С участием персоны 181 раздач
Краткая биография
Имя: Борис Петрович Чирков
Дата рождения: 13 августа, 1901 | лев
Место рождения: Лозовая-Павловка, Российская империя
Дата смерти: 28 мая, 1982 | 80 лет
Место смерти: Москва, СССР
Карьера: Актер, дубляж, режиссер
Жанр: Драма, военный, короткометражка
Супруга: Людмила Геника-Чиркова
Семья: Людмила Чиркова (дочь)
Дата рождения: 13 августа, 1901 | лев
Место рождения: Лозовая-Павловка, Российская империя
Дата смерти: 28 мая, 1982 | 80 лет
Место смерти: Москва, СССР
Карьера: Актер, дубляж, режиссер
Жанр: Драма, военный, короткометражка
Супруга: Людмила Геника-Чиркова
Семья: Людмила Чиркова (дочь)
Биография
Начало
Борис Петрович Чирков родился 13 августа 1901 года на станции Лозовая-Павловка, что на Украине. Затем родители мальчика переехали в город Нолинск. Здесь в любительском драматическом театре Борис Чирков и начал свою творческую деятельность. Правда, не в качестве актера, а - суфлера. Мальчик жадно впитывал в себя доступные ему крохи большого мира: читал символистов и акмеистов, репетировал.
С 1926 года он, окончив Ленинградский институт сценических искусств, начал работать в Ленинградском ТЮЗе. Одной из первых театральных удач актера стала роль Санчо Пансы в спектакле «Дон Кихот». Это были первые шаги в искусстве. Но ведь именно первые шаги часто определяют и будущую походку. Такие черты образа Санчо Пансы, как смесь простодушия и лукавства, юмор и народная стихия, - так или иначе, отозвались во многих последующих работах Чиркова.
Первые шаги в кино
Кино Борис Чирков полюбил задолго до того, как начал в нем сниматься. Еще до революции он - мальчишка города Нолинска Вятской губернии - бегал смотреть на чудеса «синематографа». Прошли годы, кино повзрослело, Чирков - тоже, но ощущение чуда на каждом киносеансе не покидало его.
В кино он начал сниматься в 20-е годы. Среди его первых работ: Паташон в картине Евгения Червякова «Мой сын», Орский в приключенческом фильме Александра Иванова «Луна слева» и Гришка в фильме режиссера Кроля «Родной брат». Надо сказать, что от первых своих работ начинающий актер испытал некоторое разочарование, - чувство, хорошо знакомое тем, кто дождался долгожданного. Разочароваться было отчего – не имея опыта съемок, Чирков старался вложить в роли весь свой театральный опыт. Однако кино – не театр. Рассказывают, что когда Чирков впервые увидел себя на экране в фильме «Родной брат», он, сгорая от стыда, убежал из темного просмотрового зала, так и не досмотрев фильма.
Из неудачи Чирков извлек урок: понял, что в кино актер должен применять совсем иные выразительные средства, нежели в театре, что, как он скажет позже, - «не все доброе для театра можно тащить с собой на экран».
Новое кино, новые роли
Впервые в звуковом кино Борис Чирков снялся в крохотном эпизоде, сыграв болтливого парня, занявшего телефон-автомат, в фильме Г. Козинцева и Л. Трауберга «Одна». Ничего примечательного не было в роли, да и молодой исполнитель не проявил какое-то особенное мастерство или блеснул талантом. Не было этого. Но он сам, невысокого роста, не очень складный, с носом картошкой, с ногами не такими уж прямыми, с каким-то дефектом речи - ничуть, буквально ни одной чертой не похожий на актера, показался на редкость славным... Заключался в нем особенный, драгоценный дар: удивительная задушевность.
Козинцев и Трауберг обратили внимание на молодого актера и пригласили Чиркова принять участие в следующем фильме «Путешествие в СССР», предложив уже не эпизод, а маленькую роль деревенского парня, читающего наизусть книгу «Дети капитана Гранта». Фильм этот так и не был снят режиссерами, но их дружба с Чирковым все крепла и крепла. И когда был написан сценарий звукового фильма «Большевик», то Чиркова сразу же пригласили исполнить роль рабочего парня Демы.
Главную же роль в фильме должен был играть Эраст Гарин, в расчете на которого и писался сценарий «Большевик», но на первой же репетиции режиссеры поняли: Максима должен играть только Борис Чирков и никто кроме него. А уже в ходе работы название катртины изменилось с «Большевика» на «Юность Максима».
На экране актеру удалось создать не монумент героя революции, а живого человека во плоти и крови, «революцией мобилизованного и призванного». Зрители впервые увидели в чирковском Максиме конкретного, живого парня, делавшего революцию. Кинолента заканчивалась словами: «До свидания, Максим!» Но Максим, блистательно созданный Борисом Чирковым не мог уйти с экрана бесследно: зрители не допустили бы этого. Потому, три года спустя, появился фильм под названием «Возвращение Максима». А еще через несколько лет, в 1939 году, вышла завершающая часть трилогии – «Выборгская сторона», где действие происходило уже после Октябрьской революции. Здесь герой Бориса Чиркова уже учился управлять государством.
Одновременно с «Юностью Максима», Чирков снялся в роли старого крестьянина в фильме «Чапаев»: роль небольшая, но запоминающаяся. Зрители надолго запомнили старика с хитрыми глазами, пытливо «допрашивающего» Чапаева: «А вот, Василий Иваныч, мужики сумневаются: ты за большевиков али за коммунистов?» Чирков вообще нередко демонстрировал мастерство перевоплощения. Так, например, в картине «Депутат Балтики» 36-летний актер блестяще создал образ старого профессора.
А вот в роли Степана Паутина - героя фильма Сергея Герасимова «Учитель» - Чирков был ближе к самовыражению, чем к перевоплощению. Сельский учитель Степан Паутин - интеллигент в первом поколении. Актер создал характер тихий и скромный, но бесконечно терпеливый и настойчивый, обладающий огромными внутренними силами, - настоящий символ, сотканный из света идеи, а также мудрости и строгого, но справедливого добра.
40-е годы
Продолжал Борис Чирков сниматься и в годы войны. В это тяжелое для страны время требовались фильмы, поднимающие дух советского народа. Зачастую это были сатирические комедии, высмеивающие врага. Советский солдат в них всегда представал находчивым и непобедимым. Таким был и «Антоша Рыбкин» режиссера Константина Юдина. Чирков сыграл в нем повара-бойца, успешно проникающего в тыл к фашистам и наводящего там панику.
Были и более серьезные картины. В исторической ленте Владимира Петрова «Кутузов» Борис Чирков сыграл знаменитого гусара Дениса Давыдова, а в картине Леонида Лукова «Александр Пархоменко» - остро гротесковую роль хвастливого атамана Махно. Тем не менее, все эти роли не отличались особой глубиной. Если враг – то он должен быть ничтожным, если положительный герой, то в нем должно было присутствовать обобщающее начало при отсутствии индивидуальных черт. Такой обобщающий образ русского моряка был создан Борисом Чирковым в фильме «Иван Никулин - русский матрос».
Не изменилась ситуация и в первые послевоенные годы. Так в явно неудачном фильме «Суд чести» Чирков играл якобы обобщающий образ советского ученого, борющегося с «космополитизмом» в медицине. Даже в биографической ленте «Глинка» актер, играя главную роль, создавал опять же образ композитора вообще, а не конкретного человека. Тем не менее, несмотря на всю неубедительность фильмов зритель, благодаря великой игре и огромному обаянию актера, воспринимал и любил его героев.
Навеки в памяти
Расцвет творчества Бориса Чиркова пришелся на вторую половину 50-х и 60-е годы – период обновления советского кинематографа. Одной из первых значительных его работ стала роль хирурга Чижова в комедии Калатозова «Верные друзья». Актер блистательно сыграл эту роль, наполнив ее задушевностью, в результате чего, чирковский Чижов превратился из скучного резонера в лукавого, наивного и мудрого простака.
Чижову вообще всегда удавались роли современников. За все время он лишь раз снялся в классике – в 1953 году в фильме-спектакле «Нахлебник» по Тургеневу он сыграл Кузовкина. Наверное, в этом плане наш кинематограф потерял, но талант многих актеров зачастую используется однобоко. Зрители любили Чиркова именно за похожесть на рядового советского человека, чем режиссеры и пользовались. Чирков же, выступая на экране от имени зрителя, стал, по сути, символом того времени. Гаврила Черноиваненко в военной ленте «За власть Советов», Санитар Жилин в драме Иосифа Хейфица «Дорогой мой человек», Лещук в производственной киноповести «Мечты сбываются», Гаврила Романович Бирюков в военной киноленте «Живые и мертвые», туалетный работник в сатирической комедии «Каин XVIII» - эти и другие персонажи запомнились миллионам советским зрителям.
Стеснялся протеза
Интересно, что всенародный любимец, многократный лауреат госпремий был очень стеснительным человеком.
Женился он довольно поздно – в 48 лет. Родным рассказывал, что когда ходил знакомиться с будущей супругой, первый раз в ее доме жутко переживал и даже стеснялся сходить в туалет – терпел не один час. Избранницей актера стала дочь его близкого друга, профессора ВГИКа Лариса. В знаменитой картине «Верные друзья», где Чирков сыграл хирурга Чижова, его супруга исполнила роль провинциального врача.
У Чирковых даже есть семейная картина – фильм «Машенька». В нем Борис Петрович выступает в роли отца семейства. Жена играет дочь, а настоящая дочь Мила, которая родилась, когда актеру было 50 лет, его внучку.
Чирков перенес 4 инфаркта, но даже их не переживал так тяжело, как частичную потерю зрения. Это испытание, по мнению друзей, стало для него самым трудным. В марте 58-го года он писал в дневнике: «У меня перестал видеть левый глаз. Внешне не заметно, но трудно ориентироваться. Никому не говорю. Зачем? Кто поможет?»
– Он долго морально готовился к операции. От семьи держал свои планы в тайне, – делится племянник. – После того как гомеопаты с аллопатами не помогли, Чирков решился на хирургическое вмешательство. Отправил жену и дочь на юг, а сам лег в больницу. Он и не подозревал, что дочка Мила тоже в больнице. Она сломала ногу и находилась все время в здании, располагавшемся напротив того, где лежал отец. Помню, моя мама носила им друг от друга письма. Они до последнего скрывали свои болезни – не хотели расстраивать – и интенсивно обменивались бодрыми сообщениями.
Чиркову успешно прооперировали глаукому, и артист еще долго жил со стеклянным протезом в левом глазе. Зрители об этом не подозревали.
В быту актер, по рассказам родных, был очень покладистым. Он и болел за ту же футбольную команду, что и его супруга – из солидарности.
Уступчивость его исчезала, когда дело касалось работы над ролью. Близкие знали: когда Чирков репетирует, к нему лучше не подходить.
Это был пятый инфаркт
Чирков так и не оформил персональную пенсию – постеснялся. Мечтал сыграть Льва Толстого – не успел. 28 мая 1982 года, в день своей смерти, Чирков отправился в Кремль на заседание комиссии по присуждению Ленинских премий. Он дружил с отцом Кирилла Лаврова и очень переживал за сына товарища, уже состоявшегося в профессии. Желал, чтобы именно Лавров-младший получил премию. Чирков опаздывал на заседание и, чтобы успеть, почти бежал. Актеру стало плохо прямо в Георгиевском зале. Его увезли на скорой, но спасти не смогли: Чирков умер в больнице от пятого инфаркта.
– Мы сидели у его тела и ждали 4 дня, пока Брежнев укажет, где похоронить народного артиста, – вспоминают родные. – Без персонального ведома генерального секретаря сделать этого было нельзя. Наконец Брежнев назвал Новодевичье кладбище. Чиркова похоронили.
Через 9 дней от тоски умер его любимый пес Антошка.
Спустя 40 дней лопнула струна на его гитаре.
Сегодня в семье Чирковых два Максима. Именем легендарного героя, которого сыграл в кино Борис Петрович, назвали сыновей дочь актера Мила и племянник Андрей. В семье шутят, что посидеть между этими двумя молодцами – счастье: все желания мигом сбываются.
Свои последние роли актер сыграл, когда ему было за 70...
Борис Петрович Чирков родился 13 августа 1901 года на станции Лозовая-Павловка, что на Украине. Затем родители мальчика переехали в город Нолинск. Здесь в любительском драматическом театре Борис Чирков и начал свою творческую деятельность. Правда, не в качестве актера, а - суфлера. Мальчик жадно впитывал в себя доступные ему крохи большого мира: читал символистов и акмеистов, репетировал.
С 1926 года он, окончив Ленинградский институт сценических искусств, начал работать в Ленинградском ТЮЗе. Одной из первых театральных удач актера стала роль Санчо Пансы в спектакле «Дон Кихот». Это были первые шаги в искусстве. Но ведь именно первые шаги часто определяют и будущую походку. Такие черты образа Санчо Пансы, как смесь простодушия и лукавства, юмор и народная стихия, - так или иначе, отозвались во многих последующих работах Чиркова.
Первые шаги в кино
Кино Борис Чирков полюбил задолго до того, как начал в нем сниматься. Еще до революции он - мальчишка города Нолинска Вятской губернии - бегал смотреть на чудеса «синематографа». Прошли годы, кино повзрослело, Чирков - тоже, но ощущение чуда на каждом киносеансе не покидало его.
В кино он начал сниматься в 20-е годы. Среди его первых работ: Паташон в картине Евгения Червякова «Мой сын», Орский в приключенческом фильме Александра Иванова «Луна слева» и Гришка в фильме режиссера Кроля «Родной брат». Надо сказать, что от первых своих работ начинающий актер испытал некоторое разочарование, - чувство, хорошо знакомое тем, кто дождался долгожданного. Разочароваться было отчего – не имея опыта съемок, Чирков старался вложить в роли весь свой театральный опыт. Однако кино – не театр. Рассказывают, что когда Чирков впервые увидел себя на экране в фильме «Родной брат», он, сгорая от стыда, убежал из темного просмотрового зала, так и не досмотрев фильма.
Из неудачи Чирков извлек урок: понял, что в кино актер должен применять совсем иные выразительные средства, нежели в театре, что, как он скажет позже, - «не все доброе для театра можно тащить с собой на экран».
Новое кино, новые роли
Впервые в звуковом кино Борис Чирков снялся в крохотном эпизоде, сыграв болтливого парня, занявшего телефон-автомат, в фильме Г. Козинцева и Л. Трауберга «Одна». Ничего примечательного не было в роли, да и молодой исполнитель не проявил какое-то особенное мастерство или блеснул талантом. Не было этого. Но он сам, невысокого роста, не очень складный, с носом картошкой, с ногами не такими уж прямыми, с каким-то дефектом речи - ничуть, буквально ни одной чертой не похожий на актера, показался на редкость славным... Заключался в нем особенный, драгоценный дар: удивительная задушевность.
Козинцев и Трауберг обратили внимание на молодого актера и пригласили Чиркова принять участие в следующем фильме «Путешествие в СССР», предложив уже не эпизод, а маленькую роль деревенского парня, читающего наизусть книгу «Дети капитана Гранта». Фильм этот так и не был снят режиссерами, но их дружба с Чирковым все крепла и крепла. И когда был написан сценарий звукового фильма «Большевик», то Чиркова сразу же пригласили исполнить роль рабочего парня Демы.
Главную же роль в фильме должен был играть Эраст Гарин, в расчете на которого и писался сценарий «Большевик», но на первой же репетиции режиссеры поняли: Максима должен играть только Борис Чирков и никто кроме него. А уже в ходе работы название катртины изменилось с «Большевика» на «Юность Максима».
На экране актеру удалось создать не монумент героя революции, а живого человека во плоти и крови, «революцией мобилизованного и призванного». Зрители впервые увидели в чирковском Максиме конкретного, живого парня, делавшего революцию. Кинолента заканчивалась словами: «До свидания, Максим!» Но Максим, блистательно созданный Борисом Чирковым не мог уйти с экрана бесследно: зрители не допустили бы этого. Потому, три года спустя, появился фильм под названием «Возвращение Максима». А еще через несколько лет, в 1939 году, вышла завершающая часть трилогии – «Выборгская сторона», где действие происходило уже после Октябрьской революции. Здесь герой Бориса Чиркова уже учился управлять государством.
Одновременно с «Юностью Максима», Чирков снялся в роли старого крестьянина в фильме «Чапаев»: роль небольшая, но запоминающаяся. Зрители надолго запомнили старика с хитрыми глазами, пытливо «допрашивающего» Чапаева: «А вот, Василий Иваныч, мужики сумневаются: ты за большевиков али за коммунистов?» Чирков вообще нередко демонстрировал мастерство перевоплощения. Так, например, в картине «Депутат Балтики» 36-летний актер блестяще создал образ старого профессора.
А вот в роли Степана Паутина - героя фильма Сергея Герасимова «Учитель» - Чирков был ближе к самовыражению, чем к перевоплощению. Сельский учитель Степан Паутин - интеллигент в первом поколении. Актер создал характер тихий и скромный, но бесконечно терпеливый и настойчивый, обладающий огромными внутренними силами, - настоящий символ, сотканный из света идеи, а также мудрости и строгого, но справедливого добра.
40-е годы
Продолжал Борис Чирков сниматься и в годы войны. В это тяжелое для страны время требовались фильмы, поднимающие дух советского народа. Зачастую это были сатирические комедии, высмеивающие врага. Советский солдат в них всегда представал находчивым и непобедимым. Таким был и «Антоша Рыбкин» режиссера Константина Юдина. Чирков сыграл в нем повара-бойца, успешно проникающего в тыл к фашистам и наводящего там панику.
Были и более серьезные картины. В исторической ленте Владимира Петрова «Кутузов» Борис Чирков сыграл знаменитого гусара Дениса Давыдова, а в картине Леонида Лукова «Александр Пархоменко» - остро гротесковую роль хвастливого атамана Махно. Тем не менее, все эти роли не отличались особой глубиной. Если враг – то он должен быть ничтожным, если положительный герой, то в нем должно было присутствовать обобщающее начало при отсутствии индивидуальных черт. Такой обобщающий образ русского моряка был создан Борисом Чирковым в фильме «Иван Никулин - русский матрос».
Не изменилась ситуация и в первые послевоенные годы. Так в явно неудачном фильме «Суд чести» Чирков играл якобы обобщающий образ советского ученого, борющегося с «космополитизмом» в медицине. Даже в биографической ленте «Глинка» актер, играя главную роль, создавал опять же образ композитора вообще, а не конкретного человека. Тем не менее, несмотря на всю неубедительность фильмов зритель, благодаря великой игре и огромному обаянию актера, воспринимал и любил его героев.
Навеки в памяти
Расцвет творчества Бориса Чиркова пришелся на вторую половину 50-х и 60-е годы – период обновления советского кинематографа. Одной из первых значительных его работ стала роль хирурга Чижова в комедии Калатозова «Верные друзья». Актер блистательно сыграл эту роль, наполнив ее задушевностью, в результате чего, чирковский Чижов превратился из скучного резонера в лукавого, наивного и мудрого простака.
Чижову вообще всегда удавались роли современников. За все время он лишь раз снялся в классике – в 1953 году в фильме-спектакле «Нахлебник» по Тургеневу он сыграл Кузовкина. Наверное, в этом плане наш кинематограф потерял, но талант многих актеров зачастую используется однобоко. Зрители любили Чиркова именно за похожесть на рядового советского человека, чем режиссеры и пользовались. Чирков же, выступая на экране от имени зрителя, стал, по сути, символом того времени. Гаврила Черноиваненко в военной ленте «За власть Советов», Санитар Жилин в драме Иосифа Хейфица «Дорогой мой человек», Лещук в производственной киноповести «Мечты сбываются», Гаврила Романович Бирюков в военной киноленте «Живые и мертвые», туалетный работник в сатирической комедии «Каин XVIII» - эти и другие персонажи запомнились миллионам советским зрителям.
Стеснялся протеза
Интересно, что всенародный любимец, многократный лауреат госпремий был очень стеснительным человеком.
Женился он довольно поздно – в 48 лет. Родным рассказывал, что когда ходил знакомиться с будущей супругой, первый раз в ее доме жутко переживал и даже стеснялся сходить в туалет – терпел не один час. Избранницей актера стала дочь его близкого друга, профессора ВГИКа Лариса. В знаменитой картине «Верные друзья», где Чирков сыграл хирурга Чижова, его супруга исполнила роль провинциального врача.
У Чирковых даже есть семейная картина – фильм «Машенька». В нем Борис Петрович выступает в роли отца семейства. Жена играет дочь, а настоящая дочь Мила, которая родилась, когда актеру было 50 лет, его внучку.
Чирков перенес 4 инфаркта, но даже их не переживал так тяжело, как частичную потерю зрения. Это испытание, по мнению друзей, стало для него самым трудным. В марте 58-го года он писал в дневнике: «У меня перестал видеть левый глаз. Внешне не заметно, но трудно ориентироваться. Никому не говорю. Зачем? Кто поможет?»
– Он долго морально готовился к операции. От семьи держал свои планы в тайне, – делится племянник. – После того как гомеопаты с аллопатами не помогли, Чирков решился на хирургическое вмешательство. Отправил жену и дочь на юг, а сам лег в больницу. Он и не подозревал, что дочка Мила тоже в больнице. Она сломала ногу и находилась все время в здании, располагавшемся напротив того, где лежал отец. Помню, моя мама носила им друг от друга письма. Они до последнего скрывали свои болезни – не хотели расстраивать – и интенсивно обменивались бодрыми сообщениями.
Чиркову успешно прооперировали глаукому, и артист еще долго жил со стеклянным протезом в левом глазе. Зрители об этом не подозревали.
В быту актер, по рассказам родных, был очень покладистым. Он и болел за ту же футбольную команду, что и его супруга – из солидарности.
Уступчивость его исчезала, когда дело касалось работы над ролью. Близкие знали: когда Чирков репетирует, к нему лучше не подходить.
Это был пятый инфаркт
Чирков так и не оформил персональную пенсию – постеснялся. Мечтал сыграть Льва Толстого – не успел. 28 мая 1982 года, в день своей смерти, Чирков отправился в Кремль на заседание комиссии по присуждению Ленинских премий. Он дружил с отцом Кирилла Лаврова и очень переживал за сына товарища, уже состоявшегося в профессии. Желал, чтобы именно Лавров-младший получил премию. Чирков опаздывал на заседание и, чтобы успеть, почти бежал. Актеру стало плохо прямо в Георгиевском зале. Его увезли на скорой, но спасти не смогли: Чирков умер в больнице от пятого инфаркта.
– Мы сидели у его тела и ждали 4 дня, пока Брежнев укажет, где похоронить народного артиста, – вспоминают родные. – Без персонального ведома генерального секретаря сделать этого было нельзя. Наконец Брежнев назвал Новодевичье кладбище. Чиркова похоронили.
Через 9 дней от тоски умер его любимый пес Антошка.
Спустя 40 дней лопнула струна на его гитаре.
Сегодня в семье Чирковых два Максима. Именем легендарного героя, которого сыграл в кино Борис Петрович, назвали сыновей дочь актера Мила и племянник Андрей. В семье шутят, что посидеть между этими двумя молодцами – счастье: все желания мигом сбываются.
Свои последние роли актер сыграл, когда ему было за 70...
Фильмография
1975 Строговы (сериал)
1975 Роса ... председатель
1975 Горожане ... старый мастер
1973 Разные люди (сериал)
1973 По собственному желанию
1973 Жили три холостяка (ТВ)
1972 Ижорский батальон ... дяд Ваня
1971 Шутите?
1969 Сердце Бонивура (ТВ) ... Стороженков
1968 Семь стариков и одна девушка (ТВ) ... Владимир Николаевич Яковлев
1967 Мятежная застава
1966 Чрезвычайное поручение ... полицейский агент
1965 Первый посетитель
1965 Музыканты одного полка ... старик могильщик
1964 Голубая чашка ... колхозный сторож, отец Варвары
1963 Короткие истории (ТВ)
1963 Вызываем огонь на себя (сериал) ... староста
1963 Живые и мертвые ... Бирюков
1963 Каин XVIII ... работник
1962 Порожний рейс
1962 Грешный ангел
1961 Своя голова на плечах ... председатель колхоза
1961 Горизонт ... заместитель директора совхоза - Лихобаба
1960 Наследники
1959 Мечты сбываются ... Лещук
1958 Дорогой мой человек ... санитар Жилин
1957 Рядом с нами ... Столетов Степан Демьянович
1956 За власть советов ... Чернованенко
1955 Димитровградцы ... Соболев
1954 Верные друзья ... Чижов
1953 Нахлебник
1950 Донецкие шахтеры ... Степан Недоля
1950 Кавалер Золотой звезды ... Кондратьев
1948 Три встречи
1948 Суд чести
1946 Глинка ... композитор М.И. Глинка
1944 Иван Никулин - русский матрос ... Захар Фомичев
1943 Партизаны в степях Украины ... дед Тарас
1943 Кутузов ... Давыдов
1943 Фронт ... начальник разведки фронта Удивительный
1942 Антоша Рыбкин
1942 Александр Пархоменко ... Махно
1941 Трое в воронке ... Максим (ведущий сборника)
1941 Боевой киносборник №1 ... Максим (ведущий сборника)
1939 Учитель ... Степан Иванович Лаутин
1939 Минин и Пожарский ... Роман
1939 Выборгская сторона ... Максим
1939 Великий гражданин ... Максим
1938 Человек с ружьем ... Евтушенко
1937 Волочаевские дни ... хитрый старик
1937 Возвращение Максима ... Максим
1936 Леночка и виноград ... кучер совхоза
1936 Подруги ... Сенька
1934 Юность Максима... Максим
1934 Чапаев
1931 Одна ... телефонист
1929 Родной брат ... Гришка
1928 Луна слева ... Орский
1928 Мой сын ... Паташон
1975 Роса ... председатель
1975 Горожане ... старый мастер
1973 Разные люди (сериал)
1973 По собственному желанию
1973 Жили три холостяка (ТВ)
1972 Ижорский батальон ... дяд Ваня
1971 Шутите?
1969 Сердце Бонивура (ТВ) ... Стороженков
1968 Семь стариков и одна девушка (ТВ) ... Владимир Николаевич Яковлев
1967 Мятежная застава
1966 Чрезвычайное поручение ... полицейский агент
1965 Первый посетитель
1965 Музыканты одного полка ... старик могильщик
1964 Голубая чашка ... колхозный сторож, отец Варвары
1963 Короткие истории (ТВ)
1963 Вызываем огонь на себя (сериал) ... староста
1963 Живые и мертвые ... Бирюков
1963 Каин XVIII ... работник
1962 Порожний рейс
1962 Грешный ангел
1961 Своя голова на плечах ... председатель колхоза
1961 Горизонт ... заместитель директора совхоза - Лихобаба
1960 Наследники
1959 Мечты сбываются ... Лещук
1958 Дорогой мой человек ... санитар Жилин
1957 Рядом с нами ... Столетов Степан Демьянович
1956 За власть советов ... Чернованенко
1955 Димитровградцы ... Соболев
1954 Верные друзья ... Чижов
1953 Нахлебник
1950 Донецкие шахтеры ... Степан Недоля
1950 Кавалер Золотой звезды ... Кондратьев
1948 Три встречи
1948 Суд чести
1946 Глинка ... композитор М.И. Глинка
1944 Иван Никулин - русский матрос ... Захар Фомичев
1943 Партизаны в степях Украины ... дед Тарас
1943 Кутузов ... Давыдов
1943 Фронт ... начальник разведки фронта Удивительный
1942 Антоша Рыбкин
1942 Александр Пархоменко ... Махно
1941 Трое в воронке ... Максим (ведущий сборника)
1941 Боевой киносборник №1 ... Максим (ведущий сборника)
1939 Учитель ... Степан Иванович Лаутин
1939 Минин и Пожарский ... Роман
1939 Выборгская сторона ... Максим
1939 Великий гражданин ... Максим
1938 Человек с ружьем ... Евтушенко
1937 Волочаевские дни ... хитрый старик
1937 Возвращение Максима ... Максим
1936 Леночка и виноград ... кучер совхоза
1936 Подруги ... Сенька
1934 Юность Максима... Максим
1934 Чапаев
1931 Одна ... телефонист
1929 Родной брат ... Гришка
1928 Луна слева ... Орский
1928 Мой сын ... Паташон
Озвучивание
1956 Чудесный колодец ... читает текст
1956 Сказка о попе и о работнике его Балде
1954 Царевна-лягушка
1952 Каштанка
1950 Чудо-мельница
1950 Сказка о рыбаке и рыбке
1949 Весенняя сказка ... читает текст
1956 Сказка о попе и о работнике его Балде
1954 Царевна-лягушка
1952 Каштанка
1950 Чудо-мельница
1950 Сказка о рыбаке и рыбке
1949 Весенняя сказка ... читает текст
Режиссер
1977 Машенька (ТВ)
Награды и премии
Депутат Верховного Совета СССР 4-го созыва
1968 Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за актёрскую работу»
1960 Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз за мужскую роль»
1952 Лауреат Сталинских премий: за участие в фильме «Донецкие шахтеры»
1950 Народный артист СССР
1949 Лауреат Сталинских премий:за участие в фильме «Суд чести»
1947 Лауреат Сталинских премий: за участие в фильме «Глинка»
1941 Лауреат Сталинских премий: за участие в кинотрилогии о Максиме
1968 Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за актёрскую работу»
1960 Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз за мужскую роль»
1952 Лауреат Сталинских премий: за участие в фильме «Донецкие шахтеры»
1950 Народный артист СССР
1949 Лауреат Сталинских премий:за участие в фильме «Суд чести»
1947 Лауреат Сталинских премий: за участие в фильме «Глинка»
1941 Лауреат Сталинских премий: за участие в кинотрилогии о Максиме