С участием персоны 21 раздач
Краткая биография
Имя: Zdenek Miler
Дата рождения: 21 февраля, 1921 | рыбы
Место рождения: Чехословакия
Дата смерти: 30 ноября, 2011 | 90 лет
Карьера: Режиcсер, сценарист
Жанр: Мультфильм, короткометражка, семейный
Дата рождения: 21 февраля, 1921 | рыбы
Место рождения: Чехословакия
Дата смерти: 30 ноября, 2011 | 90 лет
Карьера: Режиcсер, сценарист
Жанр: Мультфильм, короткометражка, семейный
Биография
Зденек Милер – чешский режиссер-аниматор, художник, родился в Кладно в 1921 г. Его профессиональная карьера началась еще в военные годы на киностудии в Жилине. С 1945 г. он продолжил работу в Праге, на студии Иржи Трнка. Это именно Миллер придумал логотип компании - фигуры трех мальчиков в морских футболках.
И на родине, и за границей Зденек Милер стал известен благодаря серии мультипликационных фильмов о Кротике, которые и сегодня пользуются любовью зрителей.
Первая серия чешской эпопеи про забавного крота и его друзей вышла в 1956 году, а серия называлась «Как крот шил себе штанишки». Очень, надо сказать, познавательная серия, которая во всех подробностях знакомит юных зрителей с процессом создания одежды – от собирания хлопка до выкройки и шитья. Кстати, эта серия принесла мультфильму производства Чешской киностудии короткометражных фильмов (Прага) главный приз на кинофестивале в Венеции.
А возник забавный персонаж совершенно случайно. Миллеру предложили сделать обучающий мультфильм о том, как соткать полотно на рубашку. Но изначальный вариант был скучен и малопонятен ребенку – со множеством техники и непонятными терминами. Тогда Миллер решил ввести в мультфильм какого-нибудь сказочного персонажа. Но вот кого? Над этим вопросом Зденек мучался не один день. Хотелось придумать какого-то своего героя, обойдя все давно испробованные Уолтом Диснеем клише. И вот однажды прогуливаясь в раздумьях, художник споткнулся о бугорок, оставленный кротом. Так возникла идея. Однако зверек, нарисованный в энциклопедии, совершенно не впечатлил Миллера, а вот с выразительными глазами – совершенно другое дело.
Интересным для данной работы является то, что герои в фильме не говорят, Крот и его друзья общаются только звуками и междометьями, для чего режиссер использовал запись своих дочерей Катержины и Барборы. Надо заметить, что самая первая серия была со словами. Но потом крот... замолчал. Во-первых, автор фильма Зденек Милер решил сделать паузу аж до 1963 года. И новая серия была совсем другой. Крот немного изменился внешне и перестал говорить. Причина – в низком качестве дубляжа. Чтобы поставлять мультфильм за рубеж, проще было отказаться от речи. Так и поступили. Остались только звукоподражания, которые создавали, между прочим, маленькие дочери режиссера эпопеи.
Так мультфильм стал универсальным – ему не нужны переводчики. И не исключено, что именно минимализм в исполнении сделал чешского крота одним из самых любимых мультфильмов детворы. Хитрые жизненные вопросы в мультфильме решаются с невероятной легкостью.
За 50 лет вышло более 60 мультфильмов про крота. В своем большинстве это коротенькие, что-то около 10 минут, эпизоды. Но некоторые серии начиная с 80-х годов («Крот в городе», «Крот и орел» и т.п.) могут смело претендовать на звание настоящих фильмов, пусть даже короткометражных. А вот самым богатым годом на приключения крота был 1975, когда увидели свет аж 7 эпизодов. В 1998 году были выпущены 10 спецвыпусков, но это, скорее всего, доработка всех забракованных ранее серий. Впрочем, всех прелестей мультфильма это нисколько не умаляет.
Кстати, кротик не единственный персонаж, созданный Зденеком Милером. Вместе с маленьким разумным щенком режиссер учил детишек постигать законы природы: как происходит круговорот воды, появляются лягушки или добывается мед. А созданный на студии в ФРГ кузнечик стал одним из любимых персонажей мастера.
Правда, такой бешеной популярности, как крот, эти герои не снискали. Со щенком было снято всего три серии, с кузнечиком – восемь. Да и символом страны, каким является кротик для Чехии, они так и не стали.
Так в чем же его притягательность? Пожалуй, в двойственности – простоты и сложности. Просто выглядит окружение и действия персонажей. А вот сложность – в решении поставленных задач. Как и в жизни.
Вот что говорит сам Зденек Миллер:
«Я изначально эти фильмы делал для детей. Я хотел, чтобы дети посредством моих фильмов получили чувства, чтобы в них это развивалось, так как это очень важно, для маленького ребенка. Жизнь ребенка, который наполнен чувством, развивается абсолютно иначе, чем жизнь ребенка, который эмоционально страдает, если мама его не погладит, если он не ходит в театры, где какие-то красивые вещи, так как ребенок нуждается в красивых вещах. Мир полон зла, и я хотел этому противостоять. Поэтому я сделал все эти фильмы такие, чтобы они были милые, веселые, чтобы дети смеялись и не боялись, и, в конце концов, чтобы чему-то научились».
И на родине, и за границей Зденек Милер стал известен благодаря серии мультипликационных фильмов о Кротике, которые и сегодня пользуются любовью зрителей.
Первая серия чешской эпопеи про забавного крота и его друзей вышла в 1956 году, а серия называлась «Как крот шил себе штанишки». Очень, надо сказать, познавательная серия, которая во всех подробностях знакомит юных зрителей с процессом создания одежды – от собирания хлопка до выкройки и шитья. Кстати, эта серия принесла мультфильму производства Чешской киностудии короткометражных фильмов (Прага) главный приз на кинофестивале в Венеции.
А возник забавный персонаж совершенно случайно. Миллеру предложили сделать обучающий мультфильм о том, как соткать полотно на рубашку. Но изначальный вариант был скучен и малопонятен ребенку – со множеством техники и непонятными терминами. Тогда Миллер решил ввести в мультфильм какого-нибудь сказочного персонажа. Но вот кого? Над этим вопросом Зденек мучался не один день. Хотелось придумать какого-то своего героя, обойдя все давно испробованные Уолтом Диснеем клише. И вот однажды прогуливаясь в раздумьях, художник споткнулся о бугорок, оставленный кротом. Так возникла идея. Однако зверек, нарисованный в энциклопедии, совершенно не впечатлил Миллера, а вот с выразительными глазами – совершенно другое дело.
Интересным для данной работы является то, что герои в фильме не говорят, Крот и его друзья общаются только звуками и междометьями, для чего режиссер использовал запись своих дочерей Катержины и Барборы. Надо заметить, что самая первая серия была со словами. Но потом крот... замолчал. Во-первых, автор фильма Зденек Милер решил сделать паузу аж до 1963 года. И новая серия была совсем другой. Крот немного изменился внешне и перестал говорить. Причина – в низком качестве дубляжа. Чтобы поставлять мультфильм за рубеж, проще было отказаться от речи. Так и поступили. Остались только звукоподражания, которые создавали, между прочим, маленькие дочери режиссера эпопеи.
Так мультфильм стал универсальным – ему не нужны переводчики. И не исключено, что именно минимализм в исполнении сделал чешского крота одним из самых любимых мультфильмов детворы. Хитрые жизненные вопросы в мультфильме решаются с невероятной легкостью.
