С участием персоны 0 раздач
Краткая биография
Имя: Daniel Auber
Дата рождения: 29 января, 1782 | водолей
Место рождения: Кан, провинция Нормандия, Королевство Франция
Дата смерти: 13 мая, 1871 | 89 лет
Место смерти: Париж, Третья Французская Республика
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера
Дата рождения: 29 января, 1782 | водолей
Место рождения: Кан, провинция Нормандия, Королевство Франция
Дата смерти: 13 мая, 1871 | 89 лет
Место смерти: Париж, Третья Французская Республика
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера
Биография
Даниэль-Франсуа-Эспри Обе́р - французский композитор, мастер французской комической оперы, основоположник жанра французской "большой" оперы; автор бывшего французского гимна «La Parisienne».
Детство и юность
Будущий композитор родился в городе Кан в провинции Нормандия, 29 января 1782 года. Его отец был художником-любителем, а также увлекался музыкой и играл на скрипке. Семья Обера долгое время занималась торговлей предметами искусства и владела антикварным магазином. Несмотря на то, что родители предназначали ему деловую карьеру, юному Оберу позволяли заниматься музыкой, к которой он с детства выказывал талант. Уже в раннем возрасте Обер играет на нескольких музыкальных инструментах. Его первым учителем музыки был тирольский композитор Йозеф Алоис Ладурнер.
В 1802 году, в возрасте 20-ти лет, Обера отсылают в Лондон, чтобы он мог продолжить своё образование. Но уже в 1804-м композитор вынужден вернуться обратно, в связи с разрывом Англией и Францией Амьенского мира.
В это время он пробует заниматься музыкой, и по предложению виолончелиста Жака-Мишеля де Ламара пишет несколько концертов для виолончели, которые тот сначала выдаёт за свои. Концерты пользуются успехом, секрет их авторства недолго хранится в тайне, и Оберу поступает несколько заказов на концерты для скрипки.
Карьера
Первые успехи на музыкальном поприще побуждают Обера попробовать свои силы в оперном жанре, и в 1805 году он пишет свою первую оперу «Минутное заблуждение». Первая постановка оперы, название которой изменили на «Жюли», была осуществлена в 1811 году любителями, в доме принца Шиме в Бельгии. Концертмейстером постановки был французский художник Энгр. Среди слушателей находился итальянский композитор Луиджи Керубини. Он нашёл талант молодого композитора столь многообещающим, что принял его в число своих учеников.
Следующую свою оперу, «Жан де Кувен», Обер пишет в сентябре 1812 года. Её постановка, также осуществлённая в доме принца Шиме, проходит с большим успехом. Премьера его третьей оперы, «Военная жизнь» (1813), состоялась в Париже в Театре Фейдо. Но к ней публика отнеслась неблагосклонно, и постановка провалилась. Такой приём настолько расстроил композитора, что отвратил его от сочинения музыки на несколько лет.
Неудачи в бизнесе и смерть отца в 1819 году побудили его вернуться на музыкальное поприще. В том же году он пишет оперу «Завещание и любовные записки», которая также встречает прохладный приём у публики. Но композитор не унывает, и уже в следующем году создаёт трёхактную оперу «Госпожа-пастушка», которая становится началом его восхождения к славе.
В 1822 году Обер начинает сотрудничество с драматургом и либреттистом Эженом Скрибом. Опера «Лейчестер или Кенильвортский замок» (1823) стала их первой совместной работой, и выдержала 60 представлений. В ней ещё чувствуется влияние Россини, но уже совсем скоро Обер выработает свой собственный, неповторимый стиль, характеризующийся грациозностью мелодий, лёгкостью, живостью и элегантностью.
Двумя годами позже опера «Каменщик» (1825) стала первым важным триумфом Обера, прочно заняв место во французском оперном репертуаре на протяжении всего XIX века и выдержав 525 представлений в Опера-Комик (последнее представление состоялось в 1896 году).
Всего три года понадобилось Оберу, чтобы прочно занять надлежащее место в истории французской оперы: 29 февраля 1828 года в "Опера-Комик" состоялась премьера его оперы «Немая из Портичи». Она быстро стала чрезвычайно популярной по всей Европе. Построенная на ярких контрастах (восстание неаполитанских рыбаков против испанского владычества), проникнутая революционными настроениями, опера импонировала слушателям, вызывая подчас манифестации на спектаклях. Дуэт из оперы «Amour sacre de la patrie» был воспринят как новая Марсельеза, а её исполнение в Брюсселе 25 августа 1830 года, в которой главную партию исполнял прославленный тенор Адольф Нурри, послужила сигналом к началу революции, приведшей к отделению Бельгии от Нидерландов.
Эта опера вошла также в историю как попытка создания масштабной исторической музыкальной драмы. Благодаря ей на сцене "Парижской Оперы" появилось новое освещение и стали применяться технические спецэффекты.
В 1829 году Обера избирают членом французской Академии изящных искусств. 28 января 1830 года состоялась премьера нового шедевра, оперы «Фра-Дьяволо», которая и по сей день входит в репертуар мировых оперных театров. Вплоть до 1911 года опера выдержала 909 постановок. Её французская и немецкая версии были настолько популярны, что в 1857 году Обер создал её итальянский вариант в жанре опера-буфф, добавив несколько дополнительных номеров и заменив разговорные диалоги речитативами. Премьера итальянского варианта состоялась в лондонском театре "Лицеум" (Ковент-Гарден до этого сгорел при пожаре) 9 июля 1857 года с блистательным составом актёров, во главе с Анджиолиной Бозио, Итало Гардони и Джорджио Ронкони. В России постановка этой оперы была разрешена только в 1857 году под названием «Палермские бандиты». В том же году Обер занимает пост директора придворных концертов.
В 1831 году композитора ждал очередной успех - 20 июня состоялась премьера оперы «Любовный напиток», главную партию в которой исполнил Адольфо Нурри. Либретто оперы было переведено на итальянский и использовано Гаэтано Доницетти в его опере с тем же названием.
Двумя годами позже, 27 февраля 1833 года с триумфом проходит вторая "большая" опера Обера, «Густав III». Либретто этой оперы использовалось другими композиторами дважды: Саверио Меркаданте в опере «Регент», и Джузеппе Верди в опере «Бал-маскарад». В Париже состоялось 169 представлений, тогда как в Лондоне опера выдержала 235 постановок.
1830-e и 1840-е годы также становятся успешными для Обера: его новые оперы «Бронзовая лошадь» (1835), «Жена посла» (1836), «Алмазы короны» (1841), «Дьявольская доля» (1843) имеют большой успех. В этом ряду особо стоит выделить комическую оперу «Чёрное домино» (1837), которая вплоть до начала Первой мировой войны не сходила с парижской оперной сцены, выдержав более чем 1200 постановок.
В 1842 году по указу короля Луи Филиппа Обер назначается на пост директора парижской Консерватории, который до этого занимал Керубини. В 1825 году Обер награждается орденом Почётного легиона, а в 1847 году становится его командором. В 1857 году император Наполеон III назначает Обера на должность придворного композитора.
Последние годы
Последний триумф композитора состоялся 15 февраля 1868 года: в театре "Опера-комик" с успехом прошла премьера его оперы «Первый день счастья».
Осаду Парижа в конце франко-прусской войны композитор встретил в своём старом доме в Париже. Скончался от сердечного приступа 13 мая 1871 года.
По материалам Википедии и classic-music.ru
Детство и юность
Будущий композитор родился в городе Кан в провинции Нормандия, 29 января 1782 года. Его отец был художником-любителем, а также увлекался музыкой и играл на скрипке. Семья Обера долгое время занималась торговлей предметами искусства и владела антикварным магазином. Несмотря на то, что родители предназначали ему деловую карьеру, юному Оберу позволяли заниматься музыкой, к которой он с детства выказывал талант. Уже в раннем возрасте Обер играет на нескольких музыкальных инструментах. Его первым учителем музыки был тирольский композитор Йозеф Алоис Ладурнер.
В 1802 году, в возрасте 20-ти лет, Обера отсылают в Лондон, чтобы он мог продолжить своё образование. Но уже в 1804-м композитор вынужден вернуться обратно, в связи с разрывом Англией и Францией Амьенского мира.
В это время он пробует заниматься музыкой, и по предложению виолончелиста Жака-Мишеля де Ламара пишет несколько концертов для виолончели, которые тот сначала выдаёт за свои. Концерты пользуются успехом, секрет их авторства недолго хранится в тайне, и Оберу поступает несколько заказов на концерты для скрипки.
Карьера
Первые успехи на музыкальном поприще побуждают Обера попробовать свои силы в оперном жанре, и в 1805 году он пишет свою первую оперу «Минутное заблуждение». Первая постановка оперы, название которой изменили на «Жюли», была осуществлена в 1811 году любителями, в доме принца Шиме в Бельгии. Концертмейстером постановки был французский художник Энгр. Среди слушателей находился итальянский композитор Луиджи Керубини. Он нашёл талант молодого композитора столь многообещающим, что принял его в число своих учеников.
Следующую свою оперу, «Жан де Кувен», Обер пишет в сентябре 1812 года. Её постановка, также осуществлённая в доме принца Шиме, проходит с большим успехом. Премьера его третьей оперы, «Военная жизнь» (1813), состоялась в Париже в Театре Фейдо. Но к ней публика отнеслась неблагосклонно, и постановка провалилась. Такой приём настолько расстроил композитора, что отвратил его от сочинения музыки на несколько лет.
Неудачи в бизнесе и смерть отца в 1819 году побудили его вернуться на музыкальное поприще. В том же году он пишет оперу «Завещание и любовные записки», которая также встречает прохладный приём у публики. Но композитор не унывает, и уже в следующем году создаёт трёхактную оперу «Госпожа-пастушка», которая становится началом его восхождения к славе.
В 1822 году Обер начинает сотрудничество с драматургом и либреттистом Эженом Скрибом. Опера «Лейчестер или Кенильвортский замок» (1823) стала их первой совместной работой, и выдержала 60 представлений. В ней ещё чувствуется влияние Россини, но уже совсем скоро Обер выработает свой собственный, неповторимый стиль, характеризующийся грациозностью мелодий, лёгкостью, живостью и элегантностью.
Двумя годами позже опера «Каменщик» (1825) стала первым важным триумфом Обера, прочно заняв место во французском оперном репертуаре на протяжении всего XIX века и выдержав 525 представлений в Опера-Комик (последнее представление состоялось в 1896 году).
Всего три года понадобилось Оберу, чтобы прочно занять надлежащее место в истории французской оперы: 29 февраля 1828 года в "Опера-Комик" состоялась премьера его оперы «Немая из Портичи». Она быстро стала чрезвычайно популярной по всей Европе. Построенная на ярких контрастах (восстание неаполитанских рыбаков против испанского владычества), проникнутая революционными настроениями, опера импонировала слушателям, вызывая подчас манифестации на спектаклях. Дуэт из оперы «Amour sacre de la patrie» был воспринят как новая Марсельеза, а её исполнение в Брюсселе 25 августа 1830 года, в которой главную партию исполнял прославленный тенор Адольф Нурри, послужила сигналом к началу революции, приведшей к отделению Бельгии от Нидерландов.
Эта опера вошла также в историю как попытка создания масштабной исторической музыкальной драмы. Благодаря ей на сцене "Парижской Оперы" появилось новое освещение и стали применяться технические спецэффекты.
В 1829 году Обера избирают членом французской Академии изящных искусств. 28 января 1830 года состоялась премьера нового шедевра, оперы «Фра-Дьяволо», которая и по сей день входит в репертуар мировых оперных театров. Вплоть до 1911 года опера выдержала 909 постановок. Её французская и немецкая версии были настолько популярны, что в 1857 году Обер создал её итальянский вариант в жанре опера-буфф, добавив несколько дополнительных номеров и заменив разговорные диалоги речитативами. Премьера итальянского варианта состоялась в лондонском театре "Лицеум" (Ковент-Гарден до этого сгорел при пожаре) 9 июля 1857 года с блистательным составом актёров, во главе с Анджиолиной Бозио, Итало Гардони и Джорджио Ронкони. В России постановка этой оперы была разрешена только в 1857 году под названием «Палермские бандиты». В том же году Обер занимает пост директора придворных концертов.
В 1831 году композитора ждал очередной успех - 20 июня состоялась премьера оперы «Любовный напиток», главную партию в которой исполнил Адольфо Нурри. Либретто оперы было переведено на итальянский и использовано Гаэтано Доницетти в его опере с тем же названием.
Двумя годами позже, 27 февраля 1833 года с триумфом проходит вторая "большая" опера Обера, «Густав III». Либретто этой оперы использовалось другими композиторами дважды: Саверио Меркаданте в опере «Регент», и Джузеппе Верди в опере «Бал-маскарад». В Париже состоялось 169 представлений, тогда как в Лондоне опера выдержала 235 постановок.
1830-e и 1840-е годы также становятся успешными для Обера: его новые оперы «Бронзовая лошадь» (1835), «Жена посла» (1836), «Алмазы короны» (1841), «Дьявольская доля» (1843) имеют большой успех. В этом ряду особо стоит выделить комическую оперу «Чёрное домино» (1837), которая вплоть до начала Первой мировой войны не сходила с парижской оперной сцены, выдержав более чем 1200 постановок.
В 1842 году по указу короля Луи Филиппа Обер назначается на пост директора парижской Консерватории, который до этого занимал Керубини. В 1825 году Обер награждается орденом Почётного легиона, а в 1847 году становится его командором. В 1857 году император Наполеон III назначает Обера на должность придворного композитора.
Последние годы
Последний триумф композитора состоялся 15 февраля 1868 года: в театре "Опера-комик" с успехом прошла премьера его оперы «Первый день счастья».
Осаду Парижа в конце франко-прусской войны композитор встретил в своём старом доме в Париже. Скончался от сердечного приступа 13 мая 1871 года.
По материалам Википедии и classic-music.ru
Знаете ли вы, что...
– Как-то раз в разговоре с великим Вагнером Обер со вздохом сказал: «Маэстро, я вполне осознаю свою бездарность. Жаль, что для того, чтобы постигнуть это мне потребовалась пропасть времени - почти полжизни...»
Вагнер: «Почему же вы не оставили занятия музыкой, когда это поняли?»
Обер: «Дело в том, что когда мне это стало ясно, я уже был чертовски знаменит...»
– Обер очень не любил, когда в его присутствии говорили о смерти. По этому поводу кто-то заметил: «Однажды, маэстро, ваш час пробьёт, и от этого вы никак не отвертитесь».
На что Обер невозмутимо ответил: «Ничего подобного. Я пропущу эту музыку мимо своих ушей».
– Как-то Обер присутствовал на генеральной репетиции одной из своих опер. Исполнитель главной партии был певцом старательным, но не очень способным. После окончания репетиции кто-то сказал композитору:
«Певец сделал всё, что мог. Почему бы ему не сказать несколько тёплых слов?»
Обер ответил: «Вы правы. Позовите его.
Певец подошёл. Композитор протянул ему руку и сказал: «Я не сержусь на вас, сударь».
Вагнер: «Почему же вы не оставили занятия музыкой, когда это поняли?»
Обер: «Дело в том, что когда мне это стало ясно, я уже был чертовски знаменит...»
– Обер очень не любил, когда в его присутствии говорили о смерти. По этому поводу кто-то заметил: «Однажды, маэстро, ваш час пробьёт, и от этого вы никак не отвертитесь».
На что Обер невозмутимо ответил: «Ничего подобного. Я пропущу эту музыку мимо своих ушей».
– Как-то Обер присутствовал на генеральной репетиции одной из своих опер. Исполнитель главной партии был певцом старательным, но не очень способным. После окончания репетиции кто-то сказал композитору:
«Певец сделал всё, что мог. Почему бы ему не сказать несколько тёплых слов?»
Обер ответил: «Вы правы. Позовите его.
Певец подошёл. Композитор протянул ему руку и сказал: «Я не сержусь на вас, сударь».
Композитор
Оперы
1869 «Мечта любви»
1868 «Первый день счастья»
1864 «Невеста короля де Гарб»
1861 «Черкешенка»
1856 «Манон Леско»
1855 «Дженни Белл»
1852 «Марко Спада»
1851 «Церлина, или Корзина апельсинов»
1850 «Блудный сын»
1847 «Гайде, или Тайна»
1847 «Первые шаги»
1845 «Баркарола, или Любовь и музыка»
1844 «Сирена»
1843 «Дьявольская доля»
1842 «Герцог д`Олонн»
1841 «Алмазы короны»
1840 «Занетта, или Игры с огнём»
1839 «Озеро фей»
1837 «Чёрное домино»
1836 «Жена посла»
1836 «Белые капюшоны»
1836 «Актеон»
1835 «Бронзовая лошадь»
1834 «Лесток, или Интрига и любовь»
1833 «Густав III, или Бал-маскарад»
1832 «Клятва, или фальшивомонетчики»
1831 «Маркиза де Бренвильер»
1831 «Любовный напиток»
1830 «Бог и баядера, или Влюблённая куртизанка»
1830 «Фра Дьяволо»
1829 «Невеста»
1828 «Мазаньелло, или Немая из Портичи»
1826 «Фиорелла»
1826 «Робкий, или Новый соблазнитель»
1825 «Каменщик»
1824 «Леокадия»
1824 «Концерт при дворе, или Дебютантка»
1824 «Три жанра» (совместно с Франсуа Буальдьё)
1823 «Вандом в Испании» (совместно с Фердинандом Герольдом)
1823 «Снег, или новый Эжинар»
1823 «Лестер, или Кенилвортский замок»
1821 «Эмма, или Неосторожное обещание»
1820 «Госпожа-пастушка»
1819 «Завещание и любовные записки»
1813 «Военная жизнь»
1812 «Жан де Кувен»
1811 «Жюли»
1805 «Минутное заблуждение»
1869 «Мечта любви»
1868 «Первый день счастья»
1864 «Невеста короля де Гарб»
1861 «Черкешенка»
1856 «Манон Леско»
1855 «Дженни Белл»
1852 «Марко Спада»
1851 «Церлина, или Корзина апельсинов»
1850 «Блудный сын»
1847 «Гайде, или Тайна»
1847 «Первые шаги»
1845 «Баркарола, или Любовь и музыка»
1844 «Сирена»
1843 «Дьявольская доля»
1842 «Герцог д`Олонн»
1841 «Алмазы короны»
1840 «Занетта, или Игры с огнём»
1839 «Озеро фей»
1837 «Чёрное домино»
1836 «Жена посла»
1836 «Белые капюшоны»
1836 «Актеон»
1835 «Бронзовая лошадь»
1834 «Лесток, или Интрига и любовь»
1833 «Густав III, или Бал-маскарад»
1832 «Клятва, или фальшивомонетчики»
1831 «Маркиза де Бренвильер»
1831 «Любовный напиток»
1830 «Бог и баядера, или Влюблённая куртизанка»
1830 «Фра Дьяволо»
1829 «Невеста»
1828 «Мазаньелло, или Немая из Портичи»
1826 «Фиорелла»
1826 «Робкий, или Новый соблазнитель»
1825 «Каменщик»
1824 «Леокадия»
1824 «Концерт при дворе, или Дебютантка»
1824 «Три жанра» (совместно с Франсуа Буальдьё)
1823 «Вандом в Испании» (совместно с Фердинандом Герольдом)
1823 «Снег, или новый Эжинар»
1823 «Лестер, или Кенилвортский замок»
1821 «Эмма, или Неосторожное обещание»
1820 «Госпожа-пастушка»
1819 «Завещание и любовные записки»
1813 «Военная жизнь»
1812 «Жан де Кувен»
1811 «Жюли»
1805 «Минутное заблуждение»