С участием персоны 254 раздач
Краткая биография
Имя: Наталья Георгиевна Гундарева
Дата рождения: 28 августа, 1948 | дева
Место рождения: Москва, СССР (Россия)
Дата смерти: 15 мая, 2005 | 56 лет
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Актриса, дубляж
Жанр: Драма, комедия, мелодрама
Супруг: Леонид Хейфец (развод), Виктор Корешков (развод), Михаил Филиппов
Дата рождения: 28 августа, 1948 | дева
Место рождения: Москва, СССР (Россия)
Дата смерти: 15 мая, 2005 | 56 лет
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Актриса, дубляж
Жанр: Драма, комедия, мелодрама
Супруг: Леонид Хейфец (развод), Виктор Корешков (развод), Михаил Филиппов
Биография
Детство
Родилась 28 августа 1948 года в Москве. Ее родители - Елена Михайловна и Георгий Макарович - были инженерами-строителями. Являясь горячими поклонниками МХАТа, они привили любовь к театру и дочери. Елена Михайловна участвовала в театральной самодеятельности своего института, играла в постановках, читала, пела. Нередко на репетиции и на спектакли она приводила и Наталью. А первое посещение профессионального театра (спектакль МХАТа «Синяя птица») запомнился Наташе как нечто волшебное, праздничное: «Я не знала - ступать ли мне по полу в театре или летать».
Родители Наташи разошлись, когда она была подростком, но никогда она не говорила о том, что развод стал для нее большой травмой. Хотя она осталась жить с матерью, но с отцом продолжала общаться. В 13 лет Гундарева начала курить. Отец не курил, а вот мама дымила, и ребенку стало интересно попробовать самой. Привычка осталась на всю жизнь, правда, в какой-то период она бросила и 7 лет не брала в рот сигарет.
Школа, в которой училась Наташа, была очень хорошей. Она находилась недалеко от Котельнической набережной – в высотном доме жило немало известных людей, кое-кто из них входил в родительский комитет. Ребят водили в театры, консерваторию, приглашали на школьные вечера интересных людей. В школьные годы возник у нее интерес к театру, но уже не как к волшебству, а как к ремеслу, которым можно заниматься. Так, восьмиклассница Наташа оказалась в Театре юных москвичей (ТЮМ) во Дворце пионеров на Ленинских горах.
Руководительница ТЮМа Евгения Васильевна Галкина рассказывала, что, когда Наташа впервые пришла, группа была уже набрана, и принимать кого-то сверх уже имеющегося количества она не хотела, но «Наташа была такая живая, непосредственная, что я сделала исключение». В стенах ТЮМа Гундарева пережила свою первую любовь. Однако родители Владика Долгорукова были против их отношений, Наташины родители тоже не разделяли серьезного увлечения своей дочери. Ребята продолжали встречать даже после того, как поступили в разные театральные вузы, но постепенно их чувства угасли.
Интерес к театру подогревала и школа. Особенно девочке нравилось читать пьесы «по ролям» на уроках литературы, а после занятий заниматься в различных кружках в районном Доме пионеров - драматическом, чтецком, пения. В 8-м классе Наталья Гундарева записалась в Театр юных москвичей при городском Доме пионеров, где впервые вышла на сцену в роли мамы в спектакле «Дикая собака Динго». «Такое времяпрепровождение мне нравилось больше, чем ходить на танцплощадку. – Вспоминала Наталья Георгиевна. - Может быть, я губила в себе какие-то комплексы, потому что фактура у меня не самая подходящая для актрисы. В театре ведь всегда нужна молодая красивая героиня, а я полная, рыхлая, себя стеснялась».
Свои комплексы девочка подавляла и другими способами. Она со своим ростом и комплекцией поступила в баскетбольную секцию спортивной школы! А когда в школе организовали лыжный поход, то Наталья, которая никогда не стояла на лыжах, пошла вместе со всеми и к тому же без шапки, чтобы доказать свою морозоустойчивость. Такими способами юная Наталья доказывала себе и окружающим, что и в такой плоти, которая многим казалась несовершенной, важен дух.
Поворот в судьбе
Несмотря на свою любовь к театру актрисой Наталья становиться не собиралась. Ей казалось, что это обычное детское увлечение. По примеру матери она готовилась стать инженером-строителем. В 1964 году после 10-го класса Наталья перешла в вечернюю школу и поступила чертежницей в конструкторское бюро, занималась реконструкцией железобетонных керамических комбинатов. За два года работы она стала помощником главного инженера проекта.
В 1967 году Гундарева поступила на подготовительные курсы Московского инженерно-строительного института, у уже начала успешно сдавать вступительные экзамены, как вдруг... Неожиданно для окружающих она решилась бросить все и попытать счастья в театральном. Благо, что мама в то время уехала в отпуск. Наталья подала документы в Щукинское училище, успешно сдала экзамены и была зачислена на курс, которым предстояло руководить Ю.В. Катину-Ярцеву.
«Это был лицей. Вольница в хорошем смысле слова» - вспоминала впоследствии актриса. Наблюдательность, цепкая зрительная память и целенаправленная фантазия с первых студенческих проб стали важным профессиональным качеством Гундаревой. И еще одно свойство четко проявилось тогда же - трезвое, даже критическое отношение к самой себе и стремление преодолеть собственные слабости и недостатки.
Театр
По окончании в 1971 году училища Наталье Гундаревой предстояло определиться с театром. На нее подали заявки сразу несколько крупных театров столицы. Гундарева остановила свой выбор на театре имени Вл. Маяковского, которому оставалась верна до конца своих дней.
Первые три года она играла в основном вводы в спектакли текущего репертуара. Первой значительной работой актрисы в театре, о которой заговорили зрители и критики, стала роль Липочки в пьесе «Банкрот» по пьесе А.Н. Островского (1974).
Затем был спектакль «Бег» М.А.Булгакова, где Гундарева сыграла «походную жену генерала Чарноты» Люську, найдя для своей героини новые краски, сделавшие Люську одной из главных героинь спектакля. Непревзойденной вершиной в Театре имени Маяковского стала роль Катерины Измайловой в «Леди Макбет Мценского уезда» (1979).
О том, какой Гундарева была в работе, вспоминает Светлана Немоляева: «Мы были партнершами, много играли, и я просто очень ее любила. Конечно, она была человеком творческим, сложным, но в то же время очень контактным, ироничным и смешливым. Бывала, конечно, раздражена, но никогда не бывала злой. При этом Наташа была очень ответственной. Нам еще поэтому было легко общаться: я тоже убеждена, что без ответственности в театре невозможно. Наташа всегда приходила в театр рано, очень серьезно готовилась к спектаклю, спускалась на сцену раньше других актеров и, стоя за кулисами, слушала шум зала».
Личная жизнь
Наталья Гундарева была замужем за актером театра имени Вл. Маяковского Михаилом Филипповым.
О своем муже актриса рассказывала: «Миша пришел в театр и подружился с моим бывшим сокурсником по театральному училищу. Таким образом мы оказались в одной компании. Приятельствовали, устраивали розыгрыши, хохмы. Кстати, мой муж - человек удивительного юмора. Он знает толк в хорошей шутке. Мне же Бог не дал такого остроумия, и я в основном была просто исполнителем. Но мне нравилось принимать во всем этом участие. Потом в театре мы так сработались, что поняли: нам нужно жить вместе. Единственное, из-за чего у нас возникают недоразумения, - это несходство ритмов жизни. Правда, теперь я стала спокойней. Раньше, бывало, тороплю: "Ну, давай, быстрей..." В ответ слышу: "Наташа, у нас еще целых 15 минут". Все. Инцидент исчерпан. У мужа есть сын от первого брака, общих детей у нас нет. Когда муж - артист, это снимает многие проблемы. Не надо объяснять, почему волнуешься перед премьерой или репетируешь допозна. Мой муж мне не критик, а друг... Он знает, если что-то не так - сама себя изведу. Он не вмешивается в мои дела, а я - в его. Да, я понимаю, что так, как знаю Мишу я, его не знает никто. Бывает обидно, что режиссеры, с которыми он работал, не всегда могли разглядеть, почувствовать и реализовать его возможности. Ну что ж, остается надеяться, что это произойдет в другой раз. Я за него вышла замуж не потому, что он талантливый, а потому, что это он».
Детей у Натальи Гундаревой так и не было. Почему? Сама актриса на этот вопрос отвечала: «Я не испытываю потребности иметь детей, не чувствую их отсутствия. Театр мне их заменяет».
Кино. 70-е годы
В кино Наталья Гундарева начала сниматься еще с 1966 года. Но настоящим дебютом актрисы принято считать 1972 год, когда она сыграла роль в деревенской мелодраме Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай!». Актриса настолько правдиво изобразила свою героиню, что на «Ленфильм» даже пришло письмо, в котором говорилось, что руководство киностудии поступает правильно, привлекая к съемкам не только актеров, но и людей из народа, как, например, деревенскую девушку Наташу Гундареву.
Затем последовали такие широко известные работы, как: Дуся в мелодраме Андрея Смирнова «Осень» (1975), Тася в драме Николая Губенко «Подранки» (1976), наконец, Аня Доброхотова в мелодраме Владимира Фетина «Сладкая женщина» (1977). Последняя роль потребовала от актрисы немалого опыта - Гундарева сыграла трех разных женщин, три разных судьбы, через которые ее героиня приходит к себе самой. Фильм вызвал широкий резонанс в обществе и целый поток откликов, в которых высоко оценивалась роль актрисы, создавшей столь жизненно достоверный и неоднозначный образ. Не случайно, что в 1977 году по опросу журнала «Советский экран» Наталья Гундарева впервые была признана лучшей актрисой года.
В конце 70-х Гундарева сыграла еще несколько замечательных ролей. Так в мелодраме Валентина Марягина «Вас ожидает гражданка Никанорова» она предстала в образе буйной, увлекающейся, но в тоже время в глубине души доброй и чуткой Кати Никаноровой. В 1979 году Гундарева сыграла Нину в трагикомедии Георгия Данелии «Осенний марафон». За исполнение этой роли актрисе была присуждена премия имени братьев Васильевых.
80-е - 90-е
К началу 80-х Наталья Гундарева уже была очень популярной и всенароднолюбимой актрисой. В каждой своей роли, будь она даже небольшой, как, например, Жужу в трагикомедии Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», Гундарева проявляла свое незаурядное мастерство. Кто не помнит ее песню, исполненную в этой картине вместе с Садальским «Сердца томная забота»!
А уж в главных ролях и подавно было, где развернуться таланту неординарной актрисы! Сваха Вера из лирической комедии «Одиноким предоставляется общежитие», директор детдома Александра Ивановна Ванеева из телеспектакля «Хозяйка детского дома», певица Мельникова в трагикомедии «Зимний вечер в Гаграх» - эти и многие другие роли актрисы стали горячо любимыми телезрителями.
В середине 80-х Наталья Гундарева попала в аварию. Месяца три она не могла играть, даже не поехала с театром на гастроли. И тут пришло приглашение с Одесской киностудии на роль в фильме «Подвиг Одессы». Наталья Гундарева вспоминает: «Я им говорю: "А как же я буду играть?" - а они мне в ответ: "У нас время военное, нам все равно, что у вас на лице", чем вселили в меня надежду».
Актриса вернулась, и вновь порадовала своих поклонников новыми работами. В трагикомедии «Аэлита, не приставай к мужчинам» она сыграла простодушную женщину с космическим именем Аэлита, готовую прямо сказать даже знаменитому киноактеру Бельмондо: «Вы мне нравитесь!»
Затем последовали роли в детективе «Две стрелы», комедии «Чокнутые», трагикомедии «Небеса обетованные»... В знаменитой картине «Виват, гардемарины!» она сыграла императрицу Елизавету.
Когда-то великий Володин зорко рассмотрел в Гундаревой одну замечательную особенность ее актерской натуры. Каждую свою роль на сцене и на экране актриса играет радостно, увлеченно, с удовольствием, будь это роль комедийная, требующая веселого азарта и звонкости, или роль, отмеченная сложным психологическим рисунком, или даже роль трагическая. Конечно, у нее были роли, которые она любила больше. Конечно, в ее жизни случались огорчительные и печальные события. Но все это оставалось за пределами сцены и за рамками экрана. Потому что с ранних лет Наталья Георгиевна была убеждена, что актер работает для зрителей и должен дарить зрителям радость.
Трагедия
В начале 2001 года Наталья Гундарева перенесла инсульт и с тех пор находилась на лечении. Все это время все – и ее коллеги, и многочисленные поклонники - ждали ее возвращения, ждали, что все обойдется. Не обошлось... Осенью 2004 года Наталье Георгиевне резко стало хуже, а 15 мая 2005 года она ушла из жизни...
Похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.
Родилась 28 августа 1948 года в Москве. Ее родители - Елена Михайловна и Георгий Макарович - были инженерами-строителями. Являясь горячими поклонниками МХАТа, они привили любовь к театру и дочери. Елена Михайловна участвовала в театральной самодеятельности своего института, играла в постановках, читала, пела. Нередко на репетиции и на спектакли она приводила и Наталью. А первое посещение профессионального театра (спектакль МХАТа «Синяя птица») запомнился Наташе как нечто волшебное, праздничное: «Я не знала - ступать ли мне по полу в театре или летать».
Родители Наташи разошлись, когда она была подростком, но никогда она не говорила о том, что развод стал для нее большой травмой. Хотя она осталась жить с матерью, но с отцом продолжала общаться. В 13 лет Гундарева начала курить. Отец не курил, а вот мама дымила, и ребенку стало интересно попробовать самой. Привычка осталась на всю жизнь, правда, в какой-то период она бросила и 7 лет не брала в рот сигарет.
Школа, в которой училась Наташа, была очень хорошей. Она находилась недалеко от Котельнической набережной – в высотном доме жило немало известных людей, кое-кто из них входил в родительский комитет. Ребят водили в театры, консерваторию, приглашали на школьные вечера интересных людей. В школьные годы возник у нее интерес к театру, но уже не как к волшебству, а как к ремеслу, которым можно заниматься. Так, восьмиклассница Наташа оказалась в Театре юных москвичей (ТЮМ) во Дворце пионеров на Ленинских горах.
Руководительница ТЮМа Евгения Васильевна Галкина рассказывала, что, когда Наташа впервые пришла, группа была уже набрана, и принимать кого-то сверх уже имеющегося количества она не хотела, но «Наташа была такая живая, непосредственная, что я сделала исключение». В стенах ТЮМа Гундарева пережила свою первую любовь. Однако родители Владика Долгорукова были против их отношений, Наташины родители тоже не разделяли серьезного увлечения своей дочери. Ребята продолжали встречать даже после того, как поступили в разные театральные вузы, но постепенно их чувства угасли.
Интерес к театру подогревала и школа. Особенно девочке нравилось читать пьесы «по ролям» на уроках литературы, а после занятий заниматься в различных кружках в районном Доме пионеров - драматическом, чтецком, пения. В 8-м классе Наталья Гундарева записалась в Театр юных москвичей при городском Доме пионеров, где впервые вышла на сцену в роли мамы в спектакле «Дикая собака Динго». «Такое времяпрепровождение мне нравилось больше, чем ходить на танцплощадку. – Вспоминала Наталья Георгиевна. - Может быть, я губила в себе какие-то комплексы, потому что фактура у меня не самая подходящая для актрисы. В театре ведь всегда нужна молодая красивая героиня, а я полная, рыхлая, себя стеснялась».
Свои комплексы девочка подавляла и другими способами. Она со своим ростом и комплекцией поступила в баскетбольную секцию спортивной школы! А когда в школе организовали лыжный поход, то Наталья, которая никогда не стояла на лыжах, пошла вместе со всеми и к тому же без шапки, чтобы доказать свою морозоустойчивость. Такими способами юная Наталья доказывала себе и окружающим, что и в такой плоти, которая многим казалась несовершенной, важен дух.
Поворот в судьбе
Несмотря на свою любовь к театру актрисой Наталья становиться не собиралась. Ей казалось, что это обычное детское увлечение. По примеру матери она готовилась стать инженером-строителем. В 1964 году после 10-го класса Наталья перешла в вечернюю школу и поступила чертежницей в конструкторское бюро, занималась реконструкцией железобетонных керамических комбинатов. За два года работы она стала помощником главного инженера проекта.
В 1967 году Гундарева поступила на подготовительные курсы Московского инженерно-строительного института, у уже начала успешно сдавать вступительные экзамены, как вдруг... Неожиданно для окружающих она решилась бросить все и попытать счастья в театральном. Благо, что мама в то время уехала в отпуск. Наталья подала документы в Щукинское училище, успешно сдала экзамены и была зачислена на курс, которым предстояло руководить Ю.В. Катину-Ярцеву.
«Это был лицей. Вольница в хорошем смысле слова» - вспоминала впоследствии актриса. Наблюдательность, цепкая зрительная память и целенаправленная фантазия с первых студенческих проб стали важным профессиональным качеством Гундаревой. И еще одно свойство четко проявилось тогда же - трезвое, даже критическое отношение к самой себе и стремление преодолеть собственные слабости и недостатки.
Театр
По окончании в 1971 году училища Наталье Гундаревой предстояло определиться с театром. На нее подали заявки сразу несколько крупных театров столицы. Гундарева остановила свой выбор на театре имени Вл. Маяковского, которому оставалась верна до конца своих дней.
Первые три года она играла в основном вводы в спектакли текущего репертуара. Первой значительной работой актрисы в театре, о которой заговорили зрители и критики, стала роль Липочки в пьесе «Банкрот» по пьесе А.Н. Островского (1974).
Затем был спектакль «Бег» М.А.Булгакова, где Гундарева сыграла «походную жену генерала Чарноты» Люську, найдя для своей героини новые краски, сделавшие Люську одной из главных героинь спектакля. Непревзойденной вершиной в Театре имени Маяковского стала роль Катерины Измайловой в «Леди Макбет Мценского уезда» (1979).
О том, какой Гундарева была в работе, вспоминает Светлана Немоляева: «Мы были партнершами, много играли, и я просто очень ее любила. Конечно, она была человеком творческим, сложным, но в то же время очень контактным, ироничным и смешливым. Бывала, конечно, раздражена, но никогда не бывала злой. При этом Наташа была очень ответственной. Нам еще поэтому было легко общаться: я тоже убеждена, что без ответственности в театре невозможно. Наташа всегда приходила в театр рано, очень серьезно готовилась к спектаклю, спускалась на сцену раньше других актеров и, стоя за кулисами, слушала шум зала».
Личная жизнь
Наталья Гундарева была замужем за актером театра имени Вл. Маяковского Михаилом Филипповым.
О своем муже актриса рассказывала: «Миша пришел в театр и подружился с моим бывшим сокурсником по театральному училищу. Таким образом мы оказались в одной компании. Приятельствовали, устраивали розыгрыши, хохмы. Кстати, мой муж - человек удивительного юмора. Он знает толк в хорошей шутке. Мне же Бог не дал такого остроумия, и я в основном была просто исполнителем. Но мне нравилось принимать во всем этом участие. Потом в театре мы так сработались, что поняли: нам нужно жить вместе. Единственное, из-за чего у нас возникают недоразумения, - это несходство ритмов жизни. Правда, теперь я стала спокойней. Раньше, бывало, тороплю: "Ну, давай, быстрей..." В ответ слышу: "Наташа, у нас еще целых 15 минут". Все. Инцидент исчерпан. У мужа есть сын от первого брака, общих детей у нас нет. Когда муж - артист, это снимает многие проблемы. Не надо объяснять, почему волнуешься перед премьерой или репетируешь допозна. Мой муж мне не критик, а друг... Он знает, если что-то не так - сама себя изведу. Он не вмешивается в мои дела, а я - в его. Да, я понимаю, что так, как знаю Мишу я, его не знает никто. Бывает обидно, что режиссеры, с которыми он работал, не всегда могли разглядеть, почувствовать и реализовать его возможности. Ну что ж, остается надеяться, что это произойдет в другой раз. Я за него вышла замуж не потому, что он талантливый, а потому, что это он».
Детей у Натальи Гундаревой так и не было. Почему? Сама актриса на этот вопрос отвечала: «Я не испытываю потребности иметь детей, не чувствую их отсутствия. Театр мне их заменяет».
Кино. 70-е годы
В кино Наталья Гундарева начала сниматься еще с 1966 года. Но настоящим дебютом актрисы принято считать 1972 год, когда она сыграла роль в деревенской мелодраме Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай!». Актриса настолько правдиво изобразила свою героиню, что на «Ленфильм» даже пришло письмо, в котором говорилось, что руководство киностудии поступает правильно, привлекая к съемкам не только актеров, но и людей из народа, как, например, деревенскую девушку Наташу Гундареву.
Затем последовали такие широко известные работы, как: Дуся в мелодраме Андрея Смирнова «Осень» (1975), Тася в драме Николая Губенко «Подранки» (1976), наконец, Аня Доброхотова в мелодраме Владимира Фетина «Сладкая женщина» (1977). Последняя роль потребовала от актрисы немалого опыта - Гундарева сыграла трех разных женщин, три разных судьбы, через которые ее героиня приходит к себе самой. Фильм вызвал широкий резонанс в обществе и целый поток откликов, в которых высоко оценивалась роль актрисы, создавшей столь жизненно достоверный и неоднозначный образ. Не случайно, что в 1977 году по опросу журнала «Советский экран» Наталья Гундарева впервые была признана лучшей актрисой года.
В конце 70-х Гундарева сыграла еще несколько замечательных ролей. Так в мелодраме Валентина Марягина «Вас ожидает гражданка Никанорова» она предстала в образе буйной, увлекающейся, но в тоже время в глубине души доброй и чуткой Кати Никаноровой. В 1979 году Гундарева сыграла Нину в трагикомедии Георгия Данелии «Осенний марафон». За исполнение этой роли актрисе была присуждена премия имени братьев Васильевых.
80-е - 90-е
К началу 80-х Наталья Гундарева уже была очень популярной и всенароднолюбимой актрисой. В каждой своей роли, будь она даже небольшой, как, например, Жужу в трагикомедии Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», Гундарева проявляла свое незаурядное мастерство. Кто не помнит ее песню, исполненную в этой картине вместе с Садальским «Сердца томная забота»!
А уж в главных ролях и подавно было, где развернуться таланту неординарной актрисы! Сваха Вера из лирической комедии «Одиноким предоставляется общежитие», директор детдома Александра Ивановна Ванеева из телеспектакля «Хозяйка детского дома», певица Мельникова в трагикомедии «Зимний вечер в Гаграх» - эти и многие другие роли актрисы стали горячо любимыми телезрителями.
В середине 80-х Наталья Гундарева попала в аварию. Месяца три она не могла играть, даже не поехала с театром на гастроли. И тут пришло приглашение с Одесской киностудии на роль в фильме «Подвиг Одессы». Наталья Гундарева вспоминает: «Я им говорю: "А как же я буду играть?" - а они мне в ответ: "У нас время военное, нам все равно, что у вас на лице", чем вселили в меня надежду».
Актриса вернулась, и вновь порадовала своих поклонников новыми работами. В трагикомедии «Аэлита, не приставай к мужчинам» она сыграла простодушную женщину с космическим именем Аэлита, готовую прямо сказать даже знаменитому киноактеру Бельмондо: «Вы мне нравитесь!»
Затем последовали роли в детективе «Две стрелы», комедии «Чокнутые», трагикомедии «Небеса обетованные»... В знаменитой картине «Виват, гардемарины!» она сыграла императрицу Елизавету.
Когда-то великий Володин зорко рассмотрел в Гундаревой одну замечательную особенность ее актерской натуры. Каждую свою роль на сцене и на экране актриса играет радостно, увлеченно, с удовольствием, будь это роль комедийная, требующая веселого азарта и звонкости, или роль, отмеченная сложным психологическим рисунком, или даже роль трагическая. Конечно, у нее были роли, которые она любила больше. Конечно, в ее жизни случались огорчительные и печальные события. Но все это оставалось за пределами сцены и за рамками экрана. Потому что с ранних лет Наталья Георгиевна была убеждена, что актер работает для зрителей и должен дарить зрителям радость.
Трагедия
В начале 2001 года Наталья Гундарева перенесла инсульт и с тех пор находилась на лечении. Все это время все – и ее коллеги, и многочисленные поклонники - ждали ее возвращения, ждали, что все обойдется. Не обошлось... Осенью 2004 года Наталье Георгиевне резко стало хуже, а 15 мая 2005 года она ушла из жизни...
Похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.
Фильмография
2003 Криминальное танго
2001 Саломея (сериал) ... сваха Василиса Саввична
2001 Ростов-Папа (сериал)
2001 Любовь.ru (сериал)
1998 Райское яблочко ... Римма Петровна Крутилина
1998 Хочу в тюрьму ... Mariya Lyamkina
1995 Московские каникулы
1994 Петербургские тайны (сериал) ... Princess Tatyana Shadurskaya
1993 Личная жизнь королевы
1993 Заложники «Дьявола»
1993 Альфонс
1992 Гардемарины 3 ... Императрица Елизавета
1992 Осколок «Челенджера»... Zinaida
1991 Чокнутые
1991 Небеса обетованные ... Люська
1991 Курица
1991 Виват, гардемарины! ... Елизавета Петровна
1991 1000 долларов в одну сторону
1991 Затерянный в Сибири... Фаина
1990 Собачий пир
1990 Искушение Б.
1990 Паспорт ... Инга
1989 Сердце не камень (ТВ) ... Аполлинария Панфилован, жена Халымова
1989 Две стрелы. Детектив каменного века ... Вдова
1989 Оно ... Клемантинка де Бурбон
1988 Аэлита, не приставай к мужчинам!... Aelita
1987 Переход на летнее время
1986 Сказка о глупом муже ... озвучка
1986 Жизнь Клима Самгина (сериал) ... Марина Петровна Зотова (Премирова)
1986 Жизнь Клима Самгина (ТВ)
1985 Прощание славянки / Proshchaniye slavyanki
1985 Подвиг Одессы
1985 Личное дело судьи Ивановой
1985 Дети солнца (сериал)
1985 Зимний вечер в Гаграх ... Melnikova
1984 То ли птица, то ли зверь ... читает текст, озвучка
1984 И жизнь, и слезы, и любовь ... Antonina
1983 Хозяйка детского дома ... Александра Ивановна Ванеева
1983 Срок давности
1983 Подросток (сериал)
1983 Одиноким предоставляется общежитие ... Вера Николаевна Голубева
1982 Детский мир
1981 Проданный смех (ТВ)... госпожа Бебер
1981 Незваный друг
1980 Следствие ведут знатоки: Ушел и не вернулся (ТВ)
1980 О бедном гусаре замолвите слово (ТВ) ... Жужу
1980 Мнимый больной (ТВ)
1980 Дульсинея Тобосская (ТВ) ... Dulsineya
1980 Белый снег России ... Nadezhda
1980 Однажды двадцать лет спустя ... Надя Круглова
1979 След на земле ... Клава
1979 Отпуск в сентябре (ТВ) ... Валерия
1979 Осенний марафон ... Нина Евлампиевна Бузыкина
1978 Уходя - уходи
1978 Вас ожидает гражданка Никанорова ... Катя Никанорова
1977 Смешные люди! ... Машуня, жена следователя
1977 Любовь Яровая (ТВ) ... Дунька
1977 Гарантирую жизнь
1977 Обратная связь
1976 Сладкая женщина ... Anna Dobrohotova
1976 Капитанская дочка (ТВ) ... Екатерина Вторая
1976 Вишневый сад (ТВ) ... Dunyasha
1976 Подранки ... Тася
1976 Труффальдино из Бергамо (ТВ)... Смеральдина
1975 Возвращение ... Софья Кирилловна
1975 Они сражались за Родину ... Глаша, озвучка, в титрах не указана
1974 Осень
1973 Назначение
1973 Ищу человека
1972 Здравствуй и прощай ... буфетчица Надежда Сергеевна
1970 В Москве проездом
2001 Саломея (сериал) ... сваха Василиса Саввична
2001 Ростов-Папа (сериал)
2001 Любовь.ru (сериал)
1998 Райское яблочко ... Римма Петровна Крутилина
1998 Хочу в тюрьму ... Mariya Lyamkina
1995 Московские каникулы
1994 Петербургские тайны (сериал) ... Princess Tatyana Shadurskaya
1993 Личная жизнь королевы
1993 Заложники «Дьявола»
1993 Альфонс
1992 Гардемарины 3 ... Императрица Елизавета
1992 Осколок «Челенджера»... Zinaida
1991 Чокнутые
1991 Небеса обетованные ... Люська
1991 Курица
1991 Виват, гардемарины! ... Елизавета Петровна
1991 1000 долларов в одну сторону
1991 Затерянный в Сибири... Фаина
1990 Собачий пир
1990 Искушение Б.
1990 Паспорт ... Инга
1989 Сердце не камень (ТВ) ... Аполлинария Панфилован, жена Халымова
1989 Две стрелы. Детектив каменного века ... Вдова
1989 Оно ... Клемантинка де Бурбон
1988 Аэлита, не приставай к мужчинам!... Aelita
1987 Переход на летнее время
1986 Сказка о глупом муже ... озвучка
1986 Жизнь Клима Самгина (сериал) ... Марина Петровна Зотова (Премирова)
1986 Жизнь Клима Самгина (ТВ)
1985 Прощание славянки / Proshchaniye slavyanki
1985 Подвиг Одессы
1985 Личное дело судьи Ивановой
1985 Дети солнца (сериал)
1985 Зимний вечер в Гаграх ... Melnikova
1984 То ли птица, то ли зверь ... читает текст, озвучка
1984 И жизнь, и слезы, и любовь ... Antonina
1983 Хозяйка детского дома ... Александра Ивановна Ванеева
1983 Срок давности
1983 Подросток (сериал)
1983 Одиноким предоставляется общежитие ... Вера Николаевна Голубева
1982 Детский мир
1981 Проданный смех (ТВ)... госпожа Бебер
1981 Незваный друг
1980 Следствие ведут знатоки: Ушел и не вернулся (ТВ)
1980 О бедном гусаре замолвите слово (ТВ) ... Жужу
1980 Мнимый больной (ТВ)
1980 Дульсинея Тобосская (ТВ) ... Dulsineya
1980 Белый снег России ... Nadezhda
1980 Однажды двадцать лет спустя ... Надя Круглова
1979 След на земле ... Клава
1979 Отпуск в сентябре (ТВ) ... Валерия
1979 Осенний марафон ... Нина Евлампиевна Бузыкина
1978 Уходя - уходи
1978 Вас ожидает гражданка Никанорова ... Катя Никанорова
1977 Смешные люди! ... Машуня, жена следователя
1977 Любовь Яровая (ТВ) ... Дунька
1977 Гарантирую жизнь
1977 Обратная связь
1976 Сладкая женщина ... Anna Dobrohotova
1976 Капитанская дочка (ТВ) ... Екатерина Вторая
1976 Вишневый сад (ТВ) ... Dunyasha
1976 Подранки ... Тася
1976 Труффальдино из Бергамо (ТВ)... Смеральдина
1975 Возвращение ... Софья Кирилловна
1975 Они сражались за Родину ... Глаша, озвучка, в титрах не указана
1974 Осень
1973 Назначение
1973 Ищу человека
1972 Здравствуй и прощай ... буфетчица Надежда Сергеевна
1970 В Москве проездом
Награды и преми
2002 Лауреат премии Президента Российкой Федерациии в области литературы и искусства
2002 Приз "Золотой Орел" за лучшую женскую роль в картине "Ростов-папа"
2001 Лауреат премии им.Станиславского за вклад в театральное искусство
2000 Лауреат премии МКФ "Восток-Запад" в Баку за лучший женский образ
1999 Лауреат премии российских деловых кругов "Кумир" (за актерскую работу в спектакле "Любовный напиток")
1998 Награждена Орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени
1996 Лауреат премии "Хрустальная Турандот"
1994 Лауреат премии Москвы (за участие в спектакле "Жертва века")
1990 Приз Союза кинематографистов России "Ника"
1990 Приз "Алмазный венец" Всероссийского фестиваля "Созвездие"
1990 Приз на Международном кинофестивале в Монреале за лучшую женскую роль
1984 Лучшая актриса - по результатам опросов журнала "Советский экран"
1984 Лауреат Государственной премии СССР (за театральную работу)
1981 Лучшая актриса - по результатам опросов журнала "Советский экран"
1981 Приз на IХ Международном кинофестивале в Болгарии
1980 Лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (за участие в фильме "Осенний марафон")
1978 Лауреат премии Ленинского комсомола .
1977 Лучшая актриса - по результатам опросов журнала "Советский экран"
2002 Приз "Золотой Орел" за лучшую женскую роль в картине "Ростов-папа"
2001 Лауреат премии им.Станиславского за вклад в театральное искусство
2000 Лауреат премии МКФ "Восток-Запад" в Баку за лучший женский образ
1999 Лауреат премии российских деловых кругов "Кумир" (за актерскую работу в спектакле "Любовный напиток")
1998 Награждена Орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени
1996 Лауреат премии "Хрустальная Турандот"
1994 Лауреат премии Москвы (за участие в спектакле "Жертва века")
1990 Приз Союза кинематографистов России "Ника"
1990 Приз "Алмазный венец" Всероссийского фестиваля "Созвездие"
1990 Приз на Международном кинофестивале в Монреале за лучшую женскую роль
1984 Лучшая актриса - по результатам опросов журнала "Советский экран"
1984 Лауреат Государственной премии СССР (за театральную работу)
1981 Лучшая актриса - по результатам опросов журнала "Советский экран"
1981 Приз на IХ Международном кинофестивале в Болгарии
1980 Лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (за участие в фильме "Осенний марафон")
1978 Лауреат премии Ленинского комсомола .
1977 Лучшая актриса - по результатам опросов журнала "Советский экран"