Персоны :: Готхольд Эфраим Лессинг

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 2
  • Создал06.11.2022 в 11:12
  • fan90
  • Ред.30.03.2023 в 22:18
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Gotthold Ephraim Lessing
Дата рождения: 22 января, 1722 | козерог
Место рождения: Каменц, Саксония, Священная Римская империя
Дата смерти: 15 февраля, 1781 | 59 лет
Место смерти: Брауншвейг, Священная Римская империя
Карьера: Писатель
Жанр: Поэзия, драма, публицистика
Супруга: Ева Кёниг
Биография
Готхольд Эфраим Лессинг - немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик. Основоположник немецкой классической литературы.

Детство и юность

Готхольд Эфраим Лессинг родился 22 января 1722 года в городе Каменц и был третьим ребёнком в семье местного архидиакона Иоганна Готфрида Лессинга и его жены Юстины Саломеи (урождённой Феллер). Начальное образование он получил от своего отца, стоявшего на позициях лютеранской ортодоксии, и уже в возрасте пяти лет был в состоянии читать Библию и составленный его отцом катехизис. Совершенно иной взгляд на вещи дали ему частные уроки его родственника Кристлоба Милиуса, с которым он и в дальнейшем поддерживал дружеские отношения. После отъезда Милиуса Лессинг посещал латинскую школу, а с 1741 года - престижную земельную школу св. Афры в Майсене, изучая, прежде всего, древние языки и античную литературу. К этому периоду относятся первые литературные опыты Лессинга.

Карьера

В 1746 году Лессинг поступил в Лейпцигский университет, изучая по желанию отца богословие. Под влиянием Милиуса он, однако, быстро обратился к поэзии и театру. Здесь он сочинил свои первые драматические произведения «Дамон» и «Молодой учёный», причём, благодаря знакомству с Фредерикой Каролиной Нойбер частично автобиографическая комедия «Молодой учёный» была поставлена на театральной сцене уже в 1748 году.

Забросив богословие, с 1748 года Лессинг изучал медицину, но уже спустя несколько месяцев перешёл в Виттенбергский университет, чтобы в ноябре того же года переехать в Берлин, где он начал журналистскую карьеру.

В 1750 году состоялась его встреча с Вольтером. В 1751-м Лессинг вновь сосредоточился на своей учёбе в Виттенберге (на этот раз на философском факультете), закончив её 29 апреля 1752 года магистерской диссертацией, посвящённой Хуану Уарте.

Возвратившись в ноябре 1752 года в Берлин, он вновь полностью окунулся в культурную жизнь прусской столицы, обзаведясь знакомством с Карлом Рамлером, Кристофом Николаи, Эвальдом Клейстом и Иоганном Зульцером, а также заключил дружбу с Мозесом Мендельсоном. С 1754 по 1758 годы под его авторством в издательстве Кристиана Фридриха Фосса выходил журнал «Театральная библиотека».

С октября 1755 года стеснённый в средствах Лессинг жил в Лейпциге. Там он познакомился с Иоганном Глеймом, Фридрихом Клопштоком и Конрадом Экхофом, и в следующем году в качестве ментора сопровождал Кристиана Готфрида Винклера в его образовательном путешествии по Европе, которое, однако, было прервано с началом Семилетней войны. Вернувшись в 1758 году в Берлин, Лессинг совместно с Николаи и Мендельсоном издал «Письма, касающиеся новейшей литературы». В 1760 году Лессинг был избран иностранным членом Берлинской академии наук.

Находясь в сложном финансовом положении, с ноября 1760-го до марта 1765-го года Лессинг был вынужден занять пост секретаря прусского генерала Фридриха Тауэнцина в Бреслау. Хотя трудности военного времени и связанные с должностью обязанности сильно тяготили Лессинга, этот опыт был одним из источников вдохновения для написания «Минны фон Барнхельм», особенно что касается характера Тельхайма.

После очередного двухлетнего пребывания в Берлине, где был написан программный труд «Лаокоон», Лессинг смог, наконец, в 1767 году подписать трёхлетний контракт с Гамбургской антрепризой, следуя идеям Хольберга организовать первый национальный театр Германии. 30 сентября 1767 года здесь состоялась премьера его «Минны фон Барнхельм», считающейся одним из важнейших театральных произведений немецкого Просвещения.

В качестве драматурга гамбургского театра Лессинг состоял в тесном контакте с Фридрихом Людвигом Шрёдером, Карлом Филиппом Бахом, Иоганном Фридрихом Лёвеном и пастором Иоганном Мельхиором Гётце, который позднее, в 1770-х годах был главным оппонентом Лессинга в нашумевшем теологическом «Споре о Фрагментах». Кроме того, Лессинг был дружен с семьями Реймарус и Кёниг, при этом он познакомился со своей будущей женой Евой Кёниг и её первым мужем Энгельбертом Кёнигом, скончавшимся в 1768 году. Из дружеской поддержки овдовевшей Евы Кёниг со стороны Лессинга вскоре родилось более глубокое чувство, оформленное помолвкой в 1771 году; свадьба, однако, состоялась лишь в 1776 году из-за неурегулированных вопросов наследства.

После неожиданного банкротства Абеля Зайлера в 1769 году Лессинг вновь оказался на распутье: его попытки получить должности в театрах Вены, Берлина или Мангейма оказались неудачными. Главным плодом гамбургского периода, помимо «Минны Барнхельм», стал сборник «Гамбургская драматургия», в котором Лессинг в ряде критических статей пытается заново определить сущность и место драматического искусства.

Желая получить гарантированный заработок, 7 мая 1770 года Лессинг занял место придворного библиотекаря в знаменитой библиотеке в Вольфенбюттеле, которой с 1691-го по 1716-й год руководил Лейбниц. Первейшей обязанностью нового библиотекаря стала каталогизация фондов значительно разросшейся библиотеки, что, учитывая библиофильство Лессинга, едва ли было невыполнимой задачей; с другой стороны, в провинциальном Вольфенбюттеле, где ему довелось прожить свои последние годы, он всё более чувствовал себя изолированным. В этой связи характерно его высказывание, что "библиотекарь принёс в жертву писателя".

Видимо, пытаясь сохранить контакт с гамбургским обществом, в октябре 1771 года Лессинг вошёл в члены гамбургской масонской ложи, будучи посвящённым сразу во все три ступени. Хотя он оставался членом ложи вплоть до 1780 года, её собрания он более не посещал. В целом, Лессинг высоко оценивал идею масонского движения, что выразилось в труде «Эрнст и Фальк. Разговоры для масонов», написанного в конце 1770-х. Вместе с тем он открыто критикует реальное состояние немецких лож с их многочисленными пороками и недостатками. По его мнению, главное, чем следует заниматься масонам - это обеспечение свободного поиска истины.

В качестве библиотекаря Лессинг получил право безцензурного издания, и с 1773 года был издателем и автором журнала, информировавшего о редких изданиях из запасников герцогской библиотеки. Начиная с 1774 года, Лессинг опубликовал здесь семь снабжённых собственными комментариями так называемых «Фрагментов неизвестного» (в действительности - выдержки из «Апологии, или защиты разумных почитателей Бога» Реймаруса), которые вызвали ожесточённую теологическую полемику, и в 1778 году привели для Лессинга к запрету высказываний на религиозную тематику. В известной степени публикация драмы «Натан Мудрый» в 1779 году была продолжением этого спора на театральных подмостках.

В 1775 году работа Лессинга в Вольфенбюттеле была прервана рядом продолжительных поездок по Европе: в Вену - к Еве Кёниг с последовавшей аудиенцией у императора Иосифа II и в Италию - в качестве ментора брауншвейгского принца Леопольда.

Последние годы

Давно желанная свадьба с Евой Кёниг, состоявшаяся 8 октября 1776 года под Гамбургом, окончилась трагично. Сын Траугот, появившийся на свет 24 декабря 1777 года, умер уже на следующий день, за ним 10 января следующего года скончалась и Ева Кёниг.

С 1779 года здоровье Лессинга всё более ухудшалось. В конце января 1781 года на пути из Вольфенбюттеля в Брауншвейг страдавший от приступов астмы Лессинг получил воспаление лёгких, и скончался 15 февраля в доме виноторговца Ангота. Присутствовавший при его смерти Симон Александр Давид заметил, что Лессинг "умер, как он жил: как мудрец, решительный, спокойный, сохраняя сознание до последнего мгновения". Похоронили писателя на старом городском кладбище.

Творческое наследие

Сохраняя верность принципам просветительского рационализма, Лессинг соединил их с более глубокими взглядами на природу, историю и искусство. История человечества, по его мнению, представляет собой процесс медленного развития человеческого сознания, преодоление неразумия и освобождение от всевозможных догм, в первую очередь религиозных. Лессинг видел назначение человека не в пустом умствовании, а в живой деятельности. Свобода слова и мнения были необходимы ему для борьбы с существующими феодальными порядками. Он быстро освободился от иллюзий в отношении "короля-философа" Фридриха II и назвал Пруссию "самой рабской страной Европы".

Центральное место в творческом наследии Лессинга занимают работы по эстетике и художественной критике. Он дал замечательный анализ возможностей построения образа в словесном и изобразительном искусстве. Выступая против норм классицизма, Лессинг отстаивал идею демократизации героя, правдивость, естественность актёров на сцене. Лессинг обосновал идею действительности в поэзии в противовес описательности («Литература не только успокаивает красотой, но и будоражит сознание»). Театральная эстетика по Лессингу должна иметь в том числе педагогическую направленность.

Память

В честь героини пьесы Лессинга «Натан Мудрый» назван астероид (573) Реха, открытый в 1905 году немецким астрономом Максом Вольфом.

К 200-летию со дня рождения Лессинга Фридрихом Вильгельмом Хёрнляйном была изготовлена памятная медаль.

Лессинг изображён на монетах 3 и 5 рейхсмарок Веймарской Республики 1929 года и на почтовых марках ГДР 1954 года и ФРГ 1961 года.

По материалам Википедии
Библиография
1780 «Воспитание человеческого рода»
1779 «Натан Мудрый»
1778 «Эрнст и Фальк. Разговоры для масонов»
1772 «Эмилия Галотти»
1769 «Гамбургская драматургия»
1767 «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии»
1767 «Мина фон Барнхельм»
1759 «Филота»
1759 «Фабельн»
1755 «Мисс Сара Сэмпсон»
1749 «Вольнодумец»
1749 «Евреи»
1748 «Молодой учёный»

Российские издания

1995 «Воспитание человеческого рода»
1972 «Драмы. Басни в прозе»
1957 «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии»
1953 «Избранные произведения»
1939 «Эмилия Галотти»
1937 «Драмы: Мина фон Барнхельм. Эмилия» Галотти. Натан Мудрый»
1936 «Гамбургская драматургия»
  • Кто ОнЛайн здесь, на этой странице [ помочь проекту ]
Сайт летает на VPS от is*hosting