С участием персоны 341 раздач
Краткая биография
Имя: Георгий Францевич Милляр
Дата рождения: 7 ноября, 1903 | скорпион
Место рождения: Москва, Российская Империя
Дата смерти: 4 июня, 1993 | 89 лет
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Актер
Жанр: Комедия, семейный, мультфильм
Рост: 1.64 м
Супруга: Мария Милляр
Дата рождения: 7 ноября, 1903 | скорпион
Место рождения: Москва, Российская Империя
Дата смерти: 4 июня, 1993 | 89 лет
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Актер
Жанр: Комедия, семейный, мультфильм
Рост: 1.64 м
Супруга: Мария Милляр
Биография
Безмятежное детство
Георгий Милляр родился 7 ноября 1903 года в Москве в семье французского инженера Франца де Милье. Франц приехал в Россию на работу консультировать русских в области мостостроения. Здесь-то его и очаровала дочь иркутского золотопромышленника Елизавета Журавлева. Женившись, он получил помимо руки и сердца прекрасной барышни еще и приличное приданое.
Совместная жизнь Франца и Елизаветы была не долгой. Маленькому Георгию еще не исполнилось и трех лет, когда его отец умер. Тем не менее, семья де Милье продолжала жить в достатке. У них была огромная квартира в Москве, две дачи - в Подмосковье и в Геленджике. Гувернантки-француженки обучали мальчика языкам, музыке, литературе, а тетя, известная в то время театральная актриса, привила ему любовь к театру.
Неудивительно, что Георгия с ранних лет тянуло к лицедейству. Его первыми сценами стали гостиная в московской квартире и терраса подмосковной дачи, где он выступал перед родственниками.
Перемены
Безмятежное детство Георгия закончилось в 1914 году. Опасаясь предреволюционных волнений, мать решила отправить Георгия подальше от неспокойной Москвы – к деду в Геленджик. Здесь он прожил больше пяти лет, здесь же встретил весть о разразившейся в России революции...
Революция отняла у их семьи и деньги, и московскую квартиру с подмосковной дачей. Опасаясь большего, родственники Георгия предусмотрительно подправили ему фамилию. Так он превратился из де Милье в просто Милляра. Впоследствии Георгий Францевич старался не касаться своего прошлого, не указывал в анкетах и о знании иностранных языков, хотя свободно владел и французским, и немецким.
Москва. Театр Революции
В 1924 году Георгий Милляр, уже имевший опыт выступлений на театральной сцене, вернулся в Москву и поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (в настоящее время - Театр имени Маяковского). Педагоги встретили юношу настороженно – необычная внешность, ужасная дикция. Георгий Милляр вспоминал: «По своим психофизическим данным я был тяжелым учеником, и многие преподаватели бросили бы меня, если бы не чувство профессиональной любознательности... «Консилиум» педагогов долго не мог предрешить исхода ни за, ни против, и поэтому меня не выгоняли...»
Закончив в 1927 году обучение, Георгий Милляр был принят в труппу Московского театра Революции. Там он проработал до 1938 года, быстро завоевав славу характерного актера. Многие из его ролей остались в памяти московских театралов: Герцог Альбано («Озеро Люль»), Мокроносов («Конец Криворыльска»), Пикель («Гоп-ля, мы живем»), аптекарь («Ромео и Джульетта»), Атташе («Голгофа»), Болтиков («Инга»), Имангужа («Поэма о топоре»), м-р Гоукер («Улица радости»), граф Людовико («Собака на сене»).
Казалось, все было в его карьере хорошо: прочное положение в театре, любовь зрителей, но самого Георгия Милляра это не устраивало. Его манил кинематограф. И в 1938 году он ушел из театра...
Милляр, Роу, Столяров
В кино Георгий Милляр начинал с эпизодов, которые сегодня вряд ли кто вспомнит. Первую свою большую роль - Царя Гороха, он получил в киносказке Александра Роу «По Щучьему велению». Для режиссера это тоже был дебют. И дебют оказался великолепным: самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссеру тут же заказали новую сказку, которая должна была бы рассказывать о борьбе добра и зла. Так на свет появилась «Василиса Прекрасная».
На главную роль сказочного русского богатыря Александр Роу пригласил Сергея Столярова, и это было верное попадание. А вот с кандидатурой на роль Бабы Яги режиссер долго не мог определиться. Пробовались многие известные актрисы, в том числе и знаменитая Фаина Раневская, но Роу понимал, что здесь должно было быть что-то другое. Поделившись своими сомнениями с Милляром, он услышал ответ: «А можно мне сыграть Бабу Ягу? Эту роль должна играть не женщина...»
Дуэт Столяров-Милляр получился просто феноменальным. Милляр, худой от природы, выглядел в гриме настоящим чудовищем. Рассказывают, что на съемках детишки с плачем разбегались в разные стороны, лишь увидев его. Тем выигрышнее смотрелся на его фоне красавец-богатырь Сергей Столяров, олицетворяющий все светлые силы человечества.
Этот удачный дуэт великолепно сработал и в другой картине Александра Роу – сказке «Кащей Бессмертный». Столяров вновь играл русского богатыря, а Милляр на этот раз предстал в образе Кащея. Решение ставить фильм было принято еще в 1941 году, после начала Великой отечественной войны. Отсюда и тема сказки - победа русского богатыря над врагом. В образе Кащея Роу видел исключительно лишь Георгия Милляра, но тот неожиданно ответил отказом: «Не могу! Таланта не хватит!» Роу, зная как переубедить Милляра, стал просто приглашать его на обсуждение отдельных эпизодов фильма. И это сработало. На очередное обсуждение Милляр явился с наголо обритой головой и бровями, и всем стало ясно, что актер решил сниматься.
Премьера картины состоялась в День Победы - 9 мая 1945 года. Поскольку кинотеатр не смог вместить всех желающих, экран вынесли на площадь. Милляр играл Кащея, ассоциирующегося у зрителей с фашизмом, играл с гротеском, приближающимся к образам ранней готики. Он действительно был страшен в этом образе. Тем ярче выглядел финал, когда главный злодей оказывался не таким уж и Бессмертным и погибал от рук героя Сергея Столярова.
Самая обаятельная нечистая сила
Георгий Милляр снимался почти во всех фильмах Александра Роу (исключение – лишь детский фильм «Тайна горного озера», снятый режиссером на ереванской киностудии, и фильм-балет «Хрустальный башмачок»). И каждая их совместная работа – это ярчайший след в отечественной кинематографии. Эти киносказки не один десяток лет с удовольствием смотрят и дети, и взрослые.
Его герои, как правило, представляли в сказках «силы тьмы»: Черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», злодей-придворный Квак из «Марьи-искусницы», подводный царь Чудо-Юдо в «Варваре-красе, длинной косе», оборотень Кастрюк в «Финисте-ясном соколе». Кстати, те, кто смотрел фильм-сказку «Марья-искусница», помнит, как зловредный Квак падает в кипящее озеро зеленым, а вылезает красным. Однако самому актеру во время съемок было не до веселья. На съемках его наголо побрили и намазывали лицо и руки зеленкой, а на ноги натягивали смешные зеленые ласты.
Милляр вообще очень тщательно работал над созданием своих образов, подбирая грим, брови, усы, нос, уши, бородавки, прическу. Нередко он брился наголо, для того, чтобы облегчить работу гримерам. А как долго он репетировал перед зеркалом различные ужимки и повадки своих героев! Поэтому его персонажи всегда получались очень живыми и вызывали такой восторг у зрителей. На одном из кинофестивалей дети наградили Милляра титулом «Самая обаятельная нечистая сила», - это ли не самое настоящее признание народной любви?!
Особым успехом у зрителей пользовалась Баба-Яга, - образ полностью созданный Георгием Милляром. В общей сложности актер сыграл Бабу-Ягу на экране около десяти раз, и этот образ не был статичным, он все время развивался. Со временем его героиня из злобного врага превратилась в старушку-сплетницу, измученную радикулитом и не лишенную человеческих слабостей. Сам Георгий Милляр так говорил о своем любимом персонаже: «В «Василисе Прекрасной» моя бабуля - такая дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко» она уже подряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил. Обильный материал для Бабы-яги мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить. А в Ялте я старушку увидел - коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка... Не женская эта роль. Вот какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется - она тут же реснички себе подрисует».
Роли в фильмах других режиссеров
Яркие образы были созданы Георгием Милляром и в фильмах других режиссеров. Многим запомнился в исполнении актера Наимудрейший из сказки режиссера Бориса Рыцарева «Волшебная лампа Аладдина» с его высказыванием: «Поистине, пути всезнания неисповедимы, осознание знания есть признак незнания, осознание незнания...» Среди других сказочных героев: мистер Брауни в современной сказке Бориса Бунеева «Деревня Утка», мудрец Селим в «Калифе Аисте» Виктора Храмова, злой волшебник Смог в картине Геннадия Харлана «Андрей и злой чародей».
При этом Георгий Милляр снимался не только в сказках. Появляясь на экране в какой-нибудь эпизодической роли, он всегда притягивал к себе внимание. Щуплый старичок-шахматист из эксцентрической комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», шут Балакирев в историческом фильме Юрия Швырева «Баллада о Беринге и его друзьях», вождь хапов Гы из детской фантастической ленты Радомира Василевского «Шаг с крыши», дядя Яша в музыкальной комедии Владимира Гориккера «Серебряное ревю» - эти роли, как маленькие яркие крупинки его огромного таланта.
К сожалению, талант Георгия Милляра использовался режиссерами в кино очень однобоко: либо в сказках в образах нечистой силы, либо в эпизодических комедийных ролях. А Милляр много лет мечтал сыграть великого русского полководца Александра Суворова. И уж точно, - его Суворов занял бы достойное место в отечественном кинематографе. Но ни Суворова, ни Вольтера, ни Цезаря ему сыграть не удалось, - слишком сильны были стереотипы, сложившиеся вокруг талантливейшего актера.
Личная жизнь
О личной жизни Георгия Милляра ходит немало слухов. Рассказывают, что в 30 лет он женился на одной молодой, легкомысленной актрисе. Та завела роман с кинорежиссером, а затем заявила Милляру о планирующемся пополнении. На это Георгий Францевич будто бы ответил, что детей у него не может быть, и потому она может отправляться к истинному отцу предполагаемого ребенка. Правда это, или лишь одна из легенд, сегодня сказать трудно. Достоверно известно лишь одно, - то, что Милляр прожил один до 65 лет. Вернее не один, а со своей мамой Елизаветой Журавлевой (она скончалась в 1971 году). Жили они в обычной коммуналке (той самой бывшей квартире Милляров-Журавлевых, национализированной после революции), занимая лишь одну из комнат. А в остальных, как водилось в те годы, жили другие семьи.
В жизни Георгий Францевич был человеком простым, предпочитал дружить не с руководством, а с гримерами, костюмерами и осветителями. Любил выпить, предпочитая водке тройной одеколон и портвейн. Однако при этом никто и никогда не видел его пьяным. Так – лишь немного подшофе. На съемках он любил похулиганить, придумывая такие остроты, от которых девушки-костюмерши заливались краской. Не случайно сам себя Милляр называл Стариком Похабычем. Впрочем, на него никогда никто не обижался, поскольку его остроты не носили обидного характера, они, скорее, были частью его маски. Эта маска несерьезного человека и спасала его в трудные годы от репрессий.
Однажды в их коммуналке появилась новая жительница - Мария Васильевна. Родом она была «из раскулаченных» - в свое время арестовали сначала ее отца, а затем и мать. С первым мужем она развелась еще до войны, а второй погиб на фронте. От этих браков у нее осталось трое детей (к моменту, когда она появилась в квартире Милляра, они давно уже выросли).
Милляр сразу же стал присматриваться к новой соседке, захаживать к ней в гости. А затем сделал ей предложение. Георгию Францевичу тогда было 65 лет, а Марии Васильевне – 60. Женщина этому очень удивилась: «Что вы, Георгий Францевич! Мне не нужны мужчины!» На что Милляр пошутил: «А я и не мужчина. Я Баба-Яга».
Свадьбу они отметили в первый день съемок фильма-сказки «Варвара-краса, длинная коса». Вернее это съемочная бригада сделала молодоженам сюрприз, накрыв столы на берегу Москва-реки. Свадьба прошла весело: с шутками, ряжеными, традиционными розыгрышами.
До свадьбы Мария Васильевна работала в охране в одном из министерств, но Георгий Францевич заставил ее бросить работу. Свою жену он очень любил, с большой нежностью приняла невестку и его мама. Сошелся Милляр и с детьми своей супруги, став им и отцом, и другом. Вообще, в семье Милляров всегда царили мир и уважение, вот, что рассказывает их соседка Людмила Зайцева: «Это была удивительно трогательная пара. Георгий Францевич называл ее «Манечка» и «лапочка», она ни разу мата от него не слышала, а самым большим ругательством было: «Ну, Маня, ты меня достала!» Я никогда не видела Георгия Францевича дома в вытянутых трико, он всегда ходил в рубашке и брюках, а на выступления обязательно надевал «бабочку». Сам стирал свое белье, лет до 87 ходил в магазин. Без грима его никто не узнавал, и, лишь заслышав характерный грассирующий голосок, люди оборачивались, видимо, вспоминая, где же они его раньше слышали. А каким галантным мужчиной он был! Сейчас таких уже не встретишь. Всегда ручку поцелует, вперед пропустит».
Навеки в памяти
Георгий Францевич Милляр прожил долгую счастливую жизнь. Да, счастливую, несмотря на то, что долгое время прожил в коммуналке и получил отдельную квартиру в 80 лет, несмотря на то, что не накопил ни на дачу, ни на машину, не смотря на несыгранные роли в кино, не смотря на то, что официально стал народным артистом лишь в 85 лет. Но разве все это может сравниться с огромной народной любовью, которая всегда окружала этого человека. Его постоянно приглашали на встречи в школы и предприятия, пионерские лагеря и воинские части, и он никому не отказывал. Он вообще не мог отказывать. Однажды к нему зашла соседская девочка и стала рассматривать его рисунки. Георгий Францевич разрешил ей взять самый понравившийся. «А можно я возьму все?» – попросила девочка, и он отдал все.
До своего 90-летия Георгий Францевич не дожил пять месяцев. Он умер 4 июня 1993 года. Мария Васильевна пережила его на шесть лет...
Георгий Милляр родился 7 ноября 1903 года в Москве в семье французского инженера Франца де Милье. Франц приехал в Россию на работу консультировать русских в области мостостроения. Здесь-то его и очаровала дочь иркутского золотопромышленника Елизавета Журавлева. Женившись, он получил помимо руки и сердца прекрасной барышни еще и приличное приданое.
Совместная жизнь Франца и Елизаветы была не долгой. Маленькому Георгию еще не исполнилось и трех лет, когда его отец умер. Тем не менее, семья де Милье продолжала жить в достатке. У них была огромная квартира в Москве, две дачи - в Подмосковье и в Геленджике. Гувернантки-француженки обучали мальчика языкам, музыке, литературе, а тетя, известная в то время театральная актриса, привила ему любовь к театру.
Неудивительно, что Георгия с ранних лет тянуло к лицедейству. Его первыми сценами стали гостиная в московской квартире и терраса подмосковной дачи, где он выступал перед родственниками.
Перемены
Безмятежное детство Георгия закончилось в 1914 году. Опасаясь предреволюционных волнений, мать решила отправить Георгия подальше от неспокойной Москвы – к деду в Геленджик. Здесь он прожил больше пяти лет, здесь же встретил весть о разразившейся в России революции...
Революция отняла у их семьи и деньги, и московскую квартиру с подмосковной дачей. Опасаясь большего, родственники Георгия предусмотрительно подправили ему фамилию. Так он превратился из де Милье в просто Милляра. Впоследствии Георгий Францевич старался не касаться своего прошлого, не указывал в анкетах и о знании иностранных языков, хотя свободно владел и французским, и немецким.
Москва. Театр Революции
В 1924 году Георгий Милляр, уже имевший опыт выступлений на театральной сцене, вернулся в Москву и поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (в настоящее время - Театр имени Маяковского). Педагоги встретили юношу настороженно – необычная внешность, ужасная дикция. Георгий Милляр вспоминал: «По своим психофизическим данным я был тяжелым учеником, и многие преподаватели бросили бы меня, если бы не чувство профессиональной любознательности... «Консилиум» педагогов долго не мог предрешить исхода ни за, ни против, и поэтому меня не выгоняли...»
Закончив в 1927 году обучение, Георгий Милляр был принят в труппу Московского театра Революции. Там он проработал до 1938 года, быстро завоевав славу характерного актера. Многие из его ролей остались в памяти московских театралов: Герцог Альбано («Озеро Люль»), Мокроносов («Конец Криворыльска»), Пикель («Гоп-ля, мы живем»), аптекарь («Ромео и Джульетта»), Атташе («Голгофа»), Болтиков («Инга»), Имангужа («Поэма о топоре»), м-р Гоукер («Улица радости»), граф Людовико («Собака на сене»).
Казалось, все было в его карьере хорошо: прочное положение в театре, любовь зрителей, но самого Георгия Милляра это не устраивало. Его манил кинематограф. И в 1938 году он ушел из театра...
Милляр, Роу, Столяров
В кино Георгий Милляр начинал с эпизодов, которые сегодня вряд ли кто вспомнит. Первую свою большую роль - Царя Гороха, он получил в киносказке Александра Роу «По Щучьему велению». Для режиссера это тоже был дебют. И дебют оказался великолепным: самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссеру тут же заказали новую сказку, которая должна была бы рассказывать о борьбе добра и зла. Так на свет появилась «Василиса Прекрасная».
На главную роль сказочного русского богатыря Александр Роу пригласил Сергея Столярова, и это было верное попадание. А вот с кандидатурой на роль Бабы Яги режиссер долго не мог определиться. Пробовались многие известные актрисы, в том числе и знаменитая Фаина Раневская, но Роу понимал, что здесь должно было быть что-то другое. Поделившись своими сомнениями с Милляром, он услышал ответ: «А можно мне сыграть Бабу Ягу? Эту роль должна играть не женщина...»
Дуэт Столяров-Милляр получился просто феноменальным. Милляр, худой от природы, выглядел в гриме настоящим чудовищем. Рассказывают, что на съемках детишки с плачем разбегались в разные стороны, лишь увидев его. Тем выигрышнее смотрелся на его фоне красавец-богатырь Сергей Столяров, олицетворяющий все светлые силы человечества.
Этот удачный дуэт великолепно сработал и в другой картине Александра Роу – сказке «Кащей Бессмертный». Столяров вновь играл русского богатыря, а Милляр на этот раз предстал в образе Кащея. Решение ставить фильм было принято еще в 1941 году, после начала Великой отечественной войны. Отсюда и тема сказки - победа русского богатыря над врагом. В образе Кащея Роу видел исключительно лишь Георгия Милляра, но тот неожиданно ответил отказом: «Не могу! Таланта не хватит!» Роу, зная как переубедить Милляра, стал просто приглашать его на обсуждение отдельных эпизодов фильма. И это сработало. На очередное обсуждение Милляр явился с наголо обритой головой и бровями, и всем стало ясно, что актер решил сниматься.
Премьера картины состоялась в День Победы - 9 мая 1945 года. Поскольку кинотеатр не смог вместить всех желающих, экран вынесли на площадь. Милляр играл Кащея, ассоциирующегося у зрителей с фашизмом, играл с гротеском, приближающимся к образам ранней готики. Он действительно был страшен в этом образе. Тем ярче выглядел финал, когда главный злодей оказывался не таким уж и Бессмертным и погибал от рук героя Сергея Столярова.
Самая обаятельная нечистая сила
Георгий Милляр снимался почти во всех фильмах Александра Роу (исключение – лишь детский фильм «Тайна горного озера», снятый режиссером на ереванской киностудии, и фильм-балет «Хрустальный башмачок»). И каждая их совместная работа – это ярчайший след в отечественной кинематографии. Эти киносказки не один десяток лет с удовольствием смотрят и дети, и взрослые.
Его герои, как правило, представляли в сказках «силы тьмы»: Черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», злодей-придворный Квак из «Марьи-искусницы», подводный царь Чудо-Юдо в «Варваре-красе, длинной косе», оборотень Кастрюк в «Финисте-ясном соколе». Кстати, те, кто смотрел фильм-сказку «Марья-искусница», помнит, как зловредный Квак падает в кипящее озеро зеленым, а вылезает красным. Однако самому актеру во время съемок было не до веселья. На съемках его наголо побрили и намазывали лицо и руки зеленкой, а на ноги натягивали смешные зеленые ласты.
Милляр вообще очень тщательно работал над созданием своих образов, подбирая грим, брови, усы, нос, уши, бородавки, прическу. Нередко он брился наголо, для того, чтобы облегчить работу гримерам. А как долго он репетировал перед зеркалом различные ужимки и повадки своих героев! Поэтому его персонажи всегда получались очень живыми и вызывали такой восторг у зрителей. На одном из кинофестивалей дети наградили Милляра титулом «Самая обаятельная нечистая сила», - это ли не самое настоящее признание народной любви?!
Особым успехом у зрителей пользовалась Баба-Яга, - образ полностью созданный Георгием Милляром. В общей сложности актер сыграл Бабу-Ягу на экране около десяти раз, и этот образ не был статичным, он все время развивался. Со временем его героиня из злобного врага превратилась в старушку-сплетницу, измученную радикулитом и не лишенную человеческих слабостей. Сам Георгий Милляр так говорил о своем любимом персонаже: «В «Василисе Прекрасной» моя бабуля - такая дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко» она уже подряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил. Обильный материал для Бабы-яги мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить. А в Ялте я старушку увидел - коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка... Не женская эта роль. Вот какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется - она тут же реснички себе подрисует».
Роли в фильмах других режиссеров
Яркие образы были созданы Георгием Милляром и в фильмах других режиссеров. Многим запомнился в исполнении актера Наимудрейший из сказки режиссера Бориса Рыцарева «Волшебная лампа Аладдина» с его высказыванием: «Поистине, пути всезнания неисповедимы, осознание знания есть признак незнания, осознание незнания...» Среди других сказочных героев: мистер Брауни в современной сказке Бориса Бунеева «Деревня Утка», мудрец Селим в «Калифе Аисте» Виктора Храмова, злой волшебник Смог в картине Геннадия Харлана «Андрей и злой чародей».
При этом Георгий Милляр снимался не только в сказках. Появляясь на экране в какой-нибудь эпизодической роли, он всегда притягивал к себе внимание. Щуплый старичок-шахматист из эксцентрической комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», шут Балакирев в историческом фильме Юрия Швырева «Баллада о Беринге и его друзьях», вождь хапов Гы из детской фантастической ленты Радомира Василевского «Шаг с крыши», дядя Яша в музыкальной комедии Владимира Гориккера «Серебряное ревю» - эти роли, как маленькие яркие крупинки его огромного таланта.
К сожалению, талант Георгия Милляра использовался режиссерами в кино очень однобоко: либо в сказках в образах нечистой силы, либо в эпизодических комедийных ролях. А Милляр много лет мечтал сыграть великого русского полководца Александра Суворова. И уж точно, - его Суворов занял бы достойное место в отечественном кинематографе. Но ни Суворова, ни Вольтера, ни Цезаря ему сыграть не удалось, - слишком сильны были стереотипы, сложившиеся вокруг талантливейшего актера.
Личная жизнь
О личной жизни Георгия Милляра ходит немало слухов. Рассказывают, что в 30 лет он женился на одной молодой, легкомысленной актрисе. Та завела роман с кинорежиссером, а затем заявила Милляру о планирующемся пополнении. На это Георгий Францевич будто бы ответил, что детей у него не может быть, и потому она может отправляться к истинному отцу предполагаемого ребенка. Правда это, или лишь одна из легенд, сегодня сказать трудно. Достоверно известно лишь одно, - то, что Милляр прожил один до 65 лет. Вернее не один, а со своей мамой Елизаветой Журавлевой (она скончалась в 1971 году). Жили они в обычной коммуналке (той самой бывшей квартире Милляров-Журавлевых, национализированной после революции), занимая лишь одну из комнат. А в остальных, как водилось в те годы, жили другие семьи.
В жизни Георгий Францевич был человеком простым, предпочитал дружить не с руководством, а с гримерами, костюмерами и осветителями. Любил выпить, предпочитая водке тройной одеколон и портвейн. Однако при этом никто и никогда не видел его пьяным. Так – лишь немного подшофе. На съемках он любил похулиганить, придумывая такие остроты, от которых девушки-костюмерши заливались краской. Не случайно сам себя Милляр называл Стариком Похабычем. Впрочем, на него никогда никто не обижался, поскольку его остроты не носили обидного характера, они, скорее, были частью его маски. Эта маска несерьезного человека и спасала его в трудные годы от репрессий.
Однажды в их коммуналке появилась новая жительница - Мария Васильевна. Родом она была «из раскулаченных» - в свое время арестовали сначала ее отца, а затем и мать. С первым мужем она развелась еще до войны, а второй погиб на фронте. От этих браков у нее осталось трое детей (к моменту, когда она появилась в квартире Милляра, они давно уже выросли).
Милляр сразу же стал присматриваться к новой соседке, захаживать к ней в гости. А затем сделал ей предложение. Георгию Францевичу тогда было 65 лет, а Марии Васильевне – 60. Женщина этому очень удивилась: «Что вы, Георгий Францевич! Мне не нужны мужчины!» На что Милляр пошутил: «А я и не мужчина. Я Баба-Яга».
Свадьбу они отметили в первый день съемок фильма-сказки «Варвара-краса, длинная коса». Вернее это съемочная бригада сделала молодоженам сюрприз, накрыв столы на берегу Москва-реки. Свадьба прошла весело: с шутками, ряжеными, традиционными розыгрышами.
До свадьбы Мария Васильевна работала в охране в одном из министерств, но Георгий Францевич заставил ее бросить работу. Свою жену он очень любил, с большой нежностью приняла невестку и его мама. Сошелся Милляр и с детьми своей супруги, став им и отцом, и другом. Вообще, в семье Милляров всегда царили мир и уважение, вот, что рассказывает их соседка Людмила Зайцева: «Это была удивительно трогательная пара. Георгий Францевич называл ее «Манечка» и «лапочка», она ни разу мата от него не слышала, а самым большим ругательством было: «Ну, Маня, ты меня достала!» Я никогда не видела Георгия Францевича дома в вытянутых трико, он всегда ходил в рубашке и брюках, а на выступления обязательно надевал «бабочку». Сам стирал свое белье, лет до 87 ходил в магазин. Без грима его никто не узнавал, и, лишь заслышав характерный грассирующий голосок, люди оборачивались, видимо, вспоминая, где же они его раньше слышали. А каким галантным мужчиной он был! Сейчас таких уже не встретишь. Всегда ручку поцелует, вперед пропустит».
Навеки в памяти
Георгий Францевич Милляр прожил долгую счастливую жизнь. Да, счастливую, несмотря на то, что долгое время прожил в коммуналке и получил отдельную квартиру в 80 лет, несмотря на то, что не накопил ни на дачу, ни на машину, не смотря на несыгранные роли в кино, не смотря на то, что официально стал народным артистом лишь в 85 лет. Но разве все это может сравниться с огромной народной любовью, которая всегда окружала этого человека. Его постоянно приглашали на встречи в школы и предприятия, пионерские лагеря и воинские части, и он никому не отказывал. Он вообще не мог отказывать. Однажды к нему зашла соседская девочка и стала рассматривать его рисунки. Георгий Францевич разрешил ей взять самый понравившийся. «А можно я возьму все?» – попросила девочка, и он отдал все.
До своего 90-летия Георгий Францевич не дожил пять месяцев. Он умер 4 июня 1993 года. Мария Васильевна пережила его на шесть лет...
Знаете ли Вы, что
- Накануне 85-летнего юбилея Георгия Францевича пригласили выступить перед детьми в концертном зале «Россия». Он узнал, что в зале 850 мест, накупил школьных альбомов для рисования и, разрезая листы на две части, на каждой из них цветными карандашами нарисовал летящую в ступе Бабу-Ягу и подписал: «С любовью, Г.Ф. Милляр». Говорил, что «хотел оставить подарочек каждому ребятеночку». И нарисовал 850 картинок... Рано утром в назначенный день достал старенький, но аккуратный и чистый костюм, надел любимый галстук-бабочку и сел ждать звонка. Но так и не дождался: то ли концерт отменили, то ли Милляра вычеркнули из списка выступающих, но за актером никто не приехал и даже не посчитал нужным сообщить ему об отмене мероприятия...
Фильмография
1992 Ка-ка-ду ... Адвокат
1992 Великое замыкание, или Детонатор ... чукча
1991 Пять похищенных монахов ... «Кощей»
1991 Действуй, Маня! ... Иван Акимович
1991 Веникс. Половые щетки
1990 Убийство свидетеля ... цветочник
1988 На помощь, братцы!
1987 После дождичка в четверг ... слуга Бабадура
1986 Полет в страну чудовищ
1986 Кин-дза-дза! ... Старик
1985 Внимание! Всем постам... ... Андрей Егорович
1985 Господин гимназист ... пассажир на вокзале
1984 Осенний подарок фей ... старый солдат
1983 Комета ... пенсионер
1983 Без особого риска ... пассажир ялтинского автобуса
1982 Серебряное ревю ... дядя Яша, вахтер
1982 Безумный день инженера Баркасова (ТВ) ... сосед
1981 Андрей и злой чародей (ТВ) ... Смог, злой волшебник
1981 Шестой
1980 У матросов нет вопросов ... пассажир в вагоне
1980 История одного подзатыльника (короткометражный) ... фокусник, прадедушка Димы Бугаева
1980 Если бы я был начальником... ... дед Любы
1980 Полет с космонавтом ... старый конюх
1979 Мой первый друг ... Дик
1979 Самые большие гонки (короткометражный)
1978 Замурованные в стекле ... визирь
1978 Осенние колокола ... правитель европейской державы
1976 Развлечение для старичков ... отец Алексея
1976 Пока бьют часы ... Министр Войны
1976 Деревня Утка ... мистер Брауни
1975 Финист – Ясный сокол ... Кастрюк
1974 Опасная игра (короткометражный)
1973 Доброе дело (короткометражный) ... генерал
1973 Обновили (короткометражный) ... дедушка Бори
1972 Включите северное сияние ... учитель физики
1972 Золотые рога ... Баба Яга
1971 Достояние республики ... железнодорожник
1971 Гойя, или тяжкий путь познания ... посланник инквизитора
1971 Держись за облака
1970 Шаг с крыши ... Гы, вождь хапов
1970 Хуторок в степи
1970 Баллада о Беринге и его друзьях ... Иван Александрович Балакирев
1970 Две улыбки ... дедушка
1970 Бушует "Маргарита" ... пассажир
1969 Варвара-краса, длинная коса ... Чудо-Юдо, тоже царь
1969 Старый дом ... конвоир
1968 Улыбнись соседу (ТВ)
1968 Калиф-Аист (ТВ) ... Селим, мудрец
1967 Дубравка ... старый артист Антон Юрьевич, почтальон
1967 Огонь, вода и ... медные трубы ... Кащей Бессмертный, Баба Яга, глухой пожарный
1967 Война и мир: Пьер Безухов ... Морель
1967 Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика ... гостеприимный хозяин с рогом
1966 Фитиль (короткометражный)
1966 Заблудший ... колхозник
1966 Веселые Расплюевские дни
1966 Волшебная лампа Аладдина ... Наимудрейший
1965 Война и мир ... Морель
1965 Слепая птица ... буфетчик в поезде
1965 Бывает и так (киноальманах)
1965 Заблудший ... колхозник - возница
1964 Обыкновенное чудо ... палач
1964 Всё для Вас ... дворник
1964 Морозко ... Баба-Яга
1963 Сорок минут до рассвета
1963 Сгорел на работе (короткометражный)
1963 Большой «Фитиль» ... капитан парохода, новелла «Гудок»
1963 Королевство кривых зеркал ... наиглавнейший церемониймейстер
1963 Слепая птица ... Иван Иванович
1962 Деловые люди ... папаша Эбенезер Дорсет (новелла «Вождь краснокожих»)
1962 Я купил папу ... продавец в зоомагазине
1961 Человек ниоткуда ... электромонтер
1961 Совершенно серьезно ... швейцар
1961 Своя голова на плечах ... сторож
1961 Вечера на хуторе близ Диканьки ... чёрт
1960 Конец старой Березовки ... прохожий
1960 Своя голова на плечах ... сторож
1959 Тоже люди ... французский солдат
1959 Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева ... телеграфист
1959 Косолапый друг ... зритель в цирке
1959 Василий Суриков ... ряженый
1959 В нашем городе ... дворник
1959 Муму ... человек, купивший Муму у Степана
1959 Марья-искусница ... Квак
1959 Судьба человека ... пьяный немецкий солдат
1959 Звероловы
1959 Сампо / Sampo ... чародей
1958 Юность наших отцов ... поп
1959 Новый аттракцион ... охотник из шалаша
1958 Девушка с гитарой ... флейтист
1958 Новые похождения Кота в сапогах ... шут
1958 Звероловы
1958 Капитанская дочка ... солдат
1958 Лавина с гор ... Муса
1957 Поединок ... Клодт
1957 Белый пудель ... слуга
1957 Его время придет ... Хохловкин
1957 Шторм ... человек на заготовке дров
1957 Звездный мальчик ... придворный
1957 Как поймали Семагу (короткометражный) ... посетитель кабачка
1957 Новый аттракцион ... охотник из шалаша
1956 Человек родился ... сосед
1956 Драгоценный подарок ... Геннадий Максимович Утятин
1956 Судьба барабанщика ... Николя, дворник детсада, сын старухи
1955 Овод ... нищий
1955 Самоуверенный Карандаш (короткометражный) ... дворник
1955 Секрет красоты (короткометражный) ... председатель экзаменационной комиссии
1955 Белый пудель ... Иван
1955 Море студеное ... дьячок / скоморох
1953 Налим (короткометражный) ... Ефим
1953 Завтрак у предводителя ... Карп, кучер
1952 Майская ночь, или Утопленница ... писарь
1951 В степи (короткометражный) ... водовоз
1951 Сельский врач ... Дмитрий Васильевич
1950 Заговор обречённых ... прислуга в американском посольстве
1950 Смелые люди ... немец с губной гармошкой
1948 Первоклассница ... почтальон
1947 Мальчик с окраины ... член комисии
1945 Пятнадцатилетний капитан ... туземец
1944 Кащей Бессмертный ... Кащей Бессмертный
1943 Мы с Урала ... дед Томакуров
1943 Новые похождения Швейка ... немец
1942 Принц и нищий ... Иокель
1942 Швейк готовится к бою ... хозяин пивной "Приют шофёров"
1941 Конек-Горбунок ... спальник Чихирь
1940 Сибиряки ... дед Яков
1940 Салават Юлаев ... управляющий рудником
1940 Яков Свердлов ... старик-лавочник
1940 Брат героя ... врач
1939 Золотой ключик ... клоун на сцене
1939 Василиса Прекрасная ... гусляр, отец, Баба-Яга
1938 По щучьему веленью ... царь Горох
1934 Петербургская ночь ... сплетник
1933 Рваные башмаки ... прохожий
1933 Марионетки ... лысый чиновник
1932 Штурм (документальный) ... чиновник
1931 Рядом с нами ... генерал
1992 Великое замыкание, или Детонатор ... чукча
1991 Пять похищенных монахов ... «Кощей»
1991 Действуй, Маня! ... Иван Акимович
1991 Веникс. Половые щетки
1990 Убийство свидетеля ... цветочник
1988 На помощь, братцы!
1987 После дождичка в четверг ... слуга Бабадура
1986 Полет в страну чудовищ
1986 Кин-дза-дза! ... Старик
1985 Внимание! Всем постам... ... Андрей Егорович
1985 Господин гимназист ... пассажир на вокзале
1984 Осенний подарок фей ... старый солдат
1983 Комета ... пенсионер
1983 Без особого риска ... пассажир ялтинского автобуса
1982 Серебряное ревю ... дядя Яша, вахтер
1982 Безумный день инженера Баркасова (ТВ) ... сосед
1981 Андрей и злой чародей (ТВ) ... Смог, злой волшебник
1981 Шестой
1980 У матросов нет вопросов ... пассажир в вагоне
1980 История одного подзатыльника (короткометражный) ... фокусник, прадедушка Димы Бугаева
1980 Если бы я был начальником... ... дед Любы
1980 Полет с космонавтом ... старый конюх
1979 Мой первый друг ... Дик
1979 Самые большие гонки (короткометражный)
1978 Замурованные в стекле ... визирь
1978 Осенние колокола ... правитель европейской державы
1976 Развлечение для старичков ... отец Алексея
1976 Пока бьют часы ... Министр Войны
1976 Деревня Утка ... мистер Брауни
1975 Финист – Ясный сокол ... Кастрюк
1974 Опасная игра (короткометражный)
1973 Доброе дело (короткометражный) ... генерал
1973 Обновили (короткометражный) ... дедушка Бори
1972 Включите северное сияние ... учитель физики
1972 Золотые рога ... Баба Яга
1971 Достояние республики ... железнодорожник
1971 Гойя, или тяжкий путь познания ... посланник инквизитора
1971 Держись за облака
1970 Шаг с крыши ... Гы, вождь хапов
1970 Хуторок в степи
1970 Баллада о Беринге и его друзьях ... Иван Александрович Балакирев
1970 Две улыбки ... дедушка
1970 Бушует "Маргарита" ... пассажир
1969 Варвара-краса, длинная коса ... Чудо-Юдо, тоже царь
1969 Старый дом ... конвоир
1968 Улыбнись соседу (ТВ)
1968 Калиф-Аист (ТВ) ... Селим, мудрец
1967 Дубравка ... старый артист Антон Юрьевич, почтальон
1967 Огонь, вода и ... медные трубы ... Кащей Бессмертный, Баба Яга, глухой пожарный
1967 Война и мир: Пьер Безухов ... Морель
1967 Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика ... гостеприимный хозяин с рогом
1966 Фитиль (короткометражный)
1966 Заблудший ... колхозник
1966 Веселые Расплюевские дни
1966 Волшебная лампа Аладдина ... Наимудрейший
1965 Война и мир ... Морель
1965 Слепая птица ... буфетчик в поезде
1965 Бывает и так (киноальманах)
1965 Заблудший ... колхозник - возница
1964 Обыкновенное чудо ... палач
1964 Всё для Вас ... дворник
1964 Морозко ... Баба-Яга
1963 Сорок минут до рассвета
1963 Сгорел на работе (короткометражный)
1963 Большой «Фитиль» ... капитан парохода, новелла «Гудок»
1963 Королевство кривых зеркал ... наиглавнейший церемониймейстер
1963 Слепая птица ... Иван Иванович
1962 Деловые люди ... папаша Эбенезер Дорсет (новелла «Вождь краснокожих»)
1962 Я купил папу ... продавец в зоомагазине
1961 Человек ниоткуда ... электромонтер
1961 Совершенно серьезно ... швейцар
1961 Своя голова на плечах ... сторож
1961 Вечера на хуторе близ Диканьки ... чёрт
1960 Конец старой Березовки ... прохожий
1960 Своя голова на плечах ... сторож
1959 Тоже люди ... французский солдат
1959 Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева ... телеграфист
1959 Косолапый друг ... зритель в цирке
1959 Василий Суриков ... ряженый
1959 В нашем городе ... дворник
1959 Муму ... человек, купивший Муму у Степана
1959 Марья-искусница ... Квак
1959 Судьба человека ... пьяный немецкий солдат
1959 Звероловы
1959 Сампо / Sampo ... чародей
1958 Юность наших отцов ... поп
1959 Новый аттракцион ... охотник из шалаша
1958 Девушка с гитарой ... флейтист
1958 Новые похождения Кота в сапогах ... шут
1958 Звероловы
1958 Капитанская дочка ... солдат
1958 Лавина с гор ... Муса
1957 Поединок ... Клодт
1957 Белый пудель ... слуга
1957 Его время придет ... Хохловкин
1957 Шторм ... человек на заготовке дров
1957 Звездный мальчик ... придворный
1957 Как поймали Семагу (короткометражный) ... посетитель кабачка
1957 Новый аттракцион ... охотник из шалаша
1956 Человек родился ... сосед
1956 Драгоценный подарок ... Геннадий Максимович Утятин
1956 Судьба барабанщика ... Николя, дворник детсада, сын старухи
1955 Овод ... нищий
1955 Самоуверенный Карандаш (короткометражный) ... дворник
1955 Секрет красоты (короткометражный) ... председатель экзаменационной комиссии
1955 Белый пудель ... Иван
1955 Море студеное ... дьячок / скоморох
1953 Налим (короткометражный) ... Ефим
1953 Завтрак у предводителя ... Карп, кучер
1952 Майская ночь, или Утопленница ... писарь
1951 В степи (короткометражный) ... водовоз
1951 Сельский врач ... Дмитрий Васильевич
1950 Заговор обречённых ... прислуга в американском посольстве
1950 Смелые люди ... немец с губной гармошкой
1948 Первоклассница ... почтальон
1947 Мальчик с окраины ... член комисии
1945 Пятнадцатилетний капитан ... туземец
1944 Кащей Бессмертный ... Кащей Бессмертный
1943 Мы с Урала ... дед Томакуров
1943 Новые похождения Швейка ... немец
1942 Принц и нищий ... Иокель
1942 Швейк готовится к бою ... хозяин пивной "Приют шофёров"
1941 Конек-Горбунок ... спальник Чихирь
1940 Сибиряки ... дед Яков
1940 Салават Юлаев ... управляющий рудником
1940 Яков Свердлов ... старик-лавочник
1940 Брат героя ... врач
1939 Золотой ключик ... клоун на сцене
1939 Василиса Прекрасная ... гусляр, отец, Баба-Яга
1938 По щучьему веленью ... царь Горох
1934 Петербургская ночь ... сплетник
1933 Рваные башмаки ... прохожий
1933 Марионетки ... лысый чиновник
1932 Штурм (документальный) ... чиновник
1931 Рядом с нами ... генерал
Озвучивание
1986 Сын камня и великан (короткометражный)
1985 Мальчик с пальчик ... Антра Лиедскалныня
1983 Мэри Поппинс, до свидания (ТВ) ... ворон
1982 Долгий путь в школу / Der lange Ritt zur Schule
1981 Лисенок Вук / Vuk ... Гюла Ховарт – The frog
1980 Семь братьев (короткометражный)
1978 Лесные сказки. Фильм первый (ТВ) (короткометражный)
1978 Беда (короткометражный)
1977 Незнайка в Солнечном городе (сериал)
1977 Гариб в стране джиннов (ТВ) ... Ага Гусейн Джавадов – Гарашад
1976 Утренняя песенка (короткометражный)
1976 Заяц, Скрип и скрипка (короткометражный) ... Скрип
1975 Мук-скороход
1974 Молодильные яблоки (короткометражный) ... Кащей Бессмертный
1972 Фока – на все руки дока (короткометражный)
1971 Как ослик счастье искал (короткометражный) ... ворон
1970 Сказка сказывается (короткометражный) ... Кащей Бессмертный
1970 Рассказы старого моряка (короткометражный)
1970 Корона Российской империи, или Снова неуловимые ... Яков Ленц – старик, который всё знал
1968 Времена землемеров / Vremena zemlemerov
1966 Про бегемота, который боялся прививок (короткометражный) ... Марабу
1966 Как солдат от войска отстал
1963 Дочь Солнца (короткометражный)
1960 Человечка нарисовал я
1960 Королевские зайцы (короткометражный) ... министр
1959 Скоро будет дождь (короткометражный) ... дракон
1958 Краса ненаглядная ... Кащей Бессмертный
1958 Не пойман – не вор / Ni vu, ni connu ... Пол Фаврэ – Victor, le gardien-chef
1957 В некотором царстве... (короткометражный)
1956 Девочка в джунглях (короткометражный)
1956 Миллион в мешке (короткометражный)
1955 Заколдованный мальчик (короткометражный) ... гусь
1955 Хитрость старого Ашира
1955 Встреча ... Ага Гусейн Джавадов – Абульфаз
1954 Царевна-лягушка (короткометражный) ... Баба Яга
1954 Стрела улетает в сказку (короткометражный)
1954 Украли трамвай / Hanno rubato un tram ... Оресте Бьявати – Avvocato
1953 Лесной концерт (короткометражный)
1953 Граф Монте-Кристо / Le comte de Monte-Cristo ... Жан Темерсон – Le roi Louis XVIII [1]
1952 Господин Такси / Monsieur Taxi ... Поль Деманж – Le petit homme du telephone
1951 Адрес неизвестен ...Sans laisser d'adresse ... Поль Вилле – Victor, le chauffer pas d'accord
1950 Чудо-мельница (короткометражный)
1949 Весенняя сказка (короткометражный)
1948 Сказка о солдате (короткометражный)
1948 Скандал в Клошмерле / Clochemerle ... Поль Деманж – Toumignon
1948 Новогодняя ночь (короткометражный) ... Леший
1947 Конек-Горбунок ... царь
1947 Алишер Навои ... звездочёт
1940 Ивась ... генерал
1985 Мальчик с пальчик ... Антра Лиедскалныня
1983 Мэри Поппинс, до свидания (ТВ) ... ворон
1982 Долгий путь в школу / Der lange Ritt zur Schule
1981 Лисенок Вук / Vuk ... Гюла Ховарт – The frog
1980 Семь братьев (короткометражный)
1978 Лесные сказки. Фильм первый (ТВ) (короткометражный)
1978 Беда (короткометражный)
1977 Незнайка в Солнечном городе (сериал)
1977 Гариб в стране джиннов (ТВ) ... Ага Гусейн Джавадов – Гарашад
1976 Утренняя песенка (короткометражный)
1976 Заяц, Скрип и скрипка (короткометражный) ... Скрип
1975 Мук-скороход
1974 Молодильные яблоки (короткометражный) ... Кащей Бессмертный
1972 Фока – на все руки дока (короткометражный)
1971 Как ослик счастье искал (короткометражный) ... ворон
1970 Сказка сказывается (короткометражный) ... Кащей Бессмертный
1970 Рассказы старого моряка (короткометражный)
1970 Корона Российской империи, или Снова неуловимые ... Яков Ленц – старик, который всё знал
1968 Времена землемеров / Vremena zemlemerov
1966 Про бегемота, который боялся прививок (короткометражный) ... Марабу
1966 Как солдат от войска отстал
1963 Дочь Солнца (короткометражный)
1960 Человечка нарисовал я
1960 Королевские зайцы (короткометражный) ... министр
1959 Скоро будет дождь (короткометражный) ... дракон
1958 Краса ненаглядная ... Кащей Бессмертный
1958 Не пойман – не вор / Ni vu, ni connu ... Пол Фаврэ – Victor, le gardien-chef
1957 В некотором царстве... (короткометражный)
1956 Девочка в джунглях (короткометражный)
1956 Миллион в мешке (короткометражный)
1955 Заколдованный мальчик (короткометражный) ... гусь
1955 Хитрость старого Ашира
1955 Встреча ... Ага Гусейн Джавадов – Абульфаз
1954 Царевна-лягушка (короткометражный) ... Баба Яга
1954 Стрела улетает в сказку (короткометражный)
1954 Украли трамвай / Hanno rubato un tram ... Оресте Бьявати – Avvocato
1953 Лесной концерт (короткометражный)
1953 Граф Монте-Кристо / Le comte de Monte-Cristo ... Жан Темерсон – Le roi Louis XVIII [1]
1952 Господин Такси / Monsieur Taxi ... Поль Деманж – Le petit homme du telephone
1951 Адрес неизвестен ...Sans laisser d'adresse ... Поль Вилле – Victor, le chauffer pas d'accord
1950 Чудо-мельница (короткометражный)
1949 Весенняя сказка (короткометражный)
1948 Сказка о солдате (короткометражный)
1948 Скандал в Клошмерле / Clochemerle ... Поль Деманж – Toumignon
1948 Новогодняя ночь (короткометражный) ... Леший
1947 Конек-Горбунок ... царь
1947 Алишер Навои ... звездочёт
1940 Ивась ... генерал
Работы в театре
«Озеро Люль» ... Герцог Альбано
«Конец Криворыльска» ... Мокроносов
«Гоп-ля, мы живем» ... Пикель
«Ромео и Джульетта» ... Аптекарь
«Голгофа» ... Атташе
«Инга» ... Софрон Болтиков
«Поэма о топоре» ... Имангужа
«Улица радости» ... М-р Гоукер
«Собака на сене» ... Граф Людовико
«Конец Криворыльска» ... Мокроносов
«Гоп-ля, мы живем» ... Пикель
«Ромео и Джульетта» ... Аптекарь
«Голгофа» ... Атташе
«Инга» ... Софрон Болтиков
«Поэма о топоре» ... Имангужа
«Улица радости» ... М-р Гоукер
«Собака на сене» ... Граф Людовико
Награды и премии
1988 Народный артист РСФСР