Раздачи :: Кино - Театр, Опера, Балет :: Нино Рота - Неаполь - город миллионеров (Фестиваль Долины Итрия) / Nino Rota - Napoli Milionaria (Festival della Valle d'Itria) / 2011 / СТ / DVDRip :: Комментарии
Золотая раздача Объем скачанного не учитывается, а отданное засчитывается полностью. На золотых раздачах появляется дополнительная возможность поднять свой рейтинг. |
( Закрыть )
loading...
Комментарии ( Комментировать )
3 декабря 110 лет со дня рождения итальянского композитора Нино Рота (1911 – 1979 гг.) Н. Рота – автор восьми опер (в том числе «Удивительный визит» по Г. Уэллсу), балетов, симфоний, а также музыки к свыше 100 кинофильмам: «Ночи Кабирии», «Амаркорд», «Рокко и его братья», «Ромео и Джульетта», «Крестный отец». Посещал Россию.
Своим современникам Нино Рота казался человеком не от мира сего, мечтателем, витающим в облаках. Композитор говорил о себе так: «Когда я сочиняю за фортепиано, я, как правило, чувствую себя счастливым. Однако – вечная дилемма – как мы можем быть счастливыми посреди несчастья других? Я бы сделал всё, что в моих силах, чтобы подарить каждому момент счастья. Именно это лежит в сердце моей музыки».
Своим современникам Нино Рота казался человеком не от мира сего, мечтателем, витающим в облаках. Композитор говорил о себе так: «Когда я сочиняю за фортепиано, я, как правило, чувствую себя счастливым. Однако – вечная дилемма – как мы можем быть счастливыми посреди несчастья других? Я бы сделал всё, что в моих силах, чтобы подарить каждому момент счастья. Именно это лежит в сердце моей музыки».
- GoldFlower
- 3 декабря 2016 в 10:15 | Ответить
Киномузыка может быть приятным сопровождением к сюжету фильма, а может стать сердцебиением и дыханием, кардиограммой эпохи. Такую музыку сочинял итальянец Нино Рота, музыкальный соавтор картин Феллини, Висконти, Дзеффирелли, Копполы. Нино Рота услышал многоголосье своей эпохи и передал его в музыке. В его сочинениях звучат человеческие надежды и иллюзии, насмешка судьбы над ними, ранимость человека и его желание любить. Музыка итальянского композитора посвящена человеку, который в поисках истины охотно путешествует в собственное подсознание. Сегодня исполняется 105 лет со дня его рождения.
Приглашаем всех пользователей в группу Юбиляры 2016
Тема на форуме - «Юбиляры 2016»
Приглашаем всех пользователей в группу Юбиляры 2016
Тема на форуме - «Юбиляры 2016»
Свои последние две оперы, «La visita meravigliosa» («Удивительный визит») и «Napoli Milionaria», Нино Рота создал уже в преклонном возрасте. духа времени», в «подражательстве» и даже в «плагиате» отдельных музыкальных фрагментов. Тщательное изучение оперных партитур специалистами показывает, что Нино Рота действительно испытывал серьезное влияние стиля, формы, музыкальной фразировки великих предшественников, в первую очередь, Россини, Доницетти, Пуччини, Оффенбаха, а также своего современника и, по разным свидетельствам, друга Игоря Стравинского. Но это нисколько не мешает рассматривать его оперное творчество как вполне оригинальное, занимающее свое собственное место в мировом музыкальном наследии.
Совсем нелепо, на мой взгляд, звучат упреки в «вульгарности», «опереточной легкости». С тем же успехом можно «критиковать» многие из произведений Россини, скажем, «Итальянку в Алжире»… Рота и не скрывал, что, обожествляя Россини, Пуччини, позднего Верди, Гуно и Р. Штрауса, он любил классические оперетты, американские мюзиклы, наслаждался итальянскими комедиями. Личные привязанности и вкусы, конечно же, отразились и в «серьезных» жанрах его творчества. Нино Рота часто повторял, что для него нет какого-либо ценностного, «иерархического» различия между музыкой для кино и музыкой для оперной сцены, концертных залов: «Я считаю искусственными попытки разделять музыку на «легкую», «полулегкую», «серьезную»… Понятие «легкости» существует только для слушателя музыки, а не для ее творца… Меня как композитора нисколько не унижает работа в кинематографе. Музыка в кино или в других жанрах – для меня все одно творчество».
Его оперы редко, но все же иногда появляются в театрах Италии. Я не смог найти следы их постановок на российской сцене. Но только один факт популярности композитора в нашей стране говорит о многом: в мае 1991 года в Колонном зале Дома Союзов прошел большой концерт, посвященный 80-летию со дня рождения Нино Роты, с участием оркестров Большого театра и Гостелерадио. Читатели среднего и старшего поколений помнят, какой жесточайший экономический и политический кризис тогда переживала страна – до ее развала оставалось полгода. И, тем не менее, государство нашло средства и возможности отметить этот юбилей.
Нельзя сказать, что итальянского композитора в новой России забыли. В 2006 году в московском Театре Луны прошла премьера спектакля "Ноты Нино Роты". В основе сюжета – ностальгические воспоминания пожилого человека. Сцены из прошлой жизни героя чередуются с эпизодами и мотивами, навеянными фильмами Феллини. В одном из театральных обзоров за апрель 2006 года читаем: «Его музыка, отличающаяся редкой мелодичностью, лиризмом, богатством выдумки и тонким проникновением в замысел кинорежиссера, звучит в новом спектакле, основу которого составляют танцы и пантомима». Остается только надеяться, что к столетнему юбилею композитора (2011 г.) наши оперные мэтры вспомнят, что Нино Рота работал не только для кинематографа, и, дай Бог, покажут нам хоть что-то из его оперного наследия.
Для статьи использованы материалы веб-сайтов tesionline.it, abbazialascala.it, federazionecemat.it, teatro.org, listserv.bccls.org и Рунета.
Совсем нелепо, на мой взгляд, звучат упреки в «вульгарности», «опереточной легкости». С тем же успехом можно «критиковать» многие из произведений Россини, скажем, «Итальянку в Алжире»… Рота и не скрывал, что, обожествляя Россини, Пуччини, позднего Верди, Гуно и Р. Штрауса, он любил классические оперетты, американские мюзиклы, наслаждался итальянскими комедиями. Личные привязанности и вкусы, конечно же, отразились и в «серьезных» жанрах его творчества. Нино Рота часто повторял, что для него нет какого-либо ценностного, «иерархического» различия между музыкой для кино и музыкой для оперной сцены, концертных залов: «Я считаю искусственными попытки разделять музыку на «легкую», «полулегкую», «серьезную»… Понятие «легкости» существует только для слушателя музыки, а не для ее творца… Меня как композитора нисколько не унижает работа в кинематографе. Музыка в кино или в других жанрах – для меня все одно творчество».
Его оперы редко, но все же иногда появляются в театрах Италии. Я не смог найти следы их постановок на российской сцене. Но только один факт популярности композитора в нашей стране говорит о многом: в мае 1991 года в Колонном зале Дома Союзов прошел большой концерт, посвященный 80-летию со дня рождения Нино Роты, с участием оркестров Большого театра и Гостелерадио. Читатели среднего и старшего поколений помнят, какой жесточайший экономический и политический кризис тогда переживала страна – до ее развала оставалось полгода. И, тем не менее, государство нашло средства и возможности отметить этот юбилей.
Нельзя сказать, что итальянского композитора в новой России забыли. В 2006 году в московском Театре Луны прошла премьера спектакля "Ноты Нино Роты". В основе сюжета – ностальгические воспоминания пожилого человека. Сцены из прошлой жизни героя чередуются с эпизодами и мотивами, навеянными фильмами Феллини. В одном из театральных обзоров за апрель 2006 года читаем: «Его музыка, отличающаяся редкой мелодичностью, лиризмом, богатством выдумки и тонким проникновением в замысел кинорежиссера, звучит в новом спектакле, основу которого составляют танцы и пантомима». Остается только надеяться, что к столетнему юбилею композитора (2011 г.) наши оперные мэтры вспомнят, что Нино Рота работал не только для кинематографа, и, дай Бог, покажут нам хоть что-то из его оперного наследия.
Для статьи использованы материалы веб-сайтов tesionline.it, abbazialascala.it, federazionecemat.it, teatro.org, listserv.bccls.org и Рунета.
- 13 января 2015 в 01:02 | Ответить
НИНО РОТА: ОН ЕЩЕ ПИСАЛ И ОПЕРЫ
Пятница 10 апреля объявлена в Италии днем траура. Нация скорбела и хоронила жертвы разрушительного землетрясения. Но и без стихийного бедствия этот день в истории страны не беспечален – ровно тридцать лет назад ушел из жизни композитор Нино Рота. Еще при жизни он приобрел мировую популярность своей музыкой к фильмам Феллини, Висконти, Дзеффирелли, Копполы, Бондарчука («Ватерлоо»). Без сомнения, он стал бы знаменитым, если бы написал музыку только к одному из десятков фильмов – «Крестному отцу». Лишь немногие за пределами Италии знают, что Нино Рота - автор десяти опер, трех балетов, симфоний и камерных произведений. Еще меньше людей знакомы с этой стороной его творчества, которую сам он считал более важной, чем музыка в кино.
Нино Рота родился в 1911 году в Милане в семье с глубокими музыкальными традициями. Один из его дедов, Джованни Ринальди, был пианистом и композитором. В возрасте 12 лет Нино написал ораторию для солистов, оркестра и хора «Детство Святого Иоанна Крестителя». Оратория была исполнена в Милане. В том же 1923 году Нино поступил в Миланскую консерваторию, где учился у прославленных педагогов того времени Казеллы и Пиццетти. Он написал свою первую оперу «Principe Porcaro» («Король-свинопас») по сказке Андерсена в возрасте 15 лет. Она никогда не была оркестрована и дошла до наших дней в нотах для фортепиано и голоса.
Настоящий дебют Роты как оперного композитора состоялся 16 годами позже – оперой «Ariodante» в трех актах, которую сам автор охарактеризовал как «погружение в мелодраму 19 столетия». Премьера планировалась в Бергамо (Teatro delle Novit), но из-за войны (шел 1942 год) была перенесена в Парму, - эту «обитель мелодрам», по выражению историка литературы и музыки Феделе Д’Амико. Зрители с восторгом встретили оперу, где дебютировали и композитор, и исполнитель одной из главных партий – некий Марио дель Монако. Каждый раз по окончании спектакля их атаковала толпа желающих получить автографы.
Успех «Ariodante» у взыскательной публики Пармы вдохновил композитора на создание уже в следующем, 1942 году оперы «Torquemada» в 4 действиях. Однако обстоятельства военного времени помешали премьере. Она состоялась спустя тридцать четыре года, но не принесла больших лавров уже именитому и популярному композитору. В последний год войны Нино Рота работал еще над одним большим оперным произведением, которое опять же был вынужден положить в ящик стола и надолго о нем забыть. Об этом произведении ниже. Таким образом, второй по счету исполненной оперой стала одноактная комедия «I dui timidi» («Двое застенчивых»), задуманная для радио и впервые прозвучавшая по радио. Отмеченная специальной премией Premia Italia – 1950, она позднее шла на сцене Scala Theatre di Londra под управлением Джона Притчарда.
Настоящий успех пришел к композитору в 1955 году с оперой «Il capello di paglia di Firenze» по знаменитому сюжету «Соломенной шляпки» Е. Лабише. Она была написана в конце войны и пролежала долгие годы в столе. Опера ознаменовала пик популярности композитора как создателя оперной классики. Сам Рота едва ли бы вспомнил об этом произведении, если бы не его друг маэстро Куччия, которому автор проиграл оперу на фортепьяно сразу же после завершения работы в 1945 году, и который вспомнил о ней через 10 лет, заняв пост руководителя театра Massimo di Palermo. Куччия заставил автора оперы найти партитуру, стряхнуть пыль и подготовить для сцены. Сам Рота признавался, что не ожидал триумфа, с каким опера прошла по сценам ряда ведущих театров Италии. Да и сегодня «Il capello» остается, пожалуй, его самой известной оперой.
В конце пятидесятых Рота написал еще две оперы для радио. Об одной из них – одноактной «La notte di un nevrastenico» («Ночь одного неврастеника») - Рота говорил в интервью журналисту: «Я назвал оперу драмой-буффо. В общем, это традиционная мелодрама. Работая над произведением, я исходил из того, что в музыкальной мелодраме музыка должна преобладать над словом. Дело не в эстетическом принципе. Просто я хотел, чтобы исполнители чувствовали себя на сцене комфортно, могли без затруднений проявить свои лучшие певческие возможности». Другая опера для радиопостановки – одноактная сказка «Lo scoiattolo in gamba» по либретто Эдуардо де Филиппо, прошла незамеченной и в театрах не ставилась. Зато большой успех сопутствовал «Aladino e la lampada magica» по известной сказке из «Тысячи и одной ночи». Над ней Рота работал в середине 60-х годов с расчетом на сценическое воплощение. Премьера состоялась в 1968 году в San Carlo di Napoli, а спустя несколько лет ее поставил в Римской опере Ренато Кастеллани с декорациями Ренато Гуттузо.
Пятница 10 апреля объявлена в Италии днем траура. Нация скорбела и хоронила жертвы разрушительного землетрясения. Но и без стихийного бедствия этот день в истории страны не беспечален – ровно тридцать лет назад ушел из жизни композитор Нино Рота. Еще при жизни он приобрел мировую популярность своей музыкой к фильмам Феллини, Висконти, Дзеффирелли, Копполы, Бондарчука («Ватерлоо»). Без сомнения, он стал бы знаменитым, если бы написал музыку только к одному из десятков фильмов – «Крестному отцу». Лишь немногие за пределами Италии знают, что Нино Рота - автор десяти опер, трех балетов, симфоний и камерных произведений. Еще меньше людей знакомы с этой стороной его творчества, которую сам он считал более важной, чем музыка в кино.
Нино Рота родился в 1911 году в Милане в семье с глубокими музыкальными традициями. Один из его дедов, Джованни Ринальди, был пианистом и композитором. В возрасте 12 лет Нино написал ораторию для солистов, оркестра и хора «Детство Святого Иоанна Крестителя». Оратория была исполнена в Милане. В том же 1923 году Нино поступил в Миланскую консерваторию, где учился у прославленных педагогов того времени Казеллы и Пиццетти. Он написал свою первую оперу «Principe Porcaro» («Король-свинопас») по сказке Андерсена в возрасте 15 лет. Она никогда не была оркестрована и дошла до наших дней в нотах для фортепиано и голоса.
Настоящий дебют Роты как оперного композитора состоялся 16 годами позже – оперой «Ariodante» в трех актах, которую сам автор охарактеризовал как «погружение в мелодраму 19 столетия». Премьера планировалась в Бергамо (Teatro delle Novit), но из-за войны (шел 1942 год) была перенесена в Парму, - эту «обитель мелодрам», по выражению историка литературы и музыки Феделе Д’Амико. Зрители с восторгом встретили оперу, где дебютировали и композитор, и исполнитель одной из главных партий – некий Марио дель Монако. Каждый раз по окончании спектакля их атаковала толпа желающих получить автографы.
Успех «Ariodante» у взыскательной публики Пармы вдохновил композитора на создание уже в следующем, 1942 году оперы «Torquemada» в 4 действиях. Однако обстоятельства военного времени помешали премьере. Она состоялась спустя тридцать четыре года, но не принесла больших лавров уже именитому и популярному композитору. В последний год войны Нино Рота работал еще над одним большим оперным произведением, которое опять же был вынужден положить в ящик стола и надолго о нем забыть. Об этом произведении ниже. Таким образом, второй по счету исполненной оперой стала одноактная комедия «I dui timidi» («Двое застенчивых»), задуманная для радио и впервые прозвучавшая по радио. Отмеченная специальной премией Premia Italia – 1950, она позднее шла на сцене Scala Theatre di Londra под управлением Джона Притчарда.
Настоящий успех пришел к композитору в 1955 году с оперой «Il capello di paglia di Firenze» по знаменитому сюжету «Соломенной шляпки» Е. Лабише. Она была написана в конце войны и пролежала долгие годы в столе. Опера ознаменовала пик популярности композитора как создателя оперной классики. Сам Рота едва ли бы вспомнил об этом произведении, если бы не его друг маэстро Куччия, которому автор проиграл оперу на фортепьяно сразу же после завершения работы в 1945 году, и который вспомнил о ней через 10 лет, заняв пост руководителя театра Massimo di Palermo. Куччия заставил автора оперы найти партитуру, стряхнуть пыль и подготовить для сцены. Сам Рота признавался, что не ожидал триумфа, с каким опера прошла по сценам ряда ведущих театров Италии. Да и сегодня «Il capello» остается, пожалуй, его самой известной оперой.
В конце пятидесятых Рота написал еще две оперы для радио. Об одной из них – одноактной «La notte di un nevrastenico» («Ночь одного неврастеника») - Рота говорил в интервью журналисту: «Я назвал оперу драмой-буффо. В общем, это традиционная мелодрама. Работая над произведением, я исходил из того, что в музыкальной мелодраме музыка должна преобладать над словом. Дело не в эстетическом принципе. Просто я хотел, чтобы исполнители чувствовали себя на сцене комфортно, могли без затруднений проявить свои лучшие певческие возможности». Другая опера для радиопостановки – одноактная сказка «Lo scoiattolo in gamba» по либретто Эдуардо де Филиппо, прошла незамеченной и в театрах не ставилась. Зато большой успех сопутствовал «Aladino e la lampada magica» по известной сказке из «Тысячи и одной ночи». Над ней Рота работал в середине 60-х годов с расчетом на сценическое воплощение. Премьера состоялась в 1968 году в San Carlo di Napoli, а спустя несколько лет ее поставил в Римской опере Ренато Кастеллани с декорациями Ренато Гуттузо.
- 13 января 2015 в 00:06 | Ответить
большое спасибо за возможность услышать и увидеть оперу Нино Рота - вторую для меня. Надеюсь, что она будет столь же великолепна, как и "Шляпка из флорентийской соломки"по водевилю Лабиша , известному у нас как "Соломенная шляпка"
Это первая на нашем Сайте опера и второй релиз, посвященный творчеству известного итальянского композитора Нино Рота, - мастера мелодичной тональной музыки. В моей личной коллекции уже есть его более ранняя комическая опера "Il capello di paglia di Firenze", окончательно завершённая и впервые исполненная в 1955-ом году на сюжет, всем хорошо известный по фильму "Соломенная шляпка". Её я посмотрел с удовольствием. Очень интересно будет ознакомиться с ещё одним образцом его творчества в оперном жанре.
Особенно ценным в предлагаемом нам релизе, по-моему, является то, что он содержит специально созданные для этого спектакля русские субтитры. Ведь опера является жанром синтетическим и, помимо наслаждения музыкой, весьма важно в ней понимать не просто сюжетную линию, но улавливать оттенки и нюансы взаимодействия музыки и слов, произносимых действующими лицами. Только одновременное восприятие синтеза слов, действий персонажей и музыки в оперном спектакле позволяет понять и ощутить всю полноту того, что заложили в неё авторы.
Большое спасибо, Cocrl, за новый и интересный релиз. Благодарю Вас за Ваш бескорыстный труд!
Особенно ценным в предлагаемом нам релизе, по-моему, является то, что он содержит специально созданные для этого спектакля русские субтитры. Ведь опера является жанром синтетическим и, помимо наслаждения музыкой, весьма важно в ней понимать не просто сюжетную линию, но улавливать оттенки и нюансы взаимодействия музыки и слов, произносимых действующими лицами. Только одновременное восприятие синтеза слов, действий персонажей и музыки в оперном спектакле позволяет понять и ощутить всю полноту того, что заложили в неё авторы.
Большое спасибо, Cocrl, за новый и интересный релиз. Благодарю Вас за Ваш бескорыстный труд!
Хочу предложить вашему вниманию лирическую драму итальянского композитора Нино Рота "Неаполь - город миллионеров", которого вы можете знать, как композитора писавшего музыку к кинофильмам, в частности - к трилогии "Крёстный отец". Оперу глубоко драматическую, события которой перекликаются с событиями настоящего времени, а герои очень похожи на героев современности. Поистине: времена меняются, а люди - нет.
Приятного просмотра!
Приятного просмотра!