С участием персоны 1 раздач
Краткая биография
Имя: Manuel de Falla
Дата рождения: 23 ноября, 1876 | стрелец
Место рождения: Кадис, Испания
Дата смерти: 14 ноября, 1946 | 69 лет
Место смерти: Альта-Грасия, Аргентина
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, симфония
Дата рождения: 23 ноября, 1876 | стрелец
Место рождения: Кадис, Испания
Дата смерти: 14 ноября, 1946 | 69 лет
Место смерти: Альта-Грасия, Аргентина
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, симфония
Биография
Мануэль де Фалья - испанский композитор, пианист и музыкальный критик.
Родился в Кадисе 25 ноября 1876 года. Большую роль в формировании музыканта сыграли домашние впечатления - музицирование деда и матери, которая была хорошей пианисткой, песни няни. Он рано познакомился с зарубежным искусством. В музыкальных салонах Кадиса исполнялась самая различная музыка, итальянские оперы Беллини и Доницетти. Его первой учительницей музыки была мать.
В девятилетнем возрасте де Фалья участвовал как хорист в исполнении оратории Гайдна «Семь слов», выступал в качестве пианиста в различных концертах, увлекался театром, изучал и самостоятельно анализировал разнообразные произведения, разыгрывал дома пьесы собственного сочинения. В 20-летнем возрасте он переехал в Мадрид, где брал уроки фортепианной игры у профессора Траго. Мануэля отличала высокая требовательность к себе, трудолюбие и настойчивость.
Карьера
Первыми сочинениями Мануэля стали «Вальс-каприс» для фортепиано, и «Испанская серенада» для скрипки и фортепиано. Затем, проявляя интерес к национальному искусству, в течении семи лет (1897–1904) он написал музыку для пяти сарсуэл. Большое влияние на молодого композитора оказало знакомство с Франсуа Педрелем, в лице которого он нашёл мудрого наставника.
В 1904 году Фалья одержал две блистательные победы: его опера «Короткая жизнь» получила первую премию на конкурсе, организованном Академией изящных искусств, а затем он также получил первый приз, выступая в качестве пианиста.
Годы учения вскоре закончились, и в 1907 году композитор прибыл в Париж, где получил место пианиста и руководителя оркестра маленького театра. В Париже Мануэль де Фалья провёл семь лет, изучая новую французскую музыку. Здесь он знакомится с известными музыкантами: Полем Дюка, Морисом Равелем, Исааком Альбенисом, Клодом Дебюсси, Игорем Стравинским, Сергеем Дягилевым.
В 1911 году он совершает концертную поездку в Англию, где играет свои «Испанские пьесы», посвящённые Альбенису. В этом произведении для фортепиано проступают национальные черты, возникают отголоски танцевальных наигрышей стиля фламенко и песенного напева, близкого по характеру "канте хондо", свидетельствующие о влиянии искусства блистательных гитаристов, которыми славится родной край Фальи. «Четыре испанские пьесы» были начаты в Испании, а закончены уже в Париже, и это сказалось на характере музыки: в ней есть та элегантность и законченность, которые появились под влиянием общения с французскими друзьями.
В 1914 году, перед отъездом из Парижа, Мануэлем был написан замечательный цикл «Семь испанских песен» для голоса и фортепиано. Это небольшая, тщательно подобранная антология испанской народной музыки, свидетельствующая о глубоком проникновении автора в сущность народного творчества. «Семь испанских песен» - одно из известнейших произведений Фальи, где в выборе песен автор руководствовался желанием показать многообразие родного фольклора. Голос и фортепиано слиты в них в нерасторжимом единстве, что позволяет причислить обработки Фальи к лучшим произведениям этого жанра. «Семь испанских песен» - это: «Мавританская шаль», «Сегидилья мурсиана», «Астуриана», «Хота», «Колыбельная», «Кансьон» и «Поло» - неистово страстная мелодия, где чисто гитарный эффект звуков хорошо передан средствами фортепиано.
В Париже Фалья работал интенсивно, но произведения его были немногочисленны - он долго вынашивал замыслы и тщательно шлифовал все детали своих работ. Данью увлечения французской поэзией, творчеством Дебюсси, Равеля стали «Три мелодии» на слова Теофиля Готье. Это песни «Голубки», «Китайское» и «Сегидилья», в которых главную роль играет ритмический элемент танца, сопровождающий капризный и строгий напев сегидильи с её типичными оборотами и выкриками.
Вслед за этими песнями Фалья приступил к работе над «Ноктюрнами» (второе название «Ночи в садах Испании»). Работа была закончена уже по возвращении композитора на родину осенью 1914 года. Здесь же была завершена работа над балетом «Любовь-волшебница», в котором нашли отражение легенды андалусских цыган. Премьера балета состоялась 15 апреля 1915 года в Мадридском театре "Лара".
Балет «Любовь-волшебница» - шаг вперёд в творческой разработке андалусского фольклора. Наиболее интересными номерами балета являются «Танец страха» и «Танец огня», а также три песни, в которых отчётливо слышится интонация "канте хондо". В музыке балета преобладает романтическая пылкость. Партитура балета напоминает концертную сюиту, что открыло ей впоследствии путь на эстраду. Впервые это произошло в концертах Национального общества музыки, основанного Мануэлем в Мадриде совместно с Адольфо Саласаром. Красота мелодического материала, богатство ритмов, яркость и колоритность оркестровки отличают музыку балета, в которой лирическая страстность и нежность сочетаются с темпераментом и фантастикой. Фалья даёт в партитуре подзаголовок - «Симфонические впечатления для фортепиано с оркестром», точно определяя жанр и характер произведения. Композитор живописует родную южную страну, любуясь богатством её красок и образов. По тонкости рисунка, мастерству использования инструментов это одна из лучших партитур композитора. Музыка «Ночей в садах Испании» соткана из народных интонаций и ритмов. Она подтвердила стремление Фальи к жанровому разнообразию - он ставил своей целью обогащение родной музыки во всех формах, и решал эту задачу настойчиво и планомерно, с неизменной требовательностью к своему труду.
В 1919 году Мануэлем была написана фантазия «Бетика», ставшая его последним произведением для фортепиано. Инструментальные истоки фантазии ведут к технике андалусийской гитары. Сущность музыкального развития напоминает импровизации гитаристов, где страстность и неожиданность контрастов подчиняются чёткой ритмике. В стихию гитарных наигрышей вплетаются напевы "канте хондо", всё сливается во вдохновенном музыкальном апофеозе Андалусии. Фантазия «Бетика» - произведение, примечательное по мастерству композиторской работы, умению строить большие эпизоды на развитии немногих лаконичных элементов. В наследии Фальи «Бетика» осталась самым крупным его произведением для фортепиано и последним обращением к андалусийскому фольклору.
7 апреля 1919 года на сцене Мадридского театра "Эслава" была поставлена пантомима де Фальи «Коррехидор и Мельничиха», затем в результате пересмотра партитуры пантомимы появился двухактный балет «Треуголка». Премьера балета состоялась в Лондонском театре "Альгамбра" 22 июля 1919 года и прошла с большим успехом. Музыка балета сверкает блёстками народного юмора и привлекает богатством композиторской фантазии. В «Треуголке» же Фалья решительно выходит из образной сферы своего первого балета, переключаясь из области легенд в атмосферу жизни испанской провинции. Музыка балета тесно связана со сценическим действием, в ней много иллюстративных эпизодов. Партитура «Треуголки» состоит из двух частей: первая почти ничем не отличается от пантомимы «Коррехидор и Мельничиха», вторая написана позднее для дягилевского спектакля. В освоении технических приёмов Фалья стремился идти в ногу со временем, не забывая о заветах Педреля и оставаясь всегда испанским мастером, одарённым чувством живого восприятия требований жизни, и отвечающим на них в духе собственной индивидуальности.
Появление «Треуголки» в репертуаре балетной труппы Дягилева явилось новым подтверждением артистической репутации де Фальи, свидетельствовало о росте внимания к нему во всём мире, а вместе с тем о международном признании достижений новой испанской музыки. Работой над «Треуголкой» закончился мадридский период его жизни, оказавшийся чрезвычайно плодотворным.
Гранадский период
В 1919 году де Фалья переехал в Гранаду, где жил в атмосфере народной музыки. Одним из близких друзей композитора стал в эти годы поэт Федерико Гарсиа Лорка, человек высокой музыкальной одарённости. В его доме часто устраивались спектакли, в подготовке которых участвовал де Фалья. Сам Лорка говорил: «Мануэль де Фалья - мой учитель. Он не только большой музыкант - он святой. Он преподал мне великий урок скромности».
В 1922 году в Гранаде прошёл конкурс народных певцов и гитаристов "канте хондо", инициаторами которого были де Фалья, Лорка и Андрес Сеговия. Целью конкурса было привлечение внимания общественности к самобытному искусству, сильно потеснённому к тому времени эстрадой, поддержка его талантливых представителей, и в конечном счете, сохранение драгоценного национального наследия.
Организация конкурса требовала большой подготовительной работы, проводившейся и в самой Гранаде и в её окрестностях - повсюду разыскивались певцы, владеющие "канте хондо", не затронутые эстрадными влияниями. Усилия увенчались успехом, удалось провести великолепный праздник народного искусства. К конкурсу было приурочено издание работы де Фальи «Канте хондо - старинный андалусский стиль пения и его влияние на музыкальное искусство Европы».
Также Мануэль де Фалья был страстным апологетом гитары и придавал большое значение разработке её характерных приёмов в музыке испанских композиторов. Единственное сочинение де Фальи для гитары - это пьеса «Памяти Клода Дебюсси», дань памяти его другу и великому композитору. Выбор инструмента объяснялся просьбой каталонского гитариста Мигеля Льобета написать для него концертную пьесу. Его призыв нашёл отклик у де Фальи, всегда живо интересовавшегося гитарой, изучавшего школы игры на ней, консультирующегося с исполнителями. Пьеса «Памяти Клода Дебюсси» была исполнена в Париже знаменитым гитаристом Эмилио Пуйолем, а затем вошла в репертуар Андреса Сеговии.
Крупным артистическим начинанием Фальи было создание в Гранаде симфонического оркестра "Бетика", целью которого стало распространение классической музыки. Концертами дирижировал сам де Фалья. Оркестр "Бетика" одним из первых возродил в стране культуру камерно-оркестрового исполнительства. Деятельность оркестра продолжалась долгие годы, способствуя музыкальному просвещению народных масс.
Первые годы жизни в Гранаде явились также воплощением замыслов новых произведений. Так появился «Балаганчик мастера Педро» по роману Сервантеса «Дон-Кихот». Его концертная премьера состоялась 28 марта в Севилье, и в последующие годы он неоднократно исполнялся во многих городах с постоянным успехом. «Балаганчик» стал последним произведением Фальи для музыкального театра. Символично, что сочиняя музыку для театра марионеток, де Фалья обратился не к его традиционным сюжетам, а к великому наследию Сервантеса, ввёл в действие самого рыцаря Печального образа. Об этом произведении, самобытном по стилю и форме, прекрасно сказал Франсис Пуленк: «Балаганчик» мне всегда представляется явлением музыкального искусства, подобным шедеврам Ренессанса, где драгоценные камни как будто в беспорядке, но так талантливо вставлены в чудесную оправу".
В Гранаде де Фалья написал пьесу для камерного оркестра и голоса «Психея», концерт для клавесина, сыгранный впервые в Барселоне в 1926 году, сонет Кордове для голоса и арфы (1927). Здесь же появились замыслы одного из самых крупных произведений Фальи «Атлантида», которое так и осталось незаконченным.
За 10 лет жизни в Гранаде Фалья обрёл многие духовные ценности и очень изменился. Альфредо Казелла, очарованный де Фальей, оставил яркое описание его внешности: «Его тип был стопроцентно андалусским и казался взятым полностью с какого-нибудь портрета Эль Греко. Высокий лоб, тёмные глаза, прямой нос, тонкие губы, выражение аскетическое, но временами страстное, иногда имевший вид земного человека, иногда - старинного монаха». Все, знавшие де Фалью, вспоминают о нём, как о незаурядной личности, сложной и высокоинтеллектуальной, с ее чисто испанскими национальными чертами. Он вызывал в воображении образ идальго - благородного, гордого. Но внутренний мир композитора был непростым, полным конфликтов при всей свойственной ему сдержанности и замкнутости, дававших себя чувствовать в период духовных кризисов.
В 1931 году де Фалья отправился в Лондон, а затем на Международный фестиваль в Венецию вместе с Андресом Сеговия, затем в Цюрих и Сан-Ремо. Оттуда он отправился на Мальорку, где он провёл несколько недель. По просьбе Классической капеллы Пальмы он сделал переложение «Ave Maria» Виктории и сам провёл её премьеру. Один из слушателей вспоминал: «Руками, взглядом, лицом он больше чем дирижировал; умолял и держал в пальцах невидимые огненные чётки». В Пальме была написана «Баллада о Мальорке» для смешанного хора и продолжена работа над «Атлантидой».
В 1933 году де Фалья принял участие в Фестивале Шопена, после чего возвратился на родину и прожил там до осени 1939 года. В этот период композитор написал оркестровую сюиту «Педрелиана» - своё последнее законченное произведение. Она носит чисто ретроспективный характер - композитор уходит в прошлое, в мир воспоминаний о дорогих для него людях, ищет в них опору в переживаемые им трудные и печальные времена.
Последние годы
В 1939 году де Фалья побывал в Аргентине, где выступал с концертами, а в 1941-м он окончательно обосновался там в небольшом городке Альта Грасия. Музыка никогда не уходила из его помыслов: «Я чувствую потребность жить со своей музыкой и носить её в себе, долго хранить её, чтобы позволить расцвести на досуге этому таинственному организму, который станет моим произведением. Я не понимаю, как артист может не работать всё время, и как работать всё время, не находясь в одиночестве».
Мануэль де Фалья скончался 14 ноября 1946 года. Его тело было перевезено в Испанию и торжественно погребено в соборе Кадиса.
Послесловие
Мануэль де Фалья завершил период испанского музыкального возрождения и стал в нём самой крупной личностью. Он говорил, что для художника существует только один путь - непрерывной работы и исканий, и лишь вступив на него, он сможет выполнить свою миссию. Поэтому композитор и призывал учиться у великих мастеров прошлого и современности, учиться без подражания, творчески осваивая то, что ближе всего собственной индивидуальности художника.
По материалам Википедии и toropow-music.narod.ru
Родился в Кадисе 25 ноября 1876 года. Большую роль в формировании музыканта сыграли домашние впечатления - музицирование деда и матери, которая была хорошей пианисткой, песни няни. Он рано познакомился с зарубежным искусством. В музыкальных салонах Кадиса исполнялась самая различная музыка, итальянские оперы Беллини и Доницетти. Его первой учительницей музыки была мать.
В девятилетнем возрасте де Фалья участвовал как хорист в исполнении оратории Гайдна «Семь слов», выступал в качестве пианиста в различных концертах, увлекался театром, изучал и самостоятельно анализировал разнообразные произведения, разыгрывал дома пьесы собственного сочинения. В 20-летнем возрасте он переехал в Мадрид, где брал уроки фортепианной игры у профессора Траго. Мануэля отличала высокая требовательность к себе, трудолюбие и настойчивость.
Карьера
Первыми сочинениями Мануэля стали «Вальс-каприс» для фортепиано, и «Испанская серенада» для скрипки и фортепиано. Затем, проявляя интерес к национальному искусству, в течении семи лет (1897–1904) он написал музыку для пяти сарсуэл. Большое влияние на молодого композитора оказало знакомство с Франсуа Педрелем, в лице которого он нашёл мудрого наставника.
В 1904 году Фалья одержал две блистательные победы: его опера «Короткая жизнь» получила первую премию на конкурсе, организованном Академией изящных искусств, а затем он также получил первый приз, выступая в качестве пианиста.
Годы учения вскоре закончились, и в 1907 году композитор прибыл в Париж, где получил место пианиста и руководителя оркестра маленького театра. В Париже Мануэль де Фалья провёл семь лет, изучая новую французскую музыку. Здесь он знакомится с известными музыкантами: Полем Дюка, Морисом Равелем, Исааком Альбенисом, Клодом Дебюсси, Игорем Стравинским, Сергеем Дягилевым.
В 1911 году он совершает концертную поездку в Англию, где играет свои «Испанские пьесы», посвящённые Альбенису. В этом произведении для фортепиано проступают национальные черты, возникают отголоски танцевальных наигрышей стиля фламенко и песенного напева, близкого по характеру "канте хондо", свидетельствующие о влиянии искусства блистательных гитаристов, которыми славится родной край Фальи. «Четыре испанские пьесы» были начаты в Испании, а закончены уже в Париже, и это сказалось на характере музыки: в ней есть та элегантность и законченность, которые появились под влиянием общения с французскими друзьями.
В 1914 году, перед отъездом из Парижа, Мануэлем был написан замечательный цикл «Семь испанских песен» для голоса и фортепиано. Это небольшая, тщательно подобранная антология испанской народной музыки, свидетельствующая о глубоком проникновении автора в сущность народного творчества. «Семь испанских песен» - одно из известнейших произведений Фальи, где в выборе песен автор руководствовался желанием показать многообразие родного фольклора. Голос и фортепиано слиты в них в нерасторжимом единстве, что позволяет причислить обработки Фальи к лучшим произведениям этого жанра. «Семь испанских песен» - это: «Мавританская шаль», «Сегидилья мурсиана», «Астуриана», «Хота», «Колыбельная», «Кансьон» и «Поло» - неистово страстная мелодия, где чисто гитарный эффект звуков хорошо передан средствами фортепиано.
В Париже Фалья работал интенсивно, но произведения его были немногочисленны - он долго вынашивал замыслы и тщательно шлифовал все детали своих работ. Данью увлечения французской поэзией, творчеством Дебюсси, Равеля стали «Три мелодии» на слова Теофиля Готье. Это песни «Голубки», «Китайское» и «Сегидилья», в которых главную роль играет ритмический элемент танца, сопровождающий капризный и строгий напев сегидильи с её типичными оборотами и выкриками.
Вслед за этими песнями Фалья приступил к работе над «Ноктюрнами» (второе название «Ночи в садах Испании»). Работа была закончена уже по возвращении композитора на родину осенью 1914 года. Здесь же была завершена работа над балетом «Любовь-волшебница», в котором нашли отражение легенды андалусских цыган. Премьера балета состоялась 15 апреля 1915 года в Мадридском театре "Лара".
Балет «Любовь-волшебница» - шаг вперёд в творческой разработке андалусского фольклора. Наиболее интересными номерами балета являются «Танец страха» и «Танец огня», а также три песни, в которых отчётливо слышится интонация "канте хондо". В музыке балета преобладает романтическая пылкость. Партитура балета напоминает концертную сюиту, что открыло ей впоследствии путь на эстраду. Впервые это произошло в концертах Национального общества музыки, основанного Мануэлем в Мадриде совместно с Адольфо Саласаром. Красота мелодического материала, богатство ритмов, яркость и колоритность оркестровки отличают музыку балета, в которой лирическая страстность и нежность сочетаются с темпераментом и фантастикой. Фалья даёт в партитуре подзаголовок - «Симфонические впечатления для фортепиано с оркестром», точно определяя жанр и характер произведения. Композитор живописует родную южную страну, любуясь богатством её красок и образов. По тонкости рисунка, мастерству использования инструментов это одна из лучших партитур композитора. Музыка «Ночей в садах Испании» соткана из народных интонаций и ритмов. Она подтвердила стремление Фальи к жанровому разнообразию - он ставил своей целью обогащение родной музыки во всех формах, и решал эту задачу настойчиво и планомерно, с неизменной требовательностью к своему труду.
В 1919 году Мануэлем была написана фантазия «Бетика», ставшая его последним произведением для фортепиано. Инструментальные истоки фантазии ведут к технике андалусийской гитары. Сущность музыкального развития напоминает импровизации гитаристов, где страстность и неожиданность контрастов подчиняются чёткой ритмике. В стихию гитарных наигрышей вплетаются напевы "канте хондо", всё сливается во вдохновенном музыкальном апофеозе Андалусии. Фантазия «Бетика» - произведение, примечательное по мастерству композиторской работы, умению строить большие эпизоды на развитии немногих лаконичных элементов. В наследии Фальи «Бетика» осталась самым крупным его произведением для фортепиано и последним обращением к андалусийскому фольклору.
7 апреля 1919 года на сцене Мадридского театра "Эслава" была поставлена пантомима де Фальи «Коррехидор и Мельничиха», затем в результате пересмотра партитуры пантомимы появился двухактный балет «Треуголка». Премьера балета состоялась в Лондонском театре "Альгамбра" 22 июля 1919 года и прошла с большим успехом. Музыка балета сверкает блёстками народного юмора и привлекает богатством композиторской фантазии. В «Треуголке» же Фалья решительно выходит из образной сферы своего первого балета, переключаясь из области легенд в атмосферу жизни испанской провинции. Музыка балета тесно связана со сценическим действием, в ней много иллюстративных эпизодов. Партитура «Треуголки» состоит из двух частей: первая почти ничем не отличается от пантомимы «Коррехидор и Мельничиха», вторая написана позднее для дягилевского спектакля. В освоении технических приёмов Фалья стремился идти в ногу со временем, не забывая о заветах Педреля и оставаясь всегда испанским мастером, одарённым чувством живого восприятия требований жизни, и отвечающим на них в духе собственной индивидуальности.
Появление «Треуголки» в репертуаре балетной труппы Дягилева явилось новым подтверждением артистической репутации де Фальи, свидетельствовало о росте внимания к нему во всём мире, а вместе с тем о международном признании достижений новой испанской музыки. Работой над «Треуголкой» закончился мадридский период его жизни, оказавшийся чрезвычайно плодотворным.
Гранадский период
В 1919 году де Фалья переехал в Гранаду, где жил в атмосфере народной музыки. Одним из близких друзей композитора стал в эти годы поэт Федерико Гарсиа Лорка, человек высокой музыкальной одарённости. В его доме часто устраивались спектакли, в подготовке которых участвовал де Фалья. Сам Лорка говорил: «Мануэль де Фалья - мой учитель. Он не только большой музыкант - он святой. Он преподал мне великий урок скромности».
В 1922 году в Гранаде прошёл конкурс народных певцов и гитаристов "канте хондо", инициаторами которого были де Фалья, Лорка и Андрес Сеговия. Целью конкурса было привлечение внимания общественности к самобытному искусству, сильно потеснённому к тому времени эстрадой, поддержка его талантливых представителей, и в конечном счете, сохранение драгоценного национального наследия.
Организация конкурса требовала большой подготовительной работы, проводившейся и в самой Гранаде и в её окрестностях - повсюду разыскивались певцы, владеющие "канте хондо", не затронутые эстрадными влияниями. Усилия увенчались успехом, удалось провести великолепный праздник народного искусства. К конкурсу было приурочено издание работы де Фальи «Канте хондо - старинный андалусский стиль пения и его влияние на музыкальное искусство Европы».
Также Мануэль де Фалья был страстным апологетом гитары и придавал большое значение разработке её характерных приёмов в музыке испанских композиторов. Единственное сочинение де Фальи для гитары - это пьеса «Памяти Клода Дебюсси», дань памяти его другу и великому композитору. Выбор инструмента объяснялся просьбой каталонского гитариста Мигеля Льобета написать для него концертную пьесу. Его призыв нашёл отклик у де Фальи, всегда живо интересовавшегося гитарой, изучавшего школы игры на ней, консультирующегося с исполнителями. Пьеса «Памяти Клода Дебюсси» была исполнена в Париже знаменитым гитаристом Эмилио Пуйолем, а затем вошла в репертуар Андреса Сеговии.
Крупным артистическим начинанием Фальи было создание в Гранаде симфонического оркестра "Бетика", целью которого стало распространение классической музыки. Концертами дирижировал сам де Фалья. Оркестр "Бетика" одним из первых возродил в стране культуру камерно-оркестрового исполнительства. Деятельность оркестра продолжалась долгие годы, способствуя музыкальному просвещению народных масс.
Первые годы жизни в Гранаде явились также воплощением замыслов новых произведений. Так появился «Балаганчик мастера Педро» по роману Сервантеса «Дон-Кихот». Его концертная премьера состоялась 28 марта в Севилье, и в последующие годы он неоднократно исполнялся во многих городах с постоянным успехом. «Балаганчик» стал последним произведением Фальи для музыкального театра. Символично, что сочиняя музыку для театра марионеток, де Фалья обратился не к его традиционным сюжетам, а к великому наследию Сервантеса, ввёл в действие самого рыцаря Печального образа. Об этом произведении, самобытном по стилю и форме, прекрасно сказал Франсис Пуленк: «Балаганчик» мне всегда представляется явлением музыкального искусства, подобным шедеврам Ренессанса, где драгоценные камни как будто в беспорядке, но так талантливо вставлены в чудесную оправу".
В Гранаде де Фалья написал пьесу для камерного оркестра и голоса «Психея», концерт для клавесина, сыгранный впервые в Барселоне в 1926 году, сонет Кордове для голоса и арфы (1927). Здесь же появились замыслы одного из самых крупных произведений Фальи «Атлантида», которое так и осталось незаконченным.
За 10 лет жизни в Гранаде Фалья обрёл многие духовные ценности и очень изменился. Альфредо Казелла, очарованный де Фальей, оставил яркое описание его внешности: «Его тип был стопроцентно андалусским и казался взятым полностью с какого-нибудь портрета Эль Греко. Высокий лоб, тёмные глаза, прямой нос, тонкие губы, выражение аскетическое, но временами страстное, иногда имевший вид земного человека, иногда - старинного монаха». Все, знавшие де Фалью, вспоминают о нём, как о незаурядной личности, сложной и высокоинтеллектуальной, с ее чисто испанскими национальными чертами. Он вызывал в воображении образ идальго - благородного, гордого. Но внутренний мир композитора был непростым, полным конфликтов при всей свойственной ему сдержанности и замкнутости, дававших себя чувствовать в период духовных кризисов.
В 1931 году де Фалья отправился в Лондон, а затем на Международный фестиваль в Венецию вместе с Андресом Сеговия, затем в Цюрих и Сан-Ремо. Оттуда он отправился на Мальорку, где он провёл несколько недель. По просьбе Классической капеллы Пальмы он сделал переложение «Ave Maria» Виктории и сам провёл её премьеру. Один из слушателей вспоминал: «Руками, взглядом, лицом он больше чем дирижировал; умолял и держал в пальцах невидимые огненные чётки». В Пальме была написана «Баллада о Мальорке» для смешанного хора и продолжена работа над «Атлантидой».
В 1933 году де Фалья принял участие в Фестивале Шопена, после чего возвратился на родину и прожил там до осени 1939 года. В этот период композитор написал оркестровую сюиту «Педрелиана» - своё последнее законченное произведение. Она носит чисто ретроспективный характер - композитор уходит в прошлое, в мир воспоминаний о дорогих для него людях, ищет в них опору в переживаемые им трудные и печальные времена.
Последние годы
В 1939 году де Фалья побывал в Аргентине, где выступал с концертами, а в 1941-м он окончательно обосновался там в небольшом городке Альта Грасия. Музыка никогда не уходила из его помыслов: «Я чувствую потребность жить со своей музыкой и носить её в себе, долго хранить её, чтобы позволить расцвести на досуге этому таинственному организму, который станет моим произведением. Я не понимаю, как артист может не работать всё время, и как работать всё время, не находясь в одиночестве».
Мануэль де Фалья скончался 14 ноября 1946 года. Его тело было перевезено в Испанию и торжественно погребено в соборе Кадиса.
Послесловие
Мануэль де Фалья завершил период испанского музыкального возрождения и стал в нём самой крупной личностью. Он говорил, что для художника существует только один путь - непрерывной работы и исканий, и лишь вступив на него, он сможет выполнить свою миссию. Поэтому композитор и призывал учиться у великих мастеров прошлого и современности, учиться без подражания, творчески осваивая то, что ближе всего собственной индивидуальности художника.
По материалам Википедии и toropow-music.narod.ru
Композитор
1947 «Атлантида» (не закончена)
1938 «Дани уважения» для оркестра
1938 «Педрелиана» для оркестра
1935 «Дань уважения Полю Дюка» для фортепиано
1933 «Баллада о Мальорке» для фортепиано
1927 «Сонет Кордове» для голоса и арфы
1926 «Концерт для клавесина и пяти инструментов»
1924 «Психея». Поэма для голоса и пяти инструментов
1922 «Балаганчик маэстро Педро» для кукольного театра
1920 «Дань уважения Клоду Дебюсси» для гитары
1919 «Бетика». Фантазия для фортепиано
1919 «Блуждающие огни». Опера
1918 «Треуголка». Балет
1916 «Коррехидор и Мельничиха». Музыкальная пантомима
1915 «Любовь-волшебница». Балет
1915 «Семь испанских народных песен для голоса и фортепиано»
1913 «Короткая жизнь». Опера
1911 «Ночи в садах Испании» для фортепиано и оркестра
1909 «Три мелодии для голоса и фортепиано» (на слова Теофиля Готье)
1906 «Четыре испанские пьесы для фортепиано»
1902 «Дом Токамо Роке». Сарсуэла
1902 «Милостыня любви». Сарсуэла
1902 «Мальтийский крест». Сарсуэла
1902 «Любовь Инее». Сарсуэла
1902 «Труба зовёт». Сарсуэла
1902 «Концертное аллегро для фортепиано»
1900 «Андалусийская серенада для фортепиано»
1900 «Твои чёрные глазки» для голоса и фортепиано
1900 «Вальс-каприс для фортепиано»
1887 «Песня для виолончели и фортепиано»
1887 «Анданте и скерцо для квартета и фортепиано»
1887 «Квинтет для струнных, флейты и фортепиано»
1938 «Дани уважения» для оркестра
1938 «Педрелиана» для оркестра
1935 «Дань уважения Полю Дюка» для фортепиано
1933 «Баллада о Мальорке» для фортепиано
1927 «Сонет Кордове» для голоса и арфы
1926 «Концерт для клавесина и пяти инструментов»
1924 «Психея». Поэма для голоса и пяти инструментов
1922 «Балаганчик маэстро Педро» для кукольного театра
1920 «Дань уважения Клоду Дебюсси» для гитары
1919 «Бетика». Фантазия для фортепиано
1919 «Блуждающие огни». Опера
1918 «Треуголка». Балет
1916 «Коррехидор и Мельничиха». Музыкальная пантомима
1915 «Любовь-волшебница». Балет
1915 «Семь испанских народных песен для голоса и фортепиано»
1913 «Короткая жизнь». Опера
1911 «Ночи в садах Испании» для фортепиано и оркестра
1909 «Три мелодии для голоса и фортепиано» (на слова Теофиля Готье)
1906 «Четыре испанские пьесы для фортепиано»
1902 «Дом Токамо Роке». Сарсуэла
1902 «Милостыня любви». Сарсуэла
1902 «Мальтийский крест». Сарсуэла
1902 «Любовь Инее». Сарсуэла
1902 «Труба зовёт». Сарсуэла
1902 «Концертное аллегро для фортепиано»
1900 «Андалусийская серенада для фортепиано»
1900 «Твои чёрные глазки» для голоса и фортепиано
1900 «Вальс-каприс для фортепиано»
1887 «Песня для виолончели и фортепиано»
1887 «Анданте и скерцо для квартета и фортепиано»
1887 «Квинтет для струнных, флейты и фортепиано»