Персоны :: Михаил Жаров

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 14
  • Создал17.02.2009 в 20:38
  • durgaja
  • Ред.26.07.2017 в 00:19
  • tkvvkt
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Михаил Иванович Жаров
Дата рождения: 27 октября, 1899 | скорпион
Место рождения: Москва, Российская империя
Дата смерти: 15 декабря, 1981 | 82 года
Место смерти: Москва, СССР
Карьера: Актер, режиссер
Жанр: Драма, комедия, мелодрама
Супруга: Людмила Целиковская (развод), Дина Жарова (развод, один ребенок), Людмила Полянская (развод), Майя Гольдштейн (двое детей)
Семья: Анна Жарова (дочь), Евгений Жаров (сын)
Биография
Родители

Однажды в 1872 году сторож Николаевского приюта утром обнаружил у дверей младенца в изящном кружевном конверте с голубыми бантами и прикрепленной запиской: "Назовите мальчика Иваном". Вполне вероятно, что мальчик был плодом любви какой-нибудь актрисы и знатного человека. В ту пору нередко молодые, которым не позволяли сословные приличия соединиться, оставляли своих детей именно в Николаевском приюте. Так и появился на свет отец Михаила Жарова - Иван.

Фамилию Жаров Иван получил от своей воспитательницы. Тогда в приюте существовало правило: каждая воспитательница брала на попечение трех воспитанников и обучала их профессии. Когда дети выпускались "в жизнь", они получали фамилию своей наставницы.
Мама Михаила Жарова - Анна Семеновна Дроздова - происходила из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии.

Детство

В начале 20 столетия детская смертность была все еще достаточно высокой. Не обошло это стороной и семью Жаровых. В младенчестве умерла их первая дочь - Надя. 27 октября 1899 года появился Михаил. Затем родилась Шура, она тоже умерла... После нее, в 1907-м, родилась Лида, в 1911-м - еще одна Шура, а потом - самая младшая - Нина.

Семья Жаровых жила довольно трудно. Иван Жаров работал печатником в типографии Бахмана. Туда же он устроил и сына Мишу. Мальчик работал наборщиком за 50 копеек в день. Со временем оцта повысили в должности - он стал агентом по типографским заказам. Финансовое положение в семье сталь чуть лучше.

В семье Жаровых все любили книги, любили искусство. Не удивительно, что юный Миша с детства устраивал во дворе театр, разыгрывая сценки с городовым и Петрушкой. Мечта о театре осуществилась в 16 лет...

Первые роли в театре и кино

В 1915 году шестнадцатилетнего Михаила Жарова приняли в театр "Опера С. И. Зимина". Рассказывает дочь актера Елизавета Жарова: "Знаете, есть такой штамп - "долговязый подросток с тонкой шеей". Вот таким и был 16-летний папа - худой, длинный, вихрастый. Он служил у Зимина на посылках: выполнял мелкие поручения, в частности, разносил билеты для бедноты...".

На сцене Михаилу Жарову доверяли роли бессловесных статистов. Впервые он появился перед зрителями в опере Кюи "Капитанская дочка". Михаил изображал инородца, который вылезает на сцену из-под забора и получает палкой по голове. На первом же спектакле Миша от удара потерял сознание и, придя в себя, твердо решил: "Буду артистом".

В том же 1915 году Жаров впервые снялся в кино. Произошло это случайно. В театр пришел человек из съемочной группы и пригласил всех желающих сняться в массовке кинематографического варианта оперы Римского-Корсакова "Псковитянка" с Шаляпиным в роли Ивана Грозного. Жаров боготворил Шаляпина. К тому времени он уже не раз участвовал в массовках спектаклей, где играл этот знаменитый певец. Теперь же представилась возможность поработать рядом с ним на съемочной площадке.

В фильме Михаил Жаров изображал опричника. Ему приклеили бороду, посадили на коня... В кадре промелькнул он лишь мгновение, да и то узнать его было достаточно трудно, но, тем не менее, это был его кинематографический дебют.

Революция

В 1916 году Жаров сделал попытку поступить в только что открывшийся театр-кабаре "Летучая мышь", но его не приняли. Тогда Михаил принял решение учиться. И здесь его ждала неудача. Сначала ему отказали в училище Малого театра. "У тебя каша во рту", - пояснил решение комиссии один студент, присутствовавший на экзамене. Затем последовал отказ в студии МХАТ. Вопрос о платном обучении отпадал сам собой - у Михаила ничего не было. Он вновь вернулся в оперный театр Зимина.

С присущим его возрасту восторгом, Михаил встретил революцию 1917 года. Вспоминает Елизавета Жарова: "Папа записался в народную дружину, получил какой-то мандат и с гордостью сообщил матери по телефону: "Мама, я народная милиция №10!" Но утром бабушка не пустила его "делать революцию": "Сиди дома, без тебя обойдутся!"".

Вскоре большинство студий были закрыты. Жаров, получив приглашение Владимира Тодди - режиссера Первого передвижного театра Красной Армии, отправился с выступлениями на Восточный фронт.

Первая жена. Сын

В 1919 году Михаил Жаров вернулся в Москву. Вернулся не один. Вспоминает Светлана Жарова (племянница актера): "В 1919 году дядя Миша привез с Деникинского фронта, куда ездил с агитпоездом, жену Дину, уроженку Минска. Родители были в шоке - Дина оказалась старше дяди, совсем еще мальчика, на два года! Недели две они проплакали, однако ни словом не упрекнули молодых. Когда дети спрашивали у матери совета при вступлении в брак, она рассуждала так: "Если скажу "да", а ваша жизнь не сложится - я буду виновата; если скажу "нет", и ваша жизнь тоже не сложится - снова виновата буду я. Поэтому поступайте, как считаете нужным. А мы с отцом всегда и во всем вам поможем"".
В 1921 году у Михаила и Дины родился сын Женя. Впоследствии он стал актером. Работал в Театре комедии имени Н.П. Акимова, снимался в фильмах "Человек в зеленой перчатке" и "Калина красная". Стоит отметить, что прокладывал себе дорогу Евгений сам, Михаил Жаров терпеть не мог блата и кумовства.

Театральная деятельность

Немного отучившись в Театральной студии Ф. Комиссаржевского, Михаил Жаров в 1921 году поступил в Рогожско-Симоновский театр имени Сафонова. Проработав там неполный год, он перешел в Театр Мейерхольда. Там он с успехом играл эпизодические острохарактерные роли: мадам Брандахлыстову ("Смерть Тарелкина", 1921), секретаря ("Учитель Бубус", 1925), денщика ("Мандат", 1925). Актер был уморительно смешон, азартен, напорист.

В 1926 году Жаров покинул Мейерхольда. Он работал в Бакинском рабочем театре (1926-1927 и в 1929 г.), в Казанском Большом драматическом театре (1928), в Реалистическом театре (1930), в Московском Камерном театре (1931-1938). Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет: нелепый домоуправ ("Зойкина квартира", 1927), балагур Васька Окорок ("Бронепоезд 14-69", 1927), демобилизованный буденновец ("Первая Конная", 1929), грубоватый матрос Алексей ("Оптимистическая трагедия", 1933).
Наиболее полно раскрылось актерское дарование Жарова в Малом театре, где он играл с 1938 года и до конца своих дней.

Вторая жена

В 1928 году Жаров встретил актрису Людмилу Полянскую и ушел из семьи. Рассказывает Светлана Жарова: "Перед этим он объяснился с матерью, и мать сказала так: "Миша, Дина - моя дочка, и она останется со мной. Женя - мой внук, и я позабочусь, чтобы он никогда ни в чем не нуждался. Заботься о нем и ты. Если захочешь, чтобы я познакомилась с твоей новой женой - приду. А теперь уходи". И Михаил Иванович ушел. Сначала они с Люсей Полянской жили в коммуналке. Потеряли двух сыновей - они умерли младенцами.

"Путевка в жизнь"

Настоящую славу Михаилу Жарову принесла роль Жигана в драме Николая Экка "Путевка в жизнь" (1931). Этот первый советский звуковой фильм рассказывал о коммуне для беспризорников. Жаров играл главаря воровской шайки, бандита-убийцу, сбивающего малолетних беспризорников с пути истинного. В роли Жигана артист умело использовал возможности звукового кино: играл на гитаре и пел, дал своему герою особый говор, демонстрировал своеобразное обаяние и все тот же шик.

Кино. 30-е годы

30-е годы - расцвет всенародной популярности Михаила Жарова. В кино артист был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссеры. У Владимира Петрова он сыграл веселого озорника Кудряша ("Гроза", 1934) и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова ("Петр Первый", 1937), у Исидора Анненского - громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова ("Медведь", 1938) и жизнерадостного учителя Коваленко ("Человек в футляре", 1939).

В фильмах Г. Козинцева и Л. Трауберга о революционере Максиме ("Возвращение Максима", 1937 и "Выборгская сторона", 1938) Жаров опять с шиком и обаянием сыграл отрицательного персонажа - конторщика Дымбу. По ходу фильма он пел знаменитую доныне песенку: "Цыпленок жареный, цыпленок пареный, цыпленок тоже хочет жить".

Людмила Целиковская

В 1943 году на съемках музыкальной комедии "Воздушный извозчик" Михаил Жаров познакомился с актрисой Людмилой Целиковской. Рассказывает Светлана Жарова: "К этому времени в семье у дяди давно уже не ладилось. Люда Полянская предпочитала по вечерам раскладывать с матерью пасьянсы, и когда кормилец возвращался домой после двух смен в павильоне, то заставал скучающих дам и... никакого ужина. При этом теща делала еще недовольное лицо. Она болезненно гордилась своим высоким происхождением (правда, никто не знал, в чем оно состояло) и считала Михаила Ивановича с его родней плебеями. Дядя с женой и тещей жили в так называемом "лауреатнике" - вместе с Эйзенштейном, Черкасовым и многими другими известными деятелями культуры. А нелюбимая тещей остальная часть семьи Жаровых - отец, мать, племянницы и я в том числе, ютились в одной комнатушке на Дыкханской улице".

Естественно, что в такой атмосфере трудно жить любому человеку. И как раз в этот тяжелый для актера период он и повстречал Людмилу Целиковскую, которая была младше Михаила Ивановича на двадцать лет. Юная актриса была необычайно красива и кокетлива. В картине Михаил Жаров играл уже немолодого, отважного летчика Баранова, влюбленного в начинающую певицу, роль которой исполняла Целиковская. Любовь с экрана они перенесли и в жизнь.

Расставаясь с Людмилой Полянской Михаил Иванович поступил так, как поступал всю жизнь в подобных ситуациях: оставил бывшей жене большую квартиру на Тверской, не взяв оттуда ничего - даже свои любимые книги.

Рассказывает Светлана Жарова: "Когда много лет спустя Люся (Полянская) умерла, Михаил Иванович организовал похороны. На поминках дядя сказал ее приемному сыну, что хотел бы забрать единственное: свою библиотеку. Сообразительный мальчик тут же выдвинул встречное предложение: "Михаил Иванович, вы пропишите меня в этой квартире, и я отдам вам книги". Дядя побагровел, повернулся и молча вышел".
С Людмилой Целиковской Михаил Жаров прожил семь лет. Первоначально они снимали номер в гостинице "Москва", затем Михаил Иванович получил небольшую квартиру.

Фильмы военного времени

Помимо уже упомянутого "Воздушного извозчика" Михаил Жаров в период войны снялся еще в десятке фильмов: "Оборона Царицына", "Актриса", "Во имя Родины" (старый опытный солдат Глоба), "Юный Фриц" (Фриц), "Близнецы (Еропкин) и других. Фильмы разного уровня и с разной судьбой. К примеру, пропагандистский сатирический памфлет "Юный Фриц" так и не вышел на экраны. Зато комедия "Близнецы" (1945), где Михаил Жаров сыграл главную роль в месте с Людмилой Целиковской, имела большой зрительский успех многие годы.
Одной из самых ярких работ Жарова в период войны была роль Малюты Скуратова в исторической картине "Иван Грозный" (1944). Вместе с ним вновь снялась и Людмила Целиковская. Первоначально планировалось, что в фильме сыграет знаменитая балерина Галина Уланова, но Жаров настоял на кандидатуре своей молодой жены.

Специально для Целиковской Жаров взялся и за режиссуру, поставив военную комедию "Беспокойное хозяйство". О том каким режиссером был Михаил Жаров, вспоминает Александр Граве, исполнитель главной роли в фильме: "Держал всех крепко, но не тиранил. Да он и сам не терпел "наполеончиков". Работал с удовольствием, много придумывал, дорожил атмосферой фильма, прекрасной компанией актеров". Съемки фильма были начаты в самый разгар войны, а закончены в 1946 году.

Разрыв с Целиковской

Михаил Жаров очень любил свою жену, с удовольствием выполнял все ее капризы, даже покупал ей старинные украшения. Но после войны Целиковскую захватила новая любовь - она познакомилась с К. Алабяном, жившим с ними в одном дворе. Некоторое время Людмила пыталась скрывать свой роман, но Михаил Иванович был не из тех людей, кто узнает обо всем последний, и решительно порвал с ней. Этот разрыв закончился для него бессонницей, сердечными спазмами и микроинфарктом.

Рассказывали, что как-то Целиковская призналась друзьям: "О чем я жалею, так это о том, что рассталась с Мишей Жаровым. Он был в моей жизни самым настоящим".

Майя

Отдыхая в Истринском санатории, Михаил Жаров познакомился с семьей известных врачей Гельштейнов - Элиазаром Марковичем, Гиндой Хаимовной и их дочерьми Майей и Викой. Михаил Иванович, чей возраст к тому времени приближался уже к пятидесяти, безумно влюбился в Майю, которая была на тридцать лет его моложе. Влюбленный Жаров и сам казалось, помолодел, став предводителем молодежной компании: лес, костры, лодки, походы.

Не могла не обратить на великолепного актера и Майя. Вскоре она уехала сдавать экзамен в Москву. Там она вновь и вновь вспоминала о нем, накупила открытки с его изображением и сделала запись в своем дневнике: "Что мне делать? Я влюбилась в старого некрасивого артиста Жарова!.." Она и не могла предположить, что и немолодой актер питает к ней те же чувства.
Когда Майя вернулась в санаторий, Жаров рухнул перед ней на колени и заплакал: "Я знаю, что не должен вам это говорить, но я вас безумно люблю...". Вскоре он сделал ей официальное предложение.

Вспоминает сестра Майи Виктория Килинская: "В один из осенних вечеров 1949 года в нашей квартире раздался звонок. Я открыла дверь: на пороге стоял народный артист СССР Михаил Иванович Жаров собственной персоной. Наверное, в тот момент я бы меньше удивилась, увидев Ленина со Сталиным. "Вы Вита? А я..." - "Я знаю, кто вы!" - "Конечно, знаете. Меня вся страна знает. Но если серьезно, я бы хотел поговорить с Элиазаром Марковичем". Умирая от любопытства, я провела Жарова к отцу и плотно закрыла дверь.

Все, что происходило дальше, потом рассказал нам папа. Жаров, войдя в кабинет, встал на колени и попросил руки моей сестры. Проговорили они с отцом часов шесть. Дело закончилось распитием той самой заветной бутылки вина, припасенной Элиазаром Марковичем для замужества дочери".

Испытание характера

Михаил Иванович сделал предложение Майе в весьма непростое время. Как раз в этот период началась печально известная травля врачей-евреев. Одним из первых подвергся гонениям отец Майи Элизар Маркович. Сначала была статья в студенческой газете, обливающая грязью заслуженного профессора. Затем начались бесчисленные комиссии по проверке работы его кафедры. Элизар Маркович перенес несколько инфарктов, но каждый раз возвращался в институт - преподавал, писал статьи и учебники. В 1952 году он подал заявление об уходе, а в феврале 1953 года его арестовали. Была арестована и его жена.

Михаил Иванович и вся семья Жаровых повели себя очень достойно. Когда все отвернулись от семьи Гельштейнов, они одни поддерживали их морально. Мало того, Жаров приютил в своей квартире и сестру Майи Вику. В то время у Жаровых уже росла дочка Анюта, и Майя ждала второго ребенка.

Все эти события не могли не отразиться на Михаиле Жарове. Руководство Малого театра сняло его с должности партийного секретаря. Вчерашние знакомые, еще недавно заискивающие и лебезившие перед ним, теперь отводили глаза, чтобы лишний раз не здороваться.
Но Михаил Иванович не только не изменил своей позиции, но на одном из собраний резко заявил, что от родителей жены никогда не отречется. Тогда начались угрозы по телефону...

50-е - 60-е

Естественно, что ни о каких работах в кино или в театре в начале 50-х и речи не могло быть. Лишь после смерти Сталина, когда родители Майи были реабилитированы, Жаров начал вновь сниматься в кино.
Он сыграл Прохора в фильме-спектакле "Васса Железнова", Артынова в мелодраме Исидора Анненского "Анна на шее" (1954), Свиристинского в музыкальной комедии "Девушка с гитарой" (1958). Позже он появился перед кинозрителями, пусть в небольших, но ярких ролях.

Анискин

Последним всенародным успехом Михаила Жарова стала роль деревенского детектива Анискина. Первый фильм об этом почти фольклорном персонаже, который так и назывался "Деревенский детектив", был поставлен в 1968 году режиссером Иваном Лукинским по одноименной повести Виля Липатова. Милиционер Анискин настолько понравился и публике, и критике, и начальству, что вскоре вышло еще два телефильма о хитроватом и добродушном сельском участковом: "Анискин и Фантомас" и "И снова Анискин".
Свой последний фильм "И снова Анискин" Михаил Жаров поставил сам. К тому времени он уже был тяжело болен, но перед камерой держался достойно. Следует заметить, что в последние годы у актера проявились и признаки "звездности". Жаров, очень болезненно относился к своей славе, своей фигуре, резко реагировал на оператора, если тот уводил от него объектив кинокамеры. Не случайно в фильме постоянно одни крупные планы Жарова.

В декабре 1981 года, Михаил Иванович Жаров умер. С его смертью из нашего искусства ушло обаятельное плутовство, симпатичная развязность персонажей, ушли шик и блеск актерского мастерства.
Фильмография
1978 Власть тьмы (ТВ) ... Митрич
1977 И снова Анискин (мини-сериал) ... Фёдор Анискин
1973 Так и будет (ТВ) ... Воронцов
1973 Анискин и Фантомас (ТВ) ... Фёдор Иванович Анискин
1972 Развод по-нарымски (ТВ) ... Анискин
1968 Деревенский детектив ... Анискин
1966 Старшая сестра ... Ухов
1963 Внимание! В городе волшебник ... повар
1963 Каин XVIII ... военный министр
1959 Млечный путь ... Михаил Силович
1958 Красные листья
1958 Девушка с гитарой ... Свиристинский
1957 Сапоги (ТВ, короткометражный) ... Блистанов
1954 Ревизоры поневоле (короткометражный) ... Лаптев
1954 Васса Железнова ... Прохор Борисович Храпов, брат Вассы
1954 Анна на шее ... Артынов
1949 Счастливый рейс ... шофер Зачесов
1948 Мичурин ... Хренов Семен Семенович
1947 За тех, кто в море ... Харитонов
1946 Беспокойное хозяйство ... старшина Семибаб
1945 Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор ... Малюта Скуратов, опричник
1945 Близнецы ... Еропкин
1944 Иван Грозный ... Малюта Скуратов, опричник
1943 Юный Фриц (короткометражный) ... Фриц
1943 Воздушный извозчик ... Баранов
1943 Во имя Родины ... Глоба
1943 Актриса
1942 Секретарь райкома ... Гаврила Русов
1942 «Боевой киносборник» №12 ... дед
1942 Оборона Царицына ... Перчихин
1941 Богдан Хмельницкий ... Гаврило
1939 Ошибка инженера Кочина ... Ларцев
1939 Степан Разин ... Лазунка
1939 Человек в футляре ... Коваленко
1939 Петр Первый 2 ... Александр Данилович Меньшиков
1938 Выборгская сторона ... анархист Дымба
1938 Медведь (короткометражный) ... Григорий Степанович Смирнов
1937 Петр Первый ... Александр Данилович Меньшиков
1937 Возвращение Максима ... Конторщик
1935 Товарищи ... инженер
1935 Любовь и ненависть
1935 Три товарища ... начальник строительства Бумстроя Михаил Иванович Зайцев
1934 Мечтатели ... Хайлов
1934 Гроза ... Ваня Кудряш, приказчик Дикого
1933 Окраина ... Краевич
1932 Двадцать шесть комиссаров ... меньшевик
1931 Путевка в жизнь ... Томка Жиган
1929 Тайна Ани Гай ... Ждан
1929 Два-Бульди-два
1928 Без ключа (короткометражный)
1928 Белый орел
1927 Дон Диего и Пелагея ... Михаил Иванович
1927 Кто ты такой?
1927 Человек из ресторана ... официант
1926 Мисс Менд
1926 Случай на мельнице ... Ефим, сын Герасима
1925 Шахматная горячка (короткометражный) ... маляр
1925 Дорога к счастью ... Егор Миронов
1925 Его призыв
1924 Аэлита
1915 Царь Иван Васильевич Грозный ... солдат
Режиссер
1977 И снова Анискин (мини-сериал)
1973 Анискин и Фантомас (ТВ)
1946 Беспокойное хозяйство
Награды и премии
1949 Народный артист СССР
1944 Народный артист РСФСР
1974 Герой Социалистического Труда
1947 Сталинская премия второй степени - за исполнение роли Михаила Михайловича Харитонова в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва
1942 Сталинская премия первой степени - за исполнение роли казака Перчихина в фильме «Оборона Царицына» (1-я серия)
1941 Сталинская премия первой степени - за исполнение роли князя А. Д. Меншикова в фильме «Пётр Первый» (1937, 1938)
Три ордена Ленина (1967, 1970, 1974)
1979 Орден Октябрьской Революции
Два ордена Трудового Красного Знамени (1938, 1949)
1944 Орден Красной Звезды
Медали
Ссылки
Много интересных статей: //www.peoples.ru/art/cinema/actor/jarov/
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions