Раздачи :: Другое - АудиоКниги :: Константин Мочульский - Гоголь. Соловьев. Достоевский / Литературоведение / 2012 / Вячеслав Герасимов / MP3 :: Комментарии
Золотая раздача Объем скачанного не учитывается, а отданное засчитывается полностью. На золотых раздачах появляется дополнительная возможность поднять свой рейтинг.
loading...
Комментарии ( Комментировать )
zaitsevgosha
4 апреля 2013 в 09:12 | Ответить
ГОГОЛЬ. СОЛОВЬЕВ. ДОСТОЕВСКИЙ.
...Жизнь Гоголя полна таинственного смысла и трагического величия... и "представляет такую великую, грозную поэму, смысл которой останется долго неразгаданным". ...смысл жизни Гоголя не будет никогда разгадан; он лежит в той области, на пороге которой изнемогают все человеческие домыслы. ...этот... человек "сгорал" страстной жаждой совершенства и неутолимой тоской по Богу. Душа Гоголя — сложная,... предельно одинокая и несчастная; душа патетическая и пророческая; душа, претерпевшая нечеловеческие испытания и пришедшая ко Христу.
В Гоголе дано наивысшее напряжение противоположностей, наибольшее раздвоение.
Во всей русской литературе нет личности более загадочной; его можно сравнить только с Гоголем. У Соловьева было множество ликов, но настоящее лицо его почти неуловимо. Он был мистиком, обладал реальным ощущением сверхчувственного, видел лицом к лицу "божественную основу" мира, встречался с таинственной «Подругой Вечной». Конечно, можно отвергнуть прозрения и пророческие предчувствия Соловьева как соблазн и субъективную иллюзию, но тогда придется отвергнуть и все его религиозно–философское творчество, ибо все оно, как из зерна, вырастает из первоначальной мистической интуиции. Только в свете видений Подруги Вечной раскрывается смысл его учения о "положительном всеединстве", о Софии и о Богочеловечестве, становится понятной его идея свободной теократии и проповедь соединения церквей. Это вершина его творчества.
Раскрывая в философских понятиях величайшую истину православия, заключенную в Халкидонском догмате, Соловьев делает из нее практические, церковно–общественные выводы. Он начертывает план «христианской политики» и проповедует вселенское христианство. Один из первых в России, он говорит об экуменизме и социальной миссии церкви.
Вопрос о влиянии философа на русскую культуру мог бы быть предметом особого исследования. Соловьев подготовил блестящий русский Ренессанс конца XIX и начала XX века; он был предтечей возрождения религиозного сознания и философской мысли, вдохновил своими идеями целое поколение богословов, мыслителей, общественных деятелей, писателей и поэтов. Самые замечательные наши богословы, Бухарев, о. Павел Флоренский, о. С. Булгаков, духовно с ним связаны. Философия братьев Сергея и Евгения Трубецких, Лосского, Франка, Эрна, отчасти Л. Лопатина и Н. Бердяева восходит к его учению о цельном знании и о Богочеловечестве. Его мистические стихи и эстетические теории определили пути русского символизма, "теургию" Вячеслава Иванова, поэтику Андрея Белого, поэзию Александра Блока.
Психологическое искусство Достоевского прославлено во всем мире. Задолго до Фрейда и до школы психоаналитиков он погружается в глубины подсознания и исследует душевную жизнь детей и подростков; он изучает психику безумцев, маньяков, фанатиков, преступников, самоубийц. Но анализ его не ограничивается индивидуальной психологией: он проникает в психологию социальную — семейную, общественную, народную. Величайшие его прозрения относятся к душе народа, к метапсихическому "всеединству" человечества.
Психология — только поверхность искусства Достоевского. Она для него не цель, а средство. Область душевной жизни — только преддверие царства духа. За психологом стоит гениальный исследователь человеческого духа.
Автор "Преступления и наказания" на своем личном опыте пережил трагическую эпоху крушения гуманизма. Романтик–идеалист эпохи "Бедных людей" он увлекается утопическим социализмом и проходит весь диалектический путь его развития. В 1870 году он пишет Майкову: "Главный вопрос, которым я мучился сознательно или бессознательно всю мою жизнь, — существование Божие". Русский, Достоевский чувствовал себя в конце XIX века единственным европейцем, который понимал значение мировой трагедии, переживаемой человечеством... Он пророчески намечает два пути: человекобожество и стадность. Кирилов в «Бесах» заявляет: "Если Бога нет, то я — бог".
Вершина творчества Достоевского — "Легенда о Великом инквизиторе". Достоевский видел историю в свете Апокалипсиса; он предсказывал неслыханные мировые катастрофы. Но он верил, что трагедия истории завершится преображением мира, что за Голгофой человечества последует второе пришествие Христа и «раздастся великий гимн нового и последнего воскресения».
Достоевскому принадлежит место наряду с великими христианскими писателями мировой литературы: Данте, Сервантесом, Мильтоном, Паскалем. Он принес человечеству как дар на скрижалях своего сердца "сияющий образ" Христа, любовь к которому была величайшей любовью всей его жизни.
(Константин Васильевич Мочульский)
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions