Персоны :: Джоаккино Россини

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 4
  • Создал22.03.2022 в 19:38
  • fan90
  • Ред.13.10.2022 в 23:45
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Gioacchino Rossini
Дата рождения: 29 февраля, 1792 | рыбы
Место рождения: Пезаро, Италия
Дата смерти: 13 ноября, 1868 | 76 лет
Место смерти: Париж, Франция
Карьера: Композитор, дирижёр
Жанр: Классическая музыка, опера
Рост: 1.61 м
Супруга: Изабелла Кольбран (развод), Олимпия Пелисье
Биография
Композитор Джоаккино Россини или, как его называли современники, "итальянский Моцарт", вернул опере былое величие - на счету мэтра 39 вокальных произведений, в том числе знаменитые «Севильский цирюльник» и «Золушка». Он был королём итальянской классической музыки, пока венец его славы не перешёл к Джузеппе Верди.

Детство и юность

Джоаккино Антонио Россини, рождённый 29 февраля 1792 года в итальянском городе Пезаро, был единственным ребёнком трубача Джузеппе и швеи Анны (в девичестве Гвидарини). Анри Стендаль в биографии композитора 1824 года писал, что отец одарил Россини "наследством итальянца": умением слышать музыку, верить в Господа и сочинять произведения в духе поэта Людовико Аристо. Остальные жизненные уроки юноша получил в обществе матери и её подруг.

Отец Джоаккино часто попадал в передряги и имел проблемы с законом. Согласно историческим сводкам, Джузеппе дважды помещали под стражу: в 1790-м за уличную игру на трубе, а в 1799-м - за поддержку войск Наполеона I, которые шли против католической церкви.

Анна оказалась более творческой натурой, чем супруг-музыкант: когда Джоаккино исполнилось 6 лет, мать начала карьеру оперной певицы. В течение 10-ти лет она добилась успехов в Триесте и Болонье, пока неподготовленный голос не начал давать сбой.

В 1802 году семья переехала в итальянскую коммуну Луго, где Россини получил базовое образование по родному языку, латыни, арифметике и музыке. Ему в этом помогал священник Джузеппе Малербе, в коллекции которого хранились работы Вольфганга Амадея Моцарта и Йозефа Гайдна. Эти композиторы наложили неизгладимый отпечаток на юного Джоаккино.

К 12-ти годам Россини написал шесть сонат для четырёх струнных инструментов, которые при поддержке меценатов представил публике в 1804-м году. В 1806-м он поступил в "Liceo Musicale" в Болонье, где обучали вокалу, игре на виолончели и фортепиано, а позже и композиции.

В студенческие времена Джоаккино выступал в театре, поскольку от природы обладал чистым баритональным тенором. В 1810 году по просьбе оперного певца Доменико Момбелли Россини написал партитуру для драмы «Деметрий и Полибий», которая стала его первой оперой. Премьера состоялась в 1812 году в Риме.

Родители, будучи людьми творческими, чувствовали, что будущее музыки в опере. Центром этого жанра в Италии была Венеция, куда 18-летний Джоаккино переехал в 1810 году под опекой знакомого семьи, композитора Джованни Моранди.

Музыка

«Деметрий и Полибий» считается дебютной оперой Россини по времени написания, но первой на сцене была поставлена комедия «Вексель на брак» в ноябре 1810 года. За неё композитор получил, как ему тогда казалось, значительную сумму - 40 скудо (в переводе на современные деньги чуть более 2 тыс. руб.). Затем Россини сочинил ещё три пьесы: в 1812 году «Счастливый обман» и «Шёлковая лестница», в 1813-м - «Синьор Брускино, или Случайный сын».

Россини писал не только для Венеции. В Болонье он успешно презентовал своё видение «Времён года» Гайдна, но потерпел неудачу со «Странным случаем». Ставились пьесы начинающего композитора в театрах Феррары и Рима. В Милане опера «Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы» (1812) за год игралась 53 раза, что принесло Россини не только финансовую выгоду, но и освобождение от военной службы и звание "di cartello" - композитора, чьё имя на афишах гарантировало полный аншлаг.

Опера «Танкред» (1813), написанная по одноимённой драме Вольтера, была широко известна за пределами Италии - представления в Лондоне (1820) и Нью-Йорке (1825) имели колоссальный успех. Через несколько недель после показа «Танкреда» в Венеции Россини довольно быстро написал комедию «Итальянка в Алжире» (1813), которая только расширила круг его почитателей.

Оперы «Турок в Италии» и «Сигизмунд», написанные в 1814 году, не порадовали венецианскую и миланскую публику. А вот 1815-й ознаменовал важный этап в творчестве Россини. В мае он переехал в Неаполь, чтобы возглавить королевские театры, в том числе "Teatro di San Carlo", лучшую оперную площадку города.

Неаполь в те годы считался оперной столицей Европы: здесь создавали шедевры Доменико Чимароза и Джованни Паизиелло. Россини с новаторским видением излюбленного итальянского жанра полюбился местной публике не сразу, а потому сочинил оперу «Елизавета, королева Англии» (1815). Интересный факт: произведение состояло из уже известных слушателям отрывков других его опер, то есть лучшей музыки, на тот момент написанной "итальянским Моцартом". Успех был колоссальным.

В Неаполе Россини впервые писал спокойно, без спешки и стремления уложиться в сроки. У него в подчинении находились первоклассные певцы и оркестранты, а в распоряжении - площадка для репетиций. В благоприятной обстановке между 1815-м и 1822-м годами композитор сочинил ещё 18 опер: 9 для театров Неаполя, и 9 для других городов.

Так, в 1816 году для премьеры в Риме Россини написал произведение, которому надлежало стать его визитной карточкой - «Севильский цирюльник». Опера с таким названием уже была у Паизиелло, поэтому Джоаккино дал своей имя «Альмавива, или Тщетная предосторожность». Однако дебютное представление провалилось, как оказалось, именно из-за названия. Но когда публика поняла, что перед ними новое прочтение «Севильского цирюльника», то обеспечила Россини полные залы. Сейчас его версия знаменитой комедии Бомарше является даже популярнее, чем оригинал Паизиелло.

В то же продуктивное время написаны оперы «Отелло, или Венецианский мавр» (1816), «Золушка, или Торжество добродетели» (1817), «Сорока-воровка» (1817), «Моисей в Египте» (1818), «Дева озера» (1819), «Зельмира» (1822).

Провал оперы «Эрмиона» (1819) показал Россини, что Неаполь устал от его творчества, поэтому, когда возникла возможность переехать в Вену, он с радостью ею воспользовался. Австрия встретила его, как выражаются биографы, "лихорадкой Россини". Министр иностранных дел Клеменс фон Меттерних считал музыку Джоаккино свободной от политики, и поэтому предоставил в пользование композитора все национальные театры.

В Вене Россини впервые услышал «Симфонию №3» Людвига ван Бетховена. Итальянец долго добивался встречи с композитором-затворником. Как позже Россини рассказывал Эдуарду Ганслику и Рихарду Вагнеру, беседу затрудняла глухота Бетховена и разные языки, но немец дал понять, что талант Россини не подходит для серьёзной оперы, и что тот должен сосредоточиться на развлекательных стилях.

После австрийских каникул Россини поставил «Семирамиду» (1823) в Венеции, что стало его финальной работой для итальянского театра - в ноябре того же года композитор уехал в Лондон. За сезон в Королевском театре на улице Хеймаркет композитор заработал более £30 тыс., а затем отправился в Париж. Здесь он написал оперы «Путешествие в Реймс, или Гостиница “Золотая Лилия”» (1825) и «Граф Ори» (1828).

Очередной громкой работой в творчестве Россини стал «Вильгельм Телль» (1829) по пьесе Фридриха Шиллера. Увертюра к постановке считается самой популярной оркестровой партией в мире. Её даже использовала в мультфильме «Микки Маус» кинокомпания "Walt Disney".

«Вильгельм Телль» был горячо воспринят публикой. В газете "Le Globe" писали, что «первый и последний акты оперы были написаны Россини, но средний акт - Богом». Никто, включая самого композитора, не знал, что эта работа станет последней.

Для Франции Россини нужно было написать ещё пять крупных произведений. Он планировал положить на музыку «Фауста» Иоганна Вольфганга фон Гёте. Однако единственными значительными работами, которые были выполнены до отъезда из Парижа в 1836 году, были молитва «Stabat Mater» (1831) и сборник салонных песен «Музыкальные вечера» (1831), куда входила знаменитая «Неаполитанская тарантелла».

С 1857-го по 1868-й годы у композитора вышел сборник «Грехи старости» в 13-ти томах, который состоял из произведений для соло и хора, фортепиано и камерных ансамблей.

Самой значительной работой последнего десятилетия Россини стала «Маленькая торжественная месса» (1863). Скромное по инструментарию произведение - два фортепиано и фисгармония - не подходило для выступлений в концертом зале, а использование женских голосов закрывало двери на церковные служения. Это произведение получило распространение только после смерти Россини.

Личная жизнь

Россини старался держать личную жизнь в секрете, но всё равно прославился любовью к певицам, с которыми работал. Среди его избранниц были Эстер Момбелли и Мариетта Марколини. Самой важной женщиной в жизни Россини, как в интимном, так и профессиональном планах, стала Изабелла Кольбран, примадонна "Teatro di San Carlo".

Впервые Джоаккино услышал сопрано Изабеллы в 1807 году на сцене Болоньи. Переехав в Неаполь, композитор сочинял песни исключительно под свою возлюбленную. Кольбран появилась в главных ролях в операх «Елизавета, королева Англии», «Отелло», «Армида», «Дева озера», «Магомет II» и «Семирамида».

В марте 1822 года Кольбран стала женой Россини. Бракосочетание состоялось в маленькой церкви в Кастеназо. На тот момент избраннице исполнилось 37 лет, а её супругу - 30.

В 1830 году Россини оставил супругу в Кастеназо, уехав в Париж. Больше они не виделись. Новым увлечением композитора стала куртизанка Олимпия Пелисье. Ради любимого она стала идеальной гражданской женой: готовила отвары трав, клизмы, пиявок, ухаживала за одеждой, париками и зубными протезами. Поженились они лишь в 1846 году и прожили душа в душу 22 года.

Смерть

После смерти матери в 1827 году здоровье Россини резко ухудшилось. Развившаяся гонорея привела к болезненным побочным эффектам - от уретрита до артрита. Композитор страдал от приступов изнурительной депрессии. Ему приписывали биполярное расстройство. Кроме того, Россини был изысканным гурманом, что в конце жизни привело к болезни желудка и ожирению, которое явно видно на его портретах с конца 1850-х годов.

Джоаккино Россини скончался в Париже 13 ноября 1868 года в возрасте 76 лет. Причина смерти - букет болезней и неудачная операция по лечению колоректального рака. Попрощаться с композитором в Троицкую церковь пришли более четырёх тысяч человек. Тело захоронили на кладбище Пер-Лашез. Сейчас его французский склеп пустует - в 1887 году останки перенесли в церковь Санта-Кроче во Флоренции. Там же в разное время нашли упокоение такие гении прошлого, как Микеланджело, Галилео Галилей и Никколо Макиавелли.

По материалам 24smi.org
Композитор
Оперы

1829 «Вильгельм Телль»
1828 «Граф Ори»
1825 «Путешествие в Реймс, или Гостиница «Золотая лилия»
1823 «Семирамида»
1822 «Зельмира»
1821 «Матильда ди Шабран, или Красота и железное сердце»
1820 «Магомет II»
1819 «Бьянка и Фальеро, или совет трёх»
1819 «Дева озера»
1819 «Эдуардо и Кристина»
1819 «Эрмиона»
1818 «Моисей в Египте»
1818 «Риччардо и Зораида»
1818 «Адина, или Калиф Багдадский»
1817 «Золушка, или Торжество добродетели»
1817 «Аделаида Бургундская»
1817 «Армида»
1817 «Сорока-воровка»
1816 «Севильский цирюльник»
1816 «Отелло, или Венецианский мавр»
1816 «Газета, или Брак по конкурсу»
1815 «Елизавета, королева Англии»
1815 «Торвальдо и Дорлиска»
1814 «Турок в Италии»
1814 «Сигизмунд»
1813 «Итальянка в Алжире»
1813 «Танкред»
1813 «Синьор Брускино, или Случайный сын»
1813 «Аврелиан в Пальмире»
1812 «Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы»
1812 «Счастливый обман»
1812 «Кир в Вавилоне»
1812 «Шёлковая лестница»
1812 «Пробный камень»
1811 «Странный случай»
1810 «Деметрий и Полибий»
1810 «Вексель на брак»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions