Серебряная раздача Объем скачанного учитывается только на 50%, а отданное засчитывается полностью. На серебряных раздачах появляется дополнительная возможность поднять свой рейтинг. |
( Закрыть )
loading...
Комментарии ( Комментировать )
Попался на глаза точно такой же плакат, как здесь, только на немецком. Но с немецкого название фильма переводится, как "Смерть на серебряном озере". Стал искать и нарвался на это:
ПОРАЗИТЕЛЬНОЕ СХОДСТВО
Уважаемая редакция!
В 1955 году я послал в газету «Советская культура» письмо, в котором обращал внимание на факт поразительного сходства между кинофильмом «Призраки покидают вершины» (сценарий Э. Карамяна и Г. Колтунова, производство Ереванской киностудии, 1955 г.) и рассказом И. Ефремова «Озеро Горных Духов». Этому было единственное объяснение — Э. Карамян и Г. Колтунов использовали рассказ при написании сценария. Но имя И. Ефремова в титрах фильма отсутствовало.
Я просил опубликовать письмо, но редакция этого не сделала. Письмо оказалось на Ереванской киностудии, откуда мне должны были ответить.
После многих напоминаний я наконец получил ответ за подписью начальника сценарного отдела киностудии А. Мнацаканяна. Привожу ту часть ответа, которая непосредственно касается дела.
«Тот факт, что в их (Э. Карамяна и Г. Колтунова — А. И.) сценарии объектом геологических поисков является ртуть, так же как и в одном из рассказов И. Ефремова, не может служить поводом для аналогии, ибо сюжет, идейная концепция, драматургический конфликт, система образов в фильме не имеют ничего общего с рассказом И. Ефремова.
Описание же физических и химических свойств ртути, которые наличествуют в рассказе и сценарии, не является достоянием авторов, а широко освещены в специальной научной литературе».
На первый взгляд, коротко и ясно. Но так ли обстоит дело, как его изображает А. Мнацаканян?
Основная сюжетная линия рассказа «Озеро Горных Духов» —таинственные тени над озером, названные в народе «горными духами», тщетные попытки смельчаков проникнуть в место их обитания, успешная экспедиция геологов, открывшая ртутное озеро — причину этого явления,— повторяется в фильме с той лишь разницей, что «духи» названы «призраками», а озеро оказалось расположенным не в горах Алтая, а на неприступной вершине Кавказских гор.
Для доказательства того, что Э. Карамян и Г. Колтунов взяли идею «призраков» и ртутного озера из рассказа «Озеро Горных Духов», остановимся на особенностях этого рассказа.
«Озеро Горных Духов» — не обычный рассказ на геологическую тему, а рассказ фантастический, хотя в нем и трудно определить грань между фантастикой и реальностью.
Вот как строится фабула рассказа «Озеро Горных Духов». Из факта существования в ртутных месторождениях маленьких лужиц чистой ртути автор делает небольшое, вполне допустимое и теоретически обоснованное преувеличение — возможно существование ртутного озера. Это допущение приводит к следующему. Ртуть легко испаряется. Если озеро находится под открытым небом (лужицы встречаются только в пещерах), то в лучах солнца поднимающиеся столбы паров ртути будут светиться различными цветами, передвигаться от легкого ветра, «плясать». Понятен интерес, который люди проявляли к этому явлению. Но пары ртути ядовиты. Попытки одиночек проникнуть к озеру завершались смертью или тяжелой болезнью. Так родилась в народе легенда о смертоносном дыхании «горных духов». А это уже выглядит фантастически, это интригует, увлекает.
Очевидна вся несостоятельность попытки Э. Карамяна и Г. Колтунова выдать эту умную, оригинальную выдумку И. Ефремова за свою собственную.
Кроме всего прочего, о том, что Э. Карамян и Г. Колтунов знакомы с рассказом «Озеро Горных Духов» и использовали его в своем сценарии, свидетельствует следующее «вещественное доказательство».
У главного героя рассказа после того, как он установил наличие киновари — ртутной руды — в районе местонахождения озера Горных Духов, возникает догадка, что озеро ртутное, а «духи» — пары ртути. Если признаки отравления последними соответствуют рассказам людей, испытавших действие «духов», то тайна раскрыта. И он обращается к врачу с вопросом: «Скажите, каковы главные симптомы отравления главные симптомы отравления ртутными парами?»
Итак, налицо заимствование. Конечно, это не то литературное воровство, за которое привлекают к ответственности по закону, но это плагиат важной идеи, научной основы сюжета.
А. ИВАНЧЕНКО,
студент юридического факультета Белгосуниверситета
г. Минск.
От редакции. Письмо читателя А. Иванченко редакция переслала писателю И. Ефремову. Публикуем ответ И. Ефремова.
Уважаемые товарищи!
По поводу кинофильма «Призраки покидают вершины» могу сообщить лишь то, что я сам убежден, что мотивы заимствованы из моего рассказа «Озеро Горных Духов». На это обратили внимание десятки моих читателей — и таким образом это факт широкоизвестный.
Причины, по которым авторы сценария и фильма умолчали об этом, мне непонятны и остаются на их совести.
И. А. ЕФРЕМОВ
Источник: Искусство кино. 1957. № 6. С. 162 — 163.
ПОРАЗИТЕЛЬНОЕ СХОДСТВО
Уважаемая редакция!
В 1955 году я послал в газету «Советская культура» письмо, в котором обращал внимание на факт поразительного сходства между кинофильмом «Призраки покидают вершины» (сценарий Э. Карамяна и Г. Колтунова, производство Ереванской киностудии, 1955 г.) и рассказом И. Ефремова «Озеро Горных Духов». Этому было единственное объяснение — Э. Карамян и Г. Колтунов использовали рассказ при написании сценария. Но имя И. Ефремова в титрах фильма отсутствовало.
Я просил опубликовать письмо, но редакция этого не сделала. Письмо оказалось на Ереванской киностудии, откуда мне должны были ответить.
После многих напоминаний я наконец получил ответ за подписью начальника сценарного отдела киностудии А. Мнацаканяна. Привожу ту часть ответа, которая непосредственно касается дела.
«Тот факт, что в их (Э. Карамяна и Г. Колтунова — А. И.) сценарии объектом геологических поисков является ртуть, так же как и в одном из рассказов И. Ефремова, не может служить поводом для аналогии, ибо сюжет, идейная концепция, драматургический конфликт, система образов в фильме не имеют ничего общего с рассказом И. Ефремова.
Описание же физических и химических свойств ртути, которые наличествуют в рассказе и сценарии, не является достоянием авторов, а широко освещены в специальной научной литературе».
На первый взгляд, коротко и ясно. Но так ли обстоит дело, как его изображает А. Мнацаканян?
Основная сюжетная линия рассказа «Озеро Горных Духов» —таинственные тени над озером, названные в народе «горными духами», тщетные попытки смельчаков проникнуть в место их обитания, успешная экспедиция геологов, открывшая ртутное озеро — причину этого явления,— повторяется в фильме с той лишь разницей, что «духи» названы «призраками», а озеро оказалось расположенным не в горах Алтая, а на неприступной вершине Кавказских гор.
Для доказательства того, что Э. Карамян и Г. Колтунов взяли идею «призраков» и ртутного озера из рассказа «Озеро Горных Духов», остановимся на особенностях этого рассказа.
«Озеро Горных Духов» — не обычный рассказ на геологическую тему, а рассказ фантастический, хотя в нем и трудно определить грань между фантастикой и реальностью.
Вот как строится фабула рассказа «Озеро Горных Духов». Из факта существования в ртутных месторождениях маленьких лужиц чистой ртути автор делает небольшое, вполне допустимое и теоретически обоснованное преувеличение — возможно существование ртутного озера. Это допущение приводит к следующему. Ртуть легко испаряется. Если озеро находится под открытым небом (лужицы встречаются только в пещерах), то в лучах солнца поднимающиеся столбы паров ртути будут светиться различными цветами, передвигаться от легкого ветра, «плясать». Понятен интерес, который люди проявляли к этому явлению. Но пары ртути ядовиты. Попытки одиночек проникнуть к озеру завершались смертью или тяжелой болезнью. Так родилась в народе легенда о смертоносном дыхании «горных духов». А это уже выглядит фантастически, это интригует, увлекает.
Очевидна вся несостоятельность попытки Э. Карамяна и Г. Колтунова выдать эту умную, оригинальную выдумку И. Ефремова за свою собственную.
Кроме всего прочего, о том, что Э. Карамян и Г. Колтунов знакомы с рассказом «Озеро Горных Духов» и использовали его в своем сценарии, свидетельствует следующее «вещественное доказательство».
У главного героя рассказа после того, как он установил наличие киновари — ртутной руды — в районе местонахождения озера Горных Духов, возникает догадка, что озеро ртутное, а «духи» — пары ртути. Если признаки отравления последними соответствуют рассказам людей, испытавших действие «духов», то тайна раскрыта. И он обращается к врачу с вопросом: «Скажите, каковы главные симптомы отравления главные симптомы отравления ртутными парами?»
Итак, налицо заимствование. Конечно, это не то литературное воровство, за которое привлекают к ответственности по закону, но это плагиат важной идеи, научной основы сюжета.
А. ИВАНЧЕНКО,
студент юридического факультета Белгосуниверситета
г. Минск.
От редакции. Письмо читателя А. Иванченко редакция переслала писателю И. Ефремову. Публикуем ответ И. Ефремова.
Уважаемые товарищи!
По поводу кинофильма «Призраки покидают вершины» могу сообщить лишь то, что я сам убежден, что мотивы заимствованы из моего рассказа «Озеро Горных Духов». На это обратили внимание десятки моих читателей — и таким образом это факт широкоизвестный.
Причины, по которым авторы сценария и фильма умолчали об этом, мне непонятны и остаются на их совести.
И. А. ЕФРЕМОВ
Источник: Искусство кино. 1957. № 6. С. 162 — 163.