Раздачи :: Кино - Документальный :: Святитель Митрофан Воронежский / 2012 / РУ / DVD-5 :: Комментарии
Для того, чтобы скачать раздачу - скачайте торрент-файл и запустите его при помощи клиента. Дополнительная информация на Форуме здесь. |
( Закрыть )
loading...
Комментарии ( Комментировать )
- zaitsevgosha
- 28 июня 2013 в 14:48 | Ответить
ИЗ ДУХОВНОГО ЗАВЕЩАНИЯ СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНА ВОРОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА
"Для всякого человека таково правило мудрых мужей:
употреби труд, храни мерность - богат будеши;
воздержно пий, мало яждь - здрав будеши;
твори благо, бегай злаго - спасен будеши".
"Для всякого человека таково правило мудрых мужей:
употреби труд, храни мерность - богат будеши;
воздержно пий, мало яждь - здрав будеши;
твори благо, бегай злаго - спасен будеши".
- 28 июня 2013 в 14:42 | Ответить
СВЯТИТЕЛЬ МИТРОФАН И ЦАРЬ ПЕТР I
Святитель Митрофан был "не от мира сего", но жизнь свела и сблизила его с будущим государем-реформатором, исполненным: кипучей энергии и великими замыслами преобразований государства Российского. Всем сердцем он принял апостольский завет: "царя чтите" и проникся к Петру I горячей, нелицемерной любовью. Будущий император, видя вокруг себя жестокость, коварство и лживое низкопоклонство потянулся к старцу Божию и ответил на его искреннюю любовь взаимностью.
Желая открыть доступ к Азовскому и Черному морям, Петр Великий начал войну с турками. Первый поход на Азов оказался для русских неудачным по причине отсутствия флота. Тогда Петр решил построить флот. Местом постройки избрал Воронеж, его обильные лесами окрестности. На Воронежский край, ставший обширной корабельной верфью, легли особые заботы. Святитель Митрофан, как человек высокого патриотизма, своим нравственным авторитетом, милосердием и молитвами содействовал преобразованиям Петра I, необходимость и цель которых хорошо понимал в отличие от многих косных умов, полагавших по-старинке:"доселе жили без флота и дальше без него проживем". Любовь к родине и забота о ее благе - великая христианская добродетель, которая в высшей степени была присуща святителю Митрофану. Он не только призывал свою паству помочь государю в строительстве флота, но и сам передавал Петру всю имеющуюся у него казну со словами:"Всякий сын Отечества должен служить от имений своих нужде государственной". Построенный флот помог русским взять Азов, после чего государь отблагодарил св.Митрофана, как полководцу присвоив ему звание Азовского.
После поражения русских войск на Нарве святитель Митрофан выступил утешителем царя, обратившись к нему со словами ободрения, призывом к терпению и предвещанием грядущей победы. Дважды Воронежский архипастырь посылал крупные пожертвования на ведение войны со шведами и на эти даяния Петр I откликался жалованными грамотами.
С именем святителя Митрофана неразрывно связано строительство Санкт-Петербурга. Он поддержал дерзновенный замысел царя об основании новой столицы на берегах Невы. Прозорливо благословил начинание Петра Великого, произнеся пророческие слова:"Возьми икону Казанской Божией Матери, и Она поможет поможет тебе победить злого врага. Потом перенесешь икону в новую столицу...Казанская икона станет Покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона Казанская будет в столице и перед ней будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога".
Петр I почитал и любил сердечно святого старца так, что даже прощал ему противление царскому самовластию. Приглашенный однажды к царю, св. Митрофан увидел у ворот дворца языческие статуи и направил свои стопы обратно. Царские посланники принесли весть о том, что если он не явится - ему грозит казнь. Святитель Митрофан на это отвечал:"Жизнь моя во власти царя, но для меня лучше умереть, чем нарушить долг святительского сана моего. Лучше умереть, чем присутствием своим или боязливым молчанием одобрить язычество. Неприлично государю православному ставить языческие болваны и тем соблазнять простые сердца народа" и приказал бить в колокола. При вторичном приходе он объяснил посланным от государя:"Мне как преступнику, словом царским назначена смерть, готовясь к смерти, я хочу совершить соборное моление с Церковью о прощении грехов моих, чтобы Господь явил надо мною милость Свою". Изумленный решимостью святителя умереть, царь приказал убрать языческие статуи и на другой день первосвятитель смиренно благодарил его за это.
Через три года, узнав, что старец при смерти, царь поспешил к его одру, лобызал его холодеющую руку и уже не отходил от него до последнего вздоха. Погребение было совершено 4 декабря 1703 г. Когда пришло время выносить гроб его, Петр I обратился к своей свите:"Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем благодарности нашей сему благодетельном пастырю отданием ему последней чести, мы сами вынесем его тело". И Государь на своих плечах нес гроб святителя до усыпальницы. Над могилой архипастыря царь промолвил:"Не осталось уже у меня такого святого старца. Ему же буди вечная память".
Святитель Митрофан был "не от мира сего", но жизнь свела и сблизила его с будущим государем-реформатором, исполненным: кипучей энергии и великими замыслами преобразований государства Российского. Всем сердцем он принял апостольский завет: "царя чтите" и проникся к Петру I горячей, нелицемерной любовью. Будущий император, видя вокруг себя жестокость, коварство и лживое низкопоклонство потянулся к старцу Божию и ответил на его искреннюю любовь взаимностью.
Желая открыть доступ к Азовскому и Черному морям, Петр Великий начал войну с турками. Первый поход на Азов оказался для русских неудачным по причине отсутствия флота. Тогда Петр решил построить флот. Местом постройки избрал Воронеж, его обильные лесами окрестности. На Воронежский край, ставший обширной корабельной верфью, легли особые заботы. Святитель Митрофан, как человек высокого патриотизма, своим нравственным авторитетом, милосердием и молитвами содействовал преобразованиям Петра I, необходимость и цель которых хорошо понимал в отличие от многих косных умов, полагавших по-старинке:"доселе жили без флота и дальше без него проживем". Любовь к родине и забота о ее благе - великая христианская добродетель, которая в высшей степени была присуща святителю Митрофану. Он не только призывал свою паству помочь государю в строительстве флота, но и сам передавал Петру всю имеющуюся у него казну со словами:"Всякий сын Отечества должен служить от имений своих нужде государственной". Построенный флот помог русским взять Азов, после чего государь отблагодарил св.Митрофана, как полководцу присвоив ему звание Азовского.
После поражения русских войск на Нарве святитель Митрофан выступил утешителем царя, обратившись к нему со словами ободрения, призывом к терпению и предвещанием грядущей победы. Дважды Воронежский архипастырь посылал крупные пожертвования на ведение войны со шведами и на эти даяния Петр I откликался жалованными грамотами.
С именем святителя Митрофана неразрывно связано строительство Санкт-Петербурга. Он поддержал дерзновенный замысел царя об основании новой столицы на берегах Невы. Прозорливо благословил начинание Петра Великого, произнеся пророческие слова:"Возьми икону Казанской Божией Матери, и Она поможет поможет тебе победить злого врага. Потом перенесешь икону в новую столицу...Казанская икона станет Покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона Казанская будет в столице и перед ней будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога".
Петр I почитал и любил сердечно святого старца так, что даже прощал ему противление царскому самовластию. Приглашенный однажды к царю, св. Митрофан увидел у ворот дворца языческие статуи и направил свои стопы обратно. Царские посланники принесли весть о том, что если он не явится - ему грозит казнь. Святитель Митрофан на это отвечал:"Жизнь моя во власти царя, но для меня лучше умереть, чем нарушить долг святительского сана моего. Лучше умереть, чем присутствием своим или боязливым молчанием одобрить язычество. Неприлично государю православному ставить языческие болваны и тем соблазнять простые сердца народа" и приказал бить в колокола. При вторичном приходе он объяснил посланным от государя:"Мне как преступнику, словом царским назначена смерть, готовясь к смерти, я хочу совершить соборное моление с Церковью о прощении грехов моих, чтобы Господь явил надо мною милость Свою". Изумленный решимостью святителя умереть, царь приказал убрать языческие статуи и на другой день первосвятитель смиренно благодарил его за это.
Через три года, узнав, что старец при смерти, царь поспешил к его одру, лобызал его холодеющую руку и уже не отходил от него до последнего вздоха. Погребение было совершено 4 декабря 1703 г. Когда пришло время выносить гроб его, Петр I обратился к своей свите:"Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем благодарности нашей сему благодетельном пастырю отданием ему последней чести, мы сами вынесем его тело". И Государь на своих плечах нес гроб святителя до усыпальницы. Над могилой архипастыря царь промолвил:"Не осталось уже у меня такого святого старца. Ему же буди вечная память".
- 28 июня 2013 в 12:58 | Ответить
СВЯТИТЕЛЬ МИТРОФАН ЕПИСКОП ВОРОНЕЖСКИЙ (1623 - 1703)
Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский родился 6 ноября 1623 г. в селе Антилохове Владимирской губернии. Во святом крещении - наречен Михаилом. В Духовном завещании он уроминает, что "родился от благочестивых родителей и воспитан ими в православной вере". До 40 лет святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником в с. Сидоровском, недалеко от города Шуи (ныне Владимирская область). Его строгое христианское воспитание, последующая богоугодная жизнь и самоотверженная деятельность свидетельствуют он был истинным пастырем, полагающим душу за своих овец, а для своей семьи - мудрым руководителем и любящим отцом. На 40-м году, лишившись супруги, решил посвятить себя Богу. Он поселился в Золотниковской пустыни Успенского монастыря ( под Суздалем) и в 1663 г. был пострижен в иночество с именем Митрофан. Следуя учению Евангелия, он старался скрыть свои подвиги от людских взоров. Но Господь вручил иной, высший жребий духовного водительства другими. По просьбе братии соседнего Яхромского Космина монастыря в 1665 г. инок Митрофан был переведен к ним настоятелем и возведен в игуменский сан и в течении 10 лет неусыпно заботился о благолепии монастыря. С помощью благодетелей он воздвигнул в обители храм в честь Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса.
Патриарх Иоаким (1674-1690), узнав о высоком благочестии св. Митрофана, возвел его в 1675 г. в сан архимандрита и вручил ему более обширный и знаменитый в то время Макариево-Унженский монастырь, основанный в XV в. преп. Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания: был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней, написано немало икон, приобретена новая церковная утварь.
Весть о том, что на Русской земле явился новый угодник Божий достигла благочестивого царя Феодора Алексеевича. Не раз он призывал его к себе в Москву, чтобы насладиться беседой с ним, не раз и сам посещал Унженскую обитель. На Московском соборе в 1682 г. было решено увеличить число епархий для противодействия усилившемуся расколу старообрядчества и создать новые кафедры: Воронежскую, Тамбовскую, Холмогорскую и Великоустюжскую. В образованной новой Воронежской епархии царь Феодор предложил назначить святого Митрофана, что и было исполнено 2 апреля того же года патриархом Иоакимом и 16 архипастырями.
В 1682 г. благочестивый самодержец Феодор Алексеевич скончался, и для России начался период смут и потрясений. Святитель Воронежский участвовал в торжестве венчания на царство наследников почившего монарха, его братьев - царевичей Петра и Иоанна. По промыслу Божию, в предуказание будущей близости к царю, святителю Митрофану выпало поднести царский венец десятилетнему Петру I. Он стал свидетелем трагических событий во время вступления малолетнего государя на престол. На его глазах проходили кровавые неистовства стрельцов, от рук которых погибли несколько близких родственников царя Петра I ; бунт раскольников, "прении о вере" между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Эти печальные события глубоко запали в душу угодника Божьего, и он до конца жизни заботился как об устроении церковной жизни, так и о благе государственном.
Прибыв в Воронеж святитель с горьким чувством увидел его в крайнем запустении. Привыкший к безмолвию и уединению, он вынужден был ютиться со своей свитой на постоялых дворах. В новой епархии "процветало" язычество, сюда стекались беглые каторжники и раскольники. Чтобы благоустроить этот край необходимы были терпение, труд и духовная опытность. Первым делом он разослал пастырям своей епархии Окружное послание, в котором призвал своих пасомых к нравственному исправлению: "Честные иереи Бога Вышняго! Вожди стада Христова! Вы должны иметь светлые умные очи, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути. По слову Господа, вы должны быть самым светом: "вы есте свет миру" (Мф. 5, 14)... Христос Спаситель, вручая паству апостолу Своему, трижды сказал ему: паси, как бы внушая тем, что три есть различные образа пасения: слово учения, молитва при пособии Святых Тайн и пример жизни. Действуйте и вы всеми тремя способами: подавайте пример доброй жизни, учите людей своих и молитесь о них, укрепляя их Святыми Тайнами; наипаче же неверных просвещайте святым Крещением, а согрешивших приводите к покаянию. Будьте внимательны к болящим, чтобы не отошли от сей жизни без причащения Святых Таин и помазания святым елеем".
Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский родился 6 ноября 1623 г. в селе Антилохове Владимирской губернии. Во святом крещении - наречен Михаилом. В Духовном завещании он уроминает, что "родился от благочестивых родителей и воспитан ими в православной вере". До 40 лет святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником в с. Сидоровском, недалеко от города Шуи (ныне Владимирская область). Его строгое христианское воспитание, последующая богоугодная жизнь и самоотверженная деятельность свидетельствуют он был истинным пастырем, полагающим душу за своих овец, а для своей семьи - мудрым руководителем и любящим отцом. На 40-м году, лишившись супруги, решил посвятить себя Богу. Он поселился в Золотниковской пустыни Успенского монастыря ( под Суздалем) и в 1663 г. был пострижен в иночество с именем Митрофан. Следуя учению Евангелия, он старался скрыть свои подвиги от людских взоров. Но Господь вручил иной, высший жребий духовного водительства другими. По просьбе братии соседнего Яхромского Космина монастыря в 1665 г. инок Митрофан был переведен к ним настоятелем и возведен в игуменский сан и в течении 10 лет неусыпно заботился о благолепии монастыря. С помощью благодетелей он воздвигнул в обители храм в честь Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса.
Патриарх Иоаким (1674-1690), узнав о высоком благочестии св. Митрофана, возвел его в 1675 г. в сан архимандрита и вручил ему более обширный и знаменитый в то время Макариево-Унженский монастырь, основанный в XV в. преп. Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания: был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней, написано немало икон, приобретена новая церковная утварь.
Весть о том, что на Русской земле явился новый угодник Божий достигла благочестивого царя Феодора Алексеевича. Не раз он призывал его к себе в Москву, чтобы насладиться беседой с ним, не раз и сам посещал Унженскую обитель. На Московском соборе в 1682 г. было решено увеличить число епархий для противодействия усилившемуся расколу старообрядчества и создать новые кафедры: Воронежскую, Тамбовскую, Холмогорскую и Великоустюжскую. В образованной новой Воронежской епархии царь Феодор предложил назначить святого Митрофана, что и было исполнено 2 апреля того же года патриархом Иоакимом и 16 архипастырями.
В 1682 г. благочестивый самодержец Феодор Алексеевич скончался, и для России начался период смут и потрясений. Святитель Воронежский участвовал в торжестве венчания на царство наследников почившего монарха, его братьев - царевичей Петра и Иоанна. По промыслу Божию, в предуказание будущей близости к царю, святителю Митрофану выпало поднести царский венец десятилетнему Петру I. Он стал свидетелем трагических событий во время вступления малолетнего государя на престол. На его глазах проходили кровавые неистовства стрельцов, от рук которых погибли несколько близких родственников царя Петра I ; бунт раскольников, "прении о вере" между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Эти печальные события глубоко запали в душу угодника Божьего, и он до конца жизни заботился как об устроении церковной жизни, так и о благе государственном.
Прибыв в Воронеж святитель с горьким чувством увидел его в крайнем запустении. Привыкший к безмолвию и уединению, он вынужден был ютиться со своей свитой на постоялых дворах. В новой епархии "процветало" язычество, сюда стекались беглые каторжники и раскольники. Чтобы благоустроить этот край необходимы были терпение, труд и духовная опытность. Первым делом он разослал пастырям своей епархии Окружное послание, в котором призвал своих пасомых к нравственному исправлению: "Честные иереи Бога Вышняго! Вожди стада Христова! Вы должны иметь светлые умные очи, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути. По слову Господа, вы должны быть самым светом: "вы есте свет миру" (Мф. 5, 14)... Христос Спаситель, вручая паству апостолу Своему, трижды сказал ему: паси, как бы внушая тем, что три есть различные образа пасения: слово учения, молитва при пособии Святых Тайн и пример жизни. Действуйте и вы всеми тремя способами: подавайте пример доброй жизни, учите людей своих и молитесь о них, укрепляя их Святыми Тайнами; наипаче же неверных просвещайте святым Крещением, а согрешивших приводите к покаянию. Будьте внимательны к болящим, чтобы не отошли от сей жизни без причащения Святых Таин и помазания святым елеем".
- 28 июня 2013 в 12:57 | Ответить
СВЯТИТЕЛЬ МИТРОФАН ЕПИСКОП ВОРОНЕЖСКИЙ (1623 - 1703)
Главные заботы св. владыки сосредотачивались на пастырском попечении о спасении душ вверенного ему Господом словесного стада. С кротостью и любовью вспахивал святитель ниву сердец человеческих, чтобы посеять на них семена слова Божия. Слух о святой жизни архипастыря, о его доброте и милосердии, о проникновенности его наставлений разошелся по всей земле Воронежской. Простые речи его шли от полноты боголюбивого сердца и находили благоговейный отклик в сердцах слушателей. Преподавая свои наставления, св.Митрофан своей жизнью и деятельностью представлял образец для подражания пастве: кроткий, смиренный, приветливый и доступный для нищего и богатого, знатного и простого. Патриарх Иоаким, зная ревность святителя, грамотой своей значительно расширил границы Воронежской епархии.
Благоговея перед храмом Божиим и убежденный в глубоком значении его для усвоения истин веры и добрых нравов народом первосвятитель выстроил в Воронеже собор в честь Благовещания Пресвятой Богородицы, построил более 50 новых храмов (доведя их количество в епархии со 182-х до 239), основал два монастыря ( Вознесенский Коротоякский и Троицкий Битюгский), учредил богадельню для калек и престарелых. Его собственный архиерейский дом стал домом милосердия, где не было отказа в приюте и пище странникам, больным, немощным, беднякам, где любой нуждающийся получал помощь. Он сам навещал тех больных, которые не могли дойти до его дома, и щедро снабдевал всем необходимым. Заботился о строгой жизни по иноческому уставу в монастырях, о нуждах паствы, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Нередко святитель Митрофан посещал тюрьмы, сострадая и утешая кротким словом несчастных узников.
Под драгоценными архиерейскими одеждами скрывалась власяница подвижника. Будучи владыкой святитель Митрофан оставался смиренным иноком Унженской обители, последователем Макария Желтоводского: пищей его были хлеб и вода, а усладой - слезы покаяния и молитва. Он призывал беречь свои семьи, жить в христианской любви и благочестии, воспитывать детей в святой вере. Святой угодник Божий понимал, что православные семьи - основа нравственности народа и крепости государства.
Среди мирской суеты святитель постоянно устремлял свои помышления в мир иной, всем сердцем ощущая бренность земного бытия перед лицом вечности. Духовным взором своим он устремлялся к неизбежному часу кончины по завету святоотеческому: "Храни память смертную - и во век не согрешишь".
Святой архипастырь милосердствовал не только живущим в этом мире, но и почившим, непрестанно вознося молитвы о упокоении их душ. Особо почитал воинов, сражавшихся за Отечество: многие из них значились в его синодике (помяннике). Поминая их за проскомидией, святитель Митрофан говорил: "Аще праведна душа, то большей части сподоблена бывает, аще ли грешна, то будет причастница милости Божией".
Православный аскет, строгий постник святитель Митрофан дожил до 80 лет, сохранив бодрость, деятельную энергию и светлый ум. Чувствуя приближение смерти, он принял схиму с именем Макарий - в честь преп. Макария Желтоводского. Не в архиерейских ризах, а святой он схиме завещал похоронить себя. В своём завещании он писал: "... келейных денег у меня нет… не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной".
Промыслу Божию угодно было прославить святителя Митрофана нетлением его мощей и многочисленными засвидетельствованными чудесами и исцелениями. 7 августа 1832 г. состоялось торжественное открытие гроба и канонизация святого угодника Божьего. В настоящее время мощи святого чудотворца Митрофана находятся в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа.
Главные заботы св. владыки сосредотачивались на пастырском попечении о спасении душ вверенного ему Господом словесного стада. С кротостью и любовью вспахивал святитель ниву сердец человеческих, чтобы посеять на них семена слова Божия. Слух о святой жизни архипастыря, о его доброте и милосердии, о проникновенности его наставлений разошелся по всей земле Воронежской. Простые речи его шли от полноты боголюбивого сердца и находили благоговейный отклик в сердцах слушателей. Преподавая свои наставления, св.Митрофан своей жизнью и деятельностью представлял образец для подражания пастве: кроткий, смиренный, приветливый и доступный для нищего и богатого, знатного и простого. Патриарх Иоаким, зная ревность святителя, грамотой своей значительно расширил границы Воронежской епархии.
Благоговея перед храмом Божиим и убежденный в глубоком значении его для усвоения истин веры и добрых нравов народом первосвятитель выстроил в Воронеже собор в честь Благовещания Пресвятой Богородицы, построил более 50 новых храмов (доведя их количество в епархии со 182-х до 239), основал два монастыря ( Вознесенский Коротоякский и Троицкий Битюгский), учредил богадельню для калек и престарелых. Его собственный архиерейский дом стал домом милосердия, где не было отказа в приюте и пище странникам, больным, немощным, беднякам, где любой нуждающийся получал помощь. Он сам навещал тех больных, которые не могли дойти до его дома, и щедро снабдевал всем необходимым. Заботился о строгой жизни по иноческому уставу в монастырях, о нуждах паствы, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Нередко святитель Митрофан посещал тюрьмы, сострадая и утешая кротким словом несчастных узников.
Под драгоценными архиерейскими одеждами скрывалась власяница подвижника. Будучи владыкой святитель Митрофан оставался смиренным иноком Унженской обители, последователем Макария Желтоводского: пищей его были хлеб и вода, а усладой - слезы покаяния и молитва. Он призывал беречь свои семьи, жить в христианской любви и благочестии, воспитывать детей в святой вере. Святой угодник Божий понимал, что православные семьи - основа нравственности народа и крепости государства.
Среди мирской суеты святитель постоянно устремлял свои помышления в мир иной, всем сердцем ощущая бренность земного бытия перед лицом вечности. Духовным взором своим он устремлялся к неизбежному часу кончины по завету святоотеческому: "Храни память смертную - и во век не согрешишь".
Святой архипастырь милосердствовал не только живущим в этом мире, но и почившим, непрестанно вознося молитвы о упокоении их душ. Особо почитал воинов, сражавшихся за Отечество: многие из них значились в его синодике (помяннике). Поминая их за проскомидией, святитель Митрофан говорил: "Аще праведна душа, то большей части сподоблена бывает, аще ли грешна, то будет причастница милости Божией".
Православный аскет, строгий постник святитель Митрофан дожил до 80 лет, сохранив бодрость, деятельную энергию и светлый ум. Чувствуя приближение смерти, он принял схиму с именем Макарий - в честь преп. Макария Желтоводского. Не в архиерейских ризах, а святой он схиме завещал похоронить себя. В своём завещании он писал: "... келейных денег у меня нет… не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной".
Промыслу Божию угодно было прославить святителя Митрофана нетлением его мощей и многочисленными засвидетельствованными чудесами и исцелениями. 7 августа 1832 г. состоялось торжественное открытие гроба и канонизация святого угодника Божьего. В настоящее время мощи святого чудотворца Митрофана находятся в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа.