С участием персоны 139 раздач
Краткая биография
Имя: Евгений Валерианович Самойлов
Дата рождения: 16 апреля, 1912 | овен
Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя (Россия)
Дата смерти: 17 февраля, 2006 | 93 года
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Актер, дубляж
Жанр: Драма, военный, история
Супруга: Зинаида Левина (двое детей)
Семья: Татьяна Самойлова (дочь), Алексей Самойлов (сын)
Дата рождения: 16 апреля, 1912 | овен
Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя (Россия)
Дата смерти: 17 февраля, 2006 | 93 года
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Актер, дубляж
Жанр: Драма, военный, история
Супруга: Зинаида Левина (двое детей)
Семья: Татьяна Самойлова (дочь), Алексей Самойлов (сын)
Биография
Родился 16 апреля 1912 года в Петербурге в семье потомственного рабочего.
Отец – Валериан Саввич мальчиком пришёл на Путиловский завод и прошел путь от чернорабочего до мастера пушечного цеха. Мать – Анна Павловна вела домашнее хозяйство. Родители Самойлова погибли от голода в блокадном Ленинграде, отец похоронен в Братской могиле рабочих Путиловского завода.
Благодаря родителям у Самойлова были счастливое детство и юность. Принципиальный, но не строгий отец, добрая, ласковая мама, светлый ангел-хранитель дружного семейства, в котором духовные интересы ценились выше материального достатка. Организатором и душой их общего досуга был Валериан Саввич, человек разнообразных увлечений: книголюб, театрал, художник-любитель. Именно отец привил сыну любовь к литературе, искусству. Самойлов-старший с юности собирал библиотеку, и по доброй традиции домашние собирались по вечерам слушать чтение им А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. С особым воодушевлением отец читал произведения любимого им Н.В. Гоголя, будоража детское воображение. Повзрослев, Евгений чаще всего бывал в Александринском и Большом драматическом театрах, восхищаясь искусством И.Н. Певцова, Е.П. Корчагиной-Александровской, Ю.М. Юрьева, Л.С. Вивьена, Н.Н. Ходотова, Н.Ф. Монахова. Но самым большим увлечением юности была живопись. Евгений унаследовал семейные гены: брат матери хорошо рисовал, да и отец искусно копировал. Школьный учитель рисования, обнаруживший талант у Евгения, умело развивая его способности, пробудил серьёзный интерес к живописи. Свободное время Евгений проводил в залах Эрмитажа и Русского музея, предпочтение отдавая художникам-передвижникам и своим любимым живописцам М.А. Врубелю, И.И. Левитану, В.А. Серову, мечтал поступить в Академию художеств.
Приятель, мечтавший о театре, уговорил его «за компанию» пойти на прослушивание в частную художественную студию Н.Н. Ходотова на Литейном. К своему изумлению, Евгений увидел в списках принятых свою фамилию, а не друга. Будучи ещё учеником, в 1928 году он стал заниматься по вечерам в студии на актёрском отделении. Преподавателями были актеры Александринского и Мариинского театров. Уроки мастерства вел Николай Николаевич Ходотов, корифей Александринки, показывая, как надо читать то или иное произведение.
В 1929 году окончил среднюю школу и после закрытия студии продолжил актёрское образование в Ленинградском художественном политехникуме, завершив обучение в 1930 году. С этого времени началась театральная деятельность Самойлова.
С 1930 года – актёр Ленинградского Театра актёрского мастерства под руководством Л. Вивьена;
В 1934-1938 годах – актёр театра имени В.Э. Мейерхольда;
В 1940-1967 годах – актёр театра Революции (ныне – Московский театр имени Вл. Маяковского);
С 1968 года – актёр в труппе Малого театра.
Когда Самойлов оказался вне театра, его востребовал кинематограф, который давно возбуждал творческий интерес артиста. В труппе ГосТИМа работали первоклассные актёры, заслужившие известность и признание в кино, и первым среди них был И.В. Ильинский – настоящая звезда советского экрана. С разрешения В.Э. Мейрехольда Евгений Самойлов в 1934 году начал сниматься в лирической комедии «Случайная встреча» у режиссёра И.А. Савченко. В первом экранном образе Гриши Рыбина (1936) стали очевидны удивительное обаяние и жизнерадостное мироощущение артиста. В фильме «Том Сойер» режиссёра Лазаря Френкеля он проявил талант характерного актёра, создав образы братьев-близнецов адвоката и доктора Робинзонов. В 1937 году на Киевской киностудии шли съёмки фильма «Щорс», но режиссёр А.П. Довженко упорно искал «своего» Щорса. Один из его ассистентов видел Евгения Самойлова в роли Корчагина на генеральной репетиции. Артиста пригласили на пробы, и всё, что было накоплено в роли Павки Корчагина, он показал на первой и единственной пробе. Режиссер нашел артиста красивого и серьезного, в глазах которого он ощутил благородный ум и высокие чувства. Самойлов вновь обрел учителя, наставника в кино, гениального режиссёра романтического направления, поэта и философа, великого по своим нравственным убеждениям человека – Александра Петровича Довженко.
Не принимая наигрыша и малейшей фальши, Довженко учил Самойлова в работе над ролью Щорса «идти от себя» в «предлагаемых обстоятельствах», чтобы лучше видеть и понять веления души своего героя. Только когда артист осознает чужой внутренний мир как собственную душу, он будет правдивым и искренним в перевоплощении, тогда ему поверят зрители. Это правило стало для артиста определяющим в творчестве, а в образе Щорса (1939) помогло донести до зрителей революционную романтику своего героя, страстную веру в прекрасное будущее, благородство души и силу интеллекта. Самойлов, подобно талантливому полководцу Щорсу, ворвался стремительно в кинематограф, завоевал зрительскую любовь и общественное признание. Его стали приглашать видные режиссёры. В 1940 году артист снялся у Г.Л. Рошаля в роли Кирилла Ждаркина («В поисках радости»), у Г.А. Александрова в роли инженера Лебедева («Светлый путь»).
В музыкально-поэтическом фильме «В шесть часов вечера после войны» (1944) Е.В. Самойлов исполнил роль лейтенанта Кудряшова, испытал подлинное творческое волнение в работе с легендарным режиссёром И.А. Пырьевым, замечательными актёрами М.А. Ладыниной, И.А. Любезновым. Съёмочная группа работала на высоком подъеме в радостном предчувствии грядущей победы. Роль Кудряшова, одна из любимых у артиста, счастливо совпадала с его актёрскими возможностями и человеческими идеалами, позволила вновь изведать полноту жизни в образе. Поэтически обобщенный образ героя войны, воина-защитника и победителя, одухотворенный обаянием личности артиста, был узнаваемым и желанным, как ожидаемая победа.
В начале 1945 года на экраны вышла комедия «Сердца четырёх» режиссера К.К. Юдина, снятая ещё до войны, в 1941 году. Герой Самойлова – лейтенант Колчин, мужественный, серьёзный и ослепительно красивый, воспринимался зрителями военного времени как победитель.
Светлые, гармоничные, жизнеутверждающие образы, созданные артистом в комедиях 1940-х годов, вселяли оптимизм и надежду, укрепляли веру в добро, любовь и дружбу. Зрители влюблялись в героев Самойлова, и так же горячо они любили и их создателя, вознеся своего кумира на киноолимп. К нему пришла слава.
Кинематограф открыл притягательную силу творческой индивидуальности Самойлова, присущее ему неотразимое обаяние положительного героя. Артиста всегда привлекали открытые, внутренне чистые характеры. Большинство его экранных героев принадлежало к воинскому сословию разных эпох, и артисту удалось передать их героическую самоотверженность и патриотизм, благородство, доблесть и верность офицерской чести.
Любимым героем Самойлова стал генерал Скобелев («Герои Шипки», режиссёр С.Д. Васильев, 1955). Изучение исторических документов, воспоминаний современников о Скобелеве помогло артисту осмыслить и полнее ощутить своеобразие его личности. Самойлов зажил в образе так же отважно и весело, как воевал храбрый генерал. За пышными усами военного мужа проглядывало порой лицо задиристого мальчишки. Памяти А.П. Довженко посвятил Самойлов образ полковника Александра Петровича («Зачарованная Десна», режиссёр Ю.И. Солнцева, 1964).
С 1984 года Е.В. Самойлов неоднократно избирался ректоратом Театрального училища имени М.С. Щепкина на пост председателя Государственной экзаменационной комиссии.
Личная жизнь Е.В. Самойлова сложилось на редкость счастливо. В юности он встретил свою единственную любимую женщину – Зинаиду Ильиничну Левину, и они прожили в любви и дружбе 62 года. Окончив электротехнический институт, супруга Самойлова оставила профессию инженера, посвятив себя заботам о муже и детях. Натура одаренная, она прекрасно играла на рояле, страстно любила искусство театра и, радуясь творческим успехам мужа, как никто другой, знала и понимала, каких физических и духовных затрат требовала актёрская профессия. Её душевными усилиями сберегалась атмосфера дома, в котором было радостно, хорошо, гостеприимно. Редкие свободные часы Самойлов всегда любил проводить в кругу семьи.
Их дети, воспитанные в почитании искусства, унаследовали профессию отца. Татьяна Самойлова – народная артистка России, известная киноактриса. Алексей Самойлов посвятил себя театру: работал в театре «Современник», с 1977 года – артист Малого театра. После смерти жены сын был самым близким другом и помощником в житейских делах.
После знакомства с С.Т. Коненковым Евгений Самойлов, заинтересованный его деревянной скульптурой, увлёкся резьбой по дереву, отдавая любимому занятию часы досуга. Постоянно перечитывал произведения А.П. Чехова – любимого писателя. Любимыми композиторами были П.И. Чайковский и М.П. Мусоргский.
Скончался в Москве 17 февраля 2006 года на 94-ом году жизни. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Отец – Валериан Саввич мальчиком пришёл на Путиловский завод и прошел путь от чернорабочего до мастера пушечного цеха. Мать – Анна Павловна вела домашнее хозяйство. Родители Самойлова погибли от голода в блокадном Ленинграде, отец похоронен в Братской могиле рабочих Путиловского завода.
Благодаря родителям у Самойлова были счастливое детство и юность. Принципиальный, но не строгий отец, добрая, ласковая мама, светлый ангел-хранитель дружного семейства, в котором духовные интересы ценились выше материального достатка. Организатором и душой их общего досуга был Валериан Саввич, человек разнообразных увлечений: книголюб, театрал, художник-любитель. Именно отец привил сыну любовь к литературе, искусству. Самойлов-старший с юности собирал библиотеку, и по доброй традиции домашние собирались по вечерам слушать чтение им А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. С особым воодушевлением отец читал произведения любимого им Н.В. Гоголя, будоража детское воображение. Повзрослев, Евгений чаще всего бывал в Александринском и Большом драматическом театрах, восхищаясь искусством И.Н. Певцова, Е.П. Корчагиной-Александровской, Ю.М. Юрьева, Л.С. Вивьена, Н.Н. Ходотова, Н.Ф. Монахова. Но самым большим увлечением юности была живопись. Евгений унаследовал семейные гены: брат матери хорошо рисовал, да и отец искусно копировал. Школьный учитель рисования, обнаруживший талант у Евгения, умело развивая его способности, пробудил серьёзный интерес к живописи. Свободное время Евгений проводил в залах Эрмитажа и Русского музея, предпочтение отдавая художникам-передвижникам и своим любимым живописцам М.А. Врубелю, И.И. Левитану, В.А. Серову, мечтал поступить в Академию художеств.
Приятель, мечтавший о театре, уговорил его «за компанию» пойти на прослушивание в частную художественную студию Н.Н. Ходотова на Литейном. К своему изумлению, Евгений увидел в списках принятых свою фамилию, а не друга. Будучи ещё учеником, в 1928 году он стал заниматься по вечерам в студии на актёрском отделении. Преподавателями были актеры Александринского и Мариинского театров. Уроки мастерства вел Николай Николаевич Ходотов, корифей Александринки, показывая, как надо читать то или иное произведение.
В 1929 году окончил среднюю школу и после закрытия студии продолжил актёрское образование в Ленинградском художественном политехникуме, завершив обучение в 1930 году. С этого времени началась театральная деятельность Самойлова.
С 1930 года – актёр Ленинградского Театра актёрского мастерства под руководством Л. Вивьена;
В 1934-1938 годах – актёр театра имени В.Э. Мейерхольда;
В 1940-1967 годах – актёр театра Революции (ныне – Московский театр имени Вл. Маяковского);
С 1968 года – актёр в труппе Малого театра.
Когда Самойлов оказался вне театра, его востребовал кинематограф, который давно возбуждал творческий интерес артиста. В труппе ГосТИМа работали первоклассные актёры, заслужившие известность и признание в кино, и первым среди них был И.В. Ильинский – настоящая звезда советского экрана. С разрешения В.Э. Мейрехольда Евгений Самойлов в 1934 году начал сниматься в лирической комедии «Случайная встреча» у режиссёра И.А. Савченко. В первом экранном образе Гриши Рыбина (1936) стали очевидны удивительное обаяние и жизнерадостное мироощущение артиста. В фильме «Том Сойер» режиссёра Лазаря Френкеля он проявил талант характерного актёра, создав образы братьев-близнецов адвоката и доктора Робинзонов. В 1937 году на Киевской киностудии шли съёмки фильма «Щорс», но режиссёр А.П. Довженко упорно искал «своего» Щорса. Один из его ассистентов видел Евгения Самойлова в роли Корчагина на генеральной репетиции. Артиста пригласили на пробы, и всё, что было накоплено в роли Павки Корчагина, он показал на первой и единственной пробе. Режиссер нашел артиста красивого и серьезного, в глазах которого он ощутил благородный ум и высокие чувства. Самойлов вновь обрел учителя, наставника в кино, гениального режиссёра романтического направления, поэта и философа, великого по своим нравственным убеждениям человека – Александра Петровича Довженко.
Не принимая наигрыша и малейшей фальши, Довженко учил Самойлова в работе над ролью Щорса «идти от себя» в «предлагаемых обстоятельствах», чтобы лучше видеть и понять веления души своего героя. Только когда артист осознает чужой внутренний мир как собственную душу, он будет правдивым и искренним в перевоплощении, тогда ему поверят зрители. Это правило стало для артиста определяющим в творчестве, а в образе Щорса (1939) помогло донести до зрителей революционную романтику своего героя, страстную веру в прекрасное будущее, благородство души и силу интеллекта. Самойлов, подобно талантливому полководцу Щорсу, ворвался стремительно в кинематограф, завоевал зрительскую любовь и общественное признание. Его стали приглашать видные режиссёры. В 1940 году артист снялся у Г.Л. Рошаля в роли Кирилла Ждаркина («В поисках радости»), у Г.А. Александрова в роли инженера Лебедева («Светлый путь»).
В музыкально-поэтическом фильме «В шесть часов вечера после войны» (1944) Е.В. Самойлов исполнил роль лейтенанта Кудряшова, испытал подлинное творческое волнение в работе с легендарным режиссёром И.А. Пырьевым, замечательными актёрами М.А. Ладыниной, И.А. Любезновым. Съёмочная группа работала на высоком подъеме в радостном предчувствии грядущей победы. Роль Кудряшова, одна из любимых у артиста, счастливо совпадала с его актёрскими возможностями и человеческими идеалами, позволила вновь изведать полноту жизни в образе. Поэтически обобщенный образ героя войны, воина-защитника и победителя, одухотворенный обаянием личности артиста, был узнаваемым и желанным, как ожидаемая победа.
В начале 1945 года на экраны вышла комедия «Сердца четырёх» режиссера К.К. Юдина, снятая ещё до войны, в 1941 году. Герой Самойлова – лейтенант Колчин, мужественный, серьёзный и ослепительно красивый, воспринимался зрителями военного времени как победитель.
Светлые, гармоничные, жизнеутверждающие образы, созданные артистом в комедиях 1940-х годов, вселяли оптимизм и надежду, укрепляли веру в добро, любовь и дружбу. Зрители влюблялись в героев Самойлова, и так же горячо они любили и их создателя, вознеся своего кумира на киноолимп. К нему пришла слава.
Кинематограф открыл притягательную силу творческой индивидуальности Самойлова, присущее ему неотразимое обаяние положительного героя. Артиста всегда привлекали открытые, внутренне чистые характеры. Большинство его экранных героев принадлежало к воинскому сословию разных эпох, и артисту удалось передать их героическую самоотверженность и патриотизм, благородство, доблесть и верность офицерской чести.
Любимым героем Самойлова стал генерал Скобелев («Герои Шипки», режиссёр С.Д. Васильев, 1955). Изучение исторических документов, воспоминаний современников о Скобелеве помогло артисту осмыслить и полнее ощутить своеобразие его личности. Самойлов зажил в образе так же отважно и весело, как воевал храбрый генерал. За пышными усами военного мужа проглядывало порой лицо задиристого мальчишки. Памяти А.П. Довженко посвятил Самойлов образ полковника Александра Петровича («Зачарованная Десна», режиссёр Ю.И. Солнцева, 1964).
С 1984 года Е.В. Самойлов неоднократно избирался ректоратом Театрального училища имени М.С. Щепкина на пост председателя Государственной экзаменационной комиссии.
Личная жизнь Е.В. Самойлова сложилось на редкость счастливо. В юности он встретил свою единственную любимую женщину – Зинаиду Ильиничну Левину, и они прожили в любви и дружбе 62 года. Окончив электротехнический институт, супруга Самойлова оставила профессию инженера, посвятив себя заботам о муже и детях. Натура одаренная, она прекрасно играла на рояле, страстно любила искусство театра и, радуясь творческим успехам мужа, как никто другой, знала и понимала, каких физических и духовных затрат требовала актёрская профессия. Её душевными усилиями сберегалась атмосфера дома, в котором было радостно, хорошо, гостеприимно. Редкие свободные часы Самойлов всегда любил проводить в кругу семьи.
Их дети, воспитанные в почитании искусства, унаследовали профессию отца. Татьяна Самойлова – народная артистка России, известная киноактриса. Алексей Самойлов посвятил себя театру: работал в театре «Современник», с 1977 года – артист Малого театра. После смерти жены сын был самым близким другом и помощником в житейских делах.
После знакомства с С.Т. Коненковым Евгений Самойлов, заинтересованный его деревянной скульптурой, увлёкся резьбой по дереву, отдавая любимому занятию часы досуга. Постоянно перечитывал произведения А.П. Чехова – любимого писателя. Любимыми композиторами были П.И. Чайковский и М.П. Мусоргский.
Скончался в Москве 17 февраля 2006 года на 94-ом году жизни. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Фильмография
2003 Спас под березами (сериал)
2002 Горе от ума ... князь Тугоуховский
1992 В начале было слово
1991 Осада Венеции
1990 Война (сериал) ... Нил Игнатьевич
1986 Борис Годунов ... Пимен
1984 Берег его жизни (ТВ) ... Семёнов-Тань-Шаньский
1981 Царь Федор Иоаннович (ТВ) ... князь Иван П. Шуйский
1980 Заговор Фиеско в Генуе (ТВ) ... герцог Дориа
1975 Они сражались за Родину ... Марченко
1971 Звезды не гаснут ... Г.В. Чичерин
1971 Конкурс продолжается. Иоганн Себастьян Бах (ТВ) ... король
1970 Крушение империи
1970 Ватерлоо ... виконт Пьер Камбронн
1964 Зачарованная Десна
1963 Живые и мертвые (1963)
1962 Кольца славы ... Васильев
1960 Люди моей долины ... Евгений Бурчак
1960 Бессонная ночь ... отец Павла
1959 Заре навстречу ... Савыч
1958 Олеко Дундич ... Бодров
1957 К Черному морю
1956 Триста лет тому...
1955 Неоконченная повесть
1954 Герои Шипки ... генарал Скоболов
1952 Неразлучные друзья ... отец Глеба
1951 Незабываемый 1919-й год ... Нехлюдов
1951 Тарас Шевченко ... Спешнев
1948 Суд чести
1947 Мальчик с окраины ... Андрей Скворцов
1946 Адмирал Нахимов ... лейтенант Бурунов
1944 Сердца четырех ... ст. лейтенант Колчин
1944 В шесть часов вечера после войны ... лейтенант Кудряшов
1943 Он еще вернется
1943 Давид Бек ... Касьянов
1942 Неуловимый Ян ... Ян
1941 Цветные киноновеллы (1941)
1940 Светлый путь ... Алексей Николаевич Лебедев
1939 В поисках радости ... Кирилл Ждаркин
1939 Щорс ... Щорс
1936 Том Сойер
1936 Случайная встреча
2002 Горе от ума ... князь Тугоуховский
1992 В начале было слово
1991 Осада Венеции
1990 Война (сериал) ... Нил Игнатьевич
1986 Борис Годунов ... Пимен
1984 Берег его жизни (ТВ) ... Семёнов-Тань-Шаньский
1981 Царь Федор Иоаннович (ТВ) ... князь Иван П. Шуйский
1980 Заговор Фиеско в Генуе (ТВ) ... герцог Дориа
1975 Они сражались за Родину ... Марченко
1971 Звезды не гаснут ... Г.В. Чичерин
1971 Конкурс продолжается. Иоганн Себастьян Бах (ТВ) ... король
1970 Крушение империи
1970 Ватерлоо ... виконт Пьер Камбронн
1964 Зачарованная Десна
1963 Живые и мертвые (1963)
1962 Кольца славы ... Васильев
1960 Люди моей долины ... Евгений Бурчак
1960 Бессонная ночь ... отец Павла
1959 Заре навстречу ... Савыч
1958 Олеко Дундич ... Бодров
1957 К Черному морю
1956 Триста лет тому...
1955 Неоконченная повесть
1954 Герои Шипки ... генарал Скоболов
1952 Неразлучные друзья ... отец Глеба
1951 Незабываемый 1919-й год ... Нехлюдов
1951 Тарас Шевченко ... Спешнев
1948 Суд чести
1947 Мальчик с окраины ... Андрей Скворцов
1946 Адмирал Нахимов ... лейтенант Бурунов
1944 Сердца четырех ... ст. лейтенант Колчин
1944 В шесть часов вечера после войны ... лейтенант Кудряшов
1943 Он еще вернется
1943 Давид Бек ... Касьянов
1942 Неуловимый Ян ... Ян
1941 Цветные киноновеллы (1941)
1940 Светлый путь ... Алексей Николаевич Лебедев
1939 В поисках радости ... Кирилл Ждаркин
1939 Щорс ... Щорс
1936 Том Сойер
1936 Случайная встреча
Озвучивание
1942 Георгий Саакадзе
Работы в театре
«Дикий Ангел» (реж. Владимир Седов) ... Платон Никитич Ангел
«На дне» (А.М.Горький) ... Кривой Зуб, Актёр, Васька Пепел
«Шторм» (В.Н.Билль-Белоцерковский) ... Председатель укома
«Эрнани» (В.Гюго) ... Эрнани
«Горе от ума» (А.С.Грибоедов) ... Чацкий
«Свадьба Кречинского» (А.В.Сухово-Кобылин) ... Нелькин
«Одна жизнь» (по роману «Как закалялась сталь» Н.Островского) ... Павка Корчагин
«Таня» (А.Арбузов) ... Герман
«Мария Стюарт» (Ф.Шиллер) ... Мортимер
«Сыновья трёх рек» (В.Гусев) ... Алексей
«Молодая гвардия» (А.А.Фадеев) ... Охлопков поставил Олега Кошевой
«Обыкновенный человек» (Л.Леонов) ... Ладыгин
«Великие дни» ... Рокоссовский
«Хлеб наш насущный» ... Ковалев
«Закон чести» (А.Штейн) ... Гончаров
«Путь в грядущее» (С.Марвич) ... Серго Орджоникидзе
«Зыковы» (А.М.Горький) ... Антипа
«Гамлета» (У.Шекспир) ... Гамлет
«Сонет Петрарки» (Н.Погодин) ... Суходолов
«Дальняя дорога» (А.Арбузов) ... Антон
«Время любить» (Б.Ласкин) ... Анохин
«Аристократы» (Н.Погодин) ... Громов
«Океан» (А.Штейн) ... Платонов
«Перебежчик» ... Генерал Бондарев
«Медея» (Еврипид) ... Ясон
«Царь Федор Иоаннович» (А.К.Толстой) ... Иван Петрович Шуйский
«Смерть Иоанна Грозного» (А.К.Толстой) ... Захарьин-Юрьев
«Фома Гордеев» (А.М.Горький) ... Игнат Гордеев
«Не было ни гроша, да вдруг алтын» (А.Н.Островский) ... Крутицкий
«Лес» (А.Н.Островский) ... Карп, старый лакей
«Старик» ( А.М.Горький) ... Мастаков
«Обрыв» (И.А.Гончаров) ... Ватутин
«Вишневый сад» (А.Чехов) ... Лопахин
«Заговор Фиеско в Генуе» (Ф.Шиллер) ... Андреа Дориа
«Коварство и любовь» (Ф.Шиллер) ... Камердинер герцога
«Человек и глобус» (В.Лаврентьев) ... Ученый Бармин
«Русские люди» (К.Симонов) ... Майор Васин
«Золотые костры» ... Лев Сушкин
«Дикий Ангел» ... Платон Ангел
«Незрелая малина» (И.Губач) ... Адольф
«На дне» (А.М.Горький) ... Кривой Зуб, Актёр, Васька Пепел
«Шторм» (В.Н.Билль-Белоцерковский) ... Председатель укома
«Эрнани» (В.Гюго) ... Эрнани
«Горе от ума» (А.С.Грибоедов) ... Чацкий
«Свадьба Кречинского» (А.В.Сухово-Кобылин) ... Нелькин
«Одна жизнь» (по роману «Как закалялась сталь» Н.Островского) ... Павка Корчагин
«Таня» (А.Арбузов) ... Герман
«Мария Стюарт» (Ф.Шиллер) ... Мортимер
«Сыновья трёх рек» (В.Гусев) ... Алексей
«Молодая гвардия» (А.А.Фадеев) ... Охлопков поставил Олега Кошевой
«Обыкновенный человек» (Л.Леонов) ... Ладыгин
«Великие дни» ... Рокоссовский
«Хлеб наш насущный» ... Ковалев
«Закон чести» (А.Штейн) ... Гончаров
«Путь в грядущее» (С.Марвич) ... Серго Орджоникидзе
«Зыковы» (А.М.Горький) ... Антипа
«Гамлета» (У.Шекспир) ... Гамлет
«Сонет Петрарки» (Н.Погодин) ... Суходолов
«Дальняя дорога» (А.Арбузов) ... Антон
«Время любить» (Б.Ласкин) ... Анохин
«Аристократы» (Н.Погодин) ... Громов
«Океан» (А.Штейн) ... Платонов
«Перебежчик» ... Генерал Бондарев
«Медея» (Еврипид) ... Ясон
«Царь Федор Иоаннович» (А.К.Толстой) ... Иван Петрович Шуйский
«Смерть Иоанна Грозного» (А.К.Толстой) ... Захарьин-Юрьев
«Фома Гордеев» (А.М.Горький) ... Игнат Гордеев
«Не было ни гроша, да вдруг алтын» (А.Н.Островский) ... Крутицкий
«Лес» (А.Н.Островский) ... Карп, старый лакей
«Старик» ( А.М.Горький) ... Мастаков
«Обрыв» (И.А.Гончаров) ... Ватутин
«Вишневый сад» (А.Чехов) ... Лопахин
«Заговор Фиеско в Генуе» (Ф.Шиллер) ... Андреа Дориа
«Коварство и любовь» (Ф.Шиллер) ... Камердинер герцога
«Человек и глобус» (В.Лаврентьев) ... Ученый Бармин
«Русские люди» (К.Симонов) ... Майор Васин
«Золотые костры» ... Лев Сушкин
«Дикий Ангел» ... Платон Ангел
«Незрелая малина» (И.Губач) ... Адольф
Награды и премии
1974 Народный артист СССР
1953 Народный артист РСФСР
1947 Заслуженный артист РСФСР
1947 Сталинская премия (за роль Олега Кошевого в спектакле «Молодая гвардия» А. А. Фадеевва)
1946 Сталинская премия (за роль Павла Кудряшова в фильме «В шесть часов вечера после войны»)
1941 Сталинская премия (за главную роль в фильме «Щорс»)
2002 Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
1997 Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
1982 Орден Октябрьской революции
1972 Орден Трудового Красного Знамени
2004 Премия «Золотой Орёл»
Премии (фестивальные)
Медали
Призы, благодарности, знаки отличия
1953 Народный артист РСФСР
1947 Заслуженный артист РСФСР
1947 Сталинская премия (за роль Олега Кошевого в спектакле «Молодая гвардия» А. А. Фадеевва)
1946 Сталинская премия (за роль Павла Кудряшова в фильме «В шесть часов вечера после войны»)
1941 Сталинская премия (за главную роль в фильме «Щорс»)
2002 Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
1997 Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
1982 Орден Октябрьской революции
1972 Орден Трудового Красного Знамени
2004 Премия «Золотой Орёл»
Премии (фестивальные)
Медали
Призы, благодарности, знаки отличия