С участием персоны 48 раздач
Краткая биография
Имя: Владимир Яковлевич Мотыль
Дата рождения: 26 июня, 1927 | рак
Место рождения: Лепель, СССР
Дата смерти: 21 февраля, 2010 | 82 года
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Режиcсер, сценарист, продюсер
Жанр: Драма, мелодрама, комедия
Супруга: Людмила Подаруева (умерла, один ребенок)
Дата рождения: 26 июня, 1927 | рак
Место рождения: Лепель, СССР
Дата смерти: 21 февраля, 2010 | 82 года
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Режиcсер, сценарист, продюсер
Жанр: Драма, мелодрама, комедия
Супруга: Людмила Подаруева (умерла, один ребенок)
Биография
Родился 26 июня 1927 года в белорусском местечке Лепель. Отец – Мотыль Яков Данилович, польский эмигрант. Мать – Левина Берта Антоновна, выпускница Петроградского пединститута. Супруга – Подаруева Людмила Васильевна, бывшая театральная актриса, оставила сцену в 70-х годах, посвятив себя семье. Дочь – Ирина, художница-дизайнер по костюмам в кино. Внук – Аркадий, художник-авангардист, с 1998 года работает в Амстердаме.
Через три года после рождения Владимира его отец был схвачен чекистами и отправлен в концлагерь на Соловки, где меньше чем через год погиб. Участь сестер и братьев матери, ее родителей была также трагической. Дед Мотыля отказался вступать в колхоз, дом его вместе с крепким середняцким хозяйством был разграблен, а вся многодетная семья выселена на Крайний Север, где одна из дочерей сошла с ума, один из братьев скончался от рака.
В Великую Отечественную войну два бывших ссыльных брата матери ушли добровольно на фронт: один погиб, другой вернулся без ног. Дед и бабушка Мотыля, вернувшиеся перед войной в Белоруссию, погибли в оккупации. Мать Мотыля избежала северной ссылки, поскольку находилась в дни раскулачивания на Украине, будучи практиканткой знаменитого педагога Антона Макаренко. Лишь несколько лет спустя карающая рука "красного" террора настигла и ее. Вместе с матерью дошкольник Вова оказался в ссылке на северном Урале. Матери позволили работать в колонии малолетних преступников воспитательницей.
В захолустных городках, где располагались эти учреждения, не было театров, картинных галерей, концертного зала. Мать работала сутками, на ее собственного "беспризорника" времени не оставалось, и для дошкольника и школьника младших классов единственным средством художественного познания мира была узкопленочная передвижка. Черно-белые немые киноленты завораживали Володю, как окна волшебной реальности образов Чарли Чаплина, "Детства Горького", "Чапаева" и "Веселых ребят". Уже тогда возникла страстная вера: "Вырасту – буду делать кино".
В начальных классах школы в городе Оса Вова организует кружок, ставит одноактные пьесы, где сам играет главные роли и расписывает картонные декорации. От скромной зарплаты мама отрывает деньги, чтобы выписывать сыну журнал "Советский экран". Но ни в Институт кинематографии в Москве, ни, позже, на Высшие режиссерские курсы В. Мотыль не попал, а окончил в Свердловске театральный институт и там же, заочно, – историко-филологический факультет университета. Десяток лет проработал в театрах Урала и Сибири, поставил более 30 спектаклей на провинциальной сцене и в 27 лет стал главным режиссером свердловского ТЮЗа.
Но детские мечты на давали покоя, и Мотыль из главрежей уходит в ассистенты на Свердловскую киностудию, где без диплома ВГИКа нечего было и думать о постановке... Кинодебют Мотыля состоялся в Таджикистане. Его фильм "Дети Памира" (1963) принес ему единодушное признание авторитетных критиков в центральной прессе. Вторая его работа – "Женя, Женечка и Катюша", осуществленная в Ленинграде по собственному сценарию совместно с Б. Окуджавой, вызвала гнев идеологов кинокомитета и повлекла за собой запрет на профессию. Спасительной для В. Мотыля оказалась созданная к тому времени уникальная студия Григория Чухрая. Она имела особый статус – автономию в выборе сценариев и режиссера.
Экспериментальная киностудия пригласила опального режиссера на постановку сценария "Пустыня". Русский "вестерн" Мотыля "Белое солнце пустыни" (1969) оказался бестселлером как в национальном, так и в мировом прокате советской кинопродукции. В течение трех десятилетий на телеэкранах не прекращаются ежегодные показы фильма, признанного критиками и зрителями классикой. Иностранные компании периодически возобновляют покупку прав на этот фильм. Фильм "Белое солнце пустыни" стал талисманом покорителей космоса, включивших его просмотр в программу подготовки космонавтов к полету. По результатам массового электронного опроса телезрителей России в 1995 году телекомпанией РТР фильм В. Мотыля превзошел всех наиболее популярных конкурентов в номинации "Самый любимый фильм российских зрителей".
Устойчивой оказалась и популярность масштабной двухсерийной ленты "Звезда пленительного счастья" (1975), также единодушно признанной кинокритикой и публикой. Однако лидирующий успех фильмов Мотыля стал все более раздражать партийное руководство. Его фильмам отводилась функция пополнения валютных запасов от зарубежных контрактов, но систематических отказов от "современности", от агитсюжетов, славящих советский образ жизни, режиссеру не прощали. Его не включали в делегации, выезжавшие за рубеж, где показывались его фильмы, ущемляли в зарплате, не подпускали его фильмы к международным конкурсам, обходили званиями, наградами. Отношение властей разделяло и руководство Союза кинематографистов СССР, состоящее из коллег Мотыля. Им не нравилось, что, в отличие от подавляющего большинства коллег, этот режиссер постоянно живет в особом режиме – отказывается войти в штат какой-либо киностудии с ее парткомом, дирекцией, профкомом, где давно отработана система принуждения штатных режиссеров.
В конечном счете был запрещен фильм В. Мотыля "Лес" (1980), снятый по мотивам пьесы А.Н. Островского. Из постановки вытекало, что нечем похвастаться "передовому социалистическому строю" перед "прогнившими дворянскими устоями" столетней давности. Ханжество, лицемерие, бездушие, разгул низменных страстей и самодурство слишком явно смахивали на пороки правящей партийной элиты конца 1970-х годов. Мотыля вторично изгоняют из кино, и, ко всеобщему облегчению в руководстве Госкино, на этот раз, казалось, навсегда. Но режиссер оказался живучим и, благодаря личному и служебному соперничеству главы Госкино В.Ермаша и телеминистра С. Лапина, был приглашен в Останкино в творческое объединение "Экран" на должность художественного консультанта телефильмов молодых режиссеров. В. Мотылю удается написать сценарий и снять трагикомическую фантазию по мотивам чеховских новелл "Невероятное пари" (1984). Также для телевидения по сценарию, написанному им совместно с А. Салынским, В. Мотыль поставил двухсерийный телефильм "Жил-был Шишлов" (1987), посвященный уродливым перекосам общественной жизни российской глубинки в результате большевистской ломки традиционных ценностей.
В 1990-е годы Мотыль в основном выступал как художественный руководитель в фильмах молодых режиссеров ("Идентификация желаний", "По Таганке ходят танки", "Стреляющие ангелы", "Камень" и др.).
В кино Мотыль вернулся лишь в годы перестройки, написав киносценарий двухсерийной романтической притчи по мотивам рассказа Ф. Искандера и поставив фильм "Расстанемся – пока хорошие" (1991). Некоторые перипетии событий конца XX века как бы предвосхищали трагизм столкновений на Северном Кавказе в 1990-е годы. Единственной лентой, снятой в нынешней реальности, стала картина "Несут меня кони" (1996), созданная на независимой студии "Сериал", руководителем которой является сам В.Мотыль. Отталкиваясь от сюжетов, идей и характеров чеховской прозы, Мотыль создал сценарий в жанре мелодраматической любовной истории с глубоко современной нравственной сверхзадачей: раскаяние героя стало возможным лишь тогда, когда врага он увидел не во вне, а в себе самом и понял вину за едва не растоптанную им жизнь любимой женщины.
Режиссер пишет сценарии не только для собственных постановок: "Честь имею" написан совместно с М. Захаровым для студии "Молдова", а "Охламон" (1994) – совместно с Э. Редженовым для туркменской студии. В 1997 году на конкурсе Министерства культуры Российской Федерации В. Мотылю был присужден грант Президента России и создан двухсерийный сценарий исторического киноромана "Венец заложников судьбы". В 1999 году также в конкурсе Мотыль вместе с Е. Митько получил грант Сороса за проект художественно-публицистического сценария в двух частях: "Мученик заблуждения" и "Праведник духа".
С 1990-х годов Мотыль неоднократно избирался в правление Союза кинематографистов, он является секретарем Союза кинематографистов Москвы. Более десятка последних лет режиссер преподает в школах кино, телевидения, вел мастерские Высших курсов сценаристов и режиссеров.
Мотыль осуществил художественное руководство постановок кинодебютантов "Где ты, Багира?" (Одесская киностудия, 1973), "Нет дыма без огня" (Туркменфильм, 1977), "По Таганке ходят танки" (Студия "Арс", 1991), "Охламон" (Туркменфильм, 1995).
Владимир Яковлевич Мотыль 5 февраля 2010 года был госпитализирован в больницу номер 67 в Москве. РИА Новости тогда сообщало, что Мотыль, находившийся дома один, потерял сознание, упал и получил перелом шейных позвонков. В больнице у знаменитого кинорежиссера также была обнаружена пневмония. Состояние Мотыля, помещенного в реанимацию, врачи оценивали как крайне тяжелое. Знаменитый кинорежиссер Владимир Мотыль скончался поздно вечером в воскресенье, 21 февраля, на 83-м году жизни.
Через три года после рождения Владимира его отец был схвачен чекистами и отправлен в концлагерь на Соловки, где меньше чем через год погиб. Участь сестер и братьев матери, ее родителей была также трагической. Дед Мотыля отказался вступать в колхоз, дом его вместе с крепким середняцким хозяйством был разграблен, а вся многодетная семья выселена на Крайний Север, где одна из дочерей сошла с ума, один из братьев скончался от рака.
В Великую Отечественную войну два бывших ссыльных брата матери ушли добровольно на фронт: один погиб, другой вернулся без ног. Дед и бабушка Мотыля, вернувшиеся перед войной в Белоруссию, погибли в оккупации. Мать Мотыля избежала северной ссылки, поскольку находилась в дни раскулачивания на Украине, будучи практиканткой знаменитого педагога Антона Макаренко. Лишь несколько лет спустя карающая рука "красного" террора настигла и ее. Вместе с матерью дошкольник Вова оказался в ссылке на северном Урале. Матери позволили работать в колонии малолетних преступников воспитательницей.
В захолустных городках, где располагались эти учреждения, не было театров, картинных галерей, концертного зала. Мать работала сутками, на ее собственного "беспризорника" времени не оставалось, и для дошкольника и школьника младших классов единственным средством художественного познания мира была узкопленочная передвижка. Черно-белые немые киноленты завораживали Володю, как окна волшебной реальности образов Чарли Чаплина, "Детства Горького", "Чапаева" и "Веселых ребят". Уже тогда возникла страстная вера: "Вырасту – буду делать кино".
В начальных классах школы в городе Оса Вова организует кружок, ставит одноактные пьесы, где сам играет главные роли и расписывает картонные декорации. От скромной зарплаты мама отрывает деньги, чтобы выписывать сыну журнал "Советский экран". Но ни в Институт кинематографии в Москве, ни, позже, на Высшие режиссерские курсы В. Мотыль не попал, а окончил в Свердловске театральный институт и там же, заочно, – историко-филологический факультет университета. Десяток лет проработал в театрах Урала и Сибири, поставил более 30 спектаклей на провинциальной сцене и в 27 лет стал главным режиссером свердловского ТЮЗа.
Но детские мечты на давали покоя, и Мотыль из главрежей уходит в ассистенты на Свердловскую киностудию, где без диплома ВГИКа нечего было и думать о постановке... Кинодебют Мотыля состоялся в Таджикистане. Его фильм "Дети Памира" (1963) принес ему единодушное признание авторитетных критиков в центральной прессе. Вторая его работа – "Женя, Женечка и Катюша", осуществленная в Ленинграде по собственному сценарию совместно с Б. Окуджавой, вызвала гнев идеологов кинокомитета и повлекла за собой запрет на профессию. Спасительной для В. Мотыля оказалась созданная к тому времени уникальная студия Григория Чухрая. Она имела особый статус – автономию в выборе сценариев и режиссера.
Экспериментальная киностудия пригласила опального режиссера на постановку сценария "Пустыня". Русский "вестерн" Мотыля "Белое солнце пустыни" (1969) оказался бестселлером как в национальном, так и в мировом прокате советской кинопродукции. В течение трех десятилетий на телеэкранах не прекращаются ежегодные показы фильма, признанного критиками и зрителями классикой. Иностранные компании периодически возобновляют покупку прав на этот фильм. Фильм "Белое солнце пустыни" стал талисманом покорителей космоса, включивших его просмотр в программу подготовки космонавтов к полету. По результатам массового электронного опроса телезрителей России в 1995 году телекомпанией РТР фильм В. Мотыля превзошел всех наиболее популярных конкурентов в номинации "Самый любимый фильм российских зрителей".
Устойчивой оказалась и популярность масштабной двухсерийной ленты "Звезда пленительного счастья" (1975), также единодушно признанной кинокритикой и публикой. Однако лидирующий успех фильмов Мотыля стал все более раздражать партийное руководство. Его фильмам отводилась функция пополнения валютных запасов от зарубежных контрактов, но систематических отказов от "современности", от агитсюжетов, славящих советский образ жизни, режиссеру не прощали. Его не включали в делегации, выезжавшие за рубеж, где показывались его фильмы, ущемляли в зарплате, не подпускали его фильмы к международным конкурсам, обходили званиями, наградами. Отношение властей разделяло и руководство Союза кинематографистов СССР, состоящее из коллег Мотыля. Им не нравилось, что, в отличие от подавляющего большинства коллег, этот режиссер постоянно живет в особом режиме – отказывается войти в штат какой-либо киностудии с ее парткомом, дирекцией, профкомом, где давно отработана система принуждения штатных режиссеров.
В конечном счете был запрещен фильм В. Мотыля "Лес" (1980), снятый по мотивам пьесы А.Н. Островского. Из постановки вытекало, что нечем похвастаться "передовому социалистическому строю" перед "прогнившими дворянскими устоями" столетней давности. Ханжество, лицемерие, бездушие, разгул низменных страстей и самодурство слишком явно смахивали на пороки правящей партийной элиты конца 1970-х годов. Мотыля вторично изгоняют из кино, и, ко всеобщему облегчению в руководстве Госкино, на этот раз, казалось, навсегда. Но режиссер оказался живучим и, благодаря личному и служебному соперничеству главы Госкино В.Ермаша и телеминистра С. Лапина, был приглашен в Останкино в творческое объединение "Экран" на должность художественного консультанта телефильмов молодых режиссеров. В. Мотылю удается написать сценарий и снять трагикомическую фантазию по мотивам чеховских новелл "Невероятное пари" (1984). Также для телевидения по сценарию, написанному им совместно с А. Салынским, В. Мотыль поставил двухсерийный телефильм "Жил-был Шишлов" (1987), посвященный уродливым перекосам общественной жизни российской глубинки в результате большевистской ломки традиционных ценностей.
В 1990-е годы Мотыль в основном выступал как художественный руководитель в фильмах молодых режиссеров ("Идентификация желаний", "По Таганке ходят танки", "Стреляющие ангелы", "Камень" и др.).
В кино Мотыль вернулся лишь в годы перестройки, написав киносценарий двухсерийной романтической притчи по мотивам рассказа Ф. Искандера и поставив фильм "Расстанемся – пока хорошие" (1991). Некоторые перипетии событий конца XX века как бы предвосхищали трагизм столкновений на Северном Кавказе в 1990-е годы. Единственной лентой, снятой в нынешней реальности, стала картина "Несут меня кони" (1996), созданная на независимой студии "Сериал", руководителем которой является сам В.Мотыль. Отталкиваясь от сюжетов, идей и характеров чеховской прозы, Мотыль создал сценарий в жанре мелодраматической любовной истории с глубоко современной нравственной сверхзадачей: раскаяние героя стало возможным лишь тогда, когда врага он увидел не во вне, а в себе самом и понял вину за едва не растоптанную им жизнь любимой женщины.
Режиссер пишет сценарии не только для собственных постановок: "Честь имею" написан совместно с М. Захаровым для студии "Молдова", а "Охламон" (1994) – совместно с Э. Редженовым для туркменской студии. В 1997 году на конкурсе Министерства культуры Российской Федерации В. Мотылю был присужден грант Президента России и создан двухсерийный сценарий исторического киноромана "Венец заложников судьбы". В 1999 году также в конкурсе Мотыль вместе с Е. Митько получил грант Сороса за проект художественно-публицистического сценария в двух частях: "Мученик заблуждения" и "Праведник духа".
С 1990-х годов Мотыль неоднократно избирался в правление Союза кинематографистов, он является секретарем Союза кинематографистов Москвы. Более десятка последних лет режиссер преподает в школах кино, телевидения, вел мастерские Высших курсов сценаристов и режиссеров.
Мотыль осуществил художественное руководство постановок кинодебютантов "Где ты, Багира?" (Одесская киностудия, 1973), "Нет дыма без огня" (Туркменфильм, 1977), "По Таганке ходят танки" (Студия "Арс", 1991), "Охламон" (Туркменфильм, 1995).
Владимир Яковлевич Мотыль 5 февраля 2010 года был госпитализирован в больницу номер 67 в Москве. РИА Новости тогда сообщало, что Мотыль, находившийся дома один, потерял сознание, упал и получил перелом шейных позвонков. В больнице у знаменитого кинорежиссера также была обнаружена пневмония. Состояние Мотыля, помещенного в реанимацию, врачи оценивали как крайне тяжелое. Знаменитый кинорежиссер Владимир Мотыль скончался поздно вечером в воскресенье, 21 февраля, на 83-м году жизни.
Знаете ли Вы, что
- Хобби Мотыля – путешествия. Он объехал полмира и все республики СССР, Россию – от Североморска до Курил и острова Врангеля;
- Мотыль избран действительным членом Международной академии информатизации при ООН.
- Мотыль избран действительным членом Международной академии информатизации при ООН.
Режиссер
2009 Багровый цвет снегопада
1996 Несут меня кони
1991 Расстанемся – пока хорошие
1987 Жил-был Шишлов (ТВ)
1984 Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад (ТВ)
1980 Лес
1975 Звезда пленительного счастья
1969 Белое солнце пустыни
1967 Женя, Женечка и «Катюша»
1963 Дети Памира
1996 Несут меня кони
1991 Расстанемся – пока хорошие
1987 Жил-был Шишлов (ТВ)
1984 Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад (ТВ)
1980 Лес
1975 Звезда пленительного счастья
1969 Белое солнце пустыни
1967 Женя, Женечка и «Катюша»
1963 Дети Памира
Сценарист
2009 Багровый цвет снегопада
1996 Несут меня кони
1993 Охламон / Okhlamon
1991 Расстанемся – пока хорошие
1987 Жил-был Шишлов (ТВ)
1987 Честь имею
1980 Лес
1975 Звезда пленительного счастья
1967 Женя, Женечка и «Катюша»
1996 Несут меня кони
1993 Охламон / Okhlamon
1991 Расстанемся – пока хорошие
1987 Жил-был Шишлов (ТВ)
1987 Честь имею
1980 Лес
1975 Звезда пленительного счастья
1967 Женя, Женечка и «Катюша»
Продюсер
2009 Багровый цвет снегопада
1996 Ква / Qva
1996 Ква / Qva
Награды и премии
2006 Спец. приз «Немеркнущая зрительская любовь» КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
2003 Народный артист Российской Федерации
1998 Государственная премия России (фильм «Белое солнце пустыни»)
1997 Заслуженный деятель Таджикистана
1995 Орден Почета
1964 Государственная премия Таджикской ССР им. Рудаки (фильм «Дети Памира»)
2003 Народный артист Российской Федерации
1998 Государственная премия России (фильм «Белое солнце пустыни»)
1997 Заслуженный деятель Таджикистана
1995 Орден Почета
1964 Государственная премия Таджикской ССР им. Рудаки (фильм «Дети Памира»)