С участием персоны 289 раздач
Краткая биография
Имя: Алиса Бруновна Фрейндлих
Дата рождения: 8 декабря, 1934 | стрелец
Место рождения: Ленинград, СССР
Карьера: Актриса
Жанр: Драма, комедия, приключения
Супруг: Юрий Соловей (развод), Игорь Владимиров (развод, один ребенок)
Семья: Бруно Фрейндлих (отец), Варвара Владимирова (дочь)
Дата рождения: 8 декабря, 1934 | стрелец
Место рождения: Ленинград, СССР
Карьера: Актриса
Жанр: Драма, комедия, приключения
Супруг: Юрий Соловей (развод), Игорь Владимиров (развод, один ребенок)
Семья: Бруно Фрейндлих (отец), Варвара Владимирова (дочь)
Биография
Родители
Мама Алисы Фрейндлих, Ксения Федоровна Федорова, смолоду жила в Пскове, участвовала в художественной самодеятельности. Затем она переехала в Ленинград, училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи (ТРАМ). Там же Ксения Федоровна познакомилась с актером Бруно Фрейндлихом.
Бруно Артурович был выходцем из немцев. Это были художники-стеклодувы, которых Петр I привез в Россию начинать стеклодувное дело. С тех пор они здесь и осели.
В 1934 году родилась Алиса Бруновна. Она вспоминает: «Я родилась в доме на Исаакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник, и открывался такой захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь...»
Война
Перед самой войной родители Алисы расстались. Бруно Фрейндлих с театром уехал в эвакуацию в Ташкент. Возможно, это и спасло Алису и ее маму. Дело в том, что с началом войны начались репрессии против потомственных немцев. Не избежали этой участи и родственники Алисы по отцовской линии. Был арестован ее родной дядя Артур Фрейндлих со своей женой.
В течение всей войны Алиса с мамой оставались в Ленинграде, пережили блокаду. С тех пор у Алисы на всю жизнь осталась привычка ничего не оставлять на тарелке. В декабре 1942 года она пошла в первый класс, а в 1943 была принята в пионерскую организацию.
Мама Алисы еще до войны оставила театр. Во время войны она работала на заводе. В последствии Ксения Федоровна так и не вернулась к актерской профессии, проработав всю жизнь бухгалтером в Центральной сберегательной кассе Ленинграда. Не восстановились ее отношения и с Бруно Фрейндлихом. Из эвакуации он вернулся с новой семьей – женой и только что вернувшейся дочкой Ириной.
Послевоенное детство
В декабре 1945 года Алиса с мамой переехали в Таллин к родственикам, где прожили до лета 1948 года. В Таллине она училась в третьем, четвертом и пятом классах русской школы. «В младших классах я училась хорошо, даже отличницей была, но по мере возникновения в моей жизни физики, химии и прочей математики я превратилась в среднюю ученицу, троечницу. Все технические науки для меня темный лес», - рассказывает Алиса Бруновна.
В 1948 году Алиса с мамой вернулись в Ленинград. Девочка вновь поступила в ту же школу. Не смотря на то, что у Бруно Артуровича была уже другая семья, Ксения Федоровна не запрещала ей встречаться с отцом. Правда встречи эти происходили тайком – жена Бруно Артуровича была категорически против этого. Их дочка Ирина долгое время вообще не знала о существовании своей сестры. Лишь много лет спустя Ирина и Алиса познакомились и стали настоящими подругами.
Алиса с детства мечтала стать актрисой. В какой то мере к этому подтолкнуло влияние отца: «Со сверстниками мы часто устраивали всякие представления, играли в театр. Отец, конечно, в буквальном смысле не призывал меня к этой профессии никогда, но я с ним дружила, наблюдала за его игрой. Его рыцарское отношение к театру, конечно, на меня подействовало». В школе, где училась Алиса, был театральный кружок. Его вела выдающаяся театральная актриса Мария Александровна Призван-Соколова. Здесь девочка и начала постигать секреты актерского мастерства.
Учеба в театральном
Окончив в 1953 году школу, Алиса подала документы в Ленинградский Театральный институт им. А. Островского. Готовиться к экзаменам ей помогала все та же Мария Александровна Призван-Соколова, которая сразу полюбила Алису, разглядела в девушке настоящий талант.
«Разговор двух дам», - слегка дрожащим от волнения голосом объявила свое выступление на приемном экзамене Алиса. Да и как было не заволноваться! «Шутка ли, решается твоя судьба – актерский класс набирает Борис Зон, а он, говорят, не любит травести, а я с виду – типичная травести, маленькая, худенькая, да еще нос курносый», - вспоминает актриса.
И все же, собрав волю в кулак, Алиса произнесла свой темпераментный, выразительный гоголевский диалог с воображаемой партнершей. Комиссия была покорена.
Алиса попала в прекрасные руки. Выдающийся педагог, профессор Борис Зон воспитал таких прославленных мастеров сцены, как Зинаиду Шарко, Павла Кадочникова, Николая Трофимова.
Будучи студенткой, Фрейндлих дебютировала в 1955 году в кино, сыграв небольшие роли в мелодраме «Неоконченная повесть» и драме «Таланты и поклонники».
Тогда же Алиса Фрейндлих вышла замуж за своего однокурсника по театральному институту. Однако, их брак оказался непрочным. Вскоре после окончания института они развелись.
Театр имени Комиссаржевской
В 1957 году Алиса окончила театральный институт. Она блестяще сыграла в дипломном спектакле «Мораль пани Дульской» и была принята в труппу Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской.
О работе в этом театре актриса вспоминает с большим удовольствием. Здесь она прошла хорошую школу. Алиса Бруновна вспоминает: «Там блистала превосходная актриса Эмма Попова. А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова. Я рыдала и переживала страшно, что мне не удалось сыграть Дороти в «Пятой колонне» Хемингуэя. А может, и к лучшему. Если бы тогда поручали сложные психологические роли, наверное бы, я сломалась и сейчас была посредственной актрисой. Ведь надо очень много пережить и передумать, чтобы было о чем рассказать зрителю. Я твердо уверена: любому актеру надо много перестрадать, надо пройти огонь воду и медные трубы, чтобы стать настоящим мастером».
Театр имени Комиссаржевской стал стартовой площадкой для Фрейндлих. Первые ее роли были из амплуа травести. Но даже мальчишек Алиса играла настолько талантливо, что вскоре ей была доверена главная роль в спектакле «Время любить». С этой работы и началась новая линия в творчестве актрисы – мелодраматическая.
Театр имени Ленсовета
С Игорем Владимировым Алиса Фрейндлих познакомилась еще в конце 50-х. По его настоянию актриса в 1961 году перешла в театр имени Ленсовета, руководителем которого он являлся. А вскоре творческий союз перерос в семейный. Они сыграли свадьбу. В этом браке у Алисы Бруновны родилась дочь Варвара.
В Театре имени Ленсовета актриса раскрылась по настоящему. И помог ей состояться в творческом плане, по утверждению Алисы Бруновны, именно Игорь Владимиров. Он точно уловил специфику таланта Фрейндлих. Специально для нее он восстановил пьесу Арбузова «Таня» и поставил «Варшавскую мелодию» Зорина. А какой была Джульетта в исполнении Фрейндлих в постановке бессмертного произведения Шекспира (1964)! Её героиня решительна, насмешлива и погружена в размышления. В минуты душевного напряжения она не восклицает, а как бы цепенеет от охватившего её чувства. Спектакль по-своему отвечал требованию времени, настойчивым поискам нового в классике.
Очень скоро Алиса Фрейндлих стала первой леди театра, все эти годы играя с немыслимыми перегрузками. Она играла в спектаклях "Женский монастырь", "Последний парад", "Люди и страсти" и была в них главным центром притяжения. Все произнесенное ею приобретало особый душевный смысл. Самая рядовая бытовая роль возвышалась ею до поэзии. В "Последнем параде" она пела новые прекрасные песни М.Таривердиева, в том числе лиричнейшую "Музыку", посвященную Шопену. В феерии "Люди и страсти", где она конферировала вместе с М.Боярским, она сыграла сцену Елизаветы из "Марии Стюарт" Шиллера и сцену Уриеля Акосты из знаменитой некогда, одноименной пьесы Гуцкова, поражая мастерством перевоплощения, рано накопленной сценической техникой. Необычайно выразительно исполняла она песню Г.Гладкова на слова Г.Гейне "Мария-Антуанетта". Нежнейший камерный голос артистки воссоздавал чудовищную фантасмагорию: бал обезглавленных королевы и фрейлин...
Одной из лучших работ на сцене этого театра стала роль Катерины Ивановны в спектакле по роману Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», где наиболее раскрылся драматический талант актрисы А какой неожиданностью стал ее Малыш в "Малыше и Карлсоне"! Взрослые ходили на спектакль исключительно для собственного удовольствия, ибо могли оценить актерское мастерство и насладиться им больше, чем дети.
Кино. В тени
В отличие от театра в кино актрисе долгое время не везло. То ей доставались небольшие роли, то режиссеры находили, по их мнению, более подходящих исполнительниц на роли. Так, например, ей не довелось сыграть Алевтину в «Зигзаге удачи», которую блестяще исполнила Валентина Талызина.
Прорывом могла стать ее работа в картине Элема Климова «Похождения зубного врача». Однако фильм вышел в 1965 году - уже после окончания «оттепели». Он пришелся не ко двору, и был «положен на полку» на пару десятилетий.
Но не только это осложняло ее судьбу в кино. Часто приходилось отказываться от съемок из-за работы в театре, и многие роли просто прошли мимо. Так было с «Зеркалом» Андрея Тарковского.
Первой большой работой Алисы Фрейндлих в кино, которую увидели телезрители, стала главная роль в киноповести Евгения Хринюка «Анна и Командор» (1974).
«Служебный роман»
Переломным для актрисы стал 1976 год, когда она была приглашена Эльдаром Рязановым на роль Людмилы Прокофьевны Калугиной в комедийную мелодраму «Служебный роман», которая вышла на экраны в следующем, 1977 году. Алиса Бруновна рассказывает, что заинтересовалась этой ролью, поскольку ей была интересна метаморфоза, которая происходит с ее героиней. По ходу фильма она превращается из строгой некрасивой начальницы в очаровательную жизнерадостную женщину.
Создавая облик своей героини в первой части фильма, Алиса Фрейндлих излазила всю гардеробную «Мосфильма», чтобы найти подходящий кримпленовый костюм 52-го размера. Походку актриса, по ее собственному признанию, взяла из жизни: «Благо начальственных теток, которые так ходили, было навалом, особо и изобретать не пришлось».
Дуэт Алисы Фрейндлих с Андреем Мягковым в этой картине оказался просто бесподобен. Трогательные и смешные, они сразу завоевали сердца зрителей. После выхода фильма актриса получила множество писем, в которых женщины писали: «После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок». Это было настоящее признание! Алиса Бруновна и сейчас называет эту роль в числе своих самых любимых.
Королева Анна
В 1978 году Алиса Фрейндлих вместе со своим мужем Игорем Владимировым снялась в мелодраме «Старомодная комедия» по одноименной пьесе Арбузова. А следующий год принес актрисе две замечательные роли, одни из лучших в ее биографии.
В фантастической притче Андрея Тарковского «Сталкер» Алиса Фрейндлих сыграла в общем то небольшую роль – жену главного героя. Работа заняла всего лишь несколько съемочных дней, но знающие толк в кино люди высоко отметили эту роль. Вот как оценивает ее актриса Лия Ахеджакова: «Там есть мощное спрятанное страдание. Там судьба».
Другой работой стала роль королевы Анны в приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера». «Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссером хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло – ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой», - так оценила свой персонаж сама актриса.
Стоит также отметить исключительную музыкальность Алисы Фрейндлих. Она начала петь на экране еще в картине «Служебный роман». Затем были песни в фильмах «Старомодная комедия» и «Д'Артаньян и три мушкетера». Теплая, лиричная манера исполнения ею песен, принесла актрисе пришлась по душе зрителям. В последствии они часто исполнялись по радио и на телевидении.
80-е годы
Семейная жизнь Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова не сложилась, и в начале 80-х они разошлись. Как раз тогда у актрисы возник роман с молодым актером Театра имени Ленсовета по имени Юрий Соловей, который стал ее третьим мужем. (Разница в возрасте между ними была 15 лет - столько же разделяло ее с Владимировым.) Юрий Соловей нигде до этого не учился, в театр попал случайно, но, по словам актрисы, был очень талантливый артист и художник, настоящий самоучка.
Третий брак Алисы Бруновны просуществовал недолго. Вот как она объясняет причину развода: «Так как Юрий ничего не оканчивал, то у него была масса проблем, хотя он очень одаренный человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было все в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись...»
С 1983 году Алиса Фрейндлих покинула Театр имени Ленсовета и стала актрисой БДТ им. М. Горького (с 1992 им. Г. А. Товстоногова). Там она играла Ирину в «Блондинке» А.Володина, сразу три роли в мюзикле Н.Саймона «Последний пылкий влюбленный» и, наконец, Настю в пьесе Максима Горького «На дне».
Продолжала она плодотворно работать и в кино, снимаясь в картинах разных жанров, при этом чувствуя себя везде легко и органично. И все же основными ее жанрами оставались драма и мелодрама («Опасный возраст», «Клетка для канареек», «Прости», «Успех»).
Легкая, непринужденная манеры игры Алисы Фрейндлих нередко сопрягалась с тонкой комедийностью. Особенно это проявлялось в фильмах Эльдара Рязанова, работать с которым ей очень нравилось. После успеха «Служебного романа», она с удовольствием приняла его приглашение на роль Огудаловой в фильм «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница». Правда, худсовет посомневался относительно ее кандидатуры. Огудалова – монстр, вторая Кабаниха. Какая из Фрейндлих Огудалова? Но Рязанову удалось показать, что это просто несчастная женщина, рано овдовевшая, не имеющая средств к существованию, и у нее своя внутренняя драма. Именно такой и сыграла ее Фрейндлих в этом фильме.
90-е годы
В постсоветское время Фрейндлих снималась редко. Она вновь сыграла королеву Анну в продолжении «мушкетеров» - «Мушкетеры двадцать лет спустя» и «Тайна королевы Анны». Однако эти фильмы не имели столь шумного успеха, как первая картина. Зато большой удачей актрисы стала роль писательницы в фильме Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера» (1994).
В театре в 1995 году Алиса Фрейндлих осуществила свою давнюю мечту – исполнила роль Леди Макбет в трагедии Шекспира, которую на сцене БДТ поставил режиссер Т.Чхеидзе. Однако эта работа стала не только триумфом актрисы, но и своеобразным прощанием с труппой БДТ. С тех пор актриса работает по приглашениям в разных театрах.
Личная жизнь
Так уж случилось, что личной жизнью Алиса Френдлих пожертвовала ради искусства. И все же о своих бывших мужьях она вспоминает с теплотой. "У меня были талантливые, необыкновенно интересные мужья: Игорь Владимиров и Юрий Соловей", - говорит Алиса Бруновна. Да и одинокой сегодня она себя не считает. У нее замечательная семья - дочь Варвара, любимые внучка и внук.
Варвара Владимирова окончила театральный, снялась в нескольких фильмах ("Лишний билет", "Не покидай", "Без обратного адреса"). И сегодня она работает на одной сцене с Алисой Бруновной.
Последние работы в кино
В последние годы кино не баловало, а те роли, которые ей предлагали, Алиса Бруновна отвергала. И все же телезрители смогли насладиться новой работой их любимой актрисы. Она сыграла главную роль в сериале «Женская логика». Ее героиня, неугомонная пенсионерка Ольга Петровна Туманова, влюбленная в детективы, в силу обстоятельств начинает расследование убийства и доводит его до конца, несмотря на скептицизм окружающих. Сериал имел успех у зрителей, и вскоре вышли вторая и третья части.
Мама Алисы Фрейндлих, Ксения Федоровна Федорова, смолоду жила в Пскове, участвовала в художественной самодеятельности. Затем она переехала в Ленинград, училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи (ТРАМ). Там же Ксения Федоровна познакомилась с актером Бруно Фрейндлихом.
Бруно Артурович был выходцем из немцев. Это были художники-стеклодувы, которых Петр I привез в Россию начинать стеклодувное дело. С тех пор они здесь и осели.
В 1934 году родилась Алиса Бруновна. Она вспоминает: «Я родилась в доме на Исаакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник, и открывался такой захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь...»
Война
Перед самой войной родители Алисы расстались. Бруно Фрейндлих с театром уехал в эвакуацию в Ташкент. Возможно, это и спасло Алису и ее маму. Дело в том, что с началом войны начались репрессии против потомственных немцев. Не избежали этой участи и родственники Алисы по отцовской линии. Был арестован ее родной дядя Артур Фрейндлих со своей женой.
В течение всей войны Алиса с мамой оставались в Ленинграде, пережили блокаду. С тех пор у Алисы на всю жизнь осталась привычка ничего не оставлять на тарелке. В декабре 1942 года она пошла в первый класс, а в 1943 была принята в пионерскую организацию.
Мама Алисы еще до войны оставила театр. Во время войны она работала на заводе. В последствии Ксения Федоровна так и не вернулась к актерской профессии, проработав всю жизнь бухгалтером в Центральной сберегательной кассе Ленинграда. Не восстановились ее отношения и с Бруно Фрейндлихом. Из эвакуации он вернулся с новой семьей – женой и только что вернувшейся дочкой Ириной.
Послевоенное детство
В декабре 1945 года Алиса с мамой переехали в Таллин к родственикам, где прожили до лета 1948 года. В Таллине она училась в третьем, четвертом и пятом классах русской школы. «В младших классах я училась хорошо, даже отличницей была, но по мере возникновения в моей жизни физики, химии и прочей математики я превратилась в среднюю ученицу, троечницу. Все технические науки для меня темный лес», - рассказывает Алиса Бруновна.
В 1948 году Алиса с мамой вернулись в Ленинград. Девочка вновь поступила в ту же школу. Не смотря на то, что у Бруно Артуровича была уже другая семья, Ксения Федоровна не запрещала ей встречаться с отцом. Правда встречи эти происходили тайком – жена Бруно Артуровича была категорически против этого. Их дочка Ирина долгое время вообще не знала о существовании своей сестры. Лишь много лет спустя Ирина и Алиса познакомились и стали настоящими подругами.
Алиса с детства мечтала стать актрисой. В какой то мере к этому подтолкнуло влияние отца: «Со сверстниками мы часто устраивали всякие представления, играли в театр. Отец, конечно, в буквальном смысле не призывал меня к этой профессии никогда, но я с ним дружила, наблюдала за его игрой. Его рыцарское отношение к театру, конечно, на меня подействовало». В школе, где училась Алиса, был театральный кружок. Его вела выдающаяся театральная актриса Мария Александровна Призван-Соколова. Здесь девочка и начала постигать секреты актерского мастерства.
Учеба в театральном
Окончив в 1953 году школу, Алиса подала документы в Ленинградский Театральный институт им. А. Островского. Готовиться к экзаменам ей помогала все та же Мария Александровна Призван-Соколова, которая сразу полюбила Алису, разглядела в девушке настоящий талант.
«Разговор двух дам», - слегка дрожащим от волнения голосом объявила свое выступление на приемном экзамене Алиса. Да и как было не заволноваться! «Шутка ли, решается твоя судьба – актерский класс набирает Борис Зон, а он, говорят, не любит травести, а я с виду – типичная травести, маленькая, худенькая, да еще нос курносый», - вспоминает актриса.
И все же, собрав волю в кулак, Алиса произнесла свой темпераментный, выразительный гоголевский диалог с воображаемой партнершей. Комиссия была покорена.
Алиса попала в прекрасные руки. Выдающийся педагог, профессор Борис Зон воспитал таких прославленных мастеров сцены, как Зинаиду Шарко, Павла Кадочникова, Николая Трофимова.
Будучи студенткой, Фрейндлих дебютировала в 1955 году в кино, сыграв небольшие роли в мелодраме «Неоконченная повесть» и драме «Таланты и поклонники».
Тогда же Алиса Фрейндлих вышла замуж за своего однокурсника по театральному институту. Однако, их брак оказался непрочным. Вскоре после окончания института они развелись.
Театр имени Комиссаржевской
В 1957 году Алиса окончила театральный институт. Она блестяще сыграла в дипломном спектакле «Мораль пани Дульской» и была принята в труппу Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской.
О работе в этом театре актриса вспоминает с большим удовольствием. Здесь она прошла хорошую школу. Алиса Бруновна вспоминает: «Там блистала превосходная актриса Эмма Попова. А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова. Я рыдала и переживала страшно, что мне не удалось сыграть Дороти в «Пятой колонне» Хемингуэя. А может, и к лучшему. Если бы тогда поручали сложные психологические роли, наверное бы, я сломалась и сейчас была посредственной актрисой. Ведь надо очень много пережить и передумать, чтобы было о чем рассказать зрителю. Я твердо уверена: любому актеру надо много перестрадать, надо пройти огонь воду и медные трубы, чтобы стать настоящим мастером».
Театр имени Комиссаржевской стал стартовой площадкой для Фрейндлих. Первые ее роли были из амплуа травести. Но даже мальчишек Алиса играла настолько талантливо, что вскоре ей была доверена главная роль в спектакле «Время любить». С этой работы и началась новая линия в творчестве актрисы – мелодраматическая.
Театр имени Ленсовета
С Игорем Владимировым Алиса Фрейндлих познакомилась еще в конце 50-х. По его настоянию актриса в 1961 году перешла в театр имени Ленсовета, руководителем которого он являлся. А вскоре творческий союз перерос в семейный. Они сыграли свадьбу. В этом браке у Алисы Бруновны родилась дочь Варвара.
В Театре имени Ленсовета актриса раскрылась по настоящему. И помог ей состояться в творческом плане, по утверждению Алисы Бруновны, именно Игорь Владимиров. Он точно уловил специфику таланта Фрейндлих. Специально для нее он восстановил пьесу Арбузова «Таня» и поставил «Варшавскую мелодию» Зорина. А какой была Джульетта в исполнении Фрейндлих в постановке бессмертного произведения Шекспира (1964)! Её героиня решительна, насмешлива и погружена в размышления. В минуты душевного напряжения она не восклицает, а как бы цепенеет от охватившего её чувства. Спектакль по-своему отвечал требованию времени, настойчивым поискам нового в классике.
Очень скоро Алиса Фрейндлих стала первой леди театра, все эти годы играя с немыслимыми перегрузками. Она играла в спектаклях "Женский монастырь", "Последний парад", "Люди и страсти" и была в них главным центром притяжения. Все произнесенное ею приобретало особый душевный смысл. Самая рядовая бытовая роль возвышалась ею до поэзии. В "Последнем параде" она пела новые прекрасные песни М.Таривердиева, в том числе лиричнейшую "Музыку", посвященную Шопену. В феерии "Люди и страсти", где она конферировала вместе с М.Боярским, она сыграла сцену Елизаветы из "Марии Стюарт" Шиллера и сцену Уриеля Акосты из знаменитой некогда, одноименной пьесы Гуцкова, поражая мастерством перевоплощения, рано накопленной сценической техникой. Необычайно выразительно исполняла она песню Г.Гладкова на слова Г.Гейне "Мария-Антуанетта". Нежнейший камерный голос артистки воссоздавал чудовищную фантасмагорию: бал обезглавленных королевы и фрейлин...
Одной из лучших работ на сцене этого театра стала роль Катерины Ивановны в спектакле по роману Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», где наиболее раскрылся драматический талант актрисы А какой неожиданностью стал ее Малыш в "Малыше и Карлсоне"! Взрослые ходили на спектакль исключительно для собственного удовольствия, ибо могли оценить актерское мастерство и насладиться им больше, чем дети.
Кино. В тени
В отличие от театра в кино актрисе долгое время не везло. То ей доставались небольшие роли, то режиссеры находили, по их мнению, более подходящих исполнительниц на роли. Так, например, ей не довелось сыграть Алевтину в «Зигзаге удачи», которую блестяще исполнила Валентина Талызина.
Прорывом могла стать ее работа в картине Элема Климова «Похождения зубного врача». Однако фильм вышел в 1965 году - уже после окончания «оттепели». Он пришелся не ко двору, и был «положен на полку» на пару десятилетий.
Но не только это осложняло ее судьбу в кино. Часто приходилось отказываться от съемок из-за работы в театре, и многие роли просто прошли мимо. Так было с «Зеркалом» Андрея Тарковского.
Первой большой работой Алисы Фрейндлих в кино, которую увидели телезрители, стала главная роль в киноповести Евгения Хринюка «Анна и Командор» (1974).
«Служебный роман»
Переломным для актрисы стал 1976 год, когда она была приглашена Эльдаром Рязановым на роль Людмилы Прокофьевны Калугиной в комедийную мелодраму «Служебный роман», которая вышла на экраны в следующем, 1977 году. Алиса Бруновна рассказывает, что заинтересовалась этой ролью, поскольку ей была интересна метаморфоза, которая происходит с ее героиней. По ходу фильма она превращается из строгой некрасивой начальницы в очаровательную жизнерадостную женщину.
Создавая облик своей героини в первой части фильма, Алиса Фрейндлих излазила всю гардеробную «Мосфильма», чтобы найти подходящий кримпленовый костюм 52-го размера. Походку актриса, по ее собственному признанию, взяла из жизни: «Благо начальственных теток, которые так ходили, было навалом, особо и изобретать не пришлось».
Дуэт Алисы Фрейндлих с Андреем Мягковым в этой картине оказался просто бесподобен. Трогательные и смешные, они сразу завоевали сердца зрителей. После выхода фильма актриса получила множество писем, в которых женщины писали: «После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок». Это было настоящее признание! Алиса Бруновна и сейчас называет эту роль в числе своих самых любимых.
Королева Анна
В 1978 году Алиса Фрейндлих вместе со своим мужем Игорем Владимировым снялась в мелодраме «Старомодная комедия» по одноименной пьесе Арбузова. А следующий год принес актрисе две замечательные роли, одни из лучших в ее биографии.
В фантастической притче Андрея Тарковского «Сталкер» Алиса Фрейндлих сыграла в общем то небольшую роль – жену главного героя. Работа заняла всего лишь несколько съемочных дней, но знающие толк в кино люди высоко отметили эту роль. Вот как оценивает ее актриса Лия Ахеджакова: «Там есть мощное спрятанное страдание. Там судьба».
Другой работой стала роль королевы Анны в приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера». «Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссером хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло – ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой», - так оценила свой персонаж сама актриса.
Стоит также отметить исключительную музыкальность Алисы Фрейндлих. Она начала петь на экране еще в картине «Служебный роман». Затем были песни в фильмах «Старомодная комедия» и «Д'Артаньян и три мушкетера». Теплая, лиричная манера исполнения ею песен, принесла актрисе пришлась по душе зрителям. В последствии они часто исполнялись по радио и на телевидении.
80-е годы
Семейная жизнь Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова не сложилась, и в начале 80-х они разошлись. Как раз тогда у актрисы возник роман с молодым актером Театра имени Ленсовета по имени Юрий Соловей, который стал ее третьим мужем. (Разница в возрасте между ними была 15 лет - столько же разделяло ее с Владимировым.) Юрий Соловей нигде до этого не учился, в театр попал случайно, но, по словам актрисы, был очень талантливый артист и художник, настоящий самоучка.
Третий брак Алисы Бруновны просуществовал недолго. Вот как она объясняет причину развода: «Так как Юрий ничего не оканчивал, то у него была масса проблем, хотя он очень одаренный человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было все в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись...»
С 1983 году Алиса Фрейндлих покинула Театр имени Ленсовета и стала актрисой БДТ им. М. Горького (с 1992 им. Г. А. Товстоногова). Там она играла Ирину в «Блондинке» А.Володина, сразу три роли в мюзикле Н.Саймона «Последний пылкий влюбленный» и, наконец, Настю в пьесе Максима Горького «На дне».
Продолжала она плодотворно работать и в кино, снимаясь в картинах разных жанров, при этом чувствуя себя везде легко и органично. И все же основными ее жанрами оставались драма и мелодрама («Опасный возраст», «Клетка для канареек», «Прости», «Успех»).
Легкая, непринужденная манеры игры Алисы Фрейндлих нередко сопрягалась с тонкой комедийностью. Особенно это проявлялось в фильмах Эльдара Рязанова, работать с которым ей очень нравилось. После успеха «Служебного романа», она с удовольствием приняла его приглашение на роль Огудаловой в фильм «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница». Правда, худсовет посомневался относительно ее кандидатуры. Огудалова – монстр, вторая Кабаниха. Какая из Фрейндлих Огудалова? Но Рязанову удалось показать, что это просто несчастная женщина, рано овдовевшая, не имеющая средств к существованию, и у нее своя внутренняя драма. Именно такой и сыграла ее Фрейндлих в этом фильме.
90-е годы
В постсоветское время Фрейндлих снималась редко. Она вновь сыграла королеву Анну в продолжении «мушкетеров» - «Мушкетеры двадцать лет спустя» и «Тайна королевы Анны». Однако эти фильмы не имели столь шумного успеха, как первая картина. Зато большой удачей актрисы стала роль писательницы в фильме Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера» (1994).
В театре в 1995 году Алиса Фрейндлих осуществила свою давнюю мечту – исполнила роль Леди Макбет в трагедии Шекспира, которую на сцене БДТ поставил режиссер Т.Чхеидзе. Однако эта работа стала не только триумфом актрисы, но и своеобразным прощанием с труппой БДТ. С тех пор актриса работает по приглашениям в разных театрах.
Личная жизнь
Так уж случилось, что личной жизнью Алиса Френдлих пожертвовала ради искусства. И все же о своих бывших мужьях она вспоминает с теплотой. "У меня были талантливые, необыкновенно интересные мужья: Игорь Владимиров и Юрий Соловей", - говорит Алиса Бруновна. Да и одинокой сегодня она себя не считает. У нее замечательная семья - дочь Варвара, любимые внучка и внук.
Варвара Владимирова окончила театральный, снялась в нескольких фильмах ("Лишний билет", "Не покидай", "Без обратного адреса"). И сегодня она работает на одной сцене с Алисой Бруновной.
Последние работы в кино
В последние годы кино не баловало, а те роли, которые ей предлагали, Алиса Бруновна отвергала. И все же телезрители смогли насладиться новой работой их любимой актрисы. Она сыграла главную роль в сериале «Женская логика». Ее героиня, неугомонная пенсионерка Ольга Петровна Туманова, влюбленная в детективы, в силу обстоятельств начинает расследование убийства и доводит его до конца, несмотря на скептицизм окружающих. Сериал имел успех у зрителей, и вскоре вышли вторая и третья части.
Фильмография
2017 Карп отмороженный ... Людмила Борисовна
2017 Большой
2014 Линия Марты (мини-сериал) ... Марья Михайловна Петрова
2013 Бульварное кольцо (мини-сериал) ... Эсфирь Михайловна Шапиро
2011 Дядюшкин сон (фильм-спектакль) ... Марья Александровна Москалева
2009 Возвращение мушкетеров ... Анна Австрийская
2008 Марево ... Пульхерия Ивановна
2008 Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину ... мама Бродского
2008 Васильевский остров ... Анна Игнатьевна
2007 Калифорнийская сюита (фильм-спектакль) ... Ханна Уоррен / Диана Николс / Милли Майклз
2007 Двенадцатая ночь, или Как пожелаете (фильм-спектакль) ... Фесте
2006 Печальный марафон (документальный)
2006 Оскар и Розовая Дама (фильм-спектакль)
2006 Женская логика 5 ... Ольга Петровна Туманова
2006 Елка
2005 На Верхней Масловке ... Анна Борисовна
2004 Женская логика 4 ... Ольга Петровна Туманова
2003 Женская логика 3 ... Ольга Петровна Туманова
2002 Женская логика 2 ... Ольга Петровна Туманова
2001 Женская логика ... Ольга Петровна Туманова
1994 Откровения незнакомцу
1994 Охота
1994 Подмосковные вечера ... Ирина Дмитриевна
1993 Тайна королевы Анны или мушкетеры 30 лет спустя ... Анна Австрийская
1992 Мушкетеры 20 лет спустя ... Анна Австрийская
1989 Последний пылкий влюблённый (фильм-спектакль) ... Элейн Мацони / Бобби Митчел / Женет Фишер
1988 Будни и праздники Серафимы Глюкиной (ТВ) ... Серафима Глюкина
1987 Чехарда ... Маргарита Васильевна Кудрявцева
1986 Прости ... Елизавета Андреевна
1986 Тайна Cнежной королевы ... Снежная Королева
1986 БДТ тридцать лет спустя (фильм-спектакль) ... Женет Фишер
1985 Простая смерть ... Прасковья Фёдоровна
1984 Успех ... Зинаида Николаевна Арсеньева
1984 Жестокий романс ... Харита Игнатьевна Огудалова, мама Ларисы
1984 Вместе с Дунаевским
1983 Клетка для канареек ... мать Олеси
1983 Пятый десяток (фильм-спектакль) ... Екатерина Александровна Елочкина
1981 Опасный возраст (ТВ) ... Лилия Ивановна Родимцева
1981 Два голоса ... Екатерина
1980 Три года ... Рассудина Полина
1980 Сергей Иванович уходит на пенсию ... Наташа
1979 Люди и страсти (фильм-спектакль) ... Мария-Антуанетта / старушка / Елизавета Английская / Акоста / 1-й певец
1979 Сталкер ... жена Сталкера
1979 Д`Артаньян и три мушкетера (ТВ) ... Королева Анна
1978 Старомодная комедия ... Лидия Васильевна Жербер
1977 Служебный роман ... Людмила Прокофьевна Калугина (Мымра)
1976 Пансионат на Страндвеген (фильм-спектакль) ... Мария Йенсен
1976 Принцесса на горошине ... Королева-мать
1976 Всегда со мною ... Таня Ильина
1975 Необыкновенное воскресенье (телеспектакль)
1975 Ковалева из провинции (телеспектакль) ... Ковалева
1975 Агония ... Анна Александровна Вырубова
1974 Анна и командор ... Анна
1974 Соломенная шляпка (ТВ) ... баронесса де Шампеньи
1973 Укрощение строптивой (фильм-спектакль) ... Катарина
1973 Мелодии Верийского квартала ... Алиса Аквамаринская
1973 Исполняющий обязанности ... Евгения Синеграч
1972 Моя жизнь ... Клеопатра
1970 Тайна железной двери ... мама
1969 Семейное счастье ... Анна Семеновна Капитонова
1969 Вчера, сегодня и всегда ... жена подсудимого
1969 Вальс ... Маруся
1969 Мадрид
1968 Любить ... Анна
1966 12 стульев (телеспектакль) ... Эллочка
1965 Первый посетитель ... Таня
1965 Похождения зубного врача ... Маша
1964 Мильон терзаний (фильм-спектакль)
1964 Фро (короткометражный) ... Наташа Букова
1961 Полосатый рейс ... помощница Шулейкина в буфете цирка
1959 Повесть о молодоженах ... Галя
1958 Город зажигает огни ... Зина Пичикова
1955 Таланты и поклонники
1955 Неоконченная повесть
2017 Большой
2014 Линия Марты (мини-сериал) ... Марья Михайловна Петрова
2013 Бульварное кольцо (мини-сериал) ... Эсфирь Михайловна Шапиро
2011 Дядюшкин сон (фильм-спектакль) ... Марья Александровна Москалева
2009 Возвращение мушкетеров ... Анна Австрийская
2008 Марево ... Пульхерия Ивановна
2008 Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину ... мама Бродского
2008 Васильевский остров ... Анна Игнатьевна
2007 Калифорнийская сюита (фильм-спектакль) ... Ханна Уоррен / Диана Николс / Милли Майклз
2007 Двенадцатая ночь, или Как пожелаете (фильм-спектакль) ... Фесте
2006 Печальный марафон (документальный)
2006 Оскар и Розовая Дама (фильм-спектакль)
2006 Женская логика 5 ... Ольга Петровна Туманова
2006 Елка
2005 На Верхней Масловке ... Анна Борисовна
2004 Женская логика 4 ... Ольга Петровна Туманова
2003 Женская логика 3 ... Ольга Петровна Туманова
2002 Женская логика 2 ... Ольга Петровна Туманова
2001 Женская логика ... Ольга Петровна Туманова
1994 Откровения незнакомцу
1994 Охота
1994 Подмосковные вечера ... Ирина Дмитриевна
1993 Тайна королевы Анны или мушкетеры 30 лет спустя ... Анна Австрийская
1992 Мушкетеры 20 лет спустя ... Анна Австрийская
1989 Последний пылкий влюблённый (фильм-спектакль) ... Элейн Мацони / Бобби Митчел / Женет Фишер
1988 Будни и праздники Серафимы Глюкиной (ТВ) ... Серафима Глюкина
1987 Чехарда ... Маргарита Васильевна Кудрявцева
1986 Прости ... Елизавета Андреевна
1986 Тайна Cнежной королевы ... Снежная Королева
1986 БДТ тридцать лет спустя (фильм-спектакль) ... Женет Фишер
1985 Простая смерть ... Прасковья Фёдоровна
1984 Успех ... Зинаида Николаевна Арсеньева
1984 Жестокий романс ... Харита Игнатьевна Огудалова, мама Ларисы
1984 Вместе с Дунаевским
1983 Клетка для канареек ... мать Олеси
1983 Пятый десяток (фильм-спектакль) ... Екатерина Александровна Елочкина
1981 Опасный возраст (ТВ) ... Лилия Ивановна Родимцева
1981 Два голоса ... Екатерина
1980 Три года ... Рассудина Полина
1980 Сергей Иванович уходит на пенсию ... Наташа
1979 Люди и страсти (фильм-спектакль) ... Мария-Антуанетта / старушка / Елизавета Английская / Акоста / 1-й певец
1979 Сталкер ... жена Сталкера
1979 Д`Артаньян и три мушкетера (ТВ) ... Королева Анна
1978 Старомодная комедия ... Лидия Васильевна Жербер
1977 Служебный роман ... Людмила Прокофьевна Калугина (Мымра)
1976 Пансионат на Страндвеген (фильм-спектакль) ... Мария Йенсен
1976 Принцесса на горошине ... Королева-мать
1976 Всегда со мною ... Таня Ильина
1975 Необыкновенное воскресенье (телеспектакль)
1975 Ковалева из провинции (телеспектакль) ... Ковалева
1975 Агония ... Анна Александровна Вырубова
1974 Анна и командор ... Анна
1974 Соломенная шляпка (ТВ) ... баронесса де Шампеньи
1973 Укрощение строптивой (фильм-спектакль) ... Катарина
1973 Мелодии Верийского квартала ... Алиса Аквамаринская
1973 Исполняющий обязанности ... Евгения Синеграч
1972 Моя жизнь ... Клеопатра
1970 Тайна железной двери ... мама
1969 Семейное счастье ... Анна Семеновна Капитонова
1969 Вчера, сегодня и всегда ... жена подсудимого
1969 Вальс ... Маруся
1969 Мадрид
1968 Любить ... Анна
1966 12 стульев (телеспектакль) ... Эллочка
1965 Первый посетитель ... Таня
1965 Похождения зубного врача ... Маша
1964 Мильон терзаний (фильм-спектакль)
1964 Фро (короткометражный) ... Наташа Букова
1961 Полосатый рейс ... помощница Шулейкина в буфете цирка
1959 Повесть о молодоженах ... Галя
1958 Город зажигает огни ... Зина Пичикова
1955 Таланты и поклонники
1955 Неоконченная повесть
Озвучивание
1978 Младший научный сотрудник (короткометражный) ... исполнение песни
1976 Поезд памяти
1969 Великие холода
1967 Его звали Роберт ... исполнение песни
1976 Поезд памяти
1969 Великие холода
1967 Его звали Роберт ... исполнение песни
Работы в театре
Театр имени Комиссаржевской
1961 «Рождены в Ленинграде» (О.Берггольц) ... Маша
1961 «Случайные встечи» (Р.Назаров) ... Вера
1959 «Живая вода» (по роману Л.Леонова "Русский Лес") ... Поля Вихрова
1958 «Раскрытое окно» (пьеса Э.Брагинского) ... Катя Крайнева
1957 «Светите, звезды!» (пьеса И. Микитенко) ... Котька
1957 «Человек с портфелем» (пьеса А.Файко) ... Гога
Театр имени Ленсовета
«Старомодная комедия» (пьеса А.Арбузова)
1981 «Нечаянный свидетель» (пьеса А.Арбузова) ... Любовь Георгиевна
1978 «Вишневый сад» (А.П.Чехов) ... Раневская
1971 «Преступление и наказание» (Ф.Достоевского) ... Катерина Ивановна
1970 «Укрощение строптивой» (У.Шекспира) ... Катарина
1967 «Варшавская мелодия» (пьеса Л.Зорина) ... Гелена
1966 «Трехгрошовая опера» (Б.Брехта) ... Селия Пичем
1965 «Мой бедный Марат» (пьеса А.Арбузова) ... Лика
1964 «Ромео и Джульетта» (У.Шекспир) ... Джульетта
1963 «Таня» ( по пьесе А.Арбузова) ... Таня
1963 «Женский монастырь» (пьеса В.Духовичного) ... Лиза Стратова
1962 «Пигмалион» (Б.Шоу) ... Элиза Дулиттл
1961 «Первый встречный» (пьеса Ю.Принцева) ... Зина Капкова
БДТ им. Г.Товстоногова
1994 «Макбет» (У.Шекспир) ... Леди Макбет
1993 «Вишневый сад» (А.П.Чехов) ... Шарлотта
1990 «Коварство и любовь» (Ф.Шиллер) ... Леди Мильфорд
1988 «Стеклянный зверинец» (Т.Уильямс) ... Аманда Уингфилд
1987 «На дне» (М.Горький) ... Настя
1986 «Барменша из дискотеки» (пьеса Ю.Андреева) ... Ванда Кепеци
1985 «Этот пылкий влюбленный» (пьеса Н.Саймона) ... Элейн Наваццо, Бобби Митчел, Дженет Фишер
1984 «Киноповесть с одним антрактом» (пьеса А.Володина) ... Ирина
«Осенние скрипки» (пост.Р.Виктюка)
1961 «Рождены в Ленинграде» (О.Берггольц) ... Маша
1961 «Случайные встечи» (Р.Назаров) ... Вера
1959 «Живая вода» (по роману Л.Леонова "Русский Лес") ... Поля Вихрова
1958 «Раскрытое окно» (пьеса Э.Брагинского) ... Катя Крайнева
1957 «Светите, звезды!» (пьеса И. Микитенко) ... Котька
1957 «Человек с портфелем» (пьеса А.Файко) ... Гога
Театр имени Ленсовета
«Старомодная комедия» (пьеса А.Арбузова)
1981 «Нечаянный свидетель» (пьеса А.Арбузова) ... Любовь Георгиевна
1978 «Вишневый сад» (А.П.Чехов) ... Раневская
1971 «Преступление и наказание» (Ф.Достоевского) ... Катерина Ивановна
1970 «Укрощение строптивой» (У.Шекспира) ... Катарина
1967 «Варшавская мелодия» (пьеса Л.Зорина) ... Гелена
1966 «Трехгрошовая опера» (Б.Брехта) ... Селия Пичем
1965 «Мой бедный Марат» (пьеса А.Арбузова) ... Лика
1964 «Ромео и Джульетта» (У.Шекспир) ... Джульетта
1963 «Таня» ( по пьесе А.Арбузова) ... Таня
1963 «Женский монастырь» (пьеса В.Духовичного) ... Лиза Стратова
1962 «Пигмалион» (Б.Шоу) ... Элиза Дулиттл
1961 «Первый встречный» (пьеса Ю.Принцева) ... Зина Капкова
БДТ им. Г.Товстоногова
1994 «Макбет» (У.Шекспир) ... Леди Макбет
1993 «Вишневый сад» (А.П.Чехов) ... Шарлотта
1990 «Коварство и любовь» (Ф.Шиллер) ... Леди Мильфорд
1988 «Стеклянный зверинец» (Т.Уильямс) ... Аманда Уингфилд
1987 «На дне» (М.Горький) ... Настя
1986 «Барменша из дискотеки» (пьеса Ю.Андреева) ... Ванда Кепеци
1985 «Этот пылкий влюбленный» (пьеса Н.Саймона) ... Элейн Наваццо, Бобби Митчел, Дженет Фишер
1984 «Киноповесть с одним антрактом» (пьеса А.Володина) ... Ирина
«Осенние скрипки» (пост.Р.Виктюка)
Награды и премии
Золотой орел, 2018 год
Победитель: Лучшая женская роль второго плана («Карп отмороженный»)
Номинации: Лучшая женская роль в кино («Большой»)
2009 Орден "За заслуги перед Отечеством" III степени в связи с юбилеем БДТ.
2004 Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 февраля ) за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства )
2000 Лауреат премии "Золотая маска"(номинация "За честь и достоинство").
2000 Лауреат премии "Кумир" (номинация "Кумир года").
1994 Премия "Ника" в номинации "Роль второго плана".
1981 Народная артистка СССР
1976 Лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С.Станиславского ( за театральную работу).
Международная премия Андрея Первозванного "За веру и верность"
1971 Народная артистка РСФСР
1965 Заслуженная артистка РСФСР
Полный список наград и премий : //ab-freindlih.narod.ru/premii.htm
Победитель: Лучшая женская роль второго плана («Карп отмороженный»)
Номинации: Лучшая женская роль в кино («Большой»)
2009 Орден "За заслуги перед Отечеством" III степени в связи с юбилеем БДТ.
2004 Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 февраля ) за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства )
2000 Лауреат премии "Золотая маска"(номинация "За честь и достоинство").
2000 Лауреат премии "Кумир" (номинация "Кумир года").
1994 Премия "Ника" в номинации "Роль второго плана".
1981 Народная артистка СССР
1976 Лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С.Станиславского ( за театральную работу).
Международная премия Андрея Первозванного "За веру и верность"
1971 Народная артистка РСФСР
1965 Заслуженная артистка РСФСР
Полный список наград и премий : //ab-freindlih.narod.ru/premii.htm
Ссылки