Персоны :: Пабло де Сарасате

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 4
  • Создал13.06.2022 в 17:14
  • fan90
  • Ред.02.03.2023 в 22:56
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Pablo de Sarasate
Дата рождения: 10 марта, 1844 | рыбы
Место рождения: Памплона, Испания
Дата смерти: 20 сентября, 1908 | 64 года
Место смерти: Биарриц, Франция
Карьера: Композитор, скрипач
Жанр: Классическая музыка
Биография
Пабло Мартин Мелитон де Сарасате-и-Наваскуэс, более известный как Пабло де Сарасате - испанский скрипач и композитор.

Пабло де Сарасате был блестящим представителем вечно живого, виртуозного искусства. «Паганини конца века, король искусства каденцирования, солнечно светлый художник» - так называли Сарасате современники. Перед его замечательным инструментализмом преклонялись даже принципиальные противники виртуозности в искусстве - Йозеф Иоахим и Леопольд Ауэр.

Ранние годы

Сарасате родился 10 марта 1844 года в Памплоне, в семье военного капельмейстера. Слава сопутствовала ему поистине с первых шагов артистической карьеры. Уже в возрасте восьми лет он дал свои первые концерты в Ла-Корунье, а затем в Мадриде. Испанская королева Изабелла, восхищённая талантом маленького музыканта, наградила Сарасате скрипкой Страдивари и предоставила ему стипендию для обучения в Парижской консерватории.

Лишь одного года занятий в классе Дельфина Алара было достаточно, чтобы тринадцатилетний скрипач окончил одну из лучших консерваторий мира с золотой медалью. Однако чувствуя потребность в углублении музыкально-теоретических знаний, он ещё два года занимался в классе композиции.

Карьера

Завершив образование, Сарасате совершает множество концертных поездок по странам Европы и Азии. Дважды (1867 - 1870, 1889 - 1890) он предпринял большое концертное турне по странам Северной и Южной Америки. Организовал его живший тогда в Мексике богатый купец Отто Гольдшмидт. Превосходный пианист, сверх функций импресарио он взял на себя и обязанности аккомпаниатора. Материально поездка оказалась успешной, и Гольдшмидт сделался пожизненным импресарио Сарасате.

После Америки Сарасате возвратился в Европу, и быстро завоевал фантастическую популярность. Его концерты во всех европейских странах проходят с триумфом, а у себя на родине он становится национальным героем. В 1880 году в Барселоне восторженные почитатели Сарасате устроили факельное шествие, на котором присутствовало 2000 человек. Железнодорожные общества предоставляли в Испании целые поезда в его пользование. В Памплону он приезжал почти ежегодно, горожане устраивали ему помпезные встречи, возглавлявшиеся муниципалитетом. В честь его обязательно давали корриду, а Сарасате отвечал на эти почести концертами в пользу бедных. Правда, один раз (в 1900 году) празднества по случаю приезда Сарасате в Памплоне чуть не оказались сорванными. Их попытался отменить по политическим мотивам вновь избранный мэр города. Он был монархистом, а Сарасате слыл демократом. Намерения мэра вызвали возмущение общественности, вмешались журналисты. И побеждённый муниципалитет вместе со своим главой был вынужден подать в отставку. Случай, пожалуй, единственный в своём роде.

Неоднократно Сарасате был и в России. Тесные творческие и дружеские узы связывали его со многими русскими музыкантами: Чайковским, Ауэром, Давыдовым, Вержбиловичем, Рубинштейном. О совместном концерте с последним в 1881 году русская музыкальная пресса писала: «Сарасате столь же бесподобен в игре на скрипке, сколь Рубинштейн не имеет себе соперников на поприще фортепианной игры...»

Приезд Сарасате в Петербург в январе 1898 года снова стал триумфальным. Несметная толпа публики заполнила зал Дворянского собрания (нынешней Филармонии). Вместе с Ауэром Сарасате дал квартетный вечер, на котором исполнил «Крейцерову сонату» Бетховена.

В последний раз Петербург слушал Сарасате уже на склоне его жизни, в 1903 году, и отзывы прессы свидетельствуют о том, что виртуозное мастерство он сохранил до старости. «Выдающиеся качества артиста - сочный, полный и сильный тон его скрипки, блестящая техника, преодолевающая всевозможные трудности, и наоборот, лёгкий, нежный и певучий смычок в пьесах более интимного характера - всем этим в совершенстве владеет испанец. Сарасате остаётся пока всё тем же «царём скрипачей», в принятом смысле этого слова. Несмотря на свою старость, он удивляет ещё своей живостью и лёгкостью всего исполняемого».

Смерть

Сарасате умер в Биаррице 20 сентября 1908 года в возрасте 64-х лет. Всё, что нажил, он завещал главным образом художественным и благотворительным организациям. По 10 000 франков получили Парижская и Мадридская консерватории, кроме того, каждая из них - по скрипке Страдивари. Значительная сумма была предназначена для премий музыкантам. Свою замечательную художественную коллекцию Сарасате передал родному городу Памплоне.

Творческое наследие

Репертуар Сарасате был исключительно обширен. Но с наибольшим успехом он исполнял собственные сочинения: «Испанские танцы», «Баскское каприччио», «Арагонскую хоту», «Андалусскую серенаду», «Наварру», «Хабанеру», «Сапатеадо», «Малагуэнью», знаменитые «Цыганские напевы». В этих сочинениях особенно рельефно проявились национальные черты композиторского и исполнительского стиля Сарасате: ритмическое своеобразие, колористическое звукоизвлечение, тонкое претворение традиций народного искусства. Все эти сочинения, как и две большие концертные фантазии «Фауст» и «Кармен» (на темы одноимённых опер Гуно и Бизе), до сих пор остаются в репертуаре скрипачей. Произведения Сарасате оставили значительный след в истории испанской инструментальной музыки, оказав заметное влияние на творчество Исаака Альбениса, Мануэля де Фальи, Энрике Гранадоса.

Наиболее положительную и близкую к истине оценку Сарасате как композитору дал Леопольд Ауэр. Он писал: «Оригинальные, талантливые и подлинно концертные пьесы самого Сарасате - «Airs Espagnoles», столь ярко окрашенные пламенной романтикой его родной страны, без сомнения, представляют собой ценнейший вклад в скрипичный репертуар».

Сарасате стал первым из скрипачей, чья игра была записана на грампластинки - он исполнил прелюдию из ми-мажорной партиты Иоганна Себастьяна Баха для скрипки соло, а также «Интродукцию и тарантеллу» собственного сочинения.

Многие крупные композиторы того времени посвящали Сарасате свои произведения. Именно в расчёте на его исполнение были созданы такие шедевры скрипичной музыки, как «Интродукция и рондо-каприччиозо», «Хаванез» и Третий скрипичный концерт Сен-Санса, «Испанская симфония» Эдуара Лало, «Второй скрипичный концерт» и «Шотландская фантазия» Макса Бруха, концертная сюита Йозефа Раффа. Выдающемуся испанскому музыканту посвятили свои сочинения Генрих Венявский («Второй скрипичный концерт»), Антонин Дворжак («Мазурек»), Карл Гольдмарк и Александр Макензи. «Величайшее значение Сарасате» - отмечал в связи с этим Ауэр - «основывается на том широком признании, которое он снискал своим исполнением выдающихся скрипичных произведений своей эпохи». В этом громадная заслуга Сарасате, одна из самых прогрессивных сторон исполнительской деятельности великого испанского виртуоза.

Секрет творческого и личностного обаяния Сарасате современники видели в почти детской непосредственности его мировосприятия. По воспоминаниям друзей, Сарасате был простодушным человеком, страстно увлекался коллекционированием тростей, табакерок, прочих антикварных вещиц. Ясное, жизнерадостное искусство испанского виртуоза почти в течение полувека пленяло слушателей. Его игра привлекала особым певуче-серебристым звучанием скрипки, исключительным виртуозным совершенством, феерической лёгкостью и, кроме того, романтической приподнятостью, поэтичностью и благородством фразировки.

По материалам belcanto.ru
Композитор
«Фантазия-каприччио» для скрипки и фортепиано
«Птицы Чили» для скрипки и фортепиано
«Посвящение Россини» для скрипки и фортепиано
«Мечты» для скрипки и фортепиано
«Признание. Романс без слов» для скрипки и фортепиано
«Расставания» для скрипки и фортепиано
«Андалузская серенада» для скрипки и фортепиано
«Москвичка» для скрипки и фортепиано
«Молитва и колыбельная» для скрипки и фортепиано
«Испанские арии» для скрипки и фортепиано
«Цыганские напевы» для скрипки и оркестра
«Малагенья и хабанера» для скрипки и фортепиано
«Баскское каприччио» для скрипки и фортепиано
«Арагонская хота» для скрипки и фортепиано
«Андалусийская серенада» для скрипки и фортепиано
«Песня соловья» для скрипки и оркестра
«Болеро» для скрипки и фортепиано
«Муньейра» для скрипки и оркестра
«Шотландские напевы» для скрипки и оркестра
«Да здравствует Севилья!» для скрипки и оркестра
«Дерево Герники» для скрипки и фортепиано
«Интродукция и фанданго» для скрипки и фортепиано
«Интродукция и тарантелла» для скрипки и оркестра
«Ноктюрн» для скрипки и оркестра
«Венецианская гондольера» для скрипки и фортепиано
«Румынская мелодия» для скрипки и фортепиано
«Русские напевы» для скрипки и оркестра
«Памплонская хота» для скрипки и оркестра
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions