Доронину и Олега Ефремова. Как признается в своей книге «Дневник актрисы» Татьяна Доронина, в роли Надежды она воплотила образ своей мамы, «ее манеру говорить, петь, ее открытость, доверчивость и самоотрешенность».
Фильмы «Старшая сестра» и «Три тополя» на Плющихе» вошли в золотой фонд отечественного кино, а Доронина два года подряд (1967 и 1968) называлась лучшей актрисой страны по итогам опроса журнала «Советский экран».
Третий брак
В 1966 году Татьяна Доронина покинула БДТ и перебралась в Москву – в Московский Художественный театр им. М.Горького. Однако работа в МХАТе не принесла ей удовлетворения. Спустя три десятилетия актриса признается: «Уход из БДТ- это моя ошибка. Нельзя было предавать режиссера, который выстраивал на меня репертуар».
Кстати, в Москву Доронина уехала уже с третьим мужем – драматургом Эдвардом Радзинским. Это случилось после ссоры Дорониной с Юфитом, когда тот не встретил ее с гастролей. В то время Радзинский приехал в Ленинград в БДТ на репетицию своей пьесы (и отчасти ради Дорониной, в которую был влюблен). Молодой талантливый драматург покорил сердце примадонны. Впоследствии он написал жене множество пьес, причем страницы про любовь рождались и после их развода. Несмотря на развод и свой сложный характер, ставший в театральном мире чуть ли не притчей во языцех, Доронина и сегодня сохраняет добрые отношения с бывшим супругом. «Ее характер, - говорит Радзинский, - это несчастное продолжение таланта. Каждый день, кроме воскресенья, уходила в театр. Утром - репетиции, вечером – спектакли, спала в гримуборной. Когда в театре были выходные, Таня ехала на студию на съемки».
«Еще раз про любовь»
Со своим будущим четвертым мужем, актером Борисом Химичевым, Доронина познакомилась на пробах к фильму Георгия Натансона «Еще раз про любовь» (1968), который снимался, между прочим, по пьесе того же Эдварда Радзинского. Картина ставилась непосредственно под Доронину, которой предстояло сыграть главную роль – бортпроводницу Наташу. Химичева пригласили попробоваться на главную мужскую роль. В гримёрной Доронина приняла его снисходительно-небрежно, менторски, оценивающе...
Химичев вспылил и от проб отказался. Кстати, на роль главного героя пробовался и Владимир Высоцкий. Но режиссер все же предпочел Александра Лазарева.
Театр Маяковского
Не найдя счастья во МХАТе, Доронина в 1977 году перешла в театр имени Вл. Маяковского. В то время театр возглавил Андрей Гончаров, который сильно обновил коллектив: пришли Джигарханян, Леонов, Гундарева. Отношение к Дорониной в Театре Маяковского первоначально было настороженно-почтительное. И конечно – зависть других актрис... Надо сказать, такое отношение для актрисы было не внове. Интриги вокруг нее плелись и в прежних театрах. Такова уж участь всех талантов. Свою состоятельность надо было доказывать работой, и делала она это блестяще. Актриса поразила строгих ценителей своей Аркадиной в «Чайке», Мэгги в «Кошке на раскаленной крыше» Уильямса и ролями двух королев в спектакле «Королева, виват!» Роберта Болта.
Четвертый брак
В Театре им. Маяковского Доронина вновь встретилась с Борисом Химичевым. Как признается актер, они оба сделали вид, что той первой встречи (на пробах к фильму «Еще раз про любовь» не было). В театре Химичев и Доронина оказались в одинаковом положении. В то время Химичев вернулся в труппу после недолгой работы в Театре Советской Армии, и его возвращения тоже не особо ждали. Это, а также то, что актеры не входили ни в какие внутритеатральные группировки, невольно их сближало.
Вдобавок судьба свела Химичева и Доронину, сделав их любовниками в спектакле «Да здравствует королева. Виват!».
После гастролей театра в Новосибирске, Доронина и Химичев оформили официально свои отношения. «В 73-м было нам обоим по сорок лет, у каждого за плечами определенный семейный опыт, потому шумную "комсомольскую свадьбу" устраивать не стали. Просто пошли в районный загс и довольно буднично расписались... Застолье было скромным, в роли посаженного отца, естественно, выступил Андрей Александрович Гончаров... Свадебной поездкой стал проведенный вдвоем отпуск на Рижском взморье», - вспоминает Борис Химичев.
Кино. 70-е годы
В 70-е годы Татьяна Доронина снималась в кино уже реже. Среди ее работ тех лет – главные роли в мелодраме Олега Бондарева «Мачеха», приключенческом фильме Виталия Кольцова «На ясный огонь» (единственная картина, где Доронина снялась вместе с Борисом Химичевым) и других. Повзрослели и героини Дорониной. Теперь это - сильные и властные женщины, с широкой неугомонной натурой. Они всегда хозяйки своей, часто драматической, судьбы, которую актриса проживает на экране с предельной эмоциональной наполненностью.
Пятый брак
Брак с Борисом Химичевым, как и все предыдущие, оказался недолговечным. «Я был под прессингом уже состоявшейся личности, - признается Борис Петрович. - В наших отношениях доминировала она. Меня это держало в напряжении. Скорее всего, я был не в состоянии обеспечить ей ни душевный комфорт, ни профессиональный масштаб».
Пятым мужем Дорониной стал Роберт Тохненко, работавший в Главке нефтепромышленности и в ЦК комсомола. С ним Татьяна Васильевна познакомилась в садоводческом товариществе «Актер». Здесь Тохненко купил участок, а Доронина стала председателем. Роберт Дмитриевич рассказывает, что, когда увидел блистательную Доронину в простеньком ситцевом платье, плотно облегающем фигуру, он ее просто... возжелал. А потом они вместе вели дачные дела и сами не заметили, как стали друг в друге нуждаться. Все 10 лет супружества Тохненко жил для Дорониной, забросив свою карьеру. Но она не замечала его жертвенности, и их отношения постепенно пошли на спад.
Удивительно, но со всеми своими бывшими мужьями Доронина продолжает сохранять добрые отношения. В свою очередь все они с огромным восторгом вспоминают ее и как актрису и как женщину.
Снова во МХАТе. Конфликт
В 1983 году Доронина ненадолго вернулась во МХАТ к Олегу Ефремову. И вновь нашлись противники принятия актрисы. Все понимали, что в театр приходит самая большая актриса страны. Что, разумеется, не вызывало энтузиазма у женской половины Художественного театра. Однако тайным голосованием с перевесом всего в три голоса (17 - «за», 14 - «против») Доронина была принята в труппу.
К сожалению несколько лет спустя, Доронина оказалась втянута в конфликт. В 1987 году произошло разделение театра, в результате которого Татьяна Васильевна стала художественным руководителем МХАТа имени Горького на Тверском бульваре, а Олег Николаевич остался руководить МХАТом имени Чехова. Сама актриса признается, что была противницей разделения, но иначе быть не могло... Случилось так, как случилось. Горевать бессмысленно. Только и радоваться нечему. Ни расколу МХАТа, ни распаду СССР, ни тому, что Татьяна Доронина освоила органически не свойственные ей функции худрука и постановщика. У нас была великая актриса. Была и закончилась. Как будто ушла на фронт и пропала без вести.
Сегодня Татьяна Васильевна по-прежнему руководит «горьковским» МХАТом. Режиссирует, играет на сцене. Вопреки созданному в прессе образу Дорониной как скандальной и резкой особы, близкие ей люди рисуют совсем другой портрет Татьяны Васильевны: «Женственная, ранимая, беззащитная. Напускает на себя властность и агрессивность для того, чтобы отстоять свое имя Актрисы, свои несовременные взгляды на искусство». Она не снимается в кино уже более 30 лет. Но перед служебным входом Художественного театра им. Горького ее неизменно ждут поклонники, средний возраст которых, как правило, далеко за сорок.
Знаете ли Вы, что
- По словам её пятого мужа Роберта Тохненко, Татьяну Доронину перестали снимать в кино потому, что она отказалась переспать с важным чиновником. И 10 лет ей перекрывали дорогу в кино.
- Многие считают, что Доронина и Ефремов не поладили и поэтому решили разделить МХАТ. Но истина кроется в том, что Ефремов уводил в отремонтированное здание театра в Камергерском переулке всех актеров-мхатовцев своего бывшего театра «Современник», а 160 истинных мхатовцев оставил под открытым небом... Это была самая настоящая трагедия для людей. И только неукротимый характер Татьяны позволил возвратить здание и сохранить труппу.
- Отпуск любит только за то, что может в это время сколько угодно сидеть в библиотеке, протирать тряпочками книги, переставлять их, параллельно перечитывая любимые страницы. Это для неё самое большое удовольствие после общения с природой.
- Многие считают, что Доронина и Ефремов не поладили и поэтому решили разделить МХАТ. Но истина кроется в том, что Ефремов уводил в отремонтированное здание театра в Камергерском переулке всех актеров-мхатовцев своего бывшего театра «Современник», а 160 истинных мхатовцев оставил под открытым небом... Это была самая настоящая трагедия для людей. И только неукротимый характер Татьяны позволил возвратить здание и сохранить труппу.
- Отпуск любит только за то, что может в это время сколько угодно сидеть в библиотеке, протирать тряпочками книги, переставлять их, параллельно перечитывая любимые страницы. Это для неё самое большое удовольствие после общения с природой.
Фильмография
1987 Живи и помни (ТВ) ... Настёна
1986 Валентин и Валентина ... Софья, мать Валентины
1981 Капель
1980 Бенефис Татьяны Дорониной (ТВ)
1976 Ну, публика!
1976 Nu, publika! (ТВ)
1975 Ольга Сергеевна (сериал) ... Ольга Сергеевна, главная роль
1975 На ясный огонь ... Анна Лаврентьевна Касьянова, главная роль
1973 Мачеха ... Шура, главная роль
1970 Чудный характер ... Надежда Казакова, главная роль
1968 Еще раз про любовь ... Наташа Александрова, главная роль
1967 Три тополя на Плющихе ... Анна Григорьевна, главная роль - Нюрка
1966 Старшая сестра ... Надя, главная роль - Надежда Георгиевна, старшая сестра
1965 Обещание счастья (Ожидание счастья)
1965 Рабочий поселок ... Мария
1965 Перекличка ... Ника
1964 Чудный характер ... Надежда Казакова
1963 Очарованный странник (телеспектакль) ... Грушенька, главная роль
1963 Непридуманная история ... Клава Байдакова, разведённая женщина
1961 Горизонт ... Клава
1958 Шли солдаты
1955 Первый эшелон
1986 Валентин и Валентина ... Софья, мать Валентины
1981 Капель
1980 Бенефис Татьяны Дорониной (ТВ)
1976 Ну, публика!
1976 Nu, publika! (ТВ)
1975 Ольга Сергеевна (сериал) ... Ольга Сергеевна, главная роль
1975 На ясный огонь ... Анна Лаврентьевна Касьянова, главная роль
1973 Мачеха ... Шура, главная роль
1970 Чудный характер ... Надежда Казакова, главная роль
1968 Еще раз про любовь ... Наташа Александрова, главная роль
1967 Три тополя на Плющихе ... Анна Григорьевна, главная роль - Нюрка
1966 Старшая сестра ... Надя, главная роль - Надежда Георгиевна, старшая сестра
1965 Обещание счастья (Ожидание счастья)
1965 Рабочий поселок ... Мария
1965 Перекличка ... Ника
1964 Чудный характер ... Надежда Казакова
1963 Очарованный странник (телеспектакль) ... Грушенька, главная роль
1963 Непридуманная история ... Клава Байдакова, разведённая женщина
1961 Горизонт ... Клава
1958 Шли солдаты
1955 Первый эшелон
Работы в театре
МХАТ им. М. Горького, с 1987 (после раздела)
«Вишнёвый сад» (А.Чехов, реж. С.Данченко) ... Раневская
«Старая актриса на роль жены Достоевского» (Э.Радзинский, реж. Р.Виктюк) ... Актриса
«Пророк» (по произведениям А.С.Пушкина, реж. Б.Покровский) ... Татьяна
«Зойкина квартира» (М.Булгаков, реж. Т.Доронина) ... Зоя Пельц
«Макбет» (В.Шекспир, реж. В.Белякович) ... Леди Макбет
«Лес» (А.Островский, реж. Т.Доронина) ... Гурмыжская
«Мадам Александра» (Ж.Ануй, реж. Т.Доронина) ... Мадам Александра
«Зыковы» (М.Горький, реж. А. Морозов) ... Софья
«Без вины виноватые» (А.Островский, реж. Т.Доронина) ... Кручинина
«Васса Железнова» (М.Горький, реж. Б.Щедрин) ... Васса Железнова
Режиссёрские работы во МХАТе им. Горького
2006 «Женитьба Белугина» (А. Островский)
2005 «Русский водевиль» (Ф.Сологуб, Н.Некрасов)
2004 «Прощание в июне» (А.Вампилов)
2000 «Униженные и оскорблённые» (Ф.Достоевский)
2000 «Без вины виноватые» (А.Островский)
1999 «Одна любовь души моей» (А.Пушкин)
1997 «Дама-невидимка» (П.Кальдерон)
1995 «Версия «Англетер» (А. Яковлев)
1995 «Тёркин жив и будет!» (А.Твардовский)
1994 «Доходное место» (А.Островский)
1993 «Мадам Александра» (Ж.Ануй)
1993 «Мы идём смотреть «Чапаева» (А.Белов)
1993 «Лес» (А.Островский)
1991 «Белая гвардия» (М. Булгаков)
1991 «Полоумный Журден» (М.Булгаков)
1990 «Французский квартал» (Т.Уильямс)
1989 «Зойкина квартира» (М.Булгаков)
1987/1998 «Три сестры» (А.Чехов)
1987 «На дне» (М.Горький)
МХАТ им. М. Горького, 1983-1987
«На всякого мудреца довольно простоты» (А.Островский, реж. В.Станицын) ... Мамаева «Скамейка» (А.Гельман, реж. О.Ефремов) ... Она
Театр имени Маяковского, 1972-1983
«Королева, виват!» (Р.Болт, реж. А.Гончаров) ... королевы Елизавета Тюдор и Мария Стюарт
«Кошка на раскаленной крыше» (Т.Уильямс, реж. А.Гончаров) ... Мэгги
«Человек из Ламанчи» (Ф.Вассерман, реж. А.Гончаров) ... Дульсинея
«Банкрот или свои люди - сочтёмся» (А.Островский, реж. А.Гончаров) ... Липочка
«Беседы с Сократом» (Э.Радзинский, реж. А.Гончаров) ... Ксантиппа
«Аристократы» (Н.Погодин, реж. Н. Охлопков) ... Сонька
«Она в отсутствии любви и смерти» (Э.Радзинский, реж. В.Партнов) ... Подруга
«Чайка» (А.Чехов, реж. А. Вилькин) ... Аркадина
Театр Эстрады
«Приятная женщина с цветком и окном на север» (Э.Радзинский, реж. Е.Лазарев) ... Аэлита
Театр им. Ермоловой
«Спортивные сцены 81 года» (Э.Радзинский, реж. В. Фокин) ... Михалева
Театр «Сфера»
«Живи и помни» (В.Распутин, реж. Е.Еланская) ... Настена
МХАТ им. М.Горького, 1966-1972
«Братьях Карамазовы» (Ф.Достоевский, реж. Б.Ливанов) ... Грушенька
«Ночная исповедь» (А.Арбузов, реж. Б.Ливанов) ... Глебова
«На дне» (М.Горький, пост. К.С.Станиславского и Вл. И. Немировича-Данчеко) ... Настя
«О женщине» (Э.Радзинский, реж. Б.Львов-Анохин) ... Ирина Николаевна
«Три сестры» (А.Чехов, пост. Вл.И.Немировича-Данченко) ... Маша
«Дульсинея Тобосская» (А.Володин, реж. О.Ефремов) ... Дульсинея
Ленинградский БДТ (Г.А.Товстоногова), 1959-1966
«Варвары» (М,Горький) ... Надежда Монахова
«Иркутская история» (А.Арбузов) ... Валя
«Горе от ума» (А.Грибоедов) ... Софья
«Идиот»( Ф.Достоевский) ... Настасья Филипповна
«Моя старшая сестра» (А.Володин) ... Надя
«Три сестры» (А.Чехов) ... Маша
«Поднятая целина» (М.Шолохов) ... Лушка
«Римская комедия» (Л.Зорин) ... Лоллия
Ленинградский Театр им. Ленинского Комсомола, 1956–1959
«Фабричная девчонка» (А.Володин, реж. А. Пергамент) ... Женька Шульженко
«Маленькой студентке» (Н.Погодин, реж. И. Владимиров) ... Вавка
«Обломов» (И.Гончаров, реж. А. Винер) ... Ольга
«Вишнёвый сад» (А.Чехов, реж. С.Данченко) ... Раневская
«Старая актриса на роль жены Достоевского» (Э.Радзинский, реж. Р.Виктюк) ... Актриса
«Пророк» (по произведениям А.С.Пушкина, реж. Б.Покровский) ... Татьяна
«Зойкина квартира» (М.Булгаков, реж. Т.Доронина) ... Зоя Пельц
«Макбет» (В.Шекспир, реж. В.Белякович) ... Леди Макбет
«Лес» (А.Островский, реж. Т.Доронина) ... Гурмыжская
«Мадам Александра» (Ж.Ануй, реж. Т.Доронина) ... Мадам Александра
«Зыковы» (М.Горький, реж. А. Морозов) ... Софья
«Без вины виноватые» (А.Островский, реж. Т.Доронина) ... Кручинина
«Васса Железнова» (М.Горький, реж. Б.Щедрин) ... Васса Железнова
Режиссёрские работы во МХАТе им. Горького
2006 «Женитьба Белугина» (А. Островский)
2005 «Русский водевиль» (Ф.Сологуб, Н.Некрасов)
2004 «Прощание в июне» (А.Вампилов)
2000 «Униженные и оскорблённые» (Ф.Достоевский)
2000 «Без вины виноватые» (А.Островский)
1999 «Одна любовь души моей» (А.Пушкин)
1997 «Дама-невидимка» (П.Кальдерон)
1995 «Версия «Англетер» (А. Яковлев)
1995 «Тёркин жив и будет!» (А.Твардовский)
1994 «Доходное место» (А.Островский)
1993 «Мадам Александра» (Ж.Ануй)
1993 «Мы идём смотреть «Чапаева» (А.Белов)
1993 «Лес» (А.Островский)
1991 «Белая гвардия» (М. Булгаков)
1991 «Полоумный Журден» (М.Булгаков)
1990 «Французский квартал» (Т.Уильямс)
1989 «Зойкина квартира» (М.Булгаков)
1987/1998 «Три сестры» (А.Чехов)
1987 «На дне» (М.Горький)
МХАТ им. М. Горького, 1983-1987
«На всякого мудреца довольно простоты» (А.Островский, реж. В.Станицын) ... Мамаева «Скамейка» (А.Гельман, реж. О.Ефремов) ... Она
Театр имени Маяковского, 1972-1983
«Королева, виват!» (Р.Болт, реж. А.Гончаров) ... королевы Елизавета Тюдор и Мария Стюарт
«Кошка на раскаленной крыше» (Т.Уильямс, реж. А.Гончаров) ... Мэгги
«Человек из Ламанчи» (Ф.Вассерман, реж. А.Гончаров) ... Дульсинея
«Банкрот или свои люди - сочтёмся» (А.Островский, реж. А.Гончаров) ... Липочка
«Беседы с Сократом» (Э.Радзинский, реж. А.Гончаров) ... Ксантиппа
«Аристократы» (Н.Погодин, реж. Н. Охлопков) ... Сонька
«Она в отсутствии любви и смерти» (Э.Радзинский, реж. В.Партнов) ... Подруга
«Чайка» (А.Чехов, реж. А. Вилькин) ... Аркадина
Театр Эстрады
«Приятная женщина с цветком и окном на север» (Э.Радзинский, реж. Е.Лазарев) ... Аэлита
Театр им. Ермоловой
«Спортивные сцены 81 года» (Э.Радзинский, реж. В. Фокин) ... Михалева
Театр «Сфера»
«Живи и помни» (В.Распутин, реж. Е.Еланская) ... Настена
МХАТ им. М.Горького, 1966-1972
«Братьях Карамазовы» (Ф.Достоевский, реж. Б.Ливанов) ... Грушенька
«Ночная исповедь» (А.Арбузов, реж. Б.Ливанов) ... Глебова
«На дне» (М.Горький, пост. К.С.Станиславского и Вл. И. Немировича-Данчеко) ... Настя
«О женщине» (Э.Радзинский, реж. Б.Львов-Анохин) ... Ирина Николаевна
«Три сестры» (А.Чехов, пост. Вл.И.Немировича-Данченко) ... Маша
«Дульсинея Тобосская» (А.Володин, реж. О.Ефремов) ... Дульсинея
Ленинградский БДТ (Г.А.Товстоногова), 1959-1966
«Варвары» (М,Горький) ... Надежда Монахова
«Иркутская история» (А.Арбузов) ... Валя
«Горе от ума» (А.Грибоедов) ... Софья
«Идиот»( Ф.Достоевский) ... Настасья Филипповна
«Моя старшая сестра» (А.Володин) ... Надя
«Три сестры» (А.Чехов) ... Маша
«Поднятая целина» (М.Шолохов) ... Лушка
«Римская комедия» (Л.Зорин) ... Лоллия
Ленинградский Театр им. Ленинского Комсомола, 1956–1959
«Фабричная девчонка» (А.Володин, реж. А. Пергамент) ... Женька Шульженко
«Маленькой студентке» (Н.Погодин, реж. И. Владимиров) ... Вавка
«Обломов» (И.Гончаров, реж. А. Винер) ... Ольга
Награды и премии
1981 Народная артистка СССР
1969 Народная артистка РСФСР
2008 Орден Почёта
2003 Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
1998 Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (в связи со 100-летием МХАТ)
1994 Орден Дружбы народов
1973, 1968, 1967 Лучшая актриса года по итогам опроса журнала «Советский экран» («Мачеха», «Три тополя на Плющихе» и «Еще раз про любовь», «Старшая сестра»)
1970 Всесоюзный кинофестиваль, "Приз за актерскую работу"
1967 Первая премия Всесоюзного театрального конкурса
1969 Народная артистка РСФСР
2008 Орден Почёта
2003 Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
1998 Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (в связи со 100-летием МХАТ)
1994 Орден Дружбы народов
1973, 1968, 1967 Лучшая актриса года по итогам опроса журнала «Советский экран» («Мачеха», «Три тополя на Плющихе» и «Еще раз про любовь», «Старшая сестра»)
1970 Всесоюзный кинофестиваль, "Приз за актерскую работу"
1967 Первая премия Всесоюзного театрального конкурса