За 50 лет вышло более 60 мультфильмов про крота. В своем большинстве это коротенькие, что-то около 10 минут, эпизоды. Но некоторые серии начиная с 80-х годов («Крот в городе», «Крот и орел» и т.п.) могут смело претендовать на звание настоящих фильмов, пусть даже короткометражных. А вот самым богатым годом на приключения крота был 1975, когда увидели свет аж 7 эпизодов. В 1998 году были выпущены 10 спецвыпусков, но это, скорее всего, доработка всех забракованных ранее серий. Впрочем, всех прелестей мультфильма это нисколько не умаляет.
Кстати, кротик не единственный персонаж, созданный Зденеком Милером. Вместе с маленьким разумным щенком режиссер учил детишек постигать законы природы: как происходит круговорот воды, появляются лягушки или добывается мед. А созданный на студии в ФРГ кузнечик стал одним из любимых персонажей мастера.
Правда, такой бешеной популярности, как крот, эти герои не снискали. Со щенком было снято всего три серии, с кузнечиком – восемь. Да и символом страны, каким является кротик для Чехии, они так и не стали.
Так в чем же его притягательность? Пожалуй, в двойственности – простоты и сложности. Просто выглядит окружение и действия персонажей. А вот сложность – в решении поставленных задач. Как и в жизни.
Вот что говорит сам Зденек Миллер:
«Я изначально эти фильмы делал для детей. Я хотел, чтобы дети посредством моих фильмов получили чувства, чтобы в них это развивалось, так как это очень важно, для маленького ребенка. Жизнь ребенка, который наполнен чувством, развивается абсолютно иначе, чем жизнь ребенка, который эмоционально страдает, если мама его не погладит, если он не ходит в театры, где какие-то красивые вещи, так как ребенок нуждается в красивых вещах. Мир полон зла, и я хотел этому противостоять. Поэтому я сделал все эти фильмы такие, чтобы они были милые, веселые, чтобы дети смеялись и не боялись, и, в конце концов, чтобы чему-то научились».
Режиссер
1981 Krtek ve meste
1968 Krtek a tranzistor
1967 Sametka
1965 O ctverecce a trojuhelnickovi
1963 Krtek a auticko
1962 O nejbohatsim vrabci na svete
1960 Как солнышко вернуло воду щенку / Jak slunicko vratilo stenatku vodu
1960 Jak stenatko dostalo chut na med
1960 Jak stenatko chtelo male pejsky
1957 – 2000 Крот / Krtek (сериал)
1968 Krtek a tranzistor
1967 Sametka
1965 O ctverecce a trojuhelnickovi
1963 Krtek a auticko
1962 O nejbohatsim vrabci na svete
1960 Как солнышко вернуло воду щенку / Jak slunicko vratilo stenatku vodu
1960 Jak stenatko dostalo chut na med
1960 Jak stenatko chtelo male pejsky
1957 – 2000 Крот / Krtek (сериал)
Сценарист
1982 Krtek ve meste
1968 Krtek a transistor
1967 Sametka
1965 O ctverecce a trojuhelnickovi
1962 O nejbohatsim vrabci na svete
1960 Jak stenatko chtelo male pejsky
1960 Как солнышко вернуло воду щенку / Jak slunicko vratilo stenatku vodu
1957 – 2000 Крот / Krtek (сериал)
1968 Krtek a transistor
1967 Sametka
1965 O ctverecce a trojuhelnickovi
1962 O nejbohatsim vrabci na svete
1960 Jak stenatko chtelo male pejsky
1960 Как солнышко вернуло воду щенку / Jak slunicko vratilo stenatku vodu
1957 – 2000 Крот / Krtek (сериал)
Награды и премии
Венецианский кинофестиваль, 1966 год
Победитель: Приз за детский фильм
Венецианский кинофестиваль, 1960 год
Победитель: Бронзовые Озеллы за лучший образовательный фильм для детей («Как солнышко вернуло воду щенку»)
Победитель: Приз за детский фильм
Венецианский кинофестиваль, 1960 год
Победитель: Бронзовые Озеллы за лучший образовательный фильм для детей («Как солнышко вернуло воду щенку»)