С участием персоны 211 раздач
Краткая биография
Имя: Георгий Александрович Юматов
Дата рождения: 11 марта, 1926 | рыбы
Место рождения: Москва, СССР (Россия)
Дата смерти: 4 октября, 1997 | 71 год
Место смерти: Москва, СССР (Россия)
Карьера: Актер
Супруга: Муза Крепкогорская
Дата рождения: 11 марта, 1926 | рыбы
Место рождения: Москва, СССР (Россия)
Дата смерти: 4 октября, 1997 | 71 год
Место смерти: Москва, СССР (Россия)
Карьера: Актер
Супруга: Муза Крепкогорская
Биография
Георгий Юматов родился 11 марта 1926 года в Москве.
Будучи подростком, он мечтал о походах в море и решил поступить в мореходное училище. Чтобы эта мечта осуществилась, Юматову пришлось приложить максимум своих сил, и он всерьёз взялся за учебу, стал круглым отличником, увлёкся спортом, занимался боксом, атлетикой и даже верховой ездой.
В 1941 году Юматов попал в военно-морскую школу, но вскоре началась война. Юматов очень хотел попасть на фронт, и через год ему это удалось. Первоначально он был юнгой, потом стал рулевым-сигнальшиком на бронекатерах Азовской, а затем Дунайской флотилий, принимал участие в Мало-земельском, Евпаторийском десантах, в штурме Измаила, во взятии Бухареста, Будапешта и Вены. Во время штурма Вены Юматов участвовал в рукопашной схватке за знаменитый Имперский мост.
За годы войны Юматов мог много раз погибнуть, но ему везло. В одном из боёв корабельная дворняга, пригретая Юматовым, испугавшись обстрела, прыгнула за борт, он бросился за ней, и в этот момент в торпедный катер прямой наводкой попал вражеский снаряд. Почти вся команда погибла, а Юматов вместе с дворнягой остались живы. Всего за три года войны он несколько раз был ранен, контужен, дважды тонул и обморозил руки.
В мае 1945 года Юматов вернулся в Москву, преисполненный самых радужных надежд.
В один из дней 1946 года вместе с другом Юматов пришёл на просмотр трофейного фильма в Театр киноактёра. За неимением гражданской одежды, одет он был в матросскую форму, на которой сверкали его награды. Не заметить его было просто невозможно. Поэтому, когда они с другом вошли в буфет, большинство посетителей разглядывали красивого моряка.
Между тем, не успели друзья сесть за один из столиков, как к ним подошёл официант, наклонился к Юматову и прошептал ему на ухо:
- Вас просит подойти к своему столику Григорий Александров.
- А кто это такой? - удивился Юматов, повергнув официанта в изумление.
- Это же знаменитый режиссёр! - с большим удивлением сказал официант. - Он снял "Весёлых ребят", "Цирк", "Волгу-Волгу"! Вы что, не слышали про такого?
- Ах, этот, - вспомнил Юматов, однако вставать не торопился. - А чего он хочет?
- Этого я не знаю. Но он очень просил вас подойти. Вон он сидит за крайним столиком вместе с Любовью Петровной Орловой. Её-то вы должны знать! - И официант удалился от их столика.
Юматов не стал искушать судьбу и к столику знаменитого режиссёра всё-таки подошёл. Как оказалось, Александров обратил на него внимание с первых же минут его появления в буфете и решил пригласить на съёмки своего фильма "Весна". Юматов приглашение режиссёра принял. В этой картине Юматову досталась совсем маленькая роль - помощника гримёра. Эпизод с его участием длился всего лишь несколько секунд: герой Юматова подходил к креслу, где сидела Орлова, говорил: "Разрешите", - и стягивал белой повязкой волосы на её голове, чтобы не мешали гримировать. Вот и всё. Однако именно с этого эпизода и начался путь Георгия Юматова в кино.
Между тем всё тот же Александров в 1947 году привёл Юматова во ВГИК, на курс, который набирал Сергей Герасимов. Однако, мэтр советского кино, прослушав Юматова, заявил, что тот настолько талантлив, что мало нуждается в дополнительном обучении, и лично отвёл его в Театр киноактёра. Вчерашнего матроса тут же ввели на одну из ролей в спектакль "Дети Ванюшина".
В период с 1948-го по 1950-й годы Юматов снялся в 5 фильмах: "Молодая гвардия" (в этом фильме Юматова первоначально пробовали на роль Сергея Тюленина, но в фильме он играл Анатолия Макарова), "Повесть о настоящем человеке" и "Три встречи" (фильмы сняты в 1948-м году), "В мирные дни" и "Жуковский" (фильмы сняты в 1950-м году).
В конце 1940-х годов на съёмках "Молодой гвардии" он познакомился со студенткой ВГИКа Музой Крепкогорской. Знакомство завершилось студенческой свадьбой, которая состоялась 2 декабря 1947 года. Молодые оказались тогда единственной парой на курсе, которая устроила свадьбу на сорок человек.
На съёмках "Героев Шипки" карьера Юматова едва не оборвалась. В одном из эпизодов рядом с актёром должен был прогреметь взрыв. Для этого пиротехники спрятали мину в ямку и присыпали её землей, а потом забыли это место и уложили актёра прямо на мину. Когда Юматов сообразил, на чём он лежит, камера уже заработала, и началась съёмка. Часы отсчитывали последние секунды перед взрывом, а вскочить актёр так и не решился - боялся испортить кадр. Так он и пролежал, мысленно уже распрощавшись с жизнью. Однако мина не взорвалась. Почему - никто из пиротехников объяснить не смог.
Всесоюзная слава пришла к Юматову в 1956 году, когда на экраны страны вышли сразу два фильма, где он сыграл главные роли: "Разные судьбы" режиссёра Леонида Лукова и "Они были первыми" режиссёра Юрия Егорова. После этого имя Юматова встало в один ряд с целой плеядой имён молодых актёров, принёсших славу советскому кино: Олегом Стриженовым, Николаем Рыбниковым, Алексеем Баталовым, Василием Лановым, Вячеславом Тихоновым и другими.
Между тем к концу того десятилетия на счету Юматова появилось ещё семь картин. И лучшей среди них стала "Жестокость" Владимира Скуйбина, в которой Юматов сыграл Веньку Малышева. Фильм вышел на широкий экран в 1959 году. "По актёрской технике, по яркости, по цельности характера, по сложности драматургического материала это одна из лучших ролей Георгия Юматова", - писали критики.
В 1960-е годы актёрское амплуа Юматова стало меняться. Позднее Ж.Гречуха напишет: "Когда Юматов почувствовал, что роли, достойной соперничать с "Жестокостью", ему не предлагают, а все другие только "в этом плане", и, что, играя их, он "примелькается" и не только не откроет для себя ничего нового, но и потеряет найденное "старое", он решил играть характерные роли.
Маленькая роль "графа" в фильме Л.Лукова "Две жизни" в 1961 году. Смешной, чудаковатый солдатик, лузгающий семечки и больше всего боящийся, "как бы не обмишуриться". Сразу же, как скинули царя, записался во все партии - и кадет, и меньшевик, и анархист... И, наконец, сложная роль - Николай Хромов в "Порожнем рейсе" в 1962 году. Неожиданная для Юматова. И потому сыгранная "на нерве". Да, жулик, да, любит урвать для себя, но и тут никакой однозначности: в минуту опасности этот "отрицательный" человек спасает жизнь журналисту, который везёт "материал" на него, Хромова... И в этих неожиданных поворотах для Юматова притягательность и радостное удовлетворение своей профессией".
Ещё после "Жестокости" опытный актёр Олег Ефремов сделал любопытный вывод о том, что Юматову по силам сыграть даже "блатного". С этим выводом полностью согласился режиссёр Леонид Луков, который прекрасно знал Юматова с конца 1940-х годов (тот снялся у него в нескольких картинах: "Рядовой Александр Матросов", "Разные судьбы", "Две жизни"). В 1963 году Луков задумал снимать фильм по киноповести Юрия Германа "Верьте мне, люди" и на главную роль - Алексея Лапина - пригласил Юматова. Тот согласился. Съёмки должны были начаться летом того же года, но они внезапно сорвались из-за трагедии - в апреле скончался Луков. После этого работу над фильмом "заморозили" на неопределённое время.Прошло около года, и руководство киностудии имени Горького вновь решило вернуться к этой картине и назначило новых режиссёров: Илью Турина и Владимира Беренштейна. На главную роль был утверждён всё тот же Юматов. Однако у него особого желания сниматься в подобном фильме уже не было. Перед Луковым он преклонялся, а новых режиссёров практически не знал, и накануне важных съёмок сорвал работу над картиной. С роли его немедленно сняли, и она досталась Кириллу Лаврову. Фильм "Верьте мне, люди" вышел на экраны страны в 1965 года и стал фаворитом проката.
Зрители также увидели Юматова в фильмах "Стряпуха" в 1965 году; "Не забудь... станция Луговая", "В городе С."и "К свету!" в 1966-м году, "Внимание, цунами!" и "Если есть паруса" в 1968-м году, "Опасные гастроли" в 1970 году. Этот список мог стать гораздо шире, не упусти Юматов из-за собственной недисциплинированности ряд интересных ролей в нескольких фильмах. Самой громкой потерей среди них была роль Фёдора Сухова в "Белом солнце пустыни". Юматова уже утвердили на роль, съёмки вот-вот должны были начаться, но актёр попал в неприятную историю. Накануне он был на похоронах и затеял драку с кем-то из присутствующих.
Сыграть главную роль в приключенческом фильме Юматову тогда всё-таки удалось. Речь идет о фильме Геннадия Полоки "Один из нас", в котором актёр перевоплотился в бывшего кавалериста Сергея Бирюкова, волею судьбы ставшего советским разведчиком. Стоит отметить, что эта роль досталась Юматову благодаря Владимиру Высоцкому. Дело в том, что первоначально Бирюкова должен был сыграть именно он. Однако КГБ, курировавший съёмки картины, выступил против этой кандидатуры, и тогда Высоцкий привёл на съёмочную площадку Юматова - своего давнего приятеля.
Ж.Гречуха об этой роли Юматова писал: "Он мастерски демонстрирует свою богатую актёрскую технику. Юматов то небрежен, то собран, то явно переигрывает "славянскую душу и русский характер", то, наоборот, предельно искренен или возмущён. Юматов играет с удовольствием, с озорством, но как раз в этом и скрыт успех роли - ведь разведчиков у нас в кино слишком часто играли людьми с "железными нервами", заранее уверенными в успехе. А Юматов - обыкновенный, "один из нас". Рубаха-парень, он обладает природной наблюдательностью, находчивостью и умением быть самим собой с начальством, с врагами, с друзьями".
Фильм "Один из нас" вышел на широкий экран в 1970 году и был тепло встречен публикой. А буквально через год после этого Юматов пережил вторую волну зрительской любви к себе. Произошло это с выходом на экраны страны фильма Владимира Рогового "Офицеры", в котором Юматов сыграл одну из главных ролей - красного командира Алексея Трофимова.
Успех фильма целиком держался на двух актёрах, исполнивших в нём главные роли: Георгии Юматове и Василии Лановом (последний был назван читателями журнала "Советский экран" лучшим актёром 1971 года). Однако после этого триумфа судьбы этих актёров сложились по-разному. Если Лановому в дальнейшем удалось упрочить свое положение в творческой среде и даже достичь больших высот в общественной деятельности, то Юматов даже близко не приблизился к этому. Будучи человеком излишне прямолинейным, он сумел нажить себе массу врагов в чиновничьей среде, которая всегда относилась к известному актёру с некоторой долей раздражения. Стоит отметить и такой факт: несмотря на то, что Юматов был фронтовиком, в ряды КПСС он так и не вступил.
Когда фильм "Офицеры" только вышел в прокат, Юматов в интервью журналу "Советский экран" поделился с читателями своими планами. Он сказал: "Вот увидите, я ещё сыграю не одну хорошую роль. Хорошо бы что-нибудь комедийное! Сил у меня и желания работать много".
Однако этим оптимистическим планам в то десятилетие так и не суждено было сбыться. В 1970-е годы Юматов снялся ещё в 12 фильмах, однако ни один из них не принёс актёру настоящего удовлетворения. Среди этих работ актёра были фильмы "Дача" в 1972 году, "Горожане" в 1976 году, "Судьба" в 1977 году; "Поздняя ягода", "Конец императора тайги" и "Предварительное расследование" в 1978-м году.
Новый всплеск зрительского интереса к Юматову пришёлся на начало 1980-х годов, когда один за другим на широкий экран вышли сразу три фильма, где он снялся в главной роли: "Петровка, 38" в 1980 году, "Огарёва, 6" в 1981 году и телевизионный фильм "ТАСС уполномочен заявить" в 1984 году. Это были последние крупные работы актёра, в которых он сумел по-настоящему блеснуть своим талантом. Именно после них ему в 1982 году было присвоено звание народного артиста РСФСР. Однако наличие звания не прибавило Юматову работы - с середины 1980-х годов если его и приглашали на съёмочную площадку, то исключительно в эпизоды. Таких приглашений за пятилетие у него набралось десять. Среди них были роли в фильмах "Внимание! Всем постам!" в 1985 году, "Наградить (Посмертно)" и "Покушение на ГОЭЛРО" в 1986-м году, "Следопыт" в 1987 году, "Спасённому - рай" в 1988 году, "Нечистая сила" в 1989 году.
Чем же занимался Юматов в месяцы простоя? Одним из его давних пристрастий, возникших ещё со времен войны, была любовь к собакам. Юматов любил их самозабвенно. Будучи юнгой, он однажды пронёс на корабль двух щенят и за этот поступок отсидел двое суток на гауптвахте в ящике для хранения канатов. Но со щенками он так и не расстался. Когда на Дунае немцы подбили корабль, Юматов бросился в воду и спас и себя, и двух своих любимцев. В Севастополе, в музее боевой славы, до сих пор висит фотография матроса Юматова с Динкой и Рицей.
Юматов не изменил своего отношения к собакам и в мирные дни. Очевидцы рассказывают, что на съёмочной площадке, когда актёры садились к наспех сооружённому обеденному столу, Юматов просил их не выбрасывать косточки, а отдавать ему. После обеда он собирал их в кулёк и относил бездомным собакам, которых всегда было в избытке вокруг съёмочной площадки.
К сожалению, ещё одним давним пристрастием Юматова был алкоголь. На этой почве дважды пытался покончить с собой, однако врачам удалось его спасти. Вспоминал А.Нилин: "Мы мчались за водкой в ресторан "Пекин" со скоростью самолёта - на двадцать первой модели "Волги" был поставлен форсированный двигатель. И ударом крыла выбили у неосторожного пешехода портфель - бумаги полетели на проезжую часть, потерпевший истерически закричал, споткнулся... Милиционер, куда-то докладывавший о наезде, смягчил полагающуюся случаю строгость примиряющей иронией: "Здесь великий артист Юматов в пьяном виде".
Прибывшие к месту задержания чины без гнева предложили Жоре, чтобы один из них сел за баранку вместо него - и нас довезли домой. Юматов уговорил прототипов своих персонажей из "Петровки, 38" и "Огарёва, 6" подняться к нему в квартиру. Они с восхищением выслушали "охотничьи рассказы" артиста, как стрелял он по престижному зверю вместе с высшим генералитетом".
1990-е годы не изменили к лучшему жизнь Юматова, более того - они её усугубили. Инфляция сожрала все скудные сбережения, и ему пришлось с женой, актрисой Музой Крепкогорской, продавать вещи из дома. Из Театра-студии киноактёра их уволили, оставив существовать на нищенские пенсии. В течение нескольких лет Юматов посылал запросы в ленинградский военный архив с просьбой отыскать его документы участника войны, чтобы получать инвалидную пенсию, однако оттуда приходили неутешительные ответы о том, что документы утеряны. Однако в январе 1994 года справедливость всё-таки восторжествовала - Юматова признали инвалидом Отечественной войны и наделили пенсией в 120 тысяч рублей.
Что касается съёмок в кино, то и здесь у Юматова дела складывались плохо. Если кто-то из режиссёров и вспоминал о нём, то всего лишь для эпизода. За период с 1990 по 1993 год Юматов снялся в картинах "Похороны Сталина" в 1990 году, "Заряженные смертью" в 1991 году; "Рэкет", "Великий муравьиный путь" и "Грех" в 1992-м году. Зрители почти забыли актера, однако в марте 1994 года Юматов внезапно сам напомнил о себе. "Кумир 1960-х годов застрелил человека" - гласили заголовки газет. После похорон своей любимой дворняжки Фроськи Юматов позвал к себе домой сторожа, помогавшего ему закапывать собаку. Выпили, поговорили. А потом он снял со стенки ружьё и выстрелил в 33-летнего азербайджанца. Через полчаса Юматова отвезли в милицию, а оттуда - в "Матросскую Тишину".
В своё время ему выпала невиданная слава, а затем - о нём забыли. Он жил с женой жил в районе метро "Аэропорт" на пенсию в 300 рублей. Концертов не было, приглашения были очень редко. Закат актерской карьеры был не самым радостным. Было непонятно, как же жить дальше. Ему не нравилось, что нет работы, невостребованность раздражала. Когда умерла его любимая собачка Фрося, жившая у него 11 лет, он попросил дворника похоронить её. Похороны были утром, потом они стали поминать собаку. Во время поминок он показал дворнику трофейное ружьё. Вскоре дело дошло до выяснения отношений. И возник спор – надо ли так убиваться над собакой? Дворник сказал: "Собака есть собака. Это же не человек". На что Юматов возразил, сказав: "Иная собака намного лучше человека иного". Слово за слово... Дворник сказал: "Ты такой же нищий, как и я. Ну, артист, ну воевал, а кому ты сейчас нужен? Ни на той ты стороне воевал и не в ту сторону стрелял. Если бы стрелял куда надо, сейчас бы пил баварское пиво". Юматов спросил: "Ты сам из Нагорного Карабаха. А чего же здесь ошиваешься, когда у тебя на родине стреляют?" Дворник схватил со стола нож и бросил его в Юматова. Тот поднял ружьё и раздался выстрел. Через некоторое время он попросил жену вызвать милицию.
Во время следствия коллеги и друзья Юматова старались кто чем мог поддержать его. Виктор Мережко, Алла Ларионова и Олег Стриженов навещали Юматова, поддерживали морально и материально. Гильдия актёров России во главе с Евгением Жариковым обратилась за помощью в адвокатское бюро "Борис Кузнецов и партнёры". В "Матроской тишине" Георгий Юматов пробыл чуть больше двух месяцев - в СИЗО его все обожали и сразу же положили в "больничку", обеспечив телевизором и книжками.
Суд над актёром должен был состояться в июне 1994 года. Однако, до него дело не дошло в связи с указом об амнистии по случаю 50-летия Победы. В своём заявлении Президенту России о помиловании Юматов написал: "Несмотря на то, что при рассмотрении уголовного дела в суде я мог быть оправдан, моё состояние здоровья лишило меня сил, и я не могу дальше вести борьбу, которая приведёт меня к смерти. Как верующий и честный человек, считаю себя виновным перед Богом, и людьми. Хочу провести остаток своих дней в молитвах о прощении и спокойно умереть в своей постели". После 2-х месяцев пребывания в тюрьме он был освобождён, но у него случилось 2 инфаркта и инсульт.
Юматов перестал употреблять алкоголь, и стал ходить в церковь. Это его успокаивало. Когда в марте 1996 года актёру исполнилось 70 лет, об этом вспомнила лишь одна газета - "Московский комсомолец". А.Гореславский в те дни писал: "На этой неделе отмечал свой юбилей популярнейший советский и российский актёр Георгий Юматов. Кумиру молодёжи и сердцееду 50-х-60-х годов исполнилось 70 лет... Ради такого случая близкие друзья актёра преподнесли ему шикарный подарок - пригласили отметить день рождения в ресторане. Как рассказала корреспондентам "МК" жена Георгия Александровича, "они всегда справляли день рождения дома, в кругу друзей. Но такой юбилей бывает только раз в жизни, и мы решили отметить его подобающе. Были лишь давние приятели - всего 12 человек, в том числе Виктор Мережко с женой, Алла Ларионова с подругой".
Как оказалось, это был последний выход Юматова в свет. Он сник, и почти не вставал с постели с марта 1996 года. Врачи обнаружили у него аневризму брюшной аорты, и Юматов лёг на тяжелейшую операцию. Когда через год снова открылось кровотечение, от повторной операции он отказался. 4 октября 1997 года Юматов скончался.
Муза Крепкогорская рассказывала: "День начался как обычно. Жоржик чувствовал себя хорошо. Даже сходил в магазин за хлебом. Вот он, этот хлеб, на столе. Я его сохраню как память. Вечером я услышала сдавленный кашель и хрип в комнате мужа. Вбежала. Жоржик лежал на диване, он самостоятельно смог перевернуться со спины на бок. "Значит, всё ещё не так страшно!" - подумала я и вызвала "Скорую". Врачи приехали через три минуты. У мужа кровь пошла изо рта. Никак не могли найти источник кровотечения. Я ползала перед врачами на коленях и умоляла спасти его. Медики делали всё возможное. Но он всё равно умер.Жоржика добил ремонт. Дом у нас старый. Требовались перестановки, переделки. Но менять складывавшуюся годами обстановку муж ни за что не хотел. За эти дни не позвонил только Ельцин. А остальные - все. О том, что Жоржик так популярен, я знала, но что до такой степени... не думала..."
Похороны Георгия Юматова состоялись 8 октября в два часа дня на Ваганьковском кладбище. С ним пришли проститься зрители, родственники, друзья и товарищи из мира кино: Виктор Мережко, Евгений Жариков, Алла Ларионова, Элина Быстрицкая, Лариса Лужина, Михаил Глузский, Владимир Конкин и другие актеры.
Муза Крепкогорская пережила мужа почти на 2 года. После смерти Юматова она осталась в одиночестве, и опеку над ней взял на себя сценарист и телеведущий Виктор Мережко. Она скончалась 26 июня 1999 года и была похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с матерью и мужем.
Будучи подростком, он мечтал о походах в море и решил поступить в мореходное училище. Чтобы эта мечта осуществилась, Юматову пришлось приложить максимум своих сил, и он всерьёз взялся за учебу, стал круглым отличником, увлёкся спортом, занимался боксом, атлетикой и даже верховой ездой.
В 1941 году Юматов попал в военно-морскую школу, но вскоре началась война. Юматов очень хотел попасть на фронт, и через год ему это удалось. Первоначально он был юнгой, потом стал рулевым-сигнальшиком на бронекатерах Азовской, а затем Дунайской флотилий, принимал участие в Мало-земельском, Евпаторийском десантах, в штурме Измаила, во взятии Бухареста, Будапешта и Вены. Во время штурма Вены Юматов участвовал в рукопашной схватке за знаменитый Имперский мост.
За годы войны Юматов мог много раз погибнуть, но ему везло. В одном из боёв корабельная дворняга, пригретая Юматовым, испугавшись обстрела, прыгнула за борт, он бросился за ней, и в этот момент в торпедный катер прямой наводкой попал вражеский снаряд. Почти вся команда погибла, а Юматов вместе с дворнягой остались живы. Всего за три года войны он несколько раз был ранен, контужен, дважды тонул и обморозил руки.
В мае 1945 года Юматов вернулся в Москву, преисполненный самых радужных надежд.
В один из дней 1946 года вместе с другом Юматов пришёл на просмотр трофейного фильма в Театр киноактёра. За неимением гражданской одежды, одет он был в матросскую форму, на которой сверкали его награды. Не заметить его было просто невозможно. Поэтому, когда они с другом вошли в буфет, большинство посетителей разглядывали красивого моряка.
Между тем, не успели друзья сесть за один из столиков, как к ним подошёл официант, наклонился к Юматову и прошептал ему на ухо:
- Вас просит подойти к своему столику Григорий Александров.
- А кто это такой? - удивился Юматов, повергнув официанта в изумление.
- Это же знаменитый режиссёр! - с большим удивлением сказал официант. - Он снял "Весёлых ребят", "Цирк", "Волгу-Волгу"! Вы что, не слышали про такого?
- Ах, этот, - вспомнил Юматов, однако вставать не торопился. - А чего он хочет?
- Этого я не знаю. Но он очень просил вас подойти. Вон он сидит за крайним столиком вместе с Любовью Петровной Орловой. Её-то вы должны знать! - И официант удалился от их столика.
Юматов не стал искушать судьбу и к столику знаменитого режиссёра всё-таки подошёл. Как оказалось, Александров обратил на него внимание с первых же минут его появления в буфете и решил пригласить на съёмки своего фильма "Весна". Юматов приглашение режиссёра принял. В этой картине Юматову досталась совсем маленькая роль - помощника гримёра. Эпизод с его участием длился всего лишь несколько секунд: герой Юматова подходил к креслу, где сидела Орлова, говорил: "Разрешите", - и стягивал белой повязкой волосы на её голове, чтобы не мешали гримировать. Вот и всё. Однако именно с этого эпизода и начался путь Георгия Юматова в кино.
Между тем всё тот же Александров в 1947 году привёл Юматова во ВГИК, на курс, который набирал Сергей Герасимов. Однако, мэтр советского кино, прослушав Юматова, заявил, что тот настолько талантлив, что мало нуждается в дополнительном обучении, и лично отвёл его в Театр киноактёра. Вчерашнего матроса тут же ввели на одну из ролей в спектакль "Дети Ванюшина".
В период с 1948-го по 1950-й годы Юматов снялся в 5 фильмах: "Молодая гвардия" (в этом фильме Юматова первоначально пробовали на роль Сергея Тюленина, но в фильме он играл Анатолия Макарова), "Повесть о настоящем человеке" и "Три встречи" (фильмы сняты в 1948-м году), "В мирные дни" и "Жуковский" (фильмы сняты в 1950-м году).
В конце 1940-х годов на съёмках "Молодой гвардии" он познакомился со студенткой ВГИКа Музой Крепкогорской. Знакомство завершилось студенческой свадьбой, которая состоялась 2 декабря 1947 года. Молодые оказались тогда единственной парой на курсе, которая устроила свадьбу на сорок человек.
На съёмках "Героев Шипки" карьера Юматова едва не оборвалась. В одном из эпизодов рядом с актёром должен был прогреметь взрыв. Для этого пиротехники спрятали мину в ямку и присыпали её землей, а потом забыли это место и уложили актёра прямо на мину. Когда Юматов сообразил, на чём он лежит, камера уже заработала, и началась съёмка. Часы отсчитывали последние секунды перед взрывом, а вскочить актёр так и не решился - боялся испортить кадр. Так он и пролежал, мысленно уже распрощавшись с жизнью. Однако мина не взорвалась. Почему - никто из пиротехников объяснить не смог.
Всесоюзная слава пришла к Юматову в 1956 году, когда на экраны страны вышли сразу два фильма, где он сыграл главные роли: "Разные судьбы" режиссёра Леонида Лукова и "Они были первыми" режиссёра Юрия Егорова. После этого имя Юматова встало в один ряд с целой плеядой имён молодых актёров, принёсших славу советскому кино: Олегом Стриженовым, Николаем Рыбниковым, Алексеем Баталовым, Василием Лановым, Вячеславом Тихоновым и другими.
Между тем к концу того десятилетия на счету Юматова появилось ещё семь картин. И лучшей среди них стала "Жестокость" Владимира Скуйбина, в которой Юматов сыграл Веньку Малышева. Фильм вышел на широкий экран в 1959 году. "По актёрской технике, по яркости, по цельности характера, по сложности драматургического материала это одна из лучших ролей Георгия Юматова", - писали критики.
В 1960-е годы актёрское амплуа Юматова стало меняться. Позднее Ж.Гречуха напишет: "Когда Юматов почувствовал, что роли, достойной соперничать с "Жестокостью", ему не предлагают, а все другие только "в этом плане", и, что, играя их, он "примелькается" и не только не откроет для себя ничего нового, но и потеряет найденное "старое", он решил играть характерные роли.
Маленькая роль "графа" в фильме Л.Лукова "Две жизни" в 1961 году. Смешной, чудаковатый солдатик, лузгающий семечки и больше всего боящийся, "как бы не обмишуриться". Сразу же, как скинули царя, записался во все партии - и кадет, и меньшевик, и анархист... И, наконец, сложная роль - Николай Хромов в "Порожнем рейсе" в 1962 году. Неожиданная для Юматова. И потому сыгранная "на нерве". Да, жулик, да, любит урвать для себя, но и тут никакой однозначности: в минуту опасности этот "отрицательный" человек спасает жизнь журналисту, который везёт "материал" на него, Хромова... И в этих неожиданных поворотах для Юматова притягательность и радостное удовлетворение своей профессией".
Ещё после "Жестокости" опытный актёр Олег Ефремов сделал любопытный вывод о том, что Юматову по силам сыграть даже "блатного". С этим выводом полностью согласился режиссёр Леонид Луков, который прекрасно знал Юматова с конца 1940-х годов (тот снялся у него в нескольких картинах: "Рядовой Александр Матросов", "Разные судьбы", "Две жизни"). В 1963 году Луков задумал снимать фильм по киноповести Юрия Германа "Верьте мне, люди" и на главную роль - Алексея Лапина - пригласил Юматова. Тот согласился. Съёмки должны были начаться летом того же года, но они внезапно сорвались из-за трагедии - в апреле скончался Луков. После этого работу над фильмом "заморозили" на неопределённое время.Прошло около года, и руководство киностудии имени Горького вновь решило вернуться к этой картине и назначило новых режиссёров: Илью Турина и Владимира Беренштейна. На главную роль был утверждён всё тот же Юматов. Однако у него особого желания сниматься в подобном фильме уже не было. Перед Луковым он преклонялся, а новых режиссёров практически не знал, и накануне важных съёмок сорвал работу над картиной. С роли его немедленно сняли, и она досталась Кириллу Лаврову. Фильм "Верьте мне, люди" вышел на экраны страны в 1965 года и стал фаворитом проката.
Зрители также увидели Юматова в фильмах "Стряпуха" в 1965 году; "Не забудь... станция Луговая", "В городе С."и "К свету!" в 1966-м году, "Внимание, цунами!" и "Если есть паруса" в 1968-м году, "Опасные гастроли" в 1970 году. Этот список мог стать гораздо шире, не упусти Юматов из-за собственной недисциплинированности ряд интересных ролей в нескольких фильмах. Самой громкой потерей среди них была роль Фёдора Сухова в "Белом солнце пустыни". Юматова уже утвердили на роль, съёмки вот-вот должны были начаться, но актёр попал в неприятную историю. Накануне он был на похоронах и затеял драку с кем-то из присутствующих.
Сыграть главную роль в приключенческом фильме Юматову тогда всё-таки удалось. Речь идет о фильме Геннадия Полоки "Один из нас", в котором актёр перевоплотился в бывшего кавалериста Сергея Бирюкова, волею судьбы ставшего советским разведчиком. Стоит отметить, что эта роль досталась Юматову благодаря Владимиру Высоцкому. Дело в том, что первоначально Бирюкова должен был сыграть именно он. Однако КГБ, курировавший съёмки картины, выступил против этой кандидатуры, и тогда Высоцкий привёл на съёмочную площадку Юматова - своего давнего приятеля.
Ж.Гречуха об этой роли Юматова писал: "Он мастерски демонстрирует свою богатую актёрскую технику. Юматов то небрежен, то собран, то явно переигрывает "славянскую душу и русский характер", то, наоборот, предельно искренен или возмущён. Юматов играет с удовольствием, с озорством, но как раз в этом и скрыт успех роли - ведь разведчиков у нас в кино слишком часто играли людьми с "железными нервами", заранее уверенными в успехе. А Юматов - обыкновенный, "один из нас". Рубаха-парень, он обладает природной наблюдательностью, находчивостью и умением быть самим собой с начальством, с врагами, с друзьями".
Фильм "Один из нас" вышел на широкий экран в 1970 году и был тепло встречен публикой. А буквально через год после этого Юматов пережил вторую волну зрительской любви к себе. Произошло это с выходом на экраны страны фильма Владимира Рогового "Офицеры", в котором Юматов сыграл одну из главных ролей - красного командира Алексея Трофимова.
Успех фильма целиком держался на двух актёрах, исполнивших в нём главные роли: Георгии Юматове и Василии Лановом (последний был назван читателями журнала "Советский экран" лучшим актёром 1971 года). Однако после этого триумфа судьбы этих актёров сложились по-разному. Если Лановому в дальнейшем удалось упрочить свое положение в творческой среде и даже достичь больших высот в общественной деятельности, то Юматов даже близко не приблизился к этому. Будучи человеком излишне прямолинейным, он сумел нажить себе массу врагов в чиновничьей среде, которая всегда относилась к известному актёру с некоторой долей раздражения. Стоит отметить и такой факт: несмотря на то, что Юматов был фронтовиком, в ряды КПСС он так и не вступил.
Когда фильм "Офицеры" только вышел в прокат, Юматов в интервью журналу "Советский экран" поделился с читателями своими планами. Он сказал: "Вот увидите, я ещё сыграю не одну хорошую роль. Хорошо бы что-нибудь комедийное! Сил у меня и желания работать много".
Однако этим оптимистическим планам в то десятилетие так и не суждено было сбыться. В 1970-е годы Юматов снялся ещё в 12 фильмах, однако ни один из них не принёс актёру настоящего удовлетворения. Среди этих работ актёра были фильмы "Дача" в 1972 году, "Горожане" в 1976 году, "Судьба" в 1977 году; "Поздняя ягода", "Конец императора тайги" и "Предварительное расследование" в 1978-м году.
Новый всплеск зрительского интереса к Юматову пришёлся на начало 1980-х годов, когда один за другим на широкий экран вышли сразу три фильма, где он снялся в главной роли: "Петровка, 38" в 1980 году, "Огарёва, 6" в 1981 году и телевизионный фильм "ТАСС уполномочен заявить" в 1984 году. Это были последние крупные работы актёра, в которых он сумел по-настоящему блеснуть своим талантом. Именно после них ему в 1982 году было присвоено звание народного артиста РСФСР. Однако наличие звания не прибавило Юматову работы - с середины 1980-х годов если его и приглашали на съёмочную площадку, то исключительно в эпизоды. Таких приглашений за пятилетие у него набралось десять. Среди них были роли в фильмах "Внимание! Всем постам!" в 1985 году, "Наградить (Посмертно)" и "Покушение на ГОЭЛРО" в 1986-м году, "Следопыт" в 1987 году, "Спасённому - рай" в 1988 году, "Нечистая сила" в 1989 году.
Чем же занимался Юматов в месяцы простоя? Одним из его давних пристрастий, возникших ещё со времен войны, была любовь к собакам. Юматов любил их самозабвенно. Будучи юнгой, он однажды пронёс на корабль двух щенят и за этот поступок отсидел двое суток на гауптвахте в ящике для хранения канатов. Но со щенками он так и не расстался. Когда на Дунае немцы подбили корабль, Юматов бросился в воду и спас и себя, и двух своих любимцев. В Севастополе, в музее боевой славы, до сих пор висит фотография матроса Юматова с Динкой и Рицей.
Юматов не изменил своего отношения к собакам и в мирные дни. Очевидцы рассказывают, что на съёмочной площадке, когда актёры садились к наспех сооружённому обеденному столу, Юматов просил их не выбрасывать косточки, а отдавать ему. После обеда он собирал их в кулёк и относил бездомным собакам, которых всегда было в избытке вокруг съёмочной площадки.
К сожалению, ещё одним давним пристрастием Юматова был алкоголь. На этой почве дважды пытался покончить с собой, однако врачам удалось его спасти. Вспоминал А.Нилин: "Мы мчались за водкой в ресторан "Пекин" со скоростью самолёта - на двадцать первой модели "Волги" был поставлен форсированный двигатель. И ударом крыла выбили у неосторожного пешехода портфель - бумаги полетели на проезжую часть, потерпевший истерически закричал, споткнулся... Милиционер, куда-то докладывавший о наезде, смягчил полагающуюся случаю строгость примиряющей иронией: "Здесь великий артист Юматов в пьяном виде".
Прибывшие к месту задержания чины без гнева предложили Жоре, чтобы один из них сел за баранку вместо него - и нас довезли домой. Юматов уговорил прототипов своих персонажей из "Петровки, 38" и "Огарёва, 6" подняться к нему в квартиру. Они с восхищением выслушали "охотничьи рассказы" артиста, как стрелял он по престижному зверю вместе с высшим генералитетом".
1990-е годы не изменили к лучшему жизнь Юматова, более того - они её усугубили. Инфляция сожрала все скудные сбережения, и ему пришлось с женой, актрисой Музой Крепкогорской, продавать вещи из дома. Из Театра-студии киноактёра их уволили, оставив существовать на нищенские пенсии. В течение нескольких лет Юматов посылал запросы в ленинградский военный архив с просьбой отыскать его документы участника войны, чтобы получать инвалидную пенсию, однако оттуда приходили неутешительные ответы о том, что документы утеряны. Однако в январе 1994 года справедливость всё-таки восторжествовала - Юматова признали инвалидом Отечественной войны и наделили пенсией в 120 тысяч рублей.
Что касается съёмок в кино, то и здесь у Юматова дела складывались плохо. Если кто-то из режиссёров и вспоминал о нём, то всего лишь для эпизода. За период с 1990 по 1993 год Юматов снялся в картинах "Похороны Сталина" в 1990 году, "Заряженные смертью" в 1991 году; "Рэкет", "Великий муравьиный путь" и "Грех" в 1992-м году. Зрители почти забыли актера, однако в марте 1994 года Юматов внезапно сам напомнил о себе. "Кумир 1960-х годов застрелил человека" - гласили заголовки газет. После похорон своей любимой дворняжки Фроськи Юматов позвал к себе домой сторожа, помогавшего ему закапывать собаку. Выпили, поговорили. А потом он снял со стенки ружьё и выстрелил в 33-летнего азербайджанца. Через полчаса Юматова отвезли в милицию, а оттуда - в "Матросскую Тишину".
В своё время ему выпала невиданная слава, а затем - о нём забыли. Он жил с женой жил в районе метро "Аэропорт" на пенсию в 300 рублей. Концертов не было, приглашения были очень редко. Закат актерской карьеры был не самым радостным. Было непонятно, как же жить дальше. Ему не нравилось, что нет работы, невостребованность раздражала. Когда умерла его любимая собачка Фрося, жившая у него 11 лет, он попросил дворника похоронить её. Похороны были утром, потом они стали поминать собаку. Во время поминок он показал дворнику трофейное ружьё. Вскоре дело дошло до выяснения отношений. И возник спор – надо ли так убиваться над собакой? Дворник сказал: "Собака есть собака. Это же не человек". На что Юматов возразил, сказав: "Иная собака намного лучше человека иного". Слово за слово... Дворник сказал: "Ты такой же нищий, как и я. Ну, артист, ну воевал, а кому ты сейчас нужен? Ни на той ты стороне воевал и не в ту сторону стрелял. Если бы стрелял куда надо, сейчас бы пил баварское пиво". Юматов спросил: "Ты сам из Нагорного Карабаха. А чего же здесь ошиваешься, когда у тебя на родине стреляют?" Дворник схватил со стола нож и бросил его в Юматова. Тот поднял ружьё и раздался выстрел. Через некоторое время он попросил жену вызвать милицию.
Во время следствия коллеги и друзья Юматова старались кто чем мог поддержать его. Виктор Мережко, Алла Ларионова и Олег Стриженов навещали Юматова, поддерживали морально и материально. Гильдия актёров России во главе с Евгением Жариковым обратилась за помощью в адвокатское бюро "Борис Кузнецов и партнёры". В "Матроской тишине" Георгий Юматов пробыл чуть больше двух месяцев - в СИЗО его все обожали и сразу же положили в "больничку", обеспечив телевизором и книжками.
Суд над актёром должен был состояться в июне 1994 года. Однако, до него дело не дошло в связи с указом об амнистии по случаю 50-летия Победы. В своём заявлении Президенту России о помиловании Юматов написал: "Несмотря на то, что при рассмотрении уголовного дела в суде я мог быть оправдан, моё состояние здоровья лишило меня сил, и я не могу дальше вести борьбу, которая приведёт меня к смерти. Как верующий и честный человек, считаю себя виновным перед Богом, и людьми. Хочу провести остаток своих дней в молитвах о прощении и спокойно умереть в своей постели". После 2-х месяцев пребывания в тюрьме он был освобождён, но у него случилось 2 инфаркта и инсульт.
Юматов перестал употреблять алкоголь, и стал ходить в церковь. Это его успокаивало. Когда в марте 1996 года актёру исполнилось 70 лет, об этом вспомнила лишь одна газета - "Московский комсомолец". А.Гореславский в те дни писал: "На этой неделе отмечал свой юбилей популярнейший советский и российский актёр Георгий Юматов. Кумиру молодёжи и сердцееду 50-х-60-х годов исполнилось 70 лет... Ради такого случая близкие друзья актёра преподнесли ему шикарный подарок - пригласили отметить день рождения в ресторане. Как рассказала корреспондентам "МК" жена Георгия Александровича, "они всегда справляли день рождения дома, в кругу друзей. Но такой юбилей бывает только раз в жизни, и мы решили отметить его подобающе. Были лишь давние приятели - всего 12 человек, в том числе Виктор Мережко с женой, Алла Ларионова с подругой".
Как оказалось, это был последний выход Юматова в свет. Он сник, и почти не вставал с постели с марта 1996 года. Врачи обнаружили у него аневризму брюшной аорты, и Юматов лёг на тяжелейшую операцию. Когда через год снова открылось кровотечение, от повторной операции он отказался. 4 октября 1997 года Юматов скончался.
Муза Крепкогорская рассказывала: "День начался как обычно. Жоржик чувствовал себя хорошо. Даже сходил в магазин за хлебом. Вот он, этот хлеб, на столе. Я его сохраню как память. Вечером я услышала сдавленный кашель и хрип в комнате мужа. Вбежала. Жоржик лежал на диване, он самостоятельно смог перевернуться со спины на бок. "Значит, всё ещё не так страшно!" - подумала я и вызвала "Скорую". Врачи приехали через три минуты. У мужа кровь пошла изо рта. Никак не могли найти источник кровотечения. Я ползала перед врачами на коленях и умоляла спасти его. Медики делали всё возможное. Но он всё равно умер.Жоржика добил ремонт. Дом у нас старый. Требовались перестановки, переделки. Но менять складывавшуюся годами обстановку муж ни за что не хотел. За эти дни не позвонил только Ельцин. А остальные - все. О том, что Жоржик так популярен, я знала, но что до такой степени... не думала..."
Похороны Георгия Юматова состоялись 8 октября в два часа дня на Ваганьковском кладбище. С ним пришли проститься зрители, родственники, друзья и товарищи из мира кино: Виктор Мережко, Евгений Жариков, Алла Ларионова, Элина Быстрицкая, Лариса Лужина, Михаил Глузский, Владимир Конкин и другие актеры.
Муза Крепкогорская пережила мужа почти на 2 года. После смерти Юматова она осталась в одиночестве, и опеку над ней взял на себя сценарист и телеведущий Виктор Мережко. Она скончалась 26 июня 1999 года и была похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с матерью и мужем.
Фильмография
1999 Транзит для дьявола (сериал) ... Кузин Фёдор Михайлович, шкипер судна 'Удачливый' (фильм вышел на экраны после смерти актера)
1995 Гераковы
1994 Будулай, которого не ждут
1993 Великий муравьиный путь
1992 Грех
1991 Заряженные смертью
1990 Похороны Сталина
1988 Спасенному – рай
1987 Клиника ... Кириллов
1987 Следопыт ... Чарльз Кэп
1987 Акция ... Василий
1986 Наградить (посмертно) ... Кирилл Сергеевич, художник
1986 Аэропорт со служебного входа ... Алексей Николаевич
1986 Покушение на ГОЭЛРО (мини-сериал) ... Сергеев
1986 Размах крыльев ... испытатель
1985 Соучастие в убийстве
1985 Русь изначальная ... осужденный за укрывательство хлеба
1985 Внимание! Всем постам
1984 Второй раз в Крыму ... Князев
1984 ТАСС уполномочен заявить... (сериал) ... Белю
1983 Духовой оркестр (короткометражный) ... Николай Егорович
1983 Приступить к ликвидации ... Серебровский
1982 Срочно... секретно... Губчека
1981 У матросов нет вопросов ... шофер
1980 Огарева, 6 ... Садчиков Алексей Павлович
1980 Петровка, 38 ... Садчиков Алексей Павлович
1978 Предварительное расследование
1978 Поздняя ягода
1978 Конец императора тайги ... Мартынов
1977 Судьба
1975 Горожане ... однополчанин Бати
1975 Шторм на суше ... Алексей Яковлевич Хряпов
1974 Последняя встреча ... отец Павла
1974 Дача
1972 Сапожки (короткометражный) ... Сергей Духанин
1972 Город на Кавказе (короткометражный)
1972 Красно солнышко ... Мирон Евсеевич Вахромеев
1971 Офицеры ... Алексей Трофимов
1970 Один из нас
1969 Внимание, цунами ... Алексеев Сергей Георгиевич
1969 Если есть паруса
1969 Новогоднее похищение (ТВ) ... артист Юматов
1969 Опасные гастроли ... Максим
1968 К свету
1967 Тихая Одесса
1967 Седьмой спутник ... Турка
1966 В городе С. ... фельдшер Михаил Макарович
1966 Не забудь... станция Луговая ... Георгий Рябов
1966 Стряпуха ... Серафим Чайка
1963 Трое суток после бессмертия
1963 Порожний рейс ... Николай Хромов
1962 Академик из Аскании ... Николай Барабуля
1961 Две жизни ... «Граф»
1960 Первое свидание ... Алексей Савельев
1960 Жестокость ... Венька Малышев
1959 Любовью надо дорожить ... фотокорреспондент
1959 Баллада о солдате ... солдат с передовой
1958 Юность наших отцов ... Иван Морозко
1958 Очередной рейс ... Кирилл Воронов
1958 Рядом с нами ... Яша Миловидов
1957 Шторм ... Грачев
1956 Разные судьбы ... Степан Огурцов
1956 Они были первыми ... Степан Барабаш
1955 Пути и судьбы
1955 Васек Трубачев и его товарищи ... один из защитников лошади
1955 Педагогическая поэма ... Саша Задоров
1955 Крушение эмирата ... Игнат
1954 Герои Шипки ... казак Сашко Козир
1954 Об этом забывать нельзя ... студент
1953 Вихри враждебные ... Баландин
1953 Корабли штурмуют бастионы ... Виктор Ермолаев
1953 Адмирал Ушаков ... Виктор Ермолаев
1950 В мирные дни ... Сергей Куракин
1950 Жуковский ... Касьянов
1948 Три встречи ... токарь
1948 Молодая гвардия ... Анатолий Попов
1947 Весна ... ассистент гримера
1941 В тылу врага
1995 Гераковы
1994 Будулай, которого не ждут
1993 Великий муравьиный путь
1992 Грех
1991 Заряженные смертью
1990 Похороны Сталина
1988 Спасенному – рай
1987 Клиника ... Кириллов
1987 Следопыт ... Чарльз Кэп
1987 Акция ... Василий
1986 Наградить (посмертно) ... Кирилл Сергеевич, художник
1986 Аэропорт со служебного входа ... Алексей Николаевич
1986 Покушение на ГОЭЛРО (мини-сериал) ... Сергеев
1986 Размах крыльев ... испытатель
1985 Соучастие в убийстве
1985 Русь изначальная ... осужденный за укрывательство хлеба
1985 Внимание! Всем постам
1984 Второй раз в Крыму ... Князев
1984 ТАСС уполномочен заявить... (сериал) ... Белю
1983 Духовой оркестр (короткометражный) ... Николай Егорович
1983 Приступить к ликвидации ... Серебровский
1982 Срочно... секретно... Губчека
1981 У матросов нет вопросов ... шофер
1980 Огарева, 6 ... Садчиков Алексей Павлович
1980 Петровка, 38 ... Садчиков Алексей Павлович
1978 Предварительное расследование
1978 Поздняя ягода
1978 Конец императора тайги ... Мартынов
1977 Судьба
1975 Горожане ... однополчанин Бати
1975 Шторм на суше ... Алексей Яковлевич Хряпов
1974 Последняя встреча ... отец Павла
1974 Дача
1972 Сапожки (короткометражный) ... Сергей Духанин
1972 Город на Кавказе (короткометражный)
1972 Красно солнышко ... Мирон Евсеевич Вахромеев
1971 Офицеры ... Алексей Трофимов
1970 Один из нас
1969 Внимание, цунами ... Алексеев Сергей Георгиевич
1969 Если есть паруса
1969 Новогоднее похищение (ТВ) ... артист Юматов
1969 Опасные гастроли ... Максим
1968 К свету
1967 Тихая Одесса
1967 Седьмой спутник ... Турка
1966 В городе С. ... фельдшер Михаил Макарович
1966 Не забудь... станция Луговая ... Георгий Рябов
1966 Стряпуха ... Серафим Чайка
1963 Трое суток после бессмертия
1963 Порожний рейс ... Николай Хромов
1962 Академик из Аскании ... Николай Барабуля
1961 Две жизни ... «Граф»
1960 Первое свидание ... Алексей Савельев
1960 Жестокость ... Венька Малышев
1959 Любовью надо дорожить ... фотокорреспондент
1959 Баллада о солдате ... солдат с передовой
1958 Юность наших отцов ... Иван Морозко
1958 Очередной рейс ... Кирилл Воронов
1958 Рядом с нами ... Яша Миловидов
1957 Шторм ... Грачев
1956 Разные судьбы ... Степан Огурцов
1956 Они были первыми ... Степан Барабаш
1955 Пути и судьбы
1955 Васек Трубачев и его товарищи ... один из защитников лошади
1955 Педагогическая поэма ... Саша Задоров
1955 Крушение эмирата ... Игнат
1954 Герои Шипки ... казак Сашко Козир
1954 Об этом забывать нельзя ... студент
1953 Вихри враждебные ... Баландин
1953 Корабли штурмуют бастионы ... Виктор Ермолаев
1953 Адмирал Ушаков ... Виктор Ермолаев
1950 В мирные дни ... Сергей Куракин
1950 Жуковский ... Касьянов
1948 Три встречи ... токарь
1948 Молодая гвардия ... Анатолий Попов
1947 Весна ... ассистент гримера
1941 В тылу врага
Озвучивание
1967 Дорога горящего фургона ... Бегенч
Награды и премии
1982 Народный артист РСФСР
1969 Заслуженный артист РСФСР
1985 Орден Отечественной войны I степени
1945 Орден Отечественной войны 2 степени
1996 Медаль Жукова
1969 Заслуженный артист РСФСР
1985 Орден Отечественной войны I степени
1945 Орден Отечественной войны 2 степени
1996 Медаль Жукова