Персоны :: Акира Куросава

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 18
  • Создал17.09.2009 в 19:51
  • аlexa
  • Ред.22.03.2022 в 23:01
  • Edians
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Akira Kurosawa
Дата рождения: 23 марта, 1910 | овен
Место рождения: Токио, Япония
Дата смерти: 6 сентября, 1998 | 88 лет
Место смерти: Сетагая, Токио, Япония
Карьера: Сценарист, режиcсер, продюсер
Жанр: Драма, боевик, приключения
Рост: 1.82 м
Супруга: Ёко Ягути (умерла, двое детей)
Биография
Акира Куросава по праву считается классиком японского кино, чье творчество оказало огромное влияние не только на национальный, но и на мировой кинематограф. Причем за рубежом он всегда пользовался большей популярностью, чем у себя дома. В определенной степени интерес к нему западной критики, по крайней мере поначалу, был вызван оживлением внимания к Востоку вообще, наблюдавшимся в 50-е годы.

Отец Куросавы принадлежал к древнему самурайскому роду. Под его влиянием в начальной школе Акира увлекся боевым искусством кендо. Однако вскоре его любимым занятием стало рисование. Некоторое время он даже подумывал стать художником, учился в Академии изящных искусств. Перелом наступил в 1936 г., когда Куросава увидел в газете объявление о приеме на работу на студию "P.C.L.". Вскоре он стал ассистентом Кадзиро Ямамото. В обязанности Куросавы на первых порах входило написание сценариев. Многие из них так никогда и не были реализованы, а лишь печатались в журналах, завоевывая благожелательные отзывы критики и многочисленные награды.

Свой первый самостоятельный фильм как режиссер он поставил в 1943 г. по собственному сценарию. В "Сугата Сансиро", повествующем о воспитании юного дзюдоиста, намечена столь важная для Куросавы тема движения человека к духовному совершенствованию. В дальнейшем режиссер будет неоднократно обращаться к ней (необязательно делая ее основной в фильме), раскрывая ее новые аспекты: сложные взаимоотношения учителя и ученика, борьба одиночки против враждебного окружения под руководством мудрого наставника, самостоятельные поиски истины, просветления. В 1944 г. Куросава поставил картину "Самые красивые" о жизни девушек, работающих на военном заводе. Сразу после окончания съемок Куросава женился на исполнительнице главной роли Еко Ягути (у них двое детей).

Настоящая известность пришла к режиссеру после "Пьяного ангела" (1948). В бедных кварталах послевоенного Токио, где благополучно уживались отчаяние и надежда, насилие и умиротворение, доктор-пьяница пытался лечить больного чахоткой гангстера чуть ли не против воли последнего. Показывая эволюцию взглядов на мир гангстера Ма-цунага, Куросава проводил мысль о необходимости творить добро и жить для других, не рассчитывая на награды. Роль Мацунага сделала звездой Тосиро Мифуне, ставшего после этой картины любимым актером режиссера.

В 1950 г. Куросава поставил "Ра-семона" по мотивам двух рассказов Рюноскэ Акутагавы, в котором подверг разрушению устойчивые каноны традиционной стилистики японского кино. В лесу волею судеб встретились четыре человека, ставшие участниками убийства и изнасилования. Каждый из очевидцев впоследствии предлагает свою интерпретацию того, что произошло и кто несет за это ответственность. Отказ режиссера признать какое-либо свидетельство истинным поднимал вопрос об относительности и субъективности правды. В последней сцене, когда дровосек подбирал брошенного ребенка, сквозь экзистенциалистские мотивы прорывались столь характерные для Куросавы гуманизм и вера в человека. Сам Куросава так говорил об этом: "Люди не способны говорить о себе без прикрас, не могут жить без лжи, дающей им возможность казаться лучше, чем они есть на самом деле... Эгоизм - вот грех, который человек несет с собой с самого своего рождения".

Пример того, как человек пытается преодолеть свой эгоизм, давал фильм "Жить". Узнав о своей неизлечимой болезни, герой задумался о смысле существования, начал борьбу со своим прежним "я", и постепенно ему удалось взглянуть и на себя, и на окружающий мир с другой точки зрения, найти утешение в том, чтобы использовать свои возможности на пользу бедноты. Переживания героя были созвучны настроениям, господствовавшим в японском обществе, которое начинало выходить из состояния глубокого отчаяния, вызванного поражением в войне.

Традиционные японские жанры претерпели у Куросавы серьезные изменения. Так, в самурайских фильмах "кэнгэки" на смену стандартному противопоставлению любви и долга пришла реалистическая борьба за пропитание, выживание, власть. В "Семи самураях" (1954, "Лев св. Марка" МКФ в Венеции; премия "Оскар") события происходят в более раннюю эпоху, чем принято в фильмах "кэнгэки", нищие воины отнюдь не картинны и в бою часто забывают о самурайском кодексе чести. На защиту деревни от бандитов встают несколько самураев, лишившихся хозяина. В фильме Куросава ставил несколько социально-философских вопросов - преклонение перед наставником, презрение к классовым различиям, ироничное отношение к феодальной морали, хитрость и изворотливость крестьянства как следствие постоянных издевательств со стороны самураев.

Куросава радикально изменил представление об экранном самурае, сохранив лучшие черты этого типажа и искусно дополнив их сюжетами общечеловеческой значимости. Если раньше для сильного и благородного воина главным бьши верность долгу и преданность господину, то у Куросавы этот персонаж наделялся многими человеческими слабостями, иногда становился комичным. Вместо аккуратно одетых миловидных юношей, которые, пару раз картинно взмахнув мечом, с легкостью убивали десятки врагов, появился грязный, подвыпивший персонаж Мифуне, который всячески пытался избежать кровопролития, а когда доходило до дела, без раздумий бросался в битву. Куросава создал новый идеал мужественности. По-прежнему большое значение придавалось силе, но отнюдь не только физической, но и духовной. Его герои обладали огромной выдержкой и чувством справедливости.

В работе Куросава был очень требователен и к актерам, и к съемочной группе, предпочитал использовать одновременно три кинокамеры, что, по его мнению, давало актерам возможность почувствовать себя более свободно, а режиссеру предоставляло более богатый выбор при монтаже. Стремительный темп фильмов этого режиссера многим обязан игре любимого актера Куро-савы Тосиро Мифуне, кажущегося молнией на фоне других японских актеров. Его присутствие на экране было таким осязательным, что порой изменяло баланс в фильме, как, например, в "Пьяном ангеле", героем которого должен был стать по сценарию доктор в исполнении Такаси Симуры. Куросава постоянно заставлял актеров менять амплуа, раскрывая новые грани их таланта. Он не дал Мифуне закостенеть в роли гангстера, предлагая ему самые разные роли - врача, молодого полицейского, художника, бандита, пожилого промышленника.

У Куросавы "играют" не только актеры, но и сама природа. Известно, что режиссер мог надолго задержать съемки в ожидании необходимого ему освещения или погоды. В "Расе-моне" проливной дождь столь же красноречив, как и актеры. Это поток гнева, но одновременно и поток священной воды, смывающей человеческие грехи. В "Телохранителе" (1961) сухой ветер, налетевший на город, кажется одержимым жаждой убийства. В "Бездомном псе" (1949) зной в середине лета стал важным драматургическим элементом, аллегорическим представлением послевоенной неустроенной атмосферы.

Притом, что Куросава любит все японское - театр, чайную церемонию, лаковую миниатюру, его привлекала и мощь западной драмы. В его фильмах впервые в японском кинематографе был осуществлен синтез различных искусств национального и западного театра, литературы, живописи. Явственнее всего он проявился в его шекспировских экранизациях, где в зрительном ряде присутствовала техника театра Но, а общая структура повествования сохраняла типично западную логику конфликтов. Режиссер неоднократно обращался к произведениям зарубежных писателей - два фильма по Шекспиру ("Трон в крови", 1957; "Смута", 1985), экранизации Горького ("На дне", 1957), Достоевского ("Идиот", 1951), В.К. Арсеньева ("Дерсу Узала", 1976), Э. МакБейна ("Рай и ад", 1963), - неизменно перенося их действие в Японию. В

"Смуте" (по "Королю Лиру") вместо дочерей появились сыновья. В памяти остаются великолепно поставленные сцены сражения, снятые без живого звука под мрачную, тоскливую музыку Тору Такэмицу, заставляющие задуматься о бессмысленности происходящего и бесцельно пожертвованных жизнях.

В "Троне в крови" (по "Макбету") использовались декорации и приемы игры в стиле театра Но и не звучало ни единой шекспировской фразы, однако сам фильм считается одной из лучших экранизаций произведений этого писателя в мире. Эмоциональные переживания героя находили отклик в природе. Так, когда Макбет мчится на лошади по лесу, туман вдруг рассеивается и его взору открывается замок. Герой будто приходит в себя после блужданий во тьме собственной души. Зрительные эффекты, особенно наступление леса на замок, появление призраков, движения актеров, позаимствованные у театра Но, туманный, неприветливый пейзаж дополняют характеристики персонажей.

Действие "Идиота" перенесено на заснеженный остров Хоккайдо, где природа отдаленно напоминает русскую. Снег играет важную роль. Заполняя кадр сверкающими на солнце сугробами, нависающими над головами снежными глыбами, гонимыми метелью снежинками, режиссер создает атмосферу предчувствия катастрофы. Куросава использует диалоги Достоевского, и это главное, что сближает его с литературным источником. Успех фильма во многом обязан искусному подбору актерского состава, контрасту их индивидуальностей. Рогожин в исполнении Мифуне - воплощение силы и мужественности, Мышкин же, блестяще сыгранный Масаюки Мори, актером с точеным нервным лицом, с выражением готовности к состраданию в глазах,- сама трепетность и хрупкость.

В 1960 г. Куросава основал собственную фирму "Куросава про", где поставил несколько коммерческих лент. Однако общий кризис японской кинопромышленности вынудил его искать финансирование за границей, в Голливуде. Но и тут его ждало разочарование: задуманные им "Поезд-беглец" и "Тора, тора, тора!" в итоге поставили другие режиссеры. В 1969 г. четыре мастера японского кино - Кэйскэ Киносита, Кон Ити-кава, Масаки Кобаяси и Акира Куросава - создали компанию "Четыре всадника". Здесь Куросава поставил свой первый цветной фильм "Под стук трамвайных колес" (1970) об обитателях трущоб. Несмотря на оригинальное колористическое решение (режиссер сам рисовал декорации), картина не имела коммерческого успеха.

70-80-е годы - сложный период в творчестве Куросавы. В это время он ставил не более одного фильма в пять лет. Критика на родине не принимала новаторства режиссера, и он пытался найти поддержку за рубежом. Картина "Дерсу Узала", поставленная на студии "Мосфильм" при участии Советского Союза, удостоилась главного приза на МКФ в Москве в 1975 г. и премии "Оскар". В "Тени воина" и "Смуте" режиссер вновь обратился к жанру самурайского фильма.

В трех последних работах 90-х гг.- "Сны", "Августовская рапсодия" и "Еще рано" - Куросава смотрел на мир глазами умудренного опытом старца. Отсюда некоторое излишнее морализаторство "Снов", состоящих из восьми новелл, посвященных раздумьям о судьбах человечества. Каждая из них представляет собой законченное живописное полотно, выполненное в той или иной манере - от импрессионизма до Ван Гога и реализма. Герои "Августовской рапсодии" - японцы и американцы - пытаются достичь взаимопонимания и как-то примириться с тем, что произошло в Хиросиме и Нагасаки. Символические слова "Еще рано" звучат на устроенном бывшими студентами дне рождения старика-профессора в ответ на вопрос, не собирается ли он переселяться в мир иной.

В 1989 г. Акира Куросава удостоился почетного "Оскара" за вклад в киноискусство.

Акира Куросава прожил длинную, насыщенную событиями и сложную жизнь. Были в ней и непонимание, и неудачная работа в Голливуде, и попытка самоубийства... К сожалению, мастера уже нет с нами, но его гений продолжает жить в его работах. «Люди не способны говорить о себе абсолютно честно, но гораздо труднее скрыть истину, если пытаешься влезть в шкуру другого человека. Тогда ты часто открываешь свое истинное лицо. Это относится и ко мне. Ничто так не говорит о творце, как его творения», - говорил он.
Знаете ли Вы, что
- В детстве он обнаружил в себе склонность к занятию искусствами и серьёзно занялся рисованием. Его картина "Сейбуцу" в 1928 году была принята на знаменитую выставку "Ника экзибишн";
- Жанр "Джадайгеку" - фильмы о самураях, в котором снял большинство своих картин Куросава, является популярным в Японии народным жанром - вроде вестернов в Америке или рыцарских историй в Европе;
- Рост Куросавы был выше метра восьмидесяти, что значительно превышает средний рост в Японии. На съёмочной площадке он всегда был на голову выше всей остальной съёмочной группы;
- Куросава всегда искренне восхищался Джоном Фордом, во многом благодаря творчеству которого он решил стать режиссёром. После того, как они однажды встретились, Куросава стал одеваться на съёмки так, как одевался Форд;
- Его любимыми актёрами были Тоширо Мифунэ и Такаши Шимура. Он сделал 16 лент с первым (почти все - главные роли) и 19 со вторым;
- В декабре 1971 года, после разорения основанной им студии, Куросава попытался покончить с собой, перерезав себе бритвой вены в 30 местах. Его спасли;
- Поскольку какое-то время у него не было денег снимать кино, он работал режиссёром рекламных роликов для телевидения;
- До получения почётного Оскара за вклад в киноискусство в 1990ом году, Куросава всего один раз номинировался на эту награду как режиссёр - за фильм "Ран". Единственный его фильм, получивший "Оскар", как лучший фильм на иностранном языке, был снят на русском (Дерсу Узала);
- По оценкам журналов Entertainment Weekly и Empire он был назван шестым в числе величайших режиссёров всех времён и народов, и оказался единственным азиатом в обоих списках;
- Такого количества римейков, как на картины Куросавы, не сделано на картины ни одного другого режиссёра. Даже Хичкока.
Сценарист
2016 Великолепная семерка / The Magnificent Seven
2013 Norainu (ТВ)
2008 Последняя принцесса / Kakushi toride no san akunin - The last princess
2007 Сандзюро / Tsubaki Sanjuro
2004 7 самураев / Samurai 7 (сериал)
2002 Лишь море знает / Umi wa miteita
2000 Дора-Хейта / Dora-heita
1999 После дождя / Ame agaru
1996 Герой - одиночка / Last Man Standing
1993 Еще нет / Madadayo
1991 Августовская рапсодия / Hachi-gatsu no kyoshikyoku
1990 Сны Акиры Куросавы / Dreams
1985 Поезд-беглец / Runaway Train
1985 Ран / Ran
1980 Тень воина / Kagemusha
1975 Дерсу Узала
1973 Nora inu
1970 Под стук трамвайных колес / Dodesukaden
1970 Тора! Тора! Тора! / Tora! Tora! Tora!
1965 Гений дзюдо / Sugata Sanshiro
1965 Красная борода / Akahige
1964 Гнев / Outrage, The
1964 За пригоршню долларов / Per un pugno di dollari
1964 Jakoman to Tetsu
1963 Рай и ад / Tengoku to jigoku
1962 Мастер мечей / Tateshi Danpei
1962 Отважный самурай / Tsubaki Sanjuro
1961 Телохранитель / Yojimbo
1960 Великолепная семерка / Magnificent Seven, The
1960 Плохие спят спокойно / Warui yatsu hodo yoku nemuru
1959 Sengoku gunto-den
1958 Скрытая крепость / Kakushi-toride no san-akunin
1957 Nichiro senso shori no hishi: Tekichu odan sanbyaku-ri
1957 На дне / Donzoko
1957 Трон в крови / Kumonosu jo
1955 Sugata Sanshiro
1955 Я живу в страхе / Ikimono no kiroku
1955 Asunaro monogatari
1955 Kieta chutai
1954 Семь самураев / Shichinin no samurai
1953 Fukeyo haru kaze
1952 Жить / Ikiru
1952 Sengoku burai
1952 Araki Mataemon: Ketto kagiya no tsuji
1951 Kedamono no yado
1951 Ai to nikushimi no kanata e
1951 Идиот / Hakuchi
1950 Akatsuki no dasso
1950 Jiruba Tetsu
1950 Tateshi Danpei
1950 Расемон / Rashomon
1950 Скандал / Shubun
1949 Jakoman to Tetsu
1949 Бездомный пес / Nora inu
1949 Jigoku no kifujin
1949 Тайная дуэль / Shizukanaru ketto
1948 Shozo
1948 Пьяный ангел / Yoidore tenshi
1947 Ginrei no hate
1947 Великолепное воскресенье / Subarashiki nichiyobi
1947 Yottsu no koi no monogatari
1946 Не сожалею о своей юности / Waga seishun ni kuinashi
1945 Идущие за хвостом тигра / Tora no o wo fumu otokotachi
1945 Легенда о великом мастере дзюдо 2 / Zoku Sugata Sanshiro
1945 Appare Isshin Tasuke
1944 Самые красивые / Ichiban utsukushiku
1944 Dohyosai
1943 Легенда о великом мастере дзюдо / Sugata Sanshiro
1942 Tsubasa no gaika
1942 Seishun no kiryu
1941 Лошадь / Uma
Режиссер
1993 Еще нет / Madadayo
1991 Августовская рапсодия / Hachi-gatsu no kyoshikyoku
1990 Сны Акиры Куросавы / Dreams
1985 Ран / Ran
1980 Тень воина / Kagemusha
1975 Дерсу Узала
1970 Под стук трамвайных колес / Dodesukaden
1965 Красная борода / Akahige
1963 Рай и ад / Tengoku to jigoku
1962 Отважный самурай / Tsubaki Sanjuro
1961 Телохранитель / Yojimbo
1960 Плохие спят спокойно / Warui yatsu hodo yoku nemuru
1958 Скрытая крепость / Kakushi-toride no san-akunin
1957 На дне / Donzoko
1957 Трон в крови / Kumonosu jo
1955 Я живу в страхе / Ikimono no kiroku
1954 Семь самураев / Shichinin no samurai
1952 Жить / Ikiru
1951 Идиот / Hakuchi
1950 Расемон / Rashomon
1950 Скандал / Shubun
1949 Бездомный пес / Nora inu
1949 Тайная дуэль / Shizukanaru ketto
1948 Пьяный ангел / Yoidore tenshi
1947 Великолепное воскресенье / Subarashiki nichiyobi
1946 Не сожалею о своей юности / Waga seishun ni kuinashi
1946 Творящие завтрашний день / Asu o tsukuru hitobito
1945 Идущие за хвостом тигра / Tora no o wo fumu otokotachi
1945 Легенда о великом мастере дзюдо 2 / Zoku Sugata Sanshiro
1944 Самые красивые / Ichiban utsukushiku
1943 Легенда о великом мастере дзюдо / Sugata Sanshiro
1941 Лошадь / Uma
Продюсер
1980 Тень воина / Kagemusha
1970 Под стук трамвайных колес / Dodesukaden
1965 Гений дзюдо / Sugata Sanshiro
1965 Красная борода / Akahige
1963 Рай и ад / Tengoku to jigoku
1961 Телохранитель / Yojimbo
1960 Плохие спят спокойно / Warui yatsu hodo yoku nemuru
1958 Скрытая крепость / Kakushi-toride no san-akunin
1957 На дне / Donzoko
1957 Трон в крови / Kumonosu jo
1949 Haru no tawamure
1949 Бездомный пес / Nora inu
Награды и премии
2004 На Токийском международном кинофестивале учреждена премия его имени, вручаемая кинорежиссёрам за создание картин, «наполненных гуманизмом»
1994 Куросава был удостоен премии «Киото»
1991 Указом Президента СССР № УП-1605 награждён орденом Дружбы народов «за большой личный вклад в развитие культурных связей между Советским Союзом и Японией»

Оскар, 1990 год
Победитель: Почётный Оскар

Британская академия, 1987 год
Победитель: Лучший фильм на иностранном языке («Ран»)
Номинации: Лучший адаптированный сценарий («Ран»)

Оскар, 1986 год
Номинации: Лучший режиссер («Ран»)

Сезар, 1986 год
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке («Ран»)

Венецианский кинофестиваль, 1982 год
Победитель: Золотой лев за вклад в мировой кинематограф

Оскар, 1981 год
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке («Тень воина»)

Британская академия, 1981 год
Победитель: Лучший режиссер («Тень воина»)
Номинации: Лучший фильм («Тень воина»)

Сезар, 1981 год
Победитель: Лучший фильм на иностранном языке («Тень воина»)

Каннский кинофестиваль, 1980 год
Победитель: Золотая пальмовая ветвь («Тень воина»)

ММКФ, 1979 год
Победитель: Юбилейная премия по случаю 60-летия советского кино

Оскар, 1976 год
Победитель: Лучший фильм на иностранном языке («Дерсу Узала»)

ММКФ, 1975 год
Победитель: Золотой приз («Дерсу Узала»); Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) («Дерсу Узала»)

Оскар, 1972 год
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке («Под стук трамвайных колес»)

Венецианский кинофестиваль, 1965 год
Победитель: Приз Международной Католической организации в области кино (OCIC) («Красная борода»)
Номинации: Золотой лев («Красная борода»)

Венецианский кинофестиваль, 1963 год
Номинации: Золотой лев («Рай и ад»)

Венецианский кинофестиваль, 1961 год
Номинации: Золотой лев («Телохранитель»)

Берлинский кинофестиваль, 1961 год
Номинации: Золотой Медведь («Плохие спят спокойно»)

Берлинский кинофестиваль, 1959 год
Победитель: Серебряный Медведь за лучшую режиссерскую работу («Скрытая крепость»); Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) («Скрытая крепость»)
Номинации: Золотой Медведь («Скрытая крепость»)

Венецианский кинофестиваль, 1957 год
Номинации: Золотой лев («Трон в крови»)

Каннский кинофестиваль, 1956 год
Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Я живу в страхе»)

Венецианский кинофестиваль, 1954 год
Победитель: Серебряный лев («Семь самураев»)
Номинации: Золотой лев («Семь самураев»)

Берлинский кинофестиваль, 1954 год
Победитель: Специальный приз Берлинского сената («Жить»)

Венецианский кинофестиваль, 1951 год
Победитель: Золотой лев («Расемон»); Премия итальянских критиков («Расемон»)
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions