С участием персоны 177 раздач
Краткая биография
Имя: Карен Георгиевич Шахназаров
Дата рождения: 8 июля, 1952 | рак
Место рождения: Краснодар, СССР
Карьера: Режиcсер, сценарист, продюсер
Жанр: Драма, комедия, мелодрама
Супруга: Алена Сетунская (развод, один ребенок), Дарья Майорова (развод, двое детей)
Семья: Иван Шахназаров (сын)
Дата рождения: 8 июля, 1952 | рак
Место рождения: Краснодар, СССР
Карьера: Режиcсер, сценарист, продюсер
Жанр: Драма, комедия, мелодрама
Супруга: Алена Сетунская (развод, один ребенок), Дарья Майорова (развод, двое детей)
Семья: Иван Шахназаров (сын)
Биография
Карен Георгиевич Шахназаров - один из ведущих мастеров российского кинематографа. На протяжении многих лет был самым молодым режиссером и секретарем Союза кинематографистов, а потом стал и самым молодым в истории нашей кинематографии генеральным директором киностудии.
Воспитанием будущего режиссера занималась мать, Анна Григорьевна. Отец, Георгий Хосроевич, ученый, политолог, писатель, доктор юридических наук, привил любовь к книгам.
"Меня не нужно было заставлять читать, я это делал как одержимый - родители меня иногда даже ругали. Я читал, когда делал уроки, - разложу для вида учебники, а у самого в руках какая-нибудь книжка, читал даже ночью, забравшись в кровать с фонариком. Иногда родители обнаруживали это, и мне опять-таки доставалось", - вспоминает Карен Георгиевич в одном из своих интервью.
При этом книги ни сколько не мешали ему вести веселую юношескую жизнь. Каждый день после уроков оставался играть с ребятами в футбол и до сих пор увлекается плаванием.
Несмотря на то, что родители Карена Георгиевича не имели прямого отношения к театру, в доме Шахназаровых собиралась творческая интеллигенция, среди которых были Юрий Любимов, Людмила Целиковская, Владимир Высоцкий, Анатолий Эфрос.
"Высоцкий приходил, пел у нас дома. Мне было 14 лет - я его записывал на магнитофон "Комета". Все хочу найти эти записи. Конечно, он пел примерно те же песни, которые все знают, но это же была живая интонация. А потом было застолье, он что-то говорил, менял слова в песнях, то есть все было немного иначе, чем на пластинках".
Атмосфера, царившая в доме, не могла не повлиять на выбор профессии. Хотя однозначно нельзя сказать, что родители Карена Георгиевича специально ориентировали его на кинематограф. Изначально, он хотел поступать во ВГИК на художественный факультет, потому что с детства любил живопись, занимался в художественной школе. Но перед поступлением выяснилось, что необходимо иметь среднее художественное образование, которого у Карена Георгиевича не оказалось. А чтобы поступить на режиссерский факультет, требовался только аттестат об окончании школы. И он сделал свой выбор.
Закончив режиссерский факультет (мастерская Игоря Васильевича Таланкина), дипломная картина "Шире шаг, маэстро!", он устроился работать ассистентом режиссера на Киностудию "Мосфильм". С 1976 года занимал должность режиссера, а с 1984 - режиссера-постановщика.
В это время Шахназаров получил заказ от ГАИ и снял на "Мосфильме" короткометражку "На скользкой дороге", предназначенную для показа проштрафившимся водителям в назидание соблюдать правила дорожного движения. Потом сделал еще несколько короткометражек. Но до "большого" кино было еще далеко.
И только спустя пять лет, в 1979 году Карену Георгиевичу удалось наконец-то снять свой первый полнометражный художественный фильм "Добряки", завоевавший диплом фестиваля молодых кинематографистов. В этой картине были задействованы такие известные артисты, как Вера Васильева, Георгий Бурков, Лариса Пашкова, Юрий Леонидов.
Вспоминая свои первые шаги в качестве дипломированного специалиста, Шахназаров говорил, что именно работа в объединении Георгия Николаевича Данелии стала для него настоящей школой. "Сценарий фильма "Мы из джаза" я с Сашей Бородянским (прим. ред. соавтор-сценарист Карена Георгиевича) переписывал десять раз. Данелия постоянно вносил поправки. Сегодня меня уже никто не заставляет переделывать сценарии, но благодаря урокам Данелии я знаю, что сценарий невозможно изготовить за два дня. И за две недели тоже. Хотя, казалось бы, подумаешь, всего шестьдесят страниц..." Именно с этого фильма, по мнению Карена Шахназарова, и началась его творческая биография как режиссера и сценариста.
Окрыленные успехом картины "Мы из джаза", которую тепло приняли на кинофестивале в Монреале, а в России она получила оглушительный успех, Карен Георгиевич и Александр Бородянский приступили к написанию нового сценария, по которому был снят фильм "Зимний вечер в Гаграх" в 1975 году. Прообразом главного героя Алексея Беглова стал знаменитый чечеточник Алексей Николаевич Быстров, в молодости выступавший с легендарным московским джаз-оркестром Эдди Рознера. Именно этот оркестр составил в свое время основу биг-бэнда "Современник" Анатолия Кролла, который снялся в картине.
Следующий фильм, "Курьер", вышел на экран в 1986 году, и был снят по повести Карена Шахназарова. Изначально его хотел экранизировать режиссер Андрей Эшпай, для которого Александр Бородянский написал сценарий. Но на студии имени Горького проект отклонили. А на "Мосфильме" дали добро. И Карен Георгиевич снял. После выхода картина собрала более 50 миллионов зрителей. Была награждена на Московском кинофестивале 1987 года и получила второй приз.
С этого момента каждый новый фильм российского режиссера собирал полные кинозалы по всей стране.
В каждую свою картину Карен Шахназаров вкладывает то, что сам когда-то пережил. Но с другой стороны, считает, что снимать автобиографичные картины у него не получается, потому что теряется чувство реальности. При этом во всех фильмах прослеживается обостренное чувство современности, умение выделить самое важное в плоскости времени, способность развлечь зрителя и в то же время заставить его думать и сопереживать.
"Надо честно делать свою работу. Не помню, кто, по-моему, Сергей Аполлинариевич Герасимов сказал очень правильную фразу, что режиссер как повар должен приготовить то блюдо, которое он сам будет есть".
В апреле 1998 года Карена Георгиевича избрали Генеральным директором и председателем правления Киноконцерна "Мосфильм", который в настоящее время считается крупнейшей коностудией в Европе.
"Хозяйство мне досталось аховое: честно говоря, я даже представить себе не мог, что все до такой степени разрушено. Сидишь и думаешь, что делать в первую очередь. Создавать на студии единую систему? Начинать с ремонта? Или оборудование закупать? А ведь еще не давала покоя мысль, что от меня по большому счету зависела судьба тех людей, которые здесь работали".
Без преувеличения можно сказать, что за эти годы "Мосфильм" просто восстал из руин. Возник большой запас прочности, в первую очередь, в финансовом плане. Довольно интенсивно работают студии "постпродакшн". Открыт сайт, на котором можно смотреть бесплатно золотую коллекцию киностудии "Мосфильм" разных лет.
"Мне нравится моя работа. Поверьте: быть генеральным директором - тоже творчество. Более того, пока мне удается работать и генеральным директором, и режиссером. Но если встанет выбор, я все-таки предпочту снимать кино. Хотя это не меньшая головная боль..."
Шахназаров трижды женат. Первый брак быстро распался. Вторая жена - Елена Сетунская (Алёна Зандер), бросила его в 1989 году и с дочерью уехала в США. Третья жена актриса Дарья Майорова Имеет троих детей - дочь от второго брака Анна Кареновна (род. 1985) и два сына от третьего брака - Шахназаров Иван Каренович (род. 1993), Шахназаров Василий Каренович (род. 1996).
Воспитанием будущего режиссера занималась мать, Анна Григорьевна. Отец, Георгий Хосроевич, ученый, политолог, писатель, доктор юридических наук, привил любовь к книгам.
"Меня не нужно было заставлять читать, я это делал как одержимый - родители меня иногда даже ругали. Я читал, когда делал уроки, - разложу для вида учебники, а у самого в руках какая-нибудь книжка, читал даже ночью, забравшись в кровать с фонариком. Иногда родители обнаруживали это, и мне опять-таки доставалось", - вспоминает Карен Георгиевич в одном из своих интервью.
При этом книги ни сколько не мешали ему вести веселую юношескую жизнь. Каждый день после уроков оставался играть с ребятами в футбол и до сих пор увлекается плаванием.
Несмотря на то, что родители Карена Георгиевича не имели прямого отношения к театру, в доме Шахназаровых собиралась творческая интеллигенция, среди которых были Юрий Любимов, Людмила Целиковская, Владимир Высоцкий, Анатолий Эфрос.
"Высоцкий приходил, пел у нас дома. Мне было 14 лет - я его записывал на магнитофон "Комета". Все хочу найти эти записи. Конечно, он пел примерно те же песни, которые все знают, но это же была живая интонация. А потом было застолье, он что-то говорил, менял слова в песнях, то есть все было немного иначе, чем на пластинках".
Атмосфера, царившая в доме, не могла не повлиять на выбор профессии. Хотя однозначно нельзя сказать, что родители Карена Георгиевича специально ориентировали его на кинематограф. Изначально, он хотел поступать во ВГИК на художественный факультет, потому что с детства любил живопись, занимался в художественной школе. Но перед поступлением выяснилось, что необходимо иметь среднее художественное образование, которого у Карена Георгиевича не оказалось. А чтобы поступить на режиссерский факультет, требовался только аттестат об окончании школы. И он сделал свой выбор.
Закончив режиссерский факультет (мастерская Игоря Васильевича Таланкина), дипломная картина "Шире шаг, маэстро!", он устроился работать ассистентом режиссера на Киностудию "Мосфильм". С 1976 года занимал должность режиссера, а с 1984 - режиссера-постановщика.
В это время Шахназаров получил заказ от ГАИ и снял на "Мосфильме" короткометражку "На скользкой дороге", предназначенную для показа проштрафившимся водителям в назидание соблюдать правила дорожного движения. Потом сделал еще несколько короткометражек. Но до "большого" кино было еще далеко.
И только спустя пять лет, в 1979 году Карену Георгиевичу удалось наконец-то снять свой первый полнометражный художественный фильм "Добряки", завоевавший диплом фестиваля молодых кинематографистов. В этой картине были задействованы такие известные артисты, как Вера Васильева, Георгий Бурков, Лариса Пашкова, Юрий Леонидов.
Вспоминая свои первые шаги в качестве дипломированного специалиста, Шахназаров говорил, что именно работа в объединении Георгия Николаевича Данелии стала для него настоящей школой. "Сценарий фильма "Мы из джаза" я с Сашей Бородянским (прим. ред. соавтор-сценарист Карена Георгиевича) переписывал десять раз. Данелия постоянно вносил поправки. Сегодня меня уже никто не заставляет переделывать сценарии, но благодаря урокам Данелии я знаю, что сценарий невозможно изготовить за два дня. И за две недели тоже. Хотя, казалось бы, подумаешь, всего шестьдесят страниц..." Именно с этого фильма, по мнению Карена Шахназарова, и началась его творческая биография как режиссера и сценариста.
Окрыленные успехом картины "Мы из джаза", которую тепло приняли на кинофестивале в Монреале, а в России она получила оглушительный успех, Карен Георгиевич и Александр Бородянский приступили к написанию нового сценария, по которому был снят фильм "Зимний вечер в Гаграх" в 1975 году. Прообразом главного героя Алексея Беглова стал знаменитый чечеточник Алексей Николаевич Быстров, в молодости выступавший с легендарным московским джаз-оркестром Эдди Рознера. Именно этот оркестр составил в свое время основу биг-бэнда "Современник" Анатолия Кролла, который снялся в картине.
Следующий фильм, "Курьер", вышел на экран в 1986 году, и был снят по повести Карена Шахназарова. Изначально его хотел экранизировать режиссер Андрей Эшпай, для которого Александр Бородянский написал сценарий. Но на студии имени Горького проект отклонили. А на "Мосфильме" дали добро. И Карен Георгиевич снял. После выхода картина собрала более 50 миллионов зрителей. Была награждена на Московском кинофестивале 1987 года и получила второй приз.
С этого момента каждый новый фильм российского режиссера собирал полные кинозалы по всей стране.
В каждую свою картину Карен Шахназаров вкладывает то, что сам когда-то пережил. Но с другой стороны, считает, что снимать автобиографичные картины у него не получается, потому что теряется чувство реальности. При этом во всех фильмах прослеживается обостренное чувство современности, умение выделить самое важное в плоскости времени, способность развлечь зрителя и в то же время заставить его думать и сопереживать.
"Надо честно делать свою работу. Не помню, кто, по-моему, Сергей Аполлинариевич Герасимов сказал очень правильную фразу, что режиссер как повар должен приготовить то блюдо, которое он сам будет есть".
В апреле 1998 года Карена Георгиевича избрали Генеральным директором и председателем правления Киноконцерна "Мосфильм", который в настоящее время считается крупнейшей коностудией в Европе.
"Хозяйство мне досталось аховое: честно говоря, я даже представить себе не мог, что все до такой степени разрушено. Сидишь и думаешь, что делать в первую очередь. Создавать на студии единую систему? Начинать с ремонта? Или оборудование закупать? А ведь еще не давала покоя мысль, что от меня по большому счету зависела судьба тех людей, которые здесь работали".
Без преувеличения можно сказать, что за эти годы "Мосфильм" просто восстал из руин. Возник большой запас прочности, в первую очередь, в финансовом плане. Довольно интенсивно работают студии "постпродакшн". Открыт сайт, на котором можно смотреть бесплатно золотую коллекцию киностудии "Мосфильм" разных лет.
"Мне нравится моя работа. Поверьте: быть генеральным директором - тоже творчество. Более того, пока мне удается работать и генеральным директором, и режиссером. Но если встанет выбор, я все-таки предпочту снимать кино. Хотя это не меньшая головная боль..."
Шахназаров трижды женат. Первый брак быстро распался. Вторая жена - Елена Сетунская (Алёна Зандер), бросила его в 1989 году и с дочерью уехала в США. Третья жена актриса Дарья Майорова Имеет троих детей - дочь от второго брака Анна Кареновна (род. 1985) и два сына от третьего брака - Шахназаров Иван Каренович (род. 1993), Шахназаров Василий Каренович (род. 1996).
Режиссер
2017 Анна Каренина. История Вронского
2017 Анна Каренина (сериал)
2012 Любовь в СССР
2012 В окружении (короткометражный)
2012 Белый тигр
2009 Палата №6
2007 Исчезнувшая империя
2004 Всадник по имени смерть
2001 Яды, или Всемирная история отравлений
1998 День полнолуния
1995 Американская дочь
1993 Сны
1991 Цареубийца
1989 Город Зеро
1986 Курьер
1985 Зимний вечер в Гаграх
1983 Мы из джаза
1979 Добряки
1977 На скользкой дороге (короткометражный)
1975 Шире шаг, маэстро! (короткометражный)
2017 Анна Каренина (сериал)
2012 Любовь в СССР
2012 В окружении (короткометражный)
2012 Белый тигр
2009 Палата №6
2007 Исчезнувшая империя
2004 Всадник по имени смерть
2001 Яды, или Всемирная история отравлений
1998 День полнолуния
1995 Американская дочь
1993 Сны
1991 Цареубийца
1989 Город Зеро
1986 Курьер
1985 Зимний вечер в Гаграх
1983 Мы из джаза
1979 Добряки
1977 На скользкой дороге (короткометражный)
1975 Шире шаг, маэстро! (короткометражный)
Сценарист
2017 Анна Каренина. История Вронского
2017 Анна Каренина (сериал)
2015 Дорога на Берлин ... идея
2012 В окружении (короткометражный)
2012 Белый тигр
2009 Палата №6
2001 Яды, или Всемирная история отравлений
1998 День полнолуния
1995 Американская дочь
1993 Сны
1991 Цареубийца
1989 Город Зеро
1986 Курьер ... роман
1985 Зимний вечер в Гаграх
1983 Мы из джаза
1980 Дамы приглашают кавалеров
1975 Шире шаг, маэстро! (короткометражный)
2017 Анна Каренина (сериал)
2015 Дорога на Берлин ... идея
2012 В окружении (короткометражный)
2012 Белый тигр
2009 Палата №6
2001 Яды, или Всемирная история отравлений
1998 День полнолуния
1995 Американская дочь
1993 Сны
1991 Цареубийца
1989 Город Зеро
1986 Курьер ... роман
1985 Зимний вечер в Гаграх
1983 Мы из джаза
1980 Дамы приглашают кавалеров
1975 Шире шаг, маэстро! (короткометражный)
Продюсер
2017 Анна Каренина. История Вронского
2017 Анна Каренина (сериал)
2016 Сдается дом со всеми неудобствами
2015 Дорога на Берлин
2014 До свидания мама
2013 Мы из джаза 2
2012 Любовь в СССР
2012 Белый тигр
2009 Конкурс домино и шашек (короткометражный)
2009 Палата №6
2007 Исчезнувшая империя
2004 Всадник по имени смерть
2002 Звезда
1998 Привет от Чарли-трубача
1998 Кто, если не мы
1993 Сны
1993 Дети чугунных богов
1993 Белый король, красная королева
2017 Анна Каренина (сериал)
2016 Сдается дом со всеми неудобствами
2015 Дорога на Берлин
2014 До свидания мама
2013 Мы из джаза 2
2012 Любовь в СССР
2012 Белый тигр
2009 Конкурс домино и шашек (короткометражный)
2009 Палата №6
2007 Исчезнувшая империя
2004 Всадник по имени смерть
2002 Звезда
1998 Привет от Чарли-трубача
1998 Кто, если не мы
1993 Сны
1993 Дети чугунных богов
1993 Белый король, красная королева
Награды и премии
Золотой орел, 2013 год
Номинации: Лучший режиссер («Белый тигр»)
Золотой орел, 2010 год
Победитель: Лучший режиссер («Палата №6»)
Ника, 2010 год
Номинации: Лучший режиссер («Палата №6»)
Золотой орел, 2009 год
Победитель: Лучший режиссер («Исчезнувшая империя»)
Ника, 2003 год
Номинации: Лучший фильм («Звезда»)
Кинотавр, 2001 год
Победитель: Гран-при «Жемчужина мира» («Яды, или Всемирная история отравлений»)
Карловы Вары, 2001 год
Номинации: Хрустальный глобус («Яды, или Всемирная история отравлений»)
Ника, 1999 год
Победитель: Лучший сценарий («День полнолуния»)
Номинации: Лучший фильм («День полнолуния»); Лучший режиссер («День полнолуния»)
Карловы Вары, 1998 год
Победитель: Специальный приз жюри («День полнолуния»); Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) - специальное упоминание («День полнолуния»)
Номинации: Хрустальный глобус («День полнолуния»)
Ника, 1992 год
Номинации: Лучший сценарий («Цареубийца»)
Каннский кинофестиваль, 1991 год
Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Цареубийца»)
ММКФ, 1987 год
Победитель: Специальная премия («Курьер»)
Номинации: Золотой приз («Курьер»)
Номинации: Лучший режиссер («Белый тигр»)
Золотой орел, 2010 год
Победитель: Лучший режиссер («Палата №6»)
Ника, 2010 год
Номинации: Лучший режиссер («Палата №6»)
Золотой орел, 2009 год
Победитель: Лучший режиссер («Исчезнувшая империя»)
Ника, 2003 год
Номинации: Лучший фильм («Звезда»)
Кинотавр, 2001 год
Победитель: Гран-при «Жемчужина мира» («Яды, или Всемирная история отравлений»)
Карловы Вары, 2001 год
Номинации: Хрустальный глобус («Яды, или Всемирная история отравлений»)
Ника, 1999 год
Победитель: Лучший сценарий («День полнолуния»)
Номинации: Лучший фильм («День полнолуния»); Лучший режиссер («День полнолуния»)
Карловы Вары, 1998 год
Победитель: Специальный приз жюри («День полнолуния»); Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) - специальное упоминание («День полнолуния»)
Номинации: Хрустальный глобус («День полнолуния»)
Ника, 1992 год
Номинации: Лучший сценарий («Цареубийца»)
Каннский кинофестиваль, 1991 год
Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Цареубийца»)
ММКФ, 1987 год
Победитель: Специальная премия («Курьер»)
Номинации: Золотой приз («Курьер»